Дни освобождения. Laibach и Северная Корея

Коллектив авторов, 2018

Норвежский художник, режиссер и писатель Мортен Тровик сильно выделяется на фоне крайне осторожных деятелей современного искусства, боящихся кого-то задеть или попасть в неприятную ситуацию, – Тровик сделал риск своей профессией. Он организовал первый в истории рок-концерт зарубежной группы в КНДР, отправившись туда вместе со словенцами Laibach, чья навязчивая эксплуатация тоталитарной эстетики здорово взбудоражила северокорейских цензоров. Невероятная, смешная, местами страшная, авантюрная история этих гастролей легла в основу книги. Сделанная Тровиком и художником Валнуаром, легендарным оформителем блэк-металлических альбомов, она вобрала в себя теоретические статьи Славоя Жижека и переписку с северокорейскими чиновниками (по которым можно учиться вести сложные переговоры), редкие фотографии Laibach, зрелищные пропагандистские плакаты, инструкцию по поведению в Пхеньяне и социокультурный анализ перформанса. «Дни освобождения» – это остроумный, глубокомысленный и очень познавательный документ, перебрасывающий мост из мира современного искусства в мир большой политики.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дни освобождения. Laibach и Северная Корея предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Laibach. Десять статей завета

Впервые опубликован в журнале _Nova revija. № 13/14. 1983

1. Laibach работает как команда (коллективный дух) по модели индустриального производства и тоталитаризма, по которой у индивида нет права слова — говорит только организация. Наш труд — индустриальный, наш язык — политический.

2. Laibach анализирует представляемые искусством взаимоотношения между идеологией и культурой на поздней стадии их развития. Laibach сублимирует напряжение, возникающее между идеологией и культурой, с одной стороны, и существующими конфликтами (социальными волнениями, индивидуальными фрустрациями, идеологическими оппозициями) — с другой, и в результате ликвидирует идеологическую и системную дискурсивность во всех ее разновидностях. Само название и эмблема Laibach — это визуальная материализация идеи на уровне когнитивного символа. Название Laibach указывает на реальную возможность создания политизированного идеологического искусства (искусства-системы) в результате влияния на него политики и идеологии.

3. Всякое искусство является предметом политической манипуляции (косвенно, через сознание, и прямо), кроме того, которое само говорит на языке такой манипуляции.

Говорить политическими терминами — значит выявлять и осознавать повсеместность политики. Роль наиболее гуманной формы политики заключается в том, чтобы заполнять разрыв между реальностью и мобилизующим духом. Идеология в таком случае занимает место подлинных форм общественного сознания. Принимая эти факты во внимание, субъект в современном обществе берет на себя роль политизированного субъекта. Laibach выявляет и выражает сопряжение политики и идеологии с индустриальным производством и непреодолимые разрывы между этим сопряжением и духом.

4. Триумф анонимности и безличия был доведен до абсолюта в результате развития технологий. Всякие различия между авторами исчезли, следы индивидуальности стерлись. Технологический процесс — это метод программной функции. Он отражает развитие, то есть целенаправленное изменение. Изолируя отдельные аспекты этого процесса и представляя их статично, можно обнаружить свидетельства отрицания человеком любых путей эволюции, чуждых и неадекватных его биологическому развитию. Laibach использует в качестве методов работы организационную систему индустриального производства и идентификацию с идеологией. Поэтому все члены группы отказываются от индивидуальности, чтобы служить выражениями отношений, связывающих систему производства и идеологию в их нынешнем состоянии с индивидом. В том способе производства музыки, который практикует Laibach, и в отношениях внутри группы проявляется социальное производство как таковое. Группа функционирует оперативно, следуя принципу рационального преобразования, и отличается четкой (иерархической) структурой.

5. Внутренняя структура группы подчиняется директивному принципу и символически представляет отношение идеологии к индивиду. Идея концентрируется в одной и той же персоне, для которой недопустимы какие бы то ни было отклонения. Всегда действует одна и та же четверичная схема (Эбер — Залигер — Келлер — Дахауэр), которая, будучи предопределенной, допускает в себе произвольное число подобъектов (в зависимости от конкретных задач).

Сменяемость и анонимность членов группы предупреждают возможные индивидуальные отклонения и способствуют постоянному обновлению внутренних жизненных соков. Субъект, способный идентифицировать себя с современным индустриальным производством в его крайнем выражении, автоматически становится членом Laibach (и одновременно осуждается за свой объективизм).

6. В основе деятельности Laibach — концепция единства, выражающего себя в любом медиуме в соответствии со свойственными ему законами (в изобразительном искусстве, музыке, кино и т. д.).

Среди материалов, которыми манипулирует Laibach, можно назвать тейлоризм, шумовую музыку, нацистское искусство, диско и т. д.

Принцип работы группы четко выстроен, процесс композиции диктуется законами реди-мейда. Индустриальное производство основывается на рациональном развитии, но если извлечь из его процесса какой-либо элемент или момент и сосредоточить на нем внимание, то можно перенести этот элемент или момент в мистическое измерение отчуждения, которое выявит магическую составляющую индустрии. Репрессия индустриального ритуала оборачивается диктатом композиции, и политизация звука обретает возможность стать абсолютным звучанием.

7. Laibach не допускает никакого развития исходной идеи; концепция группы предполагает не эволюцию, но энтелехию, и презентация ее работы служит лишь связью между внутренней статикой и меняющимся исполнительским составом. Таким же образом мы относимся к непосредственному влиянию развития музыки на концепцию группы; будучи материальной неизбежностью, это влияние все же второстепенно и проявляется лишь как исторический музыкальный контекст момента, выбираемого из неограниченного числа вариантов. Laibach выражает вневременность через артефакты настоящего, поэтому на пересечениях политики и индустриального производства (в культуре, искусстве, идеологии и сознании) она неизбежно сталкивается с элементами политики и индустрии, хотя при этом хочет быть политикой и индустрией сама. Благодаря широте охвата материала Laibach может перемещаться в его пределах, создавая иллюзию движения (развития).

8. Laibach провоцирует мятежное состояние отчужденного сознания (которое нуждается в том, чтобы найти себе врага) и объединяет бойцов и их противников в статичном тоталитарном вое.

Группа действует как творческая иллюзия жесткой институциональной системы, как социальный театр поп-культуры; она коммуницирует исключительно через отсутствие коммуникации.

9. Помимо Laibach, которая мыслит себя по модели индустриального производства в условиях тоталитаризма, есть еще две группы, работающие в эстетической концепции Laibach Kunst. Одна из них, Germania, изучает эмоциональную сторону существования — которая проявляется в отношении к чувственной, эротической и семейной жизни, — прославляя основы государства и функционирование эмоций в новых социальных идеологиях, обладающих старой классической формой. Другая группа, Dreihundert Tausend Verschiedene Krawalle, разрабатывает ретроспективно футуристическую негативную утопию (эпоха мира кончилась).

10. Laibach — это познание универсальности момента. Это выявление неравновесия между сексом и трудом, рабством и активностью. Чтобы обозначить это неравновесие, группа использует все выразительные средства истории. Подобная работа бесконечна; у Бога одно лицо, но лица дьявола бесчисленны. Laibach — ответное действие от имени идеи.

Трбовле, 1982

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дни освобождения. Laibach и Северная Корея предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я