Сердечная Педагогика

Дмитрий Раевский, 2020

Сердечная педагогика – это новый взгляд на отношения между взрослыми и детьми. Я смело могу назвать это новым образом жизни, влияющим на все сферы жизни человека. Родители, освоившие метод сердечной педагогики, научились применять его с родственниками, друзьями, а также коллегами по работе. Книга – это лишь первый шаг на пути к изменениям. Для того, чтобы осознать силу Сердца и научиться применять ее в жизни, нужна среда единомышленников и опытный наставник, который будет бережно сопровождать на пути сотрудничества и дружбы с ребенком.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сердечная Педагогика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Источник жизни

Сердце — двигатель всего. Это источник жизни. Тот факт, что сердце начинает биться раньше, чем начал формироваться мозг, говорит о том, что оно — начало жизни.

Если в дереве поджечь сердцевину, оставив корни целыми, то дерево начнет сохнуть и умрет. Интересно, не правда ли?

Абсолютно правильным будет воспринимать сердце как равноценный уму орган восприятия мира, не задвигая его на второй план.

Любая мать сердцем чувствует ребенка гораздо сильнее, чем понимает умом. Особенно в младенческом возрасте, когда дети не могут сказать, выразить свою потребность словами, — в родителях, видимо, обостряется тот внутренний «орган» восприятия, который помогает понимать ребенка. Этот орган — наше духовное Сердце.

Абсолютно правильным будет воспринимать сердце как равноценный уму орган восприятия мира, не задвигая его на второй план.

...............

У меня родился сын с отклонениями в физическом развитии. То есть по меркам новорожденных он был «нестандарт». Конечно, его дополнительно обследовали и вынесли страшные диагнозы. В их числе — сложные морфологические изменения головного мозга, отсутствие желудочков в мозгу. Мой ребенок лежал в реанимации отдельно от меня, а я ходила по своей одноместной палате, как лев в клетке…

И тогда я впервые услышала голос сердца. Это ощущение было похоже на интуицию, только более уверенное. Голос сказал, что это ошибка. И дрожь в теле прошла. В голове прояснилось, почувствовала желание есть и спать (это естественно после кесарева сечения и двухдневной нервотрепки). Но тут включился ум, который начал корить за мое спокойствие и мои желания. Тогда сердце — сейчас я точно знаю, это было именно оно, — спокойно привело факты. Я вспомнила, как на плановых обследованиях врач-узист говорила, водя по животу: «Левый желудочек… правый… боковые… норма».

НОРМА! Теперь сомнений не было и у моей беспокойной головы. Я чувствовала столько любви, и ясности, и радости испытаний. Я тут же сообразила, что нужно сделать, чтобы помочь сыну: 1) Покормить грудью (несмотря на то, что говорили, будто у него отсутствует сосательный рефлекс); 2) Сделать повторное УЗИ.

И так случилось, хотите — верьте, хотите — нет, что в этот день мне принесли сына с целью покормить. Как он лопал!.. Еще бы, больше суток ему давали только смесь из бутылочки, которую он не хотел брать в рот. Мы уснули с ним спокойным, крепким сном. А поздно вечером меня разбудила врач реанимации и сказала, что приехала карета скорой помощи с УЗИ-аппаратом для малышей (это понадобилось для другого ребенка), и попросила меня принести сына на повторное исследование. За дверью я услышала заветное подтверждение: «Норма… Просто у него такая интересная голова…»

Татьяна В. (дочь Антонина, 6 лет; сын Василий, 3 года)

...............

Дочери было около недели-двух. Я кормила ее, и мы заснули вместе. Неожиданно во сне я услышала, как мой ребенок начинает плакать. Голос глухой, как сквозь какую-то преграду. Во сне начинаю искать, откуда голос, и слышу, что он из-под земли доносится. Прямо холмик такой в земле, а оттуда дочкин голосок!.. Первая реакция: живая, надо откапывать. И эта реакция была как сильный толчок изнутри, который меня разбудил. Это ощущалось так, будто меня изнутри сильно тряхнули. Я смотрю: дочка рядом полностью под одеялом лежит — с головой!.. тихо лежит, не плачет. Могла задохнуться! Раскрыла ее, прижала к себе. Благодарила Бога! И отнесла ребенка в кроватку.

Ирина Б. (дочь Любовь, 7 лет)

...............

Уже на последнем месяце, за несколько недель до родов, со мной произошел неприятный случай. Врач ошибся на УЗИ, поставив неверный диагноз, который грозил мне экстренным кесаревым. Но я точно знала, что моя дочь не хочет такого рождения. Внутри я была уверена, что все хорошо. Было страшно, но я все равно написала отказ от госпитализации на сохранение, собрала вещи для родов в чемодан и… уехала рожать в другой город к знакомому врачу. Мне ехалось тревожно, мучили сомнения: «А вдруг с ребенком правда что-то не так, вдруг это моя самонадеянность». И в ту ночь в дороге мне приснился очень яркий сон, в котором была моя дочь, но уже взрослая. Она была потрясающе красивая, вокруг нее была атмосфера неземной мудрости и силы. Я не видела такого среди людей. В том сне она подошла ко мне, с огромной любовью взяла меня за руку и в самое сердце сказала: «Мама, не переживай. Со мной все хорошо». Я тут же проснулась и больше уснуть не смогла. Все действительно оказалось хорошо. Сейчас ей почти 9 месяцев, и я изо всех сил стараюсь относиться к ней как к той, которая пришла ко мне в том сне. Иногда она именно так на меня смотрит. Я думаю, единственное, что я могу дать моей дочери,это стараться вот так на нее смотреть. Хотя это очень и очень трудно и требует от меня максимальных усилий каждый день.

Дарья Б. (дочь Таисия, 9 месяцев)

...............

Сыну было около 4 лет. Это было перед Новым годом, он болел, выздоровление шло вяленько, несмотря на лечение, и как-то в один день началось сильное ухудшение с высокой температурой. У ребенка диагностировали двустороннюю пневмонию и отправили лечиться в стационар. Так получилось, что в больнице сын еще и отравился сильно, поэтому ситуация резко ухудшилась.

В какой-то момент ко мне пришла мысль — как молния, очень внезапно, четко и ясно, — что ребенок решил уйти из этой жизни, если я здесь и сейчас ничего срочно не изменю. Эта мысль явилась настолько уверенно и живо… каким-то непонятным образом было очевидно, что это правда. У меня началась паника. спрашивала себя: «Что нужно изменить здесь и сейчас?..» Как могла, пыталась понять. В критические моменты мы можем намного больше, чем думаем.

И тогда решила твердо три вещи: расстаться с мужем (на тот момент тяжелая атмосфера в семье очень сильно разрушала детей, особенно сына); найти правильное отношение к малышу; идти за Дмитрием Раевским и применять в жизни его методы. Когда решение было твердо принято, в болезни произошел перелом, и сын начал выздоравливать. Еще в те моменты увидела своего ребенка настоящим очень ярко, и самое интересное и необычное — это те изменения, которые сразу же произошли с сыном. Он стал совсем другим: смелым, смышленым, разумным. Персонал в больнице очень удивлялся такому новому мальчику. Это было настолько явно и так сильно отпечаталось в моем сознании (разве такое вообще возможно?!), — что это и есть настоящее.

Наталья Л. (сын Сергей, 10 лет; дочь Кристина, 12 лет)

Я убежден, что слышать сердцем — это дар не для избранных и просветленных. Это умение доступно каждому человеку. Вполне естественно матери и отцу находиться в единстве со своим ребенком, чувствовать его внутренние процессы, не цепляясь к тому, как это проявляется внешне. Естественно видеть глазами сердца, слышать ушами сердца и понимать разумом сердца. Можно сделать так, чтобы оно вело нас и дома, и на работе. Можно любить то, что ты делаешь, и любить тех, кто любит тебя. Жить так — это природная способность, но люди ее еще не осознали.

Когда кто-то говорит, что чувствует сердцем, это воспринимается обычно как нечто размытое и малоубедительное. Из-за неверного понимания слово «сердце» (не в физическом смысле) вызывает у многих представление о слепой любви, об отказе от рассудка. А кто-то вообще во власти иллюзий, что это нечто сугубо сентиментальное.

Но все совсем не так!..

Я и мои последователи прилагают много усилий для того, чтобы вывести знания о сердце из области бессознательного в царство осознанного взаимодействия, доказывая эффективность методики новыми проектами, расширяя сферу ее применения. Именно технология осознанного взаимодействия с сердцем лежит в основе всех моих трудов: воспитание детей сердцем, лечение болезней силой сердца, планирование сердцем, поиск предназначения через разум сердца… Без этой технологии данные проекты не стали бы эффективными, и не было бы столько счастливых людей вокруг меня и моей школы. Люди начинают жить Сердцем, и их жизнь меняется как по волшебству.

Я убежден, что слышать Сердцем — это дар не для избранных и просветленных. Это умение доступно каждому человеку.

Но, как говорили братья Стругацкие: «Волшебство — это лишь неизвестные нам технологии». Я с этим полностью согласен. Когда-то человечеству казались магами и колдунами те, кто знал и умел больше других. Талантливых людей и ученых Средневековья сжигали за их новаторство лишь потому, что они отличались от остальных наличием развитого ума — тем, что для нас сейчас стало нормой. Человечество прогрессирует, и интеллектом сейчас уже никого не удивишь.

Последние столетия наше общество движется по линии развития ума. Человечество развивает мыслительные способности, сообразительность, хитрость, рационализм, способность планировать… Все что угодно, но только не душу и сердце. В школах детей с первого класса загружают информацией, минимизируя преподавание творческих предметов, которые как раз стимулируют способность ощущать мир, чувствовать друг друга естественным образом.

Большинство людей до сих пор считают, что сердце — лишь мышечный мешок, который перекачивает кровь. И даже, казалось бы, прижившиеся народные выражения: «сердце чувствует», «сердце не обманешь», «сердцу не прикажешь» — особо не убеждают. Они употребляются скорее автоматически, и никто особо не вникает в их смысл…

В итоге понятие сердца у нас сейчас находится в таком же зачаточном состоянии, в каком у древних людей находился интеллект! Еще один парадокс…

Интеллект мы развили, Сердце — нет. Но человечество продолжает идти по пути прогресса, и его потребности перешли в более обширную плоскость. Человек все чаще начинает задумываться о собственном предназначении, о глубоком понимании своих близких, он хочет базировать свои бизнес-проекты на настоящих ценностях. То, что раньше относилось лишь к чему-то сугубо духовному и эфемерному, в скором времени должно стать применимым в повседневной жизни каждого человека.

В итоге понятие сердца у нас сейчас находится в таком же зачаточном состоянии, в каком у древних людей находился интеллект! Еще один парадокс…

Дело в том, что развитие разума в конце концов упирается в некие горизонты, какие-то потолки. И пока интеллект не будет компенсирован прогрессом сердца, до тех пор он не получит новый виток развития. Он не в состоянии слишком обогнать в эволюции сердце: если оно не развито, то интеллект перестает расти тоже, а потом может и деградировать.

Именно поэтому так важен баланс духовного и материального!.. Сердце и интеллект — как две руки: правая и левая. Еще Платон[3] говорил: «Человек имеет две руки, одну для труда, другую у сердца. Если одна рука короче другой, то люди называют это уродством; так и в небесных и в земных делах». Платон еще очень точно отметил: без взаимодействия с сердцем нарушается баланс между телом и душой.

Можно говорить хоть об отдельно взятых людях, хоть о человечестве в целом, но мы все видим, что перекос в сторону рассудка уже дал свои плоды. Сейчас в мире прямо-таки настоящий кризис дружбы и любви. Отсюда и безумство мира, гонка за мнимым счастьем, катастрофически возросший эгоизм. Родители не понимают своих детей, а дети не ценят и избегают родителей.

Отсутствие взаимодействия с Сердцем приводит к тому, что люди уже забыли, что такое простое человеческое счастье…

А между тем в сердце таятся грандиозные энергетические ресурсы, они складированы там, они ждут своего часа! Из-за отсутствия этих энергий люди хворают, страдают физически и морально, общество болеет… болеет весь мир.

Сердце способно исцелить все раны — и душевные, и физические, и телесные, включая недуги общества. Этот сгусток энергии способен компенсировать собой все наши жизненные неурядицы.

Сейчас в мире прямо-таки настоящий кризис дружбы и любви.

В Калифорнии не так давно открыт Институт математики сердца (Heart Math Institute[4]), где начали исследовать причины участившихся стрессов и депрессий у взрослых и детей и искать решения для противодействия. Исследования профессоров института показывают, что информацию мозг получает больше от сердца, чем от каких-либо других систем организма. Они доказали, что если осознанно налаживать контакт с сердцем, то оно может менять частоту и интенсивность всех процессов, происходящих в теле. И если заняться укреплением связи между сердцем и мозгом, то человек будет испытывать стресс в меньшей степени или вообще не испытывать. Это то, что очень важно сейчас для мира…

...............

Мы все стремимся к гиперэффективности. Все эти увеличившиеся со всех сторон потоки информации просто наводнили наш мозг. Мы постоянно под влиянием этой информации. И это нас переполняет, и это же вызывает дополнительный стресс…

...............

…Сегодняшние дети испытывают значительно больший стресс в своей жизни, взвалив на себя гораздо большую ответственность и эмоциональное бремя, чем молодежь их возраста даже несколько лет назад. Многие из них являются частью деградирующих семей или домашних хозяйств, в которых родители редко бывают дома, и ответственность за уход за ними и их младшими братьями и сестрами в значительной степени ложится на них.

Все большее число учителей сходятся во мнении, что дети приходят в школу с таким количеством проблем, что им трудно сосредоточиться на сложных умственных задачах и усвоении новой информации, навыков, которые необходимы для эффективного обучения.

...............

Мы учимся в школе, где практика предшествует эффективности, будь то чтение, письмо, компьютеры или что-то еще. Нас редко учат, как практиковать заботу, сострадание, признательность или любовь — это необходимо для семейного баланса.

Док Чайлдр, основатель Института математики сердца

Сейчас я вижу, что многие люди ищут какие-то новые способы, стараются меняться. На мои тренинги приезжают родители, измотанные своей собственной безграмотностью в воспитании детей. Отцы и матери привозят на консультации и лечение больных малышей, сердечки которых бьются, как у испуганных птенцов, — от того, что их пытались менять, ломая, не спросив совета у Сердца.

И тут я хочу пояснить такой момент: любое изменение — это ломка в человеке старого и создание нового. Когда новое входит, старое вытесняется. И оттого всегда будет сопротивление — внутри и снаружи (окружающие тоже будут сопротивляться). Те, кто уже прошел через подобные внутренние трансформации, могут подтвердить, что противоборство есть всегда. Причина в том, что это выход из привычной зоны хоть и сомнительного, но комфорта, — для всех. Так уж устроена человеческая психика…

Сердце же регулирует этот процесс очень грамотно. Если мы пытаемся помочь измениться нашим детям или хотим измениться сами, без привлечения Сердца, — это всегда насильственные изменения. Такие перемены встречают еще больше сопротивления в нас самих и в тех, кому мы хотим помочь. Обычно в таких случаях бывает как в том известном выражении: «Хотелось как лучше, а получилось как всегда».

...............

Мне хотелось изменить своих детей, научить их жить. Я действовала криком или принуждением: «Одевайся быстрее, мы опаздываем!», «Ешь, я кому приготовила?» и т. п. Я не считала нужным слушать мнение ребенка, не считала должным объяснять ему причины. И дети слушались — из страха, это очень хорошо чувствовалось. Они привыкли делать то, что от них требовали, при этом были очень закрытыми и лишний раз не разговаривали. Или хуже того — уходили в жесткий протест и истерику.

Общение через сердце — это полная противоположность! Это уважение к малышу. Если мы опаздываем и нам, правда, надо успеть, следует объяснить ребенку, ведь человечек не понимает, зачем ему торопиться. Действия мы согласуем, и часто дети сами объясняют, куда нам нужно, а куда нет.

Татьяна В. (дочь Антонина, 6 лет; сын Василий, 3 года)

...............

Без сердца ребенок не слышит тебя, а с сердцем вы понимаете друг друга: ты не навязываешь то, чего не хочет его сердечко. А если так, то дитя чувствует заботу, даже если есть дискомфорт для его личности.

Я тоже пробовал менять себя без сердца. Это приводило к тому, что я постоянно заходил в тупик, ошибался, становясь в итоге глубоко несчастным. Но когда живешь по сердцу, в душе и вокруг тебя наступают настоящие мир и счастье.

Алексей К. (сын Иван, 10 лет; сын Михаил, 4 года)

Научиться жить сердцем… Я думаю, это задача не только для учеников нашей школы, это вообще грядущая проблема для всей нашей цивилизации. Об этом говорили такие учителя человечества, как Христос[4], Сократ[5], Платон… В Библии[6], которая изначально была написана на древнегреческом языке, слово «сердце» (cardio, отсюда «кардиолог») упоминается около сорока раз!.. У Будды[7] было целое учение о сердце… Эти великие люди учили человечество постижению любви, настоящей вере. Говорили о счастье жить предназначением. И дорогу к этому призванию называли Путем Сердца. Именно поэтому сердце еще называют «престолом Бога»…

Человек рожден для того, чтобы быть счастливым! Я в этом убежден. Но лишь когда весь мир поймет, что сердце — это неотъемлемая часть жизни, даже более важная, чем интеллект, только тогда цивилизация начнет меняться к лучшему. Тогда в семьях воцарится гармония, дети будут поняты и услышаны с самого первого дня прихода в мир, а взрослые станут заниматься тем, что им действительно по душе…

Люди заходят в тупик мудреных головоломок и бродят в потемках, потому что свет сердца не освещает их путь — ведь если ты не видишь тропу, то рано или поздно с нее собьешься.

«Но что же осветит путь?» — спросите вы.

Свет живет в сердце! Только там можем его найти. Открытое сердце — это распахнутое внутрь око, способное приглядывать, чтобы человек не сбивался со своего пути и не вносил в мир хаос. Но для этого сердце надо развить и учиться сотрудничеству с ним…

Вот наша школа и занимается обучением людей технологиям жизни сердцем — в этом наша главная исключительность, очень важная особенность.

На тренингах мы с учениками знакомим людей с их Сердцами, помогаем наладить контакт с разумом Сердца. Мы показываем на практике, каким образом меняется качество жизни людей, когда они находятся в согласии с Сердцем.

Когда я помогаю ученикам открыть сердце и найти его разум, первое, что они осознают, — насколько мудрыми могут быть их решения и каким прекрасным может быть мир. Эти первые вспышки счастья похожи на момент, когда у слепого человека прорезается зрение, и он начинает глядеть на мир, наблюдать за людьми вокруг, по-настоящему видеть.

Хочу привести вам несколько примеров того, о чем люди рассказывали после первого знакомства с разумом сердца.

...............

Когда почувствовал Сердце, то понял, что я теперь весь в его заботе. Вспомнились все моменты жизни, когда оно подсказывало и вело. В детстве мои самые яркие устремления шли от Сердца. А когда я терялся в жизни, то в те мгновения просто забывал о сердце, терял с ним контакт. Сейчас я понимаю, что жизнь приносит радость, когда ты идешь «за сердцем», потому что в нем — справедливость и правда без искажений.

Евгений С.

...............

Когда познакомилась со своим сердцем, я расплакалась — от того, что раньше о нем даже не подозревала, не слышала. А ведь это — часть меня! Мир просто заиграл красками, как в детстве! Я видела каждую его частичку, каждую травинку, облако, букашку… И во всем являлась невероятная красота!

Даша А.

...............

Это как встреча, самая важная в жизни. Это встреча с самим собой — настоящим. Мне дали ключ не только от меня самой, но и от всех настоящих людей!

Анастасия З.

Мир Сердца грандиозен и мало изучен людьми!.. В своих устремлениях к тому, чтобы сделать людей счастливее, а мир прекраснее, особое внимание я уделяю теме воспитания ребенка сердцем. Потому что счастливый и прекрасный мир начинается здесь и сейчас: с нас и наших детей. Новый мир будут строить именно они, наши потомки. А значит, перемены должны начаться прямо сейчас — с того, как мы поможем своим сыновьям и дочкам стать центрами перемен.

Я воспитал замечательных детей, и они показывают высокие результаты во всех областях жизни. И теперь я стараюсь эту практику масштабировать: обучать родителей, готовить педагогов школ и вузов.

Родители хотят дать своим чадам отличное образование. Но как сделать так, чтобы они взяли это отличное образование? Есть трудные подростки, есть дети, которые склонны к суицидам. Как с ними работать? А многодетные семьи? — там тоже работы непочатый край…

Сердечная педагогика решает все проблемы, описанные в этой главе. Потому что мощное, тренированное сердце творит настоящие чудеса!..

* * *

«Горькая правда: в 99% случаев родители, сами того не желая, калечат детей — ломают их психику, загоняют во внутреннюю скорлупу, откуда малыши категорически не хотят выбираться.»

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сердечная Педагогика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

3

Платон — древнегреческий философ, ученик Сократа.

4

Иисус Христос — ключевая личность в христианстве, реформатор, философ.

5

Сократ — древнегреческий философ

6

Библия — (греч. «книга») собрание религиозных текстов христианства и иудаизма.

7

Сиддхартха Гаутама, который позже стал именоваться Буддой, духовный деятель, учение которого легло в основу буддизма.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я