В данной монографии на основе анализа действующего отечественного и зарубежного законодательства, а также материалов юридической практики рассматриваются особенности осуществления предпринимательской деятельности в особых экономических зонах, в частности, проводится анализ правовой сущности соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности в особых экономических зонах. Последовательно доказывается гражданско-правовая природа соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности, дается его юридическая характеристика и определяется место данного соглашения в системе гражданско-правовых договоров. Монография предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей, а также для юристов и экономистов, осуществляющих практическую деятельность по вопросам особых экономических зон.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в особых экономических зонах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1
Особая экономическая зона как предпосылка заключения соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности
§ 1. Особые экономические зоны в системе территорий с особым правовым режимом экономической деятельности
Стремление к развитию отечественной экономики, выходу России на мировой рынок и упрочению ее положения на международном уровне обусловило применение государством механизмов, способствующих реализации указанных целей. Примером такого механизма служат ОЭЗ, используемые во всем мире в целях привлечения инвестиций, а также осуществления хозяйствующими субъектами на их территории деятельности, в которой заинтересовано государство.
В настоящее время в мире насчитывается более двух тысяч подобных зон, именуемых особыми, свободными или специальными[2].
История развития ОЭЗ началась в 166 году до н. э. с провозглашения о. Делос территорией, на которой привозившие и хранившие там товары купцы освобождались от уплаты налогов и пошлин[3]. Дальнейшее развитие в XII–XIII вв. получают зоны свободной торговли[4].
К средним векам относится возникновение «порто-франко» — приморских гаваней, пользующихся правом беспошлинного ввоза заграничных товаров[5] в Гамбурге, Бремене, Марселе и др.[6] К началу XIX века «порто-франко» на большей части Европы прекращают свое существование из-за снижения доходов государств и в связи с большими издержками по борьбе с контрабандой[7].
Во второй половине XX века во всем мире широко распространились свободные экономические зоны (далее — СЭЗ), функционирующие и по сей день в форме торгово-складских, международных, комплексных, инновационных, экспортных, сервисных и иных зон. Их объединяет исторически сложившийся подход предоставления льгот и иных преимуществ хозяйствующим субъектам в целях увеличения притока инвестиций в экономику страны.
Россия не стояла в стороне от данных процессов. В XIII–XV вв. она также использовала режим «порто-франко» для развития транзитной торговли и насыщения внутреннего рынка товарами. Данный режим длительное время существовал во Владивостоке, Одессе и Батуми[8]. Впоследствии, как и в других государствах, «порто-франко» в России перестает существовать.
Возрождение ОЭЗ в России продолжилось в 1990 годы созданием зон свободного предпринимательства[9] в Ленинградской и Читинской областях, Приморском крае. Однако способ регулирования зон свободного предпринимательства — посредством издания подзаконных актов — не способствовал их эффективности, в связи с чем их функционирование было прекращено.
В 1991 году развитие получают СЭЗ — территории, на которых устанавливается особый режим хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также советских предприятий и граждан[10]. Их отличали направленность на экспортное производство и стимулирование внешнеэкономической деятельности[11]. Добавим, что СЭЗ отличал также и порядок их создания — в соответствии с законодательными актами республик, входящих в состав СССР. Кроме того, помещение норм, регулирующих создание СЭЗ, в закон об иностранных инвестициях предполагало основной их целью — привлечение иностранных инвестиций.
Период с 1996 по 2004 годы характеризовался принятием федеральных законов об отдельных ОЭЗ: «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»[12] (далее — Закон об ОЭЗ в Калининградской области); «Об Особой экономической зоне в Магаданской области»[13] (далее — Закон об ОЭЗ в Магаданской области).
Современный период развития ОЭЗ начался с принятия Федерального закона «Об особых экономических зонах РФ»[14]22 июля 2005 г. (далее — Закон об ОЭЗ), согласно ч. 1 ст. 2 которого ОЭЗ — это определяемая Правительством Российской Федерации часть территории, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. Данный Закон предусматривает четыре типа ОЭЗ: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые (ч. 1 ст. 4).
Похожие определения ОЭЗ (СЭЗ) закреплены в ст. 2 Закона об ОЭЗ в Калининградской области и ст. 2 Закона об ОЭЗ в Магаданской области, ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации»[15] (далее — Закон о зонах территориального развития), а также на международном уровне и в законодательстве иностранных государств[16].
Современное понимание ОЭЗ нуждается в осмыслении. Анализ точек зрения по данному вопросу свидетельствует об отсутствии единообразного представления о ней среди юристов и экономистов.
Позиции авторов-экономистов сводятся к следующему: ОЭЗ представляет собой сложноорганизованную комплексную экономическую систему[17], институт инновационного развития[18], способ превращения потенциально способных к трансформации регионов в точки устойчивого экономического роста[19].
Ряд авторов определяют ОЭЗ как инструмент государственного регулирования[20] или стимулирования развития региона[21]. Другие авторы определяют ОЭЗ как территорию с льготными экономическими условиями для предпринимателей[22], специальный режим регулирования экономических отношений[23].
Точки зрения юристов об ОЭЗ условно можно объединить в несколько групп.
Представители первой группы, сосредоточившись на критике легального определения ОЭЗ, предлагают иные трактовки исследуемого понятия. Так, Н.А. Рагозина определяет ОЭЗ как форму внешнеэкономической деятельности[24], внешнеторговую, инвестиционную и иную деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) (ст. 1 Федерального закона «Об экспортном контроле»[25]). Автор правомерно указывает на значимость ОЭЗ как источника привлечения иностранных инвестиций, однако не учитывает, что деятельность, осуществляемая в ОЭЗ отечественными организациями, может не иметь внешнеэкономического характера.
Д.А. Благов считает, что ОЭЗ представляет собой самостоятельную форму осуществления предпринимательской деятельности[26]. Вместе с тем, ОЭЗ, определяемая как территория, не может являться формой предпринимательской деятельности.
По мнению Е.Е. Серебряковой, определение ОЭЗ как территории с особым режимом предпринимательской деятельности противоречит установленному ст. 8 Конституции РФ[27] принципу единства экономического пространства, а также ст. 74 Конституции РФ, не допускающей установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров на территории Российской Федерации[28].
Однако установление в ОЭЗ особого режима осуществления предпринимательской деятельности не создает дополнительных таможенных границ, повышенных пошлин и сборов. Напротив, налоги и таможенные сборы, взимаемые с резидента, существенно снижены, т. е. о препятствиях для свободного перемещения товаров на территории Российской Федерации речи не идет. Сходной позиции придерживается Д.В. Кузовкин, отмечающий, что размещение в ОЭЗ товаров без уплаты ввозных пошлин является льготой для резидентов и не нарушает принцип единства экономического пространства[29].
Представители второй группы делают акцент на территорию и особый режим осуществления предпринимательской деятельности, придерживаясь легального подхода, являющегося, в свою очередь, отражением сложившейся до принятия Закона об ОЭЗ судебной практики. Так, например, в определении Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации 2002 года говорится о необходимости использования двух признаков для квалификации СЭЗ: территории и особого режима хозяйственной деятельности[30].
Между тем, перечисленных признаков явно недостаточно для выявления сущности ОЭЗ. Более того, многообразие территорий с особым правовым режимом требует выявления квалифицирующих признаков ОЭЗ. Так, например, в зависимости от регулируемой особым правовым режимом сферы общественной жизни, можно выделить ряд территорий с подобными режимами. Например, правовой режим районов Крайнего Севера направлен на обеспечение особых условий труда[31]; административно-правовые режимы государственной границы[32], а также закрытых территориальных образований[33] — на охрану конституционного порядка и безопасности российского государства.
ОЭЗ относятся к территориям, в границах которых установлен особый режим экономической деятельности. Помимо данного правового института, к таковым можно отнести ОЭЗ в Калининградской и Магаданской области, зоны территориального развития, зоны свободной торговли[34], оффшорные зоны[35], а также зарубежные ОЭЗ (СЭЗ). Кроме того, такими территориями можно будет считать планируемые к созданию территории опережающего социально-экономического развития[36].
Одним из квалифицирующих признаков ОЭЗ, создаваемых в соответствии с Законом об ОЭЗ, выступают цели их создания — развитие обрабатывающих, высокотехнологичных отраслей экономики, туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработка технологий и коммерциализация их результатов, производство новых видов продукции (ст. 3 Закона об ОЭЗ). В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, перечисленные отрасли экономики являются ключевыми ибо их развитие способствует поддержанию России как мирового лидера в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья, а также созданию конкурентоспособной экономики знаний и высоких технологий[37].
Законодатель не дифференцирует цели создания каждого типа ОЭЗ. Допустимо, что каждый тип ОЭЗ может косвенно способствовать достижению всех перечисленных целей создания ОЭЗ. Так, например, производство определенных товаров в промышленно-производственной ОЭЗ будет способствовать, в первую очередь, развитию обрабатывающих отраслей, но также может способствовать и развитию высокотехнологичных отраслей, если в процессе производства этого товара изобретена новая технология.
В то же время такой подход не представляется удачным, поскольку предполагает, что создание определенного типа ОЭЗ позволит достигнуть всех указанных целей, что невыполнимо. В этой связи полагаем, что для каждого типа ОЭЗ должны быть обозначены непосредственные цели его создания.
В российском законодательстве, как и в законодательстве Королевства Иордания[38] или Республики Индия[39], отсутствует такая цель создания ОЭЗ, как привлечение инвестиций. Напротив, СЭЗ Республики Филиппины[40] и ряд СЭЗ в других странах[41]создаются в целях привлечения инвестиций в экономику государства.
Как видится, избранный отечественным законодателем подход более точен, поскольку привлечение инвестиций является не целью, а средством достижения цели — развития экономики страны.
Кроме того, в ст. 3 Закона об ОЭЗ, посвященной целям их создания, определены и отрасли экономики, развитию которых будет способствовать создание ОЭЗ. Напротив, в большей части исследованного зарубежного законодательства об ОЭЗ (СЭЗ) отсутствуют указания на отрасли экономики и иные сферы общественной жизни, которые необходимо развивать. Позиция отечественного законодателя представляется нам более перспективной, поскольку перечисление конкретных направлений, которые призваны развивать ОЭЗ, в большей степени позволяет обеспечить интересы государства и общества, нежели указание в качестве цели создания ОЭЗ — осуществление инвестирования в неопределенные сферы.
Из содержания целей, стоящих перед ОЭЗ и создаваемых в соответствии с Законом об ОЭЗ, следует, что их создание и функционирование значимы не только для муниципальных образований или субъектов Российской Федерации, в границах которых они создаются, но и для России, поскольку осуществляются в целях развития ключевых отраслей отечественной экономики в целом.
В свою очередь, создание зон территориального развития и ОЭЗ в Магаданской и Калининградской области имеет региональное значение, что подтверждают цели их создания. Так, зоны территориального развития создаются в целях ускорения социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 Закона о зонах территориального развития): ОЭЗ в Магаданской области — в целях развития производительных сил, финансового и товарного рынков Магаданской области (ст. 2 Закона об ОЭЗ в Магаданской области); ОЭЗ в Калининградской области — в целях ускорения социально-экономического развития Калининградской области (ст. 1 Закона об ОЭЗ в Калининградской области).
Целью создания зон свободной торговли является ликвидация барьеров в сфере торговли. Так, например, цель учреждения одной из известнейших в мире зоны свободной торговли — Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) — устранение барьеров в сфере торговли, содействие трансграничному перемещению товаров и услуг между США, Канадой и Мексикой[42].
Подобно целям создания ОЭЗ, цели создания оффшорных зон направлены на развитие экономики государства, в границах которого они расположены. Однако, в отличие от исследуемого правового института, цели, стоящие перед оффшорами, достигаются иными средствами, что проявляется в особенностях режима деятельности, действующего в их границах.
Так, в первую очередь, основной особенностью правового режима оффшора выступает тот факт, что зарегистрированная в его границах компания должна вести деятельность за его пределами[43].
Напротив, особый режим осуществления предпринимательской деятельности ОЭЗ предполагает ее осуществление непосредственно в границах ОЭЗ. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 10 Закона об ОЭЗ, резидент не вправе иметь филиалы и представительства вне ОЭЗ.
Кроме того, особый режим осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ устанавливает и ряд других ограничений: резидент обязан осуществлять в ОЭЗ только предусмотренную соглашением деятельность (ч. 1 ст. 12 Закона об ОЭЗ); резиденты промышленно-производственных и портовых ОЭЗ должны осуществлять инвестиции в установленном Законом объеме (ч. 3, 4 ст. 12 Закона об ОЭЗ).
Следующей особенностью режима осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ является предоставление лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность в условиях данного режима (резиденту ОЭЗ), ряда преимуществ:
— налоговые льготы[44] (ст. 5.1 Закона об ОЭЗ);
— таможенные льготы (что выражается в возможности применения процедуры свободной таможенной зоны[45] на территории ОЭЗ (ст. 37 Закона об ОЭЗ)).
Отметим, что понятие ОЭЗ было дополнено формулировкой «может применяться процедура свободной таможенной зоны» в редакции Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 365-Ф3[46]. Данное дополнение порождает определенные сомнения. Так, применение процедуры свободной таможенной зоны предполагает предоставление резиденту права размещать и использовать в пределах ОЭЗ товары без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза[47]. Следовательно, данная процедура является чертой особого режима осуществления предпринимательской деятельности, одной из особенностей которого является предоставление резиденту различных льгот и преимуществ. В этой связи целесообразным видится исключение из определения ОЭЗ фразы «может применяться процедура свободной таможенной зоны».
Более того, формулировка «может применяться процедура свободной таможенной зоны» вызывает вопрос о возможности ее применения. Ответ на него содержится в ч. 1.2 ст. 37 Закона об ОЭЗ, предусматривающей ряд объектов, на которые не распространяется режим свободной таможенной зоны; под данный режим помещаются товары в целях осуществления промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности (ч. 2 ст. 37). Товары, размещаемые и используемые в портовой ОЭЗ, считаются помещенными под таможенный режим свободной таможенной зоны с момента их ввоза в портовую ОЭЗ, что не освобождает резидентов от соблюдения запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию РФ (ч. 2.1 ст. 37).
Закон об ОЭЗ не указывает на возможность помещения под данный режим товаров резидентами, осуществляющими туристско-рекреационную деятельность, что представляется спорным, поскольку ее осуществление также требует размещения в ОЭЗ различных таможенных товаров. В этой связи, на наш взгляд, в Закон об ОЭЗ должны быть внесены соответствующие изменения.
Следующим преимуществом, которым наделяется резидент, выступает предоставление земельного участка и (или) иного государственного и (или) муниципального имущества в аренду по льготной ставке арендной платы[48] (ч. 1 ст. 12 Закона об ОЭЗ).
Заметим, что наделение резидента налоговыми и таможенными льготами отличает отечественные ОЭЗ от ряда их зарубежных аналогов. Так, указанные льготы практически не используются в СЭЗ Вьетнама[49]. Подавляющая часть технопарков или технико-внедренческих зон в США также не получает каких-либо налоговых или таможенных привилегий от государства, но им предоставляются льготы на аренду помещений, упрощаются процедуры регистрации резидентов[50].
Поскольку действующий в ОЭЗ особый режим осуществления предпринимательской деятельности включает в себя нормы налогового (предоставление налоговых льгот (ст. 5.1 Закона об ОЭЗ)), гражданского (предоставление земельного участка в аренду (ч. 1 ст. 12 Закона об ОЭЗ)), инвестиционного (осуществление инвестирования в установленном объеме[51](ч. 1, 3, 4 ст. 12 Закона об ОЭЗ)) и таможенного (применение процедуры свободной таможенной зоны (ст. 37 Закона об ОЭЗ)) законодательства, следует прийти к выводу о его комплексном характере.
Условиями получения доступа к указанному режиму являются:
1) регистрация коммерческой организации и (или) индивидуального предпринимателя в качестве субъекта права в границах муниципального образования, на территории которого создана ОЭЗ;
2) заключение указанными субъектами с Минэкономразвития РФ и управляющей компанией соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ;
3) внесение в реестр резидентов ОЭЗ записи о регистрации указанных субъектов в качестве таковых (ч. 1–3 ст. 9 Закона об ОЭЗ).
Действующий в ОЭЗ особый режим осуществления предпринимательской деятельности является разновидностью правового режима.
В теории права вопрос о понятии правового режима носит дискуссионный характер. Категория «режим» трактуется как установленный порядок чего-либо[52]. Под правовым режимом в юридической науке понимается порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний, создающих особую направленность регулирования[53], специфику юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов[54]. Иными словами, правовой режим представляет собой специфический порядок регулирования общественных отношений.
Отсутствие легального определения режима осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ обусловило появление ряда его доктринальных определений. Так, авторы определяют его как: совокупность специального административного, налогового и таможенного режима, а также особого режима осуществления предпринимательской деятельности[55]; порядок административно-правового регулирования, обеспечивающий создание и функционирование ОЭЗ посредством применения различных средств и методов[56].
Некоторые авторы отождествляют понятия «режим осуществления предпринимательской деятельности» и «режим регулирования предпринимательской деятельности», обосновывая их тождественность тем, что каждый из данных режимов устанавливается государством[57].
Другие авторы, напротив, разграничивают данные понятия, указывая, что режим осуществления предпринимательской деятельности представляет собой совокупность предусмотренных законом и учредительными документами прав и обязанностей предпринимателя, в то время как режим регулирования — явление, охватывающее методы и способы регулирования[58].
Как представляется, исследуемые понятия не являются тождественными, поскольку их составляющие — «регулирование» и «осуществление» — несут разную смысловую нагрузку. Регулирование является формой целенаправленного, управляющего воздействия[59]. В теории права правовое регулирование позиционируется как осуществляемое при помощи системы правовых средств результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями[60]. Осуществление же есть процесс действия, предполагающий его самостоятельное исполнение[61]. В частности, в юридической науке осуществление права определяется как его реализация[62], производимая посредством применения норм права, исполнения обязанностей и использования предоставляемых прав[63].
Иначе говоря, регулирование деятельности подразумевает регламентацию поведения субъекта, в то время как осуществление деятельности есть ее исполнение, реализуемое самим субъектом. Так, например, посредством издания соответствующих законов законодатель регулирует деятельность субъектов предпринимательской деятельности. В свою очередь, субъекты предпринимательской деятельности осуществляют данную деятельность, руководствуясь нормами этих законов.
Исходя из указанного, категория «режим осуществления предпринимательской деятельности» подразумевает порядок осуществления предпринимательской деятельности ее субъектами.
В отношении категории «режим регулирования предпринимательской деятельности» необходимо указать на образующуюся при его определении тавтологию, поскольку буквально режим регулирования предпринимательской деятельности есть «порядок регулирования регулирования предпринимательской деятельности». В связи с этим, на наш взгляд, более уместным представляется использование понятия «режим предпринимательской деятельности».
Поскольку Закон об ОЭЗ указывает на особый режим осуществления предпринимательской деятельности, это дает, на первый взгляд, основания полагать, что в ОЭЗ предпринимательская деятельность осуществляется резидентами в особом порядке.
На самом же деле, перечисленные особенности действующего в ОЭЗ режима не позволяют именовать его «режимом осуществления предпринимательской деятельности», поскольку порядок осуществления указанной деятельности не является особым и не отличается от порядка ее осуществления на территории России в целом. Резидент ОЭЗ должен осуществлять деятельность в соответствии с общими правилами осуществления предпринимательской деятельности. Например, если он намерен осуществлять деятельность, право на осуществление которой возникает при наличии лицензии или членства в саморегулируемой организации (далее — СРО), он также должен будет отвечать указанным требованиям. Если создаваемая им продукция подлежит сертификации, то резидент должен будет получить сертификат соответствия этой продукции принятым стандартам[64].
В то время как порядок осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ не является особым, ее регулирование, напротив, обладает рядом специфических черт.
Одной из таковых выступает его комплексный характер, проявляющийся в том, что регулирование отношений, связанных с созданием и функционированием ОЭЗ, осуществляется нормами налогового, таможенного, инвестиционного и гражданского законодательства.
Следующей его чертой выступает наделение резидента рядом отмеченных выше преимуществ.
Кроме того, специфика каждого режима проявляется в типе правового регулирования и его способах, используемых в рамках данного режима[65]. Науке известны два основных типа правового регулирования: разрешительный (определяемый по правилу — «запрещено все, что прямо не разрешено») и дозволительный («разрешено все, что прямо не запрещено»)[66].
Закон об ОЭЗ четко указывает, что резиденту разрешено осуществлять в ОЭЗ только ту деятельность, которая предусмотрена конкретным соглашением об осуществлении деятельности (ч. 1–2.2 ст. 10). В этой связи считаем, что третьей чертой предусмотренного законом режима предпринимательской деятельности выступает его разрешительный характер.
Таким образом, в ОЭЗ действует режим предпринимательской деятельности, особенностями которого являются: комплексный характер; разрешительный тип регулирования; наделение резидента отдельными льготами.
Отметим, что в границах ОЭЗ Магаданской области также установлен особый правовой режим хозяйственной деятельности (ст. 5, 6 Закона об ОЭЗ в Магаданской области); в границах ОЭЗ в Калининградской области — специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности (главы 3, 4 Закона об ОЭЗ в Калининградской области).
Как и режим предпринимательской деятельности в ОЭЗ, создаваемых в соответствии с Законом об ОЭЗ, перечисленные правовые режимы также предполагают предоставление резидентам ОЭЗ ряда преимуществ — налоговых[67] и таможенных льгот[68].
Однако, в противоположность особому режиму предпринимательской деятельности в ОЭЗ, создаваемых в соответствии с Законом об ОЭЗ, иные режимы не предполагают предоставления резидентам государственного и (или) муниципального имущества в аренду по льготной арендной ставке.
В границах зон территориального развития их резидентам предоставляется ряд мер государственной поддержки[69], в круг которых не входит предоставление таможенных льгот и государственного и (или) муниципального имущества по льготной арендной ставке.
В отличие от перечисленных зон, особый режим зоны свободной торговли, например зоны свободной торговли СНГ, ориентирован, прежде всего, на упрощение торговли между несколькими государствами, что проявляется в отмене таможенных пошлин, а также налогов и сборов, имеющих с ними эквивалентное действие[70].
Особый режим оффшорной зоны направлен как на освобождение от налогов (полное или частичное), так и на установление конфиденциальности, не предусматривающей раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций. Указанное характерно для режима оффшорных зон на Багамских, Каймановых, Сейшельских островах, о. Маврикий, в штате Делавэр (США).
Отличием особых режимов предпринимательской деятельности в ОЭЗ, создаваемых в соответствии с Законом об ОЭЗ, как и ОЭЗ в Магаданской области, от соответствующих режимов экономической деятельности, установленных в иных территориях, выступает также заключение государством с хозяйствующим субъектом соглашения об осуществлении предпринимательской деятельности в ОЭЗ как одно из условий допуска к данным режимам. Договорный характер осуществления предпринимательской деятельности характерен и для ряда зарубежных ОЭЗ (СЭЗ), например, СЭЗ в г. Клайпеда Республики Литвы[71], ОЭЗ в Индии.
Отметим, что использование договора как регулятора отношений между резидентом и Минэкономразвития РФ имеет наибольшее значение для резидентов, поскольку способствует возникновению партнерских отношений с государством. В этой связи уместно привести точку зрения В.В. Лаптева, обосновывающего важность договорной формы, использование которой позволяет адекватно учитывать интересы различных звеньев хозяйственной системы, в т. ч. субъектов предпринимательской деятельности[72].
ОЭЗ присущи и другие признаки, в т. ч. функциональная ограниченность, что выражается, во-первых, в перечне видов деятельности, запрещенных в ОЭЗ[73]. Данный перечень отличен от перечня видов деятельности, запрещенных к осуществлению в зонах территориального развития[74], ОЭЗ в Калининградской области[75]. Закон об ОЭЗ Магаданской области вовсе не содержит такого перечня.
Во-вторых, функциональная ограниченность ОЭЗ, создаваемых в соответствии с Законом об ОЭЗ, проявляется в возможности создания только четырех типов ОЭЗ: промышленно-производственных, технико-внедренческих, туристско-рекреационных и портовых. Заметим, что возможность создания четырех типов ОЭЗ не предусматривается для иных территорий с особым режимом экономической деятельности, расположенных в границах Российской Федерации. В целях сравнения отметим, что, например, в КНР функционируют несколько разновидностей СЭЗ: особые экономические районы; государственные зоны технико-экономического развития; зоны развития новой и высокой технологии государственного значения; беспошлинные зоны; зоны приграничного экономического сотрудничества; экспортно-производственные зоны[76]. Во Вьетнаме получили развитие четыре формы СЭЗ: зоны свободной торговли; промышленные зоны; экспортно-промышленные зоны; зоны высоких технологий[77].
В основе дифференциации типов ОЭЗ лежит вид предпринимательской деятельности, осуществляемый в их границах. Ранее действующая редакция Закона об ОЭЗ строго ограничивала вид деятельности, осуществляемый в ОЭЗ конкретного типа: в промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной и портовой ОЭЗ осуществлялись, соответственно, промышленно-производственная[78], технико-внедренческая[79], туристско-рекреационная[80] и портовая деятельность[81].
Внесенные в Закон об ОЭЗ в 2011 году изменения сделали возможным осуществление ТВД также в промышленно-производственной ОЭЗ. Данные изменения нельзя оценить однозначно. С одной стороны, они «размывают» отличия между типами ОЭЗ и делают возможным наделение резидентов промышленнопроизводственных ОЭЗ преимуществами, предусмотренными для резидентов, осуществляющих ТВД.
С другой стороны, расширяют возможности осуществления различных видов предпринимательской деятельности в ОЭЗ. Возможно, законодатель стремится к созданию распространенных за рубежом комплексных зон — зон, не имеющих узкой специализации, охватывающих разные стороны экспортно-импортной, производственной и инновационной деятельности[82]. Согласно ст. 4 Закона Республики Беларусь «О свободных экономических зонах», комплексная СЭЗ сочетает в себе функции, свойственные нескольким типам СЭЗ.
Осуществление подобной трансформации в целом соответствует мировым тенденциям создания и функционирования ОЭЗ. Указанное может быть проиллюстрировано на примере ОЭЗ «Манаус» в Бразилии — торговой зоне, впоследствии трансформировавшейся в комплексную зону[83].
Зарубежным аналогом промышленно-производственных ОЭЗ являются экспортно-производственные зоны (export processing zone), примером которых выступают экспортно-производственные зоны Республики Бангладеш, создаваемые в целях стимулирования быстрого экономического роста страны путем индустриализации[84].
Технико-внедренческие зоны, как и технопарки (research park, science park, or science and technology park), ориентированы на развитие наукоемких, высокотехнологичных производств. Заметим, что технопарки получили ускоренное развитие во второй половине XX столетия. Так, в Голландии и ФРГ уже к концу 90-х годов насчитывалось, соответственно, 45 и 50 технопарков, причем планируется образовать еще по 100 в каждой стране. В Англии имеется более 25 технопарков, за счет чего создано, в общей сложности, 18,4 тыс. рабочих мест. Самой большой из них является научно — техническая зона «Силиконовая долина», где сосредоточено около 20 % мировых объемов производства компьютеров и другой вычислительной техники[85].
Функционирование портовых ОЭЗ направлено на развитие портовой инфраструктуры региона. Так, например, портовая ОЭЗ, созданная на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный», ориентирована на развитие авиастроительного потенциала Ульяновской области[86]. Зарубежным аналогом портовых ОЭЗ являются свободные гавани (порто-франко) (free-ports). Одной из основных целей, стоящих перед ними, является создание сборочных производств и интенсификация международного торгового обмена за счет активизации и расширения внешнеторговой, а также внешнеэкономической деятельности. Так, например, в Шанхае резидентами СЭЗ «Пудун» являются: Nissan Motor Со. (автомобилестроение); Volvo (автомобилестроение); Volkswagen (автомобилестроение); Mazda Motor Со. (автомобилестроение); Honda Motor Со. (автомобилестроение); MSP/DRILEX (тяжелое машиностроение); Tomson (электротехническая промышленность)[87].
Следующим признаком ОЭЗ выступает ее территориальная ограниченность. Так, ОЭЗ создается на территории муниципального образования (муниципальных образований) или территории субъекта (субъектов) Российской Федерации (ч. 3 ст. 4 Закона об ОЭЗ). При этом промышленно-производственные ОЭЗ создаются не более чем на трех участках территории, площадь которых составляет не более чем сорок квадратных километров. Технико-внедренческие ОЭЗ создаются не более чем на трех участках территории, общая площадь которых составляет не более чем четыре квадратных километра. Туристско-рекреационные и портовые ОЭЗ создаются на одном или нескольких участках территории. Портовые ОЭЗ создаются на участках территории, которые имеют общую границу или объединены акваторией морского порта, акваторией речного порта и площадь которых составляет не более чем пятьдесят квадратных километров (ст. 4 Закона об ОЭЗ).
Отметим, что законы, регулирующие создание иных территорий с особым режимом экономической деятельности, не содержат требований к размеру их площади.
ОЭЗ, создаваемые в соответствии с Законом об ОЭЗ, отличает и специальный порядок их создания и прекращения.
Так, решение о создании и прекращении ОЭЗ принимается Правительством РФ на основании заявки на создание ОЭЗ, предоставляемой исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (ч. 1 ст. 6 Закона об ОЭЗ). Несмотря на четкую и однозначную норму, на практике имеются прецеденты, когда решение о создании ОЭЗ принималось региональными властями. Например, решение о создании зоны экономического развития в Алексеевском районе Волгоградской области и издании соответствующего закона было принято администрацией Волгоградской области.
Впоследствии данный закон был признан не соответствующим законодательству Верховным Судом Российской Федерации[88].
Напротив, акты, регулирующие создание ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях, не регламентируют порядок их создания. Так, известно лишь, что СЭЗ в Калининградской области была создана на основании решения Верховного Совета РСФСР о наделении Калининградской области статусом свободной экономической зоны[89]; ОЭЗ в Магаданской области была создана посредством принятия соответствующего федерального закона. Указанное, однако, объясняется разовым характером создания данных зон.
Наиболее близким по степени детализации порядка создания территории с особым режимом является порядок создания зоны территориального развития. Так, в ч. 1 ст. 4 Закона о зонах территориального развития указывается, что принятию решения о создании зоны территориального развития Правительством РФ предшествует утверждение им перечня субъектов Российской Федерации, в границах которых допускается создание таких зон.
Необходимо отметить также, что создание ОЭЗ, как и ряда иных территорий с особым режимом экономической деятельности, имеет временный характер. Однако срок функционирования ОЭЗ, продленный с 20 до 49 лет (ст. 9 Закона об ОЭЗ)[90], существенно отличается от срока функционирования зон территориального развития — 12 лет (ст. 9 Закона о зонах территориального развития); ОЭЗ Калининградской области, которая создается на 25 лет (ст. 21 Закона об ОЭЗ в Калининградской области), Магаданской области — 15 лет[91] (ст. 7 Закона об ОЭЗ в Магаданской области).
Отличительным признаком ОЭЗ выступает и действующий в ее границах режим землепользования, которому присущи следующие особенности.
Во-первых, ОЭЗ может создаваться на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в т. ч. предоставленных во владение и (или) пользование гражданам или юридическим лицам, а также на земельных участках, находящихся в собственности граждан или юридических лиц (ч. 1 ст. 5 Закона об ОЭЗ). Поэтому Правительство РФ, принимая решение о создании ОЭЗ, заключает с исполнительными органами государственной власти субъекта Федерации и исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований соглашение о создании ОЭЗ, которым устанавливаются обязательства указанных органов по передаче полномочий по управлению и распоряжению земельными участками уполномоченному Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти — Минэкономразвития РФ (п. 2, 3 ч. 4 ст. 6 Закона об ОЭЗ).
Во-вторых, переданные земельные участки подпадают под действие специального правового режима, поскольку на них не распространяется действие градостроительного регламента, который определяет правовой режим земельных участков (ч. 1, 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ[92]). Указанный режим определяется органами управления ОЭЗ, и поэтому носит специальный характер (ч. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ), что сближает его с режимами земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий[93].
Особенности режима землепользования в ОЭЗ регламентированы ст. 32 Закона об ОЭЗ, анализ которой выявил ряд проблем. Так, законодатель не указал, на каких основаниях происходит передача Минэкономразвития РФ полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, право собственности на которые принадлежит публичным образованиям. Закон об ОЭЗ не указывает также на основания передачи и объем передаваемых прав на земельные участки, принадлежащие гражданам и юридическим лицам.
Если земельный участок находится в государственной и (или) муниципальной собственности, отношения по передаче прав на него Минэкономразвития РФ не выходят за рамки публичной собственности.
Однако Закон об ОЭЗ, как выше было сказано, допускает создание ОЭЗ на участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в т. ч. предоставленных во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам. В таком случае государство должно либо изъять земельный участок, либо прервать действие договоров, предоставляющих гражданам или юридическим лицам права владения или пользования земельными участками.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в особых экономических зонах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2
Интернет-конференция руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Ю.Н. Жданова «Проблемы развития особых экономических зон в Российской Федерации» (21 июня 2006 г.) // Текст предоставлен СПС «Консультант Плюс».
3
См.: Верещагин С.Г. Свободные экономические зоны: история и современность. Гражданин и право. 2008. № 7. — С. 9.
5
Энциклопедический словарь /Под ред. Ф.А. Брокгауза, И.А. Ефрона. T. XXIV. М.: Терра, 2001. — С. 604.
6
Верещагин С.Г. «Порто-франко» в России. Известия Владивостокского института международных отношений. 1997. № 15. — С. 75.
7
Евстратов С.Ю., Козлов Н.Б., Кузнецов А.И. Иностранные инвестиции в СССР: вопросы финансового регулирования. М.: Финансы и статистика, 1991.-С. 106.
8
Доронина Н.Г. Особые экономические зоны во внешнеэкономической деятельности. Журнал российского права. 2004. № 6. — С. 25.
9
Постановление Верховного Совета РСФСР «О создании зон свободного предпринимательства» от 14 июля 1990 г. № 106-1. Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 7. Ст. 107.
10
См.: ст. 42 «Основ законодательства об иностранных инвестициях в СССР» от 5 июля 1991 г. № 2302-І. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. № 31. Ст. 880.
11
Горбунова Ю.Н. Особые экономические зоны: мировой опыт и практика РФ: Автореф. дисс… канд. юрид. наук. Хабаровск, 2005. — С. 8.
12
Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ. СЗ РФ. 2006. № 3. Ст. 280.
13
Федеральный закон «Об особой экономической зоне Магаданской области» от 31 мая 1999 г. № 104-ФЗ. СЗ РФ. 1999. № 23. Ст. 2807.
14
Федеральный закон «Об особых экономических зонах Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ. СЗ РФ. 2005. № ЗО (Ч. 2). Ст. 3127.
15
Федеральный закон «О зонах территориального развития Российской Федерации» от 3 декабря 2011 г. № 392-ФЗ. СЗ РФ. 2011. № 49(4.5). Ст. УОУО.
16
Согласно Приложению F.1 к «Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция)», свободная зона представляет собой часть государственной территории, в которой помещенные там товары рассматриваются с точки зрения взимания импортных таможенных пошлин и налогов как находящиеся вне таможенной территории и не подлежащие обычному таможенному контролю. [Электронный ресурс] // URL: http://www. rosez.ru/law/law_kioto.htmI (дата обращения — 15.02.2010). В соответствии со ст. 2 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны, свободная (специальная, особая) экономическая зона — часть территории государства-члена таможенного союза в пределах, установленных законодательством государства-члена таможенного союза, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. [Электронный ресурс] // URL: http:// www.tsouz.ru. (дата обращения — 05.01.2012). Специальная экономическая зона Республики Казахстан — ограниченная территория с точно обозначенными границами, на которой создаются благоприятные условия для осуществления приоритетных видов деятельности (Закон Республики Казахстан «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан» от 21 июля 2011 г. № 469-IV) // Казахстанская правда. 2011. № 108 (25353). Свободные экономические зоны в Кыргызской Республике — это обособленные и огражденные участки, специально выделенные на территории отдельных областей, районов и городов Кыргызской Республики (Закон Кыргызской Республики «О свободных экономических зонах в Кыргызской Республике» от 16 декабря 1992 г. № 10У6-ХІІ) // Ведомости Верховного Совета Республики Кыргызстан». 1993. № 3. Ст. 90). Свободная экономическая зона Республики Молдова представляет собой часть территории с определенными границами, в пределах которой в отношении резидентов этой свободной экономической зоны устанавливается и действует специальный правовой режим для осуществления ими инвестиционной и предпринимательской деятельности (Закон Республики Молдова «О свободных экономических зонах» от 27 июля 2001 г. № 440XV. [Электронный ресурс] // URL: http://www.parlament. md/ProcesulLegislativ/%C3%8Enregistrare/tabid/61/Legislativld/248/Default.aspx (дата обращения — 21.03.2012). Специальной (свободной) экономической зоной считается часть территории Украины, на которой установлен специальный правовой режим хозяйственной деятельности, особый порядок применения и действия законодательства Украины (Закон Украины от 13 октября 1992 г. № 2673-XII «Об общих основах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон». [Электронный ресурс] // URL: http://ef.donnu.edu.иа//REC CEZ chl.pdf (дата обращения — 21.03.2012). Под свободной экономической зоной Республики Беларусь понимается часть территории Республики Беларусь с определенными границами, в пределах которой в отношении резидентов этой свободной экономической зоны устанавливается и действует специальный правовой режим для осуществления ими инвестиционной и предпринимательской деятельности (Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 213-3 «О свободных экономических зонах». [Электронный ресурс] // URL: http:// www.bankzakonov.com/republic_pravo_by_2010/blocky8/rtf-t9f8u8/index.htm (дата обращения — 21.03.2012). Особыми экономическими зонами Республики Филиппины являются выбранные высокоразвитые или потенциально способные стать таковыми территории с агропромышленными, туристско-рекреационными, коммерческими, банковскими, инвестиционными и финансовыми центрами (Закон Республики Филиппины «Об обеспечении правовых основ и механизмов создания, функционирования, управления координирования специальных экономических зон в Республике Филиппины» от 21 февраля 2005 г. № 7916. [Электронный ресурс] // URL: http://www.congress.gov.ph/download/ra_09/Ra07916. pdf (дата обращения — 21.03.2012).
17
Егоров А.И. Особые экономические зоны регионального уровня: тенденции развития: Автореф. дисс… канд. юрид. наук. Тамбов, 2008. — С. 5.
18
Клим И.В. Особые экономические зоны в инновационном развитии мировой и российской экономики: Автореф. дисс…. канд. экон. наук. М., 2008. — С. 9.
19
Ушаков В.В. Государственное регулирование создания и функционирования особых экономических зон в России: Автореф. дисс… канд. экон. наук. М., 2007. — С. 10.
20
Сибаева Г.Р. Развитие системы государственного регулирования и поддержки предпринимательства (на примере Камского экономического района Республики Татарстан): Автореф. дисс…. канд. экон. наук. Уфа, 2010. — С. 22.
21
См., напр.: Лебедев А.В. Формирование межрегионального туристского комплекса в условиях туристско-рекреационной особой экономической зоны (на примере Московской области): Автореф. дисс…. канд. экон. наук. М., 2009. — С. 8; Белов В.И. Управление формированием и развитием свободных экономических зон портового типа на региональном уровне: Автореф. дисс… канд. экон. наук. СПб, 2006. — С. 7.
22
Цуприк В.В. Макроэкономический механизм развития предпринимательства в особых экономических зонах: Автореф. дисс… канд. экон. наук. СПб, 2009. — С. 10.
23
Васильев А.В. Формирование особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в условиях ограниченного природопользования: Автореф. дисс… канд. экон. наук. Улан-Удэ, 2010. — С. 5.
24
Рагозина Н.А. Правовое регулирование процесса привлечения иностранных ресурсов в экономику субъекта Российской Федерации (на примере Санкт-Петербурга): Автореф. дисс… канд. юрид. наук. СПб, 2008. — С. 10.
25
Федеральный закон «Об экспортном контроле» от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ. СЗ РФ. 1999. № 30. Ст. 3774.
26
Благов Д.А. Правовое регулирование отношений в сфере осуществления предпринимательской деятельности на территории особых экономических зон Российской Федерации: Автореф. дисс… канд. юрид. наук. М., 2010. — С. 10.
27
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) Российская газета. 25.12.1993.
28
Серебрякова Е.Е. Технико-внедренческие особые экономические зоны: правовые аспекты создания и функционирования: Дисс. канд. юрид. наук. СПб, 2011. — С. 7.
29
Кузовкин Д.В. Обеспечение единства экономического пространства Российской Федерации (конституционно-правовое исследование): Автореф. дисс… канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. — С. 16.
30
Определение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации «Суд признал недействительным постановление губернатора о создании особой экономической зоны, поскольку у субъектов РФ отсутствуют полномочия по регулированию отношений, связанных с установлением особого экономического режима хозяйствования на отдельных территориях Российской Федерации» от27 декабря 2002 г. № 46-Г02-28//Текст предоставлен СПС «Консультант Плюс».
31
См.: Главу 50 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. СЗ РФ. 2002. № 1 (Ч. S). Ст. 3.
32
Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. № 4730-I. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 17. Ст. 594.
33
Закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающей специальные условия проживания граждан (ст. 1 Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» от 14 июля 1992 г. № 3297-1. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 33. Ст. 1915.
34
Зонами свободной торговли признаются таможенные территории, на которых в соответствии с международным договором с одним или несколькими государствами отменены таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами, происходящими с данных таможенных территорий (ч. 9 ст. 2 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ). СЗРФ. 2003. № 50. Ст. 485.
35
Оффшорная зона определяется как территория, предоставляющая льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающая раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (Приказ Минфина Российской Федерации «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны)» от 13 ноября 2007 г. № 108н). Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 50.
36
Проект Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока». [Электронный ресурс] // URL: http://regulation.gov.ru/ project/13877.html?point=view_project&stage=2&stage_id=9002 (дата обращения — 25.05.2014.).
37
Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.
38
СЭЗ «Акаба» создается в целях развития экономического потенциала в Королевстве Иордания за счет привлечения инвестиций в различные виды экономической деятельности (Закон Королевства Иордания «О специальной экономической зоне «Акаба»» № 32 от 2000 года). [Электронный ресурс] // URL: http://www.aqabazone.com/?q=node/109 (дата обращения — 15.03.2014.).
39
СЭЗ в Республике Индия создаются в целях развития экспортного производства (Закон Республики Индия «О специальных экономических зонах» от 23 июня 2005 г. № 28). [Электронный ресурс] // URL: http://www.sezindia.nic.in/ goi-policies.asp (дата обращения — 15.03.2014.).
40
Так, например, в секции второй Закона Республики Филиппины «Об обеспечении правовых основ и механизма создания, функционирования, управления и координации специальных экономических зон Республики Филиппины» указано, что государство осознает важную роль частного сектора, поощряет его развитие и стимулирует инвестиционные вложения.
41
Согласно ст. 1 Закона Украины «Об общих началах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон», СЭЗ создаются в целях привлечения инвестиций и эффективного их использования. В соответствии со ст. 3 Закона Республики Беларусь «О свободных экономических зонах», свободные экономические зоны создаются в целях содействия социально-экономическому развитию Республики Беларусь, привлечения инвестиций в создание и развитие экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств, основанных на новых и высоких технологиях, и (или) в иных целях, определяемых при создании свободной экономической зоны.
42
См.: Ст. 102 Североамериканского соглашения о свободной торговле. [Электронный ресурс] // URL: https://www.nafta-sec-alena.org/ (дата обращения — 15.03.2014).
43
Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Международное частное право и инвестиции: Науч. — практ. исслед. М.: Волтерс Клувер, 2011. — С. 113.
44
Федеральные налоги: 1. Налог на добавленную стоимость: при помещении товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны в целях последующего вывоза этих товаров (в т. ч. продуктов их переработки) в соответствии с таможенным режимом экспорта НДС не уплачивается (п.п. 1 п. 1 ст. 164 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ)); при реализации товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, налогообложение производится по ставке 0 % (ст. 151 НК РФ). 2. Акцизы: при помещении товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны в целях последующего вывоза этих товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта акциз не уплачивается или уплаченные суммы акциза возвращаются (засчитываются) налоговыми органами Российской Федерации (ст. 185 НК РФ). 3. Налог на прибыль: 1) налогоплательщики-орга-низации, имеющие статус резидента промышленно-производственной ОЭЗ, вправе в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент, но не выше 2 (ст. 259 НК РФ); 2) расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в т. ч. не давшие положительного результата), произведенные организациями, зарегистрированными и работающими на территориях ОЭЗ, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (ст. 262 НК РФ); 3) организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной ОЭЗ, вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. Организации вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка без ограничений (ст. 283 НК РФ); 4) для организаций-резидентов ОЭЗ может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, при этом размер указанной налоговой ставки не может быть ниже 13,5 % (ст. 284 НК РФ). Региональные налоги: 1. Транспортный налог: налоговое законодательство субъектов может устанавливать льготы (356 НК РФ). 2. Налог на имущество: освобождаются от налога организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации-резидента ОЭЗ, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ, используемого на территории ОЭЗ в рамках соглашения о создании ОЭЗ и расположенного на территории данной ОЭЗ, в течение пяти лет с момента постановки на учет указанного имущества (п. 17 ст. 381 НК РФ). 3. Земельный налог: освобождение для организаций-резидентов ОЭЗ в отношении земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок (п. 9 ст. 395 Налогового кодекса Российской Федерации (ч. 1) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ). СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
45
Свободная таможенная зона — таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин, если иное не предусмотрено настоящей статьей в отношении товаров, размещаемых и (или) используемых в портовой ОЭЗ (п. 1 ст. 37 Закона об ОЭЗ).
46
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 ноября 2011 г. № 365-ФЗ. СЗ РФ. 2011. № 49(ч. 1). Ст. 7043.
47
Соглашение Правительства РФ, Правительства Республики Казахстан, Правительства Республики Беларусь «По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» (Санкт-Петербург, 18 июня 2010 г.) //Текст предоставлен справ. — инф. системой «Гарант».
48
Приказ Минэкономразвития РФ «Об утверждении методики расчета арендной платы по договорам аренды государственного и (или) муниципального недвижимого имущества (зданий (их частей), сооружений), находящегося на земельных участках в пределах территорий особых экономических зон технико-внедренческого, портового и туристско-рекреационного типов, и методики расчета арендной платы по договорам аренды земельных участков, расположенных в пределах территорий особых экономических зон» от 14 июля 2006 г. № 190. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 35.
49
Нгуен Чи Хиеу. Инвестиционные процессы в свободных экономических зонах Вьетнама: Автореф. дисс… канд. экон. наук. Пятигорск, 2004. — С. 23.
50
Горбунова Ю.Н. Особые экономические зоны (мировой опыт и российская практика): Автореф. дисс… канд. экон. наук. Хабаровск, 2005. — С. 12.
51
По соглашению об осуществлении деятельности резидент промышленно-производственной ОЭЗ обязан осуществить капитальные вложения в сумме не менее чем сто двадцать миллионов рублей (за исключением нематериальных активов), при этом резидент промышленно-производственной ОЭЗ обязан осуществить капитальные вложения в сумме не менее чем сорок миллионов рублей (за исключением нематериальных активов) в течение трех лет со дня заключения соглашения об осуществлении деятельности (ч. 3 ст. 12 Закона об ОЭЗ). Если соглашением об осуществлении деятельности в портовой ОЭЗ предусматриваются строительство и реконструкция объектов инфраструктуры морского порта, речного порта или аэропорта, резидент портовой ОЭЗ в течение срока действия соглашения об осуществлении деятельности обязуется осуществить капитальные вложения в рублях в сумме не менее чем: 1) четыреста миллионов рублей (за исключением нематериальных активов) при строительстве объектов инфраструктуры морского порта, речного порта или аэропорта, в т. ч. объектов инфраструктуры новых морского порта, речного порта или аэропорта, при этом резидент портовой ОЭЗ обязан осуществить капитальные вложения в сумме не менее чем сорок миллионов рублей (за исключением нематериальных активов) в течение трех лет со дня заключения соглашения об осуществлении деятельности; 2) сто двадцать миллионов рублей (за исключением нематериальных активов) при реконструкции объектов инфраструктуры морского порта, речного порта или аэропорта, при этом резидент портовой ОЭЗ обязан осуществить капитальные вложения в сумме не менее чем сорок миллионов рублей (за исключением нематериальных активов) в течение трех лет со дня заключения соглашения об осуществлении деятельности (ч. 4 ст. 12 Закона об ОЭЗ).
52
См., напр.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь. М.: Азь, 1992. — С. 876; Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Эксмо, 2008. — С. 347; Большая советская энциклопедия. 2-е изд. М.: БСЭ, 1955. — С. 248.
54
Теория государства и права: Учебникдля вузов /Под ред. проф. В.М. Корел ьского и проф. В.Д. Перевалова. 2-е изд., изм. и доп. М.: НОРМА, 2002. — С. 272.
55
Батыров М.В. Административно-правовые основы функционирования особых экономических зон в Российской Федерации: Автореф. дисс… канд. юрид. наук. М., 2011. — С. 8.
56
Свинцова К.С. Административно-правовой режим особых экономических зон: Автореф. дис… канд. юрид. наук. М., 2010. — С. 8; Арутюнов Д.В. Административно-правовое регулирование режима предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ: Автореф. дисс… канд. юрид. наук. М., 2006.-С. 3.
57
Курбатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. М.: ЮрИнфоР, 2001. — С. 59.
58
Российское предпринимательское право /Под ред. И.В. Ершовой, Г.Д. Отнюковой. М.: Проспект, 2010. — С. 112.
62
Теория государства и права: Учебник для вузов /Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. — С. 395.
64
На это указывает п. 3.10 Типовой формы бизнес-плана, подаваемого на заключение соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности, предусматривающий необходимость предоставления резидентом сведений о необходимости лицензирования и сертификации деятельности, связанной с созданием продуктов (Приказ Минэкономразвития РФ «Об утверждении форм бизнес-планов, представляемых для заключения (изменения) соглашений о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности, критериев отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, критериев оценки бизнес-планов, проводимой Экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам» от 23 марта 2006 г. № 75). Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 16.
66
Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристь, 2001. — С. 124.
67
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона об ОЭЗ в Калининградской области, резиденту предоставлены льготы, связанные с исчислением и уплатой налога на прибыль организации. Согласно ст. 288.1 Налогового Кодекса РФ, в течение шести календарных лет со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов налог на прибыль от реализации им товаров (работ, услуг), полученную при реализации инвестиционного проекта, взимается по ставке 0 % в отношении налога на прибыль организаций (п. 6); в период с седьмого по двенадцатый календарный год включительно со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов ставка налога на прибыль организаций в отношении налоговой базы по налогу на прибыль от реализации инвестиционного проекта составляет величину, установленную п. 1 ст. 284 настоящего Кодекса и уменьшенную на 50 % (п. 7). Согласно ст. 385.1 Налогового Кодекса РФ, резиденты ОЭЗ для резидентов в течение первых шести календарных лет, начиная со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов, налоговая ставка по налогу на имущество организаций в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта устанавливается в размере 0 % (п. 3); в период с седьмого по двенадцатый календарный год включительно со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов налоговая ставка по налогу на имущество организаций в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта, составляет величину, установленную законом Калининградской области и уменьшенную на 50 % (п. 4). В соответствии со ст. 5 Закона об ОЭЗ в Магаданской области, участники ОЭЗ освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет (за исключением отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации). В период с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2014 г. участники ОЭЗ при осуществлении ими хозяйственной деятельности на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие производства и социальной сферы на территории Магаданской области.
68
В соответствии со ст. 6.1 Закона об ОЭЗ в Магаданской области, а также Главы 6 Закона об ОЭЗ в Калининградской области, в границах данных зон действует таможенная процедура свободной таможенной зоны.
69
В соответствии со ст. 13 Закона о зонах территориального развития, к мерам государственной поддержки резидентов могут относиться: 1) предоставление бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации для реализации в зоне территориального развития инвестиционных проектов с участием резидентов; 2) создание объектов капитального строительства в области энергетики, транспорта, находящихся в государственной собственности Российской Федерации и необходимых для осуществления резидентами предпринимательской и иной экономической деятельности; 3) предоставление резидентам в аренду земельных участков из состава земель, которые находятся в государственной или муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, в границах зоны территориального развития; 4) предоставление налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита резидентам в соответствии с закон о дате л ьство м о налогах и сборах; 5) иные меры государственной поддержки в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
70
См.: п. 1 ст. 1 Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. (г. Москва). Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1994. № 1. — С. 113.
71
См.: п.п. 3 ч. 9 ст. 7 Закона Республики Литва «О свободной экономической зоне г. Клайпеда» от 12 сентября 1996 г. № 1-1516. [Электронный ресурс] // URL: http://www.fez.lt/legal-acts (дата обращения — 15.03.2014).
72
Лаптев В.В. Предпринимательское (хозяйственное) право и реальный сектор экономики. М.: Инфотропик Медиа, 2010. — С. 37.
73
В ОЭЗ не допускается: разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча, за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добычи, и металлургическое производство, за исключением производства прочей продукции из черных металлов, не включенной в другие группировки, производства полуфабрикатов из алюминия или алюминиевых сплавов, производства отливок в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности; переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов, и переработка лома цветных и черных металлов; производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов (ч. 5 ст. 4 Закона об ОЭЗ).
74
В рамках инвестиционного проекта, представленного в инвестиционной декларации, не могут осуществляться следующие виды деятельности: производство этилового спирта, алкогольной продукции, производство табачных изделий и других подакцизных товаров (за исключением мотоциклов и легковых автомобилей); добыча сырой нефти, природного газа, предоставление услуг в этих областях; добыча драгоценных металлов, драгоценных камней, полудрагоценных камней, их производство и переработка; оптовая торговля и розничная торговля; ремонт транспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования; финансовая деятельность; обработка лома и отходов цветных и (или) черных металлов (ч. 8 ст. 11 Закона о зонах территориального развития).
75
Инвестиционный проект не может быть направлен на следующие цели: добыча нефти, природного газа, оказание услуг в этих областях; производство этилового спирта, алкогольной продукции, производство табачных изделий и других подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов) в соответствии со списком, утверждаемым Правительством Российской Федерации; оптовая и розничная торговля; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования; финансовая деятельность (п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона об ОЭЗ в Калининградской области).
76
Го Шухун. Свободные экономические зоны как эффективная форма развития экономики (на примере КНР): Автореф. дисс… канд. экон. наук. Хабаровск, 2010. — С. 12.
77
Нгуен Чи Хиеу. Инвестиционные процессы в свободных экономических зонах Вьетнама: Автореф. дисс… канд. экон. наук. Пятигорск, 2004. — С. 12.
78
Под промышленно-производственной деятельностью Закон об ОЭЗ понимает производство и (или) переработку товаров (продукции) и их реализацию (ч. 1 ст. 10).
79
Под технико-внедренческой деятельностью (далее — ТВД) понимается: инновационная деятельность; создание, производство и реализация научно-технической продукции; создание и реализация программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных, топологий интегральных микросхем, информационных систем; оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продукции, программ, баз данных, топологий и систем, а также предоставление резидентам технико-внедренческой ОЭЗ услуг инновационной инфраструктурой, необходимой для осуществления их деятельности (ч. 2 ст. 10 Закона об ОЭЗ).
80
Туристско-рекреационной признается деятельность по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в т. ч. деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод (ч. 2.1 ст. 10 Закона об ОЭЗ).
81
Портовой деятельностью является: 1) складирование, хранение товаров и другие, обычно оказываемые в морском порту, речном порту, аэропорту, услуги в соответствии с международными договорами и законодательством РФ; 2) снабжение и снаряжение судов, воздушных судов, оснащение судов, воздушных судов; 3) производство, ремонт, техническое обслуживание, модернизация морских судов, речных судов, воздушных судов, авиационной техники, в т. ч. авиационных двигателей и других комплектующих изделий; 4) переработка водных биологических ресурсов; 5) операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке; 6) простые сборочные и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товаров, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ; 7) биржевая торговля товарами; 8) оптовая торговля товарами; 9) обеспечение функционирования объектов инфраструктуры портовой ОЭЗ; 10) производственная деятельность в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности в портовой ОЭЗ. Также в данной ОЭЗ разрешено осуществлять строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов инфраструктуры морского, речного порта или аэропорта (ч. 2.2 ст. 10 Закона об ОЭЗ).
82
См.: Региональная экономика: Учебник для вузов /Под ред. Т.П. Морозовой. М.: ЮНИТИ, 1998. — С. 30.
83
Горбунова Ю.Н. Особые экономические зоны (мировой опыт и российская практика): Автореф. дисс… канд. экон. наук. Хабаровск, 2005. — С. 12.
84
Официальный сайт экспортно-производственных зон Республики Бангладеш. [Электронный ресурс] //URL: http://www.epzbangladesh.org.bd/bepza. php?id=about_bepza (дата обращения — 13.03.2014).
85
Горбунова Ю.Н. Особые экономические зоны (мировой опыт и российская практика): Автореф. дисс… канд. экон. наук. Хабаровск, 2005. — С. 11.
86
Портовая особая экономическая зона г. Ульяновск. [Электронный ресурс] // URL: http://www.ulregion.com/investment_projects/special_economic_ гопе/355/(дата обращения — 13.03.2014).
87
Портовые особые экономические зоны: возможные проблемы создания и функционирования. [Электронный ресурс] //URL: http://www.vegaslex.ru/ іехЦ32240(дата обращения — 13.03.2014).
88
Определение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации «3аконодательный орган субъекта Российской Федерации не вправе осуществлять собственное правовое регулирование в области установления территорий с особым, льготным режимом хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности». Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2006. № 9. — С. 17.
89
Распоряжение Верховного Совета РСФСР «О хозяйственно-правовом статусе свободной экономической зоны в Калининградской области» от 3 июня 1991 г. Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 23. Ст. 804 (утратил силу).
90
Ранее действующая редакция Закона об ОЭЗ предусматривала 20-летний срок функционирования ОЭЗ, за исключением портовой ОЭЗ, создаваемой на 49 лет.
91
Согласно ст. 7 Закона об ОЭЗ в Магаданской области, данный Закон действует со дня его вступления в силу до 31 декабря 2014 г. За девять месяцев до истечения указанного срока Правительство Российской Федерации и администрация Магаданской области должны будут создать ликвидационную комиссию.