Дорога к храму. Записки бывшего атеиста

Дмитрий Сергеевич Занков, 2023

У каждого человека свой путь, которым он приходит к Богу. Кто-то вырос в воцерковлённой семье, кто-то с юности понял истинность православия. Однако нередко немалая часть нашей жизни проходит в заблуждениях и поисках. Эта книга представляет собой попытку бывшего атеиста посмотреть критическим взглядом на те заблуждения, в которые он сам некогда верил. Начиная от богатых попов на мерседесах и заканчивая рассуждениями о том, что неважно, к какой религии ты принадлежишь и ходишь ли в храм. Возможно, что опыт автора может быть полезен тем, кто сейчас находится в сомнениях, готов прийти к Богу, но ему мешают распространённые в нашем обществе стереотипы о православии, Церкви, убеждение в «прогрессивности и научности» атеизма. Не исключено, что и воцерковлённым людям будет небезынтересно прочесть. Чтобы убедительнее ответить на вопросы своих пока невоцерковлённых близких и друзей, опровергнуть абсурдные обвинения в адрес христианства или объяснить пагубность атеизма.

Оглавление

Нужно ли торопиться к Богу?

Практически каждая притча, рассказанная Господом нашим Иисусом Христом, имеет глубокий смысл и может послужить нам уроком. Однако лично на меня всегда в наибольшей степени производила впечатление притча о работниках и их щедром нанимателе, которая приводится у Матфея в 20 главе. Она одновременно дарует всем нам радостную надежду и в то же время служит предостережением.

Мы чётко можем увидеть, насколько же Божественное милосердие и справедливость отличаются от наших сугубо человеческих представлений об этих понятиях. Хозяин виноградника поочерёдно нанимает себе рабочих. Некоторые начинают работу с самого утра, другие с полудня, а кое-кто оказывается нанят уже ближе к концу дня. Наступает время оплаты, трудившиеся дольше всего получили положенный им динарий. Пока всё в рамках привычной для нас этики, которая может объясняться не добродетельностью, но и расчётливостью. Не заплатишь оговоренную сумму работникам — можешь и сам получить неприятные последствия. Сложно сказать, что в таких случаях могли обманутые работники сделать в соответствии с законами, но очевидно, что слух о жадном и нечестном нанимателе распространился бы быстро, и в следующий раз ему бы просто не удалось найти тех, кто согласился бы поработать на него.

Получают плату и те, кто отработал меньшее время. И вот тут начинается самое удивительное. Человеческая справедливость говорит о том, что эти люди должны, конечно, получить им причитающееся, но в строгом соответствии с тем, сколько они непосредственно отработали. Отработал пол дня — получи соответственно, отработал всего лишь час, что же, значит на сегодня, ты и получишь совсем немного.

Однако работодатель совершает нечто удивительное, выходящее за рамки привычной справедливости, он вознаграждает всех трудящихся одинаково. Каждый получает по динарию, который был обещан изначально тем, которые трудились весь день.

Понятно, что эта притча повествует нам о том, что Господь всегда готов принять нас к себе, готов очистить наши грехи и принять наше покаяние. Даже если мы совсем немного на протяжении нашей земной жизни поработаем Господу, то этого окажется достаточно для того, чтобы получить причитающуюся награду — вечную и блаженную жизнь в Царстве Божием в единении и любви с Богом и другими людьми. При этом награда не будет какой-то ущербной или ограниченной по сравнению с теми, кто отработал гораздо больший срок и отличился гораздо большим числом добродетелей. Господь жаждет всех нас наградить полной мерою, возвести нас всех в высочайшую степень блаженства и радости. Он не стремится дотошно подсчитать, сколько каждый из нас наработал за всю жизнь, Ему важнее сам факт того, что мы всё-таки стали Его соработниками.

Эта притча само воплощение надежды. Она говорит нам о том, что мы никогда не должны думать, что нам уже слишком поздно что-то менять в себе и отказываться от раскаяния и прихода в Церковь. Мы знаем, что этот путь открыт для нас всегда, Господь готов взять нас в соработники буквально в последнюю минуту наших земных дней.

Однако есть в этой притче и достаточно неприглядная картина, которая может послужить нам предупреждением. Такое милосердное решение работодателя оказалось весьма неприятным для тех людей, которые отработали полный день, они начали жаловаться на несправедливость и требовать себе более высокой оплаты. В притче об этом не сказано, но вполне логично предположить, что если бы отработавшие меньший срок получили и меньшую оплату, то это также бы их удовлетворило и возмущения не вызвало, они посчитали бы это вполне справедливым. То есть, дело даже не в том, что эти работники хотят чего-то большего для себя, они скорее недовольны тем, что кто-то получил равную с ними награду.

Понятно, что как раз у этих людей и могут возникнуть проблемы со входом в Царство Небесное. Ведь они явно нарушают заповеди о недопустимости зависти и осуждения ближних своих. Грешат они также и гордыней, полагая, что остальные не заслужили столь же полного воздаяния от Бога, как они. Чувства эти по-человечески очень даже понятны. Мы привыкли строго учитывать каждый отработанный час, взвешивать всевозможные льготы и привилегии, государственные награды, стаж и квалификацию. Если что-то из этого не будет учтено, или наоборот, кто-то получит равную с нами оплату, не имея на неё никаких прав, мы будем возмущаться и спорить.

Похожая ситуация показана и другой евангельской притче о блудном сыне. Помню, что когда читал её, ещё будучи ребёнком, мне больше всего было жалко не блудного сына, страдавшего на чужбине от голода и холода, не отца, который переживал за судьбу своего ушедшего отпрыска. Я разделил в полной мере обиду старшего сына, который жаловался на то, что отец не оказывал ему столько же благодеяний, сколько готов был оказать вернувшемуся и раскаявшемуся.

Однако мы должны понимать, что в наших отношениях с Господом всё должно строиться не на основании мелочных подсчётов, а исключительно на любви. Причём эта любовь должна распространяться и на наших ближних. Мы должны искренне радоваться, что человек получит равную с нами награду. Человек, который с детства был воспитан в христианской вере, воцерковлён не должен превозноситься над стариком, который пришёл в храм на закате своих дней, ведомый может быть изначально даже не тягой к раскаянию, а боязнью одиночества и страхом смерти. Православные не должны меряться своим"стажем"пребывания в церковной ограде. Они должны радостно приветствовать каждого, кто успевает в эту ограду войти, причём радость должна быть тем острее, если это происходит буквально на последних мгновениях жизни человека.

При этом, кстати, нельзя сказать, что с детства воцерковлённые не имеют никакого преимущества перед теми, кто приходит к Богу гораздо позднее. В этой земной жизни их награда очевидна. Они смогли провести с Господом намного больше лет, и это само по себе служит достаточным вознаграждением, которого сами себя лишили многие другие люди. Однако нужно понимать, что эта награда в несколько земных лет или даже десятков лет, которая заметна здесь и сейчас, ничего не будет значить в масштабах вечности, которую мы все вместе будем проводить с Господом.

Однако важно помнить также и то, что ни в коем случае не стоит откладывать работу на Господа на потом. Понятно, что подобные мысли также по-человечески очень понятны. Человек думает о том, что приход в Церковь может лишить его каких-то привычных радостей, полностью изменить устоявшийся образ жизни. Не лучше ли оставить всё это на потом, на время старости, когда страсти вроде как должны усмиряться самой природой, когда будет больше свободного времени. Ведь Господь долготерпелив и милосерден. Он всегда готов принять раскаявшегося грешника. Можно вспомнить благоразумного разбойника, который успел покаяться буквально в последние минуты своей жизни и вошёл в рай вместе с Господом.

В чём лукавство подобных мыслей? Господь действительно готов принять грешника всегда, независимо от его возраста и имеющихся у него согрешений. Однако не стоит забывать, что покаяние требует усилий со стороны самого человека. К сожалению, само слово раскаяние многие у нас понимают как выполнение некоего механического действия.

Можно вспомнить многочисленные упрёки тех же атеистов, которые полагают, что христианин может якобы сколько угодно грешить, затем принести формальное покаяние, а затем чувствовать себя полностью очищенным от грехов, а соответственно и начинать заново грешить со спокойной душой. Однако дело в том, что раскаяние это не произнесение определённой ритуальной формулы, оно происходит глубоко в душе человека, когда совершённый им грех становится ему противен, человек хотел бы полностью вычеркнуть его из своей жизни, ну или, по крайне мере, никогда больше не совершать подобных поступков, не допускать даже мысли о них. Раскаяние означает искреннее желание полностью изменить свою жизнь, сделать её свободной от греха. Это намерение не всегда удаётся осуществить, падения в большинстве случаев неизбежны, но говорить о покаянии можно только в том случае, если человек имеет искреннее намерение никогда больше не допускать греха.

Если человек кается на исповеди, но при этом уже допускает мысль о том, что может вновь совершить грех, то это раскаяние не является полным и абсолютным. Да, бывает сложно порой даже осознать, что определённые мысли и поступки являются греховными, не говоря уж о том, чтобы искренне возжелать от них отказаться. Покаяние это тяжёлый и порой очень долгий путь. Не следует думать, что мы можем обрести раскаяние в любой момент, исключительно по собственному желанию. И чем дольше мы живём во грехе, тем больше опасность того, что мы сроднимся с нашими грехами, они станут буквально частью нашей собственной природы, отказ от них будет восприниматься нами как попытка разрушения собственной личности.

Ошибочно и мнение о том, что возраст служит некой гарантией от страстей. В любом возрасте мы подвержены соблазнам, добродетель не является неизбежной спутницей преклонных лет. То, что человек просто не может себе физически позволить совершать некоторые грехи, вовсе не означает, что он не может жаждать их, сожалеть об отсутствии возможностей ко греху и так далее.

Надеяться, что телесные немощи и слабости обязательно подтолкнут нас к Господу также не стоит. Вспомним опять благоразумного разбойника. Мы любим вспоминать именно о том, что он смог получить Спасение в самый последний момент своей жизни. Но почему-то мы не задумываемся о том, в каких условиях это произошло. Человек, висящий на кресте, испытывающий страшные мучения, в буквальном смысле слова чувствующий приближающуюся смерть. Вряд ли большинство людей в этот момент смогли бы сосредоточиться на чём-либо ином кроме как на чувствуемой боли и издать какой-нибудь звук кроме стона. Если же люди и могли произносить нечто членораздельное, то это были проклятия всему окружающему миру и богохульства. Именно так вёл себя другой разбойник, распятый вместе со Христом. И именно это поведение можно назвать вполне обычным. То есть благоразумный разбойник совершил настоящий подвиг, сумел в таких условиях сосредоточиться не на физической боли, а на необходимости раскаяния и обращения к Богу. Уверены ли мы, что нам по силам повторить этот подвиг? Вряд ли.

Таким образом, нам следует помнить о том, что хотя к Богу никогда не поздно прийти, не стоит забывать также и о том, что рано в данном случае точно не бывает. Чем раньше мы раскаемся в грехах и станем членами Церкви, чем раньше начнём стараться жить в соответствии с Божественными заповедями, тем выше вероятность, что мы сможем прийти к истинному покаянию и духовному преображению.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я