Вяземские десанты зимой 1941–1942 гг.

Дмитрий Хазанов, 2018

Книга известного писателя, военного историка Дмитрия Хазанова посвящена Вяземской воздушно-десантной операции – крупнейшей в истории Великой Отечественной войны. Да, эта операция осталась незавершенной, но несмотря на все трудности, десантники смогли дезорганизовать тылы группы армии «Центр», нанести врагу огромный урон. Работа написана на основе советских и немецких архивных документов, боевых донесений, исторических справок, воспоминаний участников боевых действий с обеих сторон. Это позволило автору максимально достоверно приблизиться к истине при освещении событий, объективно показать их ход на земле и в воздухе. Книга иллюстрирована историческими фотографиями. Подобных работ по истории этой операции, да и вообще по десантам периода Великой Отечественной войны, ранее не выходило.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вяземские десанты зимой 1941–1942 гг. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Осенью и в начале зимы под стенами столицы

Вернёмся к описанию событий Московской битвы и роли в них ВДВ. За годы войны советское командование выбросило или высадило более 50 тактических и два оперативно-тактических воздушных десанта. Особенно широко применялись ВДВ в битве под Москвой, в том числе и как обычные стрелковые части. Словом, десантники внесли огромный вклад в оборону города. Их героическая борьба на разных участках фронта битвы позволила в конце концов нанести гитлеровскому вермахту первое крупное поражение с начала Второй мировой войны.

Германское командование приступило к активным действиям 30 сентября 1941 г. на своём правом фланге — эта дата считается началом битвы за Москву. В 101‐й день войны танковые дивизии Гудериана (2-я танковая группа) нанесли сильный удар на левом крыле Брянского фронта по стыку оперативной группы Ермакова и 13‐й армии генерала А.М. Городнянского, отбросили на восток и северо-восток противостоящие им войска. Удар оказался неожиданным для Ставки ВГК и командующего фронтом генерал-полковника А.И. Еременко. По их мнению, Гудериан надолго увяз в боях под Киевом, и они не предполагали, что неприятель может предпринять что-либо в данном направлении, что буквально за несколько дней немцы перебросят за сотни километров танки, мотопехоту, артиллерию, успеют восполнить потери.

Устремившись на Севск, танкисты 24‐го германского танкового корпуса в первый октябрьский день заняли город. С севера к Севску вышли правофланговые части 47‐го танкового корпуса. Генерал Еременко пребывал в убеждении, что это лишь отвлекающий удар противника, а основного следует ожидать с правого фланга — в направлении Брянска. Между тем район Глухов, Новгород-Северский, Шостка — лучший для наступления на Москву с юга, при отсутствии распутицы он мог быть использован для широкого применения танковых и моторизованных соединений. К вечеру на левом фланге Брянского фронта образовалась брешь в 75 км в ширину и 130 км в глубину, а также была прорвана оборона 50‐й армии генерала М.П. Петрова. Возникла опасность прорыва врага в тыл 13‐й армии, окружения наших значительных сил.

Ставка ВГК предпринимала экстренные меры, чтобы остановить врага. Для его ликвидации направили 1‐й гв. стрелковый корпус генерала Д.Д. Лелюшенко, формирование которого завершалось. Всем частям корпуса надлежало срочно выдвигаться навстречу противнику. Зам. начальника Генерального штаба КА генерал А.М. Василевский определил ему район сосредоточения: станции Мценск, Чернь, Отрада… На погрузку, выгрузку и подготовку к бою выделялось не более трёх суток. Теперь требовалось любой ценой выиграть время, чтобы дать новому соединению занять позиции у Мценска, куда при неблагоприятном развитии событий немецкие танки могли выйти раньше наших резервов.

Ещё до этого Ставка обязала командующего ВВС КА силами фронтовой авиации и подчиненного ему ГВФ за четыре дня перебросить 5‐й воздушно-десантный корпус из города Тейково (Ивановская обл.) на аэродромы в полосе Брянского фронта. Это был первый случай с начала войны, когда крупные десантные соединения передислоцировались не на автомашинах или по железной дороге, а транспортными самолётами. Отметим, что к началу высадки у наших командиров и командующих не было достоверных сведений о противнике. Командир корпуса полковник С.С. Гурьев принял решение выделить в первый эшелон старейшую в Красной армии 201-ю бригаду им. С.М. Кирова, возглавляемую опытным десантником полковником С.М. Ковалёвым. Им надлежало занять удобные площадки между Орлом и Мценском, а следом доставить 10-ю бригаду подполковника И.Ф. Безуглого и средства усиления. [1]

Всего в распоряжение десантного соединения выделялось около 80 самолётов ПС-84, ТБ-3 и Г-2 — транспортного варианта предыдущей машины. Последние имели специальное оборудование для крепления крупногабаритных грузов в фюзеляже и центроплане. Насколько известно, до войны эти самолёты использовались главным образом на севере страны и около 30 из них были мобилизованы. Каждый такой авиалайнер мог брать 40–50 пассажиров или груз до 4 000 кг, однако сильная изношенность планеров и моторов (налет не менее 1 200 часов у большинства) вынудила сократить полезную нагрузку. Две трети задействованных самолётов принадлежали Московской авиагруппе особого назначения (МАГОН), которой командовал В.М. Коротков.

Переброска примерно 5,5 тыс. десантников велась в течение 3‐го и первой половины дня 4 октября, т. е. оказалась «спрессована» по времени до предела; всего было сделано 216 вылетов. Прибывший на аэродром восточнее Орла 2‐й батальон 201‐й вдбр оказался как раз на пути наступления 4‐й танковой дивизии немцев. Поэтому он попытался подвижной обороной задержать гитлеровцев, чтобы дать возможность завершить транспортировку остальных частей. Задача оказалась нелегкой, поскольку в момент посадки наших транспортных самолётов аэродром находился в зоне артиллерийского огня, от которого загорелись постройки, ангары, склад горючего, а в воздухе стояли облака сплошного дыма. Однако это не остановило наших авиаторов.

«Несколько самолётов, уже разгрузившихся и готовых к взлёту, в самый последний момент были повреждены осколками снарядов; некоторые из них горели, а их экипажи, сняв вооружение и ценные приборы, вынуждены были пересаживаться в другие самолёты, — свидетельствовал ветеран Великой Отечественной И.И. Лисов. — Сразу же после выгрузки из самолётов десантники покидали аэродром и спешили на помощь своему первому эшелону на северо-западную окраину Орла, где все сильнее и сильнее разгорался бой» [Лисов И.И. Десантники. М., 1968. С. 62].

Очевидец событий (из 40‐го ап ДБА) рисовал такую картину: «Один самолёт загорелся в момент посадки. Пылающим факелом грузно осел он на посадочную полосу. Круто развернулся и понесся в сторону, где наступала группа десантников. Вблизи неё остановился. Из его фюзеляжа на землю спустили две небольшие “сорокопятки” и десяток снарядных ящиков. Подцепив орудия на лямки, артиллеристы потащили их в боевую цепь. А воздушный корабль остался догорать на земле» [Шинкарев С.И. Ради тебя, Земля. Тула, 1979. С. 245]. Но на этом испытания не окончились: противник усилил обстрел приземлявшихся транспортных самолётов в воздухе и на земле, несколько из них получили пробоины после высадки всех людей, в двух транспортниках разрывы зенитных снарядов привели к гибели воздушных судов вместе с экипажем, десантом и грузами. «К посадочной полосе, растягивая густой след дыма, подходил горевший ТБ-3. Воздушный корабль уже начал выравнивание, когда его резко повело в сторону. Зацепив крылом землю, он начал переворачиваться и тотчас взорвался» [Там же].

В ряде наших источников утверждается, будто десантники вооружались только личным стрелковым оружием и не сыграли никакой роли в задержке врага на мценском направлении, а жертвы оказались напрасными. «Неизвестно, кому пришла мысль перебросить на самолётах в Орёл несколько сот автоматчиков, которые неспособны были сколь-нибудь ощутимо повлиять на судьбу боёв за город, — писал командир 42‐го иап Ф.И. Шинкаренко, чей полк действовал на Брянском фронте. — Если бы эти помощники прибыли раньше, но они явно опоздали. Посадка транспортных самолётов неизбежно привела к неоправданным потерям в живой силе и технике. А сколько самолётов так и осталось на земле!» [Шинкаренко Ф.И. Испытано боем. Рига, 1984. С. 66].

Но в действительности ответственность за неудачу легла главным образом на командование Орловским военным округом, допустившим исключительную беспечность, хотя сил в городе имелось немало, включая полк НКВД, полки ПТО и корпусной артиллерии. Гарнизону не удалось не только отстоять Орёл, но хотя бы эвакуировать наиболее ценное имущество, вывести из строя оборонные объекты, взорвать аэродром и железнодорожный узел вместе со всем, что там находилось. Теперь всё это стало немецкими трофеями.

То обстоятельство, что Орёл столь поспешно сдали без борьбы, никак нельзя поставить в вину десантникам и их командирам, которым, едва они спустились с небес, пришлось принимать бой в тот час, когда неприятель уже вступил в областной центр. Да, у них имелись и батальонные миномёты, и противотанковые пушки, и несколько легких танков Т-38, что позволяло успешно вести оборону. Но силы были очевидно неравны. В донесении 2‐й танковой группы главному командованию сухопутных войск вермахта от 5 октября отмечалось, что немецкие передовые наступающие части «встречают разрозненные группы советского противника, которые он наскоро перебрасывает из района Брянска и бросает навстречу танкам», а «восточнее Орла противник высадил воздушный десант, численностью примерно один батальон» [ЦАМО РФ. Ф. 500. Оп. 12462. Д. 548. Л. 173, 174].

Накануне в журнале боевых действий 4‐й германской танковой дивизии появилась более подробная запись о тех событиях: «3 октября противник доставил воздушным путём бригаду численностью около 450 человек, которая сражается с большим ожесточением. Усиленная рота дивизии из боевой группы Эбербаха, по словам командира соединения, продолжает атаковать русских с прежней энергией, но понесла потери (16 убитых и 42 раненых, два наших танка подожжены бутылками с “коктейлем Молотова”). Начиная с 11 ч на аэродроме заметны оживлённые взлёты и посадки русских самолётов» [Neumann J. Die 4 Panzer-Division 1938–1943. Bericht und Betrachtungen zu zwei Blitzfeldzügen und zwei Jahren Krieg in Rußland. Bonn-Duisdorf, 1989. S. 308, 309].

Думается, наши десантники сделали главное: позволили развернуться на указанных Ставкой рубежах главным силам 1‐го гв. корпуса. Без героических и самоотверженных действий личного состава частей 10‐й и 201‐й бригад 5‐го вдк вряд ли удалось бы выиграть драгоценное время и столь успешно применить под Мценском другие резервы, в частности танковые бригады полковника М.Е. Катукова (впоследствии маршала бронетанковых войск, дважды Героя Советского Союза) и подполковника В.А. Бондаря, которые в разгоревшихся боях нанесли противнику огромный урон. Темпы наступления моторизованных войск Гудериана снизились.

Лёгкий (малый) танк Т-40

Примерно неделю вели тяжёлые оборонительные бои десантники 5‐го корпуса. Вечером 11 октября под непрерывным огнём неприятеля наша группа отступила по повреждённому железнодорожному мосту, причём части 201‐й вдбр прикрывали отход. «Вслед за 132‐м пограничным полком, сохраняя спокойствие и порядок, как на тактическом учении, прошли десантники С.М. Ковалёва, — вспоминал генерал Д.Д. Лелюшенко, отвечавший за оборону в районе Мценска. — Ночью танкисты, пограничники и десантники благополучно присоединились к главным силам 1‐го гв. стрелкового корпуса на восточном берегу реки Зуша, ничего не оставив врагу» [Лелюшенко Д.Д. Заря победы. М., 1966. С. 52].

В некоторых исторических исследованиях, со ссылками на архивные документы Департамента воздушного транспорта России, утверждается, что ни один из самолётов, принадлежавших МАГОН, не был потерян, хотя вся работа проводилась в зоне активных действий истребителей и других средств ПВО противника. [Мирные крылья в годы войны. М., 1995. С. 61]. Многие экипажи авиагруппы (командиры С.А. Фроловский, Д.В. Кузнецов, А.Д. Калина, П.А. Рыбин, А.И. Восканов и некоторые другие) приступили к выполнению задания к югу от Москвы сразу же после возвращения из блокированного Ленинграда. Рейсы под Орёл оказались по-своему сложными: они длились не менее 4 ч и, чтобы ускорить переброску людей и грузов, время посадки или загрузки сократили до 7–8 мин, увеличили грузоподъёмность ПС-84 до 30 солдат с личным оружием, а Г-2 — до 35. Напряжённая и согласованная работа инженерно-технической службы под руководством главного инженера авиагруппы Н.И. Реброва позволила до предела сократить сроки технического обслуживания и заправки самолётов.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вяземские десанты зимой 1941–1942 гг. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

См. Приложение: Журнал боевых действий 5‐го вдк в районах Орла и Мценска.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я