Душа. Ее жизнь и законы

Группа авторов, 2019

Псково-Печерские листки – уникальное собрание духовного опыта, накопленного насельниками Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря более чем за 500 лет. Издаваемые еще со времен Великой Отечественной войны, эти листки и по сегодняшний день призваны помогать всем ищущим духовного возрастания и утешения. Теперь прикоснуться к многовековому опыту духоносных отцов смогут все – Псково-Печерские листки, старательно отобранные и оформленные, издаются отдельными, тематическими сборниками. Сборник «Душа. Ее жизнь и законы» ответит на вопросы: что такое душа и чем она живет, как бороться с грехом и исправлять свое сердце. В этих листках читателю откроется деятельный опыт святых отцов и современных подвижников о том, как строится сокровенная духовная жизнь человека.

Оглавление

Из серии: Псково-Печерские листки

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Душа. Ее жизнь и законы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

О душе и духовной жизни

Листок № 31

Душа

По проповедям митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича)

Родился высокопреосвященный Николай 13 января (по новому стилю) 1892 года в культурной благочестивой семье. Отец его протоиерей Дорофей Ярушевич был настоятелем собора в г. Ковно. Мать Екатерина воспитывала детей, которых в семье было шестеро.

При крещении младенцу было дано имя Борис, а при постриге в монашество (23 октября 1914 года) получил имя Николай, в честь святителя и чудотворца Николая.

В 1910 году поступил в Петербургскую духовную академию, которую блестяще окончил в 1914 году.

Образованнейший архиерей, удостоенный высшей степени доктора богословия, которая присваивалась ему 7 раз: в МД А в 1949 году, дважды в Чехословакии (в 1950 и 1955 годах), дважды в Румынии (в 1954 и 1955 годах), в Болгарии в 1952 году и в Венгрии в 1953 году.

Вчитайтесь в проповеди приснопамятного митрополита — и вы услышите голос исполненного благодатию проповедника Слова Божия.

Приснопамятный высокопреосвященный митрополит Николай придавал большое значение необходимости напоминать людям о том, что забота о душе должна быть для каждого из нас целожизненным трудом.

Вопрос о душе достаточно полно изложен в Слове Божием, но не всегда понятен людям, мало подготовленным к восприятию серьезных вещей.

Сознавая важность правильного понимания этого вопроса, высокопреосвященный проповедник, обладавший особым талантом излагать серьезные вопросы в форме, доступной пониманию не только ученым специалистам, но и самому широкому кругу верующих людей, успешно использует свои возможности и в данном случае. Вопрос о бессмертии души и воскресении мертвых в свое время специально разрабатывался митрополитом Николаем. К сожалению, почти законченный его труд погиб в Санкт-Петербурге во время последней мировой войны.

И неудивительно поэтому, что лейтмотив его поучений — бессмертие души и вечное блаженство за гробом для верующего, уготовляющего себя к мирной и непостыдной кончине. И потому во многих своих словах (независимо от того, на какую тему произносилась им данная проповедь) он затрагивает этот важный вопрос.

При вдумчивом, внимательном чтении этих проповедей составляется вполне четкое представление о природе души, ее происхождении, бессмертии, высоком ее достоинстве и неоценимости.

Ведь только глубокая вера в то, что душа человека бессмертна, дает людям силы переносить скорби земной жизни.

Душа

Душа не есть что-то материальное, вещественное, видимое.

Душа человека — это совокупность всех наших чувств, мыслей, желаний, стремлений, порывов сердца, нашего разума, сознания, свободной воли, нашей совести, дара веры в Бога.

Все это составляет душу человека.

Она бессмертна.

Душа — это бесценный дар Божий, полученный от Бога исключительно по любви Его к людям.

Если бы человек и не знал из Священного Писания, что, кроме тела, он имеет еще душу, то при одном уже только внимательном отношении к себе и окружающему миру он мог бы понять, что присущие только ему разум, сознание, совесть, вера в Бога, все то, что отличает его от животного, составляет его душу.

Это его душа, которая Советом Божественной Мудрости живет и будет жить в нескончаемой вечности, если будет предана Богу. Нередко в жизни наблюдается, что люди здоровые и обеспеченные не могут найти полного удовлетворения в жизни, и наоборот, люди, изможденные болезнями, полны благодушия и внутренней духовной радости. Эти наблюдения нам говорят о том, что, кроме тела, в каждом человеке есть душа.

И душа, и тело живут своей жизнью.

Подтверждение тому, что, кроме тела, в каждом человеке есть душа, митрополит Николай видит в событии беседы Господа нашего с пророками Моисеем и Илией на Горе Преображения. Они беседовали о предстоящих крестных страданиях Господа… И если эти страдания были необходимы, значит, кроме плоти и костей, в человеке есть что-то, что вызывает необходимость этих страданий.

Не за прах, в который превратится наше тело, а за счастье нашей бессмертной души должен был пострадать Господь.

Автор подчеркивает, что именно душа делает всех людей равными перед Богом.

И мужчине, и женщине даны Богом при творении одинаковые души.

Душа, которую дал людям Господь, носит в себе образ и подобие Божие.

Бог — вечен, Он не имеет ни начала, ни конца Своему Бытию. Наша душа, хотя и имеет начало своему существованию, но она не знает конца, она бессмертна.

Бог наш есть Бог Всемогущий. И человека Бог наделил чертами могущества: человек — хозяин природы, он владеет многими тайнами природы, он покоряет себе воздух и другие стихии.

Бог есть Дух Вездесущий, а человеку дана мысль, способная во мгновение переносить его в самые отдаленные концы земли. Духом мы бываем вместе со своими близкими, разделенными от нас далеким расстоянием.

Бог есть Дух Всеведущий. Разум человека имеет печать этого Божественного свойства. Он может охватить неисчислимые массы знаний; память человека хранит в нем эти знания.

Бог есть Дух Всесвятый. И человек, с помощью Божией благодати, имеет силу достигать вершин святости.

Образ Божий находится в самой природе нашей души, в ея разуме, в ея свободе, а подобие — в надлежащем развитии и усовершенствовании этих сил человеком — в стремлении его разума и свободной воли к добродетели и святости, в стяжании даров Святаго Духа.

(«Образ Божий, — говорит святой Димитрий Ростовский, — есть и в невернаго человека душе, подобие же токмо в христианине добродетельном; и егда согрешает смертне христианин, тогда подобия токмо лишается Божия, а не образа. И аще в муку вечную осудится, образ Божий тот же в нем во веки, подобие же уже быть не может».)

Душа сближает нас с Богом. Она — нерукотворный храм, предназначенный быть жилищем для Духа Божия. Она является местом обитания в нас Духа Божия. И в этом ее высочайшее достоинство. В этом ее особая честь, предназначенная ей Богом. Даже Ангелам чистым и безгрешным не дано этой чести. Не о них сказано, что они являются храмом Духа Святаго, а о человеческой душе.

Человек не рождается готовым храмом Божиим.

Родившийся только предназначен им быть. Лишь после крещения душа получает право стать храмом Божиим. Ибо при крещении она освящается Святым Духом. И Господь Иисус Христос, основав Святую ЦЕРКОВЬ, повелел ей совершать крещение людей, чтобы их бессмертные души соделывались храмом Духа Божия. (Не принявшие же крещения остаются только «предназначенными» быть Божиими храмами.)

Еще в Ветхом Завете Дух Святый через пророков говорил: «Вселюся в них и буду ходить в них; и буду их Богом».

Душа — это наш внутренний храм. И истинно христианская душа обладает изумительными свойствами.

Великим даром наградил ее Бог — дал ей свободную волю.

Ей прирождена потребность делать добро людям, любить, быть чистой, кроткой и не иметь злобы и гнева. В ней живет жажда свободы духа, который не препятствовал бы тому, что заложено в природу человека, чего требует его сердце… она жаждет внутреннего благодатного мира Божия.

А мир Божий — это одно из свойств Царства Божия, и живет оно там, где и должно пребывать Божие Царство, т. е. внутри нас в нашем сердце, в нашей душе. Но не надо забывать, что мир — это достояние только той души, которая напоена благодатной любовью к своему Господу за все бесчисленные Его благодеяния.

Мир Божий насыщает только душу, до дна открытую перед всевидящим Оком, чистую и нелукавую. В такой чистой душе всегда, в любую минуту жизни, пребывает Бог.

Душа — бесценный дар Божий. Ведь для возвращения человеку утраченного райского блаженства пострадал воплотившийся Сын Божий.

Душа наша драгоценна… Господь Спаситель приходил на землю и претерпел страдания для спасения наших бесценных душ. Душа предназначена к вечному блаженству. Она неоцененна: из всех созданий Божиих она самое высшее создание после Ангелов. Господь Иисус Христос, однажды как бы положив ее на весы, сравнил со всеми богатствами и ценностями земного мира и сказал, что все эти богатства — ничто в сравнении с душой.

Она великий дар Божий, оценить который не в силах ни мысль наша, ни сердце наше.

У души, как и у тела, — свои потребности.

В ней живет врожденное стремление к святости, к украшению бессмертного духа, тоска по небесному нашему жилищу, искание Бога и томление по Нем.

Жаждет душа моя к Богу крепкому… (Пс. 41, 3).

Сколько мыслей и чувств рождают эти святые слова в верующем сердце! Эта жажда души вдохновляет людей на подвиги, вдохновляет на мученичество.

Как уже было сказано, душа каждого человека стремится к святости. На Руси всегда было много монастырей. Насельниками их были самые разнообразные по своему званию и положению в жизни люди. Но всех их влекло одно — жажда общения с Богом. У русского человека было извечное особое стремление к паломничеству по святым местам. Люди пешком шли, — не ехали (как мы теперь), а шли, — десятки, иногда сотни верст. И в великой радости доходили до святых мест. Там проводили несколько дней и, с обновленной душой, пускались в обратный путь.

Что влекло их туда?..

Все та же жажда ощутить дыхание Божие. Насытиться им, напитать свою душу и унести полученное святое благодатное чувство в свои дома… Поделиться этой благодатью с близкими.

И так часто душа не находит себе места среди земного шума; она тянется куда-то ввысь из пут греха и страстей, жаждет вырваться на простор чистого воздуха, насладиться красотой открывающейся перед ней вечной жизни…

Она носит в себе нежную и тихую, и в то же время глубокую, идущую из самых недр человеческого духа, тоску по небу, по небесной вечной красоте. Носит в себе предощущение жизни бесконечной, с возглавляющей ее Божественной красотой и порывается к своей родине, как птицу притягивают осенью теплые края.

Жажда души — это жажда нашей мысли расширить свои знания. Не ограничивать их лишь познанием видимого. А иметь возможность проникнуть в сферы невидимого мира — мира духовного, и это — жажда внутреннего благодатного мира, внутреннего покоя, счастья, которые бы не нарушались, несмотря на окружающие каждого из нас невзгоды, скорби, бедствия… Это — жажда свободы духа, чтобы никакие греховные путы не препятствовали бы ей проявить себя в любом виде доброделания.

Душа жаждет уяснить, в чем смысл нашей жизни и почему жизнь так коротка, а человеку хочется много сделать и совсем не хочется уходить из этой жизни.

Душа жаждет уничтожить все колебания, сомнения, недоумения… Чтобы по вере своей мы могли проникнуть в духовный невидимый мир и, познав его, стараться жить здесь свято.

Утоляется жажда души только благодатию Божиею.

Когда мы любуемся красотами природы, мы при этом испытываем наслаждение не только от зрительного ощущения, но при этом душа наша видит величие Творца. В эти минуты наша душа встречается со Христом.

Душа ищет Бога и общения с Ним, томится по Нем… рвется к своему первоисточнику, тянется к своему Небесному Отцу, как ребенок к матери…

В различных проявлениях нашей души, часто неосознанных, наблюдается тоска по вечной жизни. Это бывает, когда человек долгое время живет всецело погруженный в бездумную жизнь, полную житейских порочных дел, но вдруг начинает томиться и тосковать. В душу такого человека проникает чувство сознания своей греховности. Это значит, что душа начинает скучать по чистой жизни, по небесному воздуху, по своему Отцу и тянется к Нему. Она взывает: «Омой меня, Господи, благодатию покаяния».

Высшим же проявлением души человеческой является вера в Бога. Это ее крылья, на которых она подымается над землей, проникает своим духовным взором в небо духовное, в мир невидимый. И насущная потребность души — исполнение заповедей Божиих. Душа имеет свой голод и свою жажду.

Голод души сильнее телесного голода.

Душа голодна, когда нет в сердце молитвы. Когда сердце очерствело и стало чуждо всему святому.

Жизнь души сокрыта от наших взоров. Но душа нуждается, как и тело, в утолении и голода, и жажды; ищет для себя чистого и свежего воздуха, так как устает дышать в атмосфере человеческих грехов, ищет для себя воздуха неба, жаждет общения с Богом, нуждается в неиссякаемом источнике света и тепла, согревающих ее. И потому влечется в храм.

Как сад растет и цветет только тогда, когда освежается влагой, так и душа наша зреет для жизни вечной только тогда, когда ее орошает благодатный дождь Святаго Духа, «Святым Духом всяка душа живится».

В храме душа черпает подкрепление для перенесения всех земных испытаний. В нем она орошается не только каплями благодати Божией, но обильным ее дождем. Он изливается на нас через общие молитвы, песнопения, благословение священнослужителей. И если наша молитва глубока и искренна и исходит из нашего внутреннего существа, — мы ощущаем близость Божию, Его присутствие в храме среди нас.

Нельзя оставлять голодающую и жаждущую душу без насыщения. Если она не насытится на пути своей земной жизни, — то безмерно тяжек будет ее голод в вечности. Но по своей греховности мы можем и не заметить голода души. А он проявляется в томлении духа, часто непонятной для нас, как бы беспричинной тоске.

Необходимо заботиться о питании и врачевании души, так как через это созревает и растет наша духовная жизнь, углубляется наша жизнь во Христе и соединяет нас с Господом.

Душа может быть духовно мертвой для вечной жизни. Но в храме Божием в нее попадает драгоценное семя Божия слова… чудо совершается в этой душе, она одевается в чистую и светлую одежду…

Душа болеет от наших грехов душевными муками, скорбями и тревогами, которые врачуются в Церкви Христовой. Ибо именно в Церкви мы дышим плодотворной животворящей молитвой и в ней почерпаем силы для своей духовной жизни. В храме незримо присутствует наш Спаситель.

Показателем того, что в нас живет здоровая душа, служит наше стремление к молитве. В человеке же, не ощущающем потребности к молитве, — душа засыхает.

Всякий грех оставляет на душе язвы. И исцеляются они покаянием. Было сказано уже, что здоровая душа стремится к молитве. Ибо молитва — это дыхание нашей души.

По словам святых отцов, на молитве душа наша на эти мгновения как бы исходит из своего тела, и навстречу ей… идет Сам Всемогущий и любвеобильный Отец. Так как общение нашей души с Богом совершается через молитву, каждый должен вырастить в своей душе духовный плод молитвенного горения, чтобы молитва стала сладкой, радостной потребностью души — как воздух для легких, как пища для тела.

Душа создана не для греха. Грех противен и чужд ей, вышедшей из рук Творца чистой и безгрешной.

И при крещении человека она одевается в белоснежные одежды, которые обычно в течение жизни загрязняются грехами. Нельзя забывать, что наша духовная природа так устроена, что все мысли, чувства, желания, все движения нашего духа тесно связаны между собой. И грех, попадая в сердце, даже когда еще и не совершен, а только пришла мысль о нем, а потом уже и через действие, сразу налагает свою печать на все стороны нашей духовной деятельности. И добро, вступая в борьбу со злом, проникшим в нас, начинает слабеть и тускнеть.

Очищается душа слезным покаянием. И это необходимо, ибо она есть храм Святаго Духа. А Дух Святой может обитать только в чистой храмине.

Очищенная же от грехов душа представляет собой невесту Божию, наследницу рая, собеседницу Ангелов. Она становится царицей, исполненной благодатных дарований и милостей Божиих.

Величие и красота верующей души в ее смирении. Вход в душу — это наше сердце. И для того, чтобы сберечь нашу душу чистой, мы должны старательно оберегать сердце от проникновения в него всего греховного, нечистого, того, что может повредить душе. Человек получил от Бога душу чистой и святой. И, как уже было сказано, в купели святого крещения она получила белоснежные одежды, но постепенно наши грехи и пороки загрязняют ее.

Сначала грех ложится на нее одним малым пятном, а затем грехи покрывают ее уже целыми пластами грязи. Наши грехи и страсти пачкают и рвут одежду души.

Душа прежде тела переходит в жизнь вечную.

С нашим преображенным телом она соединится только после воскресения мертвых.

Перед каждым из нас — общий для всех верующих людей долг, долг перед Богом и своей бессмертной душой — стремиться спасти душу.

Если мы не приготовим за свою земную жизнь душу к вступлению в новый мир, в котором ей предстоит жить, какой чужой будет чувствовать она себя в этом новом мире! Перед ней будет закрыт вход в Царство Небесное!

Братие и сестры!

В короткую нашу земную жизнь можно и погубить свою душу для вечности, и спасти ее.

Будем же трудиться над украшением души своей нетленной вечной красотой, подражая пресветлой красоте нашего Господа, чтобы нам прийти на Небо, как в родной дом. Аминь.

О происхождении душ человеческих

Первых людей Бог создал непосредственно, а всех потомков творит посредственно — силою Своего благословения, всегда действительного. О происхождении душ человеческих от Бога говорят:

• Екклесиаст — и возвратится персть в землю, якоже бе, и дух возвратится к Богу, иже даде его (Еккл. 12,7);

• пророк Исаия — тако глаголет Господь Бог, сотворивый небо, и водрузивый е, утверждей землю, и яже на ней, и даяй дыхание людем, иже на ней, и дух ходящим на ней (Ис. 42, 5; ср.: 57,16);

• пророк Захария — глаголет Господь прострый небо, и основаяй землю, и созидаяй дух человека в нем (Зах. 12, 1).

На основании этого соображения и мест Священного Писания Святая Церковь признает ту мысль, что души человеческие, как и сами люди, творятся Богом чрез посредство родителей, совершенно для нас неизъяснимо (Прав, испов., ч. 1, отв. на 28-й вопрос). Церковь, последуя Божественным словам, утверждает, что душа творится вместе с телом, а не так, чтобы одна творилась прежде, а другое после (5-й Вселенский Собор).

Несмотря на это, касательно происхождения души в каждом человеке существовало три мнения.

Одни (Платон, Ориген, Синезий и немногие другие) допускали предсуществование душ, т. е. говорили, что души человеческие все существовали еще прежде сего мира, и уже готовые посылаются в тела, для покаяния в грехах своих.

Другие (Аристотель, Иларий, Феодорит, святой Кирилл Александрийский, святой Иероним) думали, что души вновь творятся Богом, по мере появления на свет людей.

Третьи (Тертуллиан, святой Григорий Нисский, святой Макарий Великий и др.) утверждали, что обе субстанции — и душа и тело — вместе и зачинаются, и совершенствуются.

Первого мнения — о предсуществовании душ, нельзя принять даже за вероятное, потому что:

а) душа ничего не помнит из прежней жизни своей, а следовательно, не может и раскаиваться в тех грехах, которых не знает;

б) Священное Писание ясно говорит, что грех вошел в мир человеческий вместе с преступлением Адамовым; если же невинные души посылаются в тела, то как же они делаются виновными и за что страдают в испорченном теле?

Поэтому мнение это, как не основанное на Священном Писании и несообразное со здравым смыслом, быв названо «нелепым и нецерковным» (святой Григорий Богослов), «баснословным» (святые Григорий Нисский, Феодорит), «еретическим» (святой Августин), торжественно осуждено на Константинопольском Соборе в 541 году.

Второго мнения — мнения о новом творении душ, также нельзя принять, потому что:

а) им не объясняется переход наследственной порчи от Адама на его потомков, и при нем вся вина наследственного бедствия людей, значит, возлагается на Творца;

б) это мнение не может быть примирено с покоем Творца, закончившим всякое новое создание, и при нем непонятно будет — как вочеловечение Сына Божия не было принятием одного только тела.

Третьим мнением — мнением о рождении души вместе с образованием телесного организма, самым лучшим образом объясняются:

а) переход порчи Адамовой к потомкам;

б) сходство детей с родителями даже по душевным качествам;

в) им подкрепляется мысль об общем начале людей.

При этом мнении Бог все-таки остается Виновником нашей души, по первоначальному благословению на чадорождение (Быт. 1, 28).

Итак, в силу творческого благословения, человек происходит от человека, не только как живой от живого, но и как разумный от разумного, духовнотелесный от духовно-телесного, т. е. каждый человек по душе и по телу происходит от своих родителей. Это мнение принято Православной Церковью. Что же касается указанных других мнений, которых держались некоторые отцы и учителя Церкви, то они — мнения частные, и ни сами виновники их, ни другие никогда не придавали им значения догмата, или положения церковного.

Дьяченко Григорий, протоиерей.

Из области таинственного (ч. 1, гл. 6, п. 5)

Дух — высшая часть человеческой души

В человеке надо различать душу и дух. Дух содержит чувство Божества — совесть и ничем неудовлетворимость. Он есть та сила, которая вдохнута в лицо человека при сотворении. Душа — низшая сила, или часть той же силы, назначенная на ведение дел земной жизни. Она такого чина, как и душа животных, но возвышена, ради сочетания с нею духа.

Все действия, или, вернее, движения души, столь многообразны и сложны, так переплетаются друг с другом, столь молниеносно изменчивы и зачастую трудно уловимы, что их для удобства различения принято разделять на три вида, три разряда: мысли, чувства и желания. Эти движения души служат предметом изучения науки, называемой «психологией».

1. Органом тела, с помощью которого душа производит свою мыслительную работу, является мозг.

2. Центральным органом чувства принято считать сердце. Оно является мерилом того, что нам приятно или неприятно. Сердце естественно рассматривать как некий центр жизни человека, центр, в котором вмещается все, что входит в душу совне, из которого исходит все, что обнаруживается душею вовне.

3. Желаниями человека руководит воля, которая не имеет для себя вещественного органа в нашем теле, а орудия для исполнения ее предначертаний — это наши члены, приводимые в движение при помощи мускулов и нервов.

Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли: душа хочет приобрести знания и испытывать те или иные чувства.

Дух из Бога, сочетавшись с душею животною, возвел ее на степень души человеческой. И стал человек двояк. Одно тянет его к Небу, другое — к земле. Когда человек в своем чине держится, то он живет духом, т. е. страхом Божиим водится, и совести слушается, и горнего ищет. А когда он поддается влечениям души дольней, то выходит из своего чина, и то, чего хочет дух, думает достать среди тварей. Этого ему не удается, и он томится и крушится. Дух тут, как пленник в узах, находится в услужении у варваров — страстей похотных. Сам он не удовлетворяется и страсти делает неудовлетворимыми, сообщая им безграничный разлив. Отчего животные потребности у животных все в своей мере, а у человека, когда он предается чувственности, чувственные потребности предела и меры не имеют? Эту безмерность сообщает им дух, попавший в плен к ним, и дух этой безмерностью желает затушить свою жажду бесконечного, по образу Коего создан и в Коем едином благо его.

Так вот видите, что и животные у нас отправления есть, и в самом их движении проявляется нечто, совсем животным несвойственное.

О чем ни рассуждать, всегда придешь к тому заключению, что человек обладает духом, которого истинная жизнь есть жизнь в Боге. Там только он находит покой, там его рай и обетованная земля.

«Дух, — говорит святитель Феофан, — как сила от Бога нашедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем Одном находит покой. Неким духовным, сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную зависимость от Него и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им». Это как раз то, о чем говорил еще блаженный Августин: «Ты, Боже, создал нас со стремлением к Тебе, и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе».

Дух в человеке проявляется в трех видах:

1) страх Божий;

2) совесть;

3) жажда Бога.

1. Страх Божий — это, конечно, не страх в нашем обычном, человеческом понимании этого слова: это благоговейный трепет перед величием Божиим, неразрывно связанный с неизменною верою в истину бытия Божия, в действительность существования Бога как нашего Творца, Промыслителя, Спасителя и Мздовоздаятеля.

2. Второе, чем проявляет себя дух в человеке, это — совесть. Совесть указывает человеку, что право и что неправо, что угодно Богу и что не угодно, что должно и чего не должно делать. Совесть есть наш внутренний судия — блюститель закона Божия. Святые отцы называют совесть «голосом Божиим» в душе человека.

3. Третье проявление духа в человеке святитель Феофан метко назвал жаждою Бога. Ничем тварным и земным наш дух удовлетвориться не может, пока не обретет покоя в Боге, к живому общению с Коим дух человеческий всегда сознательно или бессознательно стремится.

По творениям святителя Феофана Затворника.

Вып. 8. № 1462. С. 211–213.

Духом святым всяка душа живится

Из беседы преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым о цели христианской жизни

Многие толкуют, что когда в Библии говорится: «вдунул Бог дыхание жизни в лице Адама первозданного и созданнаго Им от персти земной» — что будто бы это значило, что в Адаме до того не было души и духа человеческого, а была будто бы лишь плоть одна, созданная из персти земной. Неверно это толкование, ибо Господь Бог создал Адама от персти земной в том составе, как батюшка святой апостол Павел утверждает: «да будет всесовершен ваш дух, душа и плоть в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». И все три части нашего естества созданы были от персти земной, и Адам не мертвым был создан, но действующим животным существом, подобно другим живущим на земле одушевленным Божиим созданиям. Но если бы Господь Бог не вдунул потом в лице его сего дыхания жизни, т. е. благодати Господа Бога Духа Святаго, возводящего его в богоподобное достоинство, то был бы он подобен всем прочим созданиям, хотя и имеющим плоть и душу и дух, принадлежащие каждому по роду его, но Духа Святаго внутри себя неимущим. Когда же вдунул Господь Бог в лице Адамово дыхание жизни, тогда-то, по выражению Моисееву, и бысть Адам в душу живу, т. е. совершенно во всем Богу подобную и такую, как и Он, на веки веков бессмертную…

Когда же вкушением от древа познания добра и зла, преждевременно и противно заповеди Божией, узнали (Адам и Ева) различие между добром и злом и подверглись всем бедствиям, последовавшим за преступление заповеди Божией, то лишились этого бесценнаго дара благодати Духа Божия…

Когда же Он, Господь наш Иисус Христос, изволил совершить все дело спасения, то по воскресении Своем дунул на апостолов, возобновив дыхание жизни, утраченное Адамом, и даровал им эту же самую адамовскую благодать Всесвятаго Духа Божия. Но мало того — Он обещал им благодать — возблагодать. И вот в день Пятидесятницы торжественно ниспослал Он им Духа Святаго в дыхании бурне, в виде огненных языков, на коемуждо из них седших и вошедших в них и наполнивших их силою огнеобразной Божественной благодати, росоносно дышащей и радостотворно действующей в душах причащающихся ея силе и действиям. И вот эту-то самую огневдохновенную благодать Духа Святаго, когда подается она нам, всем верным чадам Христовым, в таинстве святаго крещения, священно запечатлевают миропомазанием в главнейших, указанных святой Церковью, местах нашей плоти, как вековечной хранительницы этой благодати. Говорится: «печать дара Духа Святаго…»

Если бы мы не грешили никогда после крещения нашего, то вовеки пребыли бы святыми непорочными и изъятыми от всякия скверны плоти и духа, угодниками Божьими. Но вот в том-то и беда, что мы, преуспевая в возрасте, не преуспеваем в благодати и разуме Божием, как преуспевал в том Господь наш Иисус Христос, а напротив того, развращаясь мало-помалу, лишаемся благодати Всесвятаго Духа Божия и делаемся во многоразличных мерах грешными и многогрешными людьми.

Но покаянием (утреневанием к Богу, бдением, многими слезами, творением добрых дел Христа ради, противоположных содеянным грехам), яко вторым крещением, омываемся от греховной скверны и опять являемся пред лице Божие паче снега убеленные Его благодатию…

Святой отец, живший по времени еще ближе к нам, преподобный Силуан Афонский пишет:

Для души нужен Господь и благодать Святаго Духа, без которой душа мертва. Как солнце греет и живит полевые цветы, и они влекутся к нему, так душа, любящая Бога, влечется к Нему и блаженствует в Нем, и от многой радости хочет, чтобы все люди также блаженствовали. Господь для того и создал нас, чтобы мы вечно на небесах пребывали с Ним в любви.

Слава Господу и Его милосердию: Он так много возлюбил нас, что дал нам Духа Святаго, Который учит нас всему доброму и дает силу побеждать грех. Господь по многому милосердию Своему дает нам благодать, и мы должны крепко хранить ее, чтобы не потерять, ибо без благодати человек духовно слеп. Слеп тот, кто собирает богатства в этом мире; это значит, что душа его не знает Духа Святаго, не знает, как Он сладок, и потому пленяется землею. А кто познал сладость Духа Святаго, тот знает, что она ни с чем не сравнима и не может уже ничем плениться на земле, но пленен только любовью Господа, и покоен он в Боге, и радуется, и плачет о людях, что не все познали Господа, и жалеет их.

Когда душа в Духе Святом, то она довольна и не скучает о небесном, ибо Царствие Божие внутри нас, ибо пришел Господь и вселился в нас. Но когда душа потеряет благодать, тогда скучает она о Небесном и слезно ищет Господа.

Листок № 46

Странники

Странник я у Тебя и пришелец, как и все отцы мои.

Пс. 38, 13

Эти слова пророка Давида из его 38-го псалма хочется привести вам, мои дорогие, сейчас в наше общее назидание.

Так говорит псалмопевец, размышляя о скоротечности нашей земной жизни. Сказанная им истина напоминает каждому из нас о беспрерывном течении времени: один за другим неудержимо и безвозвратно уходят в беспредельную вечность год за годом; одно поколение сменяется другим; умирает одна жизнь, уступая место жизни другой.

Сколько изменений претерпела земля за всю свою историю! Сколько на ней обитало таких народов, которых время навсегда смело с ее лица, и имена многих из этих народов даже не сохраняются в памяти человечества. Сколько история знает царств, которые шумною своею жизнью заполняли землю, достигали расцвета в науках, искусстве, торговле, и от них не осталось и следа. Сколько за долгую историю мира было на земле городов — цветущих, украшенных замечательными зданиями и хранилищами памятников искусства, а время и их уничтожило. Разрушенные обломки таких городов засыпаны землей, илом, песком, залиты морской водой, и сейчас в разных концах земли люди раскапывают эти обломки когда-то прекрасных городов, известных истории только по именам или даже вовсе неизвестных.

Так все течет и изменяется на земле. Шумная слава исчезает как звук, громкий, но короткий. Богатства, сокровища земные ускользают из рук человеческих быстрее воды. Земные наслаждения, плотские чувствования улетают короче утренней зари. И узы дружбы, узы любви, узы родства разрушаются, изменяются, исчезают.

Человек, поставленный в середину этого текущего, изменчивого мира, также увлекается общим течением, и никакая сила не может остановить неудержимого потока времени.

Было время, когда на земле жили наши прадеды. Каждый из них занимался своей работой, болел, лечился, старился. Они уступали место нашим дедам, деды — нашим отцам, отцы — нам. Пройдет немного времени, и не будет нас с вами на земле. И другие люди будут обитать на ней, и другие люди — наши преемники — будут стоять на том священном месте, где стою я; и внимать их проповеди и собираться в храмах Божиих на молитву будут другие люди — наши потомки, наши дети, внуки.

Человек живет, старится и умирает. Такова история каждой человеческой жизни. А сколько перемен совершается с каждым из нас, пока мы живем своею короткою жизнью!

Внутри нас — беспрерывная смена впечатлений, настроений, желаний, намерений, вне нас — все новые связи, встречи. Жизнь течет и изменяется. И сами мы изменяемся: проходит та или другая пора в нашей земной жизни, и уже не то нам нравится, что нравилось раньше, не того желает наше сердце, чего желало раньше, и не к тому стремится наша мысль, наша душа, к чему стремилась раньше. Можно ли узнать в дряхлом старце, который печальными мутными глазами смотрит вокруг себя, когда-то цветущего юношу, взор которого горел радостью и надеждой, который впереди себя видел долгую-долгую жизнь, был весел и беззаботно смотрел вперед? Да и самих себя мы часто не узнаем по прошествии известного времени. Все течет, все уходит в вечность.

И о чем все это говорит нашему сердцу? Странник я у Тебя, Господи, и пришелец, как и все отцы мои.

Вот о чем напоминает беспрерывное течение времени: о том, что все мы здесь, на земле, — странники и пришельцы. По слову святого апостола Павла, мы не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр. 13, 14).

На земле нет ничего вечного. Вечен один Бог, не знающий ни начала, ни конца Своего бытия, и вечна та жизнь, в которую мы вступим своей бессмертной душой. Мы и ищем будущего нерукотворенного Небесного Иерусалима, куда стремится каждый, кто идет за своим Господом, кто Господом живет и с Ним умирает. Это непрерывное течение времени напоминает нам о том, что не здесь наша родина. Наше вечное отечество там — на Небе, в доме нашего Небесного Отца, Который так возлюбил род человеческий, что послал Сына Своего Единородного на крестную смерть за вечное счастье людей (Ин. 3,16).

Наше вечное жилище там, где пребывает Господь наш Иисус Христос, Который за нас пострадал, умер, воскрес в третий день по Писанию, вознесся на Небо, открыл двери Царства Небесного для каждого из нас и там ждет всех нас после конца нашей короткой земной жизни. Там наша вечная родина, откуда наша Преблагословенная Небесная Матерь, наша отрада и прибежище, источает Свою материнскую любовь на пути нашей земной жизни. Вечно жить мы будем там, где уж вечно живут наши старшие братья — святые угодники, Божии люди, которые свои небесные благословения ниспосылают нам от лица Божия и ими укрепляют нас на нашем жизненном пути, где обитают все наши предки, умершие с верою.

Святой апостол Павел говорит, что ветхозаветные праведники, жившие на земле среди развратного падшего, порочного мира, сохранили свою веру в Истинного Бога и чистоту своей души тем, что всегда напоминали себе о том, что они — странники и пришельцы на земле, что не здесь наш постоянный град, но в той жизни, к которой мы стремимся душой и которая не знает конца.

И мы все с вами, дорогие дети своего Небесного Отца, дети Сладчайшего Спасителя, совершая свой короткий земной путь, должны всегда себе об этом напоминать.

Перед лицом Господа здесь, на земле, мы только временные гости, как и отцы наши, уже прошедшие свой земной путь и отошедшие со своей верой к Господу, Хозяину Неба и земли.

Путешествующий странник совершает путь по чужой стране, всем сердцем стремится на родину. Он не останавливается на пути больше, чем это нужно для отдыха, потому, что идет вперед, в свою родную страну. И каждый из нас, христиан, совершая свой путь по земле, направляясь в жизнь вечную, не должен сердцем прилепляться ни к чему земному

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Псково-Печерские листки

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Душа. Ее жизнь и законы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я