На политическом бездорожье 90-х. Фрагменты памяти. Том VI

Дмитрий Константинович Зорин

Особое внимание в этой книге автор уделяет работе Российской партии социальной демократии (РПСД). Эта Партия предложила свой путь развития России, в основу которого была заложена идеология социальной демократии. В создании и организации работы этой политической партии активное участие принимали общественные образования предпринимателей, среди которых особая роль отводилась профсоюзам.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги На политическом бездорожье 90-х. Фрагменты памяти. Том VI предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть вторая:

«Есть такая

партия»

1995—1998 гг.

Глава третья: Российская партия социальной демократии (РПСД)

Материалы учредительного съезда, 1995 год

Организация партии должна идти снизу.

Основное — там, иначе партия выродится

в очередную московскую забаву, в игру при тусклом свете бытия.

А. Яковлев

Участие в работе оргкомитета по созданию новой политической партии, а также в процессе партийного строительства на всех уровнях, а впоследствии в работе её руководящих органах, контакты с людьми, среди которых помимо профессиональных политиков и общественных деятелей было немало представителей от науки различных направлений, для меня стали новыми университетами познания жизни. Этот период для меня был знаменателен переоценками старых представлений о жизнеустройстве, о сознании многообразия форм общественного развития в мировом сообществе и разнообразии путей их развития.

Оргкомитетом был разработан пакет рабочих документов для учредительного съезда партии. Ниже я привожу сохранившиеся в моём архиве копии некоторых из этих документов:

«Проект

СОСТАВ СЕКРЕТАРИАТА СЪЕЗДА

Албычева Раиса Васильевна (Кировская обл.).

Бейлин Владимир Ильич (Оргкомитет).

Воронина Любовь Николаевна (Иркутская обл.).

Германовский Сергей Иванович (Ростовская обл.).

Готовко Михаил Иванович (Красноярский край).

Коронец Иван Анатольевич (Республика Карелия).

Лымарь Валентина Федоровна (Краснодарский край).

Смыкалов Александр Юрьевич (Ставропольский край).

Проект

СОСТАВ МАНДАТНОЙ КОМИССИИ

Волков Владимир Васильевич (Оргкомитет).

Гайнутдинов Ильдар Якупович (Татарстан).

Галустов Константин Захарович (Московская обл.).

Зорин Дмитрий Константинович (Оргкомитет).

Комков Сергей Константинович (Оргкомитет).

Новолодский Юрий Михайлович (г. Санкт-Петербург).

Орлов Геннадий Иванович (Красноярский край).

Паутов Николай Лаврентьевич (Омская обл.).

Родионов Василий Иванович (Оргкомитет).

Руденок Николай Данилович (Брянская обл.).

Стерин Игорь Александрович (Воронежская обл.).

Шур Михаил Львович (Свердловская обл.).

Проект

СОСТАВ СЧЕТНОЙ КОМИССИИ

Доренко Елена Александровна (Тамбовская обл.).

Кашина Нина Ивановна (Ярославская обл.)

Киселев Анатолий Николаевич (Ярославская обл.).

Корыстин Борис Львович (Воронежская обл.).

Костина Лидия Леонидовна (Псковская обл.).

Курьянова Елена Анатольевна (Псковская обл.).

Наумкин Алексей Иванович (Республика Мордовия).

Соколов Виталий Васильевич (г. Санкт-Петербург).

Шилкин Анатолий Иванович (Новосибирская обл.).

Проект

Положение о контрольно-ревизионной комиссии РПСД

1. Контрольно-ревизионная комиссия (КРК)

РПСД избирается на съезде партии и подотчетна только ему.

Председатель КРК избирается съездом из числа членов КРК. Количество членов КРК устанавливается съездом.

КРК осуществляет свою деятельность на основании Устава РПСД и настоящего Положения. Для организации своей работы КРК избирает из своего состава заместителя председателя и секретаря. Решения КРК принимаются большинством голосов от числа членов Комиссии. Члены КРК не могут избираться в состав федерального правления и федерального совета партии.

2. К компетенции КРК относится:

— контроль за выполнением в партии программных документов и Устава, решений партийных съездов и конференций;

— приостановка действия решений общепартийных органов в случае их несоответствия Уставу, программным документам и решениям съезда;

— приостановка членства в общепартийных органах в случае несоблюдения Устава, программных документов и решений съезда;

— рассмотрение апелляций по вопросам исключения из партии;

— ревизия финансово-хозяйственной деятельности общепартийных органов, их упреждений, издательств, печатных органов и предприятий, контроль за исполнением бюджета РПСД;

3. В соответствии с Уставом РПСД КРК может потребовать от федерального совета созыва пленумов федерального правления; члены КРК участвуют в работе пленумов федерального правления с правом совещательного голоса.

4. Заседания КРК созываются по инициативе председателя, либо 1/3 членов КРК, но не реже одного раза в квартал.

5. В отношениях с региональными партийными организациями КРК:

— по своей инициативе изучает отдельные вопросы деятельности партийных организаций в рамках своей компетенции и вносит предложения соответствующему партийному органу или федеральному правлению и федеральному совету предложения по устранению выявленных недостатков в работе выборных органов;

— разрабатывает рекомендации по вопросу прекращения (возобновления) деятельности региональных партийных организаций;

— оказывает методическую помощь в работе контрольноревизионных комиссий региональных партийных организаций.

— выступает в роли третейского судьи в спорах между руководством региональных ПО и их КРК.

6. КРК по вопросам, относящимся к ее компетенции, принимает постановления, обязательные для исполнения всеми партийными органами, но итогам ревизий составляет акты. Отменить постановления КРК может только съезд РПСД, а в перерывах между съездами орган его, заменяющий в соответствии с уставом. Руководители ревизуемых партийных органов, предприятий и учреждений обязаны сообщать КРК о принятых мерах по результатам высказанных замечаний и предложений.

При выполнении своих обязанностей члены КРК имеют право пользоваться всеми партийными документами, имеющими отношение к их действиям.

7. КРК может иметь свой аппарат, содержащийся за счет партийных средств, самостоятельно утверждает его структуру, штаты. Бюджет КРК на отчетный период принимается съездом РПСД и может корректироваться в период между съездами органами его замещающими.

8. Вопрос о Выводе членов КРК из ее состава решается в порядке, предусмотренным Уставом РПСД»

Кроме этого был разработан проекты Программы и Устава партии, регламент и порядок проведения учредительного съезда, предложение Повестки дня, образцы удостоверения участника съезда и мандата делегата.

Были определены место и дата проведения учредительного съезда партии — 18 февраля 1995 г., г. Москва. Далее оргкомитет занялся непосредственно практической подготовкой и организацией проведения учредительного съезда партии. Оргкомитетом был подготовлен список участников учредительного съезда партии из числа руководителей и членов региональных инициативных групп по утверждённой оргкомитетом квоте и список приглашённых лиц. Требовалось выбрать гостиницу для размещения участников съезда, организовать их питание быт. Для всего этого и для работы с участниками съезда были назначены ответственные из числа членов оргкомитета.

«18 февраля 1995 года состоялся учредительный съезд Российской партии социальной демократии (РПСД), в котором участвовало более 300 делегатов из 65 регионов. В партию вошёл гораздо более узкий круг заметных политиков, нежели был представлен в Оргкомитете ЕДСД. Председателем партии был избран Александр Яковлев (из 313 голосовавших 303 голоса «за» при 9 «против» и одном воздержавшемся), 1-м заместителем Председателя и председателем исполкома — Юрий Зайцев, заместителями — Елена Медведкова, Евгений Савостьянов, Андрей Коновалов и Владимир Шарапов (Самара).

Были избраны федеральный совет, 89 мест в котором было зарезервировано за представителями региональных организаций (предполагалось заполнять их по мере создания новых РО), а 39 отдано членам Оргкомитета съезда, а также федеральному правлению. Из более или менее известных людей в состав руководства РПСД вошли бывший народный депутат СССР, один из авторов «ельцинской» Конституции Сергей Алексеев, сотрудник Администрации Президента Игорь Харичев (в 1990—92 заметный деятель «Демократической России» и член РПСТ), бывший главный редактор газеты «Советская культура» Альберт Беляев, председатель Совета организации защитников Белого дома «Август-91» Александр Долгалёв, главный редактор газеты «Российские вести» Валерий Кучер, член Президентского Совета Алла Ярошинская, бывший министр образования СССР Геннадий Ягодин, бывший вице-премьер РФ Георгий Хижа, актриса Лариса Голубкина.

Реально РПСД не вышло за пределы узкого круга либерально ориентированного («Филатовского») крыла Администрации Президента и обслуживающих его интересы публицистов и политологов»16.

По материалам мандатной комиссии учредительного съезда следует: из прибывших на съезд делегатские полномочия подтвердили 313 участников, из них:

— 39 участников представляли оргкомитет;

— ОФПД «Альтернатива» с входящими в неё общественными организациями и прежде всего РПРС и МБ были представлены 116 делегатами, из них непосредственно Профсоюзы делегировали в составе делегаций от регионов России на съезд 46 делегатов.

По регионам это выглядело так:

«Республика Башкирия — 2 делегата;

Республика Бурятия — 3 делегата;

Республика Мордовия — 1 делегат;

Республика Якутия-Саха — 2 делегата;

Краснодарский край — 1 делегат;

Красноярский край — 1 делегат;

Белгородская обл. — 2 делегата;

Волгоградская обл. — 1 делегат;

Воронежская обл. — 1 делегат;

Иркутская обл. — 2 делегата;

Калужская обл. — 1 делегат;

Кемеровская обл. — 2 делегата;

Кировская обл. — 1 делегат;

Костромская обл. — 1 делегат;

Курганская обл. — 1 делегат;

Липецкая обл. — 4 делегата;

Новгородская обл. — 1 делегат;

Новосибирская обл. — 2 делегата;

Омская обл. — 1 делегат;

Сахалинская обл. — 2 делегата;

Свердловская обл. — 2 делегата;

Смоленская обл. — 3 делегата;

Тамбовская обл. — 1 делегат;

Тульская обл. — 4 делегата;

Тюменская обл. — 1 делегат;

Город Москва — 1 делегат;

Город Санкт-Петербург — 1 делегат.

Таймырский АО — 1 делегат»17.

После завершения процедуры избрания рабочих органов учредительного съезда партии, слово для доклада было представлено академику Александру Николаевичу Яковлеву. Далее по утверждённому порядку ведения съезда слово для докладов мандатной комиссии было предоставлено её председателю. Председателем мандатной комиссии члены комиссии избрали Зорина Дмитрия Константиновича, т.е. меня. По моему предложению оба доклада мандатной комиссии были утверждены, и в работе съезда был объявлен перерыв. Во время перерыва регистрационная комиссия произвела замену удостоверений участников съезда на мандаты, дающие право решающего голоса при голосовании.

Ниже я привожу состав мандатной комиссии избранной учредительным съездом с указанием распределения обязанностей её членов.

«СОСТАВ

МАНДАТНОЙ КОМИССИИ

Учредительного съезда Российской партии социальной демократии

1. Вдовичев Валерий Степанович — Кировская обл. (член комиссии).

2. Веселов Владимир Иванович — г. Санкт. Петербург (член комиссии).

3. Волков Владимир Васильевич — Астраханская обл. (член комиссии).

4. Гайнутдинов Ильдар Якупович — Республика Татарстан стан (член комиссии).

5. Зорин Дмитрий Крнстантнович — Красноярский край (Председатель комиссии).

6. Лозговцов Юрий Дмитриевич — Приморский край (член комиссии).

7. Московкин Алексей Евгеньевич — Калужская обл. (зам. Председателя комиссии).

8. Мусатов Сергей Николаевич — г. Москва (член комиссии).

9. Паутов Николай Лаврентьевич — Омская обл. (член комиссии).

10. Федотенко Владимир Иванович — Красноярский край (член комиссии).

11. Шур Михаил Львович Свердловская обл. (член комиссии)»18.

Из содержательного и научно обоснованного доклада А. Н. Яковлева я посчитал необходимым, уделить особое внимание разделу, где он даёт характеристику и оценку политическому спектру, сформировавшемуся в стране на момент проведения съезда, и определяет отличительные особенности создаваемой РПСД от действующих партий. Далее я привожу копию выдержки из этого доклада.

«НОВАЯ ПАРТИЯ? ДА, НОВАЯ!

Зачем нужна еще одна партия? Вопрос далеко не праздный.

Сегодня уже всем очевидно, что в стране господствует псевдодемократия» Первые истинные демократы, вступившие в борьбу с коммунистическим тоталитаризмом, гулаговщиной сделали лишь первый робкий шаг в построении правового государства, ориентированного на защиту прав и свобод человека. Но они остановились в начале пути в решении конкретных практических задач.

Провозглашенные лозунги о демократии, защите человека фактически повисли в воздухе. Следствием голой лозунговщииы стало шараханье из одной крайности в другую, катастрофическое обнищание подавляющего большинства и стремительное процветание коррумпированных чиновников из бывших партийных номенклатурщиков, ловко использовавших инертность и самонадеянность демократов и захвативших ключевые позиции в экономике, политике, управлении»

Поле жизненного пространства стало засеваться партийками и партиями, различного толка движениями перелицевавших лозунги демократии на свой лад, в своих личных интересах.

Разгул анархии, коррумпированность, преступность, сращивание преступного мира и управленческого аппарата, паралич судов, прокуратуры, милиции, полное бесправие — вот то болото, в которое каждого из нас уже затянули.

Нас и сейчас пытаются обмануть хлесткими обещаниями и посулами о райской жизни уже завтра. И под прикрытием звонких слов в стране вовсю расцветает необольшевизм, умело одурачивая нас благими намерениями. В стране зарождается Фашизм.

Не видеть всего этого, молча отвернуться, не дать отпор сегодня значит завтра будем во чреве новых фашистских или необольшевистских гулагов.

Пришла пора положить конец игре в так называемую демократию, которая уже стала ругательством. Нам не нужны заоблачные посулы. Всем нам нужны конкретные практические дела, которые бы защитили нас от бесправия и нищеты. Но сегодня, к сожалению, нет такой организующей силы, которая бы сплотила всех нас. Партии и партийки оказались банкротами в своих обещаниях. Нужна иная партия. Партия реального, зримого дела, а не партия, которая голосисто и красиво кукарекает в предверии выборов, а потом впадает в спячку в своем курятнике до следующих выборов.

Партией реального дела, партией-защитницей социальных демократических интересов учителя и крестьянина, рабочего и ученого, предпринимателя и пенсионера — Российская партия социальной демократии (РПСД), которая создана 18 Февраля 1995 года.

Почему партия социальной демократии? Потому что наша программная цель — социальная защита человека в широком смысле слова. Сегодня честный труд в любой сфере не в почете: честным трудам прожить сегодня невозможно. Нас толкают на всякого рода бесчестие. Наша, партия за честный труд и за честное обогащение, достойную жизнь каждого работающего. Есть у тебя инициатива, решимость, сметка, удача — реализуй себя, работай, обогащайся, развивай свое дело, а государство должно освободить тебя от мздоимства, унизительной зависимости от чиновников, защитить от преступника, создать нормальные условия труда и жизни.

Мы за такое демократическое государство, в котором демократия должна быть не анархической и все дозволенной, а ответственной: ответственность государственного человека на любом посту, ответственность каждого за качество труда, ответственность всех перед законом, ответственность государства перед человеком. Только на этой основе может укрепиться демократическое государство и установиться порядок в стране.

Мы будем поддерживать общее направление реформ в русле социальной демократии и тех лидеров, которые за такую демократию, оставляя за собой право критики и осуждения ошибок.

Мы на стороне всех, кто больше всего пострадал от псевдодемократических реформ: шахтеров, учителей, ученых, крестьян, мелких и средних предпринимателей, пенсионеров, молодежи.

Мы за тесный контакт и содружество с профсоюзами в деле защиты интересов каждого, мы за государственное регулирование минимальной цены рабочего места в соответствии с прожиточным минимумам, мы не за псевдолозунг «борьба с безработицей», а за реальное воплощение конституционного права на труд.

Мы принципиально за многоукладность экономики, за ответственность и защищенность собственника, но не за тех, кто процветает, когда завод останавливается или когда нечем отопить дома в городе.

Мы категорически против каких-либо льгот и привилегий для тех или иных предпринимательских групп, чиновников и структур, вскармливающих: вирусы коррумпированности и преступности.

Мы категорически за передачу максимума прав управления экономикой, социальной сферой, налогообложения местным органам власти. Мы за самоуправление.

Мы решительно выступаем за демократизацию прокуратуры, судебных, правоохранительных органов, за усиление и расширение их прав в деле защиты гражданина страны от чиновника и рэкета, от бандита и произвола при строгом соблюдении каждым Конституции страны независимо от ранга и положения.

Ход реформ в любой стране показывает, что на начальном этапе популизм преобладает над деловитостью, ответственностью. Чем быстрее одолеем мы эту болезнь, тем скорее мы станем на путь возрождения.

Наша задача как можно быстрее преодолеть политический кризис. На отечественном политическом пространстве ниша социал-реформаторства — левый центр — пуста, хотя ее сейчас агрессивно пытаются занять и дрейфующие коммунисты, и серо-буро-малиновые популисты, и левые радикалы, продолжающие танцевать под усыпляющую музыку левых фраз.

Наша задача — это созидание, перманентная эволюция посттоталитарного анархического государства — в правовое, светское, либеральное, в котором было бы обеспечение оптимальных условий для самореализации личности. Это — не мешать людям, работать, и жить.

В концептуальном плане мы ставим своей целью консолидировать усилия российского общества на создание условий для цивилизованного перехода России к формированию социально — экономической системы нового типа, способной возродить материальное и духовное величие страны19.

После перерыва состоялось обсуждение редакции и принятие основного регламентирующего деятельность партии документа — Устава Российской партии социальной демократии.

После принятия съездом Решения об учреждении Российской партии социальной демократии (РПСД) и утверждения её Устава, согласно принятой Повестки состоялись выборы руководящих органов партии. Съезд прошёл в обстановке открытости мнений в вопросах состояния общественно-политического развития в стране и места новой партии в этом развитии.

Вот как освещалось это событие в СМИ:

«18 февраля 1995 года состоялся учредительный съезд Российской партии социальной демократии (РПСД), в котором участвовало более 300 делегатов из 65 регионов. В партию вошёл гораздо более узкий круг заметных политиков, нежели был представлен в Оргкомитете ЕДСД. Председателем партии был избран Александр Яковлев (из 313 голосовавших 303 голоса «за» при 9 «против» и одном воздержавшемся), 1-м заместителем Председателя и председателем исполкома — Юрий Зайцев, заместителями — Елена Медведкова, Евгений Савостьянов, Андрей Коновалов и Владимир Шарапов (Самара).

Были избраны федеральный совет, 89 мест в котором было зарезервировано за представителями региональных организаций (предполагалось заполнять их по мере создания новых РО), а 39 отдано членам Оргкомитета съезда, а также федеральному правлению. Из более или менее известных людей в состав руководства РПСД вошли бывший народный депутат СССР, один из авторов «ельцинской» Конституции Сергей Алексеев, сотрудник Администрации Президен-та Игорь Харичев (в 1990—92 заметный деятель «Демократической России» и член РПСТ), бывший главный редактор газеты «Советская культура» Альберт Беляев, председатель Совета организации защитников Белого дома «Август-91» Александр Долгалев, главный редактор газеты «Российские вести» Валерий Кучер, член Президентского Совета Алла Ярошинская, бывший министр образования СССР Геннадий Ягодин, бывший вице-премьер РФ Георгий Хижа, актриса Лариса Голубкина.

Реально РПСД не вышло за пределы узкого круга либерально ориентированного («Филатовского») крыла Администрации Президента и обслуживающих его интересы публицистов и политологов».

Реально РПСД не вышло за пределы узкого круга либерально ориентированного («Филатовского») крыла Администрации Президента и обслуживающих его интересы публицистов и политологов»20.

Из материалов Учредительного съезда следует, что коллективным руководящим органом РПСД является Федеральное правление, состав которого определён принятым делегатами Постановлением съезда.

«Руководящие органы

Российской партии социальной демократии,

избранные на Учредительном съезде21

Яковлев Александр Николаевич — Председатель.

Зайцев Юрий Владимирович — первый заместитель.

Коновалов Андрей Леонидович — заместитель.

Медведкова Елена Марковна — заместитель.

Савостьянов Евгений Вадимович — заместитель.

Шарапов Владимир Федорович — заместитель.

Бейлин Владимир Ильич — член федерального Совета.

Волков Владимир Васильевич — член федерального Совета.

Дзодзиев Виктор Джамбулатович — член федерального Совета.

Иванов Николай Вадимович — член федерального Совета.

Кива Алексей Васильевич — член федерального Совета.

Комков Сергей Константинович — член федерального Совета.

Конотоп Владимир Ильич — член федерального Совета.

Косарев Юрий Алексеевич — член федерального Совета.

Лексаков Владимир Павлович — член федерального Совета.

Муравьев Артур Алексеевич — член федерального Совета.

Новолодский Юрий Михайлович — член федерального Совета.

Родионов Василий Иванович — член федерального Совета.

Хижа Георгий Степанович — член федерального Совета.

Шварков Владимир Борисович — член федерального Совета.

Алексеев Сергей Сергеевич — член федерального Правления.

Беляев Альберт Андреевич — член федерального Правления.

Вигдорчик Владимир Ильич — член федерального Правления.

Гарцев Олег Иванович — член федерального Правления.

Голубкина Лариса Ивановна — член федерального Правления.

Грачев Владимир Александрович — член федерального Правления.

Долгалев Александр Иванович — член федерального Правления.

Дорофеев Вильям Викторович — член федерального Правления.

Зорин Дмитрий Константинович — член федерального Правления.

Кафанов Виктор Федорович — член федерального Правления.

Киселев Михаил Иванович — член федерального Правления.

Кобелев Николай Борисович — член федерального Правления.

Комаров Ким Александрович — член федерального Правления.

Кучер Валерий Николаевич — член федерального Правления.

Леденёв Александр Борисович — член федерального Правления.

Лобанов Сергей Николаевич — член федерального Правления.

Медведев Армен Николаевич — член федерального Правления.

Медне Александр Николаевич — член федерального Правления.

Пыжов Владимир Игнатьевич — член федерального Правления.

Романцов Владимир Викторович — член федерального Правления.

Семин Владимир Алексеевич — член федерального Правления.

Харичев Игорь Александрович — член федерального Правления.

Хиленков Виктор Вячеславович — член федерального правления.

Черкасенко Андрей Иванович — член федерального Правления.

Ягодин Геннадий Алексеевич — член федерального правления.

Ярошинская Алла Александровна — член федерального Правления.

Контрольно-ревизионная комиссия

Российской партии социальной демократии,

избранная на Учредительном съезде.

Кузнецов Валерий Алексеевич — Председатель комиссии.

Валуйская Роза Мухамедовна — член комиссии.

Выщепан Игорь Михайлович — член комиссии.

Германовский Сергей Иванович — член комиссии.

Косарева Валентина Николаевна — член комиссии.

Собстыль Галина Андреевна — член комиссии».

6 марта 1995 года Минюст РФ зарегистрировал РПСД

Основной целью своей деятельности партия определила «Построение правового социального государства, утверждение идеалов свободы и демократии, создание условий для становления гражданского общества».

Глава четвёртая: Партийное строительство

Для оказания помощи в проведении организационной работы по формированию структурных подразделений партии в регионах, из состава центральных органов управления партией была сформирована группа координаторов. Так, например мне, как члену центрального Правления партии было поручено координировать работу по партийному строительству в регионах Сибири. Аналогичное поручение получили другие мои коллеги, которых хорошо знали в регионах, чьи интересы они представляли в различных общественных, политических или выборных государственных организациях. Нас обеспечили пакетами материалов, специально разработанными и сформированными для этой цели, и мы разъехались по определённым нам руководством партии территориям. Финансирование этой работы партией не производилось. Предполагалось, что после её завершения на основании финансовых отчётов будет возможна какая-то компенсация, правда из каких источников не освещалось. Поэтому свою деятельность мы осуществляли или за свой счёт или как я получали заёмные средства от общественных организаций представителями, которых являлись в центральных органах их управлений, для меня это были региональные организации Российского профсоюза работников среднего и малого бизнеса. К сожалению средства, которые они мне представляли в форме займа на организацию партийного строительства в их регионах, партией им компенсированы не были. Я искренне им благодарен за оказанную финансовую поддержку.

На основе принятых Учредительным съездом РПСД Программных установок, резолюций и заявлений, а также документов регламентирующих деятельность партии, мною был разработан текст доклада для выступления на региональных учредительных конференциях, где я представлял её руководящий орган, в качестве члена центрального правления.

Ниже я привожу редакцию этого доклада.

Проект

«ДОКЛАД

члена центрального правления РПСД Зорина Д. К. к учредительным конференциям по созданию региональных отделений партии

1. О ПРОГРАММЕ РПСД

1995 год — осознание усиления бюрократизации в развитии демократии, отход от реального реформирования, угроза потери демократической перспективы в развитии Российского общества и реформирования государственного устройства привело здравомыслящую часть общества, людей не равнодушных, к пониманию необходимости противодействия этому процессу, все дальше уводящему страну от реформирования экономики, демократизации общества. Сделать это можно было путем создания политической структуры, способной стать политической опорой реформам. Этим было продиктовано создание в 1995 году РПСД.

Именно РПСД в своих первых программных документах сформировала образ демократического реформирования России. В них предусматривалось совместными усилиями власти и общества сделать либеральные демократические свободы работающими на человека — главного двигателя общественного развития, защищенного от произвола юридически, экономически, политически с какой бы стороны попытки этого произвола не предпринимались.

Первый программный документ РПСД — ее «Программные установки» — был единственным научно-обоснованным программным документом того времени, содержащим в себе научный анализ происходящим за первые десять лет перестройки общественно-политическим и экономическим процессам в России, трудом дающим на основании этого анализа выводы и рекомендации направлений дальнейшего общественного развития экономики, политических преобразований. К сожалению, власть не приняла предложенную РПСД идеологию реформ. Основные ценности либерализма, способные стимулировать развитие экономики — частная собственность и экономические свободы, были «приватизированы» бюрократией, что породило олигархическую систему правления, породившую в свою очередь могущественных олигархов, подчинивших своим интересам государственную власти, стало причиной запредельной поляризации общества.

К сожалению, за годы реформ предпринимательство так и не стало организованной экономической и политической силой, способной противостоять намерениям бюрократии и дальше мешать обществу, провести реформирование не по форме, а по существу.

РПСД оценивает текущий момент как время, когда необходимо объединить все здоровые силы общества, все прогрессивные общественно-политические организации на преодоление сопротивления бюрократии, паразитирующей на идеях либерализма и демократии, не дать ей в очередной раз подменить стремление к реформам видимостью реформ.

Разрабатывая свою программу, РПСД определила для себя наиболее важные задачи, включающее:

— последовательность основных приоритетов: человек — общество — государство, в которой главным является человек, которому должно служить государство и отстаивать интересы общества, которое формировали граждане это

го государства, действующее в интересах чело-

века;

— приоритетность человека перед государством диктуется особым значением семьи в обществе сфере человека;

— здоровью, как основе нормальной жизни каждого человека;

— образованию, как залогу свободы и благополучия человека;

— культуре как условию гармоничного развития человека, формирующего им общество;

— среде обитания, как фундаменту достойной здоровой жизни;

Все это определяет основную ценность — «человеческий капитал», представляющий собой знание, профессионализм, интеллект.

— равенство социальных возможностей для каждого;

— возможность личных достижений и социальную справедливость, собственную ответственность и социальную защищенность нуждающихся в защите, солидарная ответственность за общество, которая в экономике является фактом, сопутствующим конкуренции;

— утверждение нравственности в обществе — безнравственность власти, предпринимателей, граждан мешает развитию страны;

— законопослушность граждан, т.к. нынешний правовой нигилизм привел страну к опасной игре;

— предсказуемость т открытость власти, стабильность в обществе;

— становление многопартийности как фактору, гарантирующему от возврата государства в тоталитаризм.

В своей программе РПСД определила и свои приоритеты, это:

1. Роль семьи как фундамента общества и государства. Партия считает, что идеология пренебрежения семьей ради коллектива посрамлена историей и должна быть отброшена, ибо ведет к деградации человека и общества.

Без семьи невозможно воспитать высоконравственную личность.

Без семьи невозможно решить стоящие перед Россией демографические проблемы.

Партия считает необходимым общественное признание и финансовую поддержку труда в семье.

Партия считает необходимым внести свой вклад в формирование общества, воспринимающего детей как свой главный потенциал.

Каждый ребенок нуждается в заботе, внимании, любви, положительном примере и авторитете родителей.

2. 3дравоохранение, как основы физического здоровья человека — основы семьи, общества, государства.

Партия считает, что человек должен быть гарантированно обеспечен необходимой медицинской помощью, а также качественным медицинским обслуживанием, благодаря системе медицинского страхования.

Партия считает, что реформирование системы здравоохранения должно учитывать разумное сочетание государственных и частных медицинских учреждений для удовлетворения запросов населения.

3. Образование, как основа формирования свободной личности, обеспечивающей самостоятельность человека, уровень жизни народа, зависящий от умений, знаний, профессионализма, интеллекта, т.е. всех качеств, приобретаемых в процессе образования.

Партия поддерживает принцип обеспечения возможностей получения образования всем, кто хочет и может учиться.

Партия выступает за полноценность школьного образования, за дифференцированную школьную систему, учитывающую склонность и

таланты детей, позволяющую сочетать различные формы образования.

4. Культура, как фундамент, на котором стоят государство и общество, как фактор формирующий экономику и политику.

Партия считает, что наряду со всемирно признанным искусством мы имеем крайне низкий уровень поведенческой культуры, культуры общения, культуры деловых отношений, культуры потребления, политической и нравственной культуры, что непосредственно сказывается на условиях жизни граждан.

Осознавая культуру, как многогранное явление и признавая её ключевую роль, партия выступает за осуществление государственных программ по повышению политической и нравственной культуры в обществе, культуры деловых отношений, за необходимость создания условий для развития искусства и Российской многонациональной культуры.

5. Социальная политика, как основа благосостояния общества и граждан, как стимул экономического развития страны.

Понимая, что социальные потрясения обходятся во много раз дороже, чем социальный мир, партия считает, что социальная политика должна проводиться так, чтобы обеспечить:

экономическую и политическую активность граждан;

занятость населения;

защиту от бедности и нищеты;

адресность социальной защиты;

социальное равновесие общества.

Учитывая реалии рыночной экономики и демократического общества и несоответствия им проводимой ныне социальной политики со стороны власти, партия выступает за:

стимулирование прироста личных сбережений граждан;

различные формы социального страхова-

ния;

систему социального обеспечения, работающего населения, включающую механизм индексации и своевременной оплаты труда.

6. Социальная справедливость и социальное партнерство как факторы, определяющие стабильность и благополучие общества.

Напряжение в обществе всегда является следствием расчетов социальной политики. От уровня социальной справедливости зависит социальный мир и экономическое процветание.

Социальное партнерство между общественными объединениями, успешно функционирующими в обществе, например, профсоюзы и объединения предпринимателей обеспечивает его стабильное развитие.

Партия считает необходимым обеспечение реализации принципов социального партнерства, проведение активной социальной политики, направленной на адаптацию трудоспособного населения в новых условиях, на адресную защиту наиболее незащищенных его слоев от негативных проявлений в экономике переходных процессов, на стимулирование деловой активности.

Партия считает создание условий наибольшего благоприятствования для становления малого предпринимательства, одной из составных частей социальных программ, т.к. это позволяет инициативным людям обеспечить себя и свои семьи материально и ведет к разрешению проблем занятости.

7. Социальные группы, заслуживающие особое внимание со стороны общества и государства, требующие их особой заботы.

К сожалению, в Российском обществе инвалиды находятся в изоляции, что отрицательно сказывается на нормальном развитии их детей.

Особого внимания общества и государства требует такая социальная группа, как пожилые люди.

Пристального внимания общества требует молодежь.

Партия считает необходимым создание условий для полной интеграции инвалидов в обществе, особое внимание должно быть уделено семьям, имеющим детей инвалидов.

Необходимо приспособить наши здания, улицы, транспорт для нормальной жизни инвалидов. Способствовать преодолению психологического барьера, существующего в отношении инвалидов, разработать механизмы, обеспечивающие условия для полноценной их жизни.

Партия считает необходимым создание возможностей для пожилых людей вести достойную наполненную смыслом жизнь.

Необходимо развивать сеть социальных учреждений, оказывающих престарелым необходимые услуги, развивать сеть пансионатов с социально приемлемыми условиями проживания и квалифицированным уровнем обслуживания с тем, чтобы пожилые люди не чувствовали себя одинокими, ненужными, выброшенными из жизни.

Партия считает необходимым воспользоваться знаниями и имением пожилых людей, дав им возможность продолжать трудовую деятельность после достижения пенсионного возраста.

Партия выступает за политику партнерства поколений. Молодые и пожилые люди могут учиться друг у друга, обмениваться опытом и обогащать друг друга, проявляя при этом терпимость и способность к компромиссам.

Партия считает молодежную политику, политикой во имя будущего и будет способствовать активным выступлениям и добровольным инициативам молодежи в рамках закона.

Партия считает необходимым поощрять различные инициативы, союзы, объединения подростков и молодежи, являющиеся областью приобретения самостоятельного опыта превыше, чувства ответственности за свои поступки. Необходимо оказывать помощь тем молодым людям, которые не могут приспособиться к возрастающим требованиям и быстрым изменениям — необходимо гарантировать им получение

повышение квалификации.

8. Нравственность, как фактор определяющий качество жизни.

Страна, где царит безнравственность, не может быть процветающей.

В России испокон веков среди купцов ценились нравственные принципы совершения сделок. Становление предпринимательства, развитие экономики не могут быть осуществлены вне рамок высокой нравственности.

Партия выступает за возврат в нашу жизнь тех нравственных начал, которые во многом были утеряны после 1917 года.

Любовь к отечеству, возрождение духовных и нравственных традиций, осознание нравственного долга перед обществом, его членами должны стать основой процветания России.

Партия будет отстаивать нормы нравственного поведения в общении между людьми, в политике, экономике, общественной жизни.

9. Законопослушность.

Будучи обеспокоенной правовым нигилизмом, поразившим общество, партия считает, что сила демократической власти в обеспечении неукоснительного выполнения закона, равенстве всех граждан перед законом ради защиты свободы и прав граждан.

Партия намерена предпринять серьезные усилия по совершенствованию и развитию Российского законодательства в соответствии с её программой.

10. Права человека, как фактор особой заботы общества и обязанность государства. Несмотря на провозглашенное Российской Конституцией действующими все известные в мире права и свободы человека и гражданина, партию тревожит наличие пренебрежения к правам человека со стороны значительной части государственных чиновников, непонимания обществом необходимости научиться защищать эти права, если оно хочет избежать рецидивов тоталитаризма. Исходя из этого, партия выступает за усиление государственного и общественного контроля, за соблюдением прав человека.

Партия будет обострять внимание общества к такой проблеме как диктат чиновника, использующего свое положение, наличие вопреки Конституции разрешительных механизмов в законодательстве всех уровней, несовершенство судебно-правовой системы, низкий уровень правовой культуры.

11. Религия.

Партия считает, что принадлежность к той или иной религии дело каждого.

В такой стране как Россия, где много религий не должно быть препятствий верующим отправлять религиозные обряды.

Осознавая значение религии в формировании нравственных устоев, как благотворное проявление в то же время партия отрицает понуждение к обращению в какую-либо веру.

Права верующих и неверующих не должны ущемляться.

Право религиозных объединений автономно регулировать свою деятельность, должно неукоснительно соблюдаться.

12. Гражданское общество, как альтернатива абсолютной власти.

Партия считает одной из главных задач проводимых реформ, становление гражданского общества в России.

Гражданское общество может быть сформировано только тогда, когда оно станет стилью жизни, стилью мышления, его подавляю-

щей части, в должной степени проявится в по-

литической культуре и культуре общения.

Вот такие приоритеты определяет в своей программе РПСД.

В заключительной части программы, партия выдвигает задачу государственного строительства в России, определяет какое государство нужно россиянам.

В этом разделе программы констатируется, что Россия все еще остается бюрократическим государством, опирающемся на слепое подчинение чиновника тем, кто стоит над ним.

Сохраняется отчуждение граждан от власти. В обществе нарастает апатия, недоверие к власти, политике и политиканам.

Рост коррупции, организованной преступности создает угрозу превращения страны в криминальное образование, в котором политическую власть будет формировать, и контролировать мафия.

Исходя из этого, партия считает необходимым: организация жесткой борьбы с преступностью. Общество должно сознавать, что это борьба за будущее России, но вестись она должна в рамках закона.

Сокращение государственной собственности, т.к. именно она становится механизмом разворовывания государственных средств. Право распоряжение государственной собственностью сведенной до необходимого минимума должно принадлежать представительной власти т.к. именно она формируется и подотчетна обществу;

Формирование правового демократического государства, основой которого является совершенное законодательство и неукоснительное исполнение законов. Главенство закона, а не контроль власти определяет силу государства;

Создание экономического и общественного строя, опирающегося на такие ценности, как свобода, справедливость, солидарность, где желания отдельного человека связаны с социальным равновесием общества, в котором каждый его член имеет возможность своими силами наладить свою жизнь, определить свой жизненный путь по своей воле и под собственную ответственность;

Осуществление контроля общества над государством, создание возможностей для граждан воздействовать на положение дел в государстве, начиная с местного уровня и заканчивая федеральным.

Далее в программе определяются задачи партии по отдельным направлениям государственного строительства, таким как:

— федерализм;

— местное самоуправление;

— экономическая политика; национальная политика; экология; реформы;

— общественные отношения в обществе;

— меры по поддержке семьи; внешняя политика; национальная безопасность.

В настоящем докладе не ставилось целью подробное освещение каждой из этих задач, т.к. в программе этому уделяется большое внимание.

В заключение программы партия констатирует, что обозначенные цели, не могут быть реализованы быстро и легко.

Для их осуществления потребуется напряженный труд граждан России, отказ от многих стереотипов и привычек.

В то же время, базируясь на вере в народ, его таланте, энергии и здравом смысле, партия готова сплотить единомышленников, для реализации задачи построения процветающей и сильной России.

Партия верит, что придет время, когда

каждый Россиянин сможет гордиться страной,

называемой Российская Федерация.

2. О ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЕ РПСД

Выработанная партией программа, с которой вы только что познакомились, базируется на её идеологической платформе, проект которой предлагает Вашему вниманию один из идеологов партии, член её политсовета Л.В.Куликов. Разрешите тезисно ознакомить Вас с этой платформой.

Автор убежден, что процесс заимствования западного опыта, тем более это касается классового подхода к осмыслению социально-экономических процессов, оказался для России не состоятельным и в его рамках российские проблемы не решишь.

Российские «Кто виноват?» и «Что делать?» так и остаются вечными, т.к. ответы на эти вопросы нам не нравятся.

И, тем не менее, автор утверждает, что виновных нет, ибо с нами можно делать только то, что мы позволяем и с чем согласны, а мы все и есть Россия, поэтому путь поиска врагов ведет и привел Россию в тупик.

Что касается «Что делать?», что автор считает — делать надо то, что мы считаем нужным и так как умеем, т.к. ничего другого все равно не получится.

А чтобы очень не ошибиться и чтобы не получилось «как всегда», партия предлагает путь демократического развития, т.к. если у России ещё есть шанс на успех, то только на этом пути. При этом партия говорит честно, что этот путь не простой как для понимания, так и для реализации: он требует напряжения мысли, ответственных решений и активной деятельности, отказа от некоторых привычных мифов, иллюзий и заблуждений.

В идеологической платформе приводится

анализ состояния России на пороге XXI века, приводятся выводы по этому анализу. Приведу несколько примеров. Например, признавая, что Россия к концу 21 века освободилась от тоталитаризма и приобрела в результате реформ некоторую свободу, достигла определенных успехов, в то же время обострились старые и возникли новые проблемы в жизни общества:

— достоянием нашей культуры так и не стала ценность человеческой личности, её здоровье и достоинство;

— усугубляется разрыв между словом и делом, принимаются законы и указы, не имеющие механизма и средств для реализации. В результате разрушается правосознание, нарушения правопорядка принимают массовый характер, власть и общество криминализируются;

— бюджетная сфера ориентирована на про-

изводство в ущерб человеку, а значит образованию, здравоохранению, обеспечению безопасности, экологии;

— сохраняются устаревшие технологии, загрязняющие природу, рушится инфраструктуры, стареют и изнашиваются производственные фонды; не выработана общая концепция реформ, идет практически неуправляемая трансформация хозяйства и общества.

Далее подчеркивается, что приход большевиков с Шариковыми и Швундерами и уничтожения ими предпринимательского строя сначала в городах, а потом и в деревнях, стали катастрофой для России. Эта производительная часть народа была беспощадно и с корнями уничтожена.

Все страны, кроме России услышали предупреждение известного на западе ученого француза Густава Лебона, который более ста лет назад писал:

«Рабство, нищета и цезаризм — вот неизбежные пропасти, куда ведут все социалистические пути. Нужно, чтобы хотя бы одна страна испытала его на себе в назидание всему миру. Это будет одна из таких экспериментальных школ, которые одни только могут отрезвить народы, зараженные болезненным бредом о счастье, по милости лживых внушений жрецов новой веры».

В заключении делается вывод, что РПСД признавая необходимость преобразования общественной жизни и всей системы материального жизнеобеспечения, учитывая пока ещё колоссальные природные ресурсы России, видит на пути её развития одну проблему — это усвоение цивилизационной системы ценностей и смена господствующего менталитета, выход на современный уровень деятельности и мышления.

РПСД полагает своей целью решение этой проблемы создание механизмов развития и приобщения России к числу развитых стран.

Далее идет раздел, в котором определяются принципы партии или чем она отличается от других политических партий. Определяются направления действий партий или что надо менять и создавать заново, где дается обоснование формуле развития общества, выработанной создателем партии академиком А. Н. Яковлевым, которая и легла в основу разработки её идеологии — это человек — общество — государство.

Далее дается определение гражданскому обществу и его ключевой роли в решении фундаментальных проблем России.

Приводится понимание партией понятия рыночного хозяйства, признания ею всех его форм, включая и все формы собственности.

Партия констатирует рыночное хозяйство в цивилизованном обществе по своей природе социально ориентированное и при всех его недостатках другого способа эффективного согласования своих постоянно растущих материальных и интеллектуальных потребностей и возможностей их удовлетворения человечество не знает.

Много внимания в разделе уделяется образованию, науке, а также внешней политике.

В заключение делается вывод, проблема преодоления кризиса грозящего превратиться в коллапс не в наличных материальных и финансовых ресурсах, а активизации интеллектуального и нравственного ресурса общества и, следовательно, способах использования наличных ресурсов и формирования новых.

Границы наших возможностей (как и сами эти возможности) определяют мысль, и путь России в сотрудничестве мыслителей, политиков, управленцев и предпринимателей, который

пока только намечается. Здесь точка возможного прорыва и приложения сил. Осуществление стратегии такого сотрудничества, требующего обоюдных встречных усилий позволит заполнить пробел в Российской культуре, связанной с проработкой и реализации замыслов преобразований и отладить действующую систему формирования программ и текущей политике.

Подготовил Д. К. Зорин»22

В качестве примера оказания помощи в создании региональных организаций РПСД в регионах Сибири приведу Новосибирскую область, где я по заданию Федерального правления партии оказывал содействие.

Предварительно согласовав с руководителем оргкомитета по созданию регионального отделения РПСД в Новосибирской области Раимовым Владиславом Анатольевичем предполагаемое время проведения областной учредительной конференции, я прибыл в Новосибирск на встречу с оргкомитетом.

После отработки с оргкомитетом по подготовке и проведению учредительной конференции РПСД Новосибирской области комплекта регламентирующих и рабочих документов конференции, была определена конкретная дата, время и место её проведения.

Конференция началась с избрания рабочих органов конференции. Избранный председательствующий объявил продолжение её работы. Были зачитаны приветственные пожелания руководства области успехов в работе, была предоставлена возможность выступить представителям организаций участвующих в работе конференции в качестве гостей. В заключение этой части работы съезда председательствующий представил меня делегатам конференции как представителя центрального органа правления РПСД и предоставил мне слово для выступления. Ниже я привожу своё выступление на учредительной конференции Новосибирского отделения Российской партии социальной демократии, записанное с аудиозаписи.

«Уважаемые коллеги, дамы и господа!

Уважаемые делегаты учредительной конференции и приглашенные участники!

15 сентября 1994 года в Москве в Останкино состоялось собрание тех, кому не безразлична судьба России, её граждан, происходящих в ней общественных, политических и экономических процессов. На собрании присутствовали видные общественные и политические деятели, известные экономисты, представители различных политических организаций социал-демократической направленности, депутаты федерального собрания, представители научной, культурной и технической интеллигенции, военноначальники, крупные предприниматели.

На основе глубокого анализа процессов происходящих в спектре всей жизнедеятельности страны участники Собрания дали объективную оценку происходящему и выступили с обращением к гражданам России, ко всем тем, кому не безразлична её судьба, судьба народов её населяющих в котором призвали их проникнуться ответственностью перед нынешним и будущими поколениями и перейти к активным действиям, направленным на изменение существующего положения, приостановить катастрофическое отставание страны от передовых стран мира в области экономики, остановить экономическое

сумасшествие, массовое обнищание населения. Они призвали к созданию такого общества, в котором человек занимал бы достойное его ведущее место, а потом уже по порядку находились общество и государство.

Они обратились ко всем здоровым силам общества объединиться, выступить единой силой на политической арене, способной защитить демократию, вывести страну из кризиса, поставит превыше всего нужды и заботы конкретного человека, обеспечить достойную жизнь каждому и это должно стать единственной целью на всю видимую перспективу России.

Это Собрание было преобразовано его участниками в инициативную группу, в состав которой ОФПД «Альтернатива», которое мы с Вами создали в декабре 1994 года вошёл её сопредседатель Коновалов А. Л., подписавший Обращение участников Собрания. В декабре 1994 группа Инициативная группа была преобразована в Оргкомитет по созданию Российской партии социальной демократии (РПСД), в состав которой вошли представители независимых профсоюзов и в их числе Российский профсоюз работников среднего и малого бизнеса. К работе оргкомитета был проявлен определённый интерес со стороны администрации Президента, Правительства России, депутатов Федерального Собрания и представителей органов власти всех уровней.

В результате проведённой напряжённой работы Оргкомитета и широкой общественной поддержки 18 февраля 1995 года в Москве прошёл Учредительный Съезд РПСД, на котором присутствовали делегаты от 69 регионов России.

Съезд приветствовали видные политические и общественные деятели от имени зарегистрированных политических партий и общественных объединений, Президент страны Б. Н. Ельцин, Председатель ГД И. Рыбкин, представители зарубежных организаций. Ход съезда широко освещался в СМИ России и зарубежья.

Сейчас идёт один из этапов партийного строительства.

Сегодня мы с Вами являемся участниками этого этапа на территории Сибири, в её научном, промышленном и экономическом центре городе Новосибирске. Поэтому позвольте мне выполнить, вдвойне приятное для меня, как коренного сибиряка и как представителя центрального органа управления партии и её Председателя А. Н. Яковлева поручение приветствовать делегатов учредительной конференции Новосибирской региональной организации РПСД и передать пожелания успехов в её работе, всего Вам доброго!

У руководства партии не вызывает сомнения серьёзность и ответственность в намерении участников конференции в необходимости участвовать в реализации предлагаемой Программы партии, и как следствие в необходимости активного участия в её работе. Поэтому чтобы не отнимать вашего времени дополнительным выступлением разрешите мне схематически обозначить основные задачи, которые ставит перед нами жизнь с её политическими и экономическими и общественными процессами, которые неизбежны в это непростое время и пути их решения, выдвинутые в Программных установках партии утверждённых делегатами Учредительного съезда.

Я бы сгруппировал эти задачи в три группы, и определил следующую этапность их решения.

1 этап. Решение группы задач обеспечивающих привлекательность деятельность партии в обществе, превращение её действительно в массовую общественно-политическую организацию.

Пути решения этих задач:

— развитие региональной структуры партии путём создания сети муниципальных и первичных её организаций на территории Новосибирской области;

— решение кадровых вопросов, выявление лидеров и организация работы с ними;

— выявление и привлечение к решению задач партии достойных, уважаемых в обществе людей способных внимание и доверие к партии, желание быть её членом или активным помощником;

— организация широкой рекламы целей и задач партии в СМИ, публичных выступлений лидеров, активная работа среди населения;

— проведение массовых акций и мероприятий, привлекающих внимание населения к партии, включая благотворительные.

2 этап. Предвыборная группа задач:

определение социальных слоёв общества, в которых партия и её кандидаты, выдвигаемые ею на разных уровнях,

получат наибольшую поддержку на выборах;

— определение направлений наиболее эффективной работы с населением по каждой из намеченных социальных групп, выявление зон воздействия;

— подбор из числа уважаемых и достойных, а также известных электорату кандидатов в выборные органы и обеспечение им всяческой поддержки в проведении выборной компании;

— выдвижение и поддержка новых перспективных лидеров и создание им условий для выдвижения в выборные органы партии;

— определение списков кандидатов и решение задачи, кто пойдёт по общепартийному списку, а кто по мажоритарной системе;

— распределение кандидатов по избирательным округам и создание им групп поддержки;

— создание штаба от партийных организаций с выдвижением своих представителей в органы контроля за ходом выборов;

— создание фонда поддержки кандидатов.

3 этап. На этом этапе решается группа задач обеспечивающих успех выборной компании и завоевания партией власти на всех уровнях».

Официальная часть конференции согласно принятой делегатами повестки дня началась с доклада председателя оргкомитета по созданию Новосибирского отделения РПСД Раимова Владислава Анатольевича. Ниже я привожу текст его доклада, с которым он выступил на конференции:

«ДОКЛАД

на учредительной конференции Новосибирского отделения Российской партии социальной демократии

Уважаемые делегаты конференции и гости!

Сегодня мы собрались с одной благородной целью: учредить Новосибирское территориальное (областное) отделение Российской партии социальной демократии (РПСД). Такая партия уже существует. Она создана и зарегистрирована 18 февраля 1995 года в Москве.

Что это за партия и для чего она создана?

Всем Вам были розданы проекты Устава партии социальной демократии и программные документы, в которых четко определены цели и задачи новой партии. Надеюсь, Вы уже успели познакомиться с ними. Поэтому я не буду подробно останавливаться на них, а постараюсь сосредоточить свое внимание на объективной необходимости создания новой политической партии.

Ситуацию в стране и у нас в области на момент создания партии можно охарактеризовать как разгул анархии, в которой все отчетливее проявлялся паралич государственной и политической власти. Законодательную и исполнительную власть буквально раздирали распри, разъедала коррупция, шел междусобойный дележ природных и духовных богатств страны, вампиризм в буквальном смысле слова.

Вольница мгновенно реставрировала феодализм со всеми его пороками — разбоем и культом оружия, с той только разницей, что контрибуции стали накладываться не на сопредельные княжества, а на рабочий люд, купцов и предпринимателей. Государственный рэкет через тотальное взяточничество — тоже результат феодальной сути чиновного люда. В крепостнической России, по Гоголю, не брал только мертвый чиновник.

И сейчас мало что изменилось. Налоговому инспектору — дай, санэпидстанции — отслюни, пожарнику — отсчитай, полицейскому — отвали, любому начальнику — позолоти ручку.

Посмотрите на примере нашей области и наших соседей. Кто сегодня здесь правит балом? Да все те же хорошо знакомые персонажи, которые были и до перестройки. Средства массовой информации неоднократно показывали нам, как идет сращивание государственных и законодательных органов «вверху» и «внизу с мафиозными и преступными структурами, которые диктуют нам, сколько должна стоить буханка хлеба, коробка спичек и сколько мы должны платить за литр воды и квадратный метр жилья.

Новоявленные вампиры жизнь каждого из нас рассматривают только и только через приему личных интересов, собственного обогащения. Их цель ясна: чем хуже народу, тем, лучше им, тем проще реализовывать на практике политику кнута и пряника. Они усиленно толкают нас к возврату старого, хотят, чтобы мы за ломаный грош собственными руками снова начали строить для себя же новые гулаги, превратить нас в безмолвное быдло. Так будет для них проще, вольготнее.

Посмотрите вокруг. На каждом шагу нас окружают явные и скрытые нищие, растет число безработных — потенциальных нищих и бомжей. Стоят заводы, разваливаются колхозы и совхозы, духовная культура превращается в уличную девку. За последние годы страна скатилась до такой разрухи и обнищания, каких еще не знала, пожалуй, со времен гражданской войны.

В стране наряду с преступностью, бандитизмом пышным цветом начинает расцветать фашизм.

Пороки и катастрофические беды сегодняшнего дня можно было бы перечислять до бесконечности.

Причина всему этому, как сегодня уже очевидна каждому, заключается в том, что наши первые демократы слишком рано стали почивать на лаврах победы с тоталитаризмом, по-хрущевски молниеносно захотели одними лозунгами построить светлое сегодня — свободное демократическое государство, слишком легковесной оказалась их стратегия и тактика в решении практических дел, слишком сильными оказались личные амбиции лидеров демократического движения.

В силу разногласий, споров, выяснения отношений демократическое движение не заметило, как оказалось на обочине дороги. Некоторые лидеры демдвижения сами скатились на путь личного обогащения, предательства дела демократии. В то же время, подхватив демократические лозунги, выгодным моментом воспользовались те, кому претит само слово демократия.

Началась консолидация сил реванша. Необольшевики, неофашисты, псевдопатриоты, охотрядцы, обслуживающие их писатели и журналисты вновь развернули, как и до августа 1991 года, мощную атаку на истинную демократию, используя каждый ее промах, равно как и тяжелое социально-экономическое положение в стране.

Их цель ясна: очернить, опорочить в главах людей, не знавших что такое демократия, саму суть демократии, вызвать всеобщую ностальгию по прошлому. Средства достижения цели одни: довести народ до нищенства, там пусть сам сравнивает и решает за кем идти.

Своей цели они уже частично достигли: все чаще и громче раздаются голоса в защиту прошлого. Слово демократия становится не только не привлекательным, а уже ругательным. И в этой мутной воде все выше поднимают головы вчерашние заправилы тоталитаризма.

В стране, как грибы после дождя, стали расти всевозможные партии партийки, движения и движеньица. Не ровен час, скоро возникнет и партия проституток.

И это тоже не случайность. В этом тоже заложен вполне конкретный смысл, суть которого состоит в том, чтобы разодрать общество на мелки группки, которые были бы не способными оказывать мало-мальски заметное влияние на курс страны по пути истинного, а не ложного реформистского движения.

Сегодня, к сожалению, нет партии цементирующей общество и нет партии, которая была бы единым связующим звеном между обществом законодательной и исполнительной властями всех уровней. Такова реальность. Отсюда и тот анархо-тоталитарно-мафиозный разброд.

Партии и движения демократического направления никак не могу найти общего языка из-за личных амбиций и выступить единым фронтом против разгула анархии, преступности, мафиозности.

Беда демократического движения состоит и в том, что из-за своей раздробленности у него нет четкой, выверенной программы не заоблачных целей, а реальных, практических дел вывода страны из болота разрухи, нищеты на путь построения правового демократического государства.

Угнетенное положение нашего народа на протяжении длительного периода сделало его доверчивым звонкому обещанию о завтрашнем рае, потому его легко обмануть то ли дешевой водкой, то ли прибавкой рубля пенсии или к зарплате. И это хорошо усвоили лжедемократы. Посмотри предвыборные программы многочисленных партий. Все они состоят из одних обещаний о близком рае. А выскочив на политический олимп, тут же делают все с точностью наоборот. Более того, в отведенный депутатский срок стремятся как можно полнее наполнить не только свои карманы, но и домочадцев. Все вы хорошо знаете и их программы, и их реальные дела.

С какой же целью создана Российская партия социальной демократии, создается наше Новосибирское отделение ее?

Кажется, мы уже близки к сознанию, что интересы общественного развития требуют, чтобы везде и во всем главенствовал человек, его права, его интересы. В этом суть программы нашей партии. Только демократия, при которой права личности суверенны и неприкосновенны, способна на саморазвитие.

В этом контексте на передний план сегодня выходит задача практического обеспечения системы обоснованных и эффективных жизнеобразующих гарантий.

Социальные гарантии в широком смысле — это и мерило цивилизованности и основа достойного настоящего и будущего. Они обеспечивают не один только прожиточный минимум, но меру достоинства человека, его уважение к себе и обществу, к социальным институтам, во многом определяя ют нравственные ориентиры, уровень образования и духовной культуры.

Социальные гарантии — не только пенсии, стипендии и пособия малоимущим. Это — гарантии защиты человека от преступности, от незаконных посягательств со стороны должностных лиц и самого государства. Это признание государством на деле своих обязанностей перед человеком и обществом.

Такую систему социальных гарантий нам предстоит создавать практически заново, а во многом просто с нуля. Но без нее не может быть и не будет, ни демократии, ни гражданского общества, ни конституционного государства.

Очевидно и другое: без частного собственника и его экономической свободы не может быть ни демократии, ни правового государства, ни такого общества, которое окажется в состоянии контролировать собственное государство, требовать от него ответственности.

Между тем, частный собственник попрежнему находится у нас скорее в «красной книге», нежели в положении уважающего себя и уважаемого экономического суверена.

Все разговоры о признании частной собственности останутся пустой болтовней, пока под собственность не будет подведен фундамент, на ктором она только и может стоять — право владения землей.

Проблема не только экономическая: пока нет частной собственности на землю, командовать в экономике, а равно и в политике, будет чиновник. И неважно, местный он или московский.

К сожалению, борьба за частную собственность на землю находится у нас еще в самом начале, но это стержневой вопрос реформации, стержневой еще и потому, что речь идет о формировании фермерства, среднего класса, подчеркиваю среднего класса, самого многочисленного, действительной опоры стабильности в обществе и здесь нашей партии предстоит большая работа.

Наша цель построение общества высокой самодисциплины, саморегулирования, самоконтроля и самоограничения, общества ответственности перед собой и будущими поколениями. А значит, это общество самой высокой культуры: и общей, и политической, и бытовой, и профессиональной.

Нужны коренные изменения в науке, образовании, духовной культуре. Российская интеллигенция, особенно та, что обеспечила слом диктатуры и тоталитаризма, оказалась отброшенной на обочину политического процесса. Более того, она оказалась и униженной материально. Наше интеллектуальное богатство стало непомерно оскудеть из-за преступного отношения, из-за утечки мозгов за рубеж. И здесь нам предстоит сделать многое, чтобы защитить творческих людей от несправедливости и создать все необходимые условия для развития творческого потенциала страны. О катастрофическом положении в науке можно судить по нашему Академгородку, откуда уже около трети талантливых ученых уехали за границу, а остальная часть влачит полужалкое существование.

Нам предстоит трудная работа по созданию истинно демократических судов, прокуратуры, правоохранительных органов, которые бы не мнимо, а фактически незыблемо стояли только на позициях защиты прав и свобод человека, реально защищали его от произвола государства, чиновников, преступников на строго конституционной основе.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги На политическом бездорожье 90-х. Фрагменты памяти. Том VI предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

16

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

17

Из материалов мандатной комиссии учредительного съезда (архив автора)

18

Архив автора

19

Из доклада А. Н. Яковлева на Учредительном съезде РПСД. 18 февраля 1995 г. (архив РПРС и МБ)

20

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

21

Остальные члены федерального совета и федерального правления будут кооптированы в соответствующие органы в порядке, предусмотренном Уставом.

22

Архив РПРС и МБ

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я