Бизнес на искусстве

Дмитрий Первина, 2023

Данная книга отвечает на главный вопрос: как зарабатывать на продаже своих фоторабот с помощью макро- и микростоковых агентств, и объясняет с помощью всевозможных вычислений и техник продаж, насколько это было бы рентабельно в наши дни. Несмотря на то, что фотобанки – вещь давно всем знакомая, рынок не предлагает интересующимся людям информацию, которой бы они смогли заполнить пробелы в собственных знаниях. Данная книга не только объясняет историю возникновения фотобанков и специфику ценообразования на графический контент, но также анализирует потребности клиентов, обучая бесценному навыку всех предпринимателей, а именно – угождать своему заказчику.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бизнес на искусстве предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 4

Основы ценообразования и факторы, от которых зависит динамика продаж

Главный принцип успешной работы на стоках с точки зрения бизнеса: много производить и много продавать

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, как устроены фотостоки. В прошлых разделах мы объяснили разницу между микро — и макростоками и провели параллели между поставщиками и потребителями фотографий. В этом же разделе мы разберем алгоритмы и способы реализации стоками изображений, за которые их автору начисляются деньги. В этой книге мы уже писали о том, что фотография стала быстро обесцениваться с появлением интернета, а вместе с ней и труд самих фотографов. Основные изменения затронули фотографию, когда продажу изображений можно осуществлять без носителей и географических ограничений, что значительно удешевило хранение самих фотоархивов с одной стороны и спровоцировало рост количества фотобанков с другой. Тем не менее, фотографии все равно продолжали продаваться по эксклюзиву — ситуацию переломил мировой кризис 2008 года и многие некрупные издательства, интернет-газеты и агентства, пытаясь оптимизировать расходы, стали искать более дешевые аналоги. Они нашлись — ими были первые фотостоки, подключившие свободную от отчислений лицензию «Royalty-free». Она была более клиенториентированной, так как теперь нужно было платить лишь за приобретение самой лицензии, а не каждый раз за ее использование, как это было раньше. Выгодой нововведения стало то, что торговля фотографиями по такой лицензии давала возможность продавать их неограниченное количество раз, не предлагая при этом никакого эксклюзива — все права на изображение оставались у автора. Что касается покупателя, то он вместе со снимком приобретал право использовать изображение ограниченным тиражом и такими же ограниченными способами, за что вместо нескольких тысяч, платил всего лишь доллар в форме микроплатежа (micropayment). С этого момента микростоки начали медленно, но уверенно вытеснять традиционные фотобанки, ведь главным инструментом, на котором они играли стала цена — ее постоянно снижали, пока стоимость приобретения одного изображения не упала до нескольких центов. Но именно выбрав данную стратегию, владельцам микростоков удалось привлечь небывалое количество новых клиентов, таким образом увеличив объем продаж до невиданных ранее значений.

Сейчас в мире существуют сотни фотостоков, но наиболее известны — всего несколько десятков. Это нельзя не учесть в треугольнике взаимодействий между стоком, автором и самим покупателем. Что такое микросток, вы наверняка уже знаете, это интернет-ресурс, который продает миллионы изображений. Для упрощения продаж, на нем существует поисковая система, каталог по категориям, подборки, коллекции, рассылки и достаточно хитрая система ранжирования фотографий. И есть покупатель. Кто это такой, мы знаем с прошлого раздела — это может быть дизайнер, блогер, редактор, предприниматель, маркетолог, да, в принципе, кто угодно. Этот человек, будучи клиентом, может оформить разовую покупку или подписку на месяц, год или любой другой, удобный для него срок. Он в свою очередь понимает, что от продолжительности и общего срока подписки зависит то, во сколько ему будут обходиться фотографии; так, подписавшись на долгий срок, клиент, разумеется, экономит, а фотограф, чьи работы покупаются по расширенной и долгой подписке, в свою очередь, больше зарабатывает.

Когда клиент находит и выкупает необходимое для него изображение, то тем самым он приобретает и право использовать это изображение для своих целей. При этом, проданная ему фотография все равно остается в продаже. На заработок фотографа в данном случае влияет не только тип подписки клиента, но и то, для какой цели он приобретает изображение: раньше в зависимости от цели применения фотографии, изменялась и цена, например, снимки, которые клиент покупал для размещения на сайте, стоили меньше, чем те же самые фотографии, предназначенные для использования в сфере рекламы. Однако позже это упразднили, ведь от размера изображения зависело и то, где оно будет применено. Поэтому стоимость конечного продукта стала неотъемлемой чертой размера загружаемой фотографии. Маленькие версии изображений стоят меньших денег, так как имеют ограниченные цели их использования. Например, журналисты покупают стоковые фотографии меньшего размера, для иллюстрирования текстового материала. Чтобы сайт новостей быстро прогружался, снимок приходится жать до 500 Кб, поэтому нет смысла покупать изображение большего формата и переплачивать за его размер. В то же время многоформатные фотографии позволяют их распечатывать без риска потери деталей. Это выгодное решение, если клиент собирается применять изображение в рекламе. Как видим, изменение стратегии в ценообразовании не затронуло сферу применения фотографий. Все что изменилось — это способ оценки применения работ в зависимости от их масштаба. И здесь на первый план выходит потребность в качественной фототехнике, ведь на размер снимка влияет не только количество мегапикселей, но и размер самой матрицы, ведь чем она больше, тем, соответственно, и больше размер каждого пикселя, а соответственно, и их общее количество.

На первый взгляд может показаться, что для стокового бизнеса тема правильного выбора фототехники не является столь существенной, однако это не так и мы бы хотели объяснить, почему. Сейчас все чаще производители мобильных телефонов делают акцент на числе мегапикселей, которыми они приманивают новых клиентов. Среди потребителей смартфонов, разумеется, мало тех, которые понимают, что для получения качественных изображений гораздо важнее не количество мегапикселей, а физический размер самой матрицы. У смартфонов она микроскопическая, размером со спичечную головку, поэтому телефоны, какими бы они не были, никогда не смогут конкурировать в вопросах качества с профессиональными полнокадровыми фотоаппаратами.

Чтобы окончательно это понять, разберем данный вопрос более глубинно и начнем мы с мегапикселей. Пиксель — это одна маленькая точка из миллионов других, из которых состоит изображение. Все они выполняют роль миниатюрных датчиков, на которые при фотосъемке попадает свет, преобразовывающийся в цифровой сигнал, который считывается процессором фотоаппарата, создавая конечный снимок. Таких датчиков на матрице огромное количество и чем больше размер матричного полотна, тем больше размер каждого пикселя и их общее количество, поэтому зависимость между размером матрицы фотоаппарата и качеством снимков самая прямая. Суть вышесказанного сводится к тому, что чем дешевле камера, тем меньше у нее физический размер матрицы и тем хуже качество сделанных ею фотографий. Изменить отношение к фототехнике попытались производители смартфонов за счет количества мегапикселей в создаваемых ими продуктах, однако это не решает ситуации, поскольку ни одну фотографию со смартфона, сколько бы мегапикселей он не имел, не получится напечатать на листе А4-го формата без потери важных деталей и качества. Поэтому, снимая для микростоков на телефон, вы автоматически урезаете себе аудиторию клиентов, которые хотели бы распечатать ваши работы для их использования, например, в наружной рекламе, а поэтому теряете и шанс, что ваши работы будут куплены и по расширенной лицензии. Не забывайте, что стоимость ваших работ зависит от максимального разрешения, в котором может снимать ваш фотоаппарат, именно поэтому имеет место выбор фототехники с максимально большим размером матрицы, при чем этот размер может быть ограничен только вашими финансовыми возможностями.

Следующее, на чем стоит остановить внимание — это процент с продаж, который удерживает микросток. Ценовой диапазон в процентах составляет от 60 % до 85 %. Соответственно, на долю фотографа, как поставщика контента, выпадает, как правило, от 15 % до 40 % от стоимости каждого проданного изображения. Эти отчисления увеличиваются по мере увеличения общей продаваемости вашего портфолио. Продаваемость влияет на рейтинг, а рейтинг на первые места при поисковых выдачах, соответственно, и на прибыль, которая может быть увеличена возможностью получения эксклюзивности. Именно поэтому профессионалы пользуются одним малоизвестным, но крайне эффективным приемом — они удаляют из своего портфолио фотографии, которые за условный промежуток времени, скажем, год, так ни разу и не продались. Своя логика в этом определенно есть, так как удаляя невостребованные фотографии из своего портфолио, вы тем самым повышаете общий процент продаваемости остальных, следовательно, данный процент положительно сказывается на вашем непосредственном рейтинге уже внутри стокового сообщества и провоцирует увеличение показа ваших работ по результатам поисковой выдачи. Из-за этого повышения рейтинга, ваши снимки будут все чаще попадать в топ, а соответственно и становиться хитами продаж. Однако, вернемся к эксклюзиву. Программу эксклюзивности вам могут предложить при продаже определенного количества изображений с долей их приема не ниже 50 %. Такой статус дает определенные преимущества в виде повышенных авторских отчислений, ускоренной модерации и приглашений на всевозможные онлайн и оффлайн мероприятия, проводимые фотобанком. Однако не спешите соглашаться, так как это повлечет за собой, пожалуй, наибольшее ограничение из всех, так как вы не сможете продавать свои работы по лицензии «Royalty-free» больше нигде кроме данной площадки, что негативно скажется на продажах.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бизнес на искусстве предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я