Период перестройки в СССР обычно привлекает внимание произошедшими политическими изменениями – экономические реформы остаются в тени, детальное их содержание широкой публике неизвестно. По этой причине чёткого представления о том, в чем же состояла суть «экономической перестройки», ни в научной, ни в публицистической литературе нет. Что же представлял из себя период с 1985 по 1991 гг. – попытки укрепить и усовершенствовать социализм либо методичный курс по переходу к рынку? Какие у советского руководства в 1985 г. были проекты будущего экономического развития нашей страны? С какой экономикой СССР подошел к роковому декабрю 1991 г. – социалистической или рыночной? Для чего до перестройки планировали создать мировую «единую социалистическую валюту» и транснациональные социалистические корпорации, а в период перестройки в СССР по аналогии с ФРС США пытались создать Резервную систему и отказаться от обеспечения советской валюты? Каким образом иностранный капитал смог поглотить советский рынок? Рассмотрим данные и иные проблемы с позиции истории права. В авторской редакции В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Юридические основы формирования рыночной экономики в СССР в период перестройки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава IV. Реформа гражданского законодательства
§ 1. Изменение законодательства о юридических лицах
А. Появление коммерческих юридических лиц. Преобразование министерств в юридические лица
Виды юридических лиц, существовавших в советской правовой системе, обуславливались плановой системой хозяйствования в СССР.
В период новой экономической политики, когда наряду с курсом на построение социализма допускались элементы рыночных отношений[152], ГК РСФСР 1922 г.[153] предусматривал существование не только государственных предприятий (ст. 19), но и «частных учреждений с правами юридических лиц» (ст. 15). Однако после построения социализма в СССР о существовании «частных учреждений» не могло идти и речи.
По этой причине Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик (в ред. 08.12.1961 г.)[154] к юридическим лицам относили (ст. 11):
— государственные предприятия и иные государственные организации, состоящие на хозяйственном расчете, имеющие закрепленные за ними основные и оборотные средства и самостоятельный баланс; учреждения и иные государственные организации, состоящие на государственном бюджете и имеющие самостоятельную смету, руководители которых пользуются правами распорядителей кредитов (за изъятиями, установленными законом); государственные организации, финансируемые за счет иных источников и имеющие самостоятельную смету и самостоятельный баланс;
— колхозы, межколхозные и иные кооперативные организации и их объединения, другие общественные организации, а также в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и союзных республик, предприятия и учреждения этих организаций и их объединений, имеющие обособленное имущество и самостоятельный баланс;
— государственно-колхозные и иные государственно-кооперативные организации.
Тот же перечень юридических лиц закрепляли гражданские кодексы союзных республик, и в частности, ГК РСФСР 1964 г.[155]
Принципиально изменился круг юридических лиц в период перестройки. Эти изменения произошли по двум направлениям: изменение правового статуса существующих юридических лиц и появление новых организационно-правовых форм.
Изменение правового статуса существующих юридических лиц.
Государственные предприятия.
Государственные предприятия являлись основой социалистической экономики во многих странах.
Закон ВНР 1977 г. о государственном предприятии устанавливал, что государство осуществляет хозяйственные функции через создаваемые им государственные предприятия. Само государственное предприятие именовалось законом «хозяйственным предпринимателем государства», который должен вести планомерную, рентабельную и прибыльную деятельность[156].
Польский закон о государственном предприятии определял, что государственное предприятие является основной организационной единицей, обеспечивающей удовлетворение общественных потребностей[157].
В СССР, как уже отмечалось, с принятием Закона от 30.06.1987 № 7284-XI «О государственном предприятии (объединении)» кардинально изменился правовой статус данных юридических лиц. Теперь они осуществляли свою деятельность с учетом новых экономических и юридических условий:
— предприятия действовали на условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования;
— показателем рентабельности предприятий являлась исключительно прибыль;
— полученная прибыль после осуществления необходимых взносов («хозрасчетный доход») распределялась работниками предприятия по своему усмотрению, заработная плата максимальным размером не ограничивалась;
— предприятия самостоятельно утверждали свои планы хозяйственной деятельности, а вышестоящие планы более не носили директивного характера;
— предприятия имели право реализовывать произведенную продукцию и оказывать услуги не только по централизованным, но и по свободным (договорным) ценам;
— предприятия должны были учитывать конъюнктуру рынка (спрос и предложение) и осуществлять рекламу своей продукции (услуг);
— предприятия получали выход на внешний рынок и могли аккумулировать иностранную валюту для международных расчетов, брать в банке кредиты в иностранной валюте и переводных рублях. Допускалось сотрудничество как с социалистическими, так и с капиталистическими странами.
В отношении той самостоятельности, которую теперь получали госпредприятия (объединения), можно привести слова Председателя Совета Министров СССР Н. И. Рыжкова во время доклада в Верховном Совете СССР о содержании обсуждавшегося закона о госпредприятии: «… придется взяться всерьез, по-настоящему за изучение рынка, завоевывать потребителя, постоянно поддерживая высокий технический уровень и качество своей продукции. Иначе не заработаешь теперь средства, необходимые для своего производственного и социального развития, оплаты труда»[158].
То есть государство в условиях существующей плановой экономики практически отказывалось от какого-либо воздействия на предприятия, что превращало государственные предприятия в коммерческие организации[159].
В литературе периода перестройки прямо говорилось, что в условиях «ориентации на создание жизнеспособной рыночной экономики» принципиально меняется сущность и роль государственных предприятий[160], которые необходимо наделить торговой (коммерческой) правосубъектностью[161], а вместе с этим восстановить и другие типы «торговых товариществ»: полное, с ограниченной ответственностью, коммандитное, артельно-кооперативное и т. д.[162] Также заявлялось, что несамостоятельность государственных предприятий в условиях рыночной экономики не может иметь место[163]. То есть коммерческая сущность государственных предприятий не только признавалась, но и считалась отправным шагом в реставрации капиталистической системы хозяйствования в СССР.
Однако в юридической среде имелись и более взвешенные подходы, исходившие из того, что безграничной «свободы» у госпредприятий быть не должно, иначе они не будут считаться с общегосударственными интересами[164]. К сожалению, эти здравые призывы услышаны не были — рыночными инструментами госпредприятие не стимулировалось в рамках социализма, а «выводилось» из него.
Практика функционирования государственных предприятий в условиях нового правового статуса показала, что предприятия стали необоснованно завышать цены на продукцию, пользуясь правом на применение договорных цен и выдавали продукцию за новую или модернизированную, хотя по технико-экономическим показателям и потребительским свойствам она почти не отличалась от прежней[165]. Кроме того, возможность использования договорных цен приводила к вымыванию дешевого ассортимента товаров[166].
Также предприятия с целью фактического получения дополнительного материального стимулирования за перевыполнение планов, используя свое право на самостоятельное их составление, принимали планы с заведомо заниженными показателями[167].
Кооперативы. Также обращалось внимание на коренное изменение правового статуса кооперативов в период перестройки.
Закон о кооперации в СССР (вступил в силу с 1 июля 1988 г.) на время превратил данные юридически лица в главный двигатель рыночных отношений, и это неслучайно, поскольку, по справедливому замечанию П. А. Панкратова и Н. В. Козловой, «избранная организационно-правовая форма производственного кооператива была признана наиболее приемлемой в силу своей демократичности, понятности для населения и видимой лояльности для политической системы, до того времени признававшей иные формы кооперации (потребительская, сельскохозяйственная кооперация)»[168]. Официально принятие закона о кооперации оправдывалось благими целями, в том числе, необходимостью вовлечения в сферу производства лиц, которые не могут работать в госсекторе: пенсионеров, студентов, домохозяек, инвалидов и учащихся[169]. В то же время признавалось «капиталистическое» содержание легализуемых кооперативов, поскольку предполагалось «восстановление роли товарно-денежных отношений и рынка, которые должны стать преобладающей формой экономических взаимосвязей кооперативных товаропроизводителей с потребителями»[170].
Кооперативы получили право:
— заниматься практически любыми видами деятельности;
— получать прибыль в неограниченном размере;
— использовать свободные (договорные) цены;
— свободно планировать свою хозяйственную деятельность;
— создавать собственные банки;
— выпускать ценные бумаги;
— беспрепятственно выходить на внешний рынок;
— свободно аккумулировать и использовать иностранную валюту, в том числе, получать банковские кредиты в иностранной валюте и переводных рублях.
Предоставленный кооперативам юридический статус означал легализацию частной собственности в СССР. Именно этот факт — наличие частной собственности у кооператоров — послужил в дальнейшем аргументом в пользу официального признания частной собственности при разработке закона о собственности в СССР[171].
При подготовке первоначальных проектов закона о кооперации в СССР ни о какой их «капиталистической начинке» речь не шла — они не могли выпускать ценные бумаги, создавать банки, использовать иностранную валюту, на кооперативы возлагалась обязанность реализовывать произведенную продукцию (работы, услуги) не только по свободным, но и по централизованно установленным ценам[172]. Также в традициях юридической техники 1960-х — середины 1980-х гг. проект закона о кооперации начинался с пространной преамбулы, в которой, в частности, указывалось: «Кооперация в СССР, являясь одной из форм социалистического хозяйства, имеет большое значение в удовлетворении потребностей народного хозяйства и населения в сельскохозяйственной продукции, сырье, товарах народного потребления, оказании различного рода услуг»[173].
В одном из первоначальных, «социалистических», проектов закона о кооперации, подготовленном сотрудниками ВАСХНИЛ, кооперативы не наделялись абсолютной свободой в планировании хозяйственной деятельности, они были связаны плановыми нормативами. В этой связи абз. 1 ст. 20 проекта предусматривал: «Кооператив ведет свою хозяйственную деятельность на основе плана. Планы составляет кооператив на основе и с учетом доводимых до него плановых показателей и лимитов»[174]. Неслучайно опыт функционирования кооперативов в социалистических странах подтверждал полную совместимость кооперативной самостоятельности и плановой экономики — производственные кооперативы ремесленников ГДР осуществляли производство на основании плановых заданий, получаемых от районных государственных органов[175]. Схожий порядок функционирования кооперативов был в Чехословакии с той лишь разницей, что плановые задания там доводились не напрямую каждому кооперативу, а возглавлявшим кооперативы Чешскому и Словацкому союзам производственных кооперативов, которые распределяли задания уже непосредственно между кооперативами[176]. Однако затем в процессе подготовки закона о кооперации была высказана точка зрения, что государство должно воздействовать на кооперативы исключительно экономическими методами и не должно иметь место «прямое вмешательство в вопросы хозяйственного и социального развития, навязывание сверху каких-либо планов, заданий и прочих административно-бюрократических разверсток»[177].
Министерство хлебопродуктов СССР, желая максимально юридически «вписать» правовое регулирование деятельности кооперативов в социалистические рамки, предложило включить в закон о кооперации статью «Права и обязанности кооператива в области ценообразования». Статья должна была предусматривать, что кооперативы должны руководствоваться основными принципами государственного управления и государственного регулирования цен; цены должны отражать общественно необходимые затраты на производство продукции; кооперативы должны нести ответственность за строгое соблюдение дисциплины цен и не допускать их завышения[178]. Аналогичным был подход некоторых аналитиков-экономистов — цены и тарифы на кооперативную продукцию должны базироваться на государственных ценах с применением определенных границ: верхней и нижней планки[179].
Следующий проект закона о кооперации в СССР предлагал более «мягкий» подход государства к закреплению правового регулирования ценообразования в кооперативах — появилась специальная статья «Цены и ценообразование», которая устанавливала право кооперативов на реализацию продукции (услуг, работ) по договорным ценам, а централизованные цены рассматривались лишь как исключение и только в случае исполнения государственного заказа; кооперативам разрешался выпуск и размещение ценных бумаг, создание кредитных кооперативов и кооперативных банков; кооперативы получали право непосредственного выхода на внешний рынок, в том числе, с помощью экспортно-импортных операций и создания совместных предприятий; кооперативам допускалось накапливать и использовать на собственные нужды иностранную валюту[180].
Положение закона о кооперации о возможности учреждать кооперативные банки было отрицательно воспринято Госбанком СССР, который справедливо указал, что данная норма противоречит Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 821, предусматривающему монопольное осуществление Госбанком СССР централизованного планового управления денежно-кредитной системой страны, проведение единой кредитной политики государства и координацию деятельности специализированных банков. На этом основании Госбанк СССР предложил прописать в законе о кооперации норму, согласно которой кооперативный банк осуществляет кредитно-расчетное обслуживание кооперативов в порядке и на условиях, определяемых Госбанком СССР[181].
Рыночное содержание создаваемых кооперативов предопределялось также тем, что при подготовке закона о кооперации в СССР разработчиками детально анализировался и учитывался опыт, в первую очередь, капиталистических стран[182] и лишь затем — социалистических[183]. В справке «Роль кооперации в экономике капиталистических стран»[184] указывалось, что за рубежом кооперативы имеют полную свободу — государство практически не вмешивается в деятельность кооперативов, а существующие формы воздействия являются сугубо экономическими — через налоги, кредиты и т. д.[185] Более того, государство экономически поощряет кооперативную деятельность, устанавливая льготное налогообложение и предоставляя субсидии[186]. В СССР государство лишь посредством налогообложения пыталось регулировать уровень цен, используемых кооперативами — в 1989 г. для кооперативов были установлены налоговые льготы по налогу на прирост средств, направляемых на оплату труда. Если кооператив реализовывал свою продукцию, работы и услуги по ценам, не выше государственных, то он получал льготу в виде понижения налога на 20 %; если ниже государственных — на 30 %[187].
Советское государство также иными способами активно поддерживало кооперативное движение, правда, часто это делалось за счет различных отраслей экономики или в ущерб им. Например, 5 мая 1989 г. решением Госплана СССР из агропромышленного сектора были изъяты и переданы Центросоюзу для продажи кооперативам: 20 тысяч тракторов, 10 тысяч грузовых автомобилей, 1100 экскаваторов, 1677 бульдозеров[188]. Также при подготовке закона о кооперации предлагалось учредить Государственный банк для финансирования и развития кооперации, который открывал бы специальные счета для различных видов и типов кооперативов[189].
Практика функционирования кооперативов показала, что предоставленный им по закону правовой статус использовался для злоупотреблений и только усугублял разбалансированность рынка. Например, во многих кооперативах были необоснованно высокие заработные платы сотрудников и членов кооператива (до 3600 руб. и выше); процветала спекуляция в виде перепродажи купленной по государственным ценам продукции, причем наценки на продукцию достигали 1500 %; сами кооперативы в большинстве случаев были нацелены не на производство товаров и оказание услуг, а именно на посредническую спекулятивную деятельность с целью получения быстрой наживы[190] — негласным лозунгом кооперативов было «делать не товары, а деньги», что в итоге привело к углублению товарного дефицита и росту хозяйственной преступности[191]. Кооперативы уклонялись от уплаты налогов, нарушали порядок распределения доходов[192], выпускали продукцию низкого качества[193]. Распространенной была практика создания кооперативов на базе государственных предприятий не с целью дополнительного производства товаров, а с целью реализации произведенной предприятием продукции не по государственным, а по свободным ценам[194]. Стремление быстрой наживы приводило не к направлению прибыли на дополнительное производство, а к её переводу в заработную плату — с каждого заработанного рубля 70–90 % шли на доходы кооператорам. В результате выпуск продукции, например, легкой промышленности был в 7 раз меньше, чем на аналогичных государственных предприятиях[195].
Для борьбы со спекуляцией, осуществляемой кооперативами, Верховный Совет СССР принял специальное постановление, которое, однако, не изменило коренным образом ситуацию[196].
Кооперативы активно пользовались банковским кредитом, предпочитая при этом его не возвращать, — например, в Латвии в 1988 г. республиканским банком было выдано кооперативам 156 миллионов кредитных рублей, а возвращено заемщиками только 11,6 миллионов рублей, то есть около 7,5 %; за первое полугодие 1989 г. кооперативы получили кредитов на сумму 273 миллиона рублей, а вернули лишь 13,8 миллионов рублей, то есть примерно 5 %[197]. В Москве в 1988 году кооператоры взяли 311 миллионов рублей в кредит, а вернули 12 миллионов рублей, то есть 3,85 %, в начале 1989 г. — взяли 976 миллионов руб., а отдали 38 миллионов рублей, то есть 3,89 %[198]. Это, с одной стороны, означало фактически безвозмездное финансирование кооперативного движения, с другой стороны, — банкротство самой идеи кооперативов как формы предпринимательства, с помощью которой активно произойдет насыщение пустующего рынка товарами.
К концу 1990 г. в СССР действовало свыше 245 тысяч кооперативов[199].
В материале, подготовленном Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, по вопросам развития кооперации указывалось: «В. И. Ленин показал, и вся практика социалистического строительства убедительно подтвердила, что на основе новых общественных отношений с завоеванием пролетариатом политической власти и утверждением общественной собственности на средства производства в корне меняется природа кооперации, и она из коллективного капиталистического учреждения превращается в орудие построения социализма»[200]. С этим утверждением трудно не согласиться. Но в период перестройки произошел обратный процесс — кооперативы вновь поменяли экономическую природу на противоположную, трансформируясь заново в коллективные капиталистические учреждения. И закрепленный Законом о кооперации в СССР правовой статус кооперативов обеспечил такой переход.
Таким образом, к 1 января 1988 г. круг юридических лиц в СССР изменился не по форме, а по содержанию — существовавшие ранее государственные предприятия, бывшие основой плановой экономики СССР, стали коммерческими организациями, заинтересованными в ликвидации планового хозяйства страны и в переходе к рыночным отношениям.
Аналогично изменился статус кооперативов с 1 июля 1988 г. — из социалистических субъектов они превратились в рыночные.
Новое содержание прежних организационно-правовых форм прививало «вкус» к рынку, зарождало заинтересованность в восстановлении капиталистических отношений.
Появление новых организационно-правовых форм юридических лиц.
Закон от 06.03.1990 № 1305-1 «О собственности в СССР», регулируя правовой режим главного вещного права — права собственности — не мог не затронуть круга юридических лиц, которые теперь допускались в СССР. Исходя из систематического толкования статей 10–18 данного Закона, можно сделать вывод, что с 1990 г. в СССР существовали следующие формы юридических лиц: арендные предприятия, коллективные предприятия, кооперативы, акционерные общества, хозяйственные общества и товарищества, хозяйственные ассоциации, общественные организации и объединения, религиозные организации. Хотя Закон о собственности в СССР устанавливал, что использование любых форм собственности должно исключать отчуждение работника от средства производства, а также эксплуатацию человека человеком (ч. 6 ст. 1 Закона), допущение в экономических отношениях коммерческих по своей сущности юридических лиц — акционерных обществ и хозяйственных товариществ и обществ — полностью нивелировало эту норму.
В июне 1990 г. был издан Закон СССР, закреплявший правовой статус предприятий в СССР[201]. В соответствии с данным Законом предприятием признавался «самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги» (ч. 1 ст. 1 Закона).
В соответствии с законом все предприятия СССР подразделялись на три группы в зависимости от собственника принадлежащего имущества.
К первой группе относились предприятия, в основе которых была собственность советских граждан — индивидуальные и семейные предприятия.
Ко второй группе относились основанные на коллективной собственности предприятия: коллективное предприятие, производственный кооператив, предприятие, принадлежащее кооперативу, предприятие, созданное в форме акционерного общества и иного хозяйственного общества или товарищества либо принадлежащее такому обществу или товариществу, предприятие общественной организации, предприятие религиозной организации.
Наконец, к третьей группе относились предприятия, основанные на госсобственности — государственные предприятия: союзные, союзной республики, автономной республики, автономного округа, коммунальные.
Одновременно Закон подчеркивал, что приведенный перечень предприятий не является исчерпывающим, и в СССР могут создаваться и другие виды предприятий, например, арендные.
Закон не называл предприятия коммерческими организациями, более того, неоднократно оперировал понятием «трудовой коллектив», тем самым обращая внимание на интересы работников, которым должна служить данная организационно-правовая форма юридических лиц. Однако внутренняя организация и правовой статус предприятий в СССР позволяет сделать вывод о предпринимательском характере деятельности данного вида юридических лиц. В пользу этого свидетельствуют следующие факты: управление предприятием осуществлялось не самим трудовым коллективом, а трудовым коллективом совместно с собственником имущества[202]; наряду с трудовым коллективом на паритетных началах собственник имущества участвовал в формировании совета (правления) предприятия, которое уполномочено было распределять чистую прибыль предприятия; основным обобщающим показателем финансовых результатов предприятия являлась полученная прибыль, которая после уплаты обязательных платежей поступала в собственность предприятия — государственное воздействие на предприятия ограничивалось исключительно через налоговый инструментарий и экономические санкции; планирование своей деятельности и установление хозяйственных связей с другими участниками рынка предприятия осуществляли на основе не государственного плана, а договоров на базе свободно определяемых цен — государственные цены допускались в исключительных случаях. Преамбула Закона о предприятиях в СССР прямо указывала, что Закон определяет основы организации предприятия «при многообразии форм собственности и его деятельности в условиях развития товарно-денежных отношений и регулируемого рынка»[203].
Законодательство о предприятиях появлялось и в союзных республиках, причем со своим «каталогом» юридических лиц.
Например, в Литве к предприятиям относились: индивидуальные (личные); действительные хозяйственные товарищества; коммандитные (доверительные) хозяйственные товарищества; акционерные общества, закрытые акционерные общества; государственные (местного самоуправления) предприятия[204].
В свою очередь, «предприятие», по литовскому закону не обязательно являлось юридическим лицом, поскольку признавалось «имеющей наименование своей фирмы хозяйственная единица, созданная в соответствии с установленным законодательством порядком для определенной коммерческо-хозяйственной деятельности»[205]. То есть, хотя предприятие и создавалась для «коммерческо-хозяйственной деятельности», приобретать юридическую личность оно было не обязано. По этой причине, по закону о предприятиях, «действительное хозяйственное товарищество» и «коммандитное (доверительное) хозяйственное товарищество» не признавались юридическими лицами. Такой же статус имели «индивидуальные (личные) предприятия», однако им «по просьбе учредителя» могли быть предоставлены права юридического лица[206].
В Белоруссии предприятия являлись юридическими лицами, главной их целью признавалось получение прибыли. Предприятия подразделялись по критерию собственности: основанные на государственной собственности; основанные на коллективной собственности; основанные на частной собственности; основанные на совместной собственности; основанные на смешанных формах собственности[207].
Таким образом, предприятия в СССР являлись формой коммерческих организаций, а сами юридические лица, начиная с 1990 г., стали подразделяться на 2 типа: коммерческие и некоммерческие.
Акционерные общества. Как известно, одним из основных видов коммерческих организаций в рыночной экономической системе являются организации акционерного типа[208].
Акционерные общества существовали в СССР не только в первые годы советской власти и в период НЭПа — они были известны советскому правопорядку и в период безраздельного господства плановой экономики (начало 1930-х — 1988 гг.). Например, в 1972 г., в период «развитого социализма», Управление иностранного страхования СССР (Ингосстрах)[209] было преобразовано в «Страховое акционерное общество «Ингосстрах»[210]. Причём сделано это было при отсутствии какого-либо упоминания в действующем гражданском законодательстве СССР о возможности создания акционерных обществ.
Согласно Уставу САО «Ингосстрах», данное юридическое лицо соответствовало всем критериям коммерческих организаций: самостоятельно несло ответственность по своим обязательствам, имело акционерный капитал в размере 100 000 000 руб., разделенных на 1000 акций по 100 000 руб. каждая, акционеру предоставлялось право на участие в управлении компанией, получение дивиденда, а также части имущества, оставшегося после ликвидации компании. В качестве органов управления в Обществе создавались: общее собрание акционеров (высший орган управления), совет, правление и ревизионная комиссия[211]. Однако несмотря на коммерческую оболочку, призванную придать для западного обывателя[212] привычную для страховых компаний организационно-правовую форму, в реальности в условиях централизованной экономики СССР единственным акционером Ингосстраха было государство, что по факту превращало данное юридическое лицо в государственную компанию.
Аналогично действовала в СССР учрежденная 12 апреля 1929 г. Государственная акционерная компания «Интурист». Также, как и «Ингосстрах», она осуществляла экономическую деятельность с большим числом зарубежных стран (по состоянию на 1958 г. — с 60 иностранными компаниями из 37 стран мира, в числе которых: Англия, Франция, Италия, Бельгия, Швеция и т. д.[213]), поэтому при учреждении «Интуриста» была выбрана акционерная организационно-правовая форма, причем «государственная акционерная». На этом основании § 8 разд. II Устава ГАО «Интурист» предусматривал, что «все акции Общества должны принадлежать государственным учреждениям и предприятиям. 80 % акций остается за учредителями, а остальные 20 % могут быть переданы учредителями другим государственным организациям»[214]. Таким образом, так же, как и «Ингосстрах», «Интурист» являлся, по существу, формой государственного предприятия[215] — неслучайно в 1973 г. на Всесоюзное акционерное общество «Интурист» было распространено действие «Положения о социалистическом государственном производственном предприятии»[216].
В сфере внешнеэкономической деятельности СССР функционировали и иные акционерные общества: советско-китайские акционерные общества «Совкитнефть» и «Совкитметалл»[217], советско-румынские акционерные общества «Совромпетроль»[218] и «Совромлес»[219] и т. д.
В итоге в СССР, начиная с 1930-х гг. и до перестройки, акционерные общества (хотя и преимущественно во внешнеэкономической сфере) встречались, однако «акционерными» они были лишь по форме, а по содержанию являлись государственными предприятиями.
Перестройку в СССР начали лидеры государства, изначально настроенные на введение в СССР частной собственности и, как следствие, на легализацию акционерных обществ. Как вспоминает бывший Председатель Совета Министров СССР В. И. Рыжков, ещё в 1983 г. Ю. В. Андропов поставил задачу перед М. С. Горбачевым, Н. И. Рыжковым и В. И. Долгих изучить экономическую ситуацию в стране и подготовить предложения по ее улучшению. В ходе выполнения данного поручения были привлечены не только различные специалисты, ученые, но был проанализирован мировой опыт. В итоге группа пришла к выводу, что «в руках государства целесообразно сохранить примерно 50–60 процентов собственности — имелись в виду базовые отрасли народного хозяйства и предприятия оборонного комплекса. Соответственно остальные 50–40 процентов могли находиться в акционерной и частной форме…»[220]
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Юридические основы формирования рыночной экономики в СССР в период перестройки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
152
См. подробнее, напр.: Частный капитал в народном хозяйстве СССР. Материалы комиссии ВСНХ СССР. Под общ. ред. А. М. Гинзбурга. М.-Л., 1927. С. 1–35, 110–154 и др.
156
Закон ВНР IV, 1977 «О государственном предприятии» / Хозяйственное законодательство стран-членов СЭВ: переводы / Сост. и авт. вступ. ст. В. В. Залесский. М., 1989. С. 77.
157
Закон ПНР от 25.09.1981 «О государственных предприятиях» / Хозяйственное законодательство стран-членов СЭВ: переводы / Сост. и авт. вступ. ст. В. В. Залесский. М., 1989. С. 279.
158
Седьмая сессия Верховного Совета СССР (одиннадцатый созыв). 29–30 июня 1987 г. Стенографический отчет. М., 1987. С. 17.
159
Однако некоторые авторы считают, что старт появлению коммерческих лиц в СССР был дан Законом о собственности в СССР / Рассказов О. Л. Юридические лица в сфере предпринимательской (хозяйственной) деятельности в российском государстве: теоретический и историко-правовой анализ. Дис.… д-ра юрид. наук. Краснодар, 2008. C. 406–407.
160
Медведев Д. А. Проблемы реализации гражданской правосубъектности государственного предприятия: Автореф. дис.… канд. юрид. наук. Л., 1990. С. 3.
163
Журавлева Н. А., Никитин С. Н. Развитие акционерно-коммерческой деятельности в СССР. Л., 1991. С. 4.
164
Басин Ю. Г. Проект закона о государственном предприятии и основы гражданского законодательства / Тезисы докладов и сообщений на Всесоюзной научной конференции «Совершенствование законодательства о народном хозяйстве в условиях интенсификации общественного производства» (Москва, 26–28 мая 1987 г.). С. 68.
165
Кирсанов Р. Г. Закон СССР о государственном предприятии: анализ правоприменительной практики // История государства и права. 2014. № 17 (СПС «КонсультантПлюс»).
168
Панкратов П. А., Козлова Н. В. Юридическое лицо как инструмент перераспределения собственности (к 15-летию начала реформы института юридического лица) // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 11. Право. 2002. № 1. С. 94.
169
Девятая сессия Верховного Совета СССР (одиннадцатый созыв). 24–26 мая 1988 г. Стенографический отчет. М., 1988. С. 19.
171
Заключение ВНИИ советского государственного строительства и законодательства по проекту Закона о собственности в СССР, вынесенному на всенародное обсуждение / ГАРФ. Ф. Р.9654. О. 7. Д. 45. Л. 105.
172
Проект Закона Союза Советских Социалистических Республик о кооперации в СССР / ГАРФ. Ф. Р5446. О. 149. Д. 569. Л. 1 — 23.
174
Проект Закона Союза Советских Социалистических Республик о кооперации в СССР / ГАРФ. Ф. Р5446. О. 149. Д. 571. Л. 19.
175
Роль кооперативных организаций в экономической структуре стран-членов СЭВ (на примере кооперативов в промышленности, сфере услуг и строительства) / ГАРФ. Ф. Р5446. О. 149. Д. 572. Л. 4–5.
176
Роль кооперативных организаций в экономической структуре стран-членов СЭВ (на примере кооперативов в промышленности, сфере услуг и строительства) / ГАРФ. Ф. Р5446. О. 149. Д. 572. Л. 21.
178
О проекте закона СССР «О кооперации в СССР» (Министерство хлебопродуктов СССР) / ГАРФ. Ф. Р5446. О. 149. Д. 571. Л. 103.
179
Роль кооперативных организаций в экономической структуре стран-членов СЭВ (на примере кооперативов в промышленности, сфере услуг и строительства) / ГАРФ. Ф. Р5446. О. 149. Д. 572. Л. 25.
180
Проект Закона Союза Советских Социалистических Республик «О кооперации в СССР» / ГАРФ. Ф. Р5446. О. 149. Д. 570. Л. 29–38, 44–47.
181
Замечания Госбанка СССР на проект Закона «О кооперации в СССР» / ГАРФ. Ф. Р5446. О. 149. Д. 572. Л. 117.
182
К проекту закона о кооперации в СССР (ИМЭМО АН СССР) / ГАРФ. Ф. Р5446. О. 149. Д. 571. Л. 54; Основные организационные принципы кооперации в США / ГАРФ. Ф. Р5446. О. 149. Д. 571. Л. 63–84; Об организации мелких фирм в США (аналитический материал к разработке Закона СССР о кооперации) / ГАРФ. Ф. Р5446. О. 149. Д. 571. Л. 85–94.
183
Роль кооперативных организаций в экономической структуре стран-членов СЭВ (на примере кооперативов в промышленности, сфере услуг и строительства) / ГАРФ. Ф. Р5446. О. 149. Д. 572. Л. 1-26.
184
Краткая справка Института мировой экономики и международных отношений «Роль кооперации в экономике капиталистических стран» / ГАРФ. Ф. Р5446. О. 149. Д. 570. Л. 126–144.
187
Постановление Совета Министров СССР от 17.10.1989 № 856 «О порядке и условиях предоставления кооперативам льгот по налоговому регулированию прироста средств, направляемых на оплату труда» // СП СССР. 1989. № 34. Ст. 157.
188
Первый Съезд народных депутатов СССР. 25 мая — 9 июня 1989 г. Стенографический отчет. Т. II. М., 1989. С. 7–8.
190
См., напр.: Кирсанов Р. Г. Развитие кооперативного сектора в период перестройки и его роль в стабилизации потребительского рынка в СССР // Вестн. Волгогр. Гос. Ун-та. Сер. 4. Ист. 2014. № 4. С. 30–35.
191
См., напр.: Богданов С. В. Власть и экономическая преступность в СССР в период перестройки // Вестн. РГГУ. 2009. № 17. С. 116–117; Богданов С. В., Орлов В. Н. За фасадом перестройки в СССР: власть, хозяйственная преступность, общество // Известия Алтайского Гос. Ун-та. 2009. № 4. С. 28; Богданов С. В., Остапюк В. Г., Комнатная Ю. А. Причины и условия криминализации предпринимательской деятельности в СССР (1987–1991) // Научные ведомости Белгор. Гос. Ун-та. Сер. История, Полит. 2015. № 19. С. 133; Глинкина С. П. Возможно ли сегодня эффективное включение кооперативов в систему народнохозяйственных связей? // Известия АН СССР. Сер. Экономическая. 1990. № 5. С. 91. Об официальном признании неблагополучной практики функционировании кооперативов см. также: Постановление Президиума Верховного Совета Литовской ССР от 30.05.1988 № XI — 2354 «О развитии кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности в городе Шяуляй» // Ведомости Верховного Совета и Правительства Литовской ССР. 1988. № 17. Ст. 158; Первый Съезд народных депутатов СССР. 25 мая — 9 июня 1989 г. Стенографический отчет. Т. II. М., 1989. С. 214.
192
Письмо Первого заместителя Генерального прокурора СССР А.Я. Сухарева / ГАРФ. Ф. Р5446. О. 149. Д. 573. Л. 50.
193
Письмо Госстандарта СССР «Материалы к вопросу о роли кооперации в развитии экономики страны» / ГАРФ. Ф. Р5446. О. 149. Д. 573. Л. 70.
194
Глинкина С. П. Возможно ли сегодня эффективное включение кооперативов в систему народнохозяйственных связей? // Известия АН СССР. Сер. Экономическая. 1990. № 5. С. 92.
196
Постановление Верховного Совета СССР от 17.10.1989 «Об упорядочении торгово-закупочной деятельности кооперативов и регулировании цен на товары (услуги), реализуемые кооперативами населению и организациям» // Свод Законов СССР. Т. 5. 1990. С. 6–34–53.
197
Заседания Верховного Совета Латвийской ССР одиннадцатого созыва. Двенадцатая сессия. 27, 28 и 29 июля 1989 года. Стенографический отчет. Рига, 1990. С. 21–22.
198
Первый Съезд народных депутатов СССР. 25 мая — 9 июня 1989 г. Стенографический отчет. Т. II. М., 1989. С. 371.
200
К проекту Закона о кооперации в СССР (Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС) / ГАРФ. Ф. Р5446. О. 149. Д. 571. Л. 96. См. также: Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 45. М., 1970. С. 374.
201
Закон СССР от 04.06.1990 № 1529-1 «О предприятиях в СССР» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 25. Ст. 460.
202
Понятно, что кто является собственником, тот является и реальным хозяином предприятия, а роль трудового коллектива будет декоративной.
203
Некоторые ученые, видимо, не понимали характер экономических изменений в СССР и, давая заключение за законопроект о социалистическом предприятии (так изначально предполагалось назвать Закон СССР о предприятиях), указывали, что в преамбуле законопроекта «оказалось забытым такое важное положение как плановое руководство социалистической экономикой» / Замечания Института государства и права РАН по проекту Закона о социалистическом предприятии (исх. № 14202-31-2115.1 от 25.09.1989 г.) / ГАРФ. Ф. А385. О. 26. Д. 784. Л. 111.
204
Закон Литовской Республики от 08.05.1990 № 1-197 «О предприятиях» // Ведомости Верховного Совета и Правительства Литовской Республики. 1990. № 14. Ст. 395.
206
Закон Литовской Республики от 08.05.1990 № 1-197 «О предприятиях» // Ведомости Верховного Совета и Правительства Литовской Республики. 1990. № 14. Ст. 395.
209
Главное управление иностранного страхования СССР (Ингосстрах) было создано на основании Постановления Совета Министров СССР № 3819-1281с «Об образовании Управления иностранного страхования СССР («Ингосстрах») на базе управления иностранных операций (УИНО) Госстраха СССР» / Сайт: «Ингос. ру». URL: https://www.i№gos.ru/compa№y/history/ (дата обращения: 01.10.2018); Ситник А. А. История страхования в России // Вест. Ун-та им. О. Е. Кутафина. 2017. № 8. С. 242.
Официального издания данного постановления обнаружить не удалось — в сборнике «Постановления Совета Министров СССР за ноябрь 1947 г.» оно числится как секретное / Постановления Совета Министров СССР за ноябрь 1947 г. М., 1947. С. 396.
212
Ингосстрах к середине 1960-х гг. имел обособленные структурные подразделения во многих капиталистических странах: в Финляндии, Австрии, Пакистане, Египте, Афганистане и т. д. / Сайт: «Ингос. ру». URL: https://www.i№gos.ru/compa№y/history/ (дата обращения: 01.10.2018).
214
Устав Государственного акционерного общества по иностранному туризму в Союзе ССР (Интурист), находящегося в ведении Народного Комиссариата внешней торговли и Внутренней торговли Союза ССР // Собрание Законов и Распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. 1929. № 29. Ст. 174.
215
См. также: Козлова Н. В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории. М., 2003. С. 95.
216
Постановление Совета Министров СССР от 21.12.1977 г. № 1097 «О распространении на объединения Всесоюзного акционерного общества «Интурист» действия Положения о социалистическом государственном производственном предприятии» // Собрание Постановлений Правительства СССР. 1978. № 2. Ст. 6.
217
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 24.01.1953 «О распространении на руководящих и инженерно-технических работников, переведенных и переводимых в будущем из Министерства геологии СССР, Министерства цветной металлургии СССР и Министерства нефтяной промышленности СССР на работу в систему Уполномоченного Совета Министров СССР по делам советско-китайских акционерных обществ «Совкитнефть» и «Совкитметалл» в Синьцзяне, действия Указов Президиума Верховного Совета СССР от 14 октября 1947 г. «О награждении орденами и медалями буровых и горных рабочих, буровых и горных мастеров, руководящих и инженерно-технических работников Министерства геологии за выслугу лет и безупречную работу» и «О введении персональных званий для руководящих и инженерно-технических работников Министерства геологии», от 20 марта 1948 г. «О награждении орденами и медалями рабочих ведущих профессий, мастеров, руководящих и инженерно-технических работников цветной металлургии за выслугу лет и безупречную работу» и «О введении персональных званий для руководящих и инженерно-технических работников горной промышленности и строительства рудников Министерства цветной металлургии, а также горной промышленности и строительства рудников цветной металлургии Министерства внутренних дел СССР», от 11 января 1950 г. «О награждении орденами и медалями СССР рабочих ведущих профессий, мастеров, руководящих и инженерно-технических работников нефтяной промышленности за выслугу лет и безупречную работу» и «О введении персональных званий для руководящих и инженерно-технических работников нефтедобывающей и газодобывающей промышленности» // СПС «КонсультантПлюс».
218
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 01.04.1948 «О ратификации Протокола о частичном изменении Соглашения между Правительствами Союза ССР и Румынии от 17 июля 1945 года об учреждении советско-румынского акционерного общества «Совромпетроль»» // Законы, принятые Верховным Советом СССР, и Указы Президиума Верховного Совета СССР за 1948. 1949. Т. 6.
219
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 01.04.1948 «О ратификации Протокола о частичном изменении Соглашения между Правительствами Союза ССР и Румынии от 20 марта 1946 года об учреждении советско-румынского акционерного общества «Совромлес»» // Законы, принятые Верховным Советом СССР, и Указы Президиума Верховного Совета СССР за 1948. 1949. Т. 6.