В дохристианские времена ни один пророк или даже бог не проповедовал чудесами. Христовы же чудеса отличаются от ветхозаветных не только тем, что несут они благодать. Каждое из чудес исполнено к тому же еще и глубочайшей символики! Как и обстоятельства творения их. И символы эти складываются в учение. В проповедь, смысл которой обличает наше сегодняшнее непонимание того, чем было христианство исконное. Какой у христианства есть настоящий – а не приписанный задним числом в последние века – корень.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Проповедь чудесами. Первые 12 чудес предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Дмитрий Логинов, 2020
ISBN 978-5-4498-0480-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Любомудрие чуда
Христовы чудеса добротолюбивы. И любомудры. Смысл этих понятий ведом сейчас немногим.
Даже среди православных не всякий может пояснить их значение точное. Знают, впрочем, о книге, которая зовется «Добротолюбие». А некоторые специалисты в курсе, что скифское любомудрие родилось прежде греческой философии, которая у него и переняла немало. Но сведущи в таком только те, кто любят и умеют по-настоящему «глубоко копать».1
Понятия добротолюбия, любомудрия — старейшие христианские. Практики, основанные на них, восходят ко временам Оригена (II в.) и вообще к истокам Александрийской школы (I в.). С тех изначальных времен это близкие понятия в православии, дополняющие одно другое.
И даже в чем-то перекрывающиеся. Святой Августин Блаженный вот как показывает соотношение их: «Что есть философия? Любовь к мудрости. А что представляет собою мудрость? Разве не является она истинной красотой [ума]? Спросим же теперь: а что есть добротолюбие? Разве и оно не является истинной красотой [сердца]?» (Aug. Contr. acad. II)
Вот и неудивительно, что истинные красоты эти — по мере подвижничества души — уярчают одна другую. Проникают одна другую. Сливаются воедино!
Ярко и глубоко толкует понятие «добротолюбие» новомученик Павел Флоренский: «Доброта тут берется в древнем, общем значении, означающем красоту… Отличительная особенность святых подвижников — умная (духовная) ослепительная красота лучезарной светоносной личности, дебелому и плотскому человеку недоступная» (Флоренский П., Столп и утверждение истины. М., 1914).2
Так вот, у христиан таково подвижничество, а у самого Христа таково и чудо. Как и у святых чудотворцев, творивших вослед Ему.
Итак, чудеса Христа добротолюбивы и любомудры. Всякое ли чудо таково? Нет. Это исключительная особенность чудес христианских. Они одновременно и добры, и премудры.
И в этом подобны проповеди.
Да и являют собою ПРОПОВЕДЬ: как в силу своей направленности (см. ниже), так и — обстоятельствами творения своего, о чем рассказывает в подробностях эта книга.
Число чудес и противоречий
Даже и ЧИСЛО Его чудес — проповедует. Многие почитают количество делом случая, но вспоминается присказка: случай — псевдоним Бога. Тем более, что о делах БОГА, именно, идет речь.
Знаковости ЧИСЛА в Библии посвящен труд всей жизни Ивана Панина (1855—1942), ее скрупулезнейшего исследователя. Панин почти на каждой странице Книги выявляет количественные символы, за которыми трудно не видеть Промысел. Поэтому при знакомстве с трудами этого библеиста трепет охватывает и вспоминается даже из Александра Блока:
«…Мне страшно с Тобой встречаться;
Страшней — Тебя не встречать;
Я стал всему удивляться:
На всем различил Печать…».
Понятно, что важней закономерности качественные, а знаковость числа — это частность. Поэтому и замечаю о ней лишь вскользь. Как маленькую прелюдию к большой теме.
Из новозаветных книг можно видеть: Христом во время Его земной жизни сотворено чудес 36. И столько же — 36 — насчитывается противоречий между двумя Заветами, объединенными под обложкой Библии: между Ветхим и Новым.
О них трактат Маркиона. Раннехристианский богослов так именно и назвал его: Антитезы (то есть Противоречия).3 Профессор богословия Кэрролл Бирбауэр (Carroll R. Bierbower) констатирует:
«Маркион основывал свои доказательства на Писаниях, сравнивая раскрытую в них природу еврейского бога Иеговы с природой Бога, о котором Христос учил как об Отце, и показывая, что эти природы противоположны. Это противоречие существует реально и становится очевидным, если отрывки Ветхого завета сравнить с соответствующими отрывками Нового.
Между еврейским племенным божеством и Богом Исуса есть противоречие. Оно вполне очевидно и непримиримо. 36 положений Антитез полностью основаны на записях Ветхого завета об отношении Иеговы к Израилю и другим народам и о поступках этого бога.
Писания пророков Иеговы, как они находятся в Ветхом завете, Маркион сравнивает с тем, что написано в Новом завете об Отце Небесном. Это позволяет показать реально существующие противоречия между богом Израиля и Отцом Небесным, Богом Исуса».
(Кэролл Р. Бирбауэр, АНТИТЕЗЫ Маркиона, 2005).
Итак, 36 раз Новый завет решительно противоречит Ветхому и 36 чудес явил во время своей земной жизни Бог.
Традиция почитать числовые совпадения знаковыми — старинная. И не всегда она — суеверие. И содержание этой книги, возможно, убедит вдумчивых: перед нами здесь как раз такой случай. Хотя, конечно, это всего лишь частность, одна из граней захватывающей и малоисследованной до сего дня темы.
Причем число чудес совпадает… не только с анти-. Есть и еще тождественность, которую большинство тем более поспешит полагать случайностью. Три дюжины — столько называет знаменитая Велесова книга прибогов. То есть младших богов: персонифицированных сил Бога Вышнего. Их имена перечисляются в тексте дощечки ее 11 (Велесова книга вырезывалась новгородскими — а прежде словенскими — волхвами на буковых дощечках; некоторые такие хроники на века старше, чем христианская эра).
Это имена божеств годового круга.
В одном из духовных стихов калик перехожих утверждается, что все 36 чудес были совершены Христом в течение одного года. С историчностью такого предания, разумеется, можно спорить.
И все же есть вероятность, что так и было. Ибо до сих пор спорят, в каком именно году Христос крестился во Иордане и в каком Он был распят и воскрес. Согласно расчетам разных исследователей получается, что между этими событиями могло пройти как три года, так и два или даже один всего. Кроме того неясно, сколько минуло времени между крещением во Иордане и сотворением чуда первого в Кане Галилейской.
Во чьей чудеса земле?
Да, временные рамки чудес известны не в точности. Но места, где было сотворено каждое, свидетельствованы весьма скрупулезно в Библии. О всяком (за редким исключением) чуде известно, в каком оно произошло городе, селении. Или, по крайней мере, в которой земле, стране.
Христос творил чудеса:
• в Галилее,
• в окрестностях Скифополя (земли Десятиградия, называвшиеся во времена Христа также Галилеей Восточной),
• в Иерусалиме,
• в Самарии…
А было ли хоть одно чудо совершено Христом в Иудее? Это в точности не известно. Из 36 чудес 33 сотворены однозначно не в ней. О трех оставшихся можно спорить.
Почему же в иудейской земле — ни единого чуда или же мизер от общего числа их? Только ли потому, что страна евреев располагалась от Галилеии Христа много дальше, нежели Десятиградие скифское и даже Самария?
Нет, была причина серьезней, чем отстояние только географическое. О ней читаем у св. Иоанна Златоуста: «Спаситель знал их [иудеев] ослепление — и потому творил чудеса не ради убеждения их, а для того, чтобы других исправить» (Толкование на Евангелие от Матфея. Иоанн Златоуст. Т. I. СПб., 1901. С. 452).
Благословен век четвертый! — эпоха, когда писали свои творения вселенские учителя церкви. Тогда: напомнил об ослепленности этого из народов чином Аароновым — всё, дальнейших пояснений не требовалось! Ведь байка, будто «Христос был рожден евреем» и христианство, следовательно, имеет иудейские корни — имела во времена Златоуста хождение мизерное. И далеко не была еще пущена в оборот мнений широких масс.
Когда заинтересованные круги смогли привить человечеству расхожее заблуждение, будто бы христианство не столь с иудаизмом боролось, сколь из него же проистекало? Только тысячелетием позже времени Златоуста, то есть в эпоху Лютера. Лишь на волне реформации западной церкви лжеучение маргинальной секты евионитов переросло в заблуждение сотен тысяч, а в последующие века — миллионов (подробней в книге «Конец четырехвекового заблуждения человечества о Христе»).
Не минула чаша сия и Русь (хоть мы простояли в истине дольше прочих). У нас после никонианской реформы церкви новообрядцы стали даже писать «Иисус» вместо «Исус», дабы было хоть отдаленно похоже на еврейское «Иегошуа». А ведь в раннехристианских текстах — например, в коптском апокрифическом Евангелии от Фомы — Ис. То есть сокращенное Исус. В точности, как у наших старообрядцев. (А посему и все книги последователей Русской Северной Традиции придерживаются начертания правильного, исконного.)
Итак, сейчас — на фоне безостановочного мелькания в СМИ оксюморона «иудеохристианство» — пояснение места из толкования Златоуста точно уж требуется!
Галилеянин пришел спасти всех людей. Галилеян, самарян, галатов… римлян, эллинов, коптов… иудеев…
С последними получалось у Него не всегда. Ибо иудеи спасению нередко противились, а христианское спасение не может произойти без воли спасаемого. Поскольку являет собою освобождение.
«Бог есть Дух, а где Дух Его, там свобода» (2 Кор 3:17). «Дух послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лк 4:18). «Тварь будет освобождена от рабства в свободу славы» (Рим 8:21); «если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (8:36) «и познаете истину, и сделает она вас свободными» (8:32)!
Нельзя спасти от неволи кого-либо против его собственной воли: такое спасение стало бы для него лишь иной неволей.
Почти в любом из народов Палестины и прилегающих к ней земель было много больше имевших волю к спасению, чем ее не имевших. Евангелия свидетельствуют не раз о народах Святой земли: благоволили Христу и с готовностью принимали спасительное учение.
• «Галилеяне приняли Его» (Ин 4:45).
• «Пришли к Нему Самаряне, просили побыть у них, и Он пробыл там два дня. И большое число их уверовало по Его слову» (Ин 4:41,42). «Самаряне приняли слово Божие… и они приняли Духа Святаго» (Деян 8:14—17).
• «Еллины подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Исуса. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Исусу. Исус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому» (Ин 12:20—23). «Уверовали и присоединились из Еллинов великое множество, и знатных женщин немало» (Деян 17:4). «Многие уверовали из Еллинских почетных женщин, и из мужчин немало» (Деян 17:12). «Между ними был Дионисий Ареопагит [Афинский] и женщина именем Дамарь и другие с ними» (Деян 17:34).
• «Ефиоплянин, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее… сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и: что препятствует мне креститься? [Апостол] Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Исус Христос есть Сын Божий» (Деян 8:27—37).
• «Ученики в Антиохии первыми стали называться Христианами» (Деян 11:26). Вослед же сирийцам этим так стали называть себя и другие, слушавшие Христа или апостолов и принявшие Учение: «Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии [потомки Мосоха], Понта [Черное море] и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, Критяне и Аравитяне» (Деян 2:9—11)…
Они стали называться христианами после величайшего Чуда, большего, чем Его 36 чудес, о коих речь в этой книге. То есть: после Его крестной смерти — воскресения — вознесения. Однако и до того еще «следовало множество за Ним народа из Галилеи и Десятиградия [столица коего Скифополь], и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана» (Мф 4:25).
Матфей, заметим, упоминает народ Иерусалима и народ Иудеи как РАЗНЫЕ, хотя во времена Христа Иерусалим был на территории Иудеи. Однако во Граде Божьем жили не только евреи, но и Иевусеи, создатели сего Града, народ гораздо более древний, нежели его только завоеватели.
Иерусалим, согласно пониманию апостольскому, не есть Иудея. В Иерусалиме, в отличие от нее, и чудеса были сотворены Христом, и последователей учения Его набралось немало.
Да, из Иудеи тоже бывали желавшие следовать за Христом. Редко, но поминаются, среди прочих, и такие последователи. Но далее говорит Евангелие о них: «возроптали на Него иудеи» (Ин 6:41). И большинство из них вскоре «отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин 6:66).
Почему? Что вдруг охладило их пыл? Именно же ведь этот, а не какой-либо другой из народов Палестины, — чаял тогда харизматичного лидера, дабы противостать Риму. Так чем бы не харизматичен Христос? Тысячи приходят слушать Его и чудеса, Им творимые, на устах у всех!
Однако в этом и дело: ведь лидера какого иудаизм обязывал ждать евреев? Они ожидали тогда (и поныне ждут) того мессию-еврея, который придет аки «молодой лев» (Втор 33:22) от колена Данова, седьмого.4 И проклял тогда Христос поглощенность человека тем «львом». Проклятие колена седьмого видно из притчи Речения седьмого из апокрифического Евангелия от Фомы (см. главу, посвященную этому речению, в книге «Тайное учение Христа»).
Современники же Христа могли воочию видеть: не только, что не происходит Христос от колена Данова, но и вообще не принадлежит какому-либо колену Израилеву. То есть: Христос — не еврей. (Подробней в книге Джекоба Коннера «Христос не был евреем». А также в моей"Конец заблуждения о Христе», где приводится строгое историческое доказательство5 непринадлежности Христа этой нации.)
Спаситель собственными устами свидетельствовал, что не является Он «сыном Давидовым», и приводил тому доказательство (Мк 12:35—37). Чем подтвердил и пророчество Исаии (Ис 53:8).
Во времена земной жизни Христа правду о Его непринадлежности к еврейской нации свидетельствовали сами евреи. Нередко — присовокупляя к этому богохульство. Как, например: «Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе» (Ин 8:48)?
Гораздо более точно — хоть и не менее богохульно, чем рядовые представители «избранного» народа, — о Галилеянине и о народе Его свидетельствовали тогда и первосвященники еврейские: «этот народ [галилеяне] невежда в законе, проклят он» (Ин 7:49)!
Освободительное учение Христа — «где Дух Божий, там свобода» (2Кор 3:17) — передаваемое Им своему (галилеянам) и другим народам, воспринималось иудеями как… невежество в законе их, иудейском. На деле же оно явило собой опровержение легитимности их закона.
И — возрождение чина Мелхиседекова, неотъемлемой частью которого является исконное северное ведение о том, что Бог Отец есть Свобода (в точности, как Сын Его есть Любовь). В гиперборейских священных текстах слова: «Начало», «Свобода», «Бог» — начертывались одною и той же руничной вязью (см. Приложение 2 в книге"Обруч перерождений»).
Однако иудеи отвергли со времен Аарона и продолжали отвергать во времена Христа чин Мелхиседеков. И тем невежествовали хуже язычников, ибо у язычников чин этот ко временам Христа лишь в различной степени выродился.
Во времена Моисея появился богопротивный6 чин Ааронов, который сделал евреев иудеями, ослепленными, что и разумел в Толковании на Евангелие от Матфея св. Иоанн Златоуст.7 А прежде него и апостол Павел свидетельствовал о том же: «Умы их ослеплены… лежит покрывало Моисеево на сердце их, но — если обращаются ко Христу, то покрывало снимается: ибо Господь есть Дух, а Дух Божий где — там свобода» (2Кор 3:14—17).
Да только вот обращались ко Христу лишь немногие из иудеев. Как сказано, «не мог совершить там [в синагоге] никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их. Неверию их дивился» (Мк 6:5,6).
Да, невозможно — пусть даже чудесным образом — вызволить из неволи человека без воли его на то, ибо такое вызволение стало бы для него лишь иной неволей. Об ослепляющем умы и повергающем в неволю боге иудеев и века их читаем у апостола Павла же: «Если для кого и закрыто благовествование наше, то — для неверующих [в Бога истинного], у которых бог века сего [Яхве] ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога [истинного] невидимого» (2Кор 4:4).
Учение Пришедшего из «Галилеи языческой» (Ис 9:1), сиречь скифской (от Назарета до Скифополя было всего 12 миль), явило себя противоположным иудаизму столь, что евреи… не столько даже не верили (тогда бы они должны были не верить собственным глазам) в чудеса Христа, сколь — не хотели Его чудес.
Не только лишь потому, что некоторые из них Он творил в субботу. В день, когда закон иудейский запрещает не то, что чудотворить, а даже вообще делать что-либо. Иудеи не хотели Его чудес главным образом потому, что чудеса Христа наглядно показывали: вот какое могущество Бог дал — Нееврею! И как тогда быть с пресловутой «избранностью» народа еврейского?
Выходит, или народ этот на самом деле не богоизбран, или этот «бог века сего» (2Кор 4:4), избравший этот народ, не «паче всех богов достохвален» (1Пар 16:25), какие есть у других народов!
Наверное, вздыхали тогда раввины: эх, вот если б Он был еврей… — о, как иудеи бы тогда воспевали чудеса Его и хотели бы, чтобы Он сотворял их с ними (подробней в кн. «Упование язычников»)!
Но это был не еврей. И вот по этой главной причине — хулили священники по чину Ааронову, иудейскому, Христовы чудеса под любым предлогом. И даже пытались противодействовать им, не останавливаясь, притом, и перед планированием убийств! Например, «первосвященники положили убить и Лазаря [воскрешенного Христом из мертвых], потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Исуса» (Ин 12:10,11).
Но, как сказано было выше, немногие из таких приходивших к Христу со Христом же и оставались, ибо для того надлежало евреям отречься иудаизма. Верования других народов не противоречили учению Христа, являя по сравнению с иудаизмом лишь неполноту и вырожденность — останки древнего ведения (чина Мелхиседекова). Тогда как закон иудейский противоречил чину Мелхиседекову.
Поэтому и говорится с полной определенностью в Деяниях св. Апостолов: «Одни были на стороне Иудеев, а другие на стороне Апостолов» (Деян 14:4). Во всяком городе и народе Средиземноморья так было. Народы понимали христианство как антииудаизм, а иудаизм как антихристианство. О бескомпромиссности духовного противостояния сказал сам Спаситель: «Не мир пришел Я принести, но меч» (Мф 10:34).
Ни этнически, ни — тем более — духовно христианство не может быть отнесено к авраамическим религиям, каковыми по праву зовутся иудаизм и ислам. Христианство есть религия яфетическая (арийская). Слава Богу, что в наше время появляется все больше книг, дающих аутентичное описание зари нашей веры:
«Христос не был евреем», Джекоб Коннер, М., Православное издательство «Энциклопедия русской цивилизации», 2004.
«Конец четырехвекового заблуждения человечества о Христе», Дмитрий Логинов, М., ИД Альва-Первая, 2008.
«История христианства в земле Русской с ПЕРВОГО века по Р.Х.», Протоиерей Стефан Ляшевский, М., Фаир-Пресс, 2002.
«Тайнопись на русских иконах», Валерий Чудинов, М., ИД Альва-Первая, 2008.
«Евангелие от русских волхвов», Дмитрий Логинов, М., ИД Альва-Первая, 2009.
«Единство Троицы», Деви даси Премавати, Дмитрий Логинов, М., ИД Альва-Первая, 2009.
«Имя Бога. Стрела и крест», Дмитрий Логинов, М., ИД Альва-Первая, 2009.
«Семь крещений Руси», Кирилл Фатьянов, М. Ридеро, 2018.
«Тайное учение Христа», Дмитрий Логинов, М., Ридеро, 2019.
Противоположность направленности
О числе и о землях свершения чудес достаточно сказано. То и другое — значимо, но более важны:
• сам их ФАКТ, свидетельствующий могущество, запредельное человеку, и
• СОДЕРЖАНИЕ Христовых чудес.
По содержанию своему новозаветные чудеса Галилеянина контрастны ветхозаветным чудесам иудейского бога Яхве. Что еще раз доказывает: иудейский бог Яхве НЕ есть Отец Небесный, которого исповедал Христос. Прав был раннехристианский богослов Маркион. Прав и наш современник Бирбауэр, доктор богословия. А не расхожее нынче бездоказательное мнение, утверждающее противоположное.
Христовы чудеса: воскрешают людей, насыщают их, исцеляют больных, изгоняют бесов, успокаивают разбушевавшиеся стихии, чтобы предотвратить вред людям. «Слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют» (Лк 7:22).
Такие ли чудеса творил Яхве? Нет, ветхозаветные чудеса имели, за исключением очень редким, направленность противоположную. Они представляли собой наказания, устрашения, массовый убой животных и массовые же человекоубийства.
ОЖЕСТОЧЕНИЕ СЕРДЦА
Яркий пример являют знаменитые Казни Египетские (Исход, главы 7—10). Примечательно начинается повествование о них. Яхве говорит Моисею: «Я ожесточу сердце фараоново» (Исх 7:3).
Пожалуй, такое чудо характеризует его творца ярче, нежели имевшие самые жестокие внешние проявления. Бог, ожесточающий сердца…
О том, как еврейский бог ожесточает сердца людей, одна лишь ветхозаветная книга Исход повествует 16 раз. Тогда как новозаветные книги свидетельствуют 16 же раз о том, что христианский Бог есть Любовь и «управляет сердца в любовь» (2Фес 3:5). И что от Него рожден всякий из людей, в чьем сердце живет любовь (1Ин 4:7). Особенно богато такими свидетельствами 1-е соборное Послание Иоанна, любимого ученика Христова.
ЗМЕЕЖЕЗЛ
Далее повествует книга Исход: Аарон совершает чудо по наущению Яхве, превращая свой жезл во змия. Это же чудо во имя своих богов совершают и колдуны языческие. Но иудейский гад оказывается более богат ядом, нежели гады языческие, — он убивает змеежезлы язычников, заглатывает их и, переварив, оказывается вновь жезлом, который Аарон подбирает и опирается на него (Исх 7:10—12).
Вот, кстати, почему стояли старообрядцы твердо и ныне продолжают стояние свое против никонианского архиерейского жезла! Никонианский изогнут, изображая того самого яхвистского змия. Тогда как у старообрядцев жезл архиерея прямой, как стрела. Причем не просто прям, как стрела, но именно форму стрелы имеет. Чем свидетельствует о божьем Имени: о смысле его на первоязыке всех потомков Иафета (о чем подробно говорю в книге"Имя Бога. Стрела и крест»).
Посредством Ааронова жезла Яхве совершает целый ряд недобрых чудес. Книга Исход описывает, как бог евреев испортил рыбу, воду и воздух. Оставив тем самым египтян — да и евреев — без одного из важных источников пищи, а рыбаков без речного промысла.
Эти сверхестественные действия бога еврейского сюжетно противоположны тем чудесам Христа, которые нередко поминают во проповедях. Двум чудесам о преизобильном улове рыбы, одно из которых сотворил Он, когда впервые явился ученикам (Лк 5:6). Второе — после своего Светлого Воскресения, перед вознесением к Отцу на небо (Ин 21:6).
За время между чудесами об улове было совершено Христом, среди прочих, и еще два чуда о рыбах. Это были преумножения рыб (и хлебов), имевшие целью насытить многих. Бог истинный дает изобилие того, что тщился истощить Яхве.
Посредством Ааронова змеежезла отравлены были не только рыбы, но также вода и воздух. Здесь тоже чувствуется сюжетно-символьное противоположение. Христос говорит: «Кто не родится от воды и духа, не может войти в Царство Божие» (Ин 3:5). А священникам по чину Ааронову говорит: «Горе вам, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Мф 23:13). И еще: «Какой отец, когда сын попросит, подаст ему змею вместо рыбы» (Лк 11:11)?
ПОВЕЛИТЕЛЬ МУХ
Итак, бог евреев испортил рыбу, воду и воздух. Впрочем, и языческие боги сумели в ответ ему сделать что-то подобное (Исх 7:17—22). Однако Яхве ревнив (Исх 34:14), и не мог стерпеть, что и другим богам удается творить такие же чудеса, как ему. И вот он, посредством Аарона и Моисея, сотворяет и еще одно чудо, размножая немерено жаб и мух (Исх 8:5—7)!
Жрецам других богов также удается преумножение жаб, но… не получается с мухами (Исх 8:18). Видимо, у последних имеется единственный повелитель. В отличие от богов иных народов только еврейский бог Яхве оказывается обладателем титула Повелитель Мух.
Такое величальное имя известно не только историкам религий, но также и демонологам. Оно звучит на иврите как Бааль-Зевув. Откуда и пошло имя демона Вельзевула, в чем религиоведы и демонологи не выражают сомнений.
Даже и среди демонов Повелитель Мух отличается особенной кровожадностью. Куда слетаются мухи? — к жертвенникам, которые не просыхают от крови.
Книга Исход — вся вторая половина восьмой главы — подробно рассказывает о том, как Яхве через Моисея повелевал мухами. В Огромные тучи мух с яростью нападали на фараона, с которым беседовал Моисей, на египтян и на скот египетский. И ни одна из них не досаждала притом евреям или скоту еврейскому, бывшим тут же!
В чём обличал иудеев святой Стефан, первомученик за Христа (Деян 7:42,43), а за восемь веков до него — пророк Амос (5:25,26). Оба говорили: Разве Богу Всевышнему (священником которого был Мелхиседек) отцы ваши служили, ходя (с Моисеем и Аароном) сорок лет в пустыне? Нет, вы носили скинию Молохову8 и звезду Ремфана9!
Молох есть иное имя Ваала. «Устроили капища Ваалу в долине сыновей Енномовых, чтобы проводить через огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоху» (Иер 32:35). Ваал же и Вельзевул есть варианты произнесения одного имени. Это можно видеть из Библии — достаточно сравнить ее книги: 3Цар 22: 53 и 4Цар 1:2, масоретский текст.
Почему же сегодня далеко не всем ясно, что первомученик Стефан обличал ааронитов (левитов) в демонопоклонстве? Потому, что во времена Хелкии, первосвященника иудейского, демон Яхве не пожелал продолжать иметь среди своих величальных имен Повелителя Мух. Наверное, потому как уже тогда возмечтал о мировом господстве, а Повелитель Мух — мелковато как-то звучит, местечково (Яхве повелевал мухами лишь в местечке Гесем и окрестностях). Поэтому и «говорит Яхве: ты [Иудея] не будешь более звать меня: „Ваал мой“» (Ос 2:16)!
Из синодального перевода, правда, последнего не видно, но суть открывается тем, кто читают в подлиннике. Классик семитологии Шифман Илья Шолеймович убежден: «Молох (он же Ваал) есть Яхве, которому в добиблейской традиции приносились человеческие жертвы» (Шифман И. Ш. Молох. Мифы народов мира. Т. 2. — М.: Советская Энциклопедия, 1992. С. 684).
Иудеи не только выполнили приказ Яхве больше не звать его Ваалом, но даже начали незадолго после того говорить, что будто Ваал… враг Яхве! «И повелел царь Хелкии первосвященнику и вторым священникам и стоящим на страже у порога вынести из храма Яхве все вещи, сделанные для Ваала» (4Цар 23:4).
Вынесли. Сожгли в долине Кедрон. И даже пепел после отнесли в Вефель — подальше. И тщательно занесли сведения о том в священное писание иудейское.
Однако именно эта запись и обличает. Не меньше, чем слово святого Стефана. Ибо порождает вопрос: а почему же вещи, которые были сделаны для Ваала, попали в храм Яхве? Едва ли такое может быть объяснено как-либо иначе, нежели: Яхве и Ваал есть разные имена одного и того же бога.
Кроме того: Вааловы вещи можно, конечно, вынести из храма еврейского, но славящие Ваала имена из истории народа еврейского стереть невозможно. Библия содержит обширный ряд еврейских имен, которые величат Ваала. Например:
• внук царя Саула носил имя Мериббаал, означающее «Величие Ваала» (1Пар 8:34);
• сын царя Давида именовался Веелиад, что значило «Ваал да узнает [его]» (1Пар 14:7) и т. д.
• самое же показательное из подобных имен есть Веалия, ибо дословно значит: «Ваал есть Яхве» (1 Пар 12:5).
Да ведь и свирепость дальнейших чудес, которые творит Яхве, свидетельствует о его демонизме — о том, кто есть он. Убийство первенцев не обличает ли демоническую природу и, конкретно, Ваалову? Разве не такой жертвы — первенцев — требовал себе Молох (он же Ваал)? Так что справедливо запечатленное древнееврейским именем: Ваал есть Яхве.
«В полночь Яхве поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота. И встал фараон ночью сам и все рабы его и весь Египет; и сделался великий вопль в [земле] Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца» (Исх 12:29,30).
Избранному народу доставалось от бога, избравшего его, впрочем, едва ли меньше. «Послал Яхве на народ [свой] ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] Израилевых» (Чис 21:6).
ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ…
Примеры можно умножить, но и приведенных достаточно, чтобы видеть: направленность, содержание чудес Ветхого и Нового заветов — противоположны. Факт этот красноречиво свидетельствует: иудейский бог Яхве это одно, а Бог Отец, которого исповедал Христос, это совсем другое!
О том и собственными устами учил Спаситель: «Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также» (Ин 5:19). И еще: «Какой из вас отец, [когда] сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Или, [когда попросит] рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благое давать детям вашим, то тем более — Отец Небесный» (Лк 11:11—13)!
Какие чудеса сотворяет Сын Бога истинного? Сопоставим их с чудесами Яхве и ясно сделается: кощунственно утверждать, будто этот еврейский бог есть отец Ему. Христос преумножает хлебы и рыб; Яхве размножал мух, жаб и змей, а также «его рука дала быстрого скорпиона» (Иов 26:13). Спаситель исцеляет и воскрешает; Яхве же убивал, насылал болезни… Христос есть Яблоко точно уж не от яблони такой, коли говорить в образах русской пословицы!
Сегодня скептики могут не посчитать, однако, содержание чудес — аргументом. Потому как сомневаются в самом факте чуда. Выдумки это, де. А тогда и какая разница, противоположною ли была у чудес направленность, если самих чудес… не было?
Да, касаемо ветхозаветных чудес теперь уже невозможно сказать с уверенностью, что в те позадавние времена было, а чего не было. Многое может представлять лишь красивую (или не очень) легенду. Но ведь и по направленности легенд, какие складывают об избравшем избранные, можно судить о его характере.
А вот не верить в чудеса христианские оснований мало. Ибо их очевидцами были тысячи. Евсевий Кесарийский включил в свою «Историю церкви» свидетельство, например, некоего Квадратия, старейшины из Афин, который в начале второго века написал императору Адриану «Апологию» в защиту христианства: «Постоянно были явными в своей действительности дела нашего Спасителя, а именно — исцеленные и воскресшие из мертвых. Их видели не только в момент их исцеления и их воскресения, но они были видимы всегда, не только пока Спаситель ходил здесь на земле, но еще продолжительное время после того, как он оставил землю. Даже в наше время живут еще некоторые из них»! Святитель Игнатий (Брянчанинов) замечает по этому поводу:
«Чудеса Христовы были осязательны; всякий мог удобно рассмотреть их; для сомнения и недоумения, чудо ли это, или только представление чуда, не было места.
Мертвые воскресали, неисцелимые средствами человеческими недуги исцелялись, прокаженные очищались, слепорожденные прозирали, немые начинали говорить; умножалась пища мгновенно для нуждавшихся в ней; волны моря и ветры утихали по одному повелительному слову и избавлялись от смерти те, которым буря угрожала смертью; мрежи рыбарей, тщетно трудившихся в ловитве долгое время, внезапно наполнялись рыбами, послушными безмолвному голосу Господа своего.
Чудеса Богочеловека имели множество свидетелей, из которых большая часть были или враждебны Ему, или невнимательны, или искали от Него одного телесного вспоможения.
Чудеса были неопровержимы. Самые злейшие враги Господа не отвергали их, старались только уничижить их богохульным претолкованием и всеми средствами, которые внушались им лукавством и злобою.
В чудесах Господа не было никакой суетности, никакого эффекта; ни одного чуда не сделано напоказ человекам. Они составляют собою цепь благодеяний страждущему человечеству. Вместе с тем они выразили со всею удовлетворительностью власть Творца над вещественною тварью и над сотворенными духами, выразили и доказали достоинство Бога, принявшего на Себя человечество, явившегося человеком между человеками».
Свт. Игнатий Брянчанинов, «О чудесах и знамениях».
Философия чуда
Да, в первые века по Р.Х. никто не сомневался в том, что Христос творил чудеса. Даже его враги. Тогда как в последние столетия вера в чудеса поослабла. Чтобы не сказать — вовсе сошла на нет.
Даже в христианские чудеса сейчас мало веры. Даже у христиан. Корни скептицизма уходят, пожалуй, в девятнадцатый век. Показателен пример Эрнеста Ренана. Он относился ко Христу с огромным почтением и мечтал стать священником. Однако в его книге «Vie de Jesus» (1863) толкования евангельских свидетельств о чудесах столь рассудочны, что балансируют на грани кощунства.
Начиная со времен Ренана человечество считает скептицизм нормой. Трезвым взглядом на вещи. А ведь скептицизм не только растворяет иллюзии — он может и отравлять жизнь.
На эту тему мы сами придумываем о себе горьковатые притчи. Вроде такой вот: Игорь попал в глубокую яму и чудом из нее вылез. «Чудес не бывает» — здраво рассудил Игорь и… залез обратно. (Как говорится, было бы смешно, не будь оно так печально.)
Лично у меня в жизни чудеса были. В т.ч. — спасавшие жизнь. Уверен: если бы не мой ангел хранитель — я бы не писал сейчас эти строки.
А у читающего их сейчас — было что-то, необъяснимое с позиций лишь голой физики? Буду благодарен за комменты к этой книге на эту тему.
Рассудок объяснить чудеса не может. Он и не должен. Как не обязана это делать и наука: она занимается явлениями статистическими, воспроизводимыми. Чудо же являет собою нечто неповторимое, уникальное.10
Но это не обязательно значит — иррациональное. Должен ли Разум так же, как и обыденный здравый (всегда ли?) смысл, упорно чуждаться чуда?
Философия стоит особняком от иных наук. На нее не распространяется вышеупомянутое ограничение: она не должна заниматься явлениями лишь статистическими. Философия могла бы хоть попытаться осмыслить и ЧУДО также, наряду с иными явлениями. Более того, это есть ее прямая обязанность.
Но современная философия уклоняется от этой обязанности. Обыкновенно ее отношение к проблеме чуда — высокомерно-стыдливое (когда не вовсе воинственно-агрессивное).
Однако имеется одно — и очень яркое — исключение. Его составляют лучшие представители философии русской.
Отечественному любомудрию принадлежит заслуга обоснования с позиций разума — возможности и даже необходимости христианского чуда. Как, именно, добротолюбивого, избавительного. И это еще раз показывает произрастание русской философии — того, что есть в ней воистину русского, незаимствованного — из многотысячелетних глубин Русской Северной Традиции.
АПОЛОГИЯ ЧУДА У БЕРДЯЕВА
Особенно сей корень заметен в посвященных теме чудотворчества трудах Льва Лопатина и Николая Бердяева. Вот краткий пересказ апологии чудесного из книги Бердяева «Философия свободы»:
Научное знание, как и вера, есть проникновение в реальную действительность. Но научное знание есть проникновение лишь в действительность частную, ограниченную. Оно созерцает с места, с которого не все видно.
Утверждения научного знания истинны, но ложны его отрицания. Наука верно учит о законах природы, но ложно учит о невозможности чудесного, ложно отрицает иные миры. Высший гнозис дает нам вера.
Гнозис есть философия как единство веры и знания. Философское учение о причинности как о волевой активности субстанций формулировано Лопатиным. Лев Лопатин подвел итог учениям о причинности, дав учение об отношении причинности к свободе.
Причинность, понимаемая изнутри, есть творческий акт живого существа. Причина созидает, она творит следствие! Причина есть творческая энергия и предполагает существо, обладающее этой энергией. Причинность невозможна без творящего, созидающего.
Это верно ощущалось в мифологическом мировоззрении. На вершинах философской мысли должна быть оправдана эта мифология: в ней ключ к связи между причиной и следствием.
Причинность предполагает субстанциональность существ, творящих следствия. Причинность связана с субстанциональностью и свободой. Причинение как творческий акт субстанции есть акт свободы.
Субстанция наделена творческой свободой и из нее созидает. Это понимание причинности изменяет взгляд на соотношение свободы и необходимости. Необходимость есть продукт свободы, рождается от злоупотребления свободой.
Направление воли свободных существ создает природную необходимость, рождает связанность. Материальная зависимость есть порождение нашей свободной воли. Необходимость есть лишь известное, дурно направленное соотношение живых и свободных субстанций разных уровней бытия. Падший мир есть разрыв меж его существ, распад божественного единства и сей распад ведет к связанности, к скованности необходимостью.
Все оторванное от меня, далекое, чуждое я воспринимаю как давящую материальную необходимость. Все близкое, родное, со мной соединенное я воспринимаю как свободу. Материальность есть порождение ненависти и отчужденности в мире. Актом свободного избрания порожден порядок необходимости. По нашей вине природа омертвела, и космическое призвание человека-микрокосма — оживить природу-макрокосм, вернуть жизнь всей иерархии естества, вплоть до камня!
Омертвевшее по вине нашей естество нас инфицирует и нам угрожает. Этот порядок природы скрывает от нас внутреннюю, свободную связь вещей, творческую причинность. Такое понимание причинности, свободы и необходимости изменяет взгляд на чудесное. Необходимость, закономерность природных явлений не должна быть абсолютизируема: это лишь способ действия мировых сил, лишь формулировка того направления, которое приняло взаимодействие субстанций. Итак, если сама необходимость есть продукт свободы, если причинность есть творческая активность, если свобода есть субстанциональная мощь — возражения против чудесного падают!
Таков Бердяев! РАЗУМОМ повергнуть возражения против чудесного — это философский подвиг. Русское любомудрие может — и должно — им гордится.
ПОДСТУПЫ К АПОЛОГИИ ЧУДА У ГЕГЕЛЯ
А философия западная? Достигала ли она подобных высот? Насколько известно мне — нет, но подступы к ним находим у величайшего из ее гигантов: Георга Вильгельма Гегеля.
«Чтобы избежать чуда, этой дикости, разрушающей спокойное развитие законов природы, мы охотнее останавливаемся или на материализме, или на непоследовательном идеализме — чудеса, де, связаны с религией, вот и не будем вторгаться на эту сторону. Однако уже при анималическом магнетизме11 обнаруживается несамодостаточность как первого, так и второго.
Аффектации духа могут убить человека. При магнетизме духовное обладает властью над законами природы, его проявления противоречат естественной связи. Ряд опосредований в отношении природных вещей обуславливает закономерное, — то, что явлено, должно иметь причину в явленном же — а этого не прослеживается при магнетизме. Здесь мы обретаемся в области чудес!
Поэтому подобного опыта чураются, боясь таким образом попасть в объятия веры в чудеса. Речь идет о двух противоположных представлениях, при этом одно из них, спиритуализм, находится в немилости.
Однако как раз в таких проявлениях и заключена потребность нашего времени: постичь отношение духа и материи. Уже сказано, что в качестве основополагающей сущности духа мы утверждаем свободу, свободу от природного и в природном, свободу, которая должна быть, однако, понята не как произвол, а как закономерная свобода. — Данное отношение духа составляет наш главный предмет, и основополагающая связь понятия есть первое, что мы должны рассмотреть».
Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Лекции по философии духа, Введение.
Проповедь чудесами
Поклон сильнейшим из философов — и прежде всего Николаю Бердяеву — за то, что сумели показать: противоестественна именно необходимость (рутина), а не свобода (чудо). Чудо есть проблеск рая. Воистину ЕСТЕСТВЕНЕН только рай, ибо в нем пребывает Есь (это древнейшее имя Бога Отца — так его называли енисейские остяки еще многие тысячелетия назад).
Это позволяет нам идти дальше и сформулировать основную идею книги. О том, ЧТО представляют собой, в совокупности, чудеса Христа. Христовы чудеса есть не только лишь проблеск рая, но и Учение — проповедь о том, как вернуться в рай. И это в них не менее удивительно и не менее значимо, нежели благодатное действо их и сам факт явления чуда.
Вдумаемся. СМЫСЛОВАЯ направленность содержания. ПРОПОВЕДЬ чудесами! Такого за исключением Христа не являл человечеству ни один чудотворец, пророк или даже бог.
Всмотримся. Что представляет собой сюжет каждого из чудес Христовых? Сплетение символических смыслов. Тонкие оттенки взаимодействия Чудотворца и человека (людей), на коего (коих) изливается благодать чуда Божьего.
Благослови Господь внимательно и подробно рассмотреть в этом плане каждое из 36 чудес, дабы не упустить ни одной драгоценной смысловой капли!
Закономерна (а не случайна) и, я бы сказал, РИТМИЧНА12 — даже сама последовательность чудес. Христовы проповеди чудесами последовательно складываются в Учение.
Свиваются меж собою в нерукотворный, неписанный и незримый трактат, каждая глава коего представляет, однако, зримое исцеление, спасение, благодеяние или благословение.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Проповедь чудесами. Первые 12 чудес предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
См. напр. книгу доктора исторических наук Петра Золина «Философия скифов-руссов» (2011) или его же «Философия Великой скифии» (2008).
2
А раньше Павла Флоренского проницательным философом добротолюбия показал себя Фёдор Достоевский, которому открылось: «Красота спасет мир»!
3
Антитезы Маркиона начинаются цитатой из Нового завета: «Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника» (Лк 6:43—44). Затем он цитирует из Ветхого завета: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; я, Иегова, делаю всё это» (Ис 45:7). И далее Маркион приводит еще 35 примеров, когда Новый и Ветхий заветы утверждают противоположное. Так, полностью основывая свои доказательства на Писании, сравнивая раскрытую в нём природу еврейского бога Яхве (Иеговы) и природу Бога истинного, о Котором учит Христос, показывает Маркион в тридцати шести антитезах, что эти природы противоположны.
4
Поэтому, кстати, колено это, седьмое — не упомянуто было в Откровении Иоанна Богослова в числе колен, из коих малый хотя б остаток будет запечатлен как праведники (сравни в Библии главы Откровения 7 и Бытия 49). Единственное из всех Израилевых не было упомянуто.
5
Евангелия свидетельствуют: 1) Иосиф, официально, есть муж Марии («с Марией, обрученной ему женою» — Лк 2:5); 2) Иосиф — еврей (вот его родословие от самого Евера — Лк 3:23—35); 3) Иосиф не имел отношения к рождению Христа («и принял Иосиф жену свою, и не знал Ее, и вот, Она родила Сына Своего, первенца» — Мат 1: 24, 25). Остальное выводится легко. Святое Семейство не переселили насильственно в Иудею, несмотря на то, что Иосиф был еврей. Следовательно, эта семья не подпадала под закон Маккавея. А если не подпадала, то, значит, Святое Семейство представляло собою смешанный брак. То есть: Мария, Мать Иисуса, — могла быть какой угодно национальности, но только не еврейской. Догмат же о непорочном зачатии, принятый от начала и признаваемый всеми христианскими конфессиями: Мария, Мать Иисуса — ДЕВА («до рождения Христа Дева, в рождении Христа Дева, по рождении Христа Дева»), то есть Она — единственная, кто имел отношение к Его рождеству по плоти. И Она могла быть какой угодно национальности, но только не еврейской, как это очевидно из вышесказанного. Следовательно, Христос — не еврей.
6
«Сказал Господь Аарону: ты и сыны твои и дом отца твоего с тобою понесете на себе грех за священство ваше» (Чис 18:1).
7
Толкование св. Иоанна Златоуста: «Спаситель знал их [иудеев] ослепление и потому творил чудеса не ради убеждения их, а для того, чтобы других исправить».
8
Илья Шолеймович Шифман, доктор исторических наук, пишет: Принесение в жертву — сожжение живьем — сыновей жертвователя назывались по-еврейски МОЛАХ. Вследствие ошибочной интерпретации данного слова в последующие века появилось представление о неком особенном боге Молохе, которому приносили такие человеческие жертвы. Иудеи приносили эти жертвы в долине Хинном недалеко от Иерусалима. Из еврейского Ге Хинном (долина Хинном) возникло слово «Геенна». (Шифман И. Ш., Ветхий завет и его мир, М., Политиздат, 1987. С. 197—198.) Подобное утверждается и в трудах О. Эйсфельдта, семитолога из Германии, Циркина Ю. Б. и других. Да ведь о том же свидетельствует и сама Библия! «Из уст Его огонь поядающий; горящие угли сыпались от Него» (2Цар 22:9). О ком это говорится? О Яхве. Но ведь это же точное описание пустотелого идола с огнем внутри, посредством которого и производился МОЛАХ.
9
Звезда Ремфана — т.е. гексаграмма, которую теперь называют звездой Давида — была изображена еще на древнейшем из храмов Ваала: Баальбеке.
10
Впрочем, некоторые ученые — например, Виктор Вейник — полагают: науке следует разработать подход и к изучению явлений УНИКАЛЬНЫХ. Однако пока, как правило, добиваются лишь того, что официальное научное сообщество начинает в ответ их считать «лжеучеными».
11
В конце восемнадцатого века австрийский священник Гасснер прославился искусством исцелять одной только силой молитвенного слова, без помощи лекарств. Он был одним из тех, на ком сбылось речение Христа: «Кто поверит в Меня и в чудеса Мои — тот сам сотворит сии, и больше сих сотворит». Но в 1775 году в чудеса верил уже мало кто. Врач Месмер объяснил успехи Гасснера действием «животного магнетизма».