Экспертиза порнографии. Цикл лекций по судебной экспертизе

Дим Дмитриевич Темнюк, 2022

Книга «Экспертиза порнографии» продолжает цикл лекций профессионального юриста с более чем 20-летним стажем, муниципального советника 3-го класса, ректора и основателя Санкт-Петербургской Академии правовой сексологии Д.Д. Темнюка по экспертизе эротики и порнографии для обучающихся курсов «Правовая сексология», «Судебная экспертиза порнографии», основана на большом количестве примеров из практики, является на сегодняшний день наиболее полным учебным пособием по судебной экспертизе материалов и предметов порнографического характера. Значительное место уделено различным видам экспертиз, их технологиям и критериям определения эротики и порнографии. Для специалистов в области искусства, а также юристов, психологов, студентов, обучающихся по специальности «Судебная экспертиза», «Юриспруденция». Содержит нецензурную брань.

Оглавление

Экспертиза аудиовизуальной продукции

При оценке аудиовизуальной продукции на предмет отнесения ее к порнографическим материалам необходимо ссылаться на «Руководство по возрастной классификации аудиовизуальных произведений».

Согласно данному документу, любой фильм или программа не подлежат классификации, и в их регистрации будет отказано, если в них содержатся следующие изображения: демонстрация сексуального насилия в отношении детей; сцены порнографического содержания, а именно натуралистическая подробная фиксация сцен полового акта и детализированная демонстрация обнаженных гениталий в процессе сексуального контакта исключительно для возбуждения сексуальных инстинктов зрителей вне какой-либо художественной или просветительской цели, самоцельное изображение групповых сексуальных действий /1316/.

Проблемы классификации кинофильмов по возрастной аудитории в США и Великобритании

Как пишет Вера ДеБюшананн /508/, менеджер программы «Открытый мир», подход к работе с молодежью в наших культурах различен. Не совпадает даже значение слова «молодежь». Возрастной диапазон молодежи в Америке от 14-и до 21-ого года. Как только человеку исполняется 21 год, он становится полноправным взрослым со всей налагаемой на него ответственностью. В России же молодежь — это люди от 18-и до 35 лет.

Таким образом мы выяснили, что детьми в США принято считать лиц, не достигших 14-и лет, а в Европе и в России — 18-и.

Как пишет Гэри Ф. Келли /258/, некоторые сети магазинов видеопродукции [в США], выбирая сексуально откровенные материалы для своих точек, обращаются за консультацией к сексологам. Эти специалисты не рекомендуют использовать фильмы, в которых задействованы дети, а также советуют избегать сцен, в которых секс ассоциируется с кровью и насилием. Е. Муни (E. Mooney) и Дж. Х. Сифер (J. H. Siefer) считают, что откровенные видеофильмы являются для многих людей источником сексуальной грамотности, поэтому необходимо придавать им как можно более позитивный смысл.

Г. Каувэн (G. Cowan) и К. Ф. Данн (K. F. Dunn) считают, что темы в фильмах «для взрослых», кажущиеся унизительными женщинам, по-видимому, вызывают отрицательную реакцию у сегодняшнего зрителя. А по мнению Брозиус (Brosius, H. B.), Вивер (Weaver, J. B.), Штааб (Staab, J. F.) и Шлоссер (Schlosser, E.), в современных видеофильмах женщины гораздо чаще, чем раньше, изображаются равноправными и сексуально активными, при этом в сексуально откровенных видеофильмах обычно отмечаются четыре темы: высокий уровень сексуального желания, разнообразие сексуальных действий, большое количество доступных сексуальных партнеров и получение удовольствия как цель сексуальных действий.

При изучении содержания сексуально откровенных видеофильмов Дэвис (Davis, C. M.) и Бозерман (Bauserman, R.) были сделаны несколько интересных открытий. Например, количество сцен сексуальной агрессии в таких видеофильмах и отношение их продолжительности к общей продолжительности картины уменьшается.

Гэри Ф. Келли констатирует /258/, что в кинофильмах все чаще встречаются нагота и сексуально откровенные сцены, а кинопромышленность продолжает бороться с цензурой в связи с проблемой рейтингов. В 1990 году рейтинг Х для фильмов, усложнявший работу кинотеатров необходимостью возни с отдельными кабинетами, был заменен классификацией NC-17, означавшей «детям до семнадцати лет фильм смотреть запрещается». Однако новый рейтинг, по-видимому, является таким же клеймом, как и старый Х-рейтинг, и многие кинотеатры отказываются показывать фильмы «Детям до семнадцати». В 1994 году подсчет голосов по методу Гэллапа (участвовали 1800 кинозрителей) показал, что наиболее популярны, особенно среди зрителей в возрасте от 18 до 34 лет, фильмы с рейтингом R. Их предпочли 39% зрителей, а 27 % отдали предпочтение фильмам с рейтингом PG-13. Среди 16% опрошенных самым популярным оказался рейтинг PG, а фильмы с рейтингом NC-17 и G сильно отставали от других по популярности. Их предпочли другим только 7 % и 6 % опрошенных соответственно.

Напомню, американская классификационная ассоциация кинематографистов MPA еще в 1968 г. разработала 5 возрастных категорий, ограничивающих аудиторию просмотра кинофильмов. Это G (просмотр без ограничений), PG (допуск на киносеанс с разрешения родителей, т.е. когда ребенок должен сказать кассиру, что родители разрешили ребенку посмотреть кинофильм), PG-13 (дети до 13 лет в сопровождении родителей), R (дети до 17 лет в сопровождении родителей), NC-17 (кроме детей до 17 лет).

Так, например, Джейм Бонд, великий секс-символ, герой и сердцеед, шпион, который тебя любил, — ни разу не занимался сексом на экране за двадцать подлинных и четыре апокрифических фильма. Традиционный для составляющих бондианы мягкий рейтинг PG («в сопровождении родителей») однозначно дозволяет только pre — или postcoital scenes, то есть кадры, в которых Бонд только что потрахался или вот-вот потрахается, — пишет Линор Горалик /752/. — В прошлом фильме — «И целого мира мало» — режиссер даже пошутил над самим собой, показав на экране какого-то супераппарата два ярких тепловых пятна, наползающих друг на друга, — Бонда и Кристмас в момент полового акта. Там же, кстати, прозвучала гениальная непристойная фраза, сказанная Бондом: «I thought Christmas comes only once a year». И вот сняли Броснана и Халли Берри в действии. Уже, уже сняли, есть теперь в мировой культуре такая сцена: Бонд занимается любовью. Правда, скорее всего мы ее никогда-никогда не увидим. Режиссер сам признает, что даже если удаления сцены не потребуют продюсер, то ее потребует рейтинговая комиссия, ибо сцена не проходит под PG. Но сам факт существования такой сцены является безусловно важным культурным феноменом. […] Режиссер и продюссеры, видимо, верят, что существует шанс все-таки протащить сцену через PG, — что говорит о либерализации отношения к сексу в кино в целом…

Поэтому неслучайно перед продюсерами встает вопрос: а не вырезать ли откровенные сексуальные сцены из фильмов, чтобы они приобрели более безопасный и более прибыльный рейтинг R? Таким фильмам, как «Основной инстинкт» (1992), «Щепка» (1993), «Адвокат» (1994) и «Клерки» (1994), пришлось несколько раз возвращаться на рассмотрение Классификационной комиссии ассоциации кинематографистов, прежде чем они получили рейтинг R. Но даже рейтинг R не гарантирует провала фильма по кассовым сборам.

Так, прокат набоковской «Лолиты», а также «С широко закрытыми глазами» не окупили вложенных средств на их создание. Некоторые наблюдатели жалуются, что система классификации относится к сценам насилия в кино гораздо менее строго, чем к сексуальным сценам. Дорогостоящий фильм «Стриптизерки», вышедший в 1995 году, сохранил рейтинг NC-17, но показ его в отдельных кабинетах оказался не слишком прибыльным. К слову сказать, экранизация книги Анаис Нин «Генри и Джун» тоже получила рейтинг NC-17.

Аналогичная проблема существует и в пуританской Великобритании.

Британский Times Online составил комментированный список из двенадцати самых шокирующих фильмов последних тридцати лет. Все эти фильмы в свое время (и хотя бы на время или время от времени — что вполне в духе времени) получили рейтинг X. /748/

1. «Заводной апельсин», 1971: секс и насилие; отвратительное изнасилование, сцена с Бетховеном;

2. «Последнее танго в Париже», 1972: знаменитая сцена с маслом, сыгранная Марлоном Брандо;

3. «Экзорцист», 1973: мастурбация распятием;

4. «Эммануэль», 1974: эротика приходит в киномейнстрим;

5. «Империя чувств» [Нагиса Осима], 1976: запрещен в Японии из-за многочисленных сцен удушения во время секса [а сразу после премьеры на Берлинале в 1976-м был конфискован немецкой полицией; примечательно, что в результате судебного разбирательства, длившегося полтора года, «Империя чувств» была разрешена к прокату в Германии, причем без каких-либо сокращений, — прим. авт.];

6. «Мразь», 1979: насилие, человека избивают чулком с бильярдными шарами;

7. «Девять с половиной недель», 1986: голливудская эротика, множество сексуальных сцен;

8. «Сторожевые псы», 1992: зрители вскрикивали, когда человеку отхватывали ухо бритвой;

9. «Катастрофа», 1996: сочетание секса и автокатастроф; садомазохизм;

10. «Идиоты» [фон Триера], 1998: американские цензоры разрешили продемонстрировать на экране эрегированный пенис и детализированный половой акт [это двухсекундный эпизод: в США эту проблему решили при помощи черного квадратика, в Великобритании — резким ухудшением качества изображения, а в Австралии — вообще вырезали, — прим. авт.];

11. «Романтика», 1999: детальное изображение сексуального акта с элементами изнасилования;

12. «Интим» [Патриса Шеро], 2000: первое представление орального секса на большом экране [хотя самым порнографичным из артхаусных фильмов последних лет до появления «Интима» Патриса Шеро считалась японо-голландская «Шабондамская элегия» 1999 г., — прим. авт. — Также следует заметить, что после демонстрации «Интима» в Казахстане павлодарским ТВ-каналом «Ирбис» у канала изъяли лицензию, поскольку в фильме эксперты обнаружили «яркие признаки порнографии», а директор Центра судэкспертизы Минюста РК отдает предпочтение «шедеврам» типа Тинто Брасса /773/.].

Только в двух случаях рейтинг X был дан за насилие вне сексуального контекста, насилие как таковое: бильярдными шарами по голове. В остальных десяти случаях речь шла о сексе, сексе, сексе. Причем возбуждающим (то есть реально эротическим, made for pleasure), по мнению Линор Горалик, секс был лишь в двух случаях: когда Брандо поимел масленку и когда Эммануэль что-то там ворковала из-под кружевных оборок на кукольном личике. Во всех остальных случаях секс — по крайней мере, в восприятии [Линор Горалик] — использовался для иллюстрирования совсем не сексуальных тем и для акцентуации совсем не сексуальных проблем [я не соглашусь с этим мнением Л. Горалик, поскольку секс ради секса бывает только у примитивных существ, для которых мораль и нравственность обозначают одно и то же, — прим. авт.]. И все равно — фильмы были сочтены шокирующими именно в сексуальном плане. Удивительные мы зверюшки, — делает вывод Л. Горалик /748/. Я не столь категоричен, как Л. Горалик, поскольку некоторым фильмам совершенно справедливо присвоен рейтинг «X», поскольку, например, фильм «Автокатастрофа» действительно может дурно повлиять на неустойчивую психику гиперсексуальных подростков, склонных к наркотикам, алкоголю, суицидальным мыслям и поступкам, и которым не свойственно критическое мышление, в отличие от перезревших взрослых — главных героев кинокартины, совершенно сознательно сделавших смыслом своей жизни игру «Между Эросом и Танатосом».

Но то, что хорошо для прокатчиков, не всегда бывает благом для зрителя.

Так, в своей работе Янг (Yang, N.) и Линц (Linz, D.) /258/ кинофильмы с рейтингом R сравнивали с наиболее откровенными видеофильмами. Ими было обнаружено, что для видеофильмов характерен больший процент сцен, изображающих сексуальные отношения, и меньший процент сцен, изображающих насилие. Доля сцен, изображающих насилие, была особенно велика в фильмах с классификацией R, которые содержали относительно немного сексуальных сцен. Доля сцен, изображающих сексуальное насилие, была относительно постоянной и составляла 3-5 % как в кинофильмах, так и в видеофильмах. И в фильмах и в видеофильмах инициатива сексуальных контактов, как правило, принадлежала женщинам, но они же, как правило, и становились объектами сексуального или несексуального насилия.

Однако фильмы, изначально предназначенные для просмотра в кинотеатрах, часто показывают по телевидению, хотя существуют стандарты, определяющие, какие диалоги и сцены должны быть вырезаны, прежде чем передача пойдет в эфир. Обычно убирают сцены наготы, сексуальные сцены и сексуальные выражения в разговорах героев, хотя за последние годы критерии явно стали более либеральными. Поэтому закон [США] о реформе телекоммуникационных сетей в 1996 году потребовал, чтобы и телевидение разработало для зрителей систему классификации телепередач. Эта система, — пишет Гэри Ф. Келли /258/, — вступила в действие в январе 1997 года. Изначально она брала за основу классификацию, используемую для кинофильмов и отталкивающуюся от количества сцен, изображающих секс и насилие: рейтинг G — фильмы, рассчитанные на массовую аудиторию, PG — «на усмотрение родителей», PG-14 — «на усмотрение родителей с 14 лет» и М — фильмы для взрослых. Однако население и Конгресс нашли эту классификацию телепередач не особенно эффективной, поэтому было предложено использовать дополнительные буквы для указания того, что в телефильме содержаться сексуальные сцены или сцены насилия или употребляются непристойные выражения. [На практике с подобными системами можно было ознакомиться и в России, на кабельном TVXXI Filmu Kanals, — прим. авт.]

Еще большая проблема для США — персональные компьютеры. Сегодня их продается больше, чем телевизоров. Новая система классификации для компьютерных игр также информирует потребителя об уровне сексуальности, непристойности и насилия.

Однако сегодня, как никогда, становится наиболее актуальным лозунг 60-х «Making Love, No War» в редакции XXI века — «Сексу — да, терроризму — нет».

Экспертиза видеофильмов в СССР

Предлагаю вашем вниманию отрывки из «Методических рекомендаций к статье 228 УК РСФСР по проведению искусствоведческих экспертиз фото-, кино-, телепродукции» /1331/, утвержденных Научным советом по проблемам философии, культуры и современным идеологическим течениям АН СССР (председатель В.В. Мшвениерадзе) и ВНИИ киноискусства Госкино СССР (директор А.М. Адамович), действовавшие в нашей стране, по крайней мере, еще в 1995 году, о чем писал «КоммерсантЪ Власть» /1328/, и в 2004 году /1329/. Данный документ разработан несколькими кандидатами искусствоведения, философских и медицинских наук.

По инициативе Прокуратуры СССР создана специальная экспертная служба /1330/. Начало ее деятельности было положено 12 июля 1988 года, когда в Прокуратуре состоялось совещание представителей правоохранительных органов и ведущих экспертов страны. С этого времени экспертные оценки фильмам для Москвы и Московской области дает указанный выше Научный совет (119842. Москва, Волхонка, 14). Для других регионов страны эту работу осуществляют Всесоюзное творческо-производственное объединение «Киноцентр» (123376. Москва, Дружинниковская, 15) и его отделения на местах.

В мировой практике выработаны достаточно четкие критерии отличий художественного изображения интимных сторон жизни от порнографии. Важнейшие их этих принципов использует и советская критика, учитывающая требования марксистко-ленинской эстетики.

Главный критерий — с какой целью художник показывает нам то или иное явление жизни, пусть самое сокровенное. Как известно, классическая живопись, скульптура дали нам высокие образцы искусства, воспевающего жизнь, разум, красоту человеческих отношений — через показ обнаженного тела. Подчас показ, находящийся на грани эротики. Вспомним, например, работы Родена. Но художественная задача во всех этих случаях далека от желания вызвать в зрителе примитивные инстинкты. Хотя, конечно, легко допустить, что зритель эстетически неразвитый, может увидеть в Венере Милосской или микеланджеловском Давиде нечто «неприличное».

Часто приходится сталкиваться, например, с людьми, которые выражают возмущение «порнографичностью» балетных спектаклей Большого театра. В практической эстетике и тем более в юриспруденции необходимо руководствоваться не субъективными представлениями о «дозволенном» и «недозволенном», а четкими научно сформулированными и обоснованными критериями.

Порнографический фильм предполагает прежде всего самоцельное воспроизведение половых отношений исключительно для возбуждения сексуальных инстинктов зрителей, вне иной художественной задачи. При этом под словами «воспроизведение отношений» нужно понимать не изображение их актерскими средствами, а именно кинематографическую фиксацию реально происходящего полового акта во всех его физиологических подробностях.

Понимание этой границы чрезвычайно важно. Изображение полового акта актерскими средствами широко используется в искусстве, в том числе в советском. Практикуется изображение обнаженной натуры, мужской и женской, — вспомним советские фильмы «Ярославна, королева Франции», «Парад планет», «Детский сад», «Романс о влюбленных» и другие. Во всех этих случаях изображения обнаженной натуры или интимных отношений обусловлены художественной задачей и, разумеется, не носят характер порнографии.

Большинство экспертов справедливо считают, что эротические изображения половой жизни, подчиненные раскрытию характера персонажей и целям социального анализа человеческого бытия — при отражении не только биологических, но также психологических и социальных особенностей, — не относятся к порнографическим. Не относятся также к разряду порнографических фильмы, если они преследуют научные или иные профессиональные цели и демонстрируются в залах соответствующих учреждений для строго определенного контингента лиц.

Следует отметить, что основными формальными и содержательными (кинематографическими) признаками, характеризующими порнографические фильмы, являются:

1. Автоатрибуция — отнесение фильма его создателями или прокатчиками к категории «х» (порнопродукция»).

2. Анонимность создателей фильма, отсутствие списка исполнителей. Использование псевдонимов для обозначения исполнителей и режиссеров.

К содержательным признакам можно отнести самоценность показа сексуальных сцен вне какой-либо художественной задачи:

— основное экранное время уделено показу в натуралистической форме совокупления;

— отсутствие концепции фильма и художественных принципов его построения;

— как правило, отсутствие сюжета, интриг, контекста;

— чисто условная связь отдельных сцен и эпизодов;

— детализированная разработка и преимущественное использование крупного плана и направленного освещения, прямых ракурсов съемки при показе сцен полового акта.

Современный мировой кинематограф, так же как и классическое искусство, часто обращается к проблеме отношений полов. Эта тема — философии, психологии, эстетики, физиологии отношений мужчины и женщины — вышла из-под средневекового догматического запрета во времена Ренессанса и с тех пор находит свое отражение как в классических видах искусства (живопись, скульптура), так и в технических (фотография, кино, телевидение).

Мы не вправе огульно отрицать любые зарубежные произведения, записанные на видеопленку, ведь часто это фильмы, которые повествуют о наиболее актуальных для современного буржуазного общества проблемах: борьба с гангстерством, наркоманией, ростом детской и подростковой преступности. Авторы фильмов убедительно показывают обреченность героев, раскрывают их бездуховность.

Как определенное достоинство этих фильмов можно отметить их часто поучительный финал, в котором разоблачаются и наказываются участники преступлений.

В некоторых комедийно-пародийных фильмах для раскрытия концептуального содержания и эмоциональной окраски художественно оправдано присутствуют отдельные эпизоды эротического характера. Будучи показаны в ярко выраженном пародийно-ироническом, шаржированном ключе, они утрачивают способность к патологическому воздействию. Аналогичные сцены гомосексуального трансвеститского характера содержатся во многих фильмах («Тутси», «В джазе только девушки», «Чудовище»). Эротические эпизоды в данных фильмах не могут быть проанализированы в отрыве от идейного содержания и критической, разоблачительной сути фильма. Их показ строго подчинен иллюстрации и раскрытию остросоциальной идеи. Они не могут явиться фактором, способствующим формированию нездоровой сексуальности и половых извращений.

Для детального исследования в экспертной практике при анализе видеокассетной продукции с целью выявления возможного порнографического содержания применяется способ покадрового анализа (используется эффект стоп-кадра) с последующим сопоставлением полученных изображений со сходными по композиции, жанру, сюжету изображениями, относящимися к классическому фонду мировой культуры.

Это сопоставление должно показать, что ни одно из видеоизображений не превышает по мере натуралистической откровенности контрольную группу художественных изображений, куда включены Лукас Кранах «Серебряный век» («Плоды ревности»), Якопо Пальма Старший «Отдыхающая Венера», Петер Пауль Рубенс «Вакханалия», Жан Леон Шерон «Продажа невольницы», Кутюр «Римляне времен упадка», Энгр «Турецкая баня», Дега «Спартанские девушки, вызывающие юношей на состязание» и другие произведения.

В сопоставительном плане характерно сравнение эротических сцен исследуемых фильмов с аналогичными эпизодами фильма «Амаркорд», режиссера Ф. Феллини (сцена с табачницей, сцена в машине). «Амаркорд» демонстрировался в СССР на широком экране, он рекомендован в «Программе занятий со старшеклассниками и учащимися ПТУ Москвы», 1985 г.

Сложность киноязыка и символика таких фильмов, их непривычность для не специализирующихся по западному искусству экспертов могут, безусловно, сказаться на неоднозначности их восприятия. Неподготовленная массовая аудитория, лица имеющие проблемы в половом, эстетическом или общекультурном воспитании, молодежь в возрасте до 18 лет, а также лица с аномалиями в психической сфере могут воспринять лишь поверхностный слой происходящих на экране событий. Подобное неадекватное восприятие лишь сексуально-эротических моментов в отрыве от общего содержания фильма может в итоге сказаться на его оценке.

Под порнографией в сфере кино следует понимать показ «физиологических подробностей», а также демонстрацию таких извращений, как групповой половой акт, скотоложество, эксгибиционизм. В качестве определенного признака порнографического фильма обязательно должен выступать показ обнаженных гениталий.

Если эти элементы порнографического кинематографа отсутствуют, то областью их оценки является сфера художественного вкуса, мировозренческих принципов и моральных установок, а не юридических законодательств и правовых норм.

Большинство фильмов, попадающих на экспертизу, можно характеризовать как продукт буржуазного массового кинематографа, их образная структура, символика, тематика не характерны для советского кинематографа. Их художественные достоинства часто весьма спорны. Однако ни отдельные эпизоды, кадры этих фильмов, ни сами фильмы не могут быть отнесены к разряду порнографических без должного исследования. /1331/

Судебная практика при отграничении порнографии от эротики руководствуется материалами соответствующей экспертизы /1313/. В частности, по делу Л. 1989 года было указано, что для оценки видеофильма с целью установления, является ли он произведением искусства или носит порнографический характер, необходимо привлечение в качестве экспертов специалистов в области кино и телевидения. В роли экспертов не могут выступать юристы и медицинские работники как не имеющие отношения к предмету экспертизы, а также работники кинофикации и искусствоведы, «если не выяснен уровень их познаний в киноискусстве». Высказанные по данному делу экспертные суждения были признаны основанными не на специальных познаниях, «а на вкусовых оценках членов комиссии на уровне бытовых представлений без учета специфики киноискусства». По делу К. и О. об изготовлении и распространении порнографической продукции суд не признал доказательством заключение комиссионной психолого-искусствоведческой экспертизы, т. к. в состав комиссии входили специалисты в области медицины, педагогики, врач-сексопатолог и художник, но не входили специалисты в области кино-, теле — и видеоискусства, и при этом следователь и суд не выясняли у лиц, привлеченных в качестве экспертов, обладают ли они необходимыми познаниями в исследуемой области. Направляя дело на новое расследование, суд указал, что требуется «провести повторную искусствоведческую экспертизу с привлечением квалифицированных специалистов в области киноискусства, имеющих соответствующее образование и опыт работы». При дополнительном расследовании заключением повторной искусствоведческой экспертизы фильмы не были признаны порнографическими, и дело было прекращено за отсутствием в действиях К. и О. состава преступления.

С.Т. Агарков о сексологической экспертизе порнографии

Самым большим парадоксом экспертизы порнографии будет полная неясность, — пишет Агарков С.Т. /1317/: кто, как и на основании каких критериев должен ее проводить. Отсутствие в законе сколько-нибудь вразумительного определения ϶ᴛᴏго феномена и безнадежная устарелость нормативной документации советского периода позволяют оспорить в суде любое экспертное заключение. После принятия закона о печати в 1992 году была практически легализована т.н. «мягкая» порнография, т.е. изображение обнаженного тела и сексуальных контактов без детального изображения половых органов. Важно заметить, что одновременно с данным благодаря наплыву «перестроечной» литературы самоликвидировались критерии литературной порнографии, попросту растворившись в эротической классике, озорной нецензурщине и псевдовосточных философско-поэтических трактовках. Прежняя унылая порнография сменилась дерзкими фотооткровениями Сьюдека, Ньюмена и других фотохудожников с мировым именем. Шокирующая прежде журнальная «клубничка» поблекла под напором телевизионной, кинопрокатной и интернетовской продукции. Экспертные заключения по возбужденным уголовным делам стали отражать не столько объективные реальности новой культурной эпохи, сколько нравственные нормы периода профессионализации эксперта. Ярким примером сказанного может служить недавнее признание «порнографическими» произведения модного писателя Сорокина. Другим доказательством полной бессмысленности расследования подобных преступлений явилась невозможность серьезного наказания создателей «детского» порносайта.

Сексологическая ассоциация «Культура и здоровье» располагает десятилетним опытом проведения комплексной экспертизы по идентификации порнографических и эротических материалов. Главными принципами такой экспертизы будет ее независимость от чиновников, т.е. вневедомственность, ориентация на конкретные критерии переходного законодательства и привлечение к ней компетентных специалистов в разных областях знаний:

сексологии, судебной психологии, искусствоведения, юриспруденции, литературоведения. Члены комиссии в составе 7-10 ведущих специалистов в каждой из перечисленных сфер в состязательном порядке получают возможность аргументировать свою точку зрения и выслушать мнение специалистов в смежных областях. В качестве критериев используется рабочее определение порнографии в комментариях к Уголовному кодексу Российской Федерации под редакцией Председателя Верховного суда и Генерального прокурора. В соответствие с ним порнографическим признается детальное изображение анатомо-физиологических подробностей сексуальных действий. Эротическими в свою очередь признаются материалы в целом и систематически посвященные сексуальной тематике и эксплуатирующие интерес к сексу (без акцента на подробностях сексуальных действий).

Понятно, что использование столь зыбких критериев предполагает предельную корректность экспертов и учет множества дополнительных деталей, таких, как цель и смысл изображения, уровень художественности, иносказательность, оценка деталей изображения и стремление скрыть их от потребителя данной информации. Это позволяет разграничить непристойность, подлежащую в цивилизованном обществе исключительно моральному осуждению и собственно порнографию, подлежащую уголовному преследованию.

Разумеется, легальные производители печатной и видеопродукции из коммерческих побуждений стремятся бесконечно приблизиться к грани, отделяющей эротику от порнографии, и нередко вкрапляют отдельные элементы, свойственные порнографическому жанру. В таких случаях наилучшим выходом будет превентивная, т.е. предпечатная экспертиза оригинал-макетов изданий, оставляющая возможность проведения правки спорных материалов.

Уникальный коллективный опыт экспертной деятельности в области идентификации порнографии убедительно свидетельствует о необходимости именно комплексной сексологической, а не иной экспертизы порнографических материалов и дальнейшей разработки ее законодательной базы.

Однако, как указывают Шухнин М.Н., Яковлев А.Н. /1334/, сексологическая экспертиза до настоящего времени отсутствует в общепринятых классификациях судебных экспертиз и в перечне экспертиз, проводимых в судебно-экспертных учреждениях МЮ и МВД России. Методические основы такого рода экспертиз не разработаны. Но решение перечисленных ниже вопросов требует специальных знаний именно в области сексологии.

Вопросы о характере запечатленных изображений решаются экспертом-сексологом. Эти вопросы можно сформулировать следующим образом:

— Является ли вид изображенной модели (для статических изображений) непристойным (развратным)?

— Являются ли изображенные действия (для динамических изображений) откровенно сексуальными?

При положительном решении указанных вопросов, возникает необходимость в специальных знаниях в области искусствоведения. /1334/

Пример сексологической экспертизы видеофильмов

На видеокассетах с эротическими фильмами, которые в свое время продавались, например, в Москве, имелись экспертные заключения.

Так, на видеокассете с фильмом «Секс-терминатор» Федеральным научно-методическим центром медицинской сексологии и сексопатологии Московского научно-исследовательского института психиатрии сделано заключение о том, что «эта продукция относится к разряду откровенной эротики и не содержит признаков порнографии» /241/.

Теперь подробно рассмотрю Заключение Городского сексологического центра Санкт-Петербурга при Центре психического здоровья при ПНД Московского района от 02.07.2002.

Так, по просьбе предпринимателя Прянишникова С.В. от 28.06.2002 указанным Центром проведено сексологическое исследование одиннадцати видеофильмов /182/:

1. Поиграй со мной;

2. Прелестная семерка;

3. Сексуальный киллер;

4. Сердце и душа;

5. Телохранитель;

6. Точка вспышки;

7. Фэнни;

8. Члены партии;

9. Шок;

10. Шумное веселье;

11. Контроль.

«Согласно «Принципам работы экспертов и критериям оценки продукции эротического характера», утвержденным Комиссией по экспертной оценке продукции сексуального характера при Администрации СПб (Протокол от 18.01.2001 /183/), представленные на сексологическое исследование видеофильмы следует отнести к разряду жесткой эротики. Они предназначены для индивидуального домашнего просмотра, рекомендуются для распространения в специализированных магазинах лицам старше 18 лет, соответственно правилам торговли, установленным местными органами власти в данном регионе».

За подписями и печатями:

— Главного врача центра психического здоровья О.В. Острепова;

— Сексолога-консультанта городского сексологического центра СПб, доцента кафедры сексологии СПб МАПО, к.м.н., врача высшей категории по сексологии М.В. Екимова;

— Искусствоведа, декана факультета культурной антропологии и социальной экспертизы, доцента кафедры теории и истории культуры СПБ ГУИ, к.ф.н., члена союза художников России Н.Н. Суворова;

— ООО «Ника»;

— Санкт-Петербургского государственного учреждения здравоохранения «Психоневрологический диспансер № 8» Отдела здравоохранения территориального управления Московского административного района. /182/

С моей точки зрения, данная сексологическая экспертиза не имеет никакой юридической силы и носит, скорее, рекомендательный характер для принятия решения Комиссией по экспертной оценке продукции эротического характера Администрации Санкт-Петербурга, легальность деятельности которой тоже вызывает сомнение.

Вывод. Несмотря на очевидный авторитет российских экспертных сексологических органов, правомерность производимых ими экспертиз вызывает большие сомнения не только в России, но и, например, в Белоруссии /241/.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я