Экспертиза порнографии. Цикл лекций по судебной экспертизе

Дим Дмитриевич Темнюк, 2022

Книга «Экспертиза порнографии» продолжает цикл лекций профессионального юриста с более чем 20-летним стажем, муниципального советника 3-го класса, ректора и основателя Санкт-Петербургской Академии правовой сексологии Д.Д. Темнюка по экспертизе эротики и порнографии для обучающихся курсов «Правовая сексология», «Судебная экспертиза порнографии», основана на большом количестве примеров из практики, является на сегодняшний день наиболее полным учебным пособием по судебной экспертизе материалов и предметов порнографического характера. Значительное место уделено различным видам экспертиз, их технологиям и критериям определения эротики и порнографии. Для специалистов в области искусства, а также юристов, психологов, студентов, обучающихся по специальности «Судебная экспертиза», «Юриспруденция». Содержит нецензурную брань.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экспертиза порнографии. Цикл лекций по судебной экспертизе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Комплексные судебные искусствоведческие экспертизы материалов порнографического характера

Судебная искусствоведческая экспертиза как формирующийся класс судебных экспертиз представляет собой множество экспертных исследований, объединенных общностью знаний, служащих источником формирования теоретических и методических основ данной судебной экспертизы во всем многообразии ее объектов. В научных публикациях ученых-криминалистов, посвященных отдельным вопросам класса судебных искусствоведческих экспертиз, так же как и среди опытных искусствоведов, принято различать атрибуцию и экспертизу. «В первом случае речь идет об изучении предмета с целью определения его индивидуальных и классификационных особенностей — т. е. атрибуции, на основании которых он занимает место в музейных или библиотечных коллекциях, получает свой художественный или исторический статус. Экспертиза проводится в тех случаях, когда данные атрибуции или сведения о предмете вызывают сомнение и по тем или иным причинам должны быть надлежащим образом подтверждены» /1326/.

По одной из классификаций экспертиза порнографической продукции — это один из видов культурологической или социокультурной экспертизы. Такая классификация основана на том, что предмет анализа относится к культурным объектам, а влияние порнографии на общество и отношение общества к данному явлению лежит в социологической сфере. К признакам, определяющим порнографические материалы, могут относиться: нарочитая натуралистичность изображений или описаний половых органов и/или полового акта; явно выраженный сексуальный характер запечатленных в материале действий или описаний полового сношения; сексуальные действия, совершаемые в отношении животного и т. д. /1326/

Приведем примерный перечень экспертных задач (вопросов), решаемых комплексной судебной искусствоведческой экспертизой материалов порнографического характера. В частности, ниже перечислены вопросы классификационного характера /1326/:

Относятся ли на представленном компакт-диске видеофайлы к материалам порнографического характера?

1. Относятся ли на представленном компакт-диске видеофайлы к материалам порнографического характера с изображением несовершеннолетних?

2. Являются ли изображения на футлярах представленных видеоматериалов предметами печатной порнографии?

3. Являются ли изображения, находящиеся на компакт-диске, порнографическими, если да, то по каким признакам?

4. Имеют ли представленные видеоматериалы признаки (элементы) порнографии?

5. Являются ли данные видеоматериалы художественным либо документальным произведением? Содержат ли данные изображения на видеоматериалах признаки эротики или порнографии?

6. Принадлежит или не принадлежит объект, представленный на экспертизу, к порнографической или эротической продукции? Если да, то по каким признакам?

7. Имеется ли на представленном фотоснимке изображение порнографического характера?

8. Какие именно файлы на представленном компакт-диске являются порнографическими?

Далее приводится перечень экспертных диагностических задач /1326/:

1. Принадлежит ли информация, содержащаяся на представленных на исследование носителях, к детской порнографии?

2. Принимает ли лицо на видеозаписи участие в совершении действий сексуального характера или их имитации?

3. Содержит ли представленная на экспертизу видеозапись изображение половых органов ребенка в сексуальных целях?

4. Акцентировано ли внимание видеозаписи на гениталиях путем умышленного приближения (увеличения) кадра к половым органам?

5. Какие последствия вызывает восприятие представленной на экспертизу видеозаписи с точки зрения формирования сексуальных представлений и морально-нравственного развития у несовершеннолетних?

6. Установить по изображениям, записанным на компакт-диске, пол и возраст изображенных несовершеннолетних лиц?

Таким образом, для дачи ответов на вопросы, интересующие следствие при расследовании уголовных дел, связанных с изготовлением и распространением порнографических материалов, — пишут к.ф.н. Дода И.Г. и к.ю.н. Михайленко Г.В. /1326/, — следует назначать, с учетом классификационных и диагностических задач, комплексную судебную искусствоведческую экспертизу.

Следует отметить, что круг основных вопросов, формулируемых в постановлении о назначении комплексной судебной искусствоведческой экспертизы, определяется задачами расследования преступлений, предметом специальных знаний экспертов, необходимых для установления наличия (или отсутствия) признаков порнографии в объектах исследования, подлежащих исследованию.

Примеры судебной экспертизы видеофильмов

Пример комплексной судебной психолого-искусствоведческой экспертизы

Непосредственный анализ следственной и судебной практики показывает, что для установления порнографического характера предметов преступления по делам рассматриваемой категории обязательно проведение психолого-искусствоведческой экспертизы с целью определения порнографического характера и содержания исследуемых предметов и материалов. При этом в случае исследования кино — и видеоматериалов в качестве эксперта-искусствоведа целесообразно привлекать специалиста в области кино — и видеоискусства; при исследовании картин, рисунков и иных графических изображений — специалиста в области живописи и изобразительного искусства и т.д. Высказанные экспертами суждения о содержании и характере представленных на экспертизу материалов должны быть основаны на специальных знаниях, а не на бытовых представлениях без учета специфики киноискусства. /1322/

Как справедливо отмечают В.Ф. Енгалычев и С.С. Шипшин /1322/, комплексная судебная психолого-искусствоведческая экспертиза (КСПИЭ) целесообразна, в частности, в том случае, когда необходимо установить направленность и степень воздействия произведения искусства на сознание или бессознательную сферу личности или населения в целом. При этом каждый из экспертов призван решать вопросы, соответствующие его компетенции. Так, экспертом-искусствоведом подлежат решению вопросы о наличии или отсутствии художественной ценности материалов, сюжета, концепции и художественных принципов, а также о наличии или отсутствии основных признаков порнографии (концентрация внимания на изображении физиологии полового акта и половых органов; немотивированность сцен и эпизодов; формальное использование антуража, костюмов, музыкального фона; однозначность изображаемого, отсутствие в нем метафорических смыслов, образных решений и других признаков художественной речи; операторские решения относительно порнографической фото — и кинопродукции (крупный план, прямые ракурсы, направленное освещение) ориентированы на детальный показ механики полового контакта; неиндивидуализированность диалогов действующих лиц, их скупость или полное отсутствие, использование звуковой среды исключительно для подчеркивания акустических фактур полового акта). В свою очередь, экспертом-психологом должны решаться вопросы о характере и степени психологического воздействия на потенциального «потребителя» исследуемых материалов, наличии или отсутствии пропаганды насилия, жестокости, нетрадиционных и извращенных форм сексуальных отношений, — утверждают Баранова В.Ф. и Колоколов Н.А. /1322/.

На разрешение КСПИЭ ставится вопрос: носят ли представленные на экспертизу объекты (видеофильмы, журналы, книги, записи на видеокассетах) порнографический характер?

Пример производства КСПИЭ /1327/.

На экспертизу были представлены две видеокассеты с записанными на них фильмами. Комиссия в составе эксперта-психолога В.Ф. Зарецкого, эксперта-искусствоведа Н.Б. Коваленко и доцента кафедры педагогики КГПУ им. К.Э. Циолковского Г.А. Борисовой произвела просмотр и комплексное научное исследование представленных на экспертизу видеофильмов. В процессе производства экспертизы использовался метод экспертной оценки.

Описание представленных на экспертизу объектов.

Видеокассета № 1 в картонной упаковке с суперобложкой черного и красного цветов. На упаковке текст: «SAMSUNG E-180». На торцевой стороне кассеты накладка с надписью, выполненной шрифтом принтера: «Суперэротика с переводом».

Видеоизображение: показаны отдельные, сюжетно не связанные между собой кадры группового секса, в которых присутствуют мастурбация, минет, анальный коитус, вагинальный коитус. В качестве полового члена используются различные предметы, а также фаллоимитатор (искусственный половой член). Эти сексуальные действия постоянно повторяются и чередуются исполнителями ролей. Далее показан титр «Розовая любовь», указаны исполнители ролей. В этом фильме присутствуют лесбийские сцены, совершение коитуса женщинами после взаимного возбуждения пальцами и ртом. В другой сцене показаны групповые лесбийские ласки, поцелуи в гениталии и анус.

Видеокассета № 2 в картонной упаковке с суперобложкой черного и красного цветов. На упаковке текст: «SAMSUNG Е-180». На торцевой стороне кассеты накладка с надписью, выполненной шрифтом принтера: «Суперэротика с переводом».

Видеоизображение: титр фильма «На приеме у врача». Герой фильма — врач, который ведет прием посетителей. В ходе «приема» врач осматривает вошедшую женщину, осмотр мало-помалу превращается в ласкание ее тела, затем в раздражение сосков ее груди и гениталий. В процессе начавшегося сексуального общения герой мастурбирует, дает возможность делать ему фелляцию и эякулирует в рот партнерше. Несколько позднее то же самое начинает происходить и с другими пациентами врача. Врач, его жена и пациенты занимаются групповым сексом. Показаны вагинальный и анальный коитусы, мужская и женская мастурбации. Во втором фильме показаны сцены сексуального общения почтальона и домохозяйки, половых актов, совершаемых директором больницы и медсестрой, куннилингуса, совершаемого женщиной и ее партнером мужчиной. Демонстрируется семяизвержение в рот, на грудь партнерши, на половые органы других участников событий. Далее следуют многочисленные сцены группового секса.

На основании комплексного научного исследования представленных на экспертизу видеоматериалов комиссия констатирует, что вся исследованная видеопродукция представляет собой самоцельное воспроизведение половых актов исключительно для возбуждения сексуальных побуждений вне каких-либо социально-культурных ограничений. Сюжеты в фильмах либо отсутствуют, либо имеют формальный характер, выполняя функцию связывания отдельных сексуальных сцен. В исследуемых видеофильмах кинематографическими средствами фиксируется широкий диапазон реально происходящих физиологических актов сексуального характера вне решения художественных либо иных задач. Половые органы, их взаимодействие, выделения из них показываются зрителю преднамеренно крупным планом. В фильмах показаны сексуальные извращения, в частности садизм, мазохизм, экскрементофилия. Персонажи не имеют каких-либо личностных особенностей и выступают лишь в качестве носителей сексуальных ролей.

На основании вышеизложенного комиссия установила, что на всех представленных на экспертизу видеокассетах имеются содержательные признаки порнографической видеопродукции — циничного, непристойного изображения половой жизни людей кинематографическими средствами.

Вывод: Видеофильмы на всех представленных на экспертизу видеокассетах носят порнографический характер.

Следует отметить, что в судопроизводстве психолог может выступать не только в качестве эксперта, но и в качестве специалиста (в соответствии со ст. 133 УПК РФ). В этом качестве он может быть привлечен к участию в производстве следственных действий — допроса, обыска, осмотра места происшествия, следственного эксперимента и др.

В производстве следственных действий и расследования в целом психолог-специалист может дать ряд полезных рекомендаций об учете поведенческих особенностей разыскиваемого преступника, личностных особенностях проходящих по делу лиц, установлении с ними коммуникативного контакта, выявлении особенностей их мотивационной сферы, рекомендовать наиболее эффективные приемы правомерного психического воздействия на них, способы диагностики и преодоления ложных показаний и др.

Незаменима помощь специалиста-психолога при взаимодействии следователя с лицами, страдающими психическими аномалиями, несовершеннолетними правонарушителями, малолетними свидетелями. При расследовании половых преступлений необходима помощь психолога-сексолога. При расследовании серийных преступлений существенное значение приобретают знания психолога-специалиста об особенностях маниакального поведения, а при расследовании происшествий на производстве, транспорте, взаимодействия человека с техникой существенна помощь психолога-специалиста в области эргономики и инженерной психологии.

Ученые специалисты в области юридической психологии могут внести существенный вклад в развитие общей теории расследования, в разработку проблемы эвристической деятельности следователя, повышения эффективности судебного разбирательства, в исследование психологии участников судопроизводства, проблемы индивидуализации уголовного наказания.

Значительна роль психологов в эффективной организации деятельности пенитенциарной системы по ресоциализации осужденных, психологической коррекции лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Психологи-специалисты по системной организации деятельности должны сформировать компактные блок-схемы основных видов юридической деятельности.

Пример информационно-технологической экспертизы /736/

«21 января 2000 г. в Северо-Западный Региональный центр судебной экспертизы МЮ РФ при письме начальника УБПСВТ при ГУВД СПб и ЛО полковника милиции В. М. Фомкина от 21 января 2000 г. (исх. № 115/20) поступили для производства информационно-технологической экспертизы (исследования) по материалу проверки «ЧП Прянишников» по адресу: Загородный пр., д. 5., ЖУИ — 709 от 20.01.2000:

1. видеокассета с записью фильма: «Секс по-русски»;

2. видеокассета с записью фильма: «Менты. Полиция нравов. Сексуальные приключения на улице разбитых фонарей».

Перед экспертом поставлены вопросы:

1. Имеются ли на представленных видеокассетах признаки контрафактности?

2. Имеются ли на предоставленных видеокассетах сцены насилия и порнографического характера? [Думается, эксперт не вправе давать заключение на второй вопрос, поскольку не имеет соответствующей квалификации, что видно из приведенного им же резюме, — прим. авт.]

Производство экспертизы поручено эксперту отдела исследования и внедрения информационных технологий Мещерякову Сергею Валерьевичу, имеющему высшее техническое образование, специальную подготовку в области технической кибернетики, экспертную специальность «Исследование информационных систем, технологий и следов их применения», стаж экспертной работы 4 года. [И хотя эксперт обладает высшим техническим образованием, думаем, что даже формулировка «содержит […] изображение разнообразных аспектов техники полового акта», данная им в экспертном заключении (см. описание сюжета № 2 и др.), не имеет никакой юридической силы, не говоря уже о других выводах и рекомендациях, которые уполномочены давать только квалифицированные киноведы и сексопатологи, — прим. авт.]

Обстоятельства дела:

Известны эксперту из письма о назначении информационно-технологической экспертизы.

В связи с высокой экспертной загрузкой, отсутствием необходимой штатной численности, необходимостью предоставления дополнительных материалов, производство экспертизы было приостановлено с 21 января по 1 февраля 2000 г.

01.02.2000 начальнику УБПСВТ при ГУВД СПб и ЛО направлен письменный запрос (исх. № 431) о предоставлении на экспертизу копий договоров с авторами аудиовизуальных произведений с целью их проверки на предмет контрафактности.

10.02.2000 получены заверенные копии договоров:

— между Прянишниковым С.В. и Оганезовым А.В. от 15.12.1998,

— между Прянишниковым С.В. и Румянцевым Е.С. от 20.08.1999,

— между «Fordinler Investment Inc.» в лице Прянишникова С.В. и Градовым В.А. от 01.11.1999.

ИССЛЕДОВАНИЕ

1. Исследование видеокассет

Две кассеты поступили в фирменных упаковках (коробках), склеенных друг с другом полосой прозрачной ленты типа «скотч». Этой же лентой к торцам кассет приклеены две белые бумажные этикетки. На каждой этикетке имеются 2 оттиска печати «№ 115 Отдел радиоэлектронной безопасности при ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской обл. МВД РФ» и надписи красителем синего цвета: «понятые: 1 /подпись/, 2 /подпись/, о/у /подпись/». Каждая из коробок оклеена прозрачной предохранительной полиэтиленовой пленкой.

С целью дальнейшего исследования упаковки кассет была вскрыта экспертом и кассеты извлечены из коробок.

Кассета № 1:

На коробке видеокассеты указаны: название видеофильма «Секс по-русски», режиссер фильма «Армен Оганезов», продюсер «Сергей Прянишников», оператор «Виктор Зубарев», имена и фамилии исполнительниц женских ролей в фильме: «Юлия Артемьева», «Алена Михайлова», «Марина Кузнецова», «Анна Рудакова». Имеется знак охраны авторского права на фильм — «© 1999 SP-Company St.Peterburg Все права защищены», «SP-194», различные поясняющие надписи, в том числе об ограничении просмотра — «100 % HARD только для взрослых», указана продолжительность фильма — «90 минут». Надписи дублируются на лицевой и оборотной стороне коробки. Коробка оформлена кадрами сцен эротического характера из фильма [на самом деле эксперт на момент извлечения кассет из коробок не мог знать, что данные кадры из фильма, поскольку он его еще не отсматривал, — прим. авт.].

На видеокассете имеется белая бумажная наклейка с двумя розовыми горизонтальными полосами и черными цифрами между ними «95.5». Язычок защиты от перезаписи не выломан (от случайной перезаписи кассета не защищена).

Видеозапись на представленной видеокассете была просмотрена на видеомагнитофоне «Panasonic SD-20». В результате многократного просматривания было установлено:

— продолжительность всей видеозаписи, имеющейся на видеопленке представленной кассеты, — 1 час 29 минут 49 секунд;

— продолжительность видеофильма «Секс по-русски» — 1 час 28 минут 12 секунд;

— видеозапись содержит: заставки на английском языке с логотипом компании — владельца авторских прав, название фильма на английском языке, шесть видеоэпизодов, составляющих фильм, с названиями на английском языке, титры на английском языке;

— первые 7 минут 17 секунд видеозаписи — низкого качества. При просмотре идет «сбивка» кадра на экране телевизора, кадр не синхронизирован. Последующая часть видеозаписи лучшего качества, синхронизация кадра нормальная.

С целью установления продолжительности видеофильма и составляющих его видеоэпизодов, а также установления точного времени появления заставок и титров, была проведена темпоральная привязка представленной видеозаписи. Привязка производилась с помощью электронного таймера видеомагнитофона «Panasonic SD-20». Начало временного отсчета было связано с началом видеозаписи на ленте видеокассеты. Видеолента без видеозаписи, не несущая информационной составляющей, в учитываемый временной интервал видеозаписи не включалась. Результаты исследования были сведены в таблицу:

0.00 — Начало видеозаписи. Черный фон на экране

0.17 — Белый фон на экране

0.34 — Заставка «SP Company Spb Presents»

0.43 — Название фильма «Sex in the russian way»

0.47 — Название первого видеоэпизода «The old tale»

0.52 — Начало первого видеоэпизода

15.27 — Название второго видеоэпизода «The charms of second hand store»

15.32 — Начало второго видеоэпизода

29.06 — Название третьего видеоэпизода «The first guy of the village»

29.11 — Начало третьего видеоэпизода

43.24 — Название четвертого видеоэпизода «The demand in mirriage»

43.29 — Начало четвертого видеоэпизода

58.17 — Название пятого видеоэпизода The russian bath-house»

58.22 — Начало пятого видеоэпизода

1.12.54 — Название шестого видеоэпизода «The village games»

1.12.58 — Начало шестого видеоэпизода

1.28.10 — Начало титров. «Written and directed by Armen Oganezov»

1.28.13 — «Director of Photography Victor Zybarev»

1.28.18 — «Produced by Sergey Pryanishnicov»

1.28.22 — «Film editor Armen Oganezov»

1.28.26 — «Music as used the film the Russian Folk Songs»

1.26.30 — «Starring the Russian porno stars: Julia Artemieva, Alena Michailova, Anna Rudakova, Marina Kuznetzova»

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экспертиза порнографии. Цикл лекций по судебной экспертизе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я