По призванию Офицер, или Как жить нельзя

Дмитрий Николаевич Бочаров, 2015

Новеллы сборника – хронология судьбы обычного парня, мечтавшего о погонах офицера и упорно идущего к цели. Несмотря на трудности, препятствия и превратности судьбы. Каждый рассказ, основан на реальных событиях, законченная история со смыслом. Как пройти путь от хулигана до боевого офицера. Личный дневник, со всей его незаурядностью и простотой повествования о моментах жизни такого же парня, как ты или твой сосед! Доходчиво и с юмором, на оригинальных примерах, рассказано о становлении мужского характера, курсантских буднях, здоровом образе жизни, о любви к Родине и долге, службе в армии, охране Государственной границы. И о войне… Повествование создает чувство реальности и погружает в жизнь и события, происходящие с героем. Ярко отражены особенности быта и службы в горячих точках. Погружаясь в текст, читатель начинает сопереживать и даже ощущать запахи. Книга об общечеловеческих ценностях – о важности личного примера, о дружбе и взаимовыручке, о жизни в которой найдётся место подвигу

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги По призванию Офицер, или Как жить нельзя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Юность или курсантский дневник

В огне не горим

Посвящается всем преподавателям

Высшего Пограничного Командного

Ордена Октябрьской Революции

Краснознаменного Училища КГБ СССР

им. Ф.Э.Дзержинского

Аннотация: Курсантская быль о специфических особенностях тушения напалма.

«Офицер должен знать и уметь все, чему хочет научить своих подчиненных!» — под этим девизом и проходил курс молодого бойца (сокращенно КМБ) у нас в училище.

В нашем училище был шикарный полевой учебный центр для тактических и практических занятий, в народе сокращенно ПУЦ.

Нельзя просто так упомянуть эти три буквы и не затронуть всю суть значения этой аббревиатуры! Любой выпускник дважды орденоносного ВПКУ имени Дзержинского с особым трепетом дорожит памятью о годах, проведённых в своей альма-матер! Особенно глубоки его чувства при воспоминаниях о днях и месяцах, проведённых именно здесь, в Полевом Учебном Центре!

Поэтому, лирическое отступление первое — Торжественно-историческое!

Итак, ПУЦ, из покон веков, считался гордостью не только алматинского училища, но и всех пограничных войск Союза! Его расцвет в 70-х годах ХХ-го века связан с именем легендарного начальника ВПКУ, генерал-лейтенанта Матвея Кузьмича Меркулова. Некогда бывший скотомогильником левый берег реки Каскелен, в районе зерносовхоза Илийский, представлявший из себя, в те давние времена, безжизненные и неприветливые для человека барханы пустыни Мойынкум, стал превращаться в оазис. Ещё бы! Ведь на площади в пять тысяч гектар, или 50 квадратных километров, силами офицерско-преподавательского состава и самих курсантов был оборудован пятикилометровый участок учебной Государственной Границы СССР с Китайской Народной Республикой в натуральную величину со всеми инженерно-техническими сооружениями: наблюдательными вышками и пограничными столбами сопредельных стран, контрольно-следовой полосой, сигнализационными комплексами, инженерными заграждениями, контрольно-пропускным пунктом, позициями для радиолокационных и прожекторных станций, ДОТами и прочими оборонительными сооружениями, — в общем, всё как должно быть в идеале на участке пограничной заставы.

Кроме того, как полагалось настоящему полигону, имелось войсковое стрельбище, автодром, танкодром, тактическое поле с опорными пунктами до мотострелкового батальона, полосы препятствий и психологической подготовки, инженерный полигон и куча специализированных городков по различным дисциплинам военной профессии…

Естественно, какая охрана госграницы без служебных животных? Тут же, пожалуйста — конюшня с манежем для верховой езды и целый табун лошадей! И верные помощники пограничника, со времён Никиты Фёдорыча Карацупы — собаки. Центральный питомник служебного собаководства Пограничных войск КГБ СССР, а ныне всея Пограничной службы КНБ РК тоже расположен в ПУЦе! Стоит отметить, что нашлось место и для собственного подсобного хозяйства со скотным двором, огородами и рыболовными прудами.

Это всё о просторах полевой части ПУЦа… Так же было футбольное поле и спорт городок. Засаженные тополями и карагачами аллеи и озеленённые лужайки, вдоль которых размещались: палаточный городок, позже замененный на бетонные трехстенки для летнего пребывания курсантов, с развитой системой полива из трубопровода и арыков; капитальные здания и казармы для размещения постоянных подразделений обеспечения учебного процесса; целых два комплекса учебных пограничных застав; склады; парк авто-бронетанковой техники, медицинский пункт — в общем всё, что требуется для жизнедеятельности полноценной воинской части…

Для человека, читающего эти строки, но не имеющего никакого представления о воинской службе, в части её полевых условий, вполне смело можно прибегнуть к сравнению ПУЦа с известным эмиратом под названием Дубай. Именно такой уровень преобразования, некогда безжизненного клочка земли, за короткий срок, в обжитый и весьма функциональный «армейский мегаполис» испытал небольшой уголок самой настоящей пустыни! Конечно же, оценивать масштабы этого преобразования стоит исходя из скудного бюджета, отпускаемого на совершенствование учебно-материальной базы военных учебных заведений…

Во времена развала СССР лоск ПУЦа немного померк, но все же свою функциональную направленность он не утратил!

Так вот, именно там, в ПУЦе проводились практические занятия с курсантами по пройденным темам, так сказать для закрепления теоретических знаний и получение практического опыта. Как модно раньше было говорить лозунгами, так и сейчас на ум идёт один из них: «Полевая выучка — основа боеготовности войск!»

* * *

Обязательным предметом курса молодого бойца является ЗОМП — защита от оружия массового поражения. Со школьной скамьи отроки отдалённо и крайне опосредованно знакомы со средствами индивидуальной защиты, типа противогаз и ОЗК (Общевойсковой защитный костюм). Кое кто даже как-то может их на себя одеть… Но всю широту и изощрённую тонкость их использования постигаешь именно в ходе «обучения военному делу настоящим образом» и именно на занятиях по ЗОМП! Этот предмет особенно ценится курсантами, так как ярко врезается в их юношеское воображение фразой: “Пап, ну, пап, пусть слоники побегают!”. Не смешно, так как все армейские анекдоты из жизни.

На одном из занятий по этой дисциплине наш третий батальон курсантов первокурсников изучал тему №5: «Зажигательное оружие вероятного противника и защита от него».

Теоретическое отступление из курсантского конспекта по ЗОМП: Зажигательным оружием называется зажигательные вещества и технические средства их применения.

Поражающие факторы:

1. Выгорание в атмосфере кислорода;

2. Тепловое воздействие — наносит ожоги личному составу, выводится из строя техника;

3. Токсичное загрязнение веществами и продуктами горения.

К зажигательным веществам на основе нефтепродуктов относится напалм. По классификации зажигательных веществ — напалмы относятся к загущенным, вязким.

Напалм — желеобразная, вязкая смесь, обладающая сильной прилипаемостью и высокой температурой горения (1000-1200º С).

Состав напалма: 90-97% бензина, 10-3% загуститель — магниевые и алюминиевые соли нафтеновой и пальмитиновой кислот.

Напалм — был изобретен в 1956 году американцами во время войны во Вьетнаме. Состав: 25% бензина, 25% бензола, 50% полистирола. Обладает повышенной прилипаемостью даже на влажной поверхности.

При горении напалм разжижается и проникает в любые щели. Напалм легче воды, на поверхности растекается и горит в течение 5-10 минут с выделением едкого черного дыма.

Потушить напалм можно только исключив доступ кислорода для процесса горения.

Позволю себе опустить описание средств применения зажигательных веществ и их характеристики, чтобы не отнимать много вашего времени, дорогие друзья!

Для того, чтобы хоть не через уши, так через другие части наших молодых тел, эти данные просочились в мозг, и закрепилась хоть частица такой полезной для каждого офицера информации, в ветреных курсантских головах, отцы-командиры проводили практические занятия, проще говоря — тренировки.

Обычно они делились на этапы — «рассказ, показ, и непосредственно тренировка», то есть — демонстрация необходимых действий и затем, отработка тактических приемов индивидуально и в составе подразделений.

Лирическое отступление — Осмысленно-прочувствованное: Ученые для проведения опытов и экспериментов используют животных. Но изощренная военная наука пошла дальше. Для проведения демонстраций и показательных занятий военные придумали — показательные подразделения. Особые взводы, в которые отбирают лучших из лучших — смекалистых, сильных и выносливых спортсменов разрядников и вообще, как говорится, отличников боевой и политической подготовки.

Меня, как вы уже догадываетесь, угораздило заниматься с детства разными видами спорта и учиться на «отлично». Злодейкой судьбой было предрешено мое автоматическое попадание в показательное подразделение — наш взвод, под кодовым названием учебная ПОГЗ-306. Тогда, при своей юношеской наивности и вере, что всё, что не происходит — к лучшему, я еще не догадывался, как вляпался!

Я стал заместителем командира 1-го отделения в показательном взводе!!! Да еще и комсоргом батальона. Если не мы, то кто?!

Для проведения практических занятий по ЗОМП, тема №5 наш батальон был построен на Инженерном городке полевого учебного центра. Был август месяц и доброе алматинское солнышко, старалось вовсю свою южную мощь, прогревая своими ласковыми лучами пыль, песок и остатки пожухлой, выгоревшей за лето флоры.

На небе ни облачка. Легкий ветерок дышал жаром и не спасал. Температура была соответствующая ясной погоде градусов 35 по Цельсию в тени или даже больше.

Батальон стоял в три шеренги повзводно, просто выполнив «поворот направо» походной колоны, в составе которой в пешем порядке мы выдвинулись на Инженерный городок для проведения практических занятий.

Каждый курсант в голове прикидывал, оценивая окружающий ландшафт, где бы найти спасительный клочок тени, в который можно было бы «сквозануть», когда подадут команду «Разойдись!».

Но преподаватель подал другую команду: “1-ое отделение 306 ПОГЗ, выйти из строя на десять шагов!”

Первая шеренга нашей заставы синхронно выполнила команду, четким строевым шагом, вымуштрованным на занятиях по строевой подготовке. Мы сделали ровно десять шагов и развернулись через левое плечо, встав лицом к общему строю батальона.

Второе отделение нашей учебной заставы сделало шаг вперед, заполнив пустоты строя.

Дальнейшее объяснение преподавателем перспективы на наше ближайшее будущее повергло нас в тихий ужас.

Дословно это звучало так: “Сейчас курсанты 1-го отделения 306 ПОГЗ продемонстрирует методы индивидуальной защиты личного состава в условиях применения вероятным противником зажигательного оружия. Конкретно будут продемонстрированы методы защиты от поражающего воздействия напалма”.

В голове сразу ожили все тактико-технические характеристики средств применения напалма. Сознание сразу отмело возможность привлечения к показательным занятиям авиации вероятного противника! Значит, огнемет…

Ростки волос оживились на бритой голове под выгоревшей камуфляжной кепкой.

По спине побежал предательский холодок и струйка ледяного пота.

Преподаватель не дал нам долго наслаждаться ощущением того, что на тебя лично устремлены триста пятьдесят пар глаз твоих однокашников. А подал следующую команду: «Интервал три метра! Вправо — Разом-КНИСЬ!».

Мы, как послушные марионетки, выполнили и эту команду.

Подполковник был неумолим и зычным голосом выпалил: “Отделение! Общевойсковой защитный комплект, плащ в рукава, чулки, перчатки надеть! ГАЗЫ!”

Одно обнадеживало, подполковник не достал секундомера, значит, время на выполнение команды засекать не будет. И то хорошо.

В голове упорно крутились фразы из конспекта “проникает в любые щели” и “горит в течение 5-10 минут”.

О том, что температура горения напалма 1000-1200ºС думать просто не хотелось.

Тактическое отступление: ОЗК — сокращенное название общевойскового защитного костюма. Состав комплекта — прорезиненный плащ, перчатки и чулки. Существует два варианта ношения ОЗК — как плащ и как комбинезон. Используется для индивидуальной защиты личного состава от оружия массового поражения.

Охотники и рыболовы по достоинству оценили непромокаемые чулки от ОЗК, которые надеваются поверх обуви и привязываются к ремню или поясу.

Все произошедшее дальше, оказалось гораздо прозаичнее…

Подполковник принес обычный старый железный бак, в котором военные повара обед возят, с торчащей из него деревянной палкой.

Видать огнеметы, которые рисовало наше возбужденное воображение, кончились!?

Преподаватель объяснил последовательность дальнейших действий — Он наносит на наши спины, облаченные в ОЗК, немного напалма и поджигает его, а мы должны ощутить на собственной шкуре те поражающие факторы и испытать на практике те методы тушения зажигательных средств, о которых он рассказывал на лекции. А именно упасть на спину и отталкиваясь пятками вспахать метров 15-20 песка и пыли, для исключения доступа кислорода для горения напалма.

Сказано-сделано! И вот, уже по моей спине возюкает палкой товарищ подполковник.

Интересно много ли он намазал?

— Все. Готов? Поджигаю?

— Так точно!

— Приступить к тушению зажигательных средств, примененных вероятным противником!

Ну, теперь уж точно, как учили! Быстро упасть на спину, и отталкиваясь каблуками сапог, пахать, пахать спиной родную землю. Не думать, не ощущать — только пахать!!!

Башка с наскоку воткнулась во что-то твердое.

Стоп, бордюрчик. Значит, полоса песка и пыли кончилась…

Посмотреть по сторонам, оглядеться.

Справа, сняв капюшон ОЗК, чешет затылок Женька Старчеус.

А, значит тоже долбанулся о поребрик!

Так, а что у него со спиной, горит?

Нет, только жар идет, как от раскаленного асфальта.

Слева, кореец — Кот по жизни, по паспорту Константин Кан, этот репу не чешет.

А почесать стоит, а то от его лица жизнь схлынула напрочь, его смуглая кожа стала белой, как лист бумаги. От спины идет струйка черного дыма. А Костя пытается заглянуть себе за спину, нелепо выворачивая шею.

Значит, Кот поосторожничал, как обычно, в своей утонченной манере не захотел рвать как мы, с Женькой каблуки на сапогах.

— Кот, горишь, давай на спину и обратно каблуками! — это уже Хохол слева от Кости орет.

Александр Юрченко, как все хохлы, шустро соображает, молодец!

Кот, не будь дурак, шустро развернулся, упал на полосу и теперь уже со всей классовой ненавистью заработал пятками, под дружный хохот.

Преподаватель сопроводил обратный путь Курсанта Кана, наставлением. Озвучив его своим хорошо поставленным командирским голосом:

— Потушить напалм можно только полным исключением доступа воздуха. Для этого поверхность, на которую попало зажигательное вещество необходимо засыпать плотным слоем песка или пыли. А для этого придется попотеть, не жалея ни сил, ни времени! В бою спасают молниеносные и оригинальные решения. Например, вьетнамские танкисты при попадании напалма на броню, направляли танк в глинобитные строения. Клубы пыли, при обрушении этих строений, сбивали пламя и моментально тушили, даже большие количества зажигательного вещества!

Наше отделение постепенно приходило в себя, переваривая произошедшее, увиденное и услышанное…

Подполковник решил перейти к основной части показательных занятий, а именно к отработке действий личного состава по тушению зажигательных средств в составе подразделения.

Наши смутные надежды, что преподаватель выберет себе новых жертв, быстро улетучились.

Подполковник обрубил их меркантильным заявлением, видя зачатки молчаливого бунта в наших глазах: “Чтобы не портить казенное имущество (он имел в виду не нас! А ОЗК!!!) продолжим демонстрацию с 1-м отделением 306 ПОГЗ!”

И чтобы не давать нам времени опомнится, подал новую команду, указав на обгоревший БМП, стоявший тут же на Инженерном полигоне:

— Отделение приступить к погрузке согласно боевого расчета!

Повезло, конечно, Хохлу, Самураю и командиру отделения — они экипаж, по причине не большого роста и наличия у Хохла водительских прав категории В, С. Наличие у Юрченко прав в шестнадцатилетнем возрасте при папе начальнике автослужбы Панфиловского (ныне Жаркентского) пограничного отряда никого не удивляло. Ну, а командир отделения, он и в Африке — командир.

А нам всем акселератам-переросткам — добро пожаловать в десантное отделение!

Внутренности боевой машины пехоты, красноречиво говорили, что мы не первые подневольные актеры в этом спектакле. Отовсюду торчали куски рваной обшивки, внешние края люков были искорежены и покрыты толстым слоем черной сажи.

Джон метнулся в десантный отсек первым. По причине своего роста и габаритов сложился пополам и занял половину свободного пространства.

Я нырнул в люк и разместился напротив Старчеуса. Кот должен был нырять за Джоном, но, оценив оставшееся свободное пространство, верный своим хитрым принципам в личных приоритетах, нырнул в мою сторону в нарушение расчета.

Валерке Комарову ничего не оставалась, как плюхнуться Старчеусу на коленки, так как, прессуя нас плечами с двух сторон, в нутро БМП ввалились Боб Сенокосов и Кайрат Ыдырышканов, закрывая за собой десантные люки.

Орфографическое отступление: Ыдырышканов — это фамилия такая, казахская, на русскую букву “Ы”. Была она у курсанта из нашего отделения.

Каждый из преподавателей видя ее в журнале или в ведомости, пытался вызвать, того, кто заполнял журнал и нахлобучить за правописание.

Думал, над ним изощренный ум курсанта подшучивает таким замысловатым образом! Никогда ее не забуду. Это я Вам сейчас как писарь батальона говорю! Ведь сам этот журнал и заполнял. Вот Вам и правила грамматики…

Валерка Комаров был высокий, по-юношески нескладный и худой, как комар.

Видно наши предки не зря фамилии раздавали. Начальник нашей заставы шутку знакомых Валеркиного прародителя не оценил. Решил бороться с субтильной фигурой Комарова, поручив таскать ему чемодан с секретными тетрадями и литературой нашего взвода. Так Валерка всю свою курсантскую службу и маялся с этим чемоданом!

Не помогло, только осанка больше испортилась, сутулиться стал. Хотя подполковнику Комарову В. это не шибко теперь мешает по службе!

Глядя на блуждающую улыбку на лице Комарова, я не сразу понял, что его так развеселило. “Набились, как селедки в бочку, или ближе по смыслу в коптильню, сейчас же поджигать будут! Мама, роди меня обратно!..” — раздался крик моей души.

В этот момент Кот, конечно же не нарочно, ткнул меня свой саперной лопаткой в скулу. Меня сразу осенило: “Валерка радуется, что мы оружие в оружейке не получали!”

Да, хорошо бы ему сейчас было, насаженным на штатный ПК (пулемет Калашникова) Старчеуса.

А Вовка еще и сверху бы своей «шайтан трубой» (РПГ-7) добавил. А вдруг бы еще патроны от огня и температуры сдетонировали?!

Спасибо тебе, преподаватель, что не заставил лезть в этот гроб на гусеницах с оружием!!!

— Готовы? Поджигаю? — послышалось снаружи.

В висках долбилась судорожная мысль, убивающая своей наивностью: “А давайте, не будем отвечать. Как будто здесь нет никого!”

— Готовы! — крикнул Старчеус, как самый честный.

Большие люди они же добродушные по натуре, как теленки… Им же с детства не приходится отстаивать свое место под солнцем с кулаками. К тому же, у Женьки был синий пояс по тхэквондо, так что желание спорить у несогласных, он мог отбить не только своим пудовым кулачищем раз и навсегда…

— Приступить к тушению техники!

Створки десантного люка откинулись, как врата ада, обдав нас жаром и клубами черного дыма.

Желание забиться в щель, чтобы тебя не нашли, мигом улетучилось!

Жутко захотелось на свободу, хотя клаустрофобией никогда не страдал. Все резво вывались наружу, никого уговаривать и подгонять не пришлось.

Самурай, занимавший место стрелка-радиста в башне, выскочил первым и завладел заветной БСЛ — большой саперной лопатой, входящей в шанцевый инструмент БМП — боевой машины пехоты.

Вы знаете, что такое саперная лопатка?! Это ШАНЦЕВЫЙ многофункциональный инструмент солдата, позволяющий выжить ему на войне и особенно в бою.

МПЛ-50 — малая пехотная (саперная) лопатка входит в штатное снаряжение любого военнослужащего. Стандартный железный, наточенный с торца плоский штык МПЛ (15х15 см) и 50 см деревянного черенка, спасли много-много жизней солдат разных армий мира.

БСЛ-110 — это то же самое, только масштабней, то есть длиной 110 сантиметров. БСЛ входит в штатный шанцевый инструмент военной техники.

БМП больше дымила, чем горела. Преподаватель явно берег казенную материальную часть, пожалел напалма, помазал в основном гусеницы, и немного бронированные бока машины. Мы расчехлили свои саперные лопатки и приступили к делу.

Вы когда-нибудь застревали на своей машине в песке, в барханах, либо в дюнах? Нет?!

Вы многое потеряли! Острые ощущения, особенно, когда машина садится в песок по оси колес. В такой ситуации все зависит от того, как быстро ты откапаешь колеса. У песка есть свойство осыпаться обратно в ямку, а у машины проседать под своей тяжестью. В общем это все затягивается надолго…

Не соскучишься, рекомендую! Поднимает общий тонус организма.

Мы же всем отделением оказались в противоположной ситуации. Нам необходимо было, как можно быстрей засыпать боевую машину пехоты песком, чтобы сбить пламя и потушить напалм.

Как говорится — глаза боятся, а руки делают!

Самурай превзошел сам себя, взмахи его БСЛ с правого борта БМП напоминали кино про лысых монахов монастыря Шао-Линь. В кино китайские монахи также порхали, виртуозно размахивая деревянными шестами.

Мы, в меру скудных своих и МПЛ возможностей, как могли старались засыпать пламя песком, пытаясь не попасть ему под замес.

Все окружающее померкло. В сознании осталась только горящая БМП, лопатка, песок и чувство локтя товарища в печени…

Как ни странно, управились быстро. Да! Мы сделали ЭТО…

А в голове крутилась фраза из старого анекдота про бунт зеков:

“… Правильно, правильно, Вася! Не будем больше песок ломами грузить!..”

С того дня у меня родилась острая неприязнь к напалму. Я до глубины души разделил стойкую нелюбовь трудолюбивого вьетнамского народа к этой горячительной жидкости, придуманной подлыми буржуинами для выкуривания и уничтожения рабоче-крестьянских человечков, копошащихся на грешной земле.

Для себя я однозначно решил, если вдруг уволюсь из армии, точно буду каскадером, ведь самый сложный трюк — горение живого человека, я уже освоил! Даже горение человека в БМП.

Жаль, что тогда не было с собой фотоаппарата. С каким удовольствием посмотрел бы я сегодня на свое фото и фото всей нашей банды.

Лицо в черной саже и серой грязи, с дорожками и разводами от стекающего пота. И беспечная ослепительная улыбка во все тридцать два зуба, контрастирующих своей белизной со всем окружающим.

Тогда мы еще не понимали до конца отцов-командиров, они-то готовили нас к настоящей войне.

И у каждого она будет своя…

написано февраль 2008

Не бойся гранаты, она ручная

Посвящается всем преподавателям

Огневой подготовки

Высшего Пограничного Командного

Ордена Октябрьской Революции

Краснознаменного Училища КГБ СССР

им. Ф.Э.Дзержинского

Аннотация: Курсантская быль о специфических особенностях гранатометания

Много курьезных случаев происходило на практических занятиях по огневой подготовке в полевом учебном центре (ПУЦ).

Самые драматичные были связаны с занятиями по метанию боевых ручных гранат.

Пока производилось метание имитационных болванок, все было более-менее терпимо.

Лирическое отступление: Для имитации бросков гранат использовались железные болванки, выполненные в форме противотанковой гранаты с ручкой и расширенным навершием весом 600-700 грамм. Тащить ящик данных боеприпасов до учебного места проведения занятия на городке гранатометания было удовольствием из разряда экстремальных.

Обычно им премировались “залетчики”. Если таковых не находилось, то это чаще всего бывали те, кто в строю ближе всего стоит к заместителю командира учебной пограничной заставы (ПОГЗ).

В первой шеренге за командиром 1-го отделения стоял Женька Старчеус, литовец алматинского разлива в два метра ростом, а рядом с ним ваш покорный слуга. Не знаю, как Женька, но я в силу своей природной наивности мечтал о том, чтобы “залетчики” были всегда!

Говорится же в Библии — не возжелай зла ближнему своему!

Поэтому залеты сыпались на мою голову, как из рога изобилия…

И как следствие, Женьке приходилось таскать ящик с боеприпасами и меня в придачу. Что с учетом его богатырских габаритов было не очень уж обременительно.

Обычно выдвижение на учебное место совмещалось с пробежкой строя в колонну по три. Что при наличии штатного вооружения, комплекта ОЗК и шанцевого инструмента, малой пехотной (саперной) лопатки — МПЛ было упражнение воспитывающее выносливость в будущих командирах Пограничных войск.

По мерам безопасности, метающий гранаты должен быть в стальном шлеме — каске.

Поэтому мы получили в оружейке (Комнате хранения оружия) ещё и каски в придачу ко всему прочему снаряжению.

Наш с Женькой удел был бежать с ящиком боеприпасов позади строя в клубах пыли поднимаемой нашим подразделением. Это реально напрягало.

С учетом немилосердного южного солнышка, которое стабильно поддерживало температуру более 30ºС в тени.

А по дороге на стрельбище с тенью была напряжёнка, так как к концу лета выгорала вся возможная растительность пустыни Мойынкум.

После пятнадцати минут бега в таких условиях, мозг под кепкой цвета хаки, отяжеленной каской, перегревался и включался автопилот, позволяющий тупо переставлять ноги.

Последним усилием воли выбрасываешь ногу в кирзовом сапоге вперед, пока она летит — отдыхаешь.

Потом следующий бросок. Ощущения нереальные, полнейшая нирвана.

Женька пер вперед, как двухжильный мул. На его левой руке болтался ящик с гранатами и я, как балласт. Он не понимал, что чем дальше мы бежим от строя, тем меньше пыли в наших легких.

Однако объяснить эму это в таком темпе бега было невозможно, поэтому я тормозил его продвижение, как мог.

* * *

По прибытии на учебное место, преподаватель объяснял тему практического занятия по успешно пройденным и моментально забытым теоретическим разделам Огневой подготовки.

Показывал, как правильно выполнять необходимые приемы и упражнения. И мы приступали к тренировкам, так сказать, для закрепления теоретических знаний и получения практического опыта.

Зная феноменальную способность курсантского организма к систематическому выветриванию любых знаний, преподаватели пытались довести наши действия до автоматизма.

Чтобы мы не пытались напрягать извилины серого вещества в наших черепных коробках, а работали, как механизмы, направленные на выполнение военных или боевых задач.

Спинной мозг, благодаря своей рефлекторной функции, усваивает механические движения практически моментально, максимум после трех повторений. Тем не менее, отцы-командиры перестраховывались и мы, раз за разом, ещё и ещё, всё повторяли и повторяли нудные упражнения.

Выйти на огневой рубеж, достать гранату из подсумка, граната в правой руке, левой сымитировать вворачивание запала, также левой рукой сымитировать выдергивание кольца предохранительной чеки, далее — имитация броска.

— На исходную, следующая пара!

— Закончить упражнение! Переходим к броскам!

Далее следовали броски имитационных болванок.

Выйти на огневой рубеж, достать гранату-болванку из подсумка, болванка в правой руке, левой рукой сымитировать вворачивание запала, также левой сымитировать выдергивание кольца чеки, далее бросок.

Сначала броски были просто на дальность метания.

Наши юные организмы откликнулись на них молодецкой удалью.

Дальность в пятьдесят метров и выше не была пределом!

Отрывались от души. Первые два броска пробных, третий на оценку.

— Закончить упражнение! Переходим ко второму огневому рубежу!

Начались тренировки по метанию ручных гранат в цель!

Выйти на огневой рубеж, достать гранату-болванку из подсумка, болванка в правой руке, левой рукой сымитировать вворачивание запала, также левой сымитировать выдергивание кольца чеки, далее бросок в цель: в траншею противника, в окно строения, в амбразуру ДОТа…

Первые два броска пробных, третий на оценку.

— Закончить упражнение! Переходим к следующему огневому рубежу…

Ощущение бесконечности и методичности происходящего просто нереальное…

Чувствуешь, что все человеческое в тебе умирает за ненадобностью и ты становишься роботом, этакой боевой машиной пехоты!

Уяснил задачу, вышел на рубеж — выполнил!

— На исходную, следующая пара!

— Закончить упражнение! Сдать болванки!

Как! Почему?! Неужели все?

Но это было только начало.

Преподаватель выстроил нас в две шеренги и голосом, нетерпящим возражений, вселил в нас божественный трепет:

— Приступаем к метанию БОЕВЫХ гранат!

Он кратко пересказал нам тему №3: «Ручные гранаты. Противопехотные и противотанковые гранаты. Способы их применения».

Теоретическое отступление из курсантского конспекта: Ручные гранаты классифицируются по назначению на противопехотные (оборонительные Ф-1, РГО и наступательные РГД-5, РГН) и противотанковые.

Устройство:

1. Корпус (Ф-1, РГО — чугунный, литой и РГД-5, РГН из штампованной листовой стали);

2. Запал — УЗРГМ (унифицированный запал ручной гранаты, модифицированный);

3. Взрывчатое вещество.

Тактико-технические характеристики гранат:

1. Вес: — Ф-1 — 600 грамм, РГО — 420 грамм, РГД-5 — 310 грамм, РГН — 310 грамм;

2. Тип срабатывания: Ф-1 и РГД-5 — дистанционного действия, новые образцы — РГО и РГН — ударно-дистанционного действия;

3. Время дистанционного действия: оборонительные — 3,2-4,2 секунды, наступательные — 3,3-4,3 секунды;

4. Радиус убойного действия осколков: оборонительные — 200 метров, наступательные — до 25 метров.

Позволю себе опустить меры безопасности и методы применения ручных гранат, чтобы не отнимать много вашего времени, дорогие друзья!

* * *

Два солдатика, из роты обеспечения полевого учебного центра, подтащили ящик с гранатами и ящик с запалами.

Мой мозг позеленел от зависти и несправедливости. Значит, как ящик с болванками таскать, так это мы со Старчевусом, а как с боевыми гранатами, так это солдатики на машине доставят.

Вот блин армия! А слабо было и болванки в кузов закинуть!?

Тогда я еще не понимал, что, если бы не моя вечная везучесть, которая приучила мой дерзкий организм меньше думать и задавать глупые вопросы, мне во сто крат бы было тяжелей при дальнейшей службе.

Преподаватель открыл зеленый ящик, достал один корпус гранаты, взял один запал и в очередной раз продемонстрировал, как необходимо снаряжать гранату и производить бросок.

Все свои действия он сопровождал комментариями:

— Выйти на рубеж метания гранаты, достать гранату из подсумка, граната в правой руке, левой вворачиваем запал, также левой рукой выдергиваем кольцо чеки, далее следует бросок.

— Запрещается трогать гранату, упавшую, но не взорвавшуюся после выдергивания чеки.

— Если предохранительная чека выдернута, граната подлежит уничтожению.

— Разряжать можно только те гранаты, у которых не выдергивали кольцо с чекой.

— Застава остается в укрытии на безопасном расстоянии, ко мне на рубеж гранатометания выдвигается получивший гранату и запал.

— Категорически запрещается снаряжать гранату без команды, запал без команды не вворачивать!

— Застава, в укрытие!

Мы резво спрыгнули в траншею в полный профиль, подгонять никого не пришлось!

По спине прошел противный холодок — гранаты БОЕВЫЕ!

Первым на рубеж с подполковником двинулся заместитель начальника учебной заставы старший сержант Крестин. Он уже отслужил два года срочной службы и вместо демобилизации из рядов Пограничных войск решил стать офицером. Написал рапорт и приехал к нам в училище. Видать, полученного в сержантской школе потолочного звания сержанта для него было мало.

Стас четко выполнил упражнение и зафитилил боевую гранату, получив заслуженную пятерку в ведомость.

Первый разрыв вывел меня из оцепенения, вернув в действительность происходящего.

Стас возвращался с рубежа, преподаватель махнул рукой: — Следующий!

Получив у бойцов, под роспись в ведомости, корпус и запал, к рубежу двинулся командир нашего первого отделения. Андрей тоже был из служивых, но не с таким богатым опытом, как Крестин.

Следующим должен был идти Женька, а потом я!

Разрыв, широкая спина Старчевуса удаляется…

И вот, в мои руки ложится шариковая ручка, машинально ставлю подпись около пальца солдатика, которым он тычет в ведомость выдачи.

Ручку забирают и в мою правую ладонь ложится леденящий корпус и вот он, в левой ладони, запал к этой смертельной игрушке. Не помню, как я коротко отчеканил: «Курсант Бочаров ручную гранату и запал к ней получил, осмотрел!», как уложил их в сумку для гранат, так давно пустовавшую у меня на ремне. Помню лишь отрезвляющий и побуждающий возглас подполковника:

— Следующий!

Навстречу движется ничего не выражающее лицо Женьки, но глаза подозрительно по пять копеек!

Даже его флегматичный характер данная процедура цепанула.

Машинально спрашиваю: — Ну как?

— Нормально, пять! — так же на автомате отвечает он.

Все, я на рубеже.

Передо мной бетонное укрытие, стена где-то по грудь. Докладываю о прибытии на рубеж, на полуслове обрываемый командой преподавателя:

–К бою! Подготовить гранату!

Вынимаю из сумки недавно полученный боеприпас, вывинчиваю пробку из трубки корпуса гранаты, в руках появляется противный и несвойственный мне до этих времён тремор. Запал никак не хочет попадать в отверстие корпуса. Наконец попал, ввернул, докладываю:

–Курсант Бочаров к метанию гранаты готов!

–Гранатой, ОГОНЬ! — побуждает к действию подполковник.

Граната в правой руке, левой выдергиваю предохранительное кольцо чеки, размахиваюсь, бросок.

Граната летит через бетонное укрытие и предательски падает в метрах восьми от него.

Я тупо смотрю, как она медленно катится в сторону воронок, которые поразительно далеко.

Подполковник, видя такую подляну, что-то кричит рядом.

У меня просто столбняк, я не слышу и не понимаю его.

Смотрю, как катится БОЕВАЯ ГРАНАТА!

Преподаватель среднего роста, полненький. Я длинный и худой.

Он виснет у меня на плечах и пытается меня согнуть своим весом за укрытие.

Я тупо стою и смотрю, как заворожённый на дымок из запала гранаты, катящейся уже в мою сторону…

Подполковник бьет меня под коленки, я складываюсь как карточный домик. Он наваливается на меня сверху.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги По призванию Офицер, или Как жить нельзя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я