Пять элементов гармоничного воспитания малыша

Джо Фрост, 2014

Джо Фрост – не просто детский психолог и опытная няня с 25-летним стажем, но и ведущая популярнейших телепередач. Ее советам следуют сотни мам и пап по всему миру. Она помогает родителям справляться с проблемным поведением детей и возвращать в семьи мир и согласие. За долгие годы работы Джо выработала методику, которая позволяет находить подход к малышам в любой сложной ситуации: когда они не желают ложиться спать, плюются едой или дерутся на игровой площадке. В книге знаменитая суперняня излагает сразу все свои профессиональные секреты воспитания детей с двух до пяти лет. При этом речь пойдет и о сне, еде, прогулках и обучении, ведь поведенческие проблемы часто бывают вызваны не теми причинами, что лежат на поверхности.

Оглавление

  • Введение
  • Часть 1. Воспитание: дисциплина вместо наказания

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пять элементов гармоничного воспитания малыша предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1

Воспитание: дисциплина вместо наказания

Глава 1

Пять принципов дисциплинированных родителей

Я уверена, вы помните безмерную любовь и желание защитить своего ребенка, которое испытали, когда впервые взяли его на руки. И наверняка помните переполнявшее вас чувство ответственности, осознание того, что это крошечное существо полностью зависит от вас и вы должны дать ему все, в чем оно нуждается, то есть стать лучшей мамой на свете. В первый год жизни малышки главной вашей заботой было, как она спит, ест, реагирует на окружающее, развивается. Научившись различать все оттенки ее плача, разработав для нее правильный режим, вы почувствовали себя увереннее. Вы ощущали гордость, оттого что справились со всеми трудностями первого года жизни, свидетельство чему — множество фотографий.

Наконец, она начала ходить, и вот в один прекрасный день — возможно, когда вы пытаетесь одеть ее или усадить в коляску — происходит это. Она начинает упираться, пинаться не хуже футболиста премьер-лиги, вопить во всю мочь, бросаться на пол. Знакомьтесь — это детская истерика.

Но теперь вам придется иметь дело не только с истериками. Ваша малышка начинает заявлять о том, чего она хочет или не хочет. Она противоречит самой себе. Она требует независимости — и желает, чтобы все делали за нее. Она кричит «Хочу есть!» — и тут же отказывается от еды. Хочет сама налить себе молока — и обливается с головы до ног. Желает вылезти из коляски и идти самостоятельно, но не хочет шагать рядом с вами, и приходится все время опасаться того, что она выбежит на проезжую часть. Она познает силу слова «нет» и пользуется им все чаще и чаще: нет, она не хочет ложиться в кроватку; нет, она не хочет отдавать свою игрушку; нет, она не хочет сидеть за столом… Нет, нет, нет…

Вот теперь, чтобы вложить в ребенка то, что вы считаете нужным, вам придется потрудиться по-настоящему. Вам надо дать ей все, чтобы она выросла счастливым, здоровым, трудолюбивым человеком, с моральными устоями, здоровыми привычками, умеющей жить в ладу с окружающим миром. У вас уже сложилось видение ее будущего. А еще вы хотите, чтобы в один прекрасный день, когда дочурка вырастет, она сказала бы вам: «Мамочка, спасибо тебе за все. Ты лучшая мама на свете». Вы получаете звание родителя, когда даете ребенку жизнь, но, чтобы оправдать это звание, вам придется многому научиться.

Желая дать ребенку все самое лучшее, попробуйте представить себе, как это должно выглядеть. Может, вы с ней уютно устроились в постели и читаете книжку? Может, вы раскачиваете ее на качелях и слышите ее заливистый смех? Может, это рождественская фотография, где запечатлены вы с мужем в окружении улыбающихся детей? Вообразите любое событие. Сфотографируйте его про себя. Расцветите его яркими красками. Испытайте чувство радости и удовлетворения от него.

Все, что вы представили, вполне реально. И обязательно так и будет. Но для этого вы должны знать, что от вас требуется и какие навыки вам понадобятся, и обладать дисциплиной, чтобы делать то, что нужно, день за днем в течение долгих лет. Помните, что вам надо быть понимающим родителем своему малышу, человеком, который последовательно обеспечивает ему все необходимое. Для достижения поставленных целей вам надо обеспечить ребенку:

● правильный сон;

● правильное питание, то есть полезную пищу в разумных объемах;

● общение с другими детьми и взрослыми, активный образ жизни, прогулки, занятия физкультурой;

● развивающее обучение;

● ясное представление о правилах поведения и требования их соблюдения.

Разумеется, воспитание ребенка занимает 24 часа в сутки и длится на протяжении всего его детства. Но особенно важны первые годы жизни малыша. Родительская ответственность в этом деле невероятно высока, и к нему необходимо подойти со всей серьезностью и пониманием важности происходящего. Вам выпал шанс воспитать человека, подготовить его к жизни. Те, кто уже знакомы со мной, знают, что моя методика испытана, проверена и доказана. Вы неоднократно бывали свидетелями того, как она работает.

Я часто слышу от родителей: «Мне не хватает времени». Недавно я где-то прочитала, что более 40 процентов родителей в наше время заявляют, что им не хватает времени даже на то, чтобы подумать, как обеспечить детям безопасность в собственном доме. С моей точки зрения, это элементарно! Но если они не способны подумать даже о физической безопасности собственных детей, как они сумеют следовать обсуждаемым здесь пяти принципам? Если вы читаете эту книгу, значит, входите в число остальных 60 процентов, то есть принадлежите к категории родителей, которые осознают, что необходимо находить время на ребенка и с самого начала его жизни упорно трудиться над его воспитанием. Никаких расхожих отговорок вроде: «Я пыталась, но у меня ничего не вышло».

Представьте себе, что у вас на руках две колоды игральных карт. В одной — карты, на которых изображены ожирение, диабет 2-го типа, слабая концентрация внимания и другие проблемы с обучением, а также сложности с общением. В другой колоде — здоровье, развитие способностей, общительность и способность преуспеть в жизни. Которую из колод вы намерены вручить своему ребенку? Чтобы принять разумное решение, не требуется особых интеллектуальных усилий, верно? Мне доводилось видеть последствия неправильного выбора. Я встречала детей с неразвитой речью, отставанием в развитии и проблемами в общении. Я встречала детей, страдающих от того, что они хотели бы учиться, но не могут, потому что в них не воспитали привычки к усидчивости и сосредоточенности. Я встречала детей, которые едят без передышки, да еще получают похвалы за то, что съели три порции, хотя известно, что переедание в детстве ведет прямиком к ожирению и диабету. Я встречала двух-трехлетних склонных к агрессии детей, которые, не зная ограничений и правил поведения, к шести годам превращались в драчливых забияк, от которых стремилась избавиться школа.

Я знаю, что вы не хотите такого будущего для своего ребенка, но то, что я предлагаю, требует времени и сил. Вот почему я говорю, что вы должны стать дисциплинированными родителями. От вас требуется дисциплина, чтобы правильно кормить ребенка, обеспечить ему своевременный и здоровый сон, как можно раньше начать развивать малыша, учить его, как вести себя на улице и общаться с другими детьми, укреплять навыки правильного поведения и предупреждать капризы. И конечно же, дисциплина нужна, чтобы выработать правильное расписание и следовать ему изо дня в день. Режим помогает действовать организованно, рассчитывать время и успевать делать все необходимое не только для малыша, но и для вас самих! В конечном счете вы и сами будете получать удовольствие от этого.

Вспоминаю одну семью в Колорадо, где оба родителя занимались бизнесом вне дома. У матери не хватало времени на то, чтобы совмещать работу и уход за детьми. Ее угнетало чувство вины за то, что она уделяет детям недостаточно внимания, и она старалась подольше пообщаться с ними вечером и укладывала их спать слишком поздно. В результате дети недосыпали. Перевозбужденный младший ребенок, которому не хватало внимания матери, просыпался среди ночи, и она, чувствуя себя виноватой, позволяла ему еще какое-то время не спать, из-за чего он уставал еще больше. Я помогла ей распланировать день таким образом, чтобы она успевала и работать, и заниматься малышами. Это расписание плюс метод приучения к раздельному сну (см. главу 5) помогли исправить положение дел.

Универсальный родитель

Я использую эту метафору для того, чтобы определить, какими качествами должны обладать родители. В бейсболе универсальный игрок — это тот, кто владеет и силовым, и контактным броском, а также скоростным пробегом к базе, хорош в защите и умеет отбить мяч. Иными словами, он отличается во всех позициях этого вида спорта. Я предлагаю вам стать такими же универсальными мастерами — родителями, которые могут правильно организовать ребенку:

● питание;

● сон;

● социализацию и активный образ жизни;

● раннее обучение;

● воспитание.

Спортсмену обычно что-то удается лучше, что-то хуже, но заниматься ему приходится всем. Вы тоже можете заметить, что не все у вас получается одинаково хорошо. Это нормально. Значит, в чем-то надо повысить квалификацию.

Став универсальным родителем, вы получите возможность влиять на жизнь своего ребенка не только сейчас, но и в будущем. А это потребует от вас долгосрочного планирования. Кому-то из родителей оно дается лучше, кому-то хуже. Мы живем в обществе, где надо крутиться быстро. Но верьте мне: легких путей не бывает. Родители нередко живут одним днем или, в лучшем случае, заглядывают на неделю вперед. Однако если вы будете смотреть в будущее, то не кинетесь покупать ребенку фастфуд — вы достанете из холодильника полезные продукты и приготовите что-нибудь вкусное. Вы найдете время, чтобы похвалить малыша за хороший поступок. Вы в очередной раз почитаете ему книжку, даже если она уже надоела вам. И вы будете понимать, насколько важен вечерний ритуал укладывания малыша спать, и не пропустите его, даже если только что вернулись домой после долгого напряженного дня.

Почему так важны все пять элементов

Все пять принципов тесно связаны между собой. Если вы не обеспечите ребенку здоровое питание, спокойный сон, общение и возможности для развития, то проблемы с поведением неизбежны. И если вы не сумеете справиться с поведенческими проблемами, то могут возникнуть сложности с питанием, сном, общением и концентрацией внимания.

Приведу пример. Когда я только начинала вести телепередачу, ко мне обратилась одна молодая мама. Ее маленький сын не мог ни минуты посидеть спокойно и на чем-то сосредоточиться. Разговаривая с ним, я подумала: «Может, у него проблемы со слухом, может, у него вообще избирательный слух?»

И я решила провести эксперимент. «Кто-нибудь хочет мороженое?» — спросила я. Это он услышал очень хорошо! Но когда я сказала: «Давай соберем игрушки» — малыш и ухом не повел. И я поняла, что он слышит только то, что хочет услышать. Родители не обращали внимания на непослушание, утратили контроль над его поведением, а потому не смогли приучить его к полезным занятиям, например слушать, как ему читают книжку: вместо того чтобы слушать рассказ или собирать головоломку, он норовил испортить и книжки, и игрушки.

Он не имел навыков общения, потому что его никогда не учили внимательно слушать, запоминать правила игры и соблюдать очередность. Мы попробовали играть в «горки и лесенки», но ему это не понравилось, потому что он никак не мог сосредоточиться, чтобы понять правила. Кончилось тем, что он в негодовании отшвырнул игральную доску.

У мальчика были отклонения в поведении, но они сопровождались также проблемами в общении и обучении. Я научила его маму правильно соотносить ограничения, ожидания и дисциплинарные меры. Подсказала, как развить у него способность концентрировать внимание. Объяснила, как научить его соблюдать очередность в игре с другими детьми. Помогла установить режим, чтобы ребенок спал и питался в положенное время. И наконец, самое главное — я помогла ей восстановить утраченный контакт с малышом, чтобы она могла хвалить его, обнимать и дарить свою любовь. Все вместе это привело к тому, что положение заметно улучшилось.

Нет ничего важнее любви!

Рассказывая о пяти основополагающих принципах, я хочу напомнить: все, что вы делаете для малыша, нужно делать с любовью. Я хочу, чтобы вы никогда не забывали обнять, поцеловать и приласкать малыша, обращались бы с ним нежно и доверительно. По виду ребенка я всегда могу определить, как с ним обращаются, получает ли он свою долю тепла и любви — такие дети выглядят умиротворенными и довольными жизнью. Я не раз слышала от родителей, что их в детстве никто особенно не баловал, поэтому они не способны на проявление нежных чувств. И знаю, что, когда ребенок ведет себя плохо, родители, не понимая, как себя с ним вести, инстинктивно отдаляются от него и лишают так необходимой ему ласки. Сталкиваясь с плохим поведением, не забывайте, что помимо дисциплины малышу необходима ваша любовь. Отделяйте непослушание от личности ребенка. Обнимайте его, целуйте, прижимайте к себе. Он станет спокойнее, а связь между ним и вами укрепится.

Как-то мне пришлось работать в семье, где было пять детей и мама, которую только что бросил муж. Она жаловалась мне: «Дети совершенно не слушаются! Я с ними не справляюсь». Они швырялись за столом едой, дрались, не хотели ложиться спать. В общем, надо было наводить порядок!

Но прежде чем что-то менять, надо было обеспечить детям утешение, любовь и постоянство. Они скучали без отца, и это отражалось на их поведении. Я не скупилась на нежности. Когда они выходили из себя и от злости швырялись чем-нибудь, я вместо более строгих дисциплинарных мер отводила их в тихое место, где они рисовали, раскрашивали картинки или рассматривали книжки, пока не успокаивались. Одновременно я потихоньку налаживала здоровый режим — с полезными занятиями, распорядком дня, своевременным сном и правильным питанием. И только когда дети начали приходить в себя, я принялась за дисциплину. Чтобы исцелить, нужна прежде всего любовь, а потом уже лекарство.

Распорядок дня

Как вы увидите дальше, обсуждая любое правило, я каждый раз говорю о режиме. Малыши любят режим, потому что он обеспечивает предсказуемость: они всегда знают, что за чем следует. Недавно я прочитала статью, в которой нашла доказательство моему убеждению. Оказывается, когда ребенок растет в беспорядке и хаосе, это негативно влияет на развитие коры его головного мозга, где формируются суждения и оценки. Следовательно, устойчивый распорядок дня способствует правильному развитию мозга. Это ли не мощный стимул для вас!

Чтобы разработать режим, начните с того, что определите, сколько времени ребенок должен спать. Посмотрите в разделе «Правильный сон», сколько часов сна требуется детям в зависимости от возраста. Соответственно рассчитайте, когда ребенок должен ложиться и просыпаться, и, исходя из этого, распределите все остальное: завтрак, подготовка к утренним занятиям, утренние занятия, перекус, снова занятия, обед, тихий час (если ребенок еще спит днем), полдник, игры или прогулка на воздухе, ужин, укладывание в постель, сон (см. таблицу «Примерный распорядок дня»). Получается, что днем полагается два легких перекуса и три основных приема пищи; пять с половиной часов отводится на умственные и физические занятия, и один-два раза в день малышу нужен сон или отдых — в зависимости от возраста. Это время вы можете использовать для того, чтобы тоже отдохнуть и подзарядиться энергией.

Подсчитайте, сколько времени в течение недели вы проводите вне дома. Легкие отклонения от расписания допускаются. Если обед состоится не в 12 часов, а в 12.15, это вполне нормально. Давайте ребенку время на то, чтобы переходить от одного занятия к другому. Если дергать и торопить малыша, он начнет нервничать и сопротивляться. Разговаривайте с ребенком, готовьте его к следующему занятию. Если он знает, что будет дальше, то будет меньше противиться и все пойдет своим чередом. По мере того как ребенок растет, режим должен приспосабливаться к потребностям возраста и уровню его развития.

Примерный распорядок дня

7.00. Подъем, на горшок, умыться, одеться.

7.30. Завтрак.

8.00–10.00. Утренние занятия.

10.00. Перекус.

10.15–12.00. Утренние занятия, подвижные игры.

12.30. Обед.

13.00–15.00. Тихий час (1–1,5 часа), затем дневные занятия.

15.00. Полдник.

15.15–16.30. Игры или прогулка на воздухе.

16.30–17.00. Ужин.

17.00–18.00. Тихие занятия: рисование, раскраски, паззлы.

18.00. Купание и вечерний ритуал перед сном.

19.00. Сказка на ночь в постели.

19.30. Сон.

Действуйте поэтапно

Если, прочитав эту книгу, вы поймете, что сразу по нескольким из пяти пунктов у вас непорядок, не пугайтесь — совсем не обязательно осваивать все сразу. Да это и нереально. Попытавшись сделать все и сразу, вы рискуете не справиться.

Причин тому может быть много — не только семья, но и работа, множество дел, за которые вы отвечаете, счета, которые надо оплачивать. Я знаю, как тяжело в наше время содержать семью. Многие делятся со мной своими заботами. И все же вы должны сделать сознательный выбор. Возможно, от чего-то придется отказаться. Но я уверена, что вы сумеете определиться, без чего можно обойтись, а без его нет.

Помогая какой-нибудь семье, я могу заявить: «Оставим в покое поведение, питание и сон», — и составить список действий первостепенной важности. Например, хотя сон, безусловно, важен, может оказаться так, что начать следует с другого, потому что ребенок отказывается ложиться спать из упрямства. И наоборот, бывает так, что ребенок недосыпает и потому капризничает и ведет себя плохо. От вас требуется понять, какое именно из пяти правил следует применить в первую очередь. По ходу чтения книги вам нужно прояснить для себя, что именно нужно изменить в вашей семейной жизни, и начинать действовать согласно принципам по очереди, пока не освоите все пять. Спросите себя, как ваше сегодняшнее действие положительно скажется на поведении ребенка завтра.

Раз вы читаете эту книгу, значит, хотите узнать больше о воспитании, чтобы быть в состоянии дать малышу все, в чем он нуждается. Это здорово! Однако помните, что, если вы склонны к окрикам или пустым угрозам, проявляете непоследовательность, запрещая что-то и тут же нарушая собственный запрет, например даете малышке печенье, хотя она отказалась обедать, или требуете, чтобы она спала в собственной постели, а потом позволяете спать в вашей, вам потребуется время и сила воли, чтобы изменить собственное поведение. Не имеет значения, биологическая ли вы мать, приемная или няня, бабушка, просто член семьи. Чем бы вы ни руководствовались в своем поведении, вы, конечно же, не хотите навредить ребенку, вы просто не желаете расстраивать его, чувствуете вину за то, что отсутствуете в течение дня, — и, осознавая все это, вы сумеете измениться к лучшему.

Семейная карта желаний

● Вспомните образ, о котором говорилось в начале главы.

● Загрузите или вырежьте картинки, отражающие ваши представления о том, что вы хотите вложить в своего ребенка — ваши мечты о здоровом, счастливом малыше и здоровой, счастливой семье.

● Разместите их на доске или картоне и повесьте свою «карту желаний» там, где она будет у вас на глазах в течение дня.

● Время от времени добавляйте новые картинки или меняйте их, чтобы освежить мотивацию.

Следование всем пяти правилам требует сосредоточенности. Поэтому я предлагаю завести семейную «карту желаний». Она поможет помнить о том, что вы считаете самым важным для своей семьи, чтобы каждодневные дисциплина, терпение и последовательность поддерживались теми ценностями, надеждами и мечтами, которые ведут вас по пути воспитания ребенка.

Воспитание — это путь

Конечно, пока малыш растет, родителям порой приходится нелегко. Поверьте мне, работая няней, я в этом не раз убеждалась. Неважно, сидите ли вы с ребенком дома или общаетесь с ним только после рабочего дня, от вас требуется вся ваша энергия. Но, как я заметила по опыту работы в семьях, матери может казаться, что она истощила все свои запасы, но на самом деле всегда остается капля-другая энергии. Меня поражает, насколько может выкладываться мать ради удовлетворения нужд малыша.

Я не хочу сказать, что нельзя хотя бы изредка позволить себе отступить от правил, например заехать в МакАвто или пропустить утренние занятия. Однако, поступив так сегодня, не пропустите их завтра. Разумеется, безупречных матерей, которые не отступают от правил ни на шаг, не бывает. Вам надо просто делать, что можете, и представлять, что от вас потребуется завтра.

Возможно, у вас не все и не всегда получится. Многие матери опасаются: «А что, если я, следуя правилам, подавлю личность ребенка?» Вы должны научиться доверять своим ощущениям. Что я имею в виду? Научитесь прислушиваться и доверять тому, что говорит вам внутренний голос, и не бойтесь принимать решения. Например, вы позволите ребенку подольше не ложиться спать, поддадитесь его капризу или дадите конфету, даже если он не стал ужинать. И вот он уже капризничает от недосыпания или устраивает истерику, рассчитывая получить то, что хочет. Вы осознаете, что приняли неверное решение, и извлекаете из этого урок на будущее.

Я также не обещаю, что вы не будете порой впадать в отчаяние или испытывать раздражение. Это в порядке вещей. Когда такое случается, важно оценить собственное состояние и напомнить себе о потребностях ребенка. Это помогает вернуться к нормальному настрою.

Читая эту книгу, вы, возможно, обнаружите, что до сих пор давали ребенку не все, в чем он нуждается. Однако мы имеем дело с маленькими детьми, и они находятся в таком возрасте, когда можно все изменить, потому что их мозг еще не полностью сформировался. Вы научитесь соблюдать дисциплину и использовать свои навыки более продуктивно, и это позволит вам изменить положение дел в лучшую сторону.

Может быть, вы понимаете, что сами выросли в семье, в которой многое было не так, и вы просто не знаете, что и как делать. Что ж, начните все заново прямо сегодня. Откажитесь от того, что было в прошлом, и дайте ребенку хороший, здоровый старт в жизни. Это окажет положительное воздействие не только на него, но и на его будущих детей. Только представьте, какое замечательное наследство вы оставите и своей семье, и обществу в целом.

Дети вырастут, станут взрослыми и сами будут формировать окружающий мир. Им предстоит принимать решения в политике, на государственной службе, в общественной жизни. Наша миссия, в конце концов, именно в том и заключается, чтобы вырастить из детей граждан, способных изменить жизнь к лучшему, так, чтобы вокруг было меньше ненависти и преступности, чтобы люди стали здоровее, больше уважали друг друга и научились жить в мире — в мире, где будет хорошо и детям, и взрослым.

Важно всегда думать о будущем, но не стоит забывать и о наслаждении настоящим — я желаю вам радоваться всему, что ждет вас на непростом пути воспитания. Пусть это тернистый путь, но он приносит глубочайшее удовлетворение. Наслаждайтесь ежедневным общением с ребенком, удовлетворяйте его потребности и цените все те моменты, когда вы находитесь рядом. Гордитесь своими родительскими успехами, когда ваш малыш улыбается от радости, освоив что-то новое. Такие мгновения бесценны. Вы сразу узнаете их по ощущению необыкновенного тепла на душе и запомните навсегда.

Глава 2

Почему так важна дисциплина

Со словом «дисциплина» связано много негативных суждений. Я обнаружила, что особенно здесь, в США, это слово ассоциируется у родителей с представлением о жестком, суровом воспитании, с людьми, которые прибегают в основном к физическому воздействию на детей, то есть предпочитают шлепать, бить и пороть.

Я хочу изменить такое представление о дисциплине, потому что оно ведет родителей к расхлябанности, непоследовательности и отсутствию результата при выборе способов воздействия, из-за чего дети не получают надлежащего представления о границах, рамках и правилах поведения, а потому оказываются лишены таких качеств, как уважение, сочувствие и сострадание к людям.

Я пришла к выводу, что виной всему неверное истолкование слова. Под дисциплиной я понимаю корректировку плохого поведения детей, которую должны проводить родители. В этой главе я объясню, что такое дисциплина, почему она так важна и почему к ней относятся предвзято. И надеюсь, что в результате вы сможете с гордостью заявить: «Да, я сторонник дисциплины!»

Основы дисциплины

Давайте начнем с того, что понимать под дисциплиной в контексте поведения детей. Кто-то может приравнивать ее к суровому наказанию, но, согласно словарям, первое значение этого слова — «надлежащее воспитание». Именно этим вы и занимаетесь, когда, требуя от детей дисциплины, действуете правильно. Вы воспитываете ребенка так, чтобы он вел себя достойно. Вы закладываете в него нравственные качества и понятия, которые останутся с ним на всю жизнь. При этом вы не только поучаете его и, намечая границы, ожидаете, что он будет их придерживаться (что требует дисциплины также и от вас самих), но и показываете, к каким последствиям приводит плохое поведение. Тогда со временем ребенок научится обдумывать свои поступки и отвечать за них.

Если вы не приучите ребенка к дисциплине с самого начала, он никогда не усвоит правил поведения. Это, в свою очередь, создаст у него ощущение безнаказанности, и он станет капризничать еще больше. При этом ваш недисциплинированный ребенок будет не только плохо себя вести, но и вырастет эгоистом, не уважающим людей. Дисциплина помогает ребенку усвоить два важнейших аспекта межличностных отношений: самоконтроль (способность сдерживать свои эмоции вместо того, чтобы выплескивать их на окружающих) и участливость (способность оценивать, как его поведение сказывается на других, и беспокоиться о том, что они могут переживать).

Без дисциплины ребенок не сумеет до конца преодолеть детскую истеричность и себялюбие («я, мне, мое»). Исследования показывают (а я могу подтвердить это на опыте общения с сотнями малышей), что из-за недостатка дисциплины ребенок может стать беспокойным, дерганым и агрессивным по отношению к другим.

Последствия этого сказываются и в зрелом возрасте. Ученые выяснили, что люди, которых не приучали к дисциплине с раннего возраста, как правило, отстают в физическом и умственном развитии, с трудом находят работу, легче поддаются увлечению наркотиками и алкоголем и нередко становятся преступниками. Многие социальные болезни уходят корнями в детство.

Читая об этом, вы, возможно, думаете: «Ну уж нет, только не мой ребенок!» Я тоже хочу на это надеяться! У вас есть все возможности повлиять на своего ребенка, начиная с первых лет его жизни, чтобы заложить фундамент поведения и дисциплины, которые помогут ему противостоять негативным воздействием в будущем. Воспользуйтесь этими возможностями. Пока что ребенок нуждается в ваших наставлениях: «Мама, это хорошо или плохо?», «Папа, ты одобряешь или не одобряешь?» Дисциплина поможет ему найти ответы на эти вопросы.

ПОДСКАЗКА:

Кто главный воспитатель в семье?

Если у вас полная семья, то главные вы оба. Вы вместе воспитываете детей, а потому оба должны учить их правилам поведения.

Почему родители забывают о дисциплине

Кое-кто из родителей уклоняется от дисциплинарного воздействия на детей, опасаясь обвинений в жестоком обращении с ребенком. Но дисциплина отнюдь не обязательно выражается в физическом наказании. Я против подзатыльников и всех прочих форм грубого физического воздействия. И я горжусь тем, что в Великобритании мне удалось отучить 67 процентов родителей от привычки шлепать детей, просто объяснив им преимущества других способов воздействия.

Еще одна причина, по которой многие родители в США не приучают детей к дисциплине, заключается в том, что сами они выросли в семьях, где с детьми обращались сурово, а потому сознательно или подсознательно не хотят повторения прошлого. К сожалению, многих, когда они были детьми, в родительском доме обижали. Они не усвоили приемов правильного воспитания и поэтому боятся, что любые попытки привить дисциплину детям выльются в жестокое обращение с ними. Даже просто разговаривая с детьми строго, они вспоминают, как их в детстве стегали словами. Если это относится и к вам, то мне хотелось бы объяснить, что мои правила дисциплины — не жестокое обращение с детьми, а часть воспитания, которое любящие родители должны дать своим детям. Помните, что вы должны не просто приучать ребенка к дисциплине, — вы должны применять и другие методы, описанные в этой книге, с любовью к ребенку и намерением развивать и поддерживать его. Следуя этим путем, вы сумеете разорвать порочный круг плохого поведения и подготовить ребенка к будущему.

Иногда родители не уделяют должного внимания дисциплине, поскольку не вполне понимают свое родительское предназначение. Согласно данным недавно проведенного исследования, 25 процентов родителей заявили, что «опасение расстроить ребенка» заставляет их отказаться от дисциплинарных мер; треть родителей признались, что относятся к воспитанию детей «легкомысленно». При этом их беспокоит, что дети неуправляемы и это помешает им в будущем!

По-моему, такое отношение ведет к полному провалу в воспитании. Роль родителей заключается не в том, чтобы любой ценой доставлять ребенку сплошное удовольствие с утра и до вечера, а в том, чтобы вырастить его умным и добрым человеком, полезным членом общества. Некоторые родители могут считать иначе, но в вопросе о дисциплине двух мнений быть не может. Ребенок нуждается в ней не меньше, чем в пище и воде.

Эффективные и неэффективные дисциплинарные методы

Недавно веб-сайт для родителей BabyCenter провел опрос среди 1500 матерей в возрасте от 25 до 39 лет с целью выяснить, как их самих в детстве приучали к дисциплине и как они теперь приучают к дисциплине собственных детей (см. данные в таблице). Результаты опроса показывают не только характер «дисциплины» в представлении современных родителей, но и сдвиги в понимании того, что допустимо. Я ставлю слово «дисциплина» в кавычки, поскольку среди названных только первые три метода можно отнести в разряд имеющих к ней отношение, ведь они могут приучить ребенка оценивать свое поведение.

Знакомясь с моей оценкой этих методов, подумайте над своей методикой воспитания и над тем, какие коррективы вы можете в нее внести.

✓ Тайм-аут

Мой метод «Поставить в угол» можно считать одной из форм тайм-аута. Он хорошо действует, если ребенок достаточно развит, чтобы понимать ваши слова (применяется с возраста около двух лет). Его применение предполагает несколько этапов, что приучает ребенка сознавать последствия своих поступков, и к пяти-шести годам он становится менее импульсивным и лучше контролирует свое поведение.

● Сделайте предупреждение. Скажите ребенку, что он поступает неправильно и будет отвечать за это, если не прекратит шалить. Это дает ему возможность исправиться самому.

● Объясните ребенку, за что его «ставят в угол». Это помогает детям соотнести причину («Ты ударил») и следствие («Теперь тебе придется сидеть здесь»).

● Поместите его туда, где вы можете наблюдать за ним. Это не только поможет следить за тем, чтобы он оставался на месте, но и предотвратит развитие страха отчуждения от матери, который присущ ребенку в раннем детстве и потом проходит.

● Установите временной период наказания: одна минута на год возраста. Это позволяет добиться положительного результата, не оставляя ребенка одного слишком надолго. К тому же у маленьких детей внимание быстро отвлекается.

● По окончании срока наказания напомните, что он натворил. Это тоже поможет ему осознать, за что его отправили в угол.

● Попросите извиниться. Это поможет ему понять, что плохие поступки можно искупить. Заодно это разовьет в нем способность к участию, пониманию того, что другим может быть плохо от его шалостей.

● Обнимите и поцелуйте. Это покажет малышу, что вы больше не сердитесь и по-прежнему любите его.

✓ Лишение привилегий

Этот метод эффективен в том случае, если вы приучили ребенка к хорошему поведению. Тогда, лишая его того, чего ему очень хочется, вы тем самым даете ему понять, что он наказан за нарушение правил. Если связь между поступком и наказанием не установлена, то этот метод ничему ребенка не научит.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Часть 1. Воспитание: дисциплина вместо наказания

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пять элементов гармоничного воспитания малыша предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я