Выпуск 2. НИИ «Биопластик». Часть 1
Коллективные демоны и их место в демонической типологии
Выпуск подкаста посвящен необычному существу — коллективному демону с долгим и красивым именем. Звучит оно так — Научно-исследовательский институт «Биопластик» имени Александра Михайловича Бутлерова.
Но прежде, чем познакомиться с ним, необходимо дать характеристику коллективным демонам в целом — как части современного сверхъестественного социума.
Исследователи выделяют три основные разновидности падших ангелов: одиночных, командных и коллективных демонов.
Начнем с одиночных. Это самый простой и распространенный вид демонов. Речь идет о созданиях, действующих автономно. Они могут нападать как на отдельных граждан, так и на небольшие группы. Одиночные демоны — интроверты. По каким-то причинам им не нравится общаться с другими сверхъестественными существами.
Командные демоны, и это ясно из названия, действуют сообща, что существенно повышает их эффективность. В отличие от одиночных демонов они могут воздействовать на большие группы людей — десятки и даже сотни потенциальных жертв.
Отметим, что в командах демонов каждый участник сохраняет независимость — интеллектуальную и волевую. При этом духи объединены общей целью — чаще всего — обмануть, напугать, испортить или сожрать как можно больше человеческих душ. Командные демоны при желании могут переходить в другие группы духов. Например, если не складываются отношения с коллегами.
В подавляющем большинстве фильмов ужасов мы видим именно одиночных и командных демонов. Это объясняется тем, что кинематографистам работать с их образами проще и привычней, чем с последним типом — демонами коллективными.
В сущности, коллективные демоны — это одиночные демоны плюс коллектив зависимых от них людей. Центром такой конструкции выступает падший ангел. А вокруг него образуется оболочка в виде человеческого сообщества — коллектива. Как мы помним, коллектив — это группа товарищей, объединенных общей деятельностью — в данном случае, служением сверхъестественному существу.
Попавшие в зависимость от таких духов представители человечества, можно сказать, превращаются в органы одного большого существа — коллективного демона.
Как рождаются коллективные демоны
Вы уже знаете, что в центре коллективного демона всегда находится демон одиночный — дух-индивидуалист, который не хочет работать с другими падшими ангелами.
Превращению обыкновенного одиночного демона в демона коллективного предшествует изменение его мышления. Он вдруг понимает, что люди могут принести гораздо больше пользы, если их как следует организовать — а не мучить дедовскими способами. В этом коллективные демоны прогрессивней многих своих собратьев. И даже некоторых людей.
Для создания собственной организации падшему ангелу необходимо прежде всего подыскать помещение, где он мог бы поселиться и разместить свою небольшую трудовую армию.
С этой целью духи захватывают целые здания, чаще всего старые — фабрики, заводы, досуговые центры, больницы, концертные залы, библиотеки и, конечно, НИИ — научно-исследовательские институты, обращая их в подобие своего тела.
Коллективные демоны похожи на раков-отшельников. Напомним, что эти животные используют в качестве укрытия пустые раковины брюхоногих моллюсков. А в некоторых случаях они намеренно нападают на живых моллюсков, чтобы поселиться в их домике. Точно также поступают и коллективные демоны с различными городскими строениями. И только после новоселья они приступают к рекрутированию человеческого населения.
Проходя мимо подобных учреждений, обычный человек подумает — ну, фабрика, и фабрика. Или — ну, НИИ и НИИ. И даже не заподозрит, что перед ним падший ангел колоссальных размеров.
Анатомия коллективного демона
Чтобы стало совсем понятно, как устроены коллективные демоны, приведем пример. Вот перед нами человек — и человек этот одержим бесом. Распространенная история — все с ней сталкивались и не один раз. А тут демоном одержим не один человек, а целое здание. И внутри этого здания, каждый в своем углу, живут служащие демону люди-органы. У каждого из них, в свою очередь, есть определенная функция, подобно функциям каждого органа в человеческом организме. При этом вне коллективного демона такие люди жить разучиваются. Как не живут отдельно от человека его сердце, печень, селезенка.
Этот симбиоз со смертными тварями питает демона невиданной силой. И, разумеется, падший ангел в свою очередь многое может предложить своим подданным — об этом мы подробно расскажем.
Коллективные демоны широко распространены по всему миру, однако наибольшая их популяция, согласно последним переписям, обитает на территории бывшего Советского Союза. Исследователи объясняют этот факт последствиями социалистического периода истории целой группы теперь уже независимых стран.
История Инны Маркиной
Научно-исследовательский институт «Биопластик» имени Александра Михайловича Бутлерова — яркий пример коллективного демона, которому присущи все основные черты этой разновидности потусторонних существ.
Сначала мы хотели рассказать о нем в стилистике программы «В мире животных». Смотрите, как падший ангел проводит свой день — охотится, умывается, отходит ко сну и тому подобное. Но потом рассудили, что будет куда элегантней, если мы сделаем это через реальную историю человека, ставшего частью коллектива НИИ «Биопластик».
Когда-то Инна Маркина была обыкновенной девушкой — 26 лет, по образованию психолог, выпускница Ленинградского государственного университета имени Пушкина. Блондинка. Симпатичная.
Инна из полной и многодетной семьи. У нее есть сестра и два брата. Или уместней сказать, что они у нее когда-то были… А еще у Инны был молодой человек по имени Игорь, с которым они больше двух лет совместно проживали в однокомнатной квартире на окраине Петербурга.
Игорь работал программистом, а Инна была, что называется, домохозяйкой. Но не слишком фанатичной — чаще чем готовила, она разогревала магазинную готовую еду в микроволновке. Пока Игорь ходил в офис — все было отлично. Его зарплаты им вполне хватало для жизни — если не сильно жировать, конечно.
Но с тех пор, как он перешел на удаленную занятость, Инна поняла, что Игоря в ее жизни стало слишком много. Начались беспричинные размолвки. Однокомнатная квартира впервые показалась Инне невыносимо тесной. Поэтому она решила выйти на пятидневку. Заодно заработать на маленькие женские радости вроде покупки последнего «Айфона».
По специальности она работала буквально год после окончания вуза — психологом в одном из центров занятости. И этого ей хватило, чтобы решить для себя, что больше психологом она работать не намерена. Еще сильнее, чем в профессии, она разочаровалась в своем желании работать с людьми. А значит Инна была совершенно свободна в выборе дальнейшего трудового пути.
Среди множества вакансий на сайте «Работа для каждого», она нашла примерно то, что ей нужно. НИИ «Биопластик» искал наборщицу текста. Надо было оцифровывать старые документы из архива предприятия. Главное требование — навык слепой печати. С этим у Инны был полный порядок.
На официальном сайте говорилось, что НИИ «Биопластик» уже много лет занимается разработкой и производством пластмасс из возобновляемого биологического материала. И что это первое такое предприятие в нашей стране. Сайт утверждал, что продукция НИИ превосходит западные аналоги и находит применение даже в космосе.
После короткого телефонного собеседования Инне сказали, чтобы она подходила со всеми документами в понедельник, 11 ноября, к 8 утра. Женский голос на том конце провода был почти старческим и абсолютно пресным, лишенным малейшего интереса к соискательнице.
Инну это немного напрягло, но, в конце концов, что она теряла? Придет, устроится, осмотрится. Если что — всегда сможет уволиться. Снова подыщет что-нибудь, не требующее квалификации. На худой конец пойдет продавцом-консультантом в торговый центр «Сириус». До него всего 5 минут пешком от их дома.
Внутри НИИ
Вставать в 6 утра было мучительно. Инна едва не проспала, нажав вместо «отложить» кнопку «отменить», когда смартфон начал будить ее мажорной мелодией.
Однако уже в 7:45 она подошла к зданию предприятия. Инна была здесь не одна — ей пришлось влиться в неторопливый поток пожилых покачивающихся людей с серыми лицами. Они стекались к НИИ словно толпа живых мертвецов из классических фильмов с «медленными» зомби. Некоторые из них помогали себе тростями. Один шел с ходунками. Инна отметила, что, судя по всему, кроме нее здесь нет никого моложе семидесяти лет.
Здание НИИ «Биопластик» — кирпичная семиэтажная коробка. Типичный образчик советской архитектуры для научных учреждений. Инна не любила такой стиль, считала его бездушным. На стене она заметила гранитную доску с профилем Ленина и надписью «За успехи в труде».
Чтобы попасть внутрь здания НИИ, нужно было открыть толстую дверь, кажется, изготовленную из чугуна, и оказаться в небольшом тамбуре. После этого открыть еще одну дверь — такую же тяжелую. Но старики-работники, к удивлению Инны, легко справлялись с этим испытанием. Видимо, накачали нужные мышцы за годы работы здесь.
«Эти двери будто на случай атомной бомбы сделаны», — подумала Инна. И тут же вспомнила, что здание из эпохи Холодной войны. И, вполне вероятно, авторы проекта всерьез готовились к такому сценарию.
Удивил Инну и мозаичный пол тамбура — на нем был изображен какой-то знак, будто рунический, заключенный в центр круга. Круг и знак образовывали белые камни. Остальные камни в мозаике были алыми. «Наверное, это эмблема предприятия на красном революционном фоне или схожая фигня», — решила Инна.
Внутри здания, «старики-зомби», как окрестила Инна работников НИИ, прикладывали электронные карточки к турникету и плелись дальше. Ей же необходимо было сперва получить разовый пропуск у охранников. Эти ребята тоже были в возрасте — один абсолютно лысый в затемненных очках, а другой седовласый, коротко стриженный, с огромными торчащими усами и соразмерным пористым носом.
Охранники долго и муторно переписывали ее паспортные данные, потом меланхолично готовили пропуск — рыжую карточку. И ставили на него печати — квадратную, круглую и треугольную. Печати они нагромоздили одну на другую — из-за чего те сложились в загадочное изображение, напомнившее религиозные или оккультные символы.
Оформление
В отделе кадров за старым компьютером сидела унылая дама — видимо, та самая, с которой Инна общалась по телефону. Системного блока Инна не видела — он стоял внизу и угрожающе гудел. Ее поразил монитор — не современный, плоский, жидкокристаллический, как везде сейчас, а огромный, с кинескопом, будто из 1980-х. Клавиатура была под стать — из той же ретро-коллекции, непомерно огромная. По кубикам кнопок барабанили крупные пальцы кадровички в золотых перстнях с рубинами — старомодных, советских украшениях. Цвет корпусов клавиатуры и монитора когда-то был белым. Теперь же он стал желтым — от возраста.
Кадровичка усталым голосом попросила Инну передать ей документы. При этом она даже не спросила ее имени. Инна написала заявление о приеме на работу, а затем долго ждала, пока кадровичка все оформит.
Знакомство с коллегой
Уже ближе к часу дня, когда Инне хотелось есть, ей показали рабочее место. Оно располагалось в небольшом кабинете, где кроме нее сидела еще одна «старуха-зомби» — Ольга Петровна. У Ольги Петровны был такой же старый компьютер, как у кадровички. Такой же был и у Инны. Задачи оказались вполне «обезьяньи», как называла их Инна, — вбивать в вордовский файл содержание бумажных документов за 1970-80 годы.
Специальные программы распознавания текста, по словам Ольги Петровны, не могли справиться с этими бумагами — «капризничали». Поэтому выполнять работу приходилось вручную. «Вот вам и торжество современных технологий в эпоху искусственного интеллекта», — подумала Инна.
Компьютер работал на удивление быстро для его возраста. Он стоял на «бабушкином» письменном столе, покрытом лакированным шпоном. О специальной мебели для компьютеров в НИИ явно не слышали. Рядом располагался еще один добротный советский стол, но поменьше, — на нем помещались документы для оцифровки — для удобства работы.
Стену украшал плакат-календарь Валерия Леонтьева на 1994 год. Инна сразу обратила на него внимание. Фон, на котором позировал полуобнаженный бог российской эстрады, по всей видимости, когда-то был красным — теперь он стал розовым. Выцвел, как и многое другое в этом НИИ. Инна заметила размашистую подпись на плакате, сделанную черным маркером. Она задумалась, настоящий ли это автограф, но ничего не стала спрашивать — надо было работать.
Когда Инна, спустя пару часов оцифровки документов прервалась, чтобы походить и размяться, она вновь замерла рядом с плакатом и спросила коллегу, указывая на подпись:
«А это настоящий автограф Валерия Леонтьева? Я ведь правильно поняла?»
Ольга Петровна угрюмо кивнула.
«Меня мама в детстве водила на концерт Леонтьева», — сказала Инна, пристально разглядывая барочную подпись.
«И как вам?» — недоверчиво поинтересовалась Ольга Петровна.
«Полный восторг! — просияла Инна. — Это был первый концерт в моей жизни. А мама часто ходила на Леонтьева — почти на каждое выступление. И даже до моего рождения — с восьмидесятых еще. Это был ее любимый певец».
Что-то в усталом лице Ольги Петровны переменилось — как будто слегка оттаяло. Это были едва заметные изменения. Но они бросились Инне в глаза. В этот момент она подумала, что, наверное, они поладят.
Адаптация к новому месту
Инна теперь редко видела Игоря. Только вечерами, во время ужина, который они проводили почти молча — в полумраке за просмотром сериала.
У них не совпадали режимы. Игорь обычно «кодил» ночью, когда Инна спала, а потом не вставал раньше 12 часов, когда она уже была на работе. Инна не расстраивалась — сейчас так явно было лучше для их отношений. А потом, возможно, все наладится. Такое уже бывало.
С каждым днем Инне все сложнее было вставать по утрам. Начали побаливать суставы — причем и рук, и ног. Кожа лица, казалось, стала более морщинистой и дряблой. Инна винила в этом пятидневку и ранние подъемы. «Вот отосплюсь как следует и все пройдет», — успокаивала она себя.
За день Инна успевала оцифровать десятки многостраничных документов. Она делала это автоматически, не понимая, что именно читает и печатает. Это было похоже на стояние транса — и оно нравилось девушке.
Порою Ольга Петровна рассказывала ей анекдоты. Это случалось совершенно внезапно. Ольга Петровна вступала резко, прорезая монотонным голосом пыльную тишину: «Как-то ехали в поезде немец, поляк и русский…».
У Инны было ощущение, что Ольга Петровна каждый раз около часа готовится к таким выступлениям. Вспоминает детали, мысленно репетирует, чтобы усилить комичный эффект. И только потом, отточив материал до совершенства, приступает к его подаче.
Инна не любила анекдоты — они казались ей чем-то отжившим свой век, как, допустим, телевидение. Но каждый раз она смеялась, чтобы сделать Ольге Петровне приятно. При этом ей казалось, что Ольга Петровна прекрасно понимает, что Инне не смешно. Но радуется ее реакции. Постепенно между ними что-то возникло. Что-то похожее на дружбу.
Инна все меньше следила за временем. Могла задержаться на работе на два, на три часа и не заметить этого. Только сообщение от Игоря в мессенджере «Ну, что ты там, вышла с работы? Заказываю пиццу?» напоминало ей, что пора топать домой. И тогда она охала, выключала компьютер, стремительно одевалась и убегала, оставляя Ольгу Петровну в одиночестве.
Рабочий день составлял восемь часов, но как бы рано не приходила Инна — она видела, что Ольга Петровна уже на месте. И как бы сильно Инна не задерживалась — Ольга Петровна и не думала уходить. Словно она жила здесь. Перерывов на обед она тоже не делала. Даже в туалет не ходила.
Инна замечала в НИИ «Биопластик» определенные странности — не говоря, конечно, о том, что всем его сотрудникам давно пора было в едином порыве уйти на пенсию. Например, в здании отсутствовали зеркала. Возникало впечатление, что они здесь под строжайшим запретом. Их не было даже там, где они всегда встречаются — внизу, рядом с гардеробом, и в туалетах. «Почему нет зеркал? — размышляла Инна. — Это ведь страшно неудобно! А вдруг какой-нибудь старухе-зомби надо будет поправить парик…»
Инна относилась ко всем особенностям НИИ с юмором. Она не могла вспомнить, было ли ей где-то столь же легко и спокойно, как здесь — в этом маленьком и чуднОм мире. Разве что давным-давно — в детстве.
А потом произошло нечто фантастическое и кошмарное — навсегда разделившее жизнь Инны на «до и после»…
На сегодня — всё
В следующем выпуске Инна узнает, что на самом деле НИИ «Биопластик» — это не занюханная кирпичная коробка, полная «стариков-зомби», а могущественное потустороннее существо. Величественный коллективный демон, которому кое-что от нее понадобилось…
Сумеет ли девушка избежать гибели и покинуть кирпичное тело беспощадного монстра? Разорвут ли старики-зомби Инну на части и украсят ее кишками отдел оцифровки документов — словно новогодними гирляндами? Напьется ли ее крови Ольга Петровна, после чего одуреет и пустится в бесстыдные сатанинские пляски под песни Валерия Леонтьева?
Ответы на эти вопросы вы найдете в нашем следующем выпуске!
Чтобы не пропустить его — прямо сейчас подпишитесь на образовательный подкаст «Люди и демоны. Проблемы и перспективы сосуществования». До новых встреч!