Книга рассчитана на широкую аудиторию, ее цель – помочь читателю (сколько бы он ни зарабатывал) по-новому увидеть свою роль в гражданском обществе и поверить в свою способность добиваться перемен. «Обыкновенный филантроп» – логичное продолжение другой книги Дэна Паллотты «Неблаготворительность» и его знаменитого выступления на TED, где он объясняет, почему привычное отношение общества к благотворительности ограничивает фонды, не позволяя им добиваться большего. Главные идеи и основные принципы Паллотта собрал в этой «карманной» книге. Маленькие главки, списки, графика – она устроена так, чтобы можно было прочитать за один час, а потом возвращаться к ней снова и снова.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обыкновенный филантроп. Надежный способ сделать мир лучше предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть 1. Ответственный гражданин: филантропия и вы
Глава 1. Зачем нужна благотворительность
Когда речь заходит о переменах, мы думаем в первую очередь о политике, особенно сейчас. Когда люди вроде бывшего американского президента Барака Обамы говорят о формировании нового поколения, которое все изменит, они чаще всего имеют в виду именно политические перемены и запускают низовые программы подготовки и обучения молодых людей, чтобы они заинтересовались выборами и участвовали в избирательных кампаниях.
Гражданский долг ассоциируется у нас прежде всего с голосованием или поддержкой политических кандидатов. Мы считаем политику инструментом изменения общества, а благотворительность — способом проявить свою доброту и щедрость.
Но это ошибка.
В действительности благотворительность и некоммерческий сектор не менее мощные инструменты развития общества и иногда с их помощью перемен можно добиться гораздо быстрее. Более того, их может использовать любой гражданин. Это важнейший вид гражданской активности для всех, кто стремится сделать мир лучше.
Примеров тому множество:
• НКО No Kid Hungry активно борется с детским недоеданием в Америке, радикально меняя принципы школьного питания.
• FoodCorps заботится о том, чтобы школьные завтраки и обеды были полезны для здоровья.
• Организация Bronx Defenders выступает за реформу репрессивной системы освобождения под залог, из-за которой происходит криминализация бедных слоев населения.
• НКО Sightsavers борется с трахомой — одной из наиболее древних и мучительных болезней человечества.
• Last Mile Health в корне меняет принципы оказания основных медицинских услуг беднякам в развивающихся странах.
• Фонд Environmental Defence планирует запустить в космос спутник, который будет фиксировать выбросы метана в высоком разрешении. Парниковый эффект от метана в 84 раза больше, чем от двуокиси углерода. С помощью спутника, как полагают в Environmental Defence, к 2025 году выбросы метана в глобальном масштабе удастся сократить на 45 %. В 20-летней перспективе польза от этого проекта для окружающей среды сравнима с пользой от гипотетического закрытия трети всех угольных электростанций в мире.
• НКО One Acre Fund предоставляет товары и услуги фермерам из развивающихся стран, что позволяет им получать более высокую прибыль и выбираться из нищеты.
Эти перемены реальны. Они происходят у нас на глазах. Подобных примеров очень много. Они появились потому, что обычные граждане поддерживают работу благотворительных организаций своими пожертвованиями.
И между прочим, обычному гражданину гораздо проще добиться перемен не политическими методами, а через поддержку самых передовых и предприимчивых НКО.
Чтобы разобраться, что значит быть ответственным гражданином и как своими силами добиться серьезных перемен в обществе, нужно понять, как жертвовать благотворительным организациям и как оценивать их работу.
Глава 2. Зачем жертвовать?
Волонтерство приносит человеку удовлетворение. Это, безусловно, важное и полезное для души дело. А непосредственное взаимодействие с НКО и теми, кому они помогают, идет на пользу обеим частям этого своеобразного человеческого уравнения. Отдавать другим одежду и мебель, которые вам больше не нужны, — это прекрасно.
Но к сожалению, ни волонтерство, ни старый диван и поношенное пальто не помогут нам изменить мир. Apple, Facebook и Tesla работают по-другому. В первую очередь благотворительным организациям вроде тех, что я упомянул в прошлой главе, нужна ваша финансовая поддержка. Им необходимо гораздо больше жертвователей, чтобы помочь миллионам нуждающихся. Apple для продолжения взрывного роста нужны процветающая экономика и граждане, которых убедили в функциональности и престижности продукции этой компании. А НКО для развития необходимо более устойчивое гражданское общество, которое обеспечивало бы им финансовую подпитку.
Мы не сможем изменить мир к лучшему без устойчивого гражданского общества и людей, готовых поддерживать некоммерческий сектор. Однако (и это очевидно даже тем, кто не обладает глубокими познаниями в экономике) для того, чтобы вовлечь этих людей в благотворительную деятельность и увеличить число жертвователей, необходимы серьезные инвестиции. А ведь мы не привыкли включать, по крайней мере напрямую, такие расходы в смету благотворительной деятельности. Нас учили не жертвовать на это. Нас учили, что НКО, которые тратят деньги на подобные цели, выбрасывают их на ветер, а руководство таких НКО, очевидно, не справляется со своими обязанностями и ему нет никакого дела ни до нуждающихся, ни до миссии НКО. Мы штрафуем и клеймим позором организации, которые на самом деле пытаются работать как надо.
$400 МЛРД ЕЖЕГОДНО ЖЕРТВУЮТ АМЕРИКАНЦЫ НЕКОММЕРЧЕСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ
Американцы ежегодно жертвуют НКО около $400 млрд — больше, чем жители любой другой страны мира. Но лишь малая доля этих денег доходит до общественных организаций, которые мы называем благотворительными. Большую часть получают вузы, больницы и религиозные организации. Как бы щедры ни были американцы, их пожертвований все равно не хватает на то, чтобы ликвидировать разрыв между богатыми и бедными в США и во всем мире. Именно поэтому не просто жертвование, а умное жертвование организациям, которые добиваются в своей работе наибольших успехов, особенно важно: оно создает условия для реальных перемен в обществе. И именно поэтому сознательному филантропу следует делать все возможное для роста сборов НКО.
Для сравнения: сумма всех пожертвований американцев за год всем благотворительным организациям, работающим в сферах здравоохранения и соцобеспечения, примерно равна трехмесячной выручке компании Apple.
Глава 3. Вы филантроп
Слово «филантропия» буквально означает «любовь к людям» (от греч. φιλέω, «люблю» и ἄνθρωποϚ «человек»). Принято считать, что это занятие — прерогатива обладателей огромных состояний или созданных ими крупных фондов, таких как Фонд Билла и Мелинды Гейтс или Фонд Форда. Но для того, чтобы стать филантропом, не обязательно быть миллиардером или даже миллионером. Если вы выражаете свою любовь к людям, вкладывая деньги (не важно сколько) в повышение качества их жизни, вас уже можно назвать филантропом. Ну-ка попробуйте. Вы филантроп. Повторяйте: «Я филантроп. Я тот самый филантроп». Как ощущения? Поверили?
«Я!» НУ-КА ПОПРОБУЙТЕ
Теперь вы жертвуете деньги осмысленно и осознанно и тем самым привносите еще больше любви в уравнение, о котором говорилось выше. Цель пожертвования имеет значение. У вас есть право тщательно обдумать свое решение. Не обязательно раздавать деньги всем подряд, или тем, кто более убедителен, или тем, о ком говорят СМИ. Вы можете ориентироваться на собственные ощущения. Стратегическими инвестициями могут заниматься не только миллионеры. У вас тоже есть такая возможность.
РЕАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ
Важно и то, как вы жертвуете. Не обязательно следовать традициям и правилам, придуманным в прошлом веке. Ваша благотворительность может быть инновационной и даже радикальной, так она будет только эффективнее.
Итак, вы не просто филантроп, вы человек, способный наполнить это понятие новым смыслом. Даже богатые филантропы в большинстве своем не задумываются об этом. Уж я-то знаю. Я работал со многими из них. Представьте себе: вы на шаг опередите Фонд Билла и Мелинды Гейтс. Читайте дальше — я расскажу, как это сделать.
Не позволяйте устаревшим взглядам на филантропию ограничивать вас.
Глава 4. Разница между острыми и хроническими проблемами. Сочувствие сегодня и стратегия завтра
Мы часто рассматриваем благотворительность в целом, не разбираясь, что в действительности необходимо нуждающимся. Да, мы видим разницу между раком молочной железы, голодом и неграмотностью. А как насчет разницы между вспышкой голода в конкретном регионе и постоянным недоеданием части населения планеты? Или разницы между фондом, собирающим деньги на пересадку почки конкретному ребенку, и финансированием поиска лекарства от болезни почек, предназначенного для всех детей мира?
Эти примеры показывают, что острые проблемы отличаются от хронических. Вам, как филантропу, необходимо это учитывать.
ОСТРАЯ И ХРОНИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМЫ
Понятно, что желание пожертвовать деньги на решение острых проблем, например на помощь пострадавшим от землетрясения или урагана, у вас не пропадет. И вы по-прежнему время от времени будете перечислять деньги друзьям, участвующим в благотворительном велозаезде против рака или в марше против СПИДа. Но в то же время вы задумаетесь о какой-нибудь хронической проблеме (или проблемах) мира или родного города, решением которой (которых) вам хотелось бы заниматься всю жизнь. Я говорю о системных проблемах, которые требуют от тех, кто пытается их решить, ежедневного подвига и полной самоотдачи. Можно, скажем, поддержать исследования в области лечения рака поджелудочной железы или подключиться к решению проблемы появления бездомных в собственном городе (вместо того чтобы просто кормить их супом, тем самым борясь лишь с острым проявлением проблемы).
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обыкновенный филантроп. Надежный способ сделать мир лучше предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других