Дорога к храму. Записки бывшего атеиста

Дмитрий Сергеевич Занков, 2023

У каждого человека свой путь, которым он приходит к Богу. Кто-то вырос в воцерковлённой семье, кто-то с юности понял истинность православия. Однако нередко немалая часть нашей жизни проходит в заблуждениях и поисках. Эта книга представляет собой попытку бывшего атеиста посмотреть критическим взглядом на те заблуждения, в которые он сам некогда верил. Начиная от богатых попов на мерседесах и заканчивая рассуждениями о том, что неважно, к какой религии ты принадлежишь и ходишь ли в храм. Возможно, что опыт автора может быть полезен тем, кто сейчас находится в сомнениях, готов прийти к Богу, но ему мешают распространённые в нашем обществе стереотипы о православии, Церкви, убеждение в «прогрессивности и научности» атеизма. Не исключено, что и воцерковлённым людям будет небезынтересно прочесть. Чтобы убедительнее ответить на вопросы своих пока невоцерковлённых близких и друзей, опровергнуть абсурдные обвинения в адрес христианства или объяснить пагубность атеизма.

Оглавление

Агностицизм — временно или навсегда?

В последнее время всё большее количество людей предпочитает обозначать себя в качестве агностиков. То есть человек в существовании Бога не убеждён, но при этом не считает также, в отличие от атеистов, что Его несуществование является очевидным фактом.

Как и все мы грешные, агностики также не избегают греха гордыни и зачастую считают именно свою идеологическую позицию верхом мудрости. Будьте уверены, если в сети развернётся очередная дискуссия между верующими и атеистами, то рано или поздно появится человек, который заявит нечто вроде."Вот вы тут спорите. А зачем спорите? Всё равно друг друга не убедите. Не разумнее ли признать, что ваш спор бессмыслен и дать возможность каждому спокойно оставаться при своём мнении"?

Как же нам относиться к агностицизму? Всё на самом деле зависит от того, а как эти люди относятся сами к своей позиции. Считают ли они её чем-то временным или, наоборот, признают, что их взгляды останутся неизменными.

В первом случае агностицизм, думаю, можно признать вполне достойной позицией. Более того, в каком-то смысле даже неизбежной для каждого человека, который приходит от неверия к вере. Такой агностик признаёт, что он не знает на данный момент истину, но при этом стремится её найти. Он готов рассматривать непредвзято любые точки зрения и мнения, при этом подразумевая, что согласится с той, которая окажется верной.

Разумеется, этот период может быть и достаточно продолжительным. Теоретически он может продлиться и всю жизнь. Мы не знаем всех подробностей Божьего промысла об отдельном человеке. Обращение к Богу даже в последние дни жизни это также возможный вариант.

Вот к таким агностикам стоит относиться с уважением и терпением. Не стоит высмеивать их позицию, заявлять, что всё ведь и так очевидно, что для сомнений нет никаких причин. Вы можете порадоваться, что всё очевидно для вас, но не стоит переносить этот духовный опыт на всех остальных людей.

Тут правда стоит уточнить, что люди, находящиеся именно в таком духовном поиске, обычно себя агностиками и не называют.

К сожалению, под названием агностицизм мы чаще сталкиваемся с совсем другой позицией, которую можно было бы охарактеризовать как полное душевное безразличие. Человек признаёт, что он не знает истину, при этом откровенно заявляет, что искать её он и не собирается. Ему это абсолютно ненужно, неинтересно, не видит он в этом никакой пользы для себя. Этот агностицизм является по сути своей интеллектуальной и духовной ленью, нежеланием приложить усилия для того, чтобы разобраться в самом важном вопросе нашей жизни.

Зачастую переубедить таких людей гораздо сложнее, чем самых воинствующих атеистов. Последних, если в чём и нельзя упрекнуть, так это в равнодушии к религиозным вопросам. Они охотно вступают в дискуссии, спорят, невольно выслушивая аргументы своих оппонентов, а порой даже и прислушиваясь к ним.

Не то агностики. Они, скорее всего, просто не будут с вами спорить, предпочитая вообще не обсуждать религиозные темы.

Конечно, на практике агностицизм не так уж редко бывает, скорее всего, лишь ещё одной разновидностью атеизма. Просто по каким-то соображениям человек предпочитает не говорить о своих атеистических убеждениях в открытую. Зачастую это связано с желанием играть роль якобы объективного третейского судьи, который может беспристрастно оценивать аргументы обеих сторон.

На практике, однако, такой судья крайне пристрастен и любые даже самые очевидные аргументы верующих рассматривает крайне критично, зато к атеистам гораздо более лоялен.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я