1. книги
  2. Научные доклады
  3. Дмитрий Шевелько

Неэффективное использование средств: правовое регулирование и практика

Дмитрий Шевелько (2024)
Обложка книги

В практическом пособии рассмотрены вопросы неэффективного использования средств бюджета, в том числе:– подходы к правовому регулированию эффективности использования средств;– практика Счетной палаты России, контрольно-счетных органов регионов и Федерального казначейства;– судебные споры об оспаривании неэффективного использования средств.В пособии изучена практика Счетной палаты России, Федерального казначейства и контрольно-счетных органов регионов и муниципальных образований. В пособии отдельно рассмотрены вопросы проведения аудита эффективности со стороны Счетной палата России, включая и систематизацию информации о критериях аудита эффективности за 2020 — 2022 годы. Дополнительно в пособии приведена информация о порядке судебного и досудебного обжалования квалификации органов контроля неэффективного использования средств. При этом изложена информация о конкретных судебных делах об оспаривании нарушений: рассмотрены 25 судебных дел 2020 — 2022 годов

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Неэффективное использование средств: правовое регулирование и практика» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Аудит эффективности Счетной палаты России

Аудит эффективности применяется в целях определения эффективности использования федеральных и иных ресурсов, полученных объектами аудита (контроля) для достижения запланированных целей.

Аудит эффективности регулируется СГА 1046.

В нем есть следующие основные ключевые положения.

Определение «эффективности»: соотношение между достигнутыми результатами (непосредственными и (или) конечными) и использованными для их достижения федеральными и иными ресурсами, отражающее экономность и (или) результативность использования федеральных и иных ресурсов.

Для оценки эффективности использования средств формируются критерии. Критерии аудита эффективности (далее — критерии) представляют собой требуемое состояние или ожидание в отношении использования федеральных и иных ресурсов и достижения непосредственных и (или) конечных результатов.

Критерии разрабатываются на основе необходимости обеспечения принципа экономности и (или) результативности использования ресурсов.

В стандарте выделены 4 базовых критерия (их модификации), которые должны формулироваться при проведении аудита эффективности:

1) запланированные результаты достигнуты (далее — Критерий 1);

2) использование ресурсов не превышает первоначально запланированный объем (далее — Критерий 2);

3) при оценке результативности — возможность добиться лучших результатов (по количеству и (или) качеству; принципиально иных результатов, в том числе для полноценного использования выгодоприобретателями) за счет использованных ресурсов или аналогичных ресурсов отсутствует (далее — Критерий 3А);

при оценке экономности — возможность использования меньшего ресурса для достижения полученного результата отсутствует (далее — Критерий 3Б);

4) необходимость дополнительных ресурсов для достижения запланированных или лучших, чем запланировано, результатов (по количеству и (или) качеству; принципиально иных результатов, в том числе для полноценного использования выгодоприобретателями) отсутствует (далее — Критерий 4).

Информация о непосредственных и (или) конечных результатах (показателях (индикаторах), их плановых и фактических значениях), федеральных и иных ресурсах (видах ресурсов, плановых и фактических объемах их использования), критериях может при необходимости предварительно направляться и обсуждаться с представителями объекта аудита эффективности с целью ее более детальной проработки на подготовительном этапе по решению члена Коллегии Счетной палаты, ответственного за проведение соответствующего мероприятия.

В отчете по результатам аудита эффективности по каждой цели формулируется вывод об эффективности использования федеральных и иных ресурсов и иные выводы по результатам аудита эффективности, определяются причины неэффективного использования ресурсов (при наличии соответствующего вывода), подготавливаются соответствующие требования, предложения (рекомендации) и проекты документов.

Если в рамках аудита эффективности не установлено неэффективное использование федеральных и иных ресурсов, это еще не означает, что использованы все имеющиеся возможности для более эффективного использования ресурсов.

Необходимо, основываясь на результатах аудита эффективности, находить такие возможности и разрабатывать соответствующие предложения (рекомендации) по совершенствованию процедур, процессов использования федеральных и иных ресурсов, а также деятельности объекта (объектов) аудита эффективности.

По результатам аудита эффективности могут формулироваться выводы о эффективности/неэффективности использования средств.

Пример7 правильного вывода по результатам аудита эффективности, с нашей точки зрения, представлен ниже:

«Недостижение результатов использования субсидий субъектами Российской Федерации свидетельствует о неэффективном использовании субсидий исходя из критериев эффективности (1) и (2).

Отдельными получателями стимулирующих (компенсирующих) субсидий не обеспечено увеличение (сохранение) производственных показателей.

Исходя из критерия эффективности (3), это свидетельствует о неэффективном использовании данными сельхозтоваропроизводителями господдержки, предоставленной из федерального бюджета, в общей сумме 351 391,0 тыс. рублей, из них: в Чувашской Республике — 22 501,3 тыс. рублей, в Волгоградской области — 115 661,3 тыс. рублей, в Новосибирской области — 213 228,4 тыс. рублей».

Примеры критериев аудита эффективности Счетной палаты за 2020 — 2022 годы приведены ниже в отдельном разделе.

Примечания

6

Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 104 «Аудит эффективности».

7

Аудит эффективности использования субсидий, направленных на поддержку сельхозпроизводства и стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса, в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в 2020 году и истекшем периоде 2021 года.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я