Спиральная динамика на практике. Модель развития личности, организации и человечества

Дон Бек, 2018

Идея «бирюзовых» компаний как целостных, эволюционирующих, живых организаций захватила бизнес-сообщество. Существуют ли такие компании на самом деле и можно ли перенять их опыт? Как построить компанию нового типа – без традиционной иерархии и бюрократии, эффективную и гибкую? Почему руководителям принципиально понимать, какие ценности доминируют в человеке, коллективе или обществе? На все эти вопросы отвечает спиральная динамика – модель эволюции ценностных систем. Она описывает инструменты, которые помогут выйти за пределы старых, авторитарных моделей лидерства и менеджмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Спиральная динамика на практике. Модель развития личности, организации и человечества предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть I. Спиральная динамика — основы

1

Введение. О замысле и структуре этой книги

Спиральная динамика на практике: поиск мастер-кода человечества

О книге

Эта книга выходит в свет на закате жизни Дона Бека — в ней истории из его практики. Он лично проживал сюжеты, о которых здесь рассказано. Он сам поддерживал большинство научных и практических мероприятий, описываемых на страницах книги. Он помнит события Второй мировой войны и до сих пор активно следит за международной жизнью по телевидению и радио и принимает в ней активное участие как гражданин своей страны и представитель человечества. В работе над книгой участвовали соавторы Дона Бека из России, Америки, Дании и ЮАР. Это не только давнишние сторонники теории спиральной динамики, но и так называемые миллениалы, родившиеся на рубеже XX и XXI века (то есть третье и четвертое поколение последователей Грейвза). Невозможно перечислить все научно-практические мероприятия, дискуссии и методики, инициатором которых являлся Бек. Однако создатели книги постарались представить их как можно полнее, чтобы заинтересовать читателя, воодушевить его и даже мотивировать на такие действия, которые помогут сделать мир лучше для всех нас.

Описываемая в книге теория связана со сложной проблемой: каким образом индивидуумы, группы людей и их сообщества справляются с изменением условий жизни. Представление людей, организаций и общества в виде систем помогает нам понять, как они способны адаптироваться к изменению внешних условий. Эти условия окружающей среды предопределяют следующее:

● Мировоззрение: обмен идеями и распознавание образов.

● Степень сложности мышления: сохранение прежних или возникновение новых образов мышления.

● Управление и контроль: связанная с ними гибкость.

● Организационные принципы: сила влияния на систему.

● Развитие смысловых потоков: восприятие прошлого, настоящего и будущего и их воздействие на нас.

● Потенциал: функциональные возможности или жизнеспособность системы.

Цель данной книги

Эта книга не стремится предложить исчерпывающее академическое или теоретическое обоснование описываемых ключевых концепций и конструкций. Хотя в ней и уделяется внимание истории возникновения и развития теории спиральной динамики, ее характеристикам и особенностям, она прежде всего представляет собой сборник уникальных материалов по практическому применению этой теории в производственной и организационной сфере в различных геополитических условиях.

В такую книгу едва ли возможно вместить большое количество и многообразие исследований, глубокое знание этнографии различных стран и регионов, академическую глубину и практическую ценность, которые Бек (самостоятельно или в сотрудничестве с другими исследователями) демонстрировал на протяжении более 50 лет своей деятельности. Помимо этого, существует еще и огромное количество научных работ, созданных с позиций спиральной динамики учениками и коллегами Бека. По мнению самого Бека, эта книга должна стать сборником ценных рекомендаций и рассказов о важных научных работах в сочетании с описанием конкретных достижений.

Цель этой книги — помочь лидерам частного и государственного секторов:

● Распознавать, идентифицировать и описывать культурную ДНК тех социальных систем, которые они возглавляют, а также уметь применять эти коды для выполнения поставленных задач.

● Научиться понимать всеобъемлющее влияние, которое оказывает на ситуацию изменение базовых ценностей в культурных ДНК коллективов или групп.

● Конструировать различные типы организаций — как корпоративные (например, банки, горнодобывающие предприятия), образовательные, религиозно-духовные, высокопроизводительные и спортивные команды, так и военные системы, а также организации в области частного предпринимательства и сферы услуг, такие как авиалинии и больницы.

● Использовать процессы, принципы и инструменты естественного дизайна, чтобы выйти за пределы старых, закосневших, авторитарных моделей лидерства и менеджмента.

● Синтезировать подходы к лидерству, организационным принципам и культуре компании.

● Выйти за рамки холистического подхода и создавать конкретные работающие конструкции, способные адаптироваться и видоизменяться в течение времени и с появлением новых проблем.

Авторы книги старались не дублировать уже опубликованные труды. Это скорее разноплановое собрание работ и рекомендаций Дона Эдварда Бека в том виде, в котором он их изложил и переосмыслил, а также концепция Клера Грейвза, проиллюстрированная многочисленными теоретическими, деловыми и практическими примерами. Авторы напоминают, что несколько десятилетий назад Грейвз говорил: если человек хорошо усвоил суть теории и выводы из нее, то ему понятно почти все происходящее. Суть этой убедительной теории, ее методология и практическое применение объяснят, почему различные части и главы книги могут казаться столь неоднородными и разноплановыми по содержанию, хотя в действительности касаются одного и того же феномена. Это мастер-код человечества, как назвал его доктор Дон Эдвард Бек.

Суть этой концепции выходит за рамки книги, которую вы сейчас читаете, бумажной или электронной. На самом деле она лишь рассказывает об историческом развитии теории и ее структурных элементах, необходимых для понимания идей, о которых мы говорим, и описывает примеры практического применения теории. Эта книга — вещественное воплощение разнообразных практических примеров, статей, блогов, исследований и источников, которые можно обнаружить на соответствующих интернет-ресурсах, так что это нечто куда большее, чем очередной теоретический труд. Авторы, скорее, хотели, во-первых, поделиться с читателями итогами деятельности доктора Дона Бека; во-вторых, проиллюстрировать сложную, но целостную природу спиральной динамики; и наконец, представить источник идей, усвоенные уроки и примеры применения теории в самых разных условиях — от Севера до Юга, от Востока до Запада, от политики до спорта и даже искусства. Определяя, что включать и не включать в эту книгу и что размещать на соответствующих веб-сайтах, авторы пользовались следующими критериями:

● Положения теории Грейвза, лежащие в основе примера или материала.

● Уникальность вклада, который в эту область исследований внес Бек.

● Отображение уникальной целостности дополнительных концепций, предлагаемых Беком.

● Наличие в приводимых примерах практического применения теории таких факторов, как:

● Жизнеспособность.

● Надежность.

● Применимость в других сферах.

● Теоретическая глубина.

● Полная применимость теоретических обоснований Грейвза и Бека.

Эта книга по природе своей интегральна. В ней есть несколько глав с глубоким теоретическим содержанием, которые были предварительно просмотрены коллегами авторов и изложены с требуемой академической строгостью с позиций онтологического конструктивизма[8] и эпистемологического интерпретативизма[9].

Другие главы фокусируются на практических аспектах спиральной динамики. В них даются конкретные советы по решению жизненных систематически возникающих проблем. Объекты исследований варьируются от отдельных индивидуумов и групп людей до организаций и геополитических образований. В книгу даже включена статья, в которой Бек описывается как «психиатр», который излечивал целые страны.

Однако, возможно, важнее всего то, что книга уделяет большое внимание вопросу лидерства как в частном, так и в государственном секторах. Уже принятые решения и ранее найденные ответы создали проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня как человечество. Нам крайне необходимо развивать более сложное, систематическое, целостное и эффективное мышление, чтобы завтра обеспечить другие условия жизни для наших детей и последующих поколений. В этой книге перед лидерами из разных областей человеческой деятельности ставится вопрос не столько об изменении ими мировоззрения, сколько о приобретении умения сознательно задавать себе разные вопросы, которые будут порождать разные ответы, поскольку наши сегодняшние действия создают все более серьезные и крупномасштабные побочные эффекты. Мир отчаянно нуждается в лидерах, которые могут соединять воедино те выгоды, которые дает раскрепощенность мысли, о которой говорит спиральная динамика, с помощью эффективного мышления и процесса интегрирования; это приведет к тому, что способности человека создавать новые возможности могут дать одновременный синергетический эффект для блага всех социальных систем и человечества в целом.

Методология

На этапе сбора информации для этой книги использовался анализ содержания материалов, представленных Беком и его коллегами. Они включали в себя академические лекции, опубликованные за долгий период времени статьи, разработанные и проведенные учебные курсы, рабочие записи из экспедиций и командировок, руководства по сертификации, а также письма, полученные от политических лидеров, партнеров и участников различных проектов. За расшифровкой последовал тщательный анализ содержания многочисленных аудио — и видеоматериалов. Среди них были записи радио — и телепередач, в которых выступал Бек или рассказывалось о нем. Была изучена обширная научная литература, которая повлияла на становление спиральной динамики как отдельной области исследований, а также докторские диссертации, в которых теория СД рассматривалась как с практической, так и с теоретической стороны. В библиографию, расположенную в конце книги, вошло большое количество изданий по современному менеджменту, вопросам лидерства, системного мышления, политике, экономике и культуре. Томас Джонс на протяжении полутора лет осуществлял рабочие записи. Записи затем были проанализированы, а полученные выводы вошли в эту книгу. Ники Макквисчен провела с Беком три продолжительных интервью; позднее эти записи были расшифрованы. Кроме того, доктор Рика Вильёэн в течение 18 дней провела с Беком 36 содержательных интервью, которые Джонс записал в аудио — и видеоформатах. Эти беседы тоже были расшифрованы и нашли свое место в книге. Принцип ее построения — чередование жизненной истории, о которой говорит Пламмер [3], и обоснованной теории в описании Шармаза [4] и Вильёэн [5]. Результатом такого подхода стала яркая мозаика рассказов, образов, конкретных случаев, рабочих записей, отрывков из научных работ, биографических фактов, теории и примеров ее практического применения. Книгу писали разные авторы, и подходы их, онтологические и эпистемологические, тоже отличались, поэтому иногда повествование ведется от первого лица, а иногда — от третьего. Научные главы были просмотрены учеными — коллегами авторов.

Структура книги

Книга состоит из трех частей (ниже они будут описаны подробнее). Поскольку между частями книги имеется системная, целостная и взаимодополняющая связь, главы из одной части могут упоминаться и в других. Разные части книги могут вызывать к себе разное отношение. Следует помнить, что работу выполнял коллектив соавторов, системы ценностей которых применительно к спиральной динамике могут разниться, поэтому какие-то части книги могут быть легче для восприятия, а другие, наоборот, казаться непонятными или даже излишне сложными. Рисунки и таблицы в начале книги наглядно и схематично продемонстрируют читателю научные аргументы, которые в дальнейшем будут изложены в тексте.

Часть I содержит описание основ развития концепции, которая сегодня носит название «Спиральная динамика». Глава 2 рассказывает о жизни и исследованиях Клера Грейвза, создателя того, что мы впоследствии назвали экзистенциальной лестницей. История Бека начинается тогда, когда история Грейвза уже клонится к закату. Хотя они сотрудничали в течение более десяти лет, и хорошо известно, что Бек просил Грейвза уделить ему как минимум еще десять лет, взаимодополняющий синтез их умов создал условия для интеграции психологических, социологических, политических, экономических и биологических идей в глубокое понимание изучаемых явлений. Результатом стала метатеория, применимая в самых различных областях знаний. Такой целостный взгляд и междисциплинарный подход к проблемам поведения взрослого человека были по-настоящему прогрессивными и невиданными для публиковавшихся в конце 1960-х гг. научных работ.

Глава 3 описывает концепции Бека, внесшие существенный вклад в совокупность человеческого знания. Докторская диссертация Бека, затрагивавшая вопросы предотвращения Гражданской войны в Америке, его изучение студенческих выступлений на волне роста политической и расовой напряженности в США в 1960-х и способность разрешать конфликты, которая достигла уникального уровня искусства, — все это расширило рамки практического применения оригинальных работ и публикаций Грейвза. Это конфликты, которые представляются почти неразрешимыми, например проблема апартеида в ЮАР, а также последующие социально-политико-экономические процессы в стране. Здесь подводится теоретическая база концепции струн, универсального мастер-кода и правила SOME («некоторые»). В главе 4 к ним присоединяется естественный дизайн, а также концепция использования при решении застарелых и тяжелых социальных проблем уравнений, а не готовых ответов.

В части II представлены рассказы о личном участии Бека в попытках исцелить общество в отдельных странах и геополитических структурах. Глава 5 посвящена примеру ЮАР. Это история о том, как белое меньшинство захватило главенствующие позиции в политике, экономике и социальной системе государства и подавляло большинство населения с помощью сеющего рознь режима апартеида. Бек сдержал данное Грейвзу обещание побывать и поработать в единственной в мире стране, где, по их мнению, в одной социальной системе естественным образом сосуществовали все системы ценностей, описанные в теории спиральной динамики. Стремясь предотвратить гражданскую войну, Бек посетил находившуюся на грани отчаяния страну 63 раза. Подробный рассказ об этом можно найти в книге «Плавильный котел». Здесь же приводятся ранее не публиковавшиеся истории и идеи. Бек едва ли представлял, что ЮАР превратится в своеобразный «плавильный котел» для него самого. Она стала «полевым испытанием» его способности участвовать на уровне страны и геополитическом уровне в установлении мира, стимулировании прогресса и вовлечении в этот процесс всех сторон.

В главе 6, написанной Эльзой Маалуф, рассказывается о Палестине. Впервые эта история была опубликована в ее книге «Эмерджентность» (Emerge!). Маалуф мастерски описывает сложные отношения между Израилем и Палестиной и делится своими личными впечатлениями и опытом Бека, которые они получили в этой изобилующей конфликтами части мира.

Дания — это очевидный и наглядный пример постсовременного общества с типичным уклоном в ЗЕЛЕНУЮ зону. То же самое относится и к четырем другим странам Северной Европы (Швеции, Норвегии, Финляндии и Исландии). В главе 7 можно найти подробный анализ и обсуждение того, что сделало эти страны такими успешными с точки зрения спиральной динамики. Особое внимание уделяется обсуждению ранних признаков мышления второго порядка, появления которых можно ожидать в стране, которая примечательно превысила свойства ЗЕЛЕНОГО цМема и поэтому должна быть готова к «моментальному скачку», упомянутому Грейвзом в статье 1974 г. Только время покажет, располагают ли страны Северной Европы необходимым адаптивным интеллектом — или способностью развить его, — чтобы осуществить следующий подъем по спирали.

В части III акценты смещаются в область производства и перспектив развития конкретных отраслей. Глава 8 также посвящена промышленности, однако содержит еще и раздел, написанный Саидом Давлабани. Эта глава вдохновенно доказывает, что действующие экономические структуры не обязательно соответствуют современным проблемам. Лидеров призывают создавать организации второго порядка — это те компании, которые могут справляться со сложностью сегодняшних реалий и проблем. Критическую важность приобретает новый подход к экономике.

Глава 9 содержит короткие рассказы и описание нескольких примеров, которые с различных точек зрения показывают, как спиральная динамика может воплощаться в жизнь: как СД служит вдохновению в искусстве и проявляется в религии, какие ценности может привнести в спорт и как может помочь без излишних усилий поддерживать чистоту в городах. Цель этой главы — помочь читателю найти области практического применения спиральной динамики. Эти истории и примеры также говорят о том, что целостный подход к СД обеспечивает возможность ее переноса в разные сферы, ее модифицируемость и применимость на практике.

В главе 10 представлены исследования конкретных примеров, адресованные бизнес-лидерам и практикам, занимающимся развитием организаций. Они затрагивают проблемы интеграции корпоративных культур, которые часто встают перед руководителями в период слияний и приобретений компаний, выработки стратегии роста, осуществления организационных изменений и трансформации бизнеса. В главе приведен пример применения спиральной динамики в Танзании (Восточная Африка). Далее пример Ганы (Западная Африка) показывает, как несколько театрализованная атмосфера помогает на практике добиться устойчивого эффекта благодаря применению специальных методик развития организаций, таких как технологии открытого пространства, поощрение любознательности работников, методология «мировых кафе» и «производственный театр». Здесь же описаны примеры из практики Австралии (Юг) и Китая (Восток). Бизнес-лидеру предлагается хорошо освоить язык спиральной динамики, поскольку руководитель жизнеспособной компании в рабочих реалиях будущего должен уметь создавать инклюзивные организации.

Часть IV называется «Спиральная динамика PLUS». Благодаря своему уникальному взгляду на мир Бек понял: чтобы оставаться в ЖЕЛТОМ цМеме, необходимо уметь принимать эффективные, системные и целостные решения. В главу включены дополнительные методики и технологии. В первом разделе главы 11 рассматриваются работы Ицхака Адизеса. Во втором обсуждаются достоинства методики эффекта ассимиляции — контраста (Assimilation Contrast Effect — VACE). Рассказывается об использовании мониторинга важнейших сигналов (Vital Signs Monitors — VSMs). Читатель узнает о «семи навыках Каркхаффа» (Carkhuff’s Seven Skills) для разрешения конфликтных ситуаций. Во втором разделе также рассказывается о стоимостном проектировании, управлении по ценностям и создании кружков ценности. Эта глава уникальна, поскольку отражает разработки Бека по решению системных социальных проблем в неблагоприятной среде. В главе описаны семь дизайн-функций процесса принятия решения, обсуждается важность таких функциональных возможностей языка, как индексирование словарного массива, перенос слов и использование дефисов.

В заключительной части книги представлены идеи Бека, сформированные в результате долголетнего использования СД в разных странах мира. В главе 12 части V Бек и другие соавторы книги говорят о будущих проблемах человечества, о важности создания инклюзивного мира, в котором сосуществуют различные точки зрения, и о дальнейшем развитии метатеории СД и связанных с ней областей знаний.

Далее следует список книг, статей, блогов и сайтов, рассматривающих интерпретацию Беком положений СД с указанием взаимосвязи этих материалов с другими публикациями, выделением черт сходства и различия в терминологии и понятийном аппарате. И наконец, завершает книгу обширная библиография, включающая в себя, в частности, материалы диссертаций и сформированная за период разностороннего изучения теории СД в течение более 40 лет. Академические исследования в области спиральной динамики продолжаются и сегодня, так как эта дисциплина вошла в курс обучения различных университетов. Продолжается и научная работа по поиску путей практического применения теории.

Кому будет полезна эта книга?

Неискушенному читателю, еще не знакомому с теорией спиральной динамики, возможно, стоит начать с прочтения классического труда «Спиральная динамика» [6] или даже книги «Плавильный котел» [7]. Рисунки, приведенные в начале данной книги, помогут читателю ухватить суть этой сложной теории. Для опытного практика, применяющего в жизни положения СД, или бизнес-лидера калейдоскоп различных вариантов практического использования теории подчеркнет широкие возможности ее применения.

Во многих отношениях спиральную динамику можно рассматривать как святой Грааль. Некоторые люди стремятся к легкому и быстрому решению системных проблем. На самом деле это фантазии, которые никогда не принесут жизнеспособных результатов. Чем больше вы узнаёте о теории СД, тем больше вас увлекает мысль о глубине и широте возможностей ее применения в жизни. Это многослойная теория. Стоит лишь подумать о том, что вы разобрались в ней при подходе к проблеме с одного какого-то конкретного угла, как тут же возникает ее новая грань. Как это произошло с Грейвзом и Беком, погружение в такой целостный подход к теории СД может стать поиском универсального мастер-кода длиной в жизнь. Такой подход вооружает глубокими идеями и читающего эту книгу ученого, и практика, занимающегося развитием какой-то конкретной организации.

В конце каждой своей лекции Бек просит аудиторию вместе с ним прочесть вслух стишок про Шалтая-Болтая. Он гордится коллекцией из 80 фигурок Шалтая-Болтая, собранной по всему миру. Так что давайте начнем с того, что всегда делает Бек:

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

Вся королевская конница,

Вся королевская рать

Не может Шалтая,

Не может Болтая,

Шалтая-Болтая,

Болтая-Шалтая,

Шалтая-Болтая собрать![10]

2

Архитектор экзистенциальной лестницы — клер грейвз

Клер грейвз и его экзистенциальная лестница

В конце концов, черт побери, человек имеет право быть тем, кто он есть на самом деле.

ГРЕЙВЗ, ЦИТ. ПО: БЕК И КОВАН [6]

Клер Грейвз был профессором психологии в Юнион-колледже в Скенектади, штат Нью-Йорк. Последствия Второй мировой войны побудили его искать новые причины изменения взглядов на человеческую природу. Занимаясь теорией развития человека, Грейвз заинтересовался тем, что разные люди по-разному понимали, что такое зрелость, а также тем, что одни благополучно проживали трудные этапы жизни, а другие нет. В своей книге «Спиральная динамика» Бек и Кован объясняли, что Грейвз стремился объединить в единое целое биологическую, психологическую и социальную динамику развития человека; он «старался связать воедино человеческое знание и разрушить стены, которые разделяли в мире науки отдельные дисциплины и области исследований». На фото 2.1 Клер Грейвз в расцвете своей научной карьеры.

Грейвз был профессором психологии и создателем теории развития взрослого человека. Он родился в Нью-Ричмонде, штат Индиана. В своих исследованиях Грейвз опирался на работы Фрейда, Уотсона и Скиннера, понятийную систему Роджерса и Маслоу. Он даже изучал новейшие когнитивно-психологические теории своего времени. Студенты часто спрашивали его, какая из теорий «правильная». Это породило в нем глубокий внутренний конфликт. Эту же дилемму можно увидеть в том, как разные стороны аргументируют свою политическую позицию. Почему существуют различные взгляды на экономику? Почему на конференциях сталкиваются разные точки зрения? Почему существуют различные теории и почему они противоречат друг другу? Грейвз даже подумывал о том, чтобы оставить академическую среду, однако в 1951 г. провел исследование, желая лучше понять это явление. Он попросил людей высказать представления об определенном явлении, подумав над следующими фразами:

● Здоровые люди — это…

● Зрелые люди — это…

● Люди, которые объединяют оба этих качества, — это…

В ходе исследования Грейвз собрал буквально тысячи представлений по этим вопросам. Сначала он хотел распределить их по уровням пирамиды Маслоу, представляющей иерархию потребностей человека, однако вскоре понял, что в ответах присутствовали дополнительные темы и люди не всегда говорили о своих индивидуальных потребностях. Иногда в их представлениях присутствовали мотивы самопожертвования. Стало ясно:

● разные люди выражали разные взгляды на мир;

● разные люди через определенный период времени говорили разные вещи;

● во время анализа Грейвзом изменений при смене мировоззрений просматривались определенные модели.

Грейвз был создателем концепции этих системных оценок, которые он описывал следующим образом: «Психология взрослого человека представляет собой развивающийся, последовательный и колебательный процесс движения по спирали, характеризуемый нарастающей степенью подчинения старых поведенческих систем более низкого уровня новым системам, находящимся на более высоком уровне, по мере изменения проблем, значимых для существования человека» [6]. Грейвз полагал, что:

● Человеческая природа не является статичной, или конечной. Она меняется вследствие изменения условий жизни и тем самым создает новые системы. Старые системы при этом сохраняются.

● Когда активируется новая система, или уровень, мы меняем свою психологию и правила жизни, чтобы адаптироваться к новым условиям.

● Мы живем в условиях потенциально открытой системы ценностей, и нам доступно неограниченное количество способов прожить жизнь. Нет никакого конечного состояния, к которому мы все должны стремиться.

● Социальная система (человек, группы людей или сообщества) может положительно реагировать только на те принципы, мотивационные призывы, формулы, юридические и этические правила, которые приемлемы для ее текущего уровня существования.

Теория возникновения, изменения и трансформации человеческих систем, которую создал Грейвз, признана и сегодня. Она дает уникальную возможность понимать различия в поведении не только индивидуумов, но и социальных систем на общемировом уровне. Общее назначение этой модели состоит в объединении и интеграции.

В своей статье «Ухудшение трудовых стандартов» (The Deterioration in Work Standards), опубликованной в журнале Harvard Business Review в ноябре 1967 г., Грейвз применил свою теорию к решению таких проблем, как контроль качества продукции и реструктуризация. Бек и Кован отмечают, что теория Грейвза «указывает, каким образом следует трансформировать компанию или культуру для того, чтобы ее оздоровить и сделать более восприимчивой к внедрению сложных технологий и быстрым изменениям» [6]. На рис. 2.2 изображена экзистенциальная лестница в том виде, в каком она была описана Грейвзом в журнале The Futurist в 1974 г.

Преодолевая границы мышления Маслоу и других исследователей проблем развития человека

Абрахам Маслоу широко известен благодаря своей попытке описать теорию мотивации. Его популярная модель иерархии человеческих потребностей начинается с базовых потребностей, а по мере их удовлетворения люди в конечном счете стремятся к самоактуализации. Будучи исследователем поведения взрослых людей, Грейвз изучал динамику подобных изменений. В Нью-Йорке Грейвз часто замещал Маслоу на преподавательской кафедре. Однако Грейвз считал, что в возникновении человеческих систем могут быть дополнительные уровни. Позже оба ученых согласились, что развитие человека не является конечным, что разные люди самоактуализируются по-разному. Грейвз был твердо уверен, что здоровая личность, действующая не на основании своих персональных потребностей, может развиваться дальше уровня самоактуализации, описанного Маслоу. Два гуру науки на протяжении многих лет вели дружественную дискуссию. По Маслоу, как только очередная потребность человека оказывается удовлетворенной, он автоматически переходит на другой уровень мотивации. Грейвз считал, что это не всегда так. Гарантий того, что может появиться следующая человеческая система, нет.

В результате большой исследовательской работы начали выявляться определенные модели. Грейвз специально не классифицировал их. Он использовал новые методы исследования, временно отказываясь от предшествовавших предположений и способов смыслообразования. От других психологов того времени, занимавшихся проблемами человеческого развития, Грейвза отличали глубина исследований и интегральный взгляд на поведение взрослого человека, а именно уникальное позиционирование системы ценностей человека как биопсихосоциальной конструкции.

Изначально Грейвз идентифицировал две системы ценностей, основанные на самопожертвовании человека, и две — основанные на его самовыражении. Далее, изучая корреляцию, Грейвз обратился к более сложным инструментам исследования, таким как психодиагностическая методика MMPI (Миннесотский многоаспектный личностный опросник): шкала открытости/закрытости мышления, шкала догматизма. Благодаря новым тестам были обнаружены уже шесть ценностных систем, три из которых содержали в себе факторы самопожертвования («МЫ»-качество), а три — факторы самовыражения («Я»-качество). Однако ответы были обусловлены самой природой тестов. Озабоченный этим, Грейвз разработал целостный экспресс-тест по распознаванию символов, который стал глубоким психофизическим измерителем.

На рис. 2.3 показаны два психосоциальных полюса, которые формировались на протяжении истории: ценностные системы, одна из которых ориентирована на «МЫ», а другая — на «Я».

На этом рисунке показаны две сформировавшиеся на протяжении истории ориентации индивидуума и общества. Грейвз объяснил это в своей классической статье:

На каждом этапе существования взрослый человек находится в поисках святого Грааля, он ищет дорогу, по которой пойдет в жизни… Каждый раз, начиная свой поход, человек верит в то, что сможет найти ответ на вопрос о смысле своего существования. Однако, к своему огромному удивлению и смятению, на каждом этапе он обнаруживает, что решение вопроса бытия — это не то решение, которое он собирался найти. Каждый достигнутый этап оставляет человека в растерянности и недоумении. Решая одни проблемы, он сразу же начинает сталкиваться с другими. И его путешествие становится бесконечным [1].

Встреча двух мыслителей-визионеров

В апреле 1974 г. в своем кабинете в Университете Северного Техаса Бек прочел знаменитую сегодня статью Грейвза в журнале The Futurist. Вместо того чтобы высказать еще одно пессимистическое мнение о рецессии и депрессии, Грейвз представил метаанализ становления человечества. Вместо того чтобы рассматривать сигналы и проблемы, существующие в обществе, как признаки опасности, Грейвз увидел в них признаки возрождения. Он описал главные паттерны, которые являлись важными этапами в истории человечества и на основе которых создавались условия формирования новых направлений развития для всего мира. Бек немедленно связался с Грейвзом и получил приглашение встретиться.

Между профессором Грейвзом и доктором Беком сразу же установился контакт, и в течение многих последующих лет они продолжали вместе работать над феноменом человеческого существования (см. фото 2.4).

39-летний Бек посетил Грейвза в начале 1975 г. Бек с теплотой вспоминает встречу с высоким, угловатым и приметным человеком в русской меховой шапке, который ожидал его в аэропорту. Грейвз пригласил Бека слетать в Рексфорд, штат Нью-Йорк, и попробовать поработать вместе. Оба ученых тогда еще не знали, что это станет началом чего-то значительно большего, чем просто подтверждение концепции и подходов. Появится живое и развивающееся понимание путей становления человеческого мышления, развития человечества или его регрессивных изменений — в зависимости от условий жизни.

Бек познакомился с семьей Грейвза, и в течение последующих 11 лет ученые работали в тесном контакте. Из-за проблем со здоровьем Грейвз не смог закончить книгу, над которой работал. Хотя в тот момент Бек уже был штатным профессором, а его дети учились в колледже, он увлеченно предложил посвятить последующие 10 лет своей жизни углубленному изучению теории Грейвза. Как рассказывал Бек в неформальных беседах, он настаивал на том, чтобы Грейвз оставался идейным лидером теории, а сам Бек обеспечивал финансовую и эмоциональную поддержку, создавая условия для разговоров — живых, увлекательных и стимулирующих работу мысли.

Под спиральной динамикой оба понимали «последовательную, циклическую, двойную спиральную модель развития биопсихосоциальных систем». Восемь таких систем, обнаруженных в ходе исследований, представлены на рис. 2.5. Эти системы были открыты в ходе 32-летней работы Грейвза. Ученый дал восьми системам ценностей обозначения AN, BO, CP, DQ, ER, FS, GT и HU. Каждая из них имела вполне определенные характеристики, которые описывали ее существование. Позже Грейвз назвал эти обозначения «коды». В следующей главе будет рассказано об уникальном вкладе, который внес Дон Бек в развитие основ спиральной динамики, заложенных Грейвзом.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Спиральная динамика на практике. Модель развития личности, организации и человечества предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

8

Философское направление, в рамках которого познание воспринимается как активное построение субъектом интерпретации (модели) мира, а не как простое его отражение, а социальная реальность — как «интерсубъективная», созданная взаимодействием людей.

9

Социологический подход, основанный на представлении о том, что объективных законов социума не существует, а социальные действия состоят из ситуационных толкований. Исследователь и исследуемый должны найти правильный язык толкования происходящего и так прийти к общему пониманию его значения.

10

Пер. С.Я. Маршака.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я