Духи и божества китайской преисподней

Е. А. Завидовская, 2023

Данная книга представляет собой энциклопедию загробной жизни в китайских верованиях. В ней воссоздается картина традиционных простонародных представлений об устройстве мира мертвых, отголоски которых и по сей день являются неотъемлемой частью китайской культуры. Основное внимание уделяется формам, нашедшим выражение в современной храмовой культуре Китая. Помимо описания божеств смерти и их подручных, в монографии рассказывается о китайской «Книге мертвых» Юйли баочао, о ритуалах поминовения усопших, о видах адов, об устройстве тонкого тела человека, о Загробных департаментах и Реестрах судьбы. Книга снабжена большим количеством уникальных иллюстраций. Предназначена для самого широкого круга читателей. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

Ады (кит. диюй, 地獄, дословно «подземные узилища»)

— целый ряд понятий и представлений в китайской простонародной религии, заимствованных преимущественно из буддизма и радикально переработанных в местных верованиях. Отдельные области (или залы) загробного мира, в которых душа очищается через страдания.

Представления об аде в Китае появились и стали развиваться вместе с распространением буддизма. Однако в силу разных причин они претерпели довольно существенные изменения и унаследовали от первоисточника подчас лишь фрагментарные элементы сходства.

Наскальные рельефы Дацзу, гора Баодиншань, г. Чунцин

Наскальные рельефы Дацзу, гора Баодиншань, г. Чунцин

МИРЫ САНСАРЫ

Согласно буддийской картине мироздания сансара (круг перерождений) состоит из целого ряда миров, в которых душа может воплощаться по одному из шести (по другим версиям — пяти) путей перерождения (см. Пути перерождения). Один из этих миров называется нарака (санскр. / нирайя, пали), что значит «ад» или «мир адских существ», и воплощение в нем представляет собой отдельный путь перерождения (кит. диюйдао, 地獄道). Рождение определяется последствиями творимых деяний — кармой предыдущих жизней. Рождение в мире адских существ считается неблагоприятным, однако невечным.

НАРАКА

Единства в представлениях об устройстве мира нарака-лока не существует. Различные сутры предлагают свою трактовку этого вопроса. Различается и количество адов (их может быть восемь, восемнадцать, двадцать, двадцать один, тридцать, а в некоторых источниках говорится о пятистах адах или даже о бесчисленном количестве адов), их последовательность и названия. Также везде по-разному объясняется, за какие грехи попадают в тот или иной ад. Встречаются и очень подробные описания, в которых сообщается, на каком расстоянии от поверхности земли находятся те или иные ады, сколько длится пребывание в них, указывается рост обитателей каждого из адов, однако и среди такого рода описаний нет согласия.

Тем не менее в народных верованиях Китая наиболее распространенной стала система восемнадцати адов (шиба цэн диюй, 十 八層地獄). В ней также нет единства, однако в общем виде ее можно описать примерно так:

ВОСЕМНАДЦАТЬ АДОВ НАРАКА

В целом, мир нарака состоит из восемнадцати адов: восьми Горячих (или основных) адов, восьми Холодных, Смежных (соседствующих, или дополнительных) (санскр. Локантарика) и Обособленных (санскр. Пратьека-нарака) адов. Вместе они называются восемнадцать Великих адов (кит. шиба да диюй, 十八大地獄). Территориально восемь Горячих адов располагаются под мифическим материком Джамбудвипой (кит. Наньчжаньбучжоу, 南贍部洲), внутри горы Чакравада (кит. цюэлу шань, 雀盧山), один под другим. В самом низу находится последний и самый страшный ад, который называется Авичи-нарака (см. Авичи). Вокруг каждого из Горячих адов, «на границе неба и земли» (как сказано в «Сутре о восемнадцати Адах нирайя»), располагается по одному Холодному аду. Суровость наказания и продолжительность пребывания в этих адах увеличиваются с каждым уровнем, если считать сверху вниз. Смежные, или Дополнительные ады находятся по четырем сторонам от основных Горячих адов. В каждом горячем аду есть четыре двери, сориентированные по странам света; за каждой из этих дверей есть еще по четыре двери, которые и ведут к различным Дополнительным адам. Таким образом, при каждом Горячем аде есть по шестнадцать Дополнительных, вместе их получается сто двадцать восемь. Расположение Обособленных адов точно не указывается, собственно, поэтому они также называются Неопределимыми.

Разрезание на тысячу кусков

Растирание на жерновах

Сцены адских мытарств, храмовый комплекс Гуйчэн, уезд Фэнду, пров. Сычуань

Сцены адских мытарств, храмовый комплекс Гуйчэн, уезд Фэнду, пров. Сычуань

В различных сутрах приводятся разные временные промежутки пребывания грешников в адах, называются астрономические цифры, но все сходятся в том, что пребывание в адах увеличивается с каждым уровнем, уводящим вниз.

Сцены адских мучений, храм Синшань-сы, г. Сиань, пров. Шэньси

Вот один из вариантов списков восьми Горячих адов, хотя существуют вариации как в их названиях, так и в описаниях. Часто указывается, что одно мучение в каждом последующем аду равно двадцати мучениям в предыдущем.

1. Санджива-нарака — Большой ад оживания (санскр. Санджива-нарака, кит. хо да диюй, 活大地獄). По описанию из «Сутры о восемнадцати адах Нирайя», в этом аду души грешников, завидев друг друга, испытывают желание сражаться между собой. Они наносят друг другу сильнейшие увечья и умирают в муках, но затем дуновение ветра вновь оживляет их. И так продолжается бесконечно.

2. Каласутра-нарака — Огненный ад черных веревок (линий) (санскр. Каласутра-нарака, кит. хэйшэн хо диюй, 黑繩火地獄). Здесь связанных веревками грешников помещают в огонь, раскаляют докрасна, вытащив из огня, бьют, а затем опять бросают в огонь, и так повторяется бессчетное количество раз. В ряде источников говорится, что в аду Каласутра стражники-гуй процарапывают черными линиями различные геометрические фигуры на телах грешников, а потом по этим линиям разрезают.

3. Сангхата-нарака — Большой ад сдвигающихся [гор] (санскр. Сангхата-нарака, кит. хэ да диюй, 合大地獄). Этот ад со всех сторон окружен скалами. Здесь грешников палят на огне, те пытаются найти укрытие в горах, но горы мгновенно смыкаются и своими боками расплющивают грешников. Однако же причиненные увечья сами собой исцеляются, и все повторяется снова и снова.

4. Раурава-нарака — Большой ад воплей (санскр. Раурава-нарака, кит. цзяохуань да диюй, 叫喚大地獄). Внутри этого ада имеются отдельные выгородки, в которых грешники ищут убежища, но лишь зайдут туда, как все раскаляется докрасна, и грешники сгорают от нестерпимого жара. Это продолжается без остановки в течение бессчетного числа лет.

5. Махараурава-нарака — Большой ад душераздирающих воплей (санскр. Махараурава-нарака, кит. да цзяохуань да диюй, 大叫喚 大地獄). Здесь имеется глубокая огненная яма, в которую стражники сталкивают грешников, избивая железными палками. Объятые огнем, грешники не умирают, пока полностью не сгорят и не обуглятся, а затем возрождаются снова, и так продолжается бессчетное количество раз.

6. Тапана-нарака — Большой ад огненных мук (санскр. Тапана-нарака, кит. жэнао да диюй, 熱惱大地獄). Грешники пребывают здесь за огромной стеной, за которой все объято пламенем. Сверху ад покрыт железом, и грешникам невозможно ни вздохнуть, ни прилечь, и подобные терзания длятся безмерно долго. По другим описаниям, грешников вдобавок протыкают раскаленными клинками.

7. Пратапана-нарака — Большой ад сильных огненных мук (санскр. Пратапана-нарака, кит. да жэнао да диюй, 大熱惱大地獄). В этом аду все объято пламенем. Там грешников бросают в огонь и кладут на раскаленные металлические кровати, и невозможно уйти или передохнуть. По другим описаниям, горящие в огне грешники видят вдруг открытые двери темницы, бросаются к ним, но двери захлопываются, и они снова падают в огонь либо же в грязь, полную червей, которые безжалостно и бесконечно терзают их, а затем все повторяется снова.

8. Авичи-нарака — Большой ад Авичи (Беспросветный, см. Авичи) (санскр. Авичи-нарака, кит. аби да диюй, 阿鼻大地獄). Самый страшный из адов, где различные мучения длятся беспрерывно в течение многих тысяч кальп. Описывается по-разному, но неизменным остается невероятность, непереносимость и бесконечность мучений.

Отрезание носа

Храм Чэн-хуан-мяо,г. Пинъяо, пров. Шаньси

Сцены адских мучений, храм Синшань-сы, г. Сиань, пров. Шэньси

Сцены адских мучений, храм Синшань-сы, г. Сиань, пров. Шэньси

Холодные ады, оттиск с ксилографа XIX в.

Грешники в ледяном аду, храм Чэн-хуан-мяо, уезд Юйхэ, пров. Шэньси

С той же степенью усредненности можно назвать и восемь Холодных адов:

1. Арбуда-нарака (кит. эбуто, 額部陀, эфуто, 額浮陀) — Ад волдырей. От мороза кожа грешников, попавших в него, покрывается волдырями.

2. Нирарбуда-нарака (кит. ницыбуто, 尼刺部陀, нилайфуто, 泥賴 浮陀) — Ад разбухающих волдырей. Волдыри, возникающие от холода, здесь разбухают и лопаются.

3. Атата-нарака (кит. эпачжа, 額啪吒, ачжачжа, 阿吒吒) — Ад, в котором колотит от холода.

4. Хахава-нарака (кит. хохопо, 謔謔婆, абобо, 阿波波) — Ад, в котором стонут от холода.

5. Хухува-нарака (кит. хухупо, 虎虎婆) — Ад, в котором хрипят от холода. Названия этого и двух предыдущих адов являются производными от звукоподражаний различным стонам и хрипам, издаваемым замерзающим человеком: атата — звукоподражание стуку зубов, хахава — звукоподражание судорожному стенанию замерзающего, хухува — звукоподражание хрипам и бульканью в гортани едва живого от холода.

Чудище с ледяным дыханием

Фрагмент настенной росписи, храм Чэн-хуан-мяо, г. Пинъяо, пров. Шаньси

6. Утпала-нарака (кит. юболо, 優缽羅) — Ад голубого лотоса. Назван так из-за сходства цвета посиневшей от мороза кожи с цветом лепестков этого растения.

7. Падма-нарака (кит. ботэмо, 缽特摩, ботоумо, 波頭摩) — Лотосовый ад. В названии также превалирует принцип сравнения, только в этом аду кожа белеет, а снег и иней заставляют ее трескаться.

8. Махападма-нарака (кит. мохэботэмо, 摩訶缽特摩) — Великий лотосовый ад. Здесь от мороза лопается не только кожа, но и внутренности.

Грешники мерзнут в холодном аду, храмовый комплекс Гуйчэн, уезд Фэнду, г. Чунцин

Вышеописанная система восемнадцати адов далеко не везде представлена именно в таком виде. Например, в «Сутре о восемнадцати адах нарая (нарака)» (шиба нили цзин, 十八泥犁經), переведенной на китайский язык парфийским монахом Ань Ши-гао еще во время династии Восточная Хань (25–220 гг. н. э.), описаны восемнадцать адов, из которых восемь горячих и десять холодных, и названия этих адов, видимо, некитайские, не всегда совпадают с вышеперечисленными.

В храмовом комплексе Гуйчэн в уезде Фэнду есть скульптурные композиции, изображающие восемнадцать адов. Они расположены в боковых галереях зала Ямараджи по девять с каждой стороны, и в них уже не наблюдается разграничение на холодные и горячие.

В романе «Путешествие на Запад» У Чэн-эня (吳承 恩, ~1500 — ~1582) адов также восемнадцать, но там они сгруппированы по три. Названия этих адов в основном связаны с тем, что происходит внутри, например: «Ад, где вытягивают кишки» (чоу чан юй, 抽腸獄), «Ад котлов с маслом» (юго юй, 油鍋獄) или «Ад горы из ножей» (дао шань юй, 刀山獄); есть и отдельный «Ад Фэнду» (фэнду юй, 酆都獄), и только один из адов сохранил санскритское название Авичи (аби юй, 阿鼻獄).

Вообще надо сказать, что в храмовой культуре Китая по большей части используются именно китайские названия адов, более понятные простым людям. В святилищах народной религии это правило практически абсолютно.

По китайским представлениям во главе каждого ада стоит свой начальник. В большинстве случаев он ассоциируется с Ямараджей соответствующего зала загробного суда. Имеются также и весьма редкие изображения управителей восемнадцати адов; в храмах они изображаются в виде чиновников в одинаковых одеждах, каких-то отличительных черт у них нет. Считается, что все они женаты и имеют детей.

КИТАЙСКИЕ «ПОДЗЕМНЫЕ УЗИЛИЩА»

В Китае параллельно с распространением верований в систему восемнадцати адов в народной религии сформировались свои собственные представления об аде. За основу, конечно же, были взяты традиционные буддийские описания нарака, однако их переосмыслили, дополнили, а зачастую и вовсе переиначили. Прежде всего, надо сказать, что в народной религии произошло слияние представлений о нараках, о промежуточном состоянии между смертью и следующим рождением — антарабхава (кит. чжунъ-инь, 中陰, тиб. бардо) и об идее загробного воздаяния. Другими словами, по китайским народным представлениям, после смерти греховные души сразу попадают в ад, или, если дословно, «подземное узилище» (диюй, 地獄). Там они сначала должны получить воздаяние за грехи и только после этого могут обрести другое рождение в одном из миров сансары. Получается, что по сути китайский «ад» больше похож на то, что в европейской традиции называется чистилищем. Эта концепция впервые встречается, скорее всего, в «Сутре десяти правителей» (Шиван-цзин, 十王經, см.), но детально проработана она была в «Нефритовых скрижалях» (Юйли баочао, 玉曆寶鈔, см.). В буддизме считается, что душа находится в антарабхаве максимум сорок девять дней. В Китае же по конфуцианскому канону срок полного траура составляет три года. Эти два представления, судя по всему, слились, и возникло суждение, что мытарства души в загробном мире до следующего рождения длятся три года.

Храмовый комплекс Гуйчэн, уезд Фэнду, г. Чунцин

Судья десятого зала, храм Синшань-сы, г. Сиань, пров. Шэньси

СИСТЕМА ДЕСЯТИ ЗАЛОВ СУДА

Загробные залы суда представляют собой четкий, хорошо слаженный бюрократический аппарат. По этой системе после смерти «души» (см. Души) сначала должны предстать пред судом первого из десяти загробных судей (см. Ямараджи десяти залов). В зале первого судьи по специальным реестрам, в которые заносились все поступки человека при жизни, решается, подлежит ли душа наказанию или нет. Кроме того, там есть специальное Зеркало кармы, в котором отражаются все грехи новопреставленных, оно находится на «Площадке зеркала грехов» (нецзин-тай, 孽鏡臺). Если грехов нет, то душу из зала первого судьи сопровождают либо на Небо на службу Нефритовому императору, либо в один из буддийских раев (впрочем, последний — это путь для единиц, отличившихся святостью и подвижничеством, а не честным исполнением своей социальной функции; даосы в данном случае говорят о восточном рае бессмертных, расположенном на острове Пэнлай), если добрых и злых дел было совершено поровну, то душу отправляют сразу в десятый зал на перерождение. В остальных залах — со второго по девятый — грешников судят за совершенные прегрешения, причем каждый зал специализируется на какой-то определенной группе проступков. Если по «специализации» какого-то зала проступков нет, душу тотчас переводят в следующий. Если же были выявлены провинности, то судья назначает наказание и тут же в аду, находящемся в ведомстве данного судьи, приговор приводят в исполнение. Всего у каждого судьи (со второго по девятый) в ведомстве находится один Большой ад и шестнадцать Малых. Эти Большие ады, а их получается ровно восемь, как раз и есть те восемь Горячих (или основных) адов, о которых было сказано выше.

Сцены адских мытарств, храм Чэн-хуан-мяо, г. Пинъяо, пров. Шаньси

Проступки, за которые назначаются наказания, чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Кроме общепонятных и не требующих специальных пояснений (убийство, воровство, стяжательство, умышленное причинение вреда и пр.), в китайской системе загробного правосудия существует изрядное количество весьма специфических провинностей, требующих взыскания. Например, в Старом Китае считалось, что в третьем зале суда, помимо разных жуликов и воров, судят тех, кто считал, что император не заботится о подданных. Там же представали перед правосудием неблагодарные обыватели, непослушные жены, беглые преступники, азартные игроки, нарушители геомантических предписаний фэншуй, а также осквернители могил своих предков, заговорщики и подстрекатели и еще превеликое множество самых разных грешников. В шестом же зале, например, держали ответ всяческие осквернители священного: от законченных невеж, называющих богов по именам (что было верхом дерзости; всуе для богов существовали особые торжественные именования), до неучей, непочтительно обращавшихся с исписанной бумагой. Здесь же оказывались и те, кто справлял нужду в неположенную сторону, и те, кто ел говядину и собачатину (в Старом Китае в ряде регионов считалось, что собака и корова — главные помощники человека и употреблять в пищу их мясо нельзя; сегодня подобные взгляды распространены на Тайване). По каждому из проступков проводилось тщательное дознание, устанавливалась степень его тяжести и выносился приговор.

Сцены адских мытарств, храм Чэн-хуан-мяо, г. Пинъяо, пров. Шаньси

Несмотря на то что названия буддийских Больших адов полностью совпадают с теми, которые описываются в залах суда китайской простонародной религии, сами понятия существенно друг от друга отличаются. Во-первых, по буддийским представлениям, у отдельных адов нет своих начальников, всем подземным миром правит Ямараджа. Во-вторых, в этих адах наказывают за разные преступления, и важным тут является не специфическая квалификация проступка, а лишь его тяжесть. В-третьих, в отличие от классического буддийского, в китайских народных представлениях ады десяти Ямараджей (см. Ямараджи десяти залов), как собственно и их залы, расположены не по вертикали, а в одной плоскости. В Юйли баочао приводятся названия и всех Малых адов.

Сцены адских мытарств, храм Чэн-хуан-мяо, г. Пинъяо, пров. Шаньси

В зале десятого судьи заканчивается разбирательство по делам умерших и назначается форма следующего перерождения. Схема перерождений также описывается по-разному, точнее — существует несколько таких схем. Первая полностью повторяет традиционные буддийские представления, вторая отражает собственно китайские воззрения на справедливость воздаяния в последующих жизнях (подробнее см. Пути перерождения).

Безусловно, народные верования далеки от того, чтобы считаться стройной системой культа со своим каноном и четко определенными догматами, обязательными для всех верующих. Тем не менее, особенно в последнее время, стали появляться настоятельные попытки привести систему простонародных культов к какой-то минимальной внутренней непротиворечивости. В этом смысле весьма показательно компромиссное решение, подробно описанное ниже.

ПОПЫТКА ИЗБЕГНУТЬ ПРОТИВОРЕЧИЙ

Существуют варианты организации адов, которые намеренно созданы, чтобы снять основные противоречия между системами Восемнадцати нараков и Десяти залов загробного суда. По этим версиям загробный суд тоже вершат десять Великих судей, однако в их подчинении оказывается другой набор адов, чем прежде. Судья первого зала заведует только мостом Найхэ (см. Найхэ-цяо), а судья последнего зала занимается только перерождениями. А в залах со второго по девятый располагаются восемнадцать адов. Однако список адов отличается от названий нараков, что видно на приведенном ниже одном из многочисленных вариантов. Кроме того, если раньше в распоряжении судей были довольно длинные списки грехов, за которые они судили души, то теперь в каждом из адов осталось только по одному «профильному» прегрешению.

Десять залов суда и восемнадцать адов
ИЗОБРАЖЕНИЯ АДОВ

Если говорить об изображениях адов, то можно заметить, что не все ады, упоминающиеся в религиозных текстах, иллюстрируются в печатных изданиях или изображаются в соответствующих храмовых залах. Так, например, нет изображений упомянутого в Юйли баочао «Малого ада, где вынимают мозг и заполняют голову ежами» (цюй нао вэй тянь сяо диюй, 取腦蝟填小地獄) или же «Малого ада, где со всех сторон кусают барсуки и клюют дрофы» (туань бао шан ся чжо яо сяо диюй, 貒鴇上下啄咬小地獄).

Однако существуют некоторые образы адских мучений, которые в той или иной комбинации обязательно будут изображаться в храмах. Это: «Ад паоло» (см. Паоло), «Ад, в котором варят в котле с маслом», «Ад горы с ножами», «Ад, в котором растирают на жерновах», «Ад пруда кровавой жижи», «Ад, где выкалывают глаза», «Ад, где вырывают язык», «Ад, где сдирают кожу», «Ад, где выковыривают кишки». Часто изображаются сцены, на которых грешников терзают адские животные: огненные быки, горящие собаки, тигры и т. п.

Сцены адских мытарств, храм Синшань-сы, г. Сиань, пров. Шэньси

Традиционные изображения адских мытарств можно встретить:

• на иллюстрациях адов в Юйли баочао, варьирующихся от издания к изданию, но в принципе однотипных;

• в скульптурных изображениях и настенных росписях в храмах, посвященных Дунъюэ Дади, Кшитигарбхе и Чэн-хуанам (например, в пекинском храме Дунъюэ-мяо, храмовом комплексе Гуйчэн в уезде Фэнду);

• в свитках, изображающих Ямараджей десяти залов.

Сцены адских мытарств, У-чан (см.) как исполнитель загробных наказаний, храм Синшань-сы, г. Сиань, пров. Шэньси

Существуют и современные изображения. Так, художник Цзян И-цзы (江逸子) (р. 1938), живущий на Тайване, написал в технике гунби 50-метровый горизонтальный свиток под названием «Картины адских мытарств» (диюй бяньсян ту, 地獄變相圖). Работая над ним, он опирался не на какой-то один источник, а стремился создать общую картину ада. Сейчас изображения адов этого художника очень распространены в Интернете, по этому свитку был даже снят фильм.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я