Правила свободы. Структура процесса сознательной организации поведения и факторы его определяющие

Дмитрий Тимофеев

Тема свободы красной нитью проходит сквозь всю жизнь. Совершенство в этой области объективно недостижимо, однако, обнаружив себя в отношениях, мы можем увидеть, как они формируют нашу действительность. Как разобраться в нюансах построения отношений и своей личной мотивации к действиям? Как корректировать поведенческие стратегии? Как сделать так, чтобы жизненное поле поддерживало и радовало? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в этой книге.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правила свободы. Структура процесса сознательной организации поведения и факторы его определяющие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Художник Юлия Терехова

Корректор Елизавета Охапкина

© Дмитрий Тимофеев, 2023

ISBN 978-5-0055-7868-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Сообразив, что не быть собой, видимо, не имеет смысла, стал изыскивать способы — как?

«…150 000 000 мастера этой поэмы имя…»

Введение первое

Увы, живу. Мертвецки мертв.

Слова заполнились молчаньем.

Природы дарственный ковер

В рулон скатал я изначальный.

Пред всеми, что ни есть, ночами

Лежу, смотря на них в упор.

Глен Гульд — судьбы моей тапер

Играет с нотными значками.

Вот утешение в печали,

но от него еще страшней.

Роятся мысли не встречаясь.

Цветок воздушный, без корней,

вот бабочка моя ручная.

Вот жизнь дана, что делать с ней?

(Л. Аронзон)

Психология — это наука о душе. Чего желает сознающая душа? Ясности перед лицом жизненных вызовов. Равновесия. Любви. Глубины. Осмысленности. Экстаза. Близости, разделенности. Плодотворности. Совместности сотрудничества. Стаи своей. Одиночества. Принимать заботу и давать заботу. А главное — это ощущение того, что это мне дана жизнь, а не я отдан ее обстоятельствам. То есть немало. И здесь вопрос не компромиссов, меры, а скорее принятия. Воплощения этих качеств строят и личность человека, и его судьбу.

Не тщась охватить хотя бы даже часть вопросов и ответов, которые возникают у человека в этом поле, предоставим свои размышления и опыты о предмете организации сознательного поведения на путях души.

Вопрос качества тревожит душу всем. Можно сказать, что это общее свойство. Сила мотивации. Обобщенно эту силу в древности называли Гермес. Триждывеличайший! Психопомп! Воплощающий процессы качественного изменения материи. Душа — живая материя, воспринимающая. Воплощение качеств души, таких как прикосновение, наполнение, плодотворность, свободность, радость, причастность тайнам (любопытство!)), взаимодействие, принадлежность, индивидуальная выделенность. Самостность. Эти качества могут воплощаться по-разному. Например, плодотворность может соперничать с самостностью, свободностью. Да они, собственно, всегда и конфликтуют. Однако, как мы будем разрешать этот конфликт? К созиданию или распаду? Вверх или вниз? А может быть что-то и должно распасться? Должно ли? Выбор.

Вопрос качества жизни задан, и уже давно. Видимо, он строился с самого начала возникновения сознания, рефлексии. Может, он был его тайным нервом?

Однако здесь мы можем убедиться в том, что максимальное обобщение этого «потока намерения» до персоны Гермеса триждывеличайшего совершенно не мешает делу науки. Достижения современной психологической науки безусловны в деле понимания устройства человека и его мира. Понятийная и концептуальная база позволяет схватывать глубинные и структурные качества. Мы строим понимание и оцениваем действия. Придумываем механизмы коррекции сложных и проблемных состояний. Строим педагогику, формирование личности, на все более и более разумных началах. Разбираемся в семейных отношениях, как важнейшей части жизни каждого из нас. И где только нет приложения психологическому, научному, вопросу и ответу. И даже в беспредельности, вечности, психология смогла найти свой предмет. Поскольку психология — это наука о душе. А душа отражает все.

Как ученые и инженеры душ мы можем оценивать ситуацию, исходя из идеи поломок, очевидных или менее очевидных ошибок и несообразностей. И тогда мы чиним. И починив, видимо, собираемся куда-нибудь поехать? И здесь заканчивается то, что есть, и наступает то, что могло бы быть, мы совершаем выбор. Выбор и свободен, и обусловлен. Это противоречие отсылает нас собственно к тому, кто этот выбор совершает, и, насколько это возможно успешно, этому выбору следует. Насколько он воплощен, наличествует, существует? Непредсказуемость результата — источник новых и новых вопросов для каждого, кто прокладывает путь собственной жизни.

Мы не можем сказать человеку, что он должен делать, если мы заинтересованы в нем как в самостоятельном существе. Мы не можем не говорить человеку, что он должен делать, если мы заботимся, сотрудничаем, принимаем участие в каких-то общих ситуациях. Скорее здесь вопрос правильного места, меры и формы взаимодействия. В этом истинном противоречии весь процесс воспитания). * (Противоречия или вызовы являются источником энергии в ситуации, которая необходимо должна быть разрешена.)

Предмет качества, результат качественного процесса, воплощается в философском камне алхимиков. Конечно, понятно, что в нашей текущей жизни мы воплощаем эту идею качества для нас настолько, насколько можем. Но здесь речь идет о квинтэссенции качества.

Вслушаемся. Каждый элемент, а также предметы, имеют в основе своей активный субъект, который позволяет им быть именно в этом качестве. Это есть наивысшее обоснование данного бытия, наличия. Квинтэссенция активности. И, как сказал Альберт Великий, касательно камня философов, который также является метафорой, или субстанцией, активности: «Если эта вещь существует, я хочу знать, каким образом она существует, если нет, я хочу знать, каким образом она не существует».

Альберт фон Больштедт // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

В общем-то древний миф

В центре лабиринта — огонь. Изменение, трансформация, выход на следующий уровень жизни. Момент трансформации — к проявлению или ничтожению. Ответ на вызов, который есть у человека — заявка на эту битву. Эта битва может быть небольшой в каждом конкретном случае, но она всегда определяющая. Всегда есть конкретный результат, и в итоге мы встречаемся сами с собой. Изменившимися. Но мы выбираем, с чем имеем дело, в большей или меньшей степени. Что мы полагаем своей битвой? В этом качестве мы встречаем сами себя. Ответ на этот вопрос — бесконечная дорога самосовершенствования в условиях вызовов Лабиринта (в котором еще есть и Минотавр).

Закоулки, опасности, колодцы (провалы). Застрять на стенке колодца — выбрать не ту битву. Если мы выбираем неправильный (неадекватный) вызов, то встаем на путь потери себя. Не везде мы нужны, но, проигрывая битву с собой, никаких других битв мы больше не выиграем.

Нить Ариадны — женская, все-таки, помощь герою. Феномен гармонии, красоты, наполненности того, что происходит. Повышение качества, результативности, плодотворности. Любовь — высшая сила.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правила свободы. Структура процесса сознательной организации поведения и факторы его определяющие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я