Думать и верить. Как разум и сердце вместе могут прославлять Бога

Джон Пайпер, 2010

Книга известного богослова и автора многих бестселлеров Джона Пайпера призывает к серьезному, тщательному и смиренному мышлению, которое ведет к истинному познанию Бога, побуждает любить Его и людей. Предназначена для широкого круга читателей. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Думать и верить. Как разум и сердце вместе могут прославлять Бога предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище: то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге (Прит. 2:3–5).

Введение

Эта книга — призыв к серьезному мышлению, благодаря которому человек учится любить Бога и других людей. Это призыв отказаться от выбора в пользу чего-то одного, отказаться от или-или, когда речь идет об уме и сердце, мышлении и чувстве, разуме и вере, теологии и доксологии, мыслительной работе и служении любви. Это призыв увидеть в мышлении то совершенно необходимое средство, заповеданное Самим Богом, с помощью которого можно лучше познать Его природу. Размышляя, мы питаем топливом знаний огонь нашего поклонения Богу и служения миру.

Познание, отыскание сокровища, образ жизни — все во славу Христову

Конечная цель человеческой жизни — прославлять Бога; прославлять Его именно как Бога, а также прославить за все, что Он сотворил — и прежде всего прославлять за ту благодать, которую Он явил нам в подвиге Христа. Мы прославляем Его тогда, когда постигаем Его в истине, когда ценим Его как сокровище, которое нашему сердцу дороже всего остального, когда всей своей жизнью показываем, что Он — наша высшая драгоценность.

Ибо знаю, что это послужит мне во спасение… при уверенности и надежде моей, что… возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то или смертью. Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение.… Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше… Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего (Флп. 1:20–21,23; 3:8).

Таким образом, Бог дал нам разум прежде всего для того, чтобы мы искали и находили всевозможные причины, заставляющие нас ценить Его во всем и выше всего. Он сотворил этот мир для того, чтобы через него и выше его мы ценили Самого Господа. Чем больше мы видим всю полноту Его величия и мудрости, полноту силы и справедливости, суда и милосердия, терпения и благости, благодати и любви, тем больше ценим Его как наше высшее сокровище. И чем больше мы дорожим этим сокровищем, тем больше прославляем Его — осознанно и радостно. Цель этой книги — показать, что мышление, как Божий дар, способствует всему этому.

В чем отличие этой книги?

Да, есть и другие книги о мышлении. Хорошие книги. Назову некоторые из них, чтобы показать, в чем специфика той, которую написал я. Она не так сильно основана на историческом материале, как книга Марка Нолла Scandal of the Evangelical Mind [1], не такая напористая, как книга Оза Гиннеса Fit Bodies Fat Minds [2], не такая философская, как книга Морланда Love Your God with All Your Mind [3], может быть, не столь профессиональна, как книга Джеймса Сайра «Привычка мыслить»[4], и не в такой мере учитывает культурный контекст, как это делает книга Джина Вейта Loving God with All Your Mind [5].

Значит, эта книга во многом уступает другим книгам. Но в ней больше библейского освещения упомянутой проблемы. Говоря это, я не критикую другие книги. Я признаю, что во многих отношениях они лучше этой. Они отвечают своему замыслу, и это действительно хорошие книги. Но я — проповедник, толкователь Библии. Почти все мое время уходит на то, чтобы понять, что хочет сказать Библия и как сказанное ею связано с жизнью. Вот это и надо иметь в виду, приступая к чтению моей книги.

Для кого эта книга?

Она — для учащихся. Да, это действительно так, если вы согласитесь с тем, что каждый из нас должен учиться. Открываем толковый словарь и читаем: «Учащийся — любой человек, который всерьез занят каким-либо исследованием, изысканием или изучением». Довольно трудно прожить жизнь, не исследуя чего-нибудь всерьез. Но прежде всего она предназначена для христианина, который хочет глубже познать Бога, больше любить Его и заботиться о людях.

Да, я связываю с ней определенные надежды. Я надеюсь, что она в какой-то степени поможет избежать издержек евангелического прагматизма, умерит прямолинейность пятидесятников, охладит пиетистский антиинтеллектуализм, сдержит неприязнь к любой точке зрения, столь характерную для плюрализма, хоть как-то умерит академическую самоуверенность, а также терапевтическое стремление вообще не заглядывать в Библию, пристыдит журналистскую мелочность, охладит желание погрузить себя в какой-нибудь транс, сдержит неуемное стремление все увидеть и понять через один лишь Интернет, а также умерит постмодернистское стремление бездумно жонглировать различными идеями и понятиями. Иными словами, я верю в то, что в любом случае настоящее мышление полезно для церкви.

Не будем преувеличивать

Но я терпеть не могу, когда автор начинает вести себя высокомерно, а это почти всегда случается в книгах, посвященных мышлению. Надо просто смотреть, насколько эта книга полезна и не более того. Философ Николас Уолтерсторф хорошо показал ограниченность и тщету такого высокомерия. Он говорит, что ставка на один только интеллект — это такой же бич, как и антиинтеллектуализм. Вот что он пишет по этому поводу:

Если вы работаете руками и учите этому других… вы почему-то ниже тех, кто работает только головой: музыкант-исполнитель ниже музыковеда, художник ниже историка искусства, инструктор по ведению бизнеса ниже экономиста, наставник в проповеди ниже теолога. О таком подходе четко и ясно сказал Аристотель: «Мы считаем, что в любом ремесле мастер почитается больше… обычного работника, работающего вручную[6].

Уолтерсторф с этим не согласен. Он пишет: «Если христиане отстаивают такую точку зрения, то они, по меньшей мере, ведут себя странно: ведь Иисус был сыном плотника, да и Сам Бог на первых страницах Писания предстает как работник, а не как мыслитель»[7].

Поэтому я не склонен преувеличивать роль отвлеченного мышления. Речь идет не о том, чтобы непременно посещать какой-нибудь колледж, зарабатывать оценки и звания и радеть о собственном престиже. Речь не о том, что интеллектуалы — это обязательно нечто высшее. Речь о правильном использовании тех средств, которыми Бог наделил нас, чтобы мы познавали и любили Его, а также служили другим людям. Одним из таких средств и является мышление. Я призываю вас мыслить, но не хочу, чтобы, занимаясь этим, вы что-нибудь возомнили о себе.

Библия говорит: «Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра… то… найдешь познание о Боге» (Прит. 26:3–6). Мне нужна всяческая помощь, чтобы знание о Боге я любил больше, чем те выгоды, которые можно получить от серебра. Я думаю, что и вы в этом нуждаетесь. Потому я и написал эту книгу: написал для того, чтобы напомнить себе о том месте, которое занимает мышление в нашем познании Бога. Вслед за Кальвином и Августином, как далекое эхо их слов, я могу повторить: «Я причисляю себя к тем, кто пишет, получая пользу, и получает пользу, когда пишет»[8]. Надеюсь, что, став моими читателями, вы тоже получите определенную пользу.

План книги

Если вы принадлежите к тем людям, кто, отправляясь в путешествие, изучает карту, то вам не помешает прочесть план этой книги. Если же вы любите неожиданности, которые подстерегают вас на пути, тогда его можно не читать. В любом случае — перед вами краткая зарисовка нашего маршрута.

В первой главе я рассказываю о себе. Одна из причин, почему я это делаю, заключается в том, что, на мой взгляд, автор должен честно рассказать о своем образовании, а также тех влияниях и борьбе, которые ему пришлось пережить. Благодаря этому читатель получает возможность увидеть мои мысли в определенном контексте и спокойно принять то, что ему может показаться жесткостью или ограниченностью. Другая причина в том, что, как мне кажется, мой опыт достаточно типичен для многих протестантов, напряженно переживающих пробуждение своей собственной мысли. У вас может появиться желание последовать за человеком, который в этом смысле вам близок. Третья причина в том, что большинство вопросов, поднимаемых в книге, возникли из опыта моего собственного общения с Божьим миром и Божьим Словом. Поэтому мое собственное путешествие послужит удобным преддверием для вхождения в широкую панораму предпринимаемых нами исследований.

Во второй главе я рассказываю о том, какое огромное влияние оказал на меня Джонатан Эдвардс. Он умер более двухсот пятидесяти лет назад, но по сей день его влияние на многих мыслителей огромно. История моей «встречи» с ним закладывает основу всей остальной книги. Он глубочайшим образом обосновал взаимосвязь мысли и чувства, опираясь на собственное своеобразное восприятие тринитарной природы Бога.

В третьей главе, отвлекаясь от более или менее автобиографического ракурса в разъяснении целей этого книги (гл. 1 и 2), я перехожу к рассмотрению того, что же, собственно, представляет собой задача подлинного мышления. Прежде всего речь идет об удивительном процессе чтения. Продуманное чтение серьезной и глубокой литературы (особенно Библии) предполагает серьезное мышление. В этом и состоит основная мысль третьей главы.

В четвертой и пятой главах я стараюсь показать, что мышление действительно играет важную роль в зарождении веры в Иисуса, и показываю, как именно это происходит. Глядя на то, как грех везде и всюду повреждает наш ум, можно решить, что в формировании спасительной веры, созидаемой Богом, мышление не так уж и важно. На самом же деле мы увидим, что оно весьма существенно — как в зарождении веры, так и в поддержании ее.

Разъяснив, какую роль мышление играет в рождении веры во Христа (гл. 4 и 5), в шестой главе мы переходим к рассмотрению его роли в соблюдении главной заповеди — любви к Богу. Иисус сказал, что мы должны возлюбить Бога всем нашим разумением (Мф. 22:37). Некоторые понимают это так: думай упорно, думай тщательно, потому что само твое мышление и есть любовь к Богу. Я сомневаюсь, что они правы.

Здесь я стремлюсь показать, что призыв возлюбить Бога всем разумением означает следующее: наше мышлении целиком и полностью призвано к тому, чтобы, насколько это возможно, пробудить и выразить глубокое сердечное переживание — переживание того, что Бог для нас ценнее и дороже всего остального. Такое переживание — сама суть любви к Богу, и разум служит ей тем, что постигает (пусть несовершенно и отчасти, но все равно верно) истину, красоту и бесценность этого Сокровища. Каково библейское основание такого понимания любви к Богу — любви всем нашим разумением? Рассмотрению этого вопроса и посвящена шестая глава.

Однако все, о чем сказано в первых шести главах, не имело бы никакого смысла, если бы настоящее познание было невозможно или вообще не существовал бы сам предмет познания. Сегодня распространено мнение о том, что познание внешнего мира невозможно, и выражением такой позиции, помимо всего прочего, является релятивизм. В седьмой и восьмой главах я стараюсь объяснить, что это такое и что думал по этому поводу Иисус. В седьмой главе я утверждаю, что с интеллектуальной точки зрения релятивизм не убедителен, а с нравственной — нечестен. Затем, в восьмой главе, я делаю попытку укрепить вашу иммунную систему, защитить ее от вируса релятивизма, рассказав о семи вредоносных и безнравственных аспектах этого заболевания. Я стремлюсь пробудить в вас глубокий покой, спокойную уверенность и свободу, которые помогут вам увидеть истину, насладиться ею и рассказать о ней, — той истине, сокровища которой сокрыты в Иисусе Христе.

Но такое стремление к истине, к той возвеличивающей Христа истине, к которой, помимо прочего, надо стремиться и своим разумением, не характерно для христианской истории последних десятилетий, по крайней мере, в Америке. Антиинтеллектуализм просто витает в воздухе. В девятой главе я дам вам почувствовать эту атмосферу. Девятая-одиннадцатая главы — это, наверное, моя попытка показать, что основание антиинтеллектуализма, которое якобы является библейским, на самом деле довольно шатко. В то же время библейские основы здорового использования разума во имя любви к Богу и человеку остаются прочными и неколебимыми.

На первый взгляд может показаться, что два библейских отрывка действительно поддерживают позицию антиинтеллектуализма. Один из них — в Евангелии от Луки, где Иисус славит Отца за то, что Он «утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам» (Лк. 10:21). Мы анализируем этот текст в десятой главе. Другой отрывок — в Первом послании к Коринфянам, а именно в вопросе, который задает апостол Павел: «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» (1 Кор. 1:20). На рассмотрении этого вопроса мы сосредотачиваемся в одиннадцатой главе. На этих двух отрывках и строится все здание антиинтеллектуализма. Смысловое сходство этих отрывков поразительно, но впоследствии становится ясно, что если их воспринимать как своеобразные «столпы» антиинтеллектуализма, то они оказывается весьма непрочными.

Рассмотрев эти отрывки, мы приходим к выводу, что они ни в коем случае не предостерегают от тщательного, верного, строгого и последовательного мышления, осуществляющегося ради познания Бога. По существу, уже то, что сказали Иисус и Павел, требует самого серьезного размышления, чтобы понять смысл сказанного ими. Мы обнаруживаем, что гордость не обращает внимания на лица: бывает так, что серьезные мыслители достаточно смиренны, а беспечные мистики самоуверенны и заносчивы.

Цель этой книги — призвать к серьезному, тщательному и смиренному мышлению, которое ведет к истинному познанию Бога, побуждает любить Его и людей. Такое мышление не рискует попасть в западню гордости, в которую попадают как вполне обычные люди, так и очень образованные. В двенадцатой главе, рассмотрев удивительное предостережение Павла против того знания, которое «надмевает», т. е. заставляет гордиться, мы получим некоторое представление на эту тему. Здесь мы сосредотачиваемся на Первом послании к Коринфянам (1 Кор. 8:1–3) и Послании к Римлянам (Рим. 10:1–4). Вывод, который мы делаем в этой главе, таков: мышление — вещь опасная, но необходимая. Без глубокой работы благодати, которая совершается в человеческом сердце, мышление приводит к гордости, но если благодать оказывает свое благотворное воздействие, тогда мышлению открываются двери в истинное, смиренное знание. Это знание питает огонь любви к Богу и человеку, но если, стремясь познать Бога, мы отворачиваемся от серьезного мышления, этот огонь, в конце концов, угасает.

Наконец, в тринадцатой главе мы более подробно говорим о том, о чем начали говорить в двенадцатой: всякое мышление (любое усвоение, всяческое образование, любой вид обучения, как формальный, так и неформальный, как простой, так и усложненный) существует лишь во имя любви к Богу и человеку. Истину, сказанную в Первом послании к Коринфянам (1 Кор. 8:1–3), мы соотносим с тем знанием о Боге, которое открывается нам в другой Его «книге», а именно в сотворенном мире природы и человеческой жизни.

В итоге мы приходим к следующему выводу: задача всего христианского обучения и образования (не одних только библейских исследований) заключается в том, чтобы исследовать окружающую нас реальность, видя в ней проявление Божьей славы, говорить и писать об этом как можно точнее, радоваться той Божьей красоте, которая проявляется в этой реальности, и делать так, чтобы она использовалась во благо человека. Если, совершая ту или иную академическую работу, христиане никак или почти никак не упоминают о Боге, значит, они отказывают учености в ее истинном призвании. Если всю вселенную и все, что в ней находится, бесконечный и живой Бог задумал как проявление Его многообразной славы и как область нашего познания этой славы и любви к ней, значит, никак не упоминая о ней, мы в любом нашем исследовании восстаем против Бога.

В конечном счете, любая отрасль знания (и сама эта книга, посвященная мышлению) существует во имя познания Бога и любви к Нему, а также любви к человеку через Иисуса Христа. Но поскольку любить человека — это, в конечном счете, помогать ему увидеть Бога во Христе, стремясь к тому, чтобы он навсегда обрадовался этой возможности, можно с полным правом сказать: всякое знание, образование и исследование совершаются во имя познания Бога и любви к Нему. «Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь» (Рим. 11:36).

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Думать и верить. Как разум и сердце вместе могут прославлять Бога предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Mark Noll, The Scandal of the Evangelical Mind (Grand Rapids: Eerdmans, 1994.

2

Os Guinnes, Fit Bodies Fat Minds: Why Evangelicals Don’t Think and What to Do About It (Grand Rapids: Baker, 1994.

3

J. P. Moreland, Love Your God with All Your Mind: The Role of Reason in the Life of the Soul (Colorado Springs: NavPress, 1997).

4

Дж. Сайр. «Привычка мыслить». — СПб.: Шандал, 2002.

5

Gene Edward Veith Jr., Loving God with All Your Mind: Thinking as a Christian in the Postmodern World, rev. ed. (Wheaton, IL: Crossway, 2003). См. также: Richard Hughes, How Christian Faith Can Sustain the Life of the Mind (Grand Rapids: Eerdmans, 2001); Clifford Williams, The Life of the Mind: A Christian Perspective (Grand Rapids: Baker Academic, 2002).

6

Nicholas Wolterstorff, “Thinking with Your Hands”, in Books and Culture (March/April 2009): 30.

7

Ibid. Когда Бог творит мир, Его слово, конечно же, тождественно Его мысли.

8

Именно так Жан Кальвин говорит в своем эпиграфе к «Наставлениям в христианской вере». Эти слова можно найти в письмах Августина, см.: Letters CXIiii.2 (MPL 33. 585). John Calvin, Institutes of Christian Religion, ed. John T. McNeill (Philadelphia: Westminster, 1960), 5.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я