Итоговые дни по лексическим темам. Планирование и конспекты. Книга 3

Е. А. Алябьева, 2017

В пособии представлены планы итоговых тематических дней по шести лексическим темам, которые изучаются как в группах детей с нормой психофизического развития, так и в группах компенсирующей направленности. Дидактические, творческие игры, упражнения, большое количество стихотворений, загадок, потешек, песенок помогут педагогу в организации увлекательных занятий с детьми 5–6 лет и расширении их кругозора. Пособие адресуется педагогам ДОО и школ, методистам, студентам дошкольных и дефектологических факультетов педагогических вузов и колледжей.

Оглавление

  • От автора
  • Итоговые дни по лексическим темам для детей 5–6 лет
Из серии: Библиотека современного детского сада

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Итоговые дни по лексическим темам. Планирование и конспекты. Книга 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Итоговые дни по лексическим темам для детей 5–6 лет

Домашние животные

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ДНЯ[1]

1. Выявить объем представлений, знаний, умений и навыков детей по изученной лексической теме.

2. Активизировать словарь по теме (названия, признаки и действия).

3. Оценить умение детей использовать полученные знания в разных видах деятельности.

4. Определить вопросы, требующие уточнения, закрепления.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Дети должны знать:

— что домашние животные — животные, прирученные человеком;

— что за домашними животными человек ухаживает: кормит, строит им жилище, лечит, моет, охраняет, пасет;

— названия взрослых животных и детенышей разного пола;

— названия помещений, в которых содержатся домашние животные;

— чем питаются разные домашние животные;

— как передвигаются разные домашние животные, чем отличаются по внешнему виду, какие звуки издают;

— какую пользу приносят людям.

Дети должны уметь:

— отличать домашних животных от диких, группировать их по признаку прирученности человеком;

— использовать в речи названия животных, частей их тела, жилищ, характерных признаков, действий;

— использовать в речи глагольные формы, обозначающие действия людей по уходу за животными;

— составлять описательный рассказ о животном, использовать в речи отрывки из стихов и песен, малые фольклорные формы о домашних животных.

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ПО ТЕМЕ

Названия: корова, бык, теленок; лошадь, кобыла, конь, жеребец, жеребенок; овца, баран, ягненок; коза, козел, козленок; свинья, хряк, боров, поросенок; кошка, кот, котенок; собака, пес, щенок; туловище, хвост, рога, копыта, ноги, шерсть, грива, мех, шкура, уши, вымя, пятачок, когти; зерно, трава, сено, пойло; скотный двор, ферма, хлев, конюшня, коровник, свинарник; молоко, молочные продукты, мясо, шерсть; помощь, охрана, пастух, животновод.

Признаки: бодатая, рогатая, большая, мычащая, свирепый, маленький; быстрый, сильный, мускулистый, красивый, грациозный, тонконогий; кудрявый, упрямый; толстая; мягкая, пушистая, теплая; грозный; животноводческая, скотный.

Действия: прыгать, бегать, скакать, ходить, валяться, чавкать, сосать, мычать, ржать, блеять, мекать, хрюкать, мяукать, лаять, спасать, обнюхивать, охранять, любить, царапать, бодать, ухаживать, чистить, убирать, мыть, косить, заготовлять, сушить, варить, пасти, загонять, стричь, лечить, доить, утеплять, перерабатывать.

МАТЕРИАЛЫ

Игрушки-животные; картины серии «Домашние животные» и картинки с изображением домашних животных; тематические словари, познавательная и художественная литература, дидактические игры, сказки; шапочки, медальки, элементы костюмов; тематический конструктор и т. п.

ОСНОВНОЙ ИГРОВОЙ ПЕРСОНАЖ (ВАРИАНТЫ)

Почтальон Печкин, дядя Федор, кот Матроскин, директор совхоза, дедушка и бабушка, бычок-смоляной бочок из сказки и др.

Варианты содержания дня

Утренняя гимнастика

Ожидаемый результат: дети должны знать особенности внешнего вида и поведения домашних животных; уметь эмоционально, выразительно передавать образ домашнего животного через движения и звукоподражание; различать мышечные ощущения, сосредоточивать на них внимание.

Цели: развивать воображение, чувство темпа и ритма, двигательную активность, навыки звукоподражания; формировать радостное настроение от совместной со сверстниками и взрослым деятельности, желание ее продолжить.

* * *

Педагог читает зарифмованный текст, дети выполняют движения.

Мы пришли на скотный двор,

Дети ходят обычным шагом.

Для животных здесь простор.

Рядом луг с густой травой

И прекрасный водопой.

Превратимся мы в коней,

Грациозных, стройных.

Ходят с высоко поднятыми коленями.

И гуляем по лугам,

Светлым и привольным.

— Цок-цок-цок.

А теперь табун галопом

Быстро скачет по лужку.

Бегают с высоко поднятыми коленями.

— Иго-го, — кричим мы громко

Молодому пастушку.

Мух корова отгоняет,

Бьет хвостом туда-сюда.

Делают повороты в сторону, «отгоняя мух, оводов, мошек».

Больно оводы кусают.

Мошек столько, что беда.

На пригорках и в канавках

Делают наклоны вниз.

Овцы мирно щиплют травку,

Наклоняются к земле,

Звонко блеют они: «Бе-е-е».

А на солнце у дорожки

Вот клубком свернулась кошка,

Лежа сворачиваются, затем распрямляются.

Разомлела, развернулась

И на травке растянулась.

А потом лежать устала,

Делают упражнение «Кошечка».

А потом на лапки встала,

Спину выгнула, прогнула,

Потянулась и зевнула.

Скачут козлики по лугу,

Прыгают.

Рожками бодаются.

«Ме-е-е», — кричат друг другу,

Весело играются.

Лает во дворе собака,

Поворачивают голову то в одну сторону, то в другую.

Смотрит грозно, лезет в драку,

Тянет голову наверх

И чужих прогонит всех.

От собаки побежали,

Бегают с ускорением.

Только пятки засверкали.

Все быстрее и быстрей.

Ссориться не будем с ней.

Театрализованная игра «Путешествие в деревню»

Ожидаемый результат: дети должны знать, какие домашние животные живут на сельском подворье, особенности их внешнего вида, способов передвижения, издаваемых звуков; знать стихи, потешки, считалки, песенки, логоритмические и подвижные игры, хороводы! о домашних животных; уметь использовать в игре знания, полученные по теме, передавать образ с помощью пантомимики и звукоподражания.

Цели: развивать воображение, артистизм, ориентировку в пространстве, выразительность речи и движений; формировать творчество, интерес к теме.

Источник: [3].

Продолжи предложение

Ожидаемым результат: дети должны знать отличительные особенности внешнего вида, места жительства, образа жизни диких и домашних животных; уметь дополнять предложение в логической взаимосвязи с содержанием, используя знания по изученной теме.

Цели: развивать умение сравнивать, память, логическое мышление, речь; воспитывать внимательное отношение к совместной со взрослым деятельности.

* * *

Педагог читает предложения по своему выбору, дети заканчивают их.

У медведя в лесу берлога, а у лошади…

Лев — дикое животное, а корова…

Лиса сама добывает себе пищу, а коза…

Белка заготавливает себе на зиму орехи, грибы, а для коровы, козы…

Дикие животные не нуждаются в помощи человека, а домашние…

Дикие животные строят себе жилище в лесах, горах, реках, на лугах, а домашние живут…

Закончи предложение глаголом (можно организовать как игру с мячом)

Ожидаемый результат: дети должны знать, какие действия могут совершать домашние животные; уметь подбирать соответствующий смыслу предложения глагол.

Цели: развивать внимание, память; расширять и активизировать глагольный словарь по теме; формировать интерес к заданиям, в которых можно проверить свои знания.

* * *

Педагог читает предложения по своему выбору, дети заканчивают их подходящим по смыслу глаголом (глаголами). Аналогичные предложения можно составить о каждом домашнем животном.

Собака дом… (сторожит).

На чужих людей собака… (лает).

Границу собака… (охраняет).

Вместе со спасателями собака людей… (спасает).

Если собаку разозлить, то она может… (укусить).

За бандитом вместе с милиционером собака… (бежит).

Незнакомого человека собака… (обнюхивает, облаивает).

Своих хозяев собака… (любит, слушается).

Кошка на солнышке… (дремлет, греется, млеет, лежит).

Кошка мышку… (хватает, ловит, ест).

Кошка молоко из миски… (пьет, лакает).

Кошка лапкой клубок ниток… (раскатывает, ловит).

Кошка, прогибая спинку… (тянется).

Кошка с подоконника на пол… (спрыгивает).

Кошка на форточку по шторам… (забирается).

Кошка на диван… (запрыгивает).

Кошка сухой корм… (ест).

Кошка, готовясь ко сну, клубком… (сворачивается).

Когда кошка хочет позвать котят, она… (мяукает).

Когда кошку гладят, она от удовольствия… (мурлычет).

Когда хозяйка приходит домой, кошка ей об ноги… (трется).

От собаки кошка быстро… (убегает).

На собаку кошка… (шипит).

Когда защищается, кошка… (царапается).

Кот свою территорию… (метит).

Пастух стадо коров… (пасет).

В телегу лошадь… (впрягают).

Люди для свиней свинарник… (строят).

За домашними животными люди… (ухаживают).

С овец шерсть специальной машинкой… (состригают).

Зачем и почему?

Ожидаемый результат: дети должны знать особенности строения, передвижения, питания домашних животных; уметь отвечать на вопросы педагога, используя знания, полученные ранее.

Цели: развивать логическое мышление, общую эрудицию, речь.

* * *

Педагог задает вопросы на предположение и угадывание, выяснение причин и смысла событий; на принятие решений и планирование своих действий. Дети отвечают.

♦ Для чего корове рога?

♦ Для чего корове хвост?

♦ Где у коровы скапливается молоко?

♦ Для чего свинье пятачок?

♦ Для чего собаке острый слух и зрение?

♦ Для чего барану и козлу острые рога?

♦ Для чего коню сильные ноги?

♦ Почему молоко после дойки убирают в холодильник?

♦ Почему маленьких поросят надо держать в теплом и чистом помещении?

♦ Во двор зашел чужой мужчина, и собака его укусила. Что нужно знать, чтобы этого больше не случилось?

Дополни предложение (можно организовать как игру с мячом)

Ожидаемым результат: дети должны знать, как называются помещения для домашних животных, названия множества; уметь внимательно слушать педагога и дополнять предложение, повторяя его с самого начала.

Цели: развивать произвольное внимание, память, речь; формировать чувство удовлетворения от правильного ответа.

* * *

Педагог читает предложения по своему выбору, дети заканчивают их.

Много коров называется стадом, а много овец… (отара).

Много овец — отара, а много лошадей… (табун).

Корова живет в коровнике, а свинья в… (свинарнике).

Свинья живет в свинарнике, а лошадь… (в конюшне).

Лошадь живет в конюшне, а сторожевая собака… (в будке).

Собака живет в будке, а овцы и козы… (в овчарне, хлеву).

Назови причину

Ожидаемый результат: дети должны знать особенности ухода за домашними животными, их роль в жизни человека; уметь строить сложноподчиненное предложение, находя причину события.

Цели: развивать умение находить и формулировать причинноследственные связи; воспитывать внимательное отношение к указаниям педагога.

* * *

Педагог читает детям предложения по своему выбору. Дети заканчивают их.

Лошадь легко везла телегу, потому что…

Свинья росла и быстро толстела, потому что…

Хозяйка очень любила свою коровушку, потому что…

Зимой коровы сильно похудели и стали болеть, потому что…

Кошка сидела около своей миски и жалобно мяукала, потому что…

Собака громко лаяла и рвалась с цепи, потому что…

Все овцы были без шерсти, как голые, потому что…

Овцы в отаре в испуге сбились в кучу, а собака начала громко лаять, потому что…

Верблюд очень нужен людям, живущим в жарких странах, потому что…

Без оленей жители севера не могли бы прожить, потому что…

Что будет, если…

Ожидаемым результат: дети должны знать о последствиях деятельности человека, от которого зависит жизнь и здоровье домашних животных; уметь высказывать суждение.

Цели: развивать логическое мышление, память, речь; воспитывать ответственность за свои действия.

* * *

Педагог задает детям вопросы по своему выбору. Дети стараются дать на них развернутый ответ.

♦ Что будет, если человек не заготовит на зиму сена?

♦ Что будет, если человек не будет чистить конюшню, коровник, свинарник?

♦ Что будет, если человек не будет следить за здоровьем домашних животных, лечить их, делать прививки от болезней?

♦ Что будет, если вовремя не накормить домашних животных? Не подоить корову? Козу?

♦ Что будет, если домашние животные не будут помогать человеку, служить ему?

Лесенка

Ожидаемый результат: дети должны знать отличия животных по росту и величине, уметь их сравнивать по данным параметрам и выстраивать по возрастающей.

Цели: развивать память, умение сравнивать, речь; воспитывать честность и умение соблюдать правила игры.

* * *

Каждый ребенок получает картинку с изображением домашнего животного. После слов педагога «Кто встанет на первую ступеньку?» ребенок с ручной мышью должен сказать: «На первую ступеньку встану я — мышка, потому что я самая маленькая» и поставить картинку на нижнюю ступеньку или «На вторую ступеньку встану я — кошка, потому что я больше мышки по величине, но меньше всех остальных». Тот, кто пропустил свою ступеньку, получает штрафную фишку, которую должен отработать, рассказав что-либо о данном домашнем животном или изобразив его.

Найди лишнего

Ожидаемым результат: дети должны знать названия и особенности внешнего вида домашних животных; уметь обобщать их, использовать обобщающее понятие при выделении лишнего в таблице, объяснять выбор.

Цели: развивать умение классифицировать, сравнивать, обобщать; развивать речь, внимание; воспитывать внимательное отношение к установкам педагога.

Материалы: таблица, разделенная на девять клеток с изображением следующих животных: коза, корова, овца; свинья, собака, лошадь; кошка, кролик, курица.

* * *

Педагог вывешивает перед детьми таблицу, предлагает рассмотреть ее и быстро ответить на вопросы. За правильный ответ играющий получает фишку.

♦ Как называются эти животные?

♦ Кто в этой группе лишний? Почему?

♦ Что общего у этих животных?

Домашние и дикие животные

Ожидаемым результат: дети должны знать названия и отличительные признаки диких и домашних животных; уметь делить животных на группы, используя обобщающие понятия «домашние животные», «дикие животные», «домашние птицы», «дикие птицы»; называть признаки сходства; использовать количественный счет.

Цели: развивать умение классифицировать, сравнивать, обобщать, внимание, речь; формировать интерес к миру животных.

Материалы: таблица, разделенная на девять клеток. В верхнем ряду — корова, лось, чайка; в среднем — кошка, тигр, курица; в нижнем — собака, лиса, гусь.

* * *

Педагог вывешивает перед детьми таблицу, предлагает рассмотреть ее и быстро ответить на его вопросы. За правильный ответ ребенок получает фишку.

♦ Назовите животных первого и второго столбика. (Корова, кошка, собака; лось, тигр, лиса.) На какие две группы их можно разделить? (Дикие и домашние животные.)

Какие животные в первом и втором столбиках похожи друг на друга? (Кошка — тигр, лиса — собака.)

Как можно назвать всех, кто изображен в третьем столбике? (Птицын)

Каких птиц больше — домашних или диких? (Домашних.)

Сравните животных второго и третьего ряда. (Кошка, тигр, курица; собака, лиса, гусь.) Что вы заметили общего? (В каждом ряду по одному дикому животному и по одной домашней птице.)

Посмотрите на всех, кто нарисован в таблице, и скажите, каких животных больше, домашних или диких? (Поровну.)

Занятия по изобразительной деятельности

Тема «Кошки»: «Нарисуй себя в образе кошки», «Я маленький котик», «Как много кошек на земле», «Вот такой получается кот»; тема «Животные»; тема «Маска: мое животное».

Источник: [27].

Кошкин дом (оздоровительное)

Для детей 5–6 лет можно упростить.

Источник: [25].

Дидактическая игра «Найди ошибки»

Ожидаемым резулытат: дети должны знать, какие клички используют для домашних животных; уметь находить ошибки в кличках и исправлять их.

Цели: развивать произвольное внимание; формировать чувство юмора.

Источник: [32].

* * *

Педагог читает стихотворение, предлагает детям найти ошибки в кличках животных. При затруднении задает вопросы: Можно назвать кошку Жучкой? Кого можно так назвать? Можно назвать курицу Буренкой?

Жили-были

Дед да баба

С маленькой внучкой.

Кошку рыжую свою

Называли Жучкой.

А Хохлаткою они

Звали жеребенка.

А еще была у них

Курица Буренка.

А еще у них была

Собачонка Мурка.

А еще — два козла —

Сивка да Бурка.

Ю. Черных

Дидактическое упражнение «Зашумленные рисунки»

Ожидаемый результат: дети должны знать особенности внешнего вида домашних животных; уметь выделять в зашумленном рисунке фигуру домашнего животного и называть его.

Цели: развивать концентрацию внимания; формировать усидчивость.

* * *

Педагог предлагает ребенку рисунок, на котором контуры домашних животных наложены друг на друга. Ребенок должен вычленить изображенные фигуры, обвести их и назвать животное.

Лепка «Волшебный кусок глины»

Ожидаемым результат: дети должны знать характерные особенности строения домашних животных; уметь лепить разных животных, изменяя какую-то часть куска глины; уметь вытягивать, сглаживать глину, пользоваться стекой.

Источник: [содержание занятия можно найти в любом источнике по методике изодеятельности].

Дидактическая игра «Кто где живет и чем питается»

Ожидаемым результат: дети должны иметь представление об особенностях жизни домашних животных севера и юга России, правилах ухода за ними, питании, пользе, которую они приносят человеку; уметь группировать картинки по месту проживания домашних животных, рассказывать об особенностях проживания.

Цели: развивать внимание, память, монологическую речь; формировать интерес к домашним животным, уважение к труду животноводов.

* * *

Педагог делит детей на три группы, каждая из которых изображает домашних животных средней полосы России, юга и севера. Дети выбирают из предложенных картинок те, которые соответствуют их названию, рассказывают о выбранных животных и изображают их.

Дидактическая игра «Семья животных»

Ожидаемый результат: дети должны знать, как называются члены «семьи» домашних животных; уметь группироваться в свою «семью», правильно называя всех членов и обозначая их соответствующей картинкой; уметь звукоподражать голосам животных.

Цели: развивать внимание, память, звуковую культуру речи, артистизм; воспитывать доброжелательное отношение к домашним животным.

* * *

Каждый ребенок получает карточку, на которой изображен кто-то из членов «семьи» домашнего животного: корова, бык, теленок (телочка); свинья, хряк или боров, поросенок; овца, баран, ягненок; коза, козел, козленок; лошадь (кобыла), конь (жеребец), жеребенок. Дети сначала должны сгруппироваться по карточкам, затем назвать себя, изобразить звукоподражанием разных членов «семьи», устроить хор звукоподражанием сразу всех членов «семьи». Тот, кто ошибается, изгоняется из чужой «семьи». Его принимают в собственную только тогда, когда члены других «семей» отгадают, где он должен быть, и назовут всех членов его «семьи».

Дидактическая игра «Найди свою маму»

Ожидаемым результат: дети должны знать названия детенышей домашних животных; уметь соотносить детенышей домашних животных с их мамами, изображать детенышей и взрослых животных.

Цели: развивать внимание, память, звукоподражание, артистизм; формировать творческое начало в личности ребенка.

* * *

Детей делят на две группы. Дети первой группы получают карточки или элементы костюмов, маски, медальки с изображением взрослых домашних животных-мам, а дети второй группы — изображения их детенышей. Дети по очереди ищут свою маму, называют ее, показывают, как они обрадовались, что нашли маму. «Мамы» называют своего детеныша, показывая, как они огорчились, когда пропал «ребенок», и как обрадовались, когда он нашелся. Педагог может дать речевую заготовку-образец или предоставить детям возможность самим придумать речевое сопровождение.

Можно изменить вариант нахождения «мамы», когда ее находят несколько детенышей (закрепление множественного числа), а одного ищут и находят позже (закрепление единственного числа).

Сочинение сказки «На скотном дворе»

Ожидаемый результат: дети должны знать особенности жизни домашних животных; уметь придумывать сюжет сказки, используя знакомые из книг образы домашних животных, выдвигать собственные идеи, продолжать логическую цепочку событий.

Цели: развивать воображение, речь, логическое мышление; формировать творчество и интерес к совместной со сверстниками деятельности.

* * *

Педагог предлагает детям сочинить сказку о домашних животных, записать ее, а затем нарисовать к ней иллюстрации. Вспоминает, какие сказки о домашних животных дети уже знают, предлагает зачин сказки, а далее каждый ребенок по кругу дополняет ее своим содержанием. Педагог записывает различные варианты сказки, а потом с детьми выбирает лучший.

Правильно построить сюжет помогут наводящие вопросы: А что было дальше? Что случилось с героями? Куда они пошли? Кто им встретился? Чем закончились встреча, приключение?

По готовому содержанию сказки дети рисуют иллюстрации и разыгрывают сценки.

Дидактическое упражнение «В чем ошибся художник?»

Ожидаемым результат: дети должны знать особенности внешнего вида домашних животных; уметь дорисовывать недостающие части животного, называть их.

Цели: развивать умение анализировать и составлять целое из частей, воображение, память; формировать интерес к изобразительной деятельности.

* * *

Вариант 1. Педагог предлагает ребенку рисунок, на котором домашние животные изображены без каких-то частей. Ребенок должен сказать, какой части не хватает, и дорисовать ее.

Вариант 2. Педагог раскладывает рисунки, в которых что-то перепутано. Ребенок должен найти то, что не соответствует данному животному, назвать эту часть и заменить подходящей.

Дидактическая игра «Кто как кричит»

Ожидаемый результат: дети должны знать, какие звуки издают домашние животные; уметь по звукам, их высоте узнавать, кто так кричит, взрослое животное или детеныш.

Цели: развивать фонематический слух, воображение, звукопроизношение; формировать внимательное отношение к деятельности.

* * *

Один ребенок прячется за ширмой и издает звуки (например, коровы, которая зовет теленка, а дети должны отгадать, какое животное кричит, назвать его, сказать, что оно делает (блеет, мычит, мекает, ржет, хрюкает, лает, мяукает), предположить, что оно хочет; найти животное на картинке и показать его; повторить звуки хором.

Дидактическая игра «Кто чем питается»

Ожидаемым результат: дети должны иметь представление о том, чем питается то или иное домашнее животное; уметь к конкретному животному подбирать картинки с изображением продуктов питания, называть их, правильно строить предложение.

Цели: развивать внимание, память, грамматически правильную речь; воспитывать внимательное отношение к деятельности товарища по игре.

* * *

Педагог раскладывает перед детьми картинки с изображением продуктов питания. Детям дается задание изобразить с помощью элементов костюма, шапочки или медальона то или иное домашнее животное и выбрать только те картинки, на которых изображены продукты питания, пригодные для данного животного, назвать их. Составить рассказ о животном от первого лица. Например: «Я — лошадь. Очень люблю овес, свежую траву, душистое сено. Люблю, когда меня угощают черныш хлебом с солью и кусочком сахара. Я травоядное домашнее животное» или «Я — кошка. Очень люблю мясо, рыбу, молоко. Люблю специальные консервы для кошек. Ловлю и ем мышей, крыс. Я хищное домашнее животное».

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • От автора
  • Итоговые дни по лексическим темам для детей 5–6 лет
Из серии: Библиотека современного детского сада

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Итоговые дни по лексическим темам. Планирование и конспекты. Книга 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Подобные основные цели ставят в каждом тематическом дне.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я