Дорога к храму. Записки бывшего атеиста

Дмитрий Сергеевич Занков, 2023

У каждого человека свой путь, которым он приходит к Богу. Кто-то вырос в воцерковлённой семье, кто-то с юности понял истинность православия. Однако нередко немалая часть нашей жизни проходит в заблуждениях и поисках. Эта книга представляет собой попытку бывшего атеиста посмотреть критическим взглядом на те заблуждения, в которые он сам некогда верил. Начиная от богатых попов на мерседесах и заканчивая рассуждениями о том, что неважно, к какой религии ты принадлежишь и ходишь ли в храм. Возможно, что опыт автора может быть полезен тем, кто сейчас находится в сомнениях, готов прийти к Богу, но ему мешают распространённые в нашем обществе стереотипы о православии, Церкви, убеждение в «прогрессивности и научности» атеизма. Не исключено, что и воцерковлённым людям будет небезынтересно прочесть. Чтобы убедительнее ответить на вопросы своих пока невоцерковлённых близких и друзей, опровергнуть абсурдные обвинения в адрес христианства или объяснить пагубность атеизма.

Оглавление

Хронология Священного Писания или что читать раньше

Неоднократно христианам приходится сталкиваться с тем, что люди говорят им нечто вроде:"Ну вот начал я читать вашу Библию. И как-то не впечатлился. То там какие-то скучные места, где перечисляются правила при принесении жертв, или описываются подробно одежды священника. Если же начинается рассказ о более интересных событиях, то читать это, конечно, интереснее, но при этом сразу же возникает вопрос, а почему в тексте Библии так много описания разных жестокостей, причём вроде как даже со стороны тех людей, которых мы привыкли считать именно положительными".

Когда людям говоришь, что чтение Библии нужно начинать с Нового Завета, с Евангелия, то это зачастую наталкивается на негативную реакцию. Некоторым кажется, что их таким образом хотят обмануть, просто напросто скрыть какую-то важную информацию, которая неудобна для самих христиан. Тут, конечно, нужно говорить о том, что само чтение Ветхого Завета не только не запрещено, но даже приветствуется. Отрывки из него читаются и на богослужениях. То есть, желания что-то скрыть со стороны Церкви явно не прослеживается.

Другие пытаются апеллировать к логике. Вот если у нас есть некая книга, которая повествует об исторических событиях, а сами христиане как раз и подчёркивают, что всё описанное в Писании это реальные события, некогда произошедшие на земле, то было бы крайне странно начинать читать эту книгу с конца или со второй части. Нет уж, давайте читать всё с самого начала, и тогда нам будет как раз гораздо понятнее то, о чём говорится в Новом Завете.

Нужно признать, что определённая логика здесь есть. Но, разумеется, эта логика действенна только в том случае, если у нас к тексту Библии сугубо определённое отношение. Мы воспринимаем его как некую историческую хронику, более менее достоверную. В таком случае, конечно, логичным будет начать именно с начала, как и вообще при попытке изучить некое историческое явление. Однако понятно, что при таком подходе чтение Библии это вообще нечто далеко не обязательное. Ну то есть можно, конечно, прочитать в целях некоего общего развития, точно так же как Махабхарату, например, или изречения Конфуция, но понятно, что нечитавший эти книги человек не теряет нечто существенное, если ему чтение подобной литературы вообще не по душе. Может он предпочитает бразильские сериалы или комиксы. Дело вкуса и круга общения.

Понятно, что отношение христиан к Библии абсолютно иное. Для них это не историческая повесть, а призыв Бога лично к каждому из нас. Этим призывом Бог обещает нам Спасение и ждёт от нас покаяния в грехах и изменения всей нашей жизни в соответствии с заповедями. И обо всём этом мы узнаём именно из Нового Завета.

Конечно, мы понимаем, что человек, который пока находится на стадии сомнений, может не иметь к Библии подобного отношения. Мне кажется, в данном случае может помочь следующая аналогия. Новый Завет можно сравнить с действующими законами. Нужно ли их знать каждому человеку? Несомненно. Пускай мы и не знаем тот же уголовный кодекс наизусть, но у нас есть достаточно чёткое понимание того, что нам запрещено под угрозой наказания, Соответственно мы можем сделать вывод и о том, какое поведение поощряется законодателем.

При этом существует ещё и такая отрасль как история развития правовой системы. Мы можем узнать, каким образом складывалось наше законодательство, как менялось, под воздействием каких событий всё это происходило. Эти знания также весьма полезны, но всё же вторичны по сравнению со знанием закона, который действует здесь и сейчас. Понятно, что эта аналогия, как и любая другая, ограничена. Разумеется, закон Нового Завета отличается от любого земного закона именно своей универсальностью, абсолютностью и вечностью. Однако общее соотношение между Новым и Ветхим Заветом эта аналогия показывает. Новый Завет рассказывает нам о том, что мы все спасены благодаря искупительной жертве, которую принёс Господь наш Иисус Христос. Мы знаем, что нам дано обетование Царства Божия. Мы знаем, что мы должны делать, чтобы быть достойными войти в это Царство.

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я