Люди в горах. Рассказы

Диамар Наумович Пясик

Автор был участником и руководителем восхождений на 70 вершин и 300 перевалов во многих горах мира. В его рассказах нет выдумки. Чаще всего это личный опыт жизни в горах, плод обработки путевых дневников.

КАЗ Б Е К

После успешного перевального похода в районе Казбека мы предвкушали возможность восхождения на вершину высотой 5033 м. Только бы повезло с погодой!

В то лето легендарная гора все время сопровождала нас. Она была видна с каждого нашего перевала. Двуглавый снежный конус, возвышаясь над всеми остальными горами, манил нас, очаровывал, заставлял все время думать о нем, фантазировать, мечтать.. И вот, наконец, сбылось..

Группа из семи человек медленно поднимается по хорошей тропе на метеостанцию «Казбек», расположенную на высоте 3680 м у подножья вершины. Под нами далеко внизу остался поселок Казбеги и древний грузинский монастырь..

Если сегодня прийдем не поздно на метеостанцию, то завтра рано утром пойдем на Казбек, — мечтали мы. Небо было безоблачное, настроение прекрасное, сил — хоть отбавляй!

В четыре часа дня мы подошли к сигарообразному обтекаемому зданию метеостанции, обшитому железом. Я иду представиться директору, нужно попросить комнату для ночлега группы. От него вдруг узнаем, что у них ЧП — один из гляциологов станции провалился на леднике в трещину и погиб. Как такое могло случиться? Обычно гляциологи опытные альпинисты. Инструкция запрещает им ходить в одиночку по опасному леднику, проверяя смещение вешек за определенный срок, а минимум вдвоем и в связке… Но выхода не было — второй гляциолог был в отпуске, а замеры нужно сделать обязательно. И раньше эту инструкцию нарушали. Но было, слава богу, без происшествий. А сейчас…

Погибший — молодой парень 35 лет, альпинист второго разряда. У него семья, дети. Жене уже сообщили,, она срочно прилетела на метеостанцию и очень просила нас помочь вытащить из глубокой трещины тело ее мужа, пока не подоспеют профессионалы — спасатели.

Мы, конечно, отложили восхождение на Казбек, и на следующий день, взяв все теплые вещи, фонари, веревки, каски, ледорубы, кошки, рукавицы, ледовые крючья. пошли с директором станции к месту гибели. Парень пролетел метров 12, затем его заклинило в трещине… Нам нужно было вырубить тело из льда, закрепить его на веревке и вытащить вверх…

Пять парней нашей группы по очереди идут вниз по верёвке. Больше десяти минут поработать не удавалось — в трещине темно, очень холодно, трудно и неудобно рубить лед, чтобы освободить тело. Каждый из нас после такой процедуры долго приходил в себя, устав не столько физически, сколько морально… А наши две девушки долго отпаивали нас чаем…

Мы работали двое суток, потом подоспел спасотряд. Времени на восхождение у нас уже не было. Директор поблагодарил нас за помощь, что-то полезное успели сделать. Рано утром следующего дня мы пошли вниз.

Настроение у всех было угрюмое. Молча идем по тропе, вспоминая подробности работы в трещине Гергетского ледника у подножья Казбека. Нелепая смерть молодого красивого парня, страшные глаза его жены. Погода была под стать настроению — свинцовое небо со срывающимся периодически снегом, и мокрые штаны и носки от вчерашнего пребывания в трещине. Все мои ребята безумно влюблены в горы. Для каждого из нас такой поход — заряд бодрости на целый год. Но события последних трех дней перечеркнули все. Для них такое в горах впервые. Альпинизм вдруг повернулся для ребят своей другой стороной — страшной, тяжелой н непривычной, напоминая всем нам, что правила хождения в горах придуманы не напрасно, а написаны кровью, что горы хищники, благосклонные к сильным, грамотным и осторожным профессионалам и беспощадные к авантюристам и дилетантам…

Мы круто спускаемся вниз к теплой долине, к траве, лесу, цветам… Снизу к нам поднимается группа из шести человек. Поднимаются грамотно, видимо, опытные ребята. У них не в пример нам одежда и рюкзаки разных цветов и оттенков — красные. синие, желтые, оранжевые… В то время так могли одеваться только иностранные альпинисты. По мере сближения гадаем, кто бы это мог быть?

— Здравствуйте! Откуда вы? — спрашиваю.

— Гутен таг! — отвечают.

Немцы! Но главное было не это — средний возраст у них 60 лет! А руководителю группы — 70! «Молодцы старики!» думали мы, нам тогда было по 35.

Остановились, сбросили рюкзаки. Начался «разговор» из смеси русских и немецких слов. Мы угощали друг друга конфетами, сухофруктами, еще какими-то деликатесами, улыбались друг другу, шутили.. Постепенно наше плохое настроение ушло, мы почувствовали себя в привычных красивых горах, где легко дышится и легко мечтается…

А я смотрел на них, и в голове бестолково крутились разные мысли,. наполняя душу теплом, верой в чудодейственную силу гор, где происходят такие удивительные встречи…

— Мы еще придем к тебе, Казбек!