Абу Нувас: нетрадиционные для исламской культуры темы стихов

Дмитрий Андреевич Арефьев, 2019

Книга написана культурологом и переводчиком, Арефьевым Дмитрием Андреевичем, и посвящена творчеству средневекового арабского поэта, Абу Нуваса (756 или 762 – между 813 и 815), и арабской поэзии в целом. В ней проводится анализ арабо-мусульманской культуры Средних веков, арабской литературы и творчества Абу Нуваса, ставшего новым словом в литературе того времени. Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся мировой культурой и литературой.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Арабская поэтическая культура с V до конца первой четверти IX вв.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Абу Нувас: нетрадиционные для исламской культуры темы стихов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Арабская поэтическая культура с V до конца первой четверти IX вв.

1.1 Основные черты поэзии V — середины VIII вв. Основные черты поэзии V — середины VIII вв. Основные формы стихотворений (метрика), устойчивые темы и жанры

Арабская поэзия и её традиция в рамках арабо-мусульманской культуры с V до конца первой четверти IX вв., являющиеся объектом данного исследования, нуждаются в представлении и общей характеристике для более полного осмысления поставленной проблемы.

Исторический промежуток с V до середины VIII вв. в арабской поэзии является временем, включающим в себя доисламскую поэзию, поэзию времён возникновения ислама и поэзию до середины VIII в. Исламская культура, сложившаяся после смерти пророка Мухаммада, представляет собой совокупность взглядов на мир средневекового арабского общества, его эстетические вкусы и предпочтения в искусстве и поэзии, а также моральные нормы, согласные с исламским вероучением.

Для более точной оценки этого временного промежутка его следует разделить на три части: 1) доисламскую поэзию; 2) поэзию времён ислама; 3) поэзию после смерти пророка Мухаммада.

Итак, доисламская поэзия была устной, передавалась из поколения в поколение, от учителя к ученику1. Стихи поэтов исполнялись под музыкальный аккомпанемент. Поэт почитался в своём племени и рассматривался как носитель магического дара, способный, по поверьям древних арабов, управлять сверхъестественными силами. Поэтому форма поэтических произведений практически не менялась с течением веков и сохранялась даже во времена ислама, который не привёл к каким-либо существенным нововведениям в поэзии.

Тематика доисламской поэзии не выходила за рамки традиции, нарушить которую не мог ни один поэт. Отклонившись от образца, поэт в глазах окружающих «выглядел бы как неопытный, бесталанный новичок»2. По большей части поэты выражали интересы племени. Это означало, что основной функцией поэтического искусства было прославление племени и поношение врагов. Главной же особенностью стихотворных произведений того времени стал реализм: поэты как бы писали с натуры, пользуясь, правда, не столько кистями, сколько своим богатым воображением и превосходным умением облекать картины в слова. Именно природа служила источником вдохновения для доисламских поэтов, среди которых были такие известные поэты, как Имруулькайс, Тарафа, аль-Мухальхиль, Антара и др.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Арабская поэтическая культура с V до конца первой четверти IX вв.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Абу Нувас: нетрадиционные для исламской культуры темы стихов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Фильштинский И. М. История арабской литературы. V — начало X века. (Истории литератур Востока). М., 1985. С. 37

2

Фильштинский И. М. История арабской литературы. V — начало X века. (Истории литератур Востока). М., 1985. С. 61

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я