1. Книги
  2. Современная русская литература
  3. Дмитрий Пригов

Монады

Дмитрий Пригов
Обложка книги

«Монады» — один из пяти томов «неполного собрания сочинений» Дмитрия Александровича Пригова (1940–2007), ярчайшего представителя поэтического андеграунда 1970–1980-x и художественного лидера актуального искусства в 1990–2000-е, основоположника концептуализма в литературе, лауреата множества международных литературных премий. Не только поэт, романист, драматург, но и художник, акционист, теоретик искусства — Пригов не зря предпочитал ироническое самоопределение «деятель культуры». Охватывая творчество Пригова с середины 1970-х до его посмертно опубликованного романа «Катя китайская», том включает как уже классические тексты, так и новые публикации из оставшегося после смерти Пригова громадного архива. Некоторые произведения воспроизводятся с сохранением авторской орфографии и пунктуации.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Монады» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вместо эпиграфа

А много ли мне в жизни надо?

А много ли мне в жизни надо? —

Уже и слова не скажу.

Как лейбницевская монада

Лечу, и что-то там жужжу

Какой-то там другой монаде.

Она ж в ответ мне:

Бога ради,

не жужжи..

Монады

1994
Предуведомление

Монадология — вещь весьма темная и малоупотребительная как в ее эзотерическом, так и философском изводах. Оно и понятно. Она обращена от знающего к знающему, чье знание малопотребно в мире тяжелоагрегатных вещей и грубого сознания, определяющего такое же и бытие. Но все-таки в некоем притчеобразном обличии и в форме нехитрых сценок и разговоров посмеем явить это учение миру профанному, собственно, имеющему к потреблению подобные же образы весьма разнообразных и различающихся по форме скрытности и сложности вероучений и тайных систем. Ясно дело, не следует все воспринимать впрямую, как сказано. Надо воспринимать как не сказано. Да это понятно и любому непросвещенному.

1 00001[24] Возле самого что ада

Одна бедная монада

Плачет, плачет убивается

Мила друга дожидается

Как Эвридика

Вернее, Орфей

Да ты не плачь, снедайма грустью

Поиграются, да и отпустят

Он ведь — Москва неодолеваемая

Как и мы с тобой

1 00002 Кругом кричат: Убейте гада!

А я лечу и в ус не дую

Поскольку высшую идею

Имею

Поскольку — чистая монада

Неуничтожимая

И мне уже никто не страшен

Ни ветра вой, ни эти наши

В новом их порождении и обличии.

* * *

Представьте, что к вам прилетает монада и говорит: Я единая неделимая и неуничтожимая монада — что делать? пытаться уничтожить? оправдать ее? или обнаружив ее лживость, взять ее грех на себя? но и не испытывать ее значило бы через себя трансцендировать ее нечистоту

* * *

Представьте, что за вами гонятся люди, не зная, что вы — единая, неделимая и неуничтожимая монада — что делать? отдаться им и унизить их в их беспомощности перед лицом вашей неуничтожимости? или скрыться, оставив их в неведении относительно их беспомощности? или попытаться превзойти себя в своей неизничтожимости и попытаться самоуничтожиться в их руках, совершая подвиг смирения и самоуничижения в угоду их беспомощности

* * *

Представьте, что вам как монаде надо явить себя как монаду в чужой среде — что делать? явить себя через иное, тем самым отчасти изменить своей неизменяемой природе? или явить себя неявленной, тем самым несколько ослабив мир явлений и ожиданий всеобщего проявления

1 00003 В небе после променада

Две прозрачные монады

Из наиважнейших, видимо

Вдруг застыли надо мной:

Что, возьмем его с собой? —

Послышалось

Я забился, словно мышь —

Что ж ты, глупенький, дрожишь?

Во спасение твое

Ведь! —

Не знаю! не знаю! в Библии вы не указаны!

1 00004 Там, где кончалась колоннада

Храма

Она стояла молодая

Какой-то тайной привлекая

Я подошел — она монада

Оказалась

Чистейшая

Предвечная

Застенчивая

* * *

Представьте, что вам оказалось быть 13-й погибающей монадой, чтобы сохранить монаидальность, вы стараетесь исчезнуть стремительней, единоразово, что как-то сохраняет хотя бы не поспевающую за коллапсом форму, как потенцию

* * *

Представьте, что ничего вокруг не говорит о монаидальности, чтобы подсказать вам, что вы — монада, ваше же внутреннее знание стремится вовне, чтобы самоидентифицироваться через многоуподобление сходства и различий, но стремится так искренне, почти до опасной черты разрыва пределов аксиологического постулирования монаидальности — что делать?

* * *

Представьте, что вокруг одни лишь энергии и монады, лишь условные обозначения остановки пристального внимания чьего-то взгляда: сможете ли вы доказать, что этот останавливающийся взгляд обладает навязывающей энтелехиовидной мощью, или просто есть доказательство существования некой внешней ему монаидальности

Примечания

24

Нумерация текстов Д.А. Пригова не следует авторской нумерации, за исключением особо оговоренных случаев (Прим. ред.)

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я