Северная Осетия. Прогулки рука об руку

Дмитрий Кругляков

Путешествовать по Северной Осетии мы не планировали, так как направлялись в Южную Осетию. Однако случайно перепутав даты, у нас выдался свободный день, который мы провели в горах в компании Славика Будаева – человека щедрой души, подарившего нам настоящий праздник, превратив, казалось бы, обычную экскурсию в незабываемое феерическое приключение.Книга является продолжением серии «Прогулки рука об руку» и рассчитана на широкий круг читателей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Северная Осетия. Прогулки рука об руку предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Ныхасы Уастырджи

Среди тех, кто бывал в Северной Осетии, да и Южной тоже, вероятно, нет ни одного человека, кто ни разу не встречал изображение конного всадника, чаще всего одетого в доспехи и мчащегося в развивающейся на ветру бурке, восседая на великолепном жеребце, либо скачущего на крылатом пегасе, при этом в зависимости от фантазии автора воин может быть и белобородым стариком, и зрелым мужем, а его конь — трехногим. Так или иначе, но это Уастырджи (на иронском диалекте осетинского языка) или Уасгерги (на дигорском диалекте) — небожитель, ключевая фигура Нартского эпоса, герой и богатырь в одном лице, отец противоречивой и легендарной Сатаны (ударение на втором слоге), а также одна из самых почитаемых и влиятельных фигур осетинского религиозного пантеона, покровитель мужчин, воинов и путников.

Согласно исследовательским статьям Валерия Дзидзоева и Инала Санакоева, Уастырджи, с одной стороны, «появляется среди людей в облике бедного старика и таким образом узнает реальный уровень жизни, радостей и проблем людей»4, а с другой — выступает «виновником смерти одного из членов семьи, которую он удостаивает своим посещением. Но как дух инициаций он, в каждом случае, воскрешает их из мертвых. <…> В большинстве случаев Уастырджи „убивает“ детей героев и за определенное вознаграждение или за благородные черты характера, которые сумел сохранить герой во время выпавших на долю испытаний, Уастырджи „оживляет“ ребенка»5.

Кроме того, Уастырджи приписывают и роль этакого Дон Жуана, соблазнителя женщин, поскольку, как продолжает Инал Санакоев, «есть момент, когда жена младшего брата приглашает Уастырджи зайти к ним в гости во время отсутствия хозяина дома. И Уастырджи, несмотря на осетинский обычай, по которому нельзя входить в дом при отсутствии хозяина, воспользовался приглашением. Можно сказать, что этот факт явился следствием слабости Уастырджи к женскому полу». Однако самим прелестницам его подлинное имя произносить было запрещено, поэтому они называли его «лæгты дзуар (букв. „святой мужчин“)»6.

Вместе с тем, учитывая, что праздник Джеоргуыба, символизирующий окончание сельскохозяйственных работ, в ходе которого чествуют Уастырджи, приходится на вторую половину ноября, начиная с 23-го числа, и по дате совпадает с Днем памяти Георгия Победоносца, этих двух святых, если так можно выразиться, часто путают, что вызывает немалые споры даже у профессиональных историков. В этой связи Валерий Дзидзоев отмечает, что «Святой Георгий был реальной исторической личностью, римским воином, претерпевшим особо тяжелые страдания за Христа, а Уасгерги-Уастырджи был и остается самым почитаемым (после Бога) божеством в осетинской мифологии. Эти факты истории должны заставить всех „знатоков“ осетинской истории и этнографии почитать обоих, воздавать им должное, не „доказывая“, что они — одно и то же».

И дальше Дзидзоев продолжает: «В высшей степени интересным является то, что популярный и почитаемый у греков, французов, русских, украинцев, чехов, словаков, болгар и многих других народов святой Георгий часто прославлялся и до сих пор почитается под другими именами, принадлежавшими различным языческим божествам. На это обратили внимание еще в конце XIX в. Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон при составлении своего фундаментального энциклопедического словаря. Они писали, что святой Георгий „иногда прославляется под туземными именами, например, Уастырджи у осетин или Хызр, Кедер на мусульманском Востоке“. Отсюда можно сделать вывод, что святой Георгий под именем Уасгерги-Уастырджи в Осетии прославляется уже веками. Надо ли удивляться тому, что очень часто за осетинским праздничным застольем местный „знаток“ истории и этнографии считает своим почетным долгом пояснить приехавшему издалека (после обязательного тоста за Уасгерги-Уастырджи, как правило, он второй после Бога), что „воздаются особые почести святому Георгию“».

А самым известным на сегодняшний день скульптурным воплощением Уастырджи является гигантская конная фигура, стремительным рывком «вырывающаяся» из каменных оков горного склона на высоте около двадцати метров над Транскавказской магистралью. Ее установили в 1995 году по проекту скульптора-монументалиста Николая Ходова на месте святилища «Ныхасы Уастырджи» XIV века, находящегося по дороге в Южную Осетию на въезде в Алагирское ущелье рядом с поселком Тамиск, являющимся с 1937 года также и бальнеологическим курортом, чьи минеральные воды по своему составу не уступают знаменитым водам Мацесты (Сочи).

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Северная Осетия. Прогулки рука об руку предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

4

Валерий Дзидзоев. Что общего и отличительного у осетинского Уастырджи-Уасгерги и Святого Георгия? // SOUTH-OSSETIA.INFO: официальный сайт Администрации Президента Республики Южная Осетия. 2015. 15 ноября.

5

Инал Санакоев. Уастырджи — как дух инициаций // SOUTH-OSSETIA.INFO: официальный сайт Администрации Президента Республики Южная Осетия. 2015. 23 ноября.

6

Дзадзиев А. Б., Дзуцев Х. В., Караев С. М. Этнография и мифология осетин. Краткий словарь. — Владикавказ, 1994. — С. 88.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я