Узкое место

Дмитрий Вашешников, 2023

«Узкое место» – это сборник заблуждений мастеров и руководителей. В этой книге Дмитрий показывает, как люди погружают себя в проблемы, думая и действуя привычными штампами, и дает наставления, как изменить свои установки и достигать лучших результатов. Книга помогает переосмыслить не только свою профессиональную жизнь, но и в принципе быть более осознанным в своем повседневном поведении, общении с людьми, целеполагании. Книга заставит задуматься и потребует от вас внимания и размышления в неторопливом чтении. Это поможет вам генерировать новые идеи в более широком поле, чем охватывает эта книга. Читайте с удовольствием, не раздражайтесь даже, если найдёте ошибки в своей работе. Помните – узкое место должно стать точкой роста.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Узкое место предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

11 КЛИЕНТ ВСЕГДА ПРАВ

Ловушка избегания ответственности

Одна из главных психологических ловушек для мастера индустрии красоты — убеждение в том, что клиент всегда прав. Именно поэтому мастер все время пытается угодить клиенту.

Удивительно, но даже когда парикмахеры приходят на обучение в студии брендов профессиональной косметики, тренеры (которые зачастую даже не работают в салонах красоты) также навязывают мысль о том, что клиент всегда прав. Даже на своих обучающих программах они окрашивают модель не так, как было запланировано учебной программой, а как захотела сама модель.

Прочувствуйте, как глубоко эта установка рабства проникла в индустрию красоты! Как сильно она деформировала сознание людей индустрии красоты! Преподаватели не понимают, что учебная модель — это не клиент парикмахера, а они — не парикмахеры. Они не понимают, что их клиент — это мастер, пришедший изучать их косметику. Тренеры пытаются угодить модели так же, как, по их мнению, мастера должны угождать клиенту.

Если преподаватель ориентируется на мнение модели и не хочет ее убеждать, что есть учебный план, под которым она подписалась, то он просто снимает с себя ответственность перед учениками. Он — эмоционально незрелый, ребенок. Может быть, он еще и глуп, и не понимает, что ученики являются его клиентами, а не модель.

Прикрывая свою несостоятельность, он внушает ученикам мысль, что клиент всегда прав, поэтому он уступил. Они увидят не креативное окрашивание яркими оттенками, заявленное в программе, а окрашивание тон-в-тон в натуральном оттенке. Видели такое? В студиях брендов профессиональной косметики это происходит сплошь и рядом. Менеджер врет моделям, что их будут красить, как они хотят, а тренер красит, как захотела модель. Тренер перед учениками делает вид, что так и надо, и не считает нужным сделать замечание менеджеру по моделям по поводу того, что он дал неподходящую модель. Все делают вид, что это сервис и клиентоориентированность. Но это просто безответственность рабочих людей на окладе. Такое бывает и в крутых школах, но реже.

В Demetrius это нонсенс, потому что я ставил обучение, опираясь на свой опыт мастера, и у меня не было убеждения в том, что клиент всегда прав, прикрывающего мою безответственность или отсутствие креативности.

Клиент всегда прав только для того мастера, который не развивается, не владеет трендами и не понимает, что он хочет дать своему клиенту. Когда он сам растерян, клиент начинает руководить им. Так бывает со всеми мастерами в начале пути, но многие привыкают к этому. Даже ругают клиентов, которые не знают, чего хотят и просят сделать стрижку или маникюр по своему усмотрению.

Такая позиция очень удобна для бездаря и лентяя — что бы ни случилось, виноват клиент. Он сам так хотел, так просил. Мастер, который «идет к крутости», никогда так не скажет. Он будет переживать, что не так понял, не смог объяснить или ошибся в работе. Но заявить, что клиент сам так хотел, а теперь недоволен, это позорище, это не профессионально.

В моем интервью (канал ДВИК на YouTube) Дарина Беридзе призналась, что не смогла настоять на своем в работе с телеведущей Анастасией Ивлеевой. Нужно было нарастить несколько темных прядей, а она послушалась члена команды и покрасила выборочно несколько «родных» прядей Ивлеевой. Она не назначила виновных в неправильном решении, а сожалеет, что не стала отстаивать свою позицию, «повелась», и получилось плохо. Но это ее вина. Поэтому она и работает со звездами в закрытом салоне за космические деньги. И ни она, ни кто другой из больших профессионалов не станет делать клиенту то, что посчитает дурным вкусом или прошлым веком. А если ошибется, то сам ответит, не перекладывая вину.

Бывает и так, что не очень успешные клиенты любят покомандовать своим мастером с целью компенсации собственной ущербности; при этом они не хотят выглядеть классно, а хотят выглядеть по-своему, как привыкли в те годы, когда были моложе и это им шло.

Клиент руководит мастером в двух случаях. Когда хочет компенсировать собственную жизненную несостоятельность и доминирует, отыгрываясь за жизненные неудачи. Когда мастер снимает с себя ответственность, потому что ему нечего дать своему клиенту. Настоящий успешный мастер, который вложился в свое профессиональное мастерство — деньги и время, никогда не потерпит, чтобы ему кто-то указывал. Эксперт не бывает «няшным», он всегда немного колюч, несговорчив и не идет на сделки с профессиональной совестью.

Профессионализм важнее мнения клиента. Только у мастеров, придерживающихся такого принципа, всегда полная запись, и именно их преданно любят клиенты. Правильный мастер угождает обложкам глянцевых журналов, красной ковровой дорожке Голливуда, топ мастерам и стилистам мира, которые определяют тренды. Именно такие мастера становятся успешными. Мастер — это лидер, он идет за идеей, а клиент идет за мастером как за лидером касательно своей стрижки.

Когда мастер угождает клиенту — это откат назад, потому что клиент чаще живет прошлым, хочет то, к чему давно привык. Мастер становится еще менее трендовым и менее грамотным. Он чувствует, что над ним надругались, и перестает гордиться своей профессией.

Бывает ситуация, когда развиты и клиент, и мастер. Клиент приходит с глянцевым журналом или с фотографиями звезд в соцсетях. Это про мастеров второго темпа. Бывает, что развитый клиент развивает застоявшегося мастера и толкает его к обучению. Плохо, если клиент по привычке пытается руководить в процессе. Мастер должен сразу перехватить инициативу и в состоянии общей радости и согласия вместе с клиентом прийти к результату, определенному трендами. В таком случае между ними формируется крепкая эмоциональная связь, клиент становится преданным.

Мастер служит искусству, своей профессии, но не клиенту. Клиенту он оказывает услугу тем, что делится с ним за денежное вознаграждение своим искусством. Только тогда он достоин уважения. Думая, что клиент всегда прав, и пытаясь ему угодить, мастер попадает в психологическую ловушку — клиенту нужно быть послушным во всем. Это не так. Клиент прав в том, что выбрал вас! А вы правы в том, что предлагаете ему стиль, основываясь на исходных данных — строении лица, качестве волос и его жизненных задачах: делать карьеру, нравиться противоположному полу и т.д. По сути, клиенту нужен классный стиль, чтобы нравиться окружающим; ваша задача — понять, кому именно.

Иногда клиент не хочет нравиться окружающим (главное, чтобы было так, как он привык). Он подставляет мастера. У меня спросила мастер татуажа, можно ли делать клиентке брови ниточкой, если это «отстой», но она этого хочет. Я ответил: «Нет. Глядя на нее, к вам придут другие с дурным вкусом и будут просить такие же брови». Она сказала: «Точно. Я уступила клиентке и сделала ей брови ниточкой. Ко мне пошли ее знакомые просить такие брови». Вы понимаете, что это означает? Мастер получил дурную репутацию! Человек, делающий дешевку, будет ассоциироваться с дешевым! Не идите на сделки с профессиональной совестью!

Когда мастер все время угождает клиенту, то думает, что клиенту нужна эта стрижка и этот цвет. Но клиент просто не знает ничего другого, и, возможно, будет, условно говоря, доволен, но вряд ли — особенно счастлив. Поэтому правильный мастер делает работу не для клиента. В процессе работы он размышляет: «Так, мой клиент пойдет по улице и встретит знакомых или посторонних. Спросят ли у него, где он сделал стрижку и окрашивание, или нет?». Думать нужно не о мнении клиента, а о том, понравится ли он продвинутым людям в своем окружении. Подойдут ли люди на улице и спросят ли имя его мастера.

У многих самых дремучих людей есть очень продвинутые в стиле знакомые. Работу нужно делать для них. Пусть они оценят. Их оценка будет более важна вашему клиенту, чем оценка такой же дремучей подруги. А если многие люди скажут вашей клиентке: «как ты похорошела, какой классный мастер», то вы получите клиента надолго. А вместе с ним — радость от своей профессии и своего мастерства (пусть даже сразу после услуги клиент получил не то, что хотел и не был доволен) и других клиентов по сарафанному радио, потому что лучший способ демонстрации своей крутости, это контраст между тем, что было и тем, что стало.

А если вашу инициативу клиент не оценит и больше не придет, то вы все равно в плюсе. Во-первых — вы сделали свою работу в полную силу, а не реализовали чужую отстойную идею без желания и потому вполсилы. Во-вторых — вы потренировались в своем мастерстве, в своей технике, и в следующий раз сделаете подобную работу лучше. В-третьих — вы избежали в будущем дурных ассоциаций и потери энергии от выполнения противной вам работы. В-четвертых — те, кто в теме, вас поймут и поддержат, а может, станут вашими клиентами, потому что мастерство и вкус вы показали. Делайте так всегда и быстро обретете успех.

Еще бывают случаи, когда клиент просто неприятен мастеру как человек. Об этом не принято говорить, но я — профессионал, и моя книга — это беседа с профессионалами. Поэтому я не стану ни у кого спрашивать разрешения освещать самые разные темы и скажу, что это нормально, это просто жизнь людей. Позволить неприятному клиенту руководить мастером, это почти гарантированно — накосячить. А расположить неприятного человека к послушанию и выполнить работу в своем режиме, это почти гарантированно полюбить нового, изначально неприятного клиента.

Есть и более весомые причины отстаивать свою позицию в общении с клиентом. Ваша жизнь не заканчивается в салоне. Мастера, которые сильно прогибаются под клиентов, совершенно невыносимы в быту. Они отыгрываются на своих детях и супругах, компенсируя учиненное клиентами насилие. Терпят на работе, срываются дома и еще больше страдают оттого, что у них нет радости ни на работе, ни дома.

Успех — руководить благодарными и любвеобильными клиентами на работе и дарить и получать счастье в семье и среди друзей. Собственно, этому я и учу людей индустрии красоты все годы, и ради этого написана данная книга. И это случается с теми, кто берет на себя ответственность.

Мастер провозглашает: «клиент всегда прав», если не умеет создавать свое, и потому не привык предлагать и настаивать. Он просто снимает с себя ответственность за результат и перекладывает ее на клиента.

Когда клиент настаивает на своем решении, он, скорее всего, мыслит прошлым и хочет так, как было сто лет назад. Даже если мастер сможет это сделать, он покажет себя «отстойным», устаревшим специалистом.

Иногда клиент подталкивает мастера к развитию, требуя стрижку «как с последнего показа мод». Круто, если мастер это может, и плохо, если он не в состоянии этого сделать.

Мастер всегда выполнит работу лучше, если осознает, что он — не обслуживающий персонал для тех, кто априори правы. Он — профессионал, который тоже должен получать удовольствие от работы.

Мастер всегда делает работу круто, если служит не клиенту, а искусству и трендам.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Узкое место предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я