Люди в горах. Рассказы

Диамар Наумович Пясик

Автор был участником и руководителем восхождений на 70 вершин и 300 перевалов во многих горах мира. В его рассказах нет выдумки. Чаще всего это личный опыт жизни в горах, плод обработки путевых дневников.

СЧАСТЛИВОЕ ЧИСЛО 13

Мы вышли на восхождения из альплагеря «Домбай» в понедельник — 13 июня. Нас было 13 человек альпинистов — разрядников.

.Помню, тогда меня двойная цифра 13 да ещё в сочетании с понедельником сильно смутила. Я готовился к худшему… Командиром нашего отряда был назначен старший инструктор по альпинизму, мастер спорта Гоги Джапаридзе, племянник знаменитых брата и сестры Алёши и Александры Джапаридзе, основателей грузинского и советского альпинизма, первых отечественных покорителей капризной красавицы Ушбы.

Гоги — интересный сорокалетний мужчина с копной кудрявых с проседью волос, никогда не знавших шапки, по-русски говорил плохо. Видимо, стесняясь своего русского языка, с нами обычно был немногословен, на тренировках любил больше показывать, чем что-то объяснять. Его подчинённые командиры отделений разрядников младшие инструктора Надя и Коля перед Гоги робели, во многом учились у него педагогике альпинизма, очень своеобразной педагогике, ошибки в которой часто приводили к непоправимым утратам.

Свой поход по перевалам и вершинам мы начали с простой тренировочной вершины 1-Б категории трудности Сулахат (3405 м). Снизу из долины гора напоминает спящую на спине девушку. Нам рассказали легенду о девушке, закрывшей своим телом путь холодным ветрам в долину.

Наше отделение шло первым во главе с нашим инструктором Надей. Гоги, давая возможность Наде проявить свою альпинистскую эрудицию и умение, остался у подножья вершины, наблюдая за нами в бинокль.

На вершину путь шёл через крутую ледовую полку, обрывающуюся вертикальным отвесом. В начале лета, когда ещё много накопившегося за зиму снега, здесь часто из-под ног альпинистов сходили снежные лавины, уносящие людей.

Гоги просил Надю повесить здесь наклонные верёвочные перила для страховки, по которым бы весь отряд прошёл это опасное место.

Поднявшись к ледовой полке, Надя очень долго возилась с закреплением перил, что-то нерешительно делая и переделывая. Мы стоим на неудобном крутом месте и ждём. Ледяной утренний ветер залазит под штормовки, мёрзнут ноги… Нерешительность Нади, её неуверенные действия передаются и нам. Мы тоже начинаем нервничать и с надеждой смотрим вниз, где в полулежащей позе устроился Гоги.

А между тем Гоги никак не мог снизу понять, почему отряд не поднимается на вершину, а топчется на одном месте. Но время шло, солнце поднималось всё выше, снег раскисал, становилось опасно.

Наконец, потеряв терпение, Гоги сорвался с места, вихрем поднялся к нам, смело, уверенно обошёл нас по крутому склону, подошёл к Наде, быстро закрепил ледовыми крючьями перильную верёвку и попросил нас идти за Надей вверх…

Это был красивый и очень наглядный урок мужества и мастерства. Через час мы были на вершине.

…А вечером, спустившись без приключений на скальный перевал, мы разбили наши палатки и, обжигаясь, кушали вкусную гречневую кашу с тушёнкой.

— Слушай, есть у нас перец? Каша какая-то невкусная, — вдруг заявляет Гоги.

Он взял протянутую ему баночку с перцем, отсыпал половину себе в кашу и дал мне попробовать. У меня во рту — пожар, а Гоги спокойно съел свою кашу и попросил ещё добавку.

На следующий день прямо с перевала мы поднялись ещё на одну вершину посложнее вчерашней — Малый Домбай-Ульген.

На этот раз мы поднялись на вершину вслед за отделением Коли.

Гоги, решив уже не искушать судьбу, шёл впереди, уверенно и спокойно выбирая путь. Маршрут по сравнению со вчерашним был гораздо сложнее, но мы почему-то этих сложностей не почувствовали и, копируя Гоги, так же уверенно и спокойно лезли всё вверх и вверх.

…Мы стоим на вершине. Гоги привычно рассказывает:

— Это Зуб Суфруджу, это пик Инэ, это Белала-Кая. Вид этих вершин вызывает восторги у видавших виды альпийских гидов…

Спускались дюльфером по вертикально закреплённым верёвкам. Отделение Коли, не дожидаясь, пока спустимся мы, быстро ушло вниз готовить лагерь и ужин. С ними ушёл и Гоги.

Мы сняли спусковые перила, тщательно сложили верёвки и пошли догонять своих.

…Ребята как-то лениво, не спеша, с чувством хорошо выполненного дела шли по вязкому вечернему снегу. Справа от нас — высокий вертикальный скальный гребень, слева — уходящий вниз в обрыв снежный склон.

Мы довольны собой, погодой, солнцем, снегом, скалами, двумя взятыми великолепными вершинами. Мы довольны жизнью, что подарила нам всё это. Казалось — ничто не сможет разрушить ощущение вполне заслуженного счастья.

Я думал о друзьях, о том, как по приезде в Харьков расскажу, как мне повезло с альплагерем, с инструктором Гоги, с ребятами из нашего отделения.

Суеверный дурак! Ещё два дня тому назад меня почему-то смутила дважды повторенная цифра 13!

Как тихо! Как необыкновенно тихо! Нигде не услышишь такой особенной тишины: только в горах…

Мои раздумья прерывает свист. Откуда этот свист появился? Что это за птица, что так свистит? Где она?

Я быстро поднимаю голову вверх, откуда доносится этот диковинный переливчатый свист. Мозг отпечатал увиденное мгновенно…

На самом верху гребня примерно на высоте 700 — 800 метров точно над нами от стены оторвался огромный кусок скалы, оставив на месте отрыва белое пятно, чётко выделяющееся на фоне коричневой под солнцем гигантской зазубренной горы.

Это он, огромный, как дом, остроугольный камень, вращаясь, издавал смутивший меня меняющийся в тональности свист.

Камень быстро падал прямо на нас, а вокруг, как почётный эскорт, его красиво сопровождал целый рой мелких камней.

— Камень! — что есть мочи кричу я.

Но, видимо, все уже и без меня поняли грозящую нам опасность. Куда ушла усталость, благодушие и ленивое самодовольство! Нашему суетливому, паническому бегу не мешал даже очень глубокий и порядком за день раскисший снег…

Дикий страх заставил самопроизвольно всю нашу шестёрку в спринтерском темпе с тяжёлыми рюкзаками бежать изо всех сил вперёд, подальше от воображаемой траектории падающих на нас камней.

Произошло это в какие-то несколько секунд. Большой камень не долетел до нас несколько метров, а мелкие камни перелетели через нас.

На лице инструктора нашего отделения, тридцатилетней русоволосой москвички Нади веснушки почему-то очень ясно проступили на фоне совершенно белого лица. Говорить она не могла: пережитое тяжёлым грузом ответственности зашло в душу. Да и не нужны нам были никакие слова. Молча мы быстро пошли по направлению к нашей очередной вершине…

…Уже в лагере среди скал обычно суровый и немногословный Гоги Джапаридзе долго смеялся, слушая наш рассказ. Потом посерьёзнел и сказал:

— Нужно иметь сильное сердце, и тогда число 13 будет счастливым.