1. Книги
  2. Материалы конференций
  3. Коллектив авторов

Дифференционно-интеграционная теория развития. Философское осмысление и применение в психологии, языкознании и педагогике. Тезисы докладов Второй научно-практической конференции. 4 марта 2013 г., Москва

Коллектив авторов (2013)
Обложка книги

В представленных докладах поднимается ряд новых проблем и вопросов — это связь дифференционно-интеграционной теории развития с теорией самоорганизации материи, предлагается новый взгляд на происхождение и развитие психики в филогенезе, на механизм творчества, предложены для обсуждения новые программы обучения, отвечающие дифференционно-интеграционному пути психического развития. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Дифференционно-интеграционная теория развития. Философское осмысление и применение в психологии, языкознании и педагогике. Тезисы докладов Второй научно-практической конференции. 4 марта 2013 г., Москва» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

В. А. Лекторский (Институт философии РАН)

Дифференциация, сложность и стадии развития

Концепция развития как изменения от нерасчлененной целостности к внутренне дифференцированной и структурированной системе в целом соответствует многим наблюдаемым фактам. Вместе с тем сама общая концепция развития может быть сегодня конкретизирована и кое в чем скорректирована в связи с новыми подходами к пониманию развития в рамках теории самоорганизующихся систем (синергетика), теории сложности и идеи глобального эволюционизма. В этом контексте появляются новые проблемы, которые сегодня активно обсуждаются. Сегодня говорят о мерах сложности системы и о повышении сложности в процессе развития. Сложность можно соотнести с дифференциацией, но понятие сложности точнее, так как можно выявлять меру сложности. В процессе развития не только имеет место переход от первоначальной целостности к последующей расчлененности (это обычно бывает в рамках одной системы), но также возникновение новых систем и новых системных уровней. Взаимоотношения старых и новых систем бывают разными. Новые системы могут вытеснять старые. Новый системный уровень может возникать на основе развития базовой системы — как бы надстраиваться над нею. При этом свойства более высокого уровня нельзя понять на основе свойств и процессов базового уровня: имеет место то, что называют эмерджентностью — возникновение нового, которое нельзя редуцировать к тому, из чего оно возникло. Важно при этом, что вышележащий уровень перестраивает базовый и во многом определяет его функционирование. Конечно, в процессе развития имеет место переход к большей дифференциации (большей мере сложности). Однако это не просто некий единый процесс, а возникновение новых систем и новых уровней, характеризующихся такой дифференциацией, которая не только не совпадает с тем, что имело место на предшествующих стадиях, но и часто не может быть понято как непосредственное продолжение того, что имело место ранее. То, что было дифференцировано ранее, может игнорироваться на новом уровне.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Дифференционно-интеграционная теория развития. Философское осмысление и применение в психологии, языкознании и педагогике. Тезисы докладов Второй научно-практической конференции. 4 марта 2013 г., Москва» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я