Остатки плитки после ремонта, стекло, черепки посуды, камешки, кусочки разноцветного пластика, скорлупа яиц – это далеко не полный перечень материалов, которые можно использовать для создания мозаики. Практически все, что не жалко выбросить, годится для оформительских работ в доме. Мозаикой можно украсить зеркала, стены, рамки для картин и фотографий, поверхность стола, створки шкафа – буквально все, на что упал ваш взгляд. Читая эту книгу, вы встретитесь с ярким и богатым миром мозаики. Узнаете, кем она была придумана, в каком виде попала в Россию и где применяется. Вы также познакомитесь с различными техниками изготовления мозаики и сами научитесь создавать неповторимые произведения мозаичного искусства. В книге вы найдете много не только познавательного, но и практического материала, готовые рисунки для мозаичных работ, фотографии и схемы. В фомате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мозаика своими руками предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1
Древняя мозаика
Мозаика в переводе с итальянского языка mosaico (франц. Mosaique, лат. musivum) означает «посвященное музам», т. е. эти картины должны быть так же вечны, как и музы. По другой версии opus musivum — одна из разновидностей кладки пола или стены из мелких камешков. Это один из древнейших и красивых видов декоративно-прикладного и декоративно-монументального искусства. Мозаикой называется узор, который выкладывают на любой поверхности.
В последнее время стало очень модно делать не только кормушки для птиц в саду, но и маленькие, украшенные мозаикой бассейны для купания птиц. Они являются прекрасным декором для сада.
Древнейшая мозаика
Истоки этого вида искусства восходят к III тысячелетию до н. э., когда на Ближнем Востоке правили шумерские династии. В те времена глиняные и деревянные изделия инструктировали слоновой костью, ракушками, ляпис-лазурью и другими материалами, которые приклеивали к предмету смолой. До нас с тех времен дошли прекрасные персидские шкатулки, выполненные в этой технике.
Сначала мозаикой выкладывали пол, чтобы он был гладким и ровным, и особого внимания на красоту не обращали. Затем люди поняли большие защитные свойства мозаики и ее декоративные возможности и расширили сферу применения мозаичных покрытий. Ею стали декорировать мебель, музыкальные инструменты, посуду, стены храмов.
Древние шумеры в своих работах отражали самые разные темы — от фантастических и мифологических сюжетов до военных сцен. В Национальном музее в Багдаде хранится арфа царицы Шубад, которую нашли в Уре в ее погребении.
В Лондоне в Британском национальном музее есть шкатулка «Штандарт Ура». Обе вещи датируются 2500 г. до н. э., украшены золотом, перламутром и ляпис-лазурью. Можно отметить знаменитый мозаичный дворец, стены которого покрывала ромбовидная мозаика, а также мозаики дворцов фараонов Рамсесов и Сети, которые до наших дней не сохранились. Уже в те времена мозаика применяли не только для практических целей, но и как украшение.
В 1540–1000 г. до н. э. во времена Нового царства в Египте началось повсеместное строительство из камня огромных гробниц, храмов, дворцов для представителей высших слоев общества. В этих зданиях полы и стены были украшены великолепной мозаикой.
Античная мозаика
Искусство мозаики достигло наибольшего расцвета в эпоху эллинизма (323–27 г. до н. э.) в Древней Греции. В это время строились новые города, интенсивно развивались мореплавание, различные отрасли науки, философия, возникла военная техника. Все это способствовало расцвету мозаики как декоративно-прикладного и декоративно-монументального искусства. Во многих городах возводят дворцы, интерьеры и полы которых украшают мозаичными покрытиями. Особенно часто этот вид декорирования использовали во внутренних двориках.
Иногда мозаику применяли совсем в неожиданных местах. Например, по приказу греческого тирана на Сицилии Гиерона его роскошный корабль украсили мозаичной живописью со сценами из «Илиады» Гомера. Над этой картиной работали 360 мастеров-мозаичников и художников.
Особо можно выделить мозаику в Помпеях, которую нашли в так называемом Доме фавна. Она изображает конец битвы Александра Македонского с Дарием при Иссе. Эта картина очень выразительно передает чувства и мысли главных героев. Мозаика расположена на полу в одной из комнат. Ее размер — 15 м2. На ее изготовление потребовалось больше полумиллиона кубиков из горных пород. В картине использовали только четыре цвета — белый, черный, красный, желтый.
Кроме данного произведения, были найдено еще несколько мозаик с геометрическим, растительным узором и с различной тематикой, например изображение групп странствующих актеров или музыкантов, морское дно, портрет женщины. Все произведения выполнены очень реалистично.
Для подгонки частей мозаики часто применяют тальон, инструмент, который делают из обычного напильника нужного размера. Один его конец остро затачивают.
Мозаика как вид декоративно-прикладного искусства быстро распространился по Римской империи. В качестве материала использовали мрамор и смальту, кроме них, также брали мелкие камешки и гальку в виде маленьких кубиков или столбиков. При императоре Андриане, во время своих путешествий возившего с собой художников и архитекторов, которые украшали здания, возводившиеся по приказу императора во всех городах империи, в первой половине II в. этот вид искусства достиг наибольшего развития. В некоторых из них были созданы мозаичные мастерские.
Роскошь декоративной отделки дворцов, храмов, домов, общественных зданий резко возрастает. Мода на декорирование мозаикой распространяется очень быстро. Каждый зажиточный человек стремится иметь хотя бы небольшую мозаичную картину. Цезарь всегда в поход берет с собой мозаичные плиты, которыми по его приказу устилают дно его палатки.
Римская мозаика отличалась своим реализмом. В картинах и панно изображали пейзажи, бытовые, мифологические, исторические сцены. Наиболее известны произведение из Неаполя «Уличные музыканты», огромнейшее полотно «Пол из Пренесты», «Палестрины», на которых изображена долина реки Нил, чаша с мозаикой «Голуби на чаше». Самая крупная коллекция римской мозаики I–III вв. расположена в музее Бардо и музее Сусса в Тунисе, в именно здесь господство римлян продолжалось около 5 веков.
Византийская мозаика
В Византии изобрели для мозаики особый сплав очень плотного и непрозрачного стекла — смальту. Кусочки из смальты и драгоценных камней не шлифовали, благодаря этому в помещениях создавался оптический эффект расширения, где золотистые искорки таинственно блестели в полумраке, придавая комнате особую торжественность. Кроме того, именно они первыми начали декорировать мозаикой не только пол, но и стены с потолком. Художники предпочитают зеленые, нежно-голубые, ярко-синие цвета, различные оттенки красного, розового, лилового. Для фона используют золотистый цвет, который символизирует богатство.
В Византии мозаикой на заре христианства чаще всего украшали храмы, убранство которых обладало большой силой воздействия благодаря своей мерцающей поверхности и золотистому фону. Здесь надо отметить такие сооружения с мозаикой, как храм Софии в Константинополе, которые отличался звучностью и глубиной цвета, особой образностью мозаик. До наших дней дошел еще один архитектурный и исторический памятник с византийскими мозаиками V–VII вв. — мозаичный ансамбль Ровены, которая была столицей Западной Византийской империи с 402 по 476 гг. Мозаики в церкви Св. Дмитрия в Солуни относят к VII в. Но в отличие от вышеупомянутых храмов они выполнены в другой манере. Все лица выглядят застывшими, композиция строго симметричная.
Фоновую мозаику изготовляют из обычной плитки размером 300 x 300 мм. На ней выполняют различные пропилы, сохраняя структуру плитки. При этом поверхность выглядит так, как будто ее выложили чипсами.
В VIII–IX вв. в Византии запретили иконопись, что повлекло за собой изменение сюжетов в мозаичной живописи. В храмах стали изображать животных, птиц, архитектурные мотивы, в светских домах — придворные церемонии, жанровые сюжеты с императором.
Постепенно фреска заменила мозаику в храмах, хотя ее надо было постоянно обновлять, так как краски тускнели или обесцвечивались.
Византийскую мозаику применяли в Италии и Грузии в более поздние века, в XII в.
Майоликовая мозаика
На Среднем и Ближнем Востоке с XII–XIV вв. украшение зданий мозаикой встречалось повсеместно, причем орнамент покрывал практически всю их поверхность. Исламские художники были великолепными специалистами в области мозаичного искусства. Основной темой их сюжетов были геометрические и растительные орнаменты. Людей они никогда не изображали, так как это запрещалось мусульманской религией. Из материалов мастера использовали резаную терракотовую плитку, поливную керамику (майолику).
Частицы мозаики изготавливали строго по одному шаблону. Из них составляли сложные арабески, которые гармонировали с архитектурой здания. Сначала использовали только один цвет, но с XIII в. орнамент стал полихромным, но чаще преобладают два цвета — терракотово-желтый и сине-голубой, так как они символизировали землю и небо городов. До сих пор существует множество памятников орнаментальной майоликовой мозаики в Самарканде, Бухаре, Хорезме, Ургенче, созданной в IV–XV вв.
Майоликовая мозаика развивалась в Португалии и в средневековой Испании.
Флорентийская мозаика
Самой сложной из всех техник является флорентийская мозаика, которая появилась в XII в. Мастера Флоренции первыми стали использовать для своих картин природный рисунок камня, обычно мрамора и яшмы. В XVI в. эта технология была настолько разработана, что в последующие века совершенно не изменилась.
Особенность флорентийской мозаики — очень тщательная, практически без швов подгонка довольно тонких каменных пластинок. Изображение получают, сочетая поделочные камни нужных цветов, оттенков и форм, которые идеально подбирают, используя их естественный рисунок.
Великолепные мозаичные картины можно увидеть в главном венецианском соборе — базилике Сан-Марко. На фасаде выполнена композиция «Страшный суд».
В более позднее время в XIX в. известные мастера, такие как М. А. Врубель, В. М. Васнецов, А. Гауди, Г. Климт, часто применяли в своем творчестве технику мозаики.
На могиле известного танцовщика Рудольфа Нуриева создали единственную в мире мозаику в виде восточного ковра, спускающегося с постамента. Она была выполнена итальянской мастерской Акомена Спацио Мозаико по эскизам художника парижской Гранд-опера Энцо Фриджерио.
Мозаика в России
Мозаика появилась на Руси только после принятия христианства, в X в. Но особого развития в те времена мозаичное искусство не получило, так как смальту приходилось доставлять из других стран, поэтому она была очень дорогой.
Самыми известными мозаиками того времени являются мозаики в Михайло-Златоверхом монастыре и в церкви Св. Софии в Киеве, которые датируются XI в.
После монголо-татарского ига мозаики не создавали совсем, так как технология ее изготовления была забыта вплоть до XVIII в.
Великий русский ученый М. В. Ломоносов в 1750-х гг. «еще раз изобрел» технологию отливки и шлифовки смальты. Под Санкт-Петербургом был построен завод, на котором к началу 1760-х гг. выпускали свыше 100 основных тонов смальты и более 1000 их оттенков. В то время это было единственное подобное предприятие в России.
Ломоносов разработал свою собственную технику мозаики. За 15 лет он создал портреты многих выдающихся людей России — Петра I, Александра Невского, Елизаветы Петровны, грандиозную картину «Полтавская битва». После смерти ученого развитие мозаики прервалось практически на целый век.
В XIX в. была открыта мозаичная мастерская Императорской академии художеств для создания мозаичных икон для Исаакиевского собора. Художники были посланы на учебу в Италию. В Россию пригласили химиков ватиканских мастерских братьев Бонафеде, которые наладили производство более 17 000 различных по окраске видов смальты. Потом многие страны закупали в России коллекции этого материала.
На Урале также начали развиваться мозаичные мастерские, которые продолжили традиции флорентийской мозаики, причем для ее изготовления они применяют не только драгоценные камни и мрамор, но и полудрагоценные камни, такие как малахит, лазурит.
В 1890 г. открылась частная мастерская Фроловых для развития мозаики в области монументальной архитектуры, которую курировала Академия художеств. В дореволюционный период было выполнено практически все внутреннее и внешнее (что было впервые) мозаичное декорирование храма Спаса на Крови. Кроме того, эта мастерская занималось созданием убранства многих других церквей Санкт-Петербурга, России и стран Европы.
Мастерская работала совместно со многими выдающимися художниками и архитекторами того времени — В. М. Васнецовым, Л. Н. Бенуа, Н. К. Рерихом, В. А. Косяковым, А. В. Щусевым и др.
В послереволюционные годы мозаичные полотна отображают революционные сюжеты. В 1930-е гг. работа в мастерской Флоровых возобновляется уже под руководством президента Академии художеств СССР И. И. Бродского. Мастерская изготавливает полотна для театра им. В. Э. Мейерхольда, герб для павильона СССР на Всемирной выставке в Париже, создает мозаики для метрополитена Москвы. Привлекают к работе многих советских художников. В 1950–1960-е гг. выполняют мозаики для Ленинградского метрополитена. В 1990-е гг. вновь начинают делать мозаики для церквей и часовен.
В настоящее время в стране существует много мастерских, которые выполняют заказы как для государства, так и для частных лиц.
Дорожки, полы, тротуары часто выкладывают клинкерной плиткой. Она создается из глазурованной керамической плитки, которая прочна, практична, красива и имеет водоотталкивающие свойства.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мозаика своими руками предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других