Чем выше взлетаешь – тем больнее падать. Особенно справедливо это в отношении начинающего писателя из маленького провинциального городка. Творчество не приносит легких денег – приходится бороться за существование
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Улица Освободителей. Жизнь начинающего писателя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Освободителей, 12/блок два
Сессия выдалась тяжелой, и Яна Кувшенко, наша староста, затеяла небольшую вечеринку в честь завершения у себя дома. А поскольку жила она в старой «сталинке» на окраине, то и в просторную квартиру набилась вся группа. Как всегда, вино, пиво, водка.
— Только не так, как в прошлый раз, — попросила Яна, включая музыку.
Но всё началось как обычно. Сначала пили, потом спорили, потом разочаровывались и жаловались. Мы с Котляром и Семенистым заперлись на кухне, где под водку мыслили о грядущей жизни.
— Не, работать у нас — плохая идея, — авторитетно заявил Серый — Денег тут нормальных не заработаешь, а только инфакрты и инсульты. Или синьку.
— Согласен, — поддакнул Семенистый — Никакого смысла тут работать нет. Надо искать за границей.
— Уже сегодня.
— Да, да…
Я спокойно смотрел в окно. Низкие двухэтажные дома, такое же низкое серое небо. Ничто не меняется в наших палестинах, и вряд ли что-то измениться. Остается свет фонарей — но он вечен, как и наши серые улицы.
— А ты что думаешь, Достоевский? — толкнул меня под руку Котляр.
— Думаю, вы правы, ребята. Пора валить.
Мы выпили. На душе стало тепло и приятно.
Вечеринка была в самом разгаре, выпито много, и разговоры пошли откровенные. Яна, вся красная от выпитого и от смущения, слушала Ромео, который посвящал её в секреты любовных отношений:
— Ты пацанов не слушай, Янчик. Главное же — фьить! — Рома махнул рукой с бокалом, разбрызгав пиво по ковру — Ой, извини… Так вот, главное для нас, пацанов — это секс. Честно тебе говорю. Ты не слушай там о любви, ты на дела смотри.
Яна смеялась, Ромео улыбался во все зубы, а остальные были заняты чёрт-знает-чем. Попойка удалась на славу.
Домой я шел сам, сгрузив Семенистого на руки его тезке. Нетвердой походкой, вдоль старых домов, и временами смеясяь вслед уезжающим троллейбусам.
Родители сделали вид, что ничего не заметили. Я посидел немного за компьютером, отписался Насте, потом отправился спать.
Утром субботы было чертовски дурно. Ни о какой работе речи идти не могло — а ведь сроки конкурса поджимали, и следовало успеть. Пришлось с больной головой, кое-как утолив жажду чаем с аспирином, приниматься за правки и коррекцию.
«Дон Жуан, пьеса в шести действиях» — так называлось очередное пафосное творение. Диалоги, еще раз диалоги, минимум обстановки (в качестве награды — постановка на сцене областного драматического театра, а там с реквизитом проблемы) и максимум морали. Подумав немного, я выбросил часть морали — пьеса хуже не стала, а вот ясности прибавилось.
Работа шла медленно. Литры чая и кофе, самого крепкого, не помогали. Всё выводило куда-то в тяжелые размышления, далекие от творчества.
Литературные опыты — это единственное, что получилось у меня хорошо и сразу. Первые награды, головокружение от успехов, и осознание того, что я не единственный в своём роде. Наша область и так была богата литературными талантами, но первое место… это было что-то потрясающее. Трудно описать всю бурю эмоций, которую я ощущал в тот момент — и все последующие разочарования долго описывать.
И вот, очередная пьеса, но серьезный бонус: её могут поставить на сцене. Нашего драматического театра. Какими бы скромными не были возможности области, но пьесу увидят сотни (а может быть, и тысячи) зрителей. Стоит постараться.
«Писателя делают тиражи!» — когда-то сказал папа. И это было правдой, но лишь отчасти. Писателя делает не только тираж, но и его настроение, его путь. Ремарк никогда бы не был Ремарком, если бы гнался за чистым тиражом — он бы голосом своего поколения, фронтовиков, которые не нашли себя в мирной жизни. Буковские не стал бы Буковским, если бы не его жизнь, переломанная во многих местах и описанная в правдивых книгах.
Здесь же, в своих рассказах и пьесах, я пошёл по самому легкому пути, типичному для молодых. Фантастика, фэнтези, и вот, наконец-то переключился на драматургию — что оказалось в разы труднее, чем писать очередное «смешное» чтиво. Да, это труд, тяжелый труд, с выписыванием характеров и диалогов, с правилами драматургии, с подробным описанием обстановки на сцене. Но зато этот труд — воистину проклятый — и принес мне в разы больше, чем до этого. И, внезапно, деньги.
Просидев еще час за ноутом, я отчаянно плюнул и снёс начало пьесы. Открыв новый документ, напечатал заглавным шрифтом: «Тени на стенах».
— Идешь по стопам отца? — спросила вошедшая в комнату мама.
— А?
— Ты вчера каким домой пришел? — продолжила мама — Еле на ногах стоял.
— Да, немного перебрал.
— В какой раз?
— Ну…
— Мало мне одного алкоголика, еще и второй подрастает, — вздохнула мать — И что мне на старости лет делать?
— Перечитать Ницше.
— Ты еще хамить будешь?! — взвилась мать — Сходил бы в магазин!
— За пивом?
— Я тебе дам пиво! — мать замахнулась тряпкой, но я успел увернуться — Деньги на столе, надо купить хлеба и ветчины.
Делать нечего. Я сохранил пьесу, выключил ноут и отправился в магазин.
Однако, спокойных покупки не получилось. В дверях магазина я столкнулся с Семенистым, который нес две бутылки пива.
— И где ты взялся на мою больную голову… — вместо приветствия сказал я — Только не говори, что кто-то не пришел, и одна бутылка лишняя.
Серый только улыбнулся. В этой улыбке, детской и наивной, крылась бездна коварства. Да и пиво в руках было «Жигулевское» — не чета обычной наше бормотухе. Да и слаба похмельная душа, ох и слаба…
— Пошли, — мы свернули в ближайший двор, где устроились на ближайшей лавочке.
После первых глотков пенного ко мне вернулась логика и легкие крылышки вдохновения нежным дуновением прогнали серые мысли. Серый внимательно наблюдал за моими действиями.
— Как же хорошо жить, — выдохнул я — Просто чудесно.
— Согласен.
— Так куда ты брел?
— По делам ходил.
— В моём квартале?
— Конечно.
— Ой, врешь, Серёжа.
Улыбка Будды была мне ответом. Я допивал «Балтику», а Серый только начал. Было тихо, природа и город в сером покое. На крылечке подъезда, в лучах осеннего солнышка, спал рыжий кот.
В этом дворе — а когда-то он был для меня родным — всё осталось по-прежнему. И тополя, сбрасывающие листья, а за ними разломанная детская площадка с большой песочницей, и те же евроокна, одинаково-убогие в своем белом цвету.
Давным-давно, когда деревья были большими, в этом дворе жила дружная компания. Весёлые девченки и классные мальчишки, множество игр, ссоры, драки, примирения, — всё как у всех в те времена. Но время безжалостная стихия, и разметала дружный коллектив по миру.
Детство — глупая эпоха; время тех, кто в стороне. Но детства в жизни мало, и никто не может его задержать. Как слетает с осенью листья с деревьев, так и старые мечты улетают с холодным ветром, и нет смысла их ловить…
— Я вчера перебрал, — впервые за долгое время заговорил Серый — Надо завязывать.
— Зелёного змия в узел?
— Наверное. Мать дома ругала. Сильно.
— Бывает.
— Пришлось успокаивать нервы.
— И очень недурно получилось, да? — я выбросил пустую бутылку в мусорный бак.
— Ага.
И снова тишина. Приятная, ненавязчивая тишина. В такие моменты приятно размышлять о вечном, обращаясь в немой молитве к высшим силам. Мы все, грешные и обреченные своим трудом искать хлеб насущный, теперь тратим свои силы на то, чтобы выживать. Перед нами не стоят великие амбиции, великие идеи и достижения — прожить бы спокойно и тихо.
Детские мечты остаются здесь, в этих дворах. Не будет ни звездных врат, ни космических кораблей, ничего — только эти серые хрущевки, серые дворы, серая жизнь. Нам ни дали, ни дали взять никакой позитивной базы для созидания, и осталась лишь пустота, убогая, вечная, заливаемая дешевым алкоголем, спутником нашей юности
— Пора домой, — заметил Серый — Иначе будет беда.
— Согласен. Но беда всё равно случиться.
Так и вышло. Не успел я переступить через порог, как мама завела старую песню:
— Опять набрался?
— Я не набрался, я слегка выпил. Благородно и в комании с другом.
— Нет, набрался. Именно набрался, напился, как последняя свинья!
Из спальни выглянул отец — в своей старой тельняшке, с очками на носу — и снова спрятался. У нас пошло именно так: я отдуваюсь, папа отдыхает. Раньше было с точностью наоборот — папа отдувался, я отдыхал. Времена меняются, эстафета передается от отца к сыну, и я, не тратя времени на споры, скрылся в своей комнате.
Однако, там меня ждал новый удар. ВКонтакте писала Настя, писала много, и в своей обычной истеричной манере. Причина одна, вечная: ссора с родителями. Снова. В очередной раз. И теперь от меня требовали утешения — такого, которого я не мог дать. Не мог и даже не собирался.
Дав стандартный ответ «Всё будет хорошо, солнышко», я вернулся к своим делам. Но работа над пьесой не ладилась, в голову лезли сплошные глупости. Диалоги, выводимые с таким трудом, рушились, повороты сюжета выводили в шизофренические сплетения, а главная идея потерялась в потоке грязи второстепенных моралей.
Промучавшись пару часиков, я получил сообщение от Насти:
«Тебе плевать.»
Я прочитал. Ответить было нечего, да и не зачем. Плевать мне было не только на её проблемы — свои точно так же забросил. Стипендия была в кармане, хвосты обрезаны, не хотелось совершать лишних телодвижений.
Эта апатия, серость, проникающая в душу, вызывала лишь отвращение. Но победить её, пережечь, передавить было выше моих сил, выше понимания, выше всего. Серость вливалась в душу, давила, текла по венам вместе с кровью, подавляя любую жажду жизни и борьбы. Серость выжигала всё, включая любовь к Насте, оставляя место только для самой дешёвой и низменной похоти и мрачных скандалов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Улица Освободителей. Жизнь начинающего писателя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других