Дорога к храму. Записки бывшего атеиста

Дмитрий Сергеевич Занков, 2023

У каждого человека свой путь, которым он приходит к Богу. Кто-то вырос в воцерковлённой семье, кто-то с юности понял истинность православия. Однако нередко немалая часть нашей жизни проходит в заблуждениях и поисках. Эта книга представляет собой попытку бывшего атеиста посмотреть критическим взглядом на те заблуждения, в которые он сам некогда верил. Начиная от богатых попов на мерседесах и заканчивая рассуждениями о том, что неважно, к какой религии ты принадлежишь и ходишь ли в храм. Возможно, что опыт автора может быть полезен тем, кто сейчас находится в сомнениях, готов прийти к Богу, но ему мешают распространённые в нашем обществе стереотипы о православии, Церкви, убеждение в «прогрессивности и научности» атеизма. Не исключено, что и воцерковлённым людям будет небезынтересно прочесть. Чтобы убедительнее ответить на вопросы своих пока невоцерковлённых близких и друзей, опровергнуть абсурдные обвинения в адрес христианства или объяснить пагубность атеизма.

Оглавление

Моральные претензии к Богу

Атеисты любят предъявлять Богу моральные претензии. Да, звучит это достаточно нелепо. Вроде уж если ты не веришь в Бога, то говорить о том, какой Бог плохой, вроде как не совсем логично. Однако встречается это повсеместно. Люди читают преимущественно Ветхий Завет или скорее не читают, а просто вспоминают некие общие места знакомые каждому и начинают требовать у Бога, ну или у христиан ответов. Ну, например, о том, как Бог мог устроить всемирный потоп.

Понятно, что атеисты подобную двусмысленность могут объяснить. Они говорят, что проводят своего рода мысленный эксперимент. Мол, Бога, конечно, нет. Но вот если мы представим, что Он всё-таки существует, это окажется некое злобное существо, лишённое даже малейших следов морали. Что же, право на мысленный эксперимент есть у каждого. Вот только при этом эксперименте также необходимо быть честным до конца. Если уж мы рассуждаем о Боге, то о нём нужно говорить именно как о Боге, так как его трактуют православные. То есть это Господь всемогущий и всеведущий, при этом всеблагой Творец всего сущего. Понятно, что любые претензии к Богу, что Он кого-то убил, в данном случае звучат неуместно. Конец земной жизни не является концом жизни вообще. Недаром Иисус напоминает всем о том, что:"Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых"(Мф. 22:32). А окончание нашего земного пути в тот или иной момент всегда устраивается Богом так, чтобы послужить к возможности нашего максимального избегания зла и обретения спасения.

Однако атеисты предпочитают этого не замечать. Они говорят о Боге как о некоем существе, обладающем достаточной силой, чтобы, например, уничтожить миллионы людей, но при этом явно не пособном их всех воскресить. Сложно сказать, что послужило основанием для возникновения подобных представлений, но очевидно, что они не имеют никакого отношения к христианскому пониманию Бога.

От атеистов можно услышать жалобы на то, что Бог вроде как даровал нам всем свободу воли, но в реальности она всегда ограничена. Ведь предполагается, что если мы не будем вести себя в соответствии с определёнными заповедями, правилами, то погибнем. Ну и какая же это свобода воли, спрашивают атеисты. Получается, что Бог требует от нас выполнения определённых правил, при этом угрожая страшными карами за невыполнение.

Однако в данном случае атеисты вновь стремятся именно к безосновательным обвинениям. Дело не в том, что Бог не хочет кого-то спасти или в том, что Ему нужно для спасения, чтобы мы соблюдали определённые правила. Но дело в том, что Спасение наше зависит ещё и от нас самих. Не в том плане, что мы можем добиться его самостоятельно только за счёт собственных добродетелей. Нет, в любом случае нам требуется милосердие и прощение Божие, которое нам даётся не столько за заслуги, сколько по неизречённому милосердию и любви Бога.

Однако человек недаром создан по образу и подобию Божьему. По своей природе он может быть счастлив только тогда, когда он живёт именно в соответствии с заповедями о любви к Богу и всем ближним. По сути дела, атеисты недовольны тем, что человек не может быть злым и жестоким, то есть нарушающим заповеди, но при этом счастливым. Но дело в том, что само состояние счастья просто никак не сочетается со злобой и жестокостью. При этом Бог даровал человеку свободу воли, Он никого не делает счастливым насильно. Для Бога не составило бы труда превратить всё человечество в благочестивых марионеток, но только Бог не нуждается в подобных спектаклях. Он любит нас именно такими, какие мы есть, и наш выбор добра важен именно потому, что он абсолютно свободен. Думаю, что и люди, в свою очередь, не хотели бы стать такими вот марионетками, понимая, что это бы уже были просто не мы, а некие другие существа, которых правильнее было бы называть скорее своеобразными биороботами с заданной программой.

Соответственно, если мы говорим об обязательности исполнения заповедей, то это ни в коем случае нельзя воспринимать как некую угрозу со стороны Бога. Это не угроза, а предупреждение. Проведём доступную аналогию. Вот есть у нас правила дорожного движения, и есть люди, которые их нарушают. Когда это нарушение приводит к каким-то печальным последствиям, можно ли сказать, что в них виноват именно законодатель, составивший правила? Конечно же, нет. Наоборот, законодатель как раз ставит своей целью предупредить людей о том, что определённые действия могут привести к печальным последствиям. И если человек всё-таки совершает эти действия, то уж кто точно в этом не виноват, так это автор правил. Он всего лишь указывает людям на возможные опасности. Так и в случае с заповедями. Они не являются запретами, которые призваны не дать нам добраться до чего-то приятного и привлекательного, они предупреждают нас о том, что является крайне опасным для самого нашего существования.

Очень часто можно услышать о том, что, если бы Бог существовал, то он, несомненно, предоставил бы нам некие очевидные доказательства своего существования. Конечно, для верующего эти очевидные доказательства и так существуют, поэтому нужно понимать, что в данном случае атеисты имеют в виду не что иное, как некие чудеса, открытое нарушение природных законов, которое однозначно связано именно с проявлением Божественной силы.

Здесь, конечно, можно сказать о том, что исторические примеры говорят нам об обратном. Чудеса вовсе не гарантируют нам обращение человека к Богу. Возьмем, к примеру, ветхозаветную историю об исходе евреев из Египта. Вряд ли можно найти пример, где люди могли наблюдать столько чудес. Переход через воды Красного моря — чудо. Люди испытывают жажду — Бог даёт им воду. Люди голодают — в их распоряжении манна небесная. Люди пресытились манной — пожалуйста, в их распоряжении уже приготовленные перепела. Ну и что? Удержало всё это значительную часть евреев от обращения к идолопоклонству и плясок перед золотым тельцом? Увы, нет.

Ещё более масштабный пример представляет нам история новозаветная. Сам Бог явился людям, жил рядом с ними. Причём нельзя сказать, что Он ограничивался исключительно проповедью. Мы все знаем, что Иисус сотворил множество чудес. Некоторые из них описаны достаточно подробно, но ещё больше таких, о которых говорится словно бы мимоходом. Пришли к Иисусу болящие и бесноватые, и Он исцелил всех. По словам же евангелистов, мы знаем, что далеко не все чудеса вошли в Евангелия, просто потому, что если бы апостолы перечисляли их все, то понадобилось огромное количество книг.

Однако мы знаем, что далеко не все видевшие эти чудеса своими глазами, уверовали. Вполне возможно, что видевшие исцеления и воскрешение мёртвых были и среди тех, кто кричал:"Распни". Поэтому если бы и сегодня человек увидел явное и несомненное чудо, это вовсе не гарантировало бы его обращения ко Христу. Уж в чём нельзя упрекнуть атеистов, так это в неумении находить отговорки для того, чтобы не верить. Наверняка такие были и среди современников земной жизни Христа. Может быть они говорили о случайном совпадении, может предполагали, что Христос всего лишь талантливый врач или, используя современную терминологию, экстрасенс. Поводов для неверия найти можно много.

Господь не хочет вводить нас в возможность совершения новых грехов, в которые бы мы впали, не поверя столь очевидным свидетельствам.

Ну и, конечно, самое главное это то, что Господь никогда не нарушает нашу свободу воли. Мы не превращаемся в марионеток, которых дёргают за ниточки. Бог старается всячески нас увещевать, но окончательное решение остаётся за нами. Возьмём в качестве примера человека, который борется с тягой к спиртному. Вот соблазн оказывается сильнее его, и он отправляется в магазин за бутылкой. Однако уже когда он возвращается со спиртным, бутылка выскальзывает из рук, падает на тротуар и разбивается. Чудо ли это? Несомненно. Чудо не обязательно предполагает всем очевидные нарушения законов природы. Но мы понимаем, что ещё более важным является здесь не само чудо, а отношение человека к нему. Один может понять и принять этот знак. Другой махнёт рукой и отправится за новой бутылкой. Конечно, для Бога нет проблем в том, чтобы из рук пьяницы выпала и вторая бутылка, и третья. Но мы понимаем, что это будет уже не чудом, а насилием над человеческой свободой, на которое Бог не идёт.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я