Юридические основы формирования рыночной экономики в СССР в период перестройки

Дмитрий Лукашевич, 2021

Период перестройки в СССР обычно привлекает внимание произошедшими политическими изменениями – экономические реформы остаются в тени, детальное их содержание широкой публике неизвестно. По этой причине чёткого представления о том, в чем же состояла суть «экономической перестройки», ни в научной, ни в публицистической литературе нет. Что же представлял из себя период с 1985 по 1991 гг. – попытки укрепить и усовершенствовать социализм либо методичный курс по переходу к рынку? Какие у советского руководства в 1985 г. были проекты будущего экономического развития нашей страны? С какой экономикой СССР подошел к роковому декабрю 1991 г. – социалистической или рыночной? Для чего до перестройки планировали создать мировую «единую социалистическую валюту» и транснациональные социалистические корпорации, а в период перестройки в СССР по аналогии с ФРС США пытались создать Резервную систему и отказаться от обеспечения советской валюты? Каким образом иностранный капитал смог поглотить советский рынок? Рассмотрим данные и иные проблемы с позиции истории права. В авторской редакции В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Юридические основы формирования рыночной экономики в СССР в период перестройки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава II. Конституционно-правовое оформление перехода СССР к рыночной экономике

Переход СССР к рыночным отношениям нашел отражение в советском конституционном законодательстве. Но эти изменения появились преимущественно на втором этапе перехода к капитализму — в 1990–1991 г., — когда о новой экономической системе говорили уже не намёками, а открыто.

Конституционное законодательство в части оформления смены общественно-экономической формации получило развитие в основном на уровне союзных республик.

В Конституции СССР 14 марта 1990 г. были лишь отражены поправки, связанные с закреплением новой системы форм собственности: государственной, коллективной и индивидуальной (собственность гражданина СССР)[32]. В ст. 12 Конституции СССР была закреплена коллективная собственность арендных предприятий, коллективных предприятий, кооперативов, акционерных обществ, хозяйственных организаций и других объединений. Признание коллективной собственности акционерных обществ фактически означало признание права частной собственности. При этом в Конституции СССР сохранялась «социалистическая» преамбула, норма о государственной монополии внешней торговли, о народнохозяйственном планировании и так далее. Думается, что такое невнимание союзного законодателя к экономическим нормам Конституции СССР было вызвано направленностью усилий на разработку проекта нового союзного договора.

Все официально опубликованные проекты нового союзного договора не содержали даже упоминания о социализме и закрепляли разнообразие и равноправие всех форм собственности[33]. Июньский и июльский (1991 г.) проекты содержали новое наименование государства — СССР (Союз Советских Суверенных Республик), то есть из названия было убрано именно упоминание «социалистических»[34].

Несколько иной была ситуация с проектами Конституции СССР. Некоторые проекты были построены с закреплением рыночных экономических основ[35], другие — сохраняли нормы о социалистической плановой экономике[36], третьи сочетали нормы о социалистическом планировании с нормами о рыночной экономике[37].

Однако осуществленные конституционно-правовые изменения произошли не столько на уровне Союза, сколько на уровне союзных республик.

Как и в случае с коренными политическими преобразованиями[38], первопроходцами среди союзных республик по построению рыночной экономики стали прибалтийские республики.

16 ноября 1988 г. Эстонская ССР приняла конституционную поправку достаточно интересного содержания: «Основу экономической системы Эстонской ССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной, кооперативной собственности, а также собственности общественных организаций и общественных движений. В экономическую систему Эстонской ССР входят также личная, частная и смешанная собственность. Государство защищает все формы собственности и создает условия для приумножения соответствующего этим формам имущества»[39].

Получалось, что, с одной стороны, оставался «священным и неприкосновенным» фундамент социалистической экономики — социалистическая собственность на средства производства, но, с другой стороны, в конституции советской социалистической республики была закреплена возможность существования частной собственности. Причем последнее — было главным, центральным, в новой редакции конституционной нормы, поскольку положение о социалистической собственности на средства производства появилось не в 1988 г., а изначально, после принятия Конституции Эстонской ССР 1978 г.[40], в то время как нормы о частной собственности не было[41]. При обсуждении данной конституционной поправки официально отмечалось, что закрепление частной собственности является необходимым юридическим следствием экономических изменений, произошедших в СССР за несколько лет перестройки[42]. Понятно, что в условиях 1988 г., когда официально КПСС заявляла о развитии и укреплении социализма, о построении «социализма с человеческим лицом», прямо закрепить в основном законе республики переход к рыночным отношениям было невозможно, поэтому приходилось подтверждать приверженность социализму и сохранять норму о «социалистической собственности на средства производства», но главная норма для капитализма — признание и защита частной собственности — появилась. Рубикон был перейден.

Закон об экономической самостоятельности Литвы[43] гарантировал свободу хозяйственной деятельности, рыночные отношения и многообразие форм собственности. Ст. 7 закона — «Рыночные отношения» — устанавливала, что в Литве действуют рынки средств производства, предметов потребления и услуг, инноваций, рабочей силы, капитала и валюты[44]. Аналогичные положения содержали поправки в Конституцию Литовской ССР[45] и глава 4 «Экономическая система» Временного Основного Закона Литовской Республики, введенного в 1990 г. вместо советской Конституции Литвы[46].

Конституционные нормы Латвийской ССР закрепляли сотрудничество с другими союзными республиками на основе товарно-денежных отношений, многообразие и одинаковую защиту форм собственности, свободу хозяйственной деятельности и создание условий для конкуренции между предприятиями[47]. Законодательно допускалось создание коммерческих, инвестиционных банков и иных кредитных учреждений, а сама республика «свободно включалась в мировую экономическую систему»[48]. Признавалась частная собственность[49].

При обсуждении закона об экономической самостоятельности Латвийской ССР говорилось о необходимости при переходе к рынку активно использовать такие экономические инструменты, как прибыль, кредит, цены, договор[50]. При этом также необходимо развивать частную собственность[51]. Поправки к Конституции Латвийской ССР провозглашали разнообразие и равноправие форм собственности, устанавливали запрет на произвольное отчуждение собственности[52].

Изначально Конституция СССР 1977 г. устанавливала союзное ведение в отношении вопросов руководства экономикой страны и проведения единой социально-экономической политики (ч. 5 ст. 73 Конституции СССР 1977 г.). Однако затем союзный законодатель признал экономическую самостоятельность союзных республик, причём особо подчеркивалось, что республики формируют общесоюзный рынок, основой которого является самостоятельность и свобода товаропроизводителей, состязательность и равноправие всех форм собственности «с учетом антимонопольного и иного законодательства о рынке»[53]. Создание правовых основ функционирования общесоюзного рынка относилось к совместному ведению Союза ССР и союзных республик[54].

Добровольная передача союзным центром вопросов правового регулирования отношений руководства экономикой ускорило процесс появления в союзных республиках конституционно-правовых норм, оформляющих переход республик к новой экономической системе.

В Туркменской ССР признание рыночных отношений подтверждали конституционные нормы о разнообразии и равноправии форм собственности[55]. Аналогично — в Казахской ССР[56] и РСФСР[57].

В РСФСР переход к рыночной экономике также был закреплен в изменении преамбулы Конституции республики и отказе от упоминания в ней «Великой Октябрьской Социалистической революции», «социализма», «коммунизма», «свержения власти капиталистов и помещиков»[58]. Кардинально изменилось определение общественно-экономической сущности государства РСФСР — формулировка «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей республики» была заменена на: «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами»[59].

1 ноября 1991 г. из Конституции РСФСР была исключена ст. 16, предусматривавшая, что экономика РСФСР является частью единого народно-хозяйственного комплекса, а руководство экономикой республики осуществляется на основании государственных планов экономического и социального развития СССР[60].

ССР Молдова признавала переход к рыночным отношениям «основным путем оздоровления экономики республики»[61], по этой причине в Молдове разрабатывалась собственная программа перехода к рынку, а Президент Молдовы с целью контроля за разработкой и исполнением программы наделялся чрезвычайными[62] полномочиями[63].

Поддержан переход к рыночной экономике был и в Таджикской ССР[64], в том числе, путем допущения разнообразных форм собственности[65].

Закон Украинской ССР от 03.08.1990 № 142 — XII «Об экономической самостоятельности Украинской ССР»[66], как было сказано в самом акте, был направлен «на постепенный переход к рыночной экономике». Закон гарантировал разнообразие и равноправие форм собственности, децентрализацию собственности и разгосударствление экономики, свободу предпринимательства и защищенность внутреннего рынка. Верховным Советом УССР было поручено Совету Министров УССР подготовить к началу октября 1990 г. ряд законов, детально регулирующих формирующиеся рыночные отношения: о собственности, о земле, о предпринимательстве, об акционерных обществах, о банках, о разгосударствлении собственности, о ценных бумагах и фондовом рынке и т. д.[67] Действие главы 2 Конституции Украины, посвященной экономической системе республики, главы 16 «Государственный план экономического и социального развития Украинской ССР» и главы 17 «Государственный бюджет Украинской ССР» было «прекращено» до принятия новой Конституции[68].

Декларация о независимости Армении упоминала экономический строй вскользь, указывая, что в республике существует «многообразие видов собственности»[69].

В Киргизии 15 декабря 1990 г. была принята Декларация № 273—XII «О Государственном суверенитете Республики Кыргызстан»[70], статья 10 которой устанавливала, что республика проводит свою самостоятельную экономическую политику. В республике допускаются разнообразные формы собственности, имеющие равный правовой режим и являющиеся «основой формирования и развития рыночных отношений». День принятия декларации — 15 декабря 1990 г. — был объявлен «Днем Республики Кыргызстан»[71].

Конституционный закон Азербайджанской Республики от 25.05.1991 № 116 — XII «Об основах экономической самостоятельности Азербайджанской Республики»[72] одним из принципов организации экономической системы называл равноправие и правовую защищенность всех форм собственности, свободу предпринимательства, «рыночные отношения спроса и предложения», защищенность иностранных инвестиций[73].

Поправка к статье 10 Конституции Грузии устанавливала, что «основу экономической системы Республики Грузия составляет рыночное хозяйство, основными принципами функционирования которого являются свободный труд и гарантия социальных прав, разнообразие форм собственности, предпринимательство и конкуренция»[74]. Государственное регулирование экономики допускалось только рыночными средствами[75].

Отказ от социализма и переход к рынку закреплялся в декларациях и конституциях автономных республик.

Декларация о государственном суверенитете Советской Республики Тува (утв. 12.12.1990 г.) провозглашала равноправие и разнообразие форм собственности, поддержание и развитие арендной, акционерной, кооперативной и иных форм коллективной собственности; создание условий для развития предпринимательской деятельности; объявлялось о формировании антимонопольного законодательства[76]. Аналогичные положения содержались и в Декларации о государственном суверенитете Чечено-Ингушской Республики[77].

Согласно изменениям, в республике Коми признавались и одинаково защищались различные формы собственности, частная собственность объявлялась «личным достоянием гражданина»; государство поощряло свободу хозяйственной деятельности, гарантировало свободу предпринимательства и состязательности[78].

Конституция Дагестанской АССР устанавливала, что основой экономической системы республики являются: собственность граждан, коллективная и государственная собственность, имевшие равную правовую защиту[79].

В соответствии с конституционной поправкой в Марийской ССР допускались разнообразные формы собственности, устанавливалась их равная правовая защита; законодательно определялись пределы свободной экономической деятельности; создавалась и поощрялась предпринимательская деятельность; обеспечивалось развитие рыночного механизма[80].

Карельская АССР предусматривала обеспечение «равных прав и защиту всех форм собственности, в том числе собственности других республик, иностранных государств и их граждан»[81]. Аналогичные положения были в актах некоторых других автономных республик[82].

Позднее, уже после разрушения СССР, при разработке структуры Конституции Республики Карелия предлагалось включить в основой закон республики отдельную главу, посвященную предпринимательству[83].

Необычный подход применил якутский законодатель — с одной стороны, он гарантировал многообразие форм собственности, «включая частную и интеллектуальную собственность», с другой стороны, предусмотрел, что вопросы собственности на средства производства решаются в соответствии с федеративным и союзным договорами, а также законодательством Якутской-Саха ССР[84].

Интересно, что не во всех автономных республиках заявляли о безоговорочном переходе к рынку.

Конституционные поправки грузинкой автономии — Абхазской ССР, закрепляли разнообразные формы собственности, но избегали термина «частная собственность», поэтому к формам собственности были отнесены: собственность граждан, коллективная, государственная и смешанная собственность[85]. Кроме того, устанавливалось, что исключительная собственность государства сохраняется не только на землю, недра и природные ресурсы, но и на основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, имущество торговых и коммунальных предприятий, предприятий бытового обслуживания, а также на любое иное имущество, необходимое для выполнения задач республики[86].

Следующим важнейшим конституционно-правовым источником, закреплявшим переход СССР к рыночным отношениям, стал Закон от 06.03.1990 № 1305 — I «О собственности в СССР»[87].

Законы о собственности, закрепившие фундаментальные экономические изменения, произошедшие в СССР, были приняты и в республиках[88] — союзных[89] и автономных[90].

Важным конституционно-правовым показателем построения в республиках новой экономической системы являлось изменение официальных наименований союзных и автономных республик, исключавших теперь указание не только на «советская», но и на «социалистическая»[91]. Прежние названия казались анахронизмом, не отвечающим новому политическому и экономическому пути, выбранному республиками.

Как видно из анализа нормативных актов союзных и автономных республик переход СССР к рыночным отношениям получил конституционно-правовое оформление. Некоторые республики прямо закрепляли переход своих экономик к рыночным отношениям, другие — опосредованно, через легализацию многообразия форм собственности, их равного правового режима и защиты, через установление гарантий развития предпринимательской деятельности и других норм. Были и такие республики (Республика Абхазия), которые отказывались безоговорочно признавать рынок.

Конституционно переход к капиталистическому экономическому укладу оформлялся неодинаково: одни республики предпочитали по этому поводу вносить изменения в свои конституции, включать нормы об экономике в декларации о государственном суверенитете, другие — добавляли к этому специальные законы об экономической самостоятельности, об экономической системе.

Важное значение в отражении экономических изменений в республиках имело изменение их официального наименования, исключившего упоминание социалистического строя.

Был различен временной нормативный переход республик к рыночной экономике — некоторые из республик осуществили его раньше, чем Союз ССР, другие — позже, учитывая изменившуюся общесоюзную экономическую политику.

Союзный законодатель внес в Конституцию СССР достаточно ограниченные конституционно-правовые поправки, закрепившие рыночные отношения. По-прежнему союзная Конституция сохраняла «социалистическую» преамбулу, нормы о народнохозяйственном планировании, государственной монополии внешней торговли и другие положения. Представляется, что это было вызвано переключением внимания законодателя на разработку проекта нового союзного договора.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Юридические основы формирования рыночной экономики в СССР в период перестройки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

32

Закон СССР от 14.03.1990 № 1360-I «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 12. Ст. 189.

33

Союзный договор (проект) // Правда. 1990, 24 нояб.; Договор о союзе суверенных республик (проект) // Известия. 1991, 9 мар.; Договор о союзе суверенных государств (проект) // Правда. 1991, 27 июня; Договор о союзе суверенных государств (согласован 23 июля 1991 г.) // Правда. 1991, 15 авг.; Договор о Союзе Суверенных Государств (проект) // Правда. 1991, 27 нояб.

34

Договор о союзе суверенных государств (проект) // Правда. 1991, 27 июня; Договор о союзе суверенных государств (согласован 23 июля 1991 г.) // Правда. 1991, 15 авг.

35

Конституция Союза Советских Республик Европы и Азии (проект народного депутата СССР академика А. Д. Сахарова) / Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000. С. 503–508.

36

Конституция Союза Суверенных Советских Республик (основные положения, проект подготовлен В. И. Митрохиным) / Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990–1993 гг.). Т. 5: Альтернативные проекты Конституции Российской Федерации (1990–1993 гг.). Под общ. ред. канд. юрид. наук. О. Г. Румянцева. М., 2009. С. 303–317.

37

Концепция новой Конституции Союза ССР (предложения Института государства и права АН СССР) / Конституционная реформа в СССР: актуальные проблемы. М., 1990. С. 120.

38

Лукашевич Д. А. Юридический механизм разрушения СССР. М., 2016. С. 223–225.

39

Закон Эстонской ССР от 16.11.1988 «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Эстонской ССР» // Ведомости ВС и Правительства Эстонской ССР. 1988. № 48. Ст. 684.

40

Ст. 10 Конституции Эстонской ССР 1978 г. (в ред. от 13.04.1978 г.) / Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Конституции (Основные Законы) Союзных Социалистических Республик. М., 1985. С. 706.

41

Неслучайно Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.11.1988 г., отменивший впоследствии данную конституционную поправку Эстонской ССР, установил, что введенная норма о частной собственности «не соответствует статьям 10 и 13 Конституции СССР, которые среди форм собственности в СССР частную собственность не предусматривают» / Указ Президиума Верховного Совета СССР № 9836 — XI от 26.11.1988 «О несоответствии закона Эстонской ССР «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Эстонской ССР» и Декларации Верховного Совета Эстонской ССР о суверенитете Эстонской ССР, принятых 16 ноября 1988 г., Конституции СССР и Законам СССР» // Ведомости ВС СССР. 1988. № 48. Ст. 720.

42

Внеочередная восьмая сессия Верховного Совета Эстонской ССР одиннадцатого созыва, 16 ноября 1988 г. Стенографический отчет. Таллинн, 1989. С. 35.

43

Закон Литовской ССР от 18.05.1989 № XI — 2959 «Об основах экономической самостоятельности Литовской ССР» // Ведомости Верховного Совета и Правительства Литовской ССР. 1989. № 15. Ст. 168.

44

Там же.

45

Закон Литовской ССР от 12.02.1990 № XI-3672 «О внесении изменений в главу 2 Конституции (Основного Закона) Литовской ССР «Экономическая система» // Ведомости Верховного Совета и Правительства Литовской ССР. 1990. № 7. Ст. 165.

46

Закон Литовской Республики от 11.03.1990 № 1-13 «О восстановлении действия Конституции Литвы от 12 мая 1938 года» // Ведомости Верховного Совета и Правительства Литовской Республики. 1990. № 9. Ст. 223; Закон Литовской Республики от 11.03.1990 № 1-14 «О временном Основном Законе Литовской Республики» // Ведомости Верховного Совета и Правительства Литовской Республики. 1990. № 9. Ст. 224.

47

Закон Латвийской ССР от 27.07.1989 «Об экономической самостоятельности Латвийской ССР» // Ведомости Верховного Совета и Правительства Латвийской ССР. 1989. № 32. Ст. 450.

48

Там же.

49

Закон Латвийской Республики от 23.10.1990 «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Латвийской ССР» // Ведомости Верховного Совета и Правительства Латвийской Республики. 1990. № 45. Ст. 713.

50

О проекте Закона Латвийской ССР «Об экономической самостоятельности Латвийской ССР» и проекте концепции экономической самостоятельности (самоуправления и самофинансирования) Латвийской ССР / Заседания Верховного Совета Латвийской ССР одиннадцатого созыва. Двенадцатая сессия. 27, 28 и 29 июля 1989 года. Стенографический отчет. Рига, 1990. С. 33.

51

Заседания Верховного Совета Латвийской ССР одиннадцатого созыва. Двенадцатая сессия. 27, 28 и 29 июля 1989 года. Стенографический отчет. Рига, 1990. С. 37.

52

Закон Латвийской Республики от 23.10.1990 «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Латвийской ССР» // Ведомости Верховного Совета и Правительства Латвийской Республики. 1990. № 45. Ст. 713.

53

Закон СССР от 10.04.1990 № 1421-1 «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 16. Ст. 270.

54

Закон СССР от 26.04.1990 «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 19. Ст. 329.

55

Закон Туркменской ССР от 25.05.1990 № 216-XII «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Туркменской ССР» // Ведомости Верховного Совета Туркменской ССР. 1990. № 10. Ст. 123. См. также: Декларация о государственном суверенитете Туркменской Советской Социалистической Республики (от 22.08.1990 № 249-XII) // Ведомости Верховного Совета Туркменской ССР. 1990. № 15–16. Ст. 152.

56

Постановление Верховного Совета Казахской ССР от 25.10.1990 № 307-XII «О Декларации о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики» // Ведомости Верховного Совета Казахской ССР. 1990. № 44. Ст. 408.

57

Закон РСФСР от 15.12.1990 № 423-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 29. Ст. 395.

58

Там же.

59

Там же.

60

Закон РСФСР от 01.11.1991 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» // СПС «Гарант».

61

Постановление Верховного Совета ССР Молдова от 25.07.1990 № 186 — XII «О концепции перехода к рыночной экономике в ССР Молдова» // Ведомости Верховного Совета и Правительства ССР Молдова. 1990. № 25. Ст. 194.

62

В постановлении не было указано, какие именно полномочия относятся к чрезвычайным.

63

Постановление Верховного Совета ССР Молдова от 01.10.1990 № 288 — XII «О проектах программ стабилизации экономики и перехода к рыночной экономике в СССР (обсужденных по предложению Президента СССР М. С. Горбачева)» // Ведомости Верховного Совета и Правительства ССР Молдова. 1990. № 10. Ст. 245.

64

Постановление Верховного Совета Таджикской ССР от 05.10.1990 № 141 «Об отношении Верховного Совета Таджикской ССР к программам стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике» // Ведомости Верховного Совета Таджикской ССР. 1990. № 19. Ст. 323.

65

Закон Таджикской ССР от 07.12.1990 № 166 «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Таджикской ССР» // Ведомости Верховного Совета Таджикской ССР. 1990. № 23. Ст. 381.

66

Ведомости Верховного Совета Украинской ССР. 1990. № 34. Ст. 499.

67

Постановление Верховного Совета Украинской ССР от 03.08.1990 № 143 — XII «О реализации Закона «Об экономической самостоятельности Украинской ССР» // Ведомости Верховного Совета Украинской ССР. 1990. № 34. Ст. 500.

68

Закон Украинской ССР от 24.10.1990 № 404-XII «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Украинской ССР // Ведомости Верховного Совета Украинской ССР. 1990. № 45. Ст. 606.

69

Декларация Верховного Совета Армянской ССР от 23.08.1990 № С-0072-XII «О независимости Армении» // Ведомости ВС Армянской ССР. 1990. № 16. Ст. 256.

70

Ведомости Верховного Совета Киргизской ССР. 1990. № 21. Ст. 318.

71

Закон Республики Кыргызстан от 15.12.1990 № 274-XII «О Дне Республики Кыргызстан» // Ведомости Верховного Совета Киргизской ССР. 1990. № 21. Ст. 318.

72

Ведомости Верховного Совета Азербайджанской Республики. 1991. № 9-10. Ст. 150.

73

Ведомости Верховного Совета Азербайджанской Республики. 1991. № 9-10. Ст. 150.

74

Закон Республики Грузия от 14.06.1991 «О внесении изменений в Конституцию Республики Грузия» // Ведомости Верховного Совета Республики Грузия. 1991. № 6. Ст. 442.

75

Закон Республики Грузия от 14.06.1991 «Об основах экономической системы республики Грузия» // Ведомости Верховного Совета Республики Грузия. 1991. № 6. Ст. 444.

76

Тувинская правда. 1991, 23 янв.

77

Декларация о государственном суверенитете Чечено-Ингушской Республики (утв. 27.11.1990 г.) / ГАРФ. Ф. 10026. О. 5. Д. 781. Л. 1–6.

78

См., напр.: Закон Коми ССР от 10.04.1991 «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Коми Советской Социалистической Республики» // Красное знамя. 1991, 24 апр.

79

Закон Дагестанской АССР от 16.11.1990 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) ДАССР» / ГАРФ. Ф. 10026. О. 3. Д. 296. Л. 39–42.

80

Закон Марийской ССР от 17.04.1991 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Марийской ССР» / Пятая сессия Верховного Совета Марийской ССР (двенадцатый созыв). 16–18, 29 апреля 1991 г. Стенографический отчет. Йошкар-ола, 1992. С. 190–194. См. также: Декларация о государственном суверенитете Марийской Советской Социалистической Республики (принята 22.10.1990) / Третья Внеочередная сессия Верховного Совета Марийской ССР (двенадцатый созыв). 22 октября 1990. Стенографический отчет. Йошкар-ола, 1991. С. 103–106.

81

Декларация Верховного Совета Карельской АССР от 09.08.1990 «О государственном суверенитете Карельской Автономной Советской Социалистической Республики» // Ленинская правда. 1990, 11 авг.

82

Декларация Верховного Совета Удмуртской АССР от 20.09.1990 «О государственном суверенитете Удмуртской Республики» // Удмуртская правда. 1990, 22 сент.; Декларация Верховного Совета Калмыцкой АССР от 18.10.1990 «О государственном суверенитете Калмыцкой Советской Социалистической Республики» // Советская Калмыкия. 1990, 23 окт.

83

Предложения к структуре проекта Конституции Республики Карелия (30.10.1992, авторы — Ю. А. Тихомиров, Б. С. Крылов, Институт законодательства и сравнительного правоведения) / ГАРФ. Ф.10026. О. 3. Д. 296. Л. 158.

84

Декларация Верховного Совета Якутской-Саха Советской Социалистической Республики // Социалистическая Якутия. 1990, 30 сент.

85

Закон Абхазской АССР от 04.12.1990 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Абхазской ССР» // Советская Абхазия. 1990, 8 дек.

86

Закон Абхазской АССР от 04.12.1990 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Абхазской ССР» // Советская Абхазия. 1990, 8 дек.

87

Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 11. Ст. 164. Е. А. Лукьянова справедливо указывает, что Закон о собственности имел «ярко выраженное конституционное содержание» / Лукьянова Е. А. Российская государственность и конституционное законодательство в России (1917–1993). М., 2000. С. 87.

88

Подробный анализ данных актов будет дан в главе, посвященной изменениям гражданского законодательства.

89

См., напр.: Закон Киргизской ССР от 14.04.1990 № 58-XII «О собственности в Киргизской ССР» // Ведомости Верховного Совета Киргизской ССР. 1990. № 8. Ст. 110; Закон Туркменской ССР от 12.10.1990 № 303 — XII «О собственности в Туркменской ССР» // Ведомости Верховного Совета Туркменской ССР. 1990. № 19–20. Ст. 197; Закон Казахской ССР от 15.12.1990 № 423б — XII «О собственности в Казахской ССР» // Ведомости Верховного Совета Казахской ССР. 1991. № 1. Ст. 18; Закон Украинской ССР от 07.02.1991 № 697-XII «О собственности» // Ведомости Верховного Совета Украинской ССР. 1991. № 20. Ст. 249; Закон Республики Грузия от 14.06.1991 «О внесении изменений в Конституцию Республики Грузия» // Ведомости Верховного Совета Республики Грузия. 1991. № 6. Ст. 442; Закон Республики Грузия от 14.06.1991 «Об основах экономической системы Республики Грузия» // Ведомости Верховного Совета Республики Грузия. 1991. № 6. Ст. 444.

90

Закон Коми АССР от 21.11.1990 «О собственности в Коми АССР» // Красное знамя. 1990, 21 нояб.; Закон Карельской АССР от 30.03.1991 № XII-6/157 «О собственности в Карельской АССР» // Ведомости Верховного Совета КАССР 1992 г.; Закон Якутской-Саха ССР от 02.03.1991 № 416-XII «О собственности в Якутской-Саха ССР» // Якутские ведомости. 1991. № 3; Закон Марийской Советской Социалистической Республики от 18.04.1991 N 156-III «О собственности в Марийской ССР» / Пятая сессия Верховного Совета Марийской ССР (двенадцатый созыв). 16–18, 29 апреля 1991 года. Стенографический отчет. Йошкар-ола, 1992. С. 277–295; Закон Республики Татарстан от 19.10.1991 № 1244-XII «О собственности в Республике Татарстан» // Советская Татария. 1991, 10 дек.; Закон Республики Карелия от 13.11.1991 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Карельской АССР» / ГАРФ. Ф.10026. О. 3. Д. 296. Л. 120–124; Закон Мордовской ССР от 01.11.1991 № 508-XII «О собственности в Мордовской ССР» // Ведомости ВС Мордовской ССР. 1993. № 1; Закон Башкирской ССР от 20.03.1991 «О собственности в Башкирской ССР» / Закон Башкирской ССР «О собственности в Башкирской ССР». Принят на пятой сессии Верховного Совета Башкирской ССР двенадцатого созыва 20 марта 1991 г. Уфа, 1992. С. 3–20.

91

См., напр.: Закон Литовской Республики от 11.03.1990 № 1-11 «О наименовании государства и гербе» // Ведомости Верховного Совета и Правительства Литовской Республики. 1990. № 9. Ст. 221; Закон Армянской ССР от 24.08.1990 № С-0075-I «О переименовании Армянской ССР» // Ведомости ВС Армянской ССР. 1990. № 16. Ст. 257; Закон Белорусской ССР от 19.09.1991 № 1085-XII «О названии Белорусской Советской Социалистической Республики и внесении изменений в Декларацию Верховного Совета Белорусской Советской Социалистической Республики о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики и Конституцию (Основной Закон) Белорусской ССР» // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1991. № 30. Ст. 490; Закон РСФСР от 25.12.1991 № 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 2. Ст. 62; Декларация Совета народных депутатов Юго-Осетинской автономной области от 20.09.1990 «О государственном суверенитете Юго-Осетинской Советской Демократической Республики» // Ведомости Верховного Совета Грузинской ССР. 1990. № 3. Ст. 52.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я