Ободряющая сказка о работнике Андрее

Дмитрий Скрипка

Этот сборник – для взрослых. Здесь не описываются неприличные вещи – просто он посложнее, чем другие.Взрослым часто приходится становиться на позицию учителя, наставника. Только как быть, если сам не был обучен передаче знаний другим? Перенять у своих школьных учителей метод нотаций? Вспомнить про кнут и пряник? Поможет ли это, если знания сложные?Сборник D о том, как решить самую сложную, по моему мнению, задачу – БЫТЬ ПОНЯТЫМ.Бонусом идёт приложение, как запустить проект и управлять им.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ободряющая сказка о работнике Андрее предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Ободряющая сказка о работнике Андрее

Как решать неразрешимые задачи

Вступление

Что мы знаем про чудеса? Немного. Это непривычные для нас события и ситуации.

Можно ли устать от чудес? Не знаю.

Усталость нам несут привычные события, те, что происходят довольно часто: раз в неделю, каждый день, а возможно, даже несколько раз в день.

Привычные события — это то, что рано или поздно превращается в рутину, в головную боль. То, от чего хочется убежать. Они не кажутся ни романтичными, ни героическими.

Если ты собираешься что-то делать с людьми или для людей, то должен знать: люди — это самое привычное, что только может быть. Их устройство, по существу, не менялось тысячи лет.

Если ты уже привык к ним, если уже устал от людей, с которыми работаешь, взаимодействуешь или которыми руководишь, то теперь они будут утомлять тебя всегда, как сосед, рассказывающий ежедневно один и тот же анекдот и ожидающий твоей бурной реакции.

Тебе не помогут ни бирюзовые организации, ни социократия, ни лично Рикардо Сэмлер.

Не надейся проснуться однажды утром и увидеть, что люди вдруг изменились. Нет — это беспочвенные надежды. Забудь!

Тебе помогут только реальные чудеса. Тебе нужны непривычные люди, непривычные ситуации. Одним словом — волшебство.

Предоставлю право Ричарду Баху объяснить, что я имею в виду. Это начало его книги «Мост через вечность»:

«Порой нам кажется, что не осталось на земле ни одного дракона. Ни одного храброго рыцаря, ни единой принцессы, пробирающейся тайными лесными тропами, очаровывая своей улыбкой бабочек и оленей.

Нам кажется, что наш век отделяет от тех сказочных времен какая-то граница, и в нем нет места приключениям. Судьба — эта дорога, простирающаяся за горизонт: призраки пронеслись по ней в далеком прошлом и скрылись из виду.

Как замечательно, что это не так! Принцессы, рыцари, драконы, очарованность, тайны и приключения: они не просто рядом с нами, здесь и сейчас, — ничего другого и не было никогда на земле!

В наше время их облик, конечно, изменился. Драконы носят сегодня официальные костюмы, прячутся за масками инспекций и служб. Демоны общества с пронзительным криком бросаются на нас, стоит лишь нам поднять глаза от земли, стоит повернуть направо там, где нам было сказано идти налево. Внешний вид нынче стал так обманчив, что рыцарям и принцессам трудно узнать друг друга, трудно узнать даже самих себя».

— —

Вот такое мнение. На самом деле, все сказки и легенды — истории про тебя.

ПРО ТЕБЯ!

Непривычно так смотреть на события своей жизни? Да, ты прав — эти истории просто вымысел. Кто сегодня верит в сказки?

Всё, что ты прочтёшь дальше, есть сказка, ложь, вымысел.

Но если сегодня тебе вдруг особенно захочется чуда, стряхнуть усталость, поверить во всемогущество людей, то хотя бы на полчаса перестань представлять себя директором или какой ты там пост занимаешь.

Представь, что у тебя в руках волшебная палочка.

А теперь будь готов к тому, что чудеса возможны, если шире взглянуть на дело,

или

уйди прочь с глаз моих, пока я сам не устал от тебя!

Итак.

Обычная жизнь обычной коммерческой компании с обычными сложностями.

Но у одного человека проблем стало слишком много.

Неизбежная *опа

Андрей почувствовал изнеможение после разговора с Николаем.

Как же так — человек уже работает полгода, а не понимает, по каким вопросам обращаться к Петру Сергеевичу, а по каким — к Марии. И из-за этого Андрею опять придётся разруливать ситуацию с клиентом, дарить ему дополнительные скидки, терять и так невеликую прибыль.

Он начал мысленно нецензурно ругаться.

Потом он вспомнил, что из-за сбежавшего к конкурентам старшего менеджера, прихватившего с собой почти пол-отдела продаж, на следующей неделе ему предстоит заниматься десятью новичками.

Сопоставив эти два события, Андрей ужаснулся и подумал, что самое время сбежать самому.

Он работал в компании уже огромные по нынешним меркам пять лет, а три месяца назад получил должность коммерческого директора, которая казалась одновременно и привлекательной из-за гораздо большей самостоятельности, и пугающей, поскольку он чувствовал, что должность получил на вырост.

Он даже советовался со своей Опытной Подругой Василисой, соглашаться на должность или не стоит. И получил на это прямой ответ: «Соглашайся, работай, учись на ошибках, не бойся потерять репутацию — у тебя её пока нет, а здесь как раз заработаешь».

Как же, заработаешь здесь репутацию. Сейчас начнётся такой хаос…

«Ладно, существует ли решение?» — думал Андрей.

Андрей:

Убежать можно в любой момент: неделей раньше, неделей позже.

А в чём проблема? Вводил же я людей в должность по одному? А здесь придут 10 человек, дадим им инструкцию: что делать, с кем взаимодействовать.

Дальше два варианта.

Первый: не будут задавать вопросы, начнут «косячить», работать, как бог на душу положит. В результате — теряем клиентов, продажи падают.

Второй вариант: задают вопросы, долго подступают к работе, а я работаю круглосуточно и сдыхаю от перенапряжения. При этом нет гарантии, что мы не теряем клиентов. Висящие на мне ВИП-клиенты тоже могут расстроиться, что я не уделяю им должного внимания.

Как же быстро научить взаимодействию с клиентами, с техническим отделом, с бухгалтерией, с начальниками?

С кем бы посоветоваться?

Нет времени — надо прямо сейчас придумывать.

Собрать подчинённых и устроить мозговой штурм? Но здесь дело не в количестве идей или креативности — нужно раздобыть точный инструмент, которым можно решить проблему.

— —

Внутреннее нервное напряжение нарастало. Не было даже намёка на решение.

«А-а-а! Надо бежать».

Когда Андрей находился в тупике, он выходил на улицу и начинал бежать в прямом смысле.

Обычно он делал это в спортивном костюме, но сегодня до костюма было ещё четыре часа рабочего времени. Однако не бежать он не мог.

Вышел из офиса и побежал, куда ноги понесут, не думая о том, как он будет пахнуть, вернувшись обратно.

Бег сквозь препятствия

Пробежав три квартала, Андрей почувствовал, что напряжение стало спадать. Он начал замечать то, что находится вокруг него, в голове появились песни и мысли.

Андрей:

«Хорошо живёт на свете Вин-ни-Пух».

Может быть, использовать методы для запоминания и скорочтения, чтобы новички быстрее выучили инструкции? — Нет, надо ещё несколько недель учить сам метод.

«Если я чешу в затылке не бе-да».

Есть курсы английского по фильмам. Смотришь кино и учишься. И интересно, и полезно.

Ага. И где есть кино про взаимодействие в нашей фирме? Не знаю, наверное, нигде. Хорошо бы снять.

Вот Людмила — финдиректор, к ней приходите согласовывать сделку после юриста Александра.

А если Александр уволится, а Людмила уйдёт в декрет, то надо фильм переснимать? Надо что-то другое.

«Вот горшок пустой, он предмет простой. Он ни-ку-да не денется!» Вари горшочек, давай ещё идеи.

Как можно запихать в голову быстро большой объём знаний?

Двухмесячные курсы за один вечер. Не помню такого.

«И потому горшок пустой, и потому горшок пустой го-раз-до вы-ше ценится».

Недельные курсы можно дать за неделю. При этом каждому ученику требуется внимание преподавателя, а не как в инфобизнесе: вылили знания на голову десяти тысячам студентов, объединили их, чтобы «варились» вместе и сами себе отвечали на вопросы без нормального доступа к структуре знаний в голове преподавателя.

По-хорошему, преподаватель нужен до тех пор, пока в голове ученика не образуется СВОЯ структура знаний, которой он научился пользоваться. И эти знания должны быть адекватны реальности.

Вот тогда ученик может действовать самостоятельно и лишь в особых случаях обращаться к наставнику, имеющему более сложные структуры в голове. Но у меня нет столько преподавателей. И времени нет.

«Конец твоим страданьям и разочарованьям».

Как же «сжать», «упаковать знания» и выдавать в таблетках? Где было такое, чтобы нужно обучить за три дня сложным вещам? В сказках разве что.

И у меня сейчас сказка про Теремок. Я, как Теремок. Набьются в меня Лягушка-Квакушка, Зайчик-Побегайчик, а потом Медведь-Пригнётыш и поломают на хрен.

«Когда достанется ему, тебе, ну всё равно кому, горшок без мёда». — Андрей ускорился.

Что-то не приходит решение неразрешимой задачи. Она же НЕ-РАЗ-РЕ-ШИ-МА-Я.

Как сжать цветную фотографию осеннего пейзажа разрешением 7 000 * 10 000 точек в малюсенький файл 20 килобайт, а потом восстановить её до прежнего размера и напечатать на всю стену дома?

Никак.

Такое только в сказках бывает.

— —

— Ты прав!

Андрей удивлённо остановился, оглянулся и увидел деревянную птицу.

— Ты прав! — повторила птица.

Птица как птица — игрушечная. Ворон, скорее всего. Прикреплена над дверью, на которой написано «Территория сказок».

— Ты прав! — продолжала убеждать его птица. Андрей толкнул дверь. Она оказалась заперта, звонка не было.

— Ты прав!

— В чём я прав? Что задача неразрешимая, или что только в сказках бывает?

— Ты прав!

«Я прав, Территория сказок», — пробормотал Андрей и пошёл дальше.

Андрей:

А зачем вообще сказки? Чтобы детей спать укладывать?

«Бабка за дедку, дедка за репку», — такую сказку может и спящий родитель рассказать. Только какой в ней смысл?

Почему в ней собака Жучка с кошкой не дерутся?

Почему кошка выбрала сотрудничать с дедом по добыче репки, хотя репку не ест? И почему тупо не съест мышь?

Почему мышь не испугалась кошки?

А если бы тяги мыши не хватило, то кого бы ещё звали?

Легче соседа было позвать и вытащить репку.

Бред какой-то. Так только в сказках бывает. Попробовали бы они с настоящими кошками и собаками поэкспериментировать.

Вечер вторника

Андрей уже был дома и бормотал, как Винни-Пух, какие-то пыхтелки: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью. Преодолеть… Что же делать? Сказку делать, делать былью, былью сказку рождены».

Где-то была книжка Евгения Клюева «Между двух стульев». Там что-то было про сказку «Курочка Ряба».

Он взял книжку и нашёл нужный эпизод.

Евгений Клюев:

«Лирическое наступление

Одному моему знакомому очень не нравилась сказка «Курочка ряба». Он не понимал ее. Поступки героев этой сказки казались ему дикими выходками. Рассуждал он примерно так.

«Жили себе дед да баба. Была у них курочка ряба» — это нормально: деды и бабы действительно живут на свете, и у них обычно водится какая-нибудь живность. «Снесла курочка яичко — яичко не простое, а золотое» — что же, предположим. Примем это как допущение…

А вот дальше… Дальше начинаются совершенно не мотивированные действия героев. Посудите сами: «Дед бил, бил — не разбил». Зачем, спрашивается, он это яичко бил, если понял, что оно золотое? Золотые яйца не бьются — каждому ясно. «Баба била, била — не разбила» — экая глупая баба! Мало ей, что яйцо золотое, так ее и печальный пример деда ни в чем не убедил…

Идем дальше: «Мышка бежала, хвостиком махнула — яичко упало и разбилось». Как же оно, интересно, разбилось, когда золотые яйца (см. выше) не бьются? Ладно, примем это как второе допущение. Но что ж потом? А потом — «Плачет дед». С чего бы это? Ведь за минуту до разбиения яйца мышью сам он стремился к тому же результату! Очень непоследовательный получается дед… Или этот дед настолько мелочен, что ему важно, кто именно разбил яйцо? Непонятно. «Плачет баба» — опять же глупая баба! Механически повторяет все, что делает дед.

«А курочка кудахчет: «Не плачь, дед…» — Стоп! Если курочка ряба умеет говорить, то почему же раньше она молча следила за бессмысленными поступками деда и бабы, почему не возмутилась, не объяснила ситуации? Подозрительная курица… Так вот, она говорит: «Не плачь, дед, не плачь, баба, снесу я вам яичко другое — не золотое, а простое!» Тоже мне, утешение: плакали-то они о золотом!..

И вообще — будь яичко с самого начала простым, никакой трагедии не произошло бы: дед благополучно разбил бы его с первого раза без посторонней помощи. И даже баба бы разбила. Но на этом сказка кончается. Что ж это за сказка такая?»

«Да, примерно, как с Репкой, — выглядит бредово», — подумал Андрей.

«А вот представим себе: «Жили себе дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко — яичко не простое, а золотое. Обрадовался дед. Обрадовалась баба. Взяли они яичко и понесли на рынок. И там за это золотое яичко продали им десять тысяч простых. Сто яичек они съели, а остальные протухли»…Чудная сказка! Я дарю ее моему знакомому: пусть рассказывает своим внукам и правнукам про оборотистых деда и бабу, а мы с вами давайте поставим перед собой вопрос: что же все-таки делать с золотым яичком?

Ответ на этот вопрос может быть только один: делать с золотым яичком нечего — и что бы ни предприняли дед и баба, все одинаково нелепо, потому как для них золотое яичко — это привет из другой реальности. Это бабочка, залетевшая в комнату, где ей не выжить. Это персиковая косточка, брошенная в снег, где ничего не вырастет из нее. Это прекрасное стихотворение на неизвестном никому языке… «Дар напрасный, дар случайный». Всему — свое место.

«Всему — свое место» — таков, пожалуй, наиболее общий смысл, который можно извлечь из «Курочки рябы». Но вот что странно: вне истории о золотом яичке, само по себе, суждение это никому не нужно. Представим себе такую ситуацию: Некто собрал вокруг себя слушателей, предложил им рассаживаться поудобнее и приготовиться слушать. И вот они расселись по местам, приготовились. Рассказчик раскрыл рот и произнес: «Всему — свое место». После этого он, может быть, сказал еще: «Спасибо за внимание. Все свободны». Слушатели встали и разошлись. Забавная ситуация…

Теперь спросим себя: какую информацию получили слушатели? Да, пожалуй, никакой. Однако то же суждение, добытое ими из сказки о курочке рябе самостоятельно — пусть и не сформулированное, — имело бы гораздо большую ценность. Так рыбак подолгу сидит с удочкой у реки, вылавливая крохотного карасика, в то время как дома ждет его суп из судака. Так мальчишка взбирается на самую верхушку дерева за маленьким кислым яблочком, не обращая внимания на спелые плоды, упавшие на землю».

— —

«Так, так, так». — У Андрея опять начала работать мысль.

Андрей:

«Мы в город Изумрудный идём дорогой трудной».

Значит, из Репки тоже можно добыть информацию. Типа такой: даже если вы не дружите и конфликтуете, всё равно стоит объединиться ради цели, которая, может быть, лично тебе на хрен не нужна, но нужна кому-то из группы. Только тогда вся группа сможет выжить.

Собака, кошка, мышка конфликтуют.

Старик с бабкой после долгих лет супружеской жизни, вероятно, тоже.

Репка точно нужна деду, бабке и внучке, а собаке и кошке не нужна. Тем не менее, они приходят по первому зову.

Ведь если дед и бабка не выживут, то еды не будет ни для собаки, ни для кошки. Да и мышке нужны закрома, которых без деда и бабы не будет. Так, так, так.

«Идём дорогой трудной, дорогой непрямой».

Но внучка здесь зачем? Она играет с Жучкой и кошкой, а когда-нибудь станет бабкой…

Ага! Так эта сказка как раз для внучек. Она — начинающая бабка, новичок. Она слушает эту сказку и учится, как важно помогать группе, даже если ты репку ненавидишь, а мышей боишься. Она — новичок, стажёр!

— —

И тут Андрей опять услышал голос деревянного ворона:

— Ты прав!

Андрею некогда было проверять, откуда раздался голос: с балкона или из собственной головы вместе с песнями. Он почувствовал, что нащупал решение.

Андрей:

То есть вместо многодневных и многочасовых не очень работающих мотивационных бесед о том, что наша компания — дружная семья, можно было бы разобрать упакованную в неказистую сказку «Репка» информацию, которую каждый слышал 1000 раз.

Каждый слышал эту сказку 1000 раз, но не понял её.

И вот теперь каждый, кто сам добудет смысл из сказки, будет ценить его гораздо больше, чем то, что приходится слышать на ежедневных собраниях, прочувствует и надолго запомнит. Он поверит в то, что есть ценность во взаимодействии, даже если не понимаешь цель, даже если результат взаимодействия нужен кому-то другому.

Если же сотрудник начнёт противопоставлять себя интересам коллектива, не нужно проводить с ним долгие этические беседы. Можно просто спросить: «Ты что, забыл про смысл Репки?»

«И Элли возвратится с Тотошкою домой».

Вот она упакованная в 20 килобайт огромная картинка, которую можно распаковать и распечатать на всю стену дома!

Короткая сказка Репка, в которой упакована огромная управленческая информация. Такое только в сказках решается! В сказках, в сказках, в сказках.

Сказка становится былью, невозможное — возможным!

Хотя всё ещё непонятно, что делать.

«В траве сидел кузнечик, совсем, как человечек».

Вероятно, что сказки — это контейнеры с упакованной информацией, которые загружались в старину в детей, а затем, с помощью знающих людей, распаковывались, когда нужно было получить понимание от уже взрослого человека. И это можно было сделать очень быстро.

Тогда люди, воспитанные на одинаковых сказках, могут быстро настроить взаимодействие, потому что в них заложены нравственные основы, способы подведения и представление о том, что такое хорошо, а что такое плохо.

«Пред-ставьте себе, пред-ставьте себе —

зе-лё-нень-кий он был!»

Есть две проблемы:

Первая: есть мнение, что сказки — это несерьёзно, по крайней мере, по сравнению с речью генерального директора. Если я начну рассказывать сказки, как меня станут воспринимать?

Вторая: сказки о структуре взаимодействия в нашей компании в природе не существует. А следующая неделя наступит очень скоро.

Пожалуй, пора ложиться спать. Утро вечера мудренее.

Сон имени Д. Менделеева

Андрею приснилось, что на балкон прилетел ворон. Только был он белый и живой, в отличие от ворона из «Территории сказок». И кричал он по-другому:

— Ты не прравв! Ты не прравв! Ты не прравв!

Андрей пытался его прогнать, но дверь балкона не открывалась — на ней висел замок. Он позвал на помощь деда.

Дед огрызнулся, что занят и пусть лучше придёт баба.

Баба тут же выскочила за дверь выбрасывать мусор.

В конце концов, пришли Жучка и кошка со слесарным инструментом и стали распиливать замок.

Когда им оставалось совсем немного, прибежала огромная мышь, достала пистолет и выстрелила в стекло балконной двери.

Стекло разлетелось вдребезги, а белый ворон перелетел к соседям сверху и продолжил каркать:

— Пррремия накррылась! Пррремия накррылась! Пррремия накррылась!

Чтобы не слышать этого, Андрей включил музыкальный центр на полную громкость, но из колонок вместо звука начали выкатываться золотые куриные яйца. Дед стал хватать их и бить над сковородкой.

Из яиц вылуплялись продавцы-стажёры, которые спрыгивали со сковородки на пол и со словами: «Я мечтаю работать на вашу компанию!» — выбегали на балкон и прыгали головой вниз.

Андрей дёрнулся в сторону балкона, но ноги не слушались. Он переживал гамму неприятных ощущений и ничего не мог сделать.

Вдруг ему на плечо легла чья-то лёгкая рука.

Он обернулся и увидел девушку, похожую на Ариану Гранде. Она поцеловала его в губы и, указывая пальцем на прыгающих с балкона стажёров, сказала: «Если ты заставишь их работать, я стану твоей. Мы будем жить долго и счастливо. А когда состаримся, будем вместе тянуть репку».

После слова «репку» она сексуально облизнула губы.

«Внучка», — догадался Андрей.

Перспектива жить долго и счастливо была привлекательна, несмотря на спорное удовольствие на старости лет вместе тянуть репку, но всё же он решил разобраться в вопросе детальнее:

— А почему, почему они не работают? Почему такой хаос и безумие?

— Потому что ты не написал сказку. Напиши сказку, и они заработают. Всего лишь напиши сказку. Напиши!

После этих слов продавцы перестали прыгать с балкона и, как зомби, двинулись к Андрею с внучкой:

— Напиши сказку, и мы заработаем. И ты заработаешь. Напиши сказку. И мы заработаем. И ты заработаешь. — Продавцы умоляюще смотрели, складывали ладони вместе и низко кланялись. — Все заработаем.

Андрею стало не по себе от приближающихся стажёров.

Внучка опустилась на колени и, поглаживая ему ногу, нарисовала красной помадой большую окружность вокруг них.

— Теперь они не помешают нам быть счастливыми. Потом, когда ты напишешь сказку.

Действительно, продавцы толпились снаружи круга в умоляющих позах и не могли проникнуть внутрь.

Андрей почувствовал облегчение, но ненадолго. Сквозь толпу, как нож сквозь масло, прошла эта огромная мышь с пистолетом, спокойно вошла в круг, приставила ствол ко лбу Андрея и с дружеской улыбкой спросила:

— Ну что, напишешь сказочку? Сказюлечку? — и взвела курок.

— Напишу.

— Что напишешь?

— Сказку.

— Так и говори: я напишу сказку.

— Я напишу сказку.

— Ещё раз.

— Я напишу сказку.

— Ещё.

— Я напишу сказку! Я напишу сказку! Я напишу сказку! Я напишу сказку!

— Не забудь это, когда проснёшься.

— Я напишу сказку! Я напишу сказку! Я напишу сказку! Я напишу сказку!

И тут мышь нажала на спусковой крючок.

Пуля отделилась от гильзы и начала движение по стволу. Андрей буквально почувствовал, как через мгновение она разорвётся у него в голове.

— Не забудь, когда проснёшься.

— Я напишу сказку! Я напишу сказку! Я напишу сказку! Я напишу сказку!

В голове зазвенело. Множество осколков пронеслись к затылку. Боли не было. Был просто нудный похоронный звон. Какой-то знакомый звон, который о чём-то напоминает.

— Я напишу сказку.

Звон продолжался.

— Я напишу сказку.

Звон не останавливался.

Через десять секунд Андрей понял, что это звонит будильник.

Сердце колотилось. В голове продолжался гул и, как заезженная пластинка, крутились какие-то обрывки: я приношу счастье, я приношу счастье, я приношу счастье.

— Господи, что за жизнь. Ни во сне, ни наяву нет покоя. Кому я приношу, какое счастье?

Он зашёл на кухню, набрал воды. На дверце холодильника висела улыбающаяся мышь на магните.

И тут он вспомнил!

Поперхнулся водой, закашлялся. Вспомнил всё, что ему приснилось.

— Я напишу сказку, и они заработают. И я заработаю.

Так он стал первым коммерческим директором-сказочником в хорошем смысле этого слова.

Сказка — ложь…

Нецензурные слова, песни и пословицы продолжали носиться в голове.

Информация, заложенная детскими книжками, распаковывалась в голове со страшной скоростью, рождая бури эмоций и воодушевляя на подвиги.

Периодически Андрей восклицал: «Я же знал это 100 лет назад и не видел! Гениально! Ну я и тупица!»

Андрей:

Вот выражение: «Сказка — ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок».

Сколько раз я его слышал?

Сто? Больше!

А в нём чёрным по белому написано: «молодцам урок». Не «старцам утеха», не «детям для засыпания», не «вдовам для успокоения», а МОЛОДЦАМ УРОК, ещё и добрым.

И указано, как пользоваться: «есть НАМЁК», «упакованный смысл», который молодцы могут «распаковать» и пользоваться в жизни, как инструментом.

А почему ложь?

Да потому. Если сказать человеку, что эта история про него, то возникнет сопротивление и куча вопросов — я брюнет, а там блондин; у меня волосы прямые, а у него кучерявые.

Так же возникает куча вопросов и сопротивлений, когда ставишь сотрудника на должность и даёшь ему почитать инструкцию: «А мне это при приёме на работу не говорили; а у меня руки короткие, чтобы на этот стеллаж бумажки складывать».

А когда дашь почитать ему миссию компании, то он ни с чем не спорит, потому что понимает, что это что ни на есть ложь, написанная, чтобы учредители компании не попали в ад за стремление к наживе.

На следующей неделе придут к нам 10 молодцев. Сначала отсеем из них недобрых, а затем дадим им возможность получить урок.

А для этого мне за пять дней нужно написать сказку, иначе меня мышь пристрелит во сне. И эта сказка будет про организационную структуру нашей компании, которая поможет «распаковать» уже хранящиеся в добрых молодцах-стажёрах контейнеры с информацией.

В результате — либо они уже в течение первой недели смогут хорошо взаимодействовать с остальными частями компании, либо меня ждёт публичный позор, насмешки и обидные прозвища.

Последнее не смертельно, но бежать мне от этой истории придётся подальше. Ну что ж, перееду в Нью-Йорк — там меня вроде бы никто не знает.

— —

Андрей старался видеть позитив даже в проигрыше.

Вечер воскресенья

Дело заняло всё время, и на потеху действительно остался час воскресного вечера. Сказка была, естественно, не завершена до самого конца, но хороший костяк уже получился.

Андрей сразу понял, что «Курочка ряба» не получится. Краткость также не была его сильной чертой, поэтому сказка получилась довольно длинной, и всё же гораздо короче набора должностных инструкций.

Андрей решил, что писательский талант проявлять не стоит, чтобы не отвлекать внимание добрых молодцев и молодок от содержания. Всё должно быть изображено максимально сдержанно, но легко для чтения и восприятия. Главное, чтобы они поняли функции разных отделов и бизнес-процессы.

Разрабатывать характеры героев тоже не стоило. Героями будут звери, которые уже обладают качествами, заложенными сказками в головы учеников.

И образы будут ярче. Что такое Пётр Сергеевич, для новичков неизвестно, а Старый Ворон, во-первых, уже имеет заложенные в него характеристики, во-вторых, он более яркий и запоминающийся персонаж, чем Пётр Сергеевич. Его не перепутаешь с Жуком-Короедом, а Петра Сергеевича с Сергеем Петровичем — легко.

Далее: это должна быть история формирования команды вокруг идеи, а не сказочное описание готового двигателя внутреннего сгорания.

Учащиеся должны пройти все этапы становления компании с самого начала и чувствовать себя сопричастными идее основателей.

И решаемые героями сказки проблемы должны быть вполне современными и понятными, а не старорусскими, типа «боронить две сотни десятин бороной-суковаткой за три корчаги молока».

И вот остался потехе час, как раз почитать сказку на ночь. На этот раз свою.

Главным героем-основателем Андрей выбрал муравья, чтобы показать, что даже если ты чувствуешь себя маленьким муравьем, ты всё равно способен на многое.

Андрей немного переживал, что учредителю компании может не понравиться, что великая роль отдана букашке, но у него был заготовлен не очень убедительный для иерархической души начальника ответ: «Сказка — ложь!»

Андрей представил себя продавцом-стажёром и принялся за чтение.

Проект «Стоп свалка»

Сказка про оргструктуру

На лесной опушке у подножия обросшего пушистым мхом камня-валуна стоял муравейник, в котором жила большая и дружная муравьиная семья. С утра до ночи все обитатели этого многоквартирного дома слаженно трудились, выполняя свои обязанности.

Вместе с другими там жил и маленький Муравей. Он был отважным, смелым и всегда стремился быть полезным своей многочисленной семье.

Однажды наш герой отправился на поиски новой колонии тли. Как известно, тля производит для муравьёв настоящее лакомство и с удовольствием делится им.

Почуяв знакомый сладковатый аромат, он взобрался на куст и обнаружил под его листьями долгожданную находку. Тли там было видимо-невидимо. Муравей обрадовался и скорее поспешил домой — ему не терпелось рассказать об этом собратьям.

Вдруг позади себя он услышал нарастающий гул, который приближался с неимоверной скоростью и сопровождался огромным облаком дыма.

Муравей бросился со всех ног и, споткнувшись о торчащий из земли небольшой сучок, кубарем скатился в небольшой овражек.

Через какое-то время он пришёл в себя и, потирая ушиб на голове, огляделся вокруг. Лёгкое головокружение ещё напоминало о стремительном спуске.

Выбравшись наверх, Муравей прислушался, но кроме шелеста листьев ничего более не нарушало лесного безмолвия.

«Вот так приключение! Что это было? Откуда этот шум?», — бормотал про себя Муравей. Неожиданно раздался слегка поскрипывающий голос:

— Здравствуй, малыш!

От неожиданности Муравей вздрогнул и тут же заметил, как к нему склонились отличавшиеся причудливыми изгибами ветви могучего дуба. Это было очень старое дерево с густой раскидистой кроной и мощным стволом, по обхвату которого становилось ясно, что дубу лет пятьсот, не меньше.

— Да, малыш, это я, Дядюшка Дуб.

— Ух ты! — произнес удивленный Муравей. — Разве деревья умеют разговаривать?

— Ну конечно! — в голос воскликнули стоявшие рядом осинки.

— Да, маленький Муравей, мы разговариваем, но для непосвященных это лишь шелест листвы. С тобой сегодня произошла удивительная история: тебе открылся язык деревьев. Раньше многие понимали нас, но со временем утратили этот дар. Видимо, ты хорошенько ударился головой, — добавил, улыбаясь, Дядюшка Дуб.

— Да уж! — вздохнул Муравей. — Там был громкий шум и облако дыма. Дядюшка Дуб, ты знаешь, что это?

— Да. Я должен сказать тебе одну очень важную вещь. Наш лес в огромной опасности! Люди стали засорять наш дом.

Тот громкий шум и облако дыма — это огромный мусоровоз, который свозит на край леса бесконечные кучи отходов. Под жаркими лучами солнца мусор тлеет, наполняя воздух едкими запахами, а ядовитые химикаты отравляют нашу почву и водоёмы.

Всё это наносит непоправимый вред обитателям леса. Лес задыхается. Если ничего не предпринять, в скором времени нас всех ждут страшные болезни и неминуемая гибель.

Это известие ошеломило Муравья.

— Наш лес в опасности? Как же так, Дядюшка Дуб? — Произнёс наш герой, пытаясь осмыслить услышанное. — Ты уверен?

— Да, мой друг! К сожалению, это правда. — И мудрый дуб указал на протекающую у его корней небольшую речушку. Там внизу, гонимая течением, проплывала кверху брюшками безжизненная стайка мальков. — А ещё вчера они весело и беззаботно резвились в воде, — добавил он со вздохом.

Повисла пауза.

— Как же так? — Муравей был глубоко потрясен увиденным. Вдруг в его глазах загорелась искорка: — Я хочу помочь лесу, Дядюшка Дуб! Как же мне это сделать? — спросил Муравей. — Ведь я такой маленький.

— Для этого ты должен стать большим и заметным, иначе ничего не получится.

— Но как?

— Большим и заметным можно стать благодаря большим делам. Все будут оценивать тебя по твоим поступкам.

— Спасти лес — это большое дело?

— Да. Возможно, даже слишком. Мы, деревья, готовы помочь тебе, только нас мало кто понимает. Сначала тебе нужно добиться того, чтобы тебя услышали те, кто находится рядом с тобой, и те, до кого ты сможешь докричаться. У тебя есть друзья?

— Конечно!

— Сколько их?

— Думаю, сотня наберётся. А достаточно ли силы ста муравьев, чтобы помочь лесу?

Тебе пока не нужна их сила. Сейчас тебе необходимо их внимание. Если сможешь убедить и заразить своей идеей хотя бы десять друзей, то без труда собёрешь и целую армию.

Дядюшка Дуб откашлялся и продолжил.

Дуб:

— Начни рассказывать своим собратьям о том, что хочешь спасти лес, выражая это своими словами, как получается.

Не старайся сразу стать хорошим оратором. Поначалу твоя речь будет сбивчивой и сумбурной, но, если постараешься, то после пятого раза твой рассказ обретёт определенную логику, станет более понятным и лаконичным.

Потренировавшись на 50 друзьях, ты научишься передавать суть своей идеи за 2—3 минуты.

Такая короткая презентация идеи называется Pitch. Кроме тебя и твоих друзей этого никто не сделает. Pitch словно маленькая искорка, из которой может разгореться очень большое пламя. Это очень важно.

— —

— И что, с помощью Питча я смогу привлечь больше лесных жителей?

— Конечно! Если у тебя будет Pitch, то у тебя появится много помощников, а это уже будет Большая сила.

Беседа с мудрым деревом воодушевила Муравья. Он преисполнился решимости спасти лес и его обитателей.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ободряющая сказка о работнике Андрее предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я