В дохристианские времена ни один пророк или даже бог не проповедовал чудесами. Христовы же чудеса отличаются от ветхозаветных не только тем, что несут они благодать. Каждое из чудес исполнено к тому же еще и глубочайшей символики! Как и обстоятельства творения их. И символы эти складываются в учение. В проповедь, смысл которой обличает наше сегодняшнее непонимание того, чем было христианство исконное. Какой у христианства есть настоящий – а не приписанный задним числом в последние века – корень.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Проповедь чудесами. Первые 12 чудес предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2 чудо Христово
Вторым чудом, которое сотворил Христос, было исцеление сына царедворца. Оно тоже было совершено в Галилее, в Кане.
Евангелие от Иоанна, глава 4, вот как повествует об этом:
46 Исус опять пришел в Галилею, в Кану, где превратил воду в вино. В Капернауме был некий царедворец, у которого сын был болен.
47 Он, услышав, что Исус вернулся из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его придти и исцелить его сына, который был при смерти.
48 Исус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес.
49 Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер мой сын.
50 Исус говорит ему: пойди, твой сын здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Исус, и пошел.
51 На дороге его слуги встретили его и сказали: твой сын здоров.
52 Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его.
53 Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Исус сказал ему: твой сын здоров, и уверовал сам и весь его дом.
54 Это второе чудо сотворил Исус, возвратившись из Иудеи в Галилею.
(Ин 4:46—54)
«Опять пришел в Галилею, в Кану… возвратившись из Иудеи». Иоанн подчеркивает: и чудо второе Христово было сотворено в Галилее же. В земле «языческой» (Ис 9:1) или, точнее, скифской.
А в Иудее, хоть Он и отправился туда после того, как положил начало чудесам, — не свершил никакого чуда. О причинах этого говорилось в тексте вступительном «Во чьей чудеса земле?».
Вера в Бога
Перед сотворением чуда второго Христос помедлил. В ответ на просьбу совершить его произнес: «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес»!
Но вот Он слышит вопль отчего сердца: «Господи! приди, пока не умер мой сын»! И в сей же миг творит чудо, не медля больше.
Здесь открывается знаменательное различие с чудесами ветхозаветными. О полярности ветхо — и новозаветных чудес говорилось во вступительном тексте. Но не об этом нюансе.
Яхве — анонсировал свои чудеса. Как правило — устрашающие: чудеса-наказания, чтоб другим неповадно было. Яхве заявлял их как то, что сделается доказательством господства его. Например: «Я обращу лице мое против того [непослушного] человека и сокрушу его во знамение и притчу, истреблю его из народа моего и узнаете, что я — господь» (Иез 14:8)!
Спаситель же не затем вершил чудеса, чтобы доказать людям величие свое. Не для того, чтобы в Него уверовали как в Господа. Напротив: достоин чуда лишь тот, кто верует самому слову истины в устах Его и по самому облику Его — чует Бога! И тот лишь достоин чуда, кто чуда во имя любви желает.
Любящий отец всем сердцем пожелал исцеления умирающему сыну. И преодолел царедворец в себе дух надменности: молил о помощи странствующего философа. А ведь лишь таким и могли тогда воспринять Христа люди, смотревшие с позиций обыденного ума, а не сердца.
И это еще в лучшем случае. Вспомним из романа Михаила Булгакова эпизод — Христос на суде Пилата: «У меня нет постоянного жилища, ответил Арестант, я путешествую из города в город. — Это можно выразить одним словом: бродяга, сказал прокуратор».
Не всякий царедворец заставит себя быть просителем у бродяги, пусть даже и чудотворца (он мог слышать о чуде первом). Однако любовь отца к сыну велела преодолеть гордыню, она внушила надежду: Превративший воду в вино — не обратит ли смертельную болезнь в жизнь и здравие?
И гордыня (демонская твердыня — по слову святых отцов) была преодолена. Высокопоставленный отец просил за своего сына Того, Кто «имел зрак раба» (по слову святых отцов же). И Сын, посланный Отцом спасти всех людей, спас этому отцу сына. Тому, которому отчая любовь позволила открыть глаза на Христа: увидеть в Нем Бога и уверовать в Бога.
Бог есть Любовь (1 Ин 4:16) и вот формула чудотворства Христа: ВО ИМЯ ЛЮБВИ — ЛЮБОВЬЮ — СОВЕРШАЕТСЯ ЧУДО. Это еще одна из причин, почему славяне первого тысячелетия верили: Христос есть воплощение Даждьбога (факт этой веры наших предков не раз констатируется в трудах академика Бориса Рыбакова). Ведь Даждьбога называли не только Бог Слово, но и — Добрый Бог, Белый Бог, Белбог. Случайно ли, что Б. Е. Л. это первые буквы тех знаменитых слов из Послания Иоанна, которые раскрывают самый дух православия: «Бог Есть Любовь»?
Вера Богу
О сотворении чуда извещает Христос, может показаться, небрежно: «Пойди, твой сын здоров». Но это позволяет увидевшему в Нем Бога утвердится в своей новообретенной вере.
Твердо верящий в Бога — безоговорочно верит Богу. Не утвердившийся же до конца в своей вере — больше доверяет рассудку. Если бы царедворец оказался маловером, он стал бы спрашивать: как то есть, уже здоров? Ты даже еще не пришел к нему, не возложил руки на моего сына!
Во времена Христа знали, что исцеление через прикосновение произойти может. И полагали такое свершающимся по благодати Свыше. Но как же без наложения рук? Едва ли у того царедворца не вертелись на языке вопросы. Но его любовь к сыну была сильней, чем рассудок и предрассудки. Человек преодолел желание задавать вопросы в миг чуда, в который следовало — просто делать, как говорит Чудотворец: верить, дабы далось по вере, дабы сын выздоровел!
Свершивший победу над рассудочными привычками — возносится до святой простоты. «Исус говорит ему: пойди, твой сын здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Исус, и пошел». Бог молвил ему «пойди» и он — просто пошел. Ведь он же услышал главное: «твой сын здоров» — и он полностью и всецело поверил Богу.
Такая вера являет собою богосотворчество. Таинственным образом человек, столь чистосердечно верящий в чудо — способствует его совершению! Веруя Богу ты как бы отвоевываешь место чуду здесь вот рядом с собой, разгоняешь сумрак обыденного, рутинно-рассудочного существования. (Понятно, что может Бог обойтись без богосотворчества. Но Бог ЖЕЛАЕТ нашего с Ним сотворчества — нашего, по слову святых, «обожения». )
Исполняя веление Христа, царедворец пошел и обрел — даже еще до того, как увидел сына, — благую весть: уже вот сейчас и выздоровел твой сын, сообщили ему слуги его, и назвали тот самый час, когда Христос произнес о сыне его слово во здравие.
Христовы чудеса научают не только лишь вере в Бога, но и — вере БОГУ. О благодатности такой веры учат святые старцы. Амвросий Оптинский, например, говорит: «Не мучь себя, обдумывая что может быть, а чего не может… Голову не ломай. Молись Богу и Господь все устроит».
Сия простота — святая. Она есть ВЕРА БОГУ и она самодостаточна и самоопорна как, например, аксиома. То есть она питается силой одного из Двенадцати ключевых Качеств, о которых рассказывает книга «Обруч перерождений». Число этого Качества — СЕМЬ. «На дороге его слуги встретили его и сказали: твой сын здоров. Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в СЕДЬМОМ часу горячка оставила его. Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Исус сказал ему: твой сын здоров, и уверовал сам и весь дом его».
Из книги стихов Ярослава Астахова «Слово к Богу»:
Дождь прощальной слезой кропит
Тех, что поезда ждать устали.
Застоялся в лесостепи
В ожидании полустанок…
Из оседлых радостей-мук
Не любая нужна в дорогу.
Непременно с собой возьму
Веру в Бога и веру Богу.
Рассудочному человеку, конечно, трудно поверить в чудо. Ведь против его возможности восстает весь (или ПОЧТИ весь) наш жизненный опыт. Но ЧТО есть опыт сей жизни? Великий духовидец Даниил Андреев свидетельствует: «Отрезок переживаемого нами при земной жизни по отношению к целому сравним с десятисекундной остановкой на полустанке в ночной степи пересекающего гигантский материк пассажирского поезда» (Даниил Андреев, Роза мира, 1957).
Христос же говорит и больше сего: «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне… Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня — дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин 14:11,12).
Дастся во Имя
Однажды во время лекции мне задали вот какой вопрос:
— Да, славяне первого тысячелетия верили, что Христос это Даждьбог воплощенный. Я знакома с трудами Бориса Рыбакова и считаю: он очень убедительно это доказывает, что славяне так верили. Но вот что мне бы понять хотелось: а это правда, что Даждьбог — Слово Вселенское — воплотившись на нашей Планете стал известен здесь как Христос? Или просто славянам это так показалось? Ведь греки вот, например, в первые века думали, что Христос это воплотившийся Аполлон. Есть изображения спасителя тех времен, которые подписаны «Хрестос». Через «е». Потому что это означает по-гречески Златосияющий. А это одно из величальных имен Аполлона. Причем Спаситель изображен в лучистом — солнечном — нимбе.
Ответ мой был вот каким:
— Это есть имена одного и того же Солнцебога. Солнца Истины — как поёт о нем иеромонах Роман. Даждьбог, Аполлон Гиперборейский, Христос.
Кстати, да: Христос — Хрестос — имя греческое. Историки первого и второго века Корнелий Тацит и Светоний Транквил писали «Хрестос» и «хрестиане». Но это не значит, что нам надо избегать исторически сложившейся формы. Златосияющий — величальное имя Аполлона — звучало как Хрисофос. А Хрестос — применявшееся к Аполлону же — означало: Хороший, Благой, Дающий (просимое).
Ряд имен Солнцебога можно продолжить. Копты считали Христа воплощением Гора, сирийцы (а с ними и многие римляне) — Митры…18 Что ж, Христос пришел спасти и просветить всех людей и каждый народ вправе называть Его именем, каким означается у него божество света и спасения. Лишь бы злоупотребление поместными мифологиями не приводило к ересям.
И все же приоритет, мне думается, за точкой зрения Русской Северной Традиции, так как у нее есть подтверждения в Евангелиях. После никонианской правки стало невозможно увидеть, что слово «Даждь» (Даждьбог) употреблялось изначально там и в качестве Имени, а не только в значении глагола «даждь». Но почему Христос рёк апостолам: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое — ДАСТ вам… Во имя Мое просите — и вам ДАСТСЯ» (Ин 16:23,24)?
Сказано не просто «просите Отца ради меня, Сына, и потому дастся», а сказано и подчеркнуто: «просите ВО ИМЯ МОЕ». Апостолам — святым галилейским скифам — не могло не известно быть это имя: Даждьбог.
Трудно не почувствовать здесь эту игру слов! Такую, что возможна лишь на языке славян и подразумевает имя Даждьбог. Нельзя не понять из этого места Евангелия, на каком языке проповедовалось оно изначально не реже, чем на греческом (если даже и записано впервые было на греческом).
В толкованиях на это место Евангелия позднеантичных и раннесредневековых святых отцов можно чувствовать: ведали они Славянское Его Имя (откуда и пошло, кстати, говоря, имяславие). В толковании блаженного Феофилакта Болгарского, например. Оно вот какое: «Здесь Он [Сын] показывает силу Своего Имени… только назовут имя Его, и Он [Отец] сотворит соответствующие [смыслу Имени Сына] дела».
Святитель Феофилакт Болгарский (1055—1107)
Старопечатная русская Минея изображает Феофилакта Болгарского в СОЛНЕЧНОМ НИМБЕ. В таком же изображались Даждьбог, Аполлон Гиперборейский и святые служители культов их. Феофилакт был архиепископом Охриды, откуда князь Владимир Святой вывез на Русь церковнослужебные книги на старославянском. Умереть же блаженный Феофилакт предпочел в Солуни, «городе Солнца». (Любопытно, что греки почитали Вещего Олега воплощением св. Димитрия Солунского — см. статью Ирины День «Вещий Олег и святой Димитрий Солунский»).
Ключевые вопросы
• Кто достоин, чтобы по молитве его свершилось чудо Христово?
• Чем свята простота?
• Почему Христос говорит: «Просите ВО ИМЯ Мое — и ДАСТСЯ вам»?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Проповедь чудесами. Первые 12 чудес предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других