Сердечная Педагогика

Дмитрий Раевский, 2020

Сердечная педагогика – это новый взгляд на отношения между взрослыми и детьми. Я смело могу назвать это новым образом жизни, влияющим на все сферы жизни человека. Родители, освоившие метод сердечной педагогики, научились применять его с родственниками, друзьями, а также коллегами по работе. Книга – это лишь первый шаг на пути к изменениям. Для того, чтобы осознать силу Сердца и научиться применять ее в жизни, нужна среда единомышленников и опытный наставник, который будет бережно сопровождать на пути сотрудничества и дружбы с ребенком.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сердечная Педагогика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Господь умудряет младенцев

В последнее время на нашей планете стали рождаться очень умные и талантливые дети. И нельзя сказать, что раньше такого не было. Рождались всегда, но не так много. Сейчас их гораздо больше!.. Я постоянно сталкиваюсь с мамами, которые говорят, что у них необычный ребенок. И не потому, что для всех родителей их дети лучшие, а приводятся аргументы, и выясняется, что это действительно так.

...............

Когда моя дочь родилась, и ее положили мне на грудь, она тут же подняла голову и посмотрела мне прямо в глаза своими широко открытыми, почти черными глазенками. И это был просто невероятно взрослый взгляд!.. Он и сейчас иногда бывает у дочери. Сразу мы с мужем обратили внимание на то, что она понимает все, что мы говорим. И всегда сообщает, если ей что-то нужно. На свое имя откликаться она стала довольно рано.

Дарья Б. (дочь Таисия, 9 месяцев)

Еще в 30-х годах XX века Елена Рерих писала, что вот-вот начнут рождаться дети, которые пришли, чтобы возглавить новую эпоху, чтобы жить в ней[8]. И это действительно так. Малыш приходит в наш мир и сразу заявляет о себе как о взрослом. Не терпит жестокости, авторитаризма, тянется к необычному. Часто между родителями и детьми возникает пропасть непонимания — будто они с разных планет.

Ребятишки требуют, чтобы окружающие были внимательны к их мыслям, для них важна среда, важны интонации, важны мелочи жизни, которые они подмечают, которые считывают, как книгу жизни, и понимают, куда они попали. Для ребенка важно чувствовать, что его окружают единомышленники, что его действительно поддержат.

Ко мне каждый день обращаются родители детей-аутистов и спрашивают: «Как лечить?» Я отвечаю: «Начните с себя». Научитесь не давить, не допускать агрессии, ведь то, что происходит с ребенком, — это в первую очередь реакция на ваш прессинг. Из-за неграмотного воспитания, полного непонимания мира ребенка, он замыкается и не хочет вылезать из своей скорлупы. Да, не все дети-аутисты рождаются гениями, но некоторых можно считать таковыми. Горькая правда: в 99% случаев родители, сами того не желая, калечат детей — ломают их психику, загоняют во внутреннюю скорлупу, откуда малыши категорически не хотят выбираться.

Родители постоянно хотят вложить в чадо свои устоявшиеся представления и познания, которые больше мешают, чем помогают малышам. Пресловутые отношения «отцов и детей» очень искажены.

Ребенок — настоящая загадка для взрослых. Обычно те не понимают детей — ни своих, ни чужих. Даже напрямую столкнувшись с детской мудростью, отворачиваются от нее. Почему-то психологически взрослым сложно принять тот факт, что дети разумнее их. Родители постоянно хотят вложить в чадо свои устоявшиеся представления и познания, которые больше мешают, чем помогают малышам. Пресловутые отношения «отцов и детей» очень искажены.

Непредсказуемы и совершенно непонятны детские реакции, почему ребенок реагирует на поступки и слова взрослых определенным образом, притом не так (им кажется), как дети должны реагировать. Ожидания не совпадают с реальностью.

— Если ты так хочешь гулять, почему тогда валяешься на полу и ревешь? Одевайся быстрей! — кричит мама малышу.

А вот это?..

— Бабушку надо слушаться, она всегда права, — говорит папа недоумевающему сыну.

Знакомо?..

У взрослых порой кипит мозг от нелогичности и неоправданности действий их детей. На самом деле им просто не понятен мир ребенка. Давайте сразу уясним: дети — это особенный, отдельный мир! Нужно понять его законы, а не навязывать свои.

...............

Помню, когда я была маленькой, то не понимала, почему я должна слушаться какую-то очередную пожилую тетю, потому что она «старенькая и мудрая». Это меня всегда возмущало. Я смотрела во все глаза, но… мудрости там не было. Сейчас я понимаю, что дети готовы идти не за взрослыми, а за мудростью. Они это очень чувствуют. То есть, если дети нам сопротивляются, значит, мудрости нет именно в нас.

Ирина Б.

Хороший пример того, как дети нас видят на самом деле… Взрослые, запомните: дети любят в нас мудрость! Не нас самих и не наши представления о себе!.. Как мотыльки летят на свет, так и дети тянутся к разуму.

Мудрость — это то, с чем дети приходят, и на что у них настроен фокус с первых дней жизни. Просто представьте: родился ребенок, в наш человеческий мир ворвалась некая вспышка нового знания, нового предназначения. Кроме этой жажды нести новизну в мир, воплощать как можно скорее предначертанное, больше младенец ничего не имеет…

Остальным ребенок прирастает уже с возрастом, с воспитанием. Впитывает от родителей, от общества. Ему надо научиться управлять телом, инструментом ума, научиться говорить, общаться, доносить мысли до других, чтобы быть понятым… Но это лишь жажда самой души быть в этом мире и нести свое предназначение. То, что помогает человеку закрепиться среди окружающих, подобно растению, которое сначала цепляется за землю корнями, и только потом раскрывает красоту своих цветков.

То, что помогает человеку закрепиться среди окружающих, подобно растению, которое сначала цепляется за землю корнями, и только потом раскрывает красоту своих цветков.

Это понятно? Человек приходит в наш мир с какой-то задачей, определенным знанием. Но ему нужно освоить инструменты физического мира, чтобы это предназначение имело возможность проявиться. Как художник, который задумал картину, и та уже существует в его мыслях, он уже видит ее во снах и думает о ней днем. Но сначала живописцу нужно освоить технику рисования и приобрести материалы для воплощения идеи.

Есть такой фильм: «Муки и радости» — про Микеланджело[9]. Когда рабочие с каменоломни начали подвозить к его мастерской мраморные глыбы, скульптор закричал, увидев одну из них:

— Смотрите — Моисей!

— Моисей? — переспросили у него с недоумением.

— Моисей!.. Вот здесь, живой, спит внутри камня. Бог поместил его туда. Скульптору остается только освободить его.

Так вот, когда меня спрашивают о том, какой основной совет родители должны дать ребенку, чему самому важному научить дитя, я отвечаю так (пожалуй, даже выделю это заглавными буквами):

! ОСНОВНОЙ СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ

Это очень большая ошибка — думать, что мы можем привить ребенку мудрость. Души приходят уже созревшие в детском теле, со своим планом развития. И приходят из тех сфер, как правило, где мудрости — полная чаша. Там они разумны, как боги. Какую еще мудрость мы можем привить детям? Самое главное, что можем для них сделать, — постараться, чтобы они эту мудрость не забыли, не потеряли с ней связь.

Вы знаете то состояние после пробуждения, когда утром сон еще свеж в воспоминаниях, но вот только отвлекся — забыл, к обеду уже и вспомнить не можешь. Но если позже вокруг возникнут какие-то созвучные сновидению условия, то некоторые его фрагменты начнут всплывать, как дежавю или некие вспышки в мозгу. И схватившись за эти кусочки воспоминаний, мы начинаем восстанавливать сон в своей памяти. Думаю, вам такое знакомо.

Это — простейший пример. Нужно детям помочь вспомнить, кто они. Потому что если ребенок вспомнит, истина укоренится в его сознании. Это будут зерна, брошенные в хорошую почву, которую родители могут удобрять, работая на мудрость. И однажды эта мудрость процветет и даст плоды миру. (Подчеркну: не матери или отцу, а миру! Это я к тому, чтобы родители сразу не присваивали детей, их успехи и неудачи себе. Человек рождается, чтобы привнести нечто полезное в мир, человечеству.)

Могу с уверенностью сказать, что по отношению к своему сыну я смог это сделать. Когда он был еще совсем маленьким, я до глубины души понял, что в нем есть такая потрясающая мудрость, которую я и сам пока не осознал. И я стал старательно вглядываться в малыша, пытался разглядеть в нем этот разум. И вот, когда сыну было 8–9 лет, его мудрость начала произрастать так явно, что его озарения нас потрясали.

Иногда он говорил долго — по часу или два, — рассказывал что-то людям, которые приходили к нам в дом, например, на семейные праздники. Для наших гостей он стал уже любимцем, своего рода местной достопримечательностью. И у них появлялись на глазах слезы от того, что рассказывал мальчик. Я видел, как он преображался, когда мудрость проявлялась в нем: у него светлело лицо, сияли глаза.

Я считаю, что это самое большее, что я смог сделать для сына. Потому что сейчас это его стремление к чему-то светлому уже переросло в четкую способность иногда открывать у себя этот источник мудрости. Он — куратор нашей школы. И когда он ведет занятия онлайн, люди думают, что ему лет 40–50. Это удивительно — притом что парень еще только заканчивает школу. Его стремления чисты, и он действительно хочет изменить мир. Сын очень легко все впитывает, а потому быстро учится. Это потрясающе на самом деле!

При этом он скромен, нет этого постоянного «выпячивания» себя. Потому что мальчику не надо никому ничего доказывать, не надо зарабатывать родительскую любовь. Росток его мудрости пробился, и теперь он уже сам умеет его оберегать от давящих шаблонов — перенял у нас, родителей. Как-то он сказал мне: «Папа, когда я слышу, что во мне возникает желание выставить оценку окружающим, я понимаю, что это внушенные мне мысли. Мне это не свойственно».

Я счастлив за сына. И это благодаря тому, что мне удалось создать условия, при которых мудрость, с которой он пришел в мир, не улетучилась.

В этом — главный секрет воспитания.

Мои ученики, у которых есть дети, часто делятся своим опытом. Вот одно из последних писем:

...............

Поняла одну вещь в работе — со всеми детьми, не только с Николь. Важно почувствовать, в чем их сила. Например, Ники очень радостный ребенок, она восторженно визжит от одного взгляда, направленного на нее. И в этом ее сила. А моя задача — помогать этой силе проявляться: всегда смотреть на нее как на самое радостное чудо на свете. И у каждого ребенка есть свой дар.

Был очень интересный и яркий опыт с дочкой. Совершенно спонтанно, без моего сознательного участия, сердце само потянулось к сердцу Ники, как магнит. И затем я почувствовала между нами атмосферу такой волшебной и потрясающей любви, совершенно нечеловеческой, будто с другой планеты. И аура этой любви прямо намагничивала пространство вокруг, это было реальное проявление той деятельной любви, что способна менять. Именно такой атмосферы хочет сердце дочери, чтобы весь ее потенциал смог раскрыться полноценно.

Карина Е. (дочь Николь, 7 месяцев)

Я глубоко убежден, что отцы и матери для того и существуют как родители своих детей, чтобы внимательно выявлять предназначение ребенка, пристально всматриваться в ту мудрость, которую дети с собой принесли, учиться этому. Всячески вдохновлять ребят развивать в себе эту мудрость и свое предназначение. И в конце концов, дать путевку в жизнь именно в согласии с этими качествами. Другими словами, детей не надо воспитывать, им нужно помочь не забыть, кто они такие. Нужно помочь цветочку раскрыться…

Да, дети — цветы жизни. Но умеете ли вы это понять, разглядеть и помочь, чтобы эти цветы действительно проросли?.. Сможете ли увидеть мудрость за детским лепетом и даже истериками?.. Сумеете ли побороть свой эгоизм? Обычно родители не знают даже, что истинное воспитание — не впихивание в детей собственных понятий, а помощь в раскрытии того, с чем ребенок пришел в мир. Это незнание порождает волну человеческого невежества, которое переходит из поколения в поколение.

Меня часто спрашивают: почему дети игнорируют взрослые советы, не хотят учиться у мам и пап, бунтуют против родителей? Иногда даже доходит до скандалов. На самом деле все просто: дети бунтуют именно от того, что их не замечают. Не видят их сути, не видят того Послания, с которым они пришли. Не замечая ребенка, взрослые сразу затрудняют возможность прорастания в детях мудрости.

Младенца можно сравнить с растением, которое посадили в почву: оно пустило корешки и начало выпускать стебель. И тут вдруг сверху положили толстую корку асфальта. Что происходит? Растение пришло в мир, чтобы стать цветком, и оно будет за это сражаться! Росток начинает брать из почвы больше соков, потому что ему нужно больше сил, чем раньше (ребенок же будет требовать больше внимания от родителей), пускать корни еще крепче, ведь нужно закрепиться, бороться за жизнь и тянуться к свободе всеми силами (ребенок точно так же — начинает упорно сопротивляться).

Дети бунтуют именно от того, что их не замечают. Не видят их сути, не видят того Послания, с которым они пришли. Не замечая ребенка, взрослые сразу затрудняют возможность прорастания в детях мудрости.

Думаю, вы поняли… Законы природы едины. Когда мы надеваем на малыша корку своих понятий о мире, людях, о том, что хорошо и что плохо, представлений о нем самом — это словно пласт асфальта, препятствующий росту его предназначения. Дети — бойцы! Уж они-то точно будут бороться за свое настоящее, даже не сомневайтесь. Вот она — причина бунта и сопротивления, вот почему малыши так много начинают требовать, «тянуть одеяло на себя». Вы просто не знаете и не видите своих детей.

Из рассказа моей ученицы:

...............

Я всегда знала, что дети — это кто-то очень важный. Как-то интуитивно относилась к детям, как ко взрослым, и всегда говорила с ними на этом языке. Иногда я слышала в свой адрес слова, что дети меня любят. Но своих малышей на тот момент у меня не было. Правда, я всегда замечала, что мне довольно просто договориться с детьми. Не раз ловила на себе их удивленный взгляд, в котором ясно читалось: меня заметили.

Дарья Б. (дочь Таисия, 9 месяцев)

Если вы действительно хотите помочь своим детям, не пытайтесь их изменить (чтобы вам стало легче жить) — начните их понимать. Понимать мир ребенка.

Современная действительность такова, что с первых дней жизни дети начинают впитывать массу искажений. Они становятся свидетелями несправедливости, сталкиваются с ложью, с болью и непониманием. В. А. Сухомлинский писал: «Было бы наивно представлять себе дело так, что все дети, которых приводят в школу, — красивые розы; и учителю не остается ничего, лишь только любоваться ими. Есть розы, а есть и чертополох. Сколько приносят дети с собой уродливого, сколько бывает такого, когда сердце детское — как гнойник, как язва, корни которой уходят в глубину тех дней, когда перед ребенком только открылось оконце в мир».

Сколько боли в этих словах… Я не хочу никого обвинять. Горько, что воспитание детей сейчас находится в зоне неведения и не позиционируется как нечто важное и обязательное. Из-за неграмотности родителей поверх росточка детской мудрости накладываются асфальтовые пласты непонимания — один за другим. И мудрость, которую перестают искать и видеть в ребенке, постепенно усыхает, как зернышко, так и не нашедшее благодатной почвы. И к достижению взрослого возраста, уже лет после 30, люди часто перестают верить во что-то настоящее, желать и искать его. Угасают их души… Елена Ивановна Рерих называла таких людей пустыми футлярами и говорила о том, что их на Земле больше половины.

Я считаю, что это настоящая трагедия для человечества. Из-за непонимания законов развития родители уже с первых дней совершают массу ошибок в воспитании, транслируя шаблоны, которые дети тут же впитывают. Они не могут не впитывать — это их способ, шанс встать на ноги в этой жизни. Потом дети попадают к академически выученным, но к таким же неграмотным по сути педагогам. И в итоге люди просто гаснут, теряя связь со своей душой и мудростью.

Печально.

Но знаете, что удивительно? Именно рождение ребенка часто пробуждает такие души. Чтобы помочь своим детям, отцу и матери часто приходится ломать свои устои, свои представления. Младенцы, пришедшие в этот мир, тут же начинают искать мудрость. Они ищут в окружающих разум. Они ищут то, что станет созвучным их Настоящему. Настроенные на этот поиск, дети начинают касаться своей мудростью самого живого в их родителях, самого нутра… И буквально пробуждают в мамах-папах жизнь, вытаскивают из спячки и заставляют меняться. Развитие детей и их родителей неотделимы друг от друга. Мы прогрессируем тогда, когда помогаем развиваться нашим детям. Чтобы встать на путь служения эволюции, родитель просто обязан развиваться сам.

И так раз за разом, виток за витком небеса делают попытки пробудить в людях мудрость. Дети приходят, чтобы мир менялся и шел вперед.

Когда у моих учеников прорывается этот ясный взгляд на собственного ребенка, они начинают делиться совершенно поразительными историями. Например, у одной из учениц случилось озарение, где она увидела свою дочь настоящей. Потом эта мама рыдала два часа, осознав, что совершенно не понимала, как на самом деле обстоят дела с ребенком, насколько был зашорен ее взгляд!

...............

Когда в семье появилась приемная дочь, ей достались все мои шаблоны. Я транслировала это налево и направо. Очень многое делала за нее — из-за ее неврологических особенностей.

Душа дочери жарко бунтовала, и я билась головой о стены, заламывала руки (в прямом и переносном смысле), находилась в крайней степени отчаяния, так как было ощущение глубочайшей мудрости в дочери… но как помочь этому проявиться, я совершенно не знала.

Татьяна З. (дочь Злата, 7 лет)

...............

Так случилось, что с рождением второго ребенка в семье контакт с дочкой практически был утерян. Меня не покидало ощущение, что за девочкой стоит мудрость, нечто великое, неизвестное и прекрасное. Но разговор не шел. Мы ограничивались фразами командного типа: «пойдем!», «ешь!», «садись!»… И все время — «быстрее-быстрее-быстрее!».

А ребенок рос серым, грустным, молчаливым. И кроме того, были кое-какие неврологические проблемы…

Татьяна В. (дочь Антонина, 6 лет; сын Василий, 3 года)

Я мечтаю, чтобы родители и педагоги перестали наконец умничать и включать взрослость, прекратили игнорировать сигналы, исходящие от детей. Чтобы отцы и матери на вспышки детской мудрости не реагировали бы в стиле «показалось…» Давайте признаемся себе в грустной истине, что человечество (в большинстве своем) давно уже потеряло понимание, что такое настоящее воспитание детей, как прийти к дружеским и гармоничным отношениям с ребенком и какими вообще должны быть эти отношения.

Я с большой радостью раскрываю настрадавшимся родителям мир детей — с его особыми законами и правилами.

* * *

«Педагог без любви к ребенку — все равно что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета.»

В. А. Сухомлинский
* * *

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель.»

Л. Н. Толстой

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сердечная Педагогика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

8

«Можно указать, что именно это приближение огненных энергий позволяет новое сближение миров, и люди явятся свидетелями многих необычных феноменов в природе. В связи с этим сближением ускорятся и перевоплощения, и все чаще будут появляться дети, помнящие свое прошлое, которое легко можно будет проверить, ибо свидетели этой жизни будут еще живы. Также участятся появления детей-феноменов, да и наука обогатится новыми замечательными открытиями. Именно перемена пространственных лучей даст обновление сознания и позволит новые сближения между мирами. Истинно, Новый Мир грядет в доспехе Новых Лучей». Е. И. Рерих — А. И. Клизовскому 17 марта 1936 г.

«Уже немало предвестников Шестой Расы появилось на Земле.

Именно их светлые идеи цементируют пространство для будущего воплощения на Земле. Именно они создают и отстаивают все светлые начинания».

Е. И. Рерих — (см. выше) И. И. Голенищеву-Кутузову 17 октября 1935 г.

9

«Муки и радости» — американский фильм 1965 года.

Микеланджело Буонарроти (1475–1564) — итальянский скульптор, архитектор, художник, поэт и мыслитель эпохи Возрождения.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я