Сотворение эволюции и развитие креационизма

Дмитрий Андреевич Шашков, 2020

Сравнение научного и религиозного взгляда на происхождение и развитие мира, неожиданные параллели между библейским текстом и современными научными представлениями…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сотворение эволюции и развитие креационизма предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2. Дни творения

2.1 Приступим же к прочтению Моисеевой боговдохновенной космогонической поэмы, имея в виду при этом, что это не учебник геологии или астрономии, это именно поэма, поэтический текст, на что указывает хотя бы рефреном повторяющиеся выражения:"и сказал","и увидел","и стало так","и было вечер, и было утро", — для правильного восприятия текста необходимо понимать его жанровую принадлежность, чтобы не ждать от поэтического текста строгой научной точности, и уловить зато его поэтическую красоту.

Отметим, что в святоотеческой литературе нет единого толкования Шестоднева, мнения святых отцов и учителей Церкви расходятся по этому вопросу очень значительно, от буквального прочтения до аллегорического, причём зачастую исключающего буквальный. (Подробно взгляды святых отцов на Шестоднев и имеющиеся между ними расхождения ещё на рубеже XIX и XX веков анализировал А.П. Лопухин в своей работе «Библейская космогония».) Как пишет в своём трактате «О Шестодневе» свт. Григорий Нисский:"Ибо слова сего не выдаем за догмат, чем подали бы повод клеветникам, но признаемся, что упражняем только свое разумение в предлагаемых мыслях, а не истолковательное учение излагаем в последующем."И в заключении трактата: «позаботились написать сие для требующих последовательности в том, что излагается в Писании, чтобы вместе, и сохранить буквальный смысл написанного, и с буквою примирить естественное воззрение. Если же в сказанном недостаточно что; то без всякой зависти, и твое благоразумие, и каждый из читателей довершите недостающее.»

Не скажу, конечно, что и мы дерзнём по-своему толковать Шестоднев, потому что, пытаясь предложить своё толкование по вопросу, где не сошлись во мнениях даже святые отцы Церкви, автор опасается предстать червём, заползшем на беседу ангелов, однако постараемся понять Моисея в свете современных знаний, или лучше, просто обозначать некоторые очевидные параллели между текстом, данным человечеству более трёх тысяч лет назад, и самыми недавними достижения естественных наук. Ведь благодаря современным наукам теперь только и раскрывается перед потрясенным человеческим умом масштаб творения Божьего! Оно измеряется в мегапарсеках и миллиардах лет, там древние леса Карбона, панцирные морские чудовища, тираннозавры сражаются с трицератопсами! Там черные дыры и взрывы сверхновых, там огненные зародыши галактик квазары и пространственно-временные парадоксы квантовой механики! Но перечислишь ли всего? Не перечислишь и крохотной части! Жаль древние отцы Церкви при земной своей жизни не видели такого величия Божия творения. По отшествии своем зато увидели и возликовали, как ангелы, наблюдавшие творение Земли! (Иов 38:7) И от великолепия творения тем яснее становится и величие нисхождения вочеловечившегося Творца такового великолепия…

2.2 «В начале сотворил Бог небо и землю…» (Быт.1:1)

Ряд отцов (Василий Великий, Григорий Нисский и другие) говорят, что"в начале сотворил Бог небо и землю"надо понимать как моментальное творение всего. Свт. Василий Великий в Беседе 1 на Шестоднев пишет:"поелику действие творения мгновенно и не подлежит времени, то и сказано: «в начале сотвори», потому что начало есть нечто не состоящее из частей и непротяженное. Как начало пути еще не путь, и начало дома еще не дом, так и начало времени еще не время, а даже и не самомалейшая часть времени."Так и свт. Григорий Нисский в своем толковании на Шестоднев пишет:"Итак словами: начало миробытия предполагается такое разумение, что и поводам, и причинам, и силам всех существ вдруг и в одно мгновение положил Бог основание. За первым стремлением Божией воли последовала сущность каждого из существ: небо, эфир, звезды, огонь, воздух, море, земля, живое существо, растения…Когда же могуществом и премудростию положено основание совершению каждой из частей мира, последовал за сим необходимый некий ряд в известном порядке.". То есть речь о творении с самого начала законов природы (хотя этот термин появится чуть позже, у блаж. Августина), или ещё точнее, о"тонкой настройке"вселенной, как выражается современная физика. Затем мир развивается по Богом данным законам и под Его присмотром и, порою, с непосредственным вмешательством, чудесами, когда"нарушается естества чин"… Впрочем, таковые происходят нечасто и лишь для вразумления людей, так как Бог не имеет нужды в чудесах для управления миром, ведь физические законы позволяют это вмешательство в рамках естественного хода вещей (т.н. «индетерминизм» в квантовой физике), что мы подробнее рассмотрим ниже.

У блаженного Августина была замечательная догадка, что Бог сотворил всё разом, но распределил по шести космогоническим дням для удобства нашего восприятия, «подобно тому, как голос есть материя слов и слова указывают на образовавшийся звук, но тем не менее, говорящий не начинает издавать бесформенные звуки, чтобы потом собирать и образовывать из них слова». Действительно, мы бы просто сошли с ума, если бы всё сверхизобилие тварей явилось перед нашим умом сразу, без структурирующей и упорядывающей последовательности развития — без эволюции! К тому же, восходящая последовательность видов сама по себе эстетически прекрасна.

Блаженный Августин также прямо говорит и о творении «в начале» и самого времени: «Времен не было бы, если бы не было творения… Бог… есть Творец и Устроитель времени».

Также Августин говорит, что в первом стихе «небо» — означает мир ангельский; «земля» — материальный мир — она пока что «безвидна и пуста» (Быт.1:2) Василий Великий говорит об ангельском эоне, бывшем до материального мира. (Интересно, что тем же словом"эон"в современной геологии называют крупнейшие временные отрезки.) Не отнести ли те миллиарды лет, когда материальный мир был ещё безжизненным, к этому ангельскому эону? Тем более, что Писание как будто на это намекает: творение Земли происходило"при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости"(Иов 38:7) И именно так это понимает преподобный Исаак Сирин: «В первый день сотворено девять духовных природ [т.е. ангельских чинов] в молчании и одна природа — словом; и это — свет.» («Слово 17»//«Слова подвижнические») Интересно, как от Лица Божьего в своих «Гимнах» говорит преподобный Симеон Новый Богослов (Гимн 40):

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сотворение эволюции и развитие креационизма предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я