Консалтинговая компания. Создание нематериальных активов (НМА) для клиентов

Дмитрий Валерьевич Зенин, 2023

Данное пособие рассказывает о процедуре создания консалтинговой компанией нематериальных активов для своих клиентов. Книга содержит образцы (шаблоны) документов и образцы оформления отчетов по результатам работ по созданию нематериальных активов (know how).

Оглавление

II. Формирование НМА. Концепция продукта

2.1. Бизнес-модель услуг по формированию НМА

Первичным является понимание того, зачем консалтинговой компании создавать своим клиентам, либо участвовать в создании у клиентов, наряду с другими хозяйствующими субъектами, нематериальных активов.

Основными мотивационными составляющими в деле извлечения прибыли из клиента является диверсификация предметной базы услуг (возможность формирования для клиента продуктов, относящихся к различным аспектам его деятельности и функционально независимым друг от друга), расширение возможностей их применения (участие в формировании нематериальных активов в части распределения первоначальной стоимости), получения дополнительных конкурентных преимуществ при взаимодействии с клиентом за счет увеличения степени полезности компании консультанта для клиента (рекомендации, рекомендации и управление затратами, рекомендации, участие в управлении затратами, участие в управлении налогами).

Данное направление деятельности компании будет находится на стыке таких функционально-предметных областей как бухгалтерский учет и аудит, стратегический менеджмент, юриспруденция, реинжиниринг бизнес-процессов, управление организацией (теория организации).

Соответственно стартовый путь в данном направлении можно начинать, имея в распоряжении специалистов, имеющих компетенции:

обязательно — юриспруденция, бухгалтерский учет и аудит, делопроизводство, описание бизнес процессов;

вариативно (в зависимости от выбранной специфики видов секретов производства/ноу-хау) — стратегический менеджмент, экономика и управление на предприятии, инженерное дело (любая, соответствующая направлению деятельности клиентов предметно функциональная специализация (например, строительство дорог или производство керамической посуды), клиентский сервис и продажи, психология, теория организации, банковское дело и прочие виды деятельности.

В самом упрощенном виде выбирая данный вид деятельности компания может поставить для клиентов возможности для ответа на следующие вопросы:

Хотите ли вы избавится от персонифицированной зависимости и от экономических издержек, связанных с данной зависимостью?

Стремитесь ли вы быть лидером в своей отрасли?

Хотите ли вы управлять стоимостью имущества в том числе в целях экономически эффективной определения его стоимости для целей списания, инвестирования реинвестирования и развития?

Имеется ли у Вас необходимость в закрытии фактических затрат по фактическим расходам, документальное подтверждение которых вызывает вопросы в части признания в целях налогообложения?

Если хоть на один из этих вопросов Ваши клиенты готовы ответить положительно вы можете диверсифицировать ваше сотрудничество и в сторону оказания услуг по созданию клиенту объектов интеллектуальной стоимости в форме нематериальных активов.

В данном пособии мы будем исходить всего лишь из одной узко определенной видовой составляющей объектов нематериальных активов, — секретов производства (ноу-хау). Результатом оказания услуг в части, создания которых будет являться информационный отчет. Последний может как отражать сам объект, так и быть основанием, компонентом, дополнением, средством вспомоществования для формирования объекта нематериальных активов у клиента в соответствии с учетной политикой, условиями договора и/или договоров и другими основаниями.

Следует заметить, что сам информационный материал, представленный в данном пособии не может быть поставлен на баланс консалтинговой компании, но может являться справочно-информационным пособием, позволяющим оказать помощь ее руководству и сотрудникам. Вместе с тем информация содержащаяся в данном пособии может не только расширить горизонты планирования, но и при адаптации к финансово-хозяйственной деятельности конкретных компаний стать основой для формирования НМА самих консалтинговых компаний, активы которых, по сути, это компетенции, навыки, возможности и связи их сотрудников которые без структурирования и формализации ничего не стоят.

2.2. Общая оферта. Расширенный поиск клиентов

Первичным элементом концепции продвижения продукта является расширенное предложение продукции для клиентов. При наличии фактических клиентов у компании первичная оферта может быть сведена к рассылке информационных писем клиентам и предварительному либо последующему разговору, касающемуся информационных продуктов.

При отсутствии фактических клиентов, первый этап может включать:

спам-рассылку почты на адреса электронной почты:

предприятий региона, местонахождения консалтинговой компании;

предприятий отрасли типовой продукт, для которых уже функционально дифференциирован и предметно-функционально шаблонирован сотрудниками консалтинговой компании;

размещение информационной статьи о продукте, выводимом на рынок консалтинговой компанией:

специализированные печатные и электронные издания;

Интернет-форумы;

телевизионные передачи;

видеоролики на YOU-TUBE, RUTUBE;

информационные сообщения на каналах в коммуникаторах Telegram, Viber, WhatsApp.

Для спам-рассылки могут быть использованы специальные компании либо она может быть произведена специалистами компании с почтового сервера компании. В последнем случае адресация рассылки должна быть персонифицирована. Источником контактной информации для спам-рассылки могут быть:

специализированные справочники;

результаты собственных, либо внешних исследований.

собственная база данных компании.

Образцы первичных документов:

Приложение 1. Образец информационного письмо о продукте.

Приложение 2. Образец информационной базы контактных данных для осуществления спам-рассылки.

2.3. Заявка на выполнение работ. Предпроектное обследование

При наличии потенциальной заинтересованности клиента в формировании данного продукта, сотрудникам компании исполнителя необходимо уточнить:

какой именно результат интересен клиенту в результате создания нематериальных активов в форме коммерческой информации,

какой продукт может быть создан исходя из специфики и объемов его деятельности;

какой экономический результат будет получен от его создания;

каковы будут фактические затраты исполнителя на его подготовку и фактическая (первоначальная) стоимость формирования продукта.

В целях страхования рисков, связанных с проведением обследования клиентов на возможность и целесообразность формирования у них НМА, а также сбора дополнительных сведений на предприятии клиента и неразглашении информации с клиентом может быть заключен договор на оказание информационно-консультационных услуг по оценке возможности формирования НМА.

Образцы первичных документов:

Приложение 3. Анкета клиента

Приложение 4. Образец договора на оказание информационно-консультационных услуг по оценке возможности формирования НМА

Приложение 5. Образец протокола обследования на предмет возможного формирования нематериальных активов

2.4.

Анализ проекта и выдача индивидуального коммерческого предложения

В течение 2-3-х дней с момента получения документов проводится их анализ, в результате которого формируется индивидуальное коммерческое предложение. В нем подробно описывается предполагаемый проект и порядок работ. Клиент производит оценку коммерческого предложения и на основании этого принимает решение о заключении либо незаключение договора.

Образцы первичных документов:

Приложение 6. Индивидуальное коммерческое предложение

2.5. Заключение договора на консультационные услуги и реализация проекта

В случае положительного решения заключается договор на консультационные услуги, формируется расчет стоимости услуг, отчет о затратах времени Исполнителя на проекте. Затем осуществляется комплекс работ по формированию НМА в соответствии с условиями договора и утвержденным календарным планом. В результате исполнения договора Заказчику будет передан документ, подтверждающий существование самих объектов НМА, а также образец экспертного заключения о сроках полезного использования НМА.

Образцы первичных документов:

Приложение 7. Виды документов, подтверждающих существование самих объектов НМА

Приложение 8. Образец экспертного заключения о сроках полезного использования НМА

2.6. Оформление НМА в учете

Конечным этапом, завершающим создание нематериальных активов у Заказчика является оформление внутренних документов по учету НМА. В связи с требованиями действующего законодательства таковыми являются Карточка учета НМА и Акт ввода в эксплуатацию НМА.

Образцы первичных документов:

Приложение 9. Образец карточки учета НМА

Приложение 10. Образец акта ввода НМА в эксплуатацию

2.7. Образцы результирующих документов

В данном пособии приводятся отчетные документы, отражающие результаты работы консалтинговой компании по договору в части формирования нематериальных активов в предметно-функциональной области.

Образцы первичных документов:

Приложение 11. Образец отчета «Концепция выведения на рынок продукта. сертификаты эталонной стоимости объектов недвижимости»

Приложение 12. Образец отчета «Основные инструменты системы формирования дифференцированной цены на услуги ИТ-компании по внедрению ERP-системы для электросетевой компании на базе инструментария SAP ERP»

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я