Советская система образования, которую отечественная пропаганда называла лучшей в мире, была скопирована с прусской системы образования, введенной в XIX веке. И так школа превратилась в конвейер по производству унифицированных «винтиков» – солдат, чиновников, фермеров, ремесленников, рабочих и домохозяек. Главными принципами в новой школе стали контроль, отчетность и дисциплина. Эта книга о том, что можно поменять в старой системе образования и как это сделать.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вертикальный прогресс: как сделать так, чтобы дети полюбили школу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3
Четвёртая промышленная революция
Люди были созданы, чтобы быть любимыми. Вещи были созданы, чтобы ими пользовались. Но наш мир объят хаосом потому, что вещи любят, а людей используют.
Тысячелетиями основным символом жизни общества служил круг. Это было связано прежде всего с сельскохозяйственным циклом. Весной посадили злаки, летом ухаживали за ними, осенью собрали урожай, зиму как-то перезимовали. И так из поколения в поколение. Крестьянину важно было с детства усвоить приёмы сельхозработ, ремесленник поступал в гильдию, осваивал основы мастерства, а потом всю жизнь занимался одним и тем же ремеслом. К нововведениям относились с подозрением — отцы наши не так нас учили, а ведь они не дураки были.
Но технический прогресс разорвал этот круг, превратив его в спираль. Есть старая китайская пословица: «Не приведи Господь жить в эпоху перемен». Но перемены становятся постоянными. Это требует воспитания совершенно других качеств в учениках. Исчезает само понятие «оконченное высшее образование». Сегодня образование может быть только незаконченным и непрерывным.
Но сначала несколько слов о первых трёх промышленных революциях.
Первая промышленная революция, она же Великая индустриальная революция, XVIII–XIX века
Немного упрощая — паровой двигатель, прялка «Дженни», чугун, токарные станки, газовые фонари, железные дороги, пароходы, телеграфная связь, бетон. Это резкое повышение производительности труда.
Адам Смит в свой книге «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776) писал, что квалифицированный английский ремесленник мог за день сделать не больше 20 булавок. А само производство булавки можно разбить на 18 операций: «Один рабочий тянет проволоку, другой выпрямляет её, третий обрезает, четвёртый заостряет конец, пятый обтачивает один конец для насаживания головки; изготовление самой головки требует двух или трёх самостоятельных операций; насадка её составляет особую операцию, полировка булавки — другую; самостоятельной операцией является даже завёртывание готовых булавок в пакетики».
Но если взять 20 ремесленников, каждый из которых не будет изготавливать одну булавку от начала до конца, а станет выполнять только одну операцию, то за один день 20 мастеров смогут произвести не 18 × 20 = 360, а 48 000 булавок. А при налаженном технологическом производстве количество людей можно сократить всего до десяти человек. То есть производительность труда выросла в 240 (!) раз.
Об этой книге рассуждает герой Пушкина в «Евгении Онегине»:
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живёт, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
У Первой промышленной революции были и сильнейшие социальные последствия. Резко увеличилось число городов, начал массово использоваться женский и детский труд — просто потому, что женщинам и детям можно было платить меньше. Появились луддиты, которые уничтожали станки, так как видели в них конкурентов.
Дешёвое английское промышленное производство вызвало массовые смерти в Ост-Индии, генерал-губернатор которой констатировал в 1835 году: «Бедствию этому едва ли найдётся аналогия в истории торговли. Равнины Индии белеют костями хлопко-ткачей».
Вторая промышленная революция, вторая половина XIX — начало XX века
Она дала нам электричество, бессемеровскую сталь, стандартизацию, металлорежущие станки, конвейер, химическую и нефтяную промышленность, автомобили, дороги с асфальтированным покрытием.
Генри Форд говорил, что массовое производство было бы невозможно без электричества. Появилась система научной организации труда и крупный банковский капитал.
Скорость технических изменений была невероятной. Сравните две фотографии (см. следующую страницу).
Интересно, что в начале ХХ века рынок автомобилей в США был поделён следующим образом: 22 % — бензиновые автомобили, 38 % — электрические автомобили, 40 % — паровые автомобили.
И тогда было ещё совершенно не ясно, какой именно двигатель победит. Например, рубеж 100 км/ч для автомобиля был преодолён в 1899 году. Электромобиль La Jamais Contente «Всегда недовольная» с пилотом Камилем Женатци разогнался до 105,9 км/ч. Рекорд продержался почти три года. В 1902 году конструктор Леон Серполле смог разогнать свою машину «Пасхальное яйцо» до 120 км/ч. Его автомобиль был паровым. А в 1906 году Stanley Rocket установил новый рекорд — 200 км/ч. Это тоже был паромобиль. Самолёты не летали тогда с такой скоростью.
У Второй промышленной революции тоже имелись серьёзные социальные последствия: массовая безработица, урбанизация и миллионы крестьян, переселяющихся в города. С этим столкнулись все промышленные страны. А насильственная коллективизация в СССР — неумение сделать процесс не таким трагическим.
Некоторые исследователи выделяют Третью промышленную революцию, 50–70-е годы ХХ века
Это телевидение, ЭВМ, атомные электростанции, космонавтика, электроника, первые роботы, транснациональные корпорации, начало массового кредитования. Рабочие и крестьяне начали замещаться «синими воротничками». И, как говорят социологи, «железнодорожный контейнер изменил мир сильнее, чем интернет».
Другие исследователи считают Третью промышленную революцию начальным этапом Четвёртой, которую мы переживаем сегодня.
Четвёртая промышленная революция, ХХ век — наши дни
Это персональные компьютеры, сотовая связь, интернет, большие данные, глобализация, промышленные роботы, новая энергетика, 3D-печать, криптовалюты, блокчейн, виртуальная и дополненная реальность, искусственный интеллект, дроны, интернет вещей, квантовый компьютер… И ещё десятки новых технологий, которые появляются прямо сегодня. Например, ГМО-революция в сельском хозяйстве спасла человечество от голода. Впервые за всю многовековую историю ожирение, а не недоедание стало серьёзной медицинской проблемой на планете.
Однако изменения произошли не только в технологиях, но и в политике, экономике и в социальных отношениях.
Никогда ещё мир не был таким комфортным для жизни. Никогда люди так хорошо не относились друг к другу. В лучшую сторону изменилось отношение к детям, животным, инвалидам, больным, к инаковерующим и инакомыслящим. Изменилось отношение и к окружающему нас миру. Сегодня человечество переживает настоящий золотой век. И в том, что эти изменения стали постоянными, невероятно велика роль образования. Перед нами стоит задача воспитать не только умных людей, но и гуманистов.
Интересно также, как менялись способы мышления и создания нового. Во время Первой промышленной революции прогресс двигали одиночки. Часто изобретения были случайными, и их авторы сами искали инвесторов.
Вторая промышленная революция опиралась прежде всего на достижения науки. С 1860-х по 1890-е годы в США было оформлено около 500 000 патентов на изобретения — в десять раз больше, чем за предшествующие семьдесят лет. Стали появляться серьёзные научные школы, и всё сильнее сказывалось влияние государства.
Во время Третьей промышленной революции над одной серьёзной проблемой начали работать крупные научные институты с тысячами сотрудников.
А сегодня человек переходит на уровень симбиоза с вычислительными системами, когда он только ставит задачу, а все расчёты производит компьютер или искусственный интеллект. И по своим последствиям Четвёртая промышленная революция будет превосходить все три предыдущие вместе взятые.
На этой карте США отмечены самые популярные профессии в 2014 году. В большинстве штатов это водитель грузовика. Согласно информации Американской ассоциации дальнобойщиков (ATA), в США работают 3,5 миллиона водителей, а ещё 5,2 миллиона человек трудится в индустрии грузоперевозок не за рулём. В сумме это 8,7 миллиона человек.
Все эти люди могут стать безработными в течение ближайших лет. Уже сегодня по Америке ездит множество машин без водителей. Компьютерный алгоритм не устаёт, не пьёт спиртного, не употребляет наркотики, не отвлекается на мобильный телефон и не засыпает за рулём. Но проблема состоит не только в том, что миллионы водителей останутся без работы, — дороги проходят через города и населённые пункты, которые живут за счёт шофёров. Они ночуют в мотелях и питаются в придорожных кафе и ресторанах.
Среднестатистический автомобиль ездит всего около двух часов в сутки — час на работу и час с работы. Получается, что если люди откажутся от частного транспорта, то в городе будет на порядок меньше автомобилей. Владение машиной завтра станет такой же роскошью, как сегодня владение лошадью. В принципе, можно, но очень дорого и хлопотно.
Одновременно уйдут в прошлое и все небольшие сервисы, связанные с этой областью: мастерские, автомойки, парковки, ремонт, прокат, страховка, кредиты и так далее. Всё это гораздо дешевле будет делать централизованно. Вполне возможно появление новых луддитов — водителей, оставшихся без работы. И обычный человек не будет долго ностальгировать по ним, как не расстраивается он из-за отсутствия лифтёра, который помогал доехать до нужного этажа.
На наших глазах меняется животноводство. Ещё в 1932 году Уинстон Черчилль в эссе «Пятьдесят лет спустя» писал, что неплохо бы прекратить убивать «целую курицу ради грудки или крылышка». Впервые искусственное мясо было получено в 1971 году — тогда учёные вырастили гладкую мышцу морской свинки. Гамбургер с котлетой из искусственного мяса, изготовленный в 2013 году, обошёлся в 330 000 долларов. Всего через два года производство котлеты для такого бургера подешевело до 11,5 доллара. И стоимость «мяса из пробирки» продолжает снижаться. А по качеству вы не сможете отличить его от настоящего.
Разведение скота — очень ресурсоёмкий и вредный для планеты вид деятельности: выращивание, транспортировка и забой животных, обеспечение их кормами — все это создаёт большую нагрузку на экологию. Содержание одной коровы требует до 100 литров воды в день и больших площадей: под скот и его нужды используются три четверти возделываемых земель планеты. В целом на домашний скот приходится 14,5 % всех выбросов парниковых газов антропогенного происхождения.
На этом фоне лабораторное мясо обещает быть невероятно экологичным. По оценкам учёных из Оксфордского и Амстердамского университетов, продукт из пробирки будет требовать на 7–45 % меньше электроэнергии, чем традиционное производство того же количества свинины, баранины или говядины. Также переход на искусственное мясо может сократить выбросы в атмосферу парниковых газов на 78–96 %, использование земель на 99 %, а потребление воды — на 82–96 %.
Сегодня сельское хозяйство США — крупнейшее в мире. Страна производит чуть меньше 20 % от всего продовольствия на Земле. И если в начале ХХ века этим занималось с гораздо меньшей результативностью 80 % населения, то сегодня фермеров осталось менее 2,7 %. Производство еды фактически поставлено на конвейер.
И не стоит думать, что Россия останется в стороне от технического прогресса. Две самые популярные профессии в России: водитель (7 %, или пять миллионов человек) и продавец (6,8 %). Профессия продавца тоже находится под угрозой. Сначала об очевидном: продавцы завышают стоимость товара, продавцы воруют больше, чем покупатели, продавцы тормозят обслуживание покупателей и создают очереди. Компания Amazon запустила первый супермаркет без продавцов. Человек приходит в магазин и просто берёт то, что ему нужно, с полки. Через пару минут после того, как он покинет магазин, ему на смартфон придёт чек-квитанция. А система распознавания лиц гарантирует, что обмануть магазин не получится. Другие популярные профессии в России — уборщики, охранники, бухгалтеры, юристы, сторожа, вахтёры, работники банков, госслужащие и так далее. И им тоже есть о чём беспокоиться — прогресс, конечно, можно притормозить, но остановить его невозможно.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вертикальный прогресс: как сделать так, чтобы дети полюбили школу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других