Теории личности в клинической психологии

Дмитрий Яничев, 2017

В учебно-методическом пособии дается описание набора различных классификаций, а также разбираются основные понятия и определения относящиеся к теориям развития личности в клинической психологии. Данное пособие, подготовленное сотрудником кафедры медицинской психологии и психофизиологии СПбГУ Д. П. Яничевым рекомендовано студентам, обучающимся по специальности «клиническая психология», а также специалистам, проходящим обучение по дополнительным обучающим программам.

Оглавление

  • Предисловие
  • Введение
  • 1. Общие понятия психологии личности. Проблема формирования и изменения личности

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теории личности в клинической психологии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1. Общие понятия психологии личности. Проблема формирования и изменения личности

Существует большое количество определений термина личность. В целом в нашей работе мы будем придерживаться максимально лаконичного и сокращенного определения — «Личность — это высшая интегративная психическая структура, отвечающая за адаптивные возможности организма во внешней среде». В этом определении нет ничего лишнего или спорного с точки зрения практически любых психологических школ и направлений. Представляется интересным обратиться к составляющим этого определения, рассмотрев их в контексте нашей темы.

1.1. Высшая интегративная структура

А. Н. Леонтьев, позднее и целый ряд последователей, предлагал рассматривать развитие личности по стадиям, личность в которых является закономерным итогом. Эти стадии следующие:

А. Индивид — каждый человек с момента рождения обладает набором врожденных характеристик: прежде всего это те особенности, которые свойственны ему как представителю вида Хомо Сапиенс: особенности локомоции, характеристики и наличие специфических органов чувств, средний объем оперативной памяти «7+-2»), а так же врожденным набором нервно-психических свойств, которые могут незначительно варьироваться среди остальных представителей вида хомосапиенс: «сила-слабость» нервной системы, скорость реакции, особенности темперамента (Б. Г. Ананьев, Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын).

Б. Личность — позже на основе собственного личного опыта, с учетом априорных индивидных особенностей, и формируется личность как таковая. Таким образом, она и является «высшей интегративной структурой». С момента рождения есть характеристики, который мы не выбираем и произвольно можем варьировать, например, через тренировку, в очень ограниченном диапазоне, но в процессе жизни мы получаем личный опыт взаимодействия с внешним миром (как социальный, так и нет), который позволяет нам использовать наши неизменные врожденные особенности наиболее эффективно, для поддержания дальнейшего существования и адаптации к окружающей среде.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Предисловие
  • Введение
  • 1. Общие понятия психологии личности. Проблема формирования и изменения личности

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теории личности в клинической психологии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я