На протяжении многих столетий травы и деревья были источником лекарств от самых разных заболеваний. Но применять растительные лечебные средства надо правильно и осторожно. Дмитрий Макунин не только рассказывает, как, когда и в какой дозировке можно применять настои, настойки, отвары и навары, но и приводит иллюстрации более 30 самых распространенных целебных и опасных растений. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Травы лечат предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
В оформлении обложки использованы фотографии:
Anatoliy Vlasov, Valentina_G, Hitdelight, Elle_K, fotoknips, Louis Parkerson / Shutterstock.com
Используется по лицензии от Shutterstock.com
Во внутреннем оформлении использованы фотографии и иллюстрации: Anton U, avoferten, dabjola, emberiza, Emilio100, garmoncheg, GoodStudio, Gummy Bear, Hortimages, Imageman, Ines Behrens-Kunkel, iztverichka, jaroslava V, JPC-PROD, Kaya Gach, Kletr, Kozlik, Lopatin Anton, Mageon, Malivan_Iuliia, Nadezhda Nesterova, Nella, nld, Ok Sotnikova, Olga Popova, Petr Salinger, Picture Partners, ppl, Robert Biedermann, Scisetti Alfio, SeDmi, Snowbelle, spline_x, Stephane Bidouze, Svetoslav Radkov, Tamara Kulikova, Tatiana Volgutova, Toni Genes, Totokzww, KarolinaCcc / Shutterstock.com Используется по лицензии от Shutterstock.com
© Макунин Д.А., текст, 2021
© ООО «Издательство «Эксмо», 2022
Введение
Все, что природа накопить сумела,
Незримо входит и в природу тела.
На протяжении многих столетий наши предки, не знавшие таблеток, умели находить в природе снадобья от самых разных недомоганий. Занимаясь сбором трав, ягод, кореньев, плодов и т. д., люди пытались с их помощью не только утолить голод и поддержать свое существование, но и избавиться от страданий, причиняемых всевозможными болезнями, отмечая методом проб и ошибок ядовитые или лечебные свойства того или иного растения. Со временем люди научились запоминать и сопоставлять имеющуюся связь между причиной и следствием. Например, стали замечать, что некоторые растения вызывают рвоту, расстройство желудка или же, наоборот, снимают боль. При этом, исходя из той или иной особенности растения, ему давали определенное название, указывающее на какой-либо внешний отличительный признак (окраска, форма цветков, плодов, листьев), характерный запах или вкус, основное место произрастания, лечебное действие и тому подобное.
Так постепенно зарождалось искусство народной фитотерапии и формировался определенный арсенал ее лечебных средств. И когда человечество достигло начальных ступеней цивилизации, а в обществе появились первые врачи, именно этот метод исцеления больных стал и долгое время оставался основным.
Вначале накопленные знания передавались устно от учителей к ученикам, а впоследствии, когда появилась письменность, стали создаваться специальные трактаты, всевозможные травники и лечебники.
Долгое время (практически до конца XIX века) в медицине отсутствовали научные методы, с помощью которых можно было бы четко отличить истинно ценные лекарства от тех, которым лечебное действие только приписывалось. Но врачи древности на основании собственных впечатлений и многовекового опыта народного использования разнообразных лекарственных растений постоянно выделяли лучшие и по возможности искали среди доступных им растений новые, еще более эффективные. Так, великий древнегреческий врач Гиппократ (460–377 гг. до нашей эры) описал и рекомендовал около 250 лекарственных растений, знаменитый древнеримский врач Клавдий Гален (131–201 гг. до нашей эры) — около 450 видов, а в трактате «Бэнь-цао-гань-му» известного китайского фармаколога XVI века Пин-ху их описано уже 1892 вида.
Практически все используемые сегодня лекарственные растения были известны уже в глубокой древности. Так, еще римский врач Квинт Серен Самонин (III век н. э.) применял для лечения ран листья и кору вяза, поскольку «склеить смогут у раны края или зелень, или лыко от вяза», а в VIII веке в своей поэме «Медицинские заметки» миланский архиепископ Бенедикт Крисп при заболеваниях суставов рекомендовал:
Если бедро человека свои же шаги нарушает,
И, проходя по костям, вырастает свирепая влага,
С дерева вяза кору научись добывать осторожно,
С нею марену смешай и, радуясь, выпей лекарство.
Знаменитая врачевательница XII столетия Хильдегарда фон Бинген (Св. Хильдегарда Бингенская) также не обошла своим вниманием целебные свойства этого дерева. Тем, у кого «язык больше не может говорить», то есть страдающим афазией (нарушением речи вследствие различных внутренних процессов, чаще всего инсульта), она советовала «замочить свежие молодые листья вяза в холодной воде и пить ее, и речь восстановится».
Издавна в лечебных целях широко использовались сосна, ель, кедр и другие хвойные деревья. Так, по утверждению Авиценны (980–1037 гг. до нашей эры), дым от сжигания сосны «заполняет язвы в глазу и укрепляет зрение». Сосновую кору применяли в качестве вяжущего средства, а смолу (живицу) жевали для укрепления зубов, десен и для дезинфекции полости рта, лечили ею раны и различные опухоли. Коренным народам Сибири были хорошо известны противоцинготные свойства хвои, а Гиппократ советовал больным туберкулезом подольше находиться в хвойном лесу.
Как эффективное лекарственное растение у многих народов была известна и полынь горькая. О ее целебных свойствах хорошо знали врачи Древнего Египта, Греции и Рима, где ее использовали в качестве средства для укрепления желудка. В Китае полынь носили в сандалиях, считая, что таким образом можно восстановить аппетит, а также широко использовали цзю-терапию — метод прижигания рефлексогенных зон тела специальными полынными сигаретами. В XII веке арабские медики назначали полынь для восстановления аппетита, дробления камней в почках, лечения алкоголизма, опухолей мозга, заболеваний глаз. Так, известный арабский врач ибн Баттар Абу Мухаммед Абдиллай ибн Ахмад утверждал, что если полынь «растолочь, завязать в хлопчатобумажную тряпочку и опустить в кипяток, а затем прикладывать к глазу, где кровоизлияние, то оно быстро пройдет». Великий врач и ученый Абу Али ибн Сина (Авиценна) считал, что «при появлении в организме ребенка глистов, избавиться от них можно при помощи настоя полыни на молоке». Сок полыни или ее отвар он рекомендовал для улучшения слуха, а лекарственные повязки из полыни советовал прикладывать «на печень, живот и бок, и они помогают от боли в этих органах». Средневековым врачам были известны и многие другие лечебные свойства отвара полыни. Так, в XI веке врач и ботаник Одо из Мена (Мацер Флоридус) в своей поэме «О свойствах трав» в частности отмечал:
Как бы ее не принять — укрепляется вскоре желудок.
Лучше, однако, трава, коль отваришь с водой дождевою
И перед самым принятьем остудишь под небом открытым.
Гонит он также глистов и смягчает желудок, а если
Примешь ты этот отвар, — непомерную боль успокоишь.
И селезенке поможет, коль с уксусом выпита будет…
И унимает к тому же холодный озноб лихорадки.
В древнерусской медицине полынь горькая считалась лекарством от всех болезней, то есть фактически панацеей. Так, в одном древнерусском лечебнике содержится следующая рекомендация: «Возьми полынь траву зеленую, да вари ее в меду пресном; да соком полынным пой человека на тоще сердце. А полынь траву толки в ступе, да выжми из него соку с полведра, да пари в меду гораздо, всякую болезнь лечит притчею, и сердце, и бельмо гонит и всякую нутряную болезнь, давай по полу ложки на тощую утробу пить». Сок полыни древнерусские лекари считали хорошим ранозаживляющим средством. Настои и настойки этого растения широко применялись при гастритах, ревматизме, лихорадке, подагре и при многих других болезнях.
И в наше время это растение занимает почетное место в арсенале официальных лекарственных средств, присутствуя в фармакопеях более двух десятков стран.
Древние греки и римляне знали и весьма высоко ценили за уникальные лечебные свойства и девясил. Целители средневекового Востока рекомендовали это растение для улучшения настроения, укрепления сердца и половой потенции. Абу Али ибн Сина (Авиценна) считал сок девясила очень полезным при заболеваниях легких, а настой — при лечении астмы. Сушеный корень девясила он рекомендовал в качестве эффективного противоглистного средства, а отвар корней с медом — как отхаркивающее. В европейских странах это растение использовали для улучшения секреции желез желудка и кишечника, а также в качестве противовоспалительного средства при бронхитах. Спиртовая настойка девясила рекомендовалась при сердцебиениях, головных болях, коклюше, эпилепсии и как средство, предупреждающее преждевременные роды. В средневековой Германии корни девясила употребляли в виде чая при заболеваниях легких и как противоглистное средство, а мазь из корней — при лечении экземы и кожного зуда. Кроме того, согласно утверждению все того же Одо из Мена:
Регулы он очищает, когда выпивается средство.
Он — мочегонное также и плод недоношенный гонит.
И, говорят, девясил в животе размягчает завалы.
Боль, что гнездится в тазу, тертый корень приложенный лечит;
Листьями этой травы, что варились в винном нектаре,
Почки укутать полезно тому, кто страдает нефритом.
Если из корня его порошок изготовить и с медом
Съесть, прекращается кашель, а также еще и одышка;
Если же сок из него принимается с соком из руты,
То, утверждают: питье исцелить помогает разрывы.
К этому растению всегда относились с большим почтением и на Руси. В народе верили, что эта трава имеет девять волшебных исцеляющих сил, а потому величали растение девясилом и использовали для лечения различных недугов. Например, древнерусские лекари, если «кому будет кила (грыжа)», рекомендовали: «отыщи и собери в поле девясила корень свежий, измельчи его, заверни в платок чистый, да соку выжми в плошку, а к тому добавь фирьятика немного да разведи в пиве теплом и давай больному пить по три утра натощак по ковшику».
Древнейшим лечебным средством, применяемым при самых разнообразных заболеваниях, является и подорожник большой. Он был известен в древнеегипетской, древнекитайской, древнегреческой, древнеримской, а также в арабской, персидской и древнерусской медицине. Так, уже в XII веке до нашей эры в Китае специальные сборщики заготавливали листья и семена подорожника. На протяжении многих веков его считают целебным растением, обладающим огромной исцеляющей силой. Древнегреческие и римские врачи применяли семена подорожника для лечения расстройства кишечника. Авиценна считал, что листья подорожника способствуют остановке кровотечения, заживлению ран, застарелых и свежих язв, помогают избавиться от крапивницы, сок его успокаивает боль в ушах и помогает при лечении флегмоны, полоскание отваром уменьшает зубную боль, а семена помогают при кровохарканье.
Эффективным лекарством от многих недомоганий считала подорожник и Хильдегарда фон Бинген: «если паук или другой вредитель кусает человека, необходимо немедленно потереть место укуса раздавленным листом свежего подорожника», а при сильных болях — «сварить листья подорожника в воде, а потом, когда вода будет отжата, положить их теплыми на место, которое болит».
Подорожник широко применяли и древнерусские лекари. Так, в случае если «будет корь», они рекомендовали следующее средство: «Подорожник столкни и смешай с уксусом и тем мажь».
К числу древнейших лекарственных растений принадлежит и солодка. Большим почетом это растение пользовалось уже в древнекитайской медицине. Солодковый корень, по мнению китайских врачей, омолаживает организм, поэтому «сладкая трава» ценилась так же высоко, как и женьшень. Особенной славой солодка пользуется и в тибетской медицине. В древнейшем трактате «Чжуд-ши» (VIII–IX вв.) указывается, что препараты из ее корней «упитывают, придают цветущий вид, способствуют долголетию и лучшему отправлению шести чувств». Тибетские врачи издавна применяют препараты солодки в качестве мягчительных и отхаркивающих средств, а также как противоядие. Корни солодки часто упоминаются в древнеегипетском папирусе Эберса (XVI век до нашей эры). Их широко применяли для лечения различных болезней врачи Древней Индии. Хорошо была известна солодка и древним грекам, которые приобретали ее у скифов, отсюда еще одно название этого растения — «скифский корень». Ее включали в свои прописи Гиппократ, Клавдий Гален, Диоскорид и другие врачи древности, которые часто добавляли экстракты из корней солодки во все лекарства, считая, что она усиливает действие других лекарственных компонентов.
С давних времен это растение использовали в качестве отхаркивающего и легкого послабляющего средства, при туберкулезе легких и сухих бронхитах, при лечении болезней желудка и как противоядие при отравлении мясом и грибами. Авиценна считал, что для маленьких детей корень солодки «очень полезен при затруднении прорезывания зубов и воспалении десен…, который можно применять отдельно, протирая им полость рта».
Богатую историю лечебного использования имеет и крапива двудомная, которая, по мнению Арнольдо да Вилланова (1250–1313), автора знаменитого «Салернского кодекса здоровья», помимо всего прочего, «верную помощь дает при различных болезнях суставов», а также тысячелистник, зверобой, горец птичий (спорыш), береза, дуб и многие-многие другие…
И в наши дни лечебные средства, приготовленные на основе различных дикорастущих растений, не утратили своего былого значения. Они по-прежнему служат хорошим подспорьем в лечении разного рода хронических заболеваний, а в экстремальных ситуациях могут стать эффективным, а порой и единственным средством для оказания первой помощи.
Но чтобы получить при этом желаемый эффект, следует хорошо знать внешние отличительные признаки того или иного лекарственного растения, способы приготовления и применения лечебных средств, их целебные и побочные свойства, а также показания и противопоказания к их использованию. Безграмотное и бесконтрольное применение лекарственных растений может оказаться не только малоэффективным, но и опасным для здоровья.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Травы лечат предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других