31 способ помочь детям развить высокую самооценку. Руководство по расширению возможностей

Джо Рубино, 2011

Перед любым родителем стоит дилемма – либо критиковать и наставлять своего ребенка, либо постоянно хвалить и все позволять. Ни то, ни другое не позволяет детям стать самостоятельными и уверенными в себе. Как показывает ведущий мировой эксперт по личному развитию Джо Рубино, путь к устойчивой самооценке – не внешнее одобрение, а обретение опоры внутри самого себя. Секрет в том, чтобы научить ребенка воспринимать трудности как возможность для обучения и роста, а не личные неудачи и крах всех надежд. Детям нужно показать, что каждая проблема содержит в себе незаменимый опыт, благодаря которому они могут стать мудрее и лучше. Тогда даже самые сложные и неприятные ситуации превратятся в бесценный инструмент для расширения знаний и возможностей. Вы увидите, что ваш ребенок становится свободнее, умеет быть счастливым вне зависимости от обстоятельств. В этой книге вы найдете множество простых и действенных рекомендаций, которые помогут вам понять своего ребенка и раскрыть его природные таланты. Вы научите детей принимать ответственные решения и освоить навыки самоорганизации, которые будут приносить им пользу всю жизнь. А также освободите больше времени для себя – ведь ребенку уже не понадобится ваш постоянный контроль и подбадривания. Краткое, но незаменимое руководство для всех, кто хочет стать хорошими родителями и эффективными учителями.

Оглавление

Глава 2

Причины заниженной самооценки

Низкая самооценка — широко распространенная по всему миру проблема. По результатам нашего исследования 85 % населения страдают от нее в одной или нескольких ключевых сферах жизни.

Давайте рассмотрим, как происходит снижение самооценки. В жизни каждого ребенка, обычно в промежутке между рождением и возрастом 6 лет, происходит что-то, что заставляет его сомневаться в себе. В результате чьих-то слов или действий ребенок начинает находить в себе изъяны, считать себя недостойным, непривлекательным, несовершенным.

Подобная стрессовая ситуация впервые приводит ребенка к следующей мысли: он несовершенен и не соответствует стандартам общества по какому-то очень важному признаку. Можно выделить два типа таких случаев. Первый — недоброе слово со стороны сверстника или авторитетного человека, оскорбление, ссора, порка, насильственные действия или запугивание. Все это может быть реакцией на сказанное или сделанное ребенком, и, как следствие, повлиять на его чувство собственного достоинства или восприятия себя как полноценного члена общества. В таком случае ребенок становится жертвой критической оценки или действий другого человека. Он думает: «Обо мне говорят так или поступают эдак, и в этом моя вина. Я другой — ущербный, непривлекательный, недостойный, несовершенный и неполноценный. Я не вписываюсь в это общество, не нравлюсь людям. Я недостаточно хорош».

Второй тип событий, снижающих самооценку, — неверное истолкование чьих-либо слов или действий. В таком случае никакого намеренного оскорбления или унижения в них нет, но ребенок воспринимает их как подтверждение собственной неполноценности. Например, кто-то сказал: «Мне пора домой», и ребенок тут же делает вывод, что не нравится этому человеку, кажется глупым, скучным или просто не вписывается в беседу — любая подобная интерпретация представляет угрозу для его самооценки.

Такое ошибочное толкование слов способно разозлить ребенка, заставив чувствовать себя непривлекательным. Ребенок может сделать неверные выводы о том, что все люди жестоки и равнодушны, мир вокруг суров и беспощаден, и, чтобы выжить в нем, вести себя необходимо определенным образом. Ему может показаться, что для выживания надо добиваться любви других людей, а для этого — всячески им угождать. Это решение повлияет на все последующие события. Найдутся доказательства, которые будут подкреплять убеждения ребенка о себе, других людях и о мире в целом. С каждой последующей ситуацией будут возникать новые ошибочные интерпретации, еще больше укрепляющие его уверенность в своих предыдущих выводах. Например, что он глуп, скучен и не нравится людям. Поэтому ребенок должен вести себя определенным образом и угождать им, чтобы завоевать любовь и внимание других.

Ежедневно дети сталкиваются с сотнями ситуаций, которые могут неверно истолковать. Это, в свою очередь, способно негативно отразиться на их самооценке в долгосрочной перспективе. Типичный пример такой ошибочной интерпретации — развод родителей. В действительности два взрослых человека попросту разлюбили друг друга или поняли, что хотят разойтись. Однако ребенок может прийти к выводу, что, если бы он лучше себя вел, следил за порядком в комнате и всегда убирал за собой игрушки, мама и папа не ругались бы так часто и все еще были бы вместе. Более того, ребенок может подумать, что он плохой и поэтому родители его бросают.

Другой пример такого рода ошибочных суждений — ситуация, когда родители оставляют ребенка на неделю с родственником. Возможно, им нужен отпуск или же у них появились срочные дела, и они решили, что ребенку будет лучше остаться под чьим-либо присмотром. Но ребенку кажется, что родители не любят его и хотят от него избавиться. С такой склонностью к ошибочной интерпретации ребенок постоянно сталкивается с тысячей возможностей понять ситуацию неверно, что запускает процесс разрушения самооценки.

Что важно, этот процесс не ограничивается формированием у ребенка неверного мнения о собственной ценности. Убежденный в том, что он недостаточно хорош, ребенок начинает обращать внимание на другие ситуации, которые подтверждают правильность его суждений. Такие негативные события укрепляют его уверенность в собственной ничтожности. Он продолжает неверно истолковывать события, все больше убеждаясь в своей неполноценности, а его самооценка продолжает падать. Вскоре ребенок уже не сомневается в том, что с ним что-то не так.

Ощущение ничтожности, собственная непривлекательность или неверное представление о себе становятся неоспоримыми фактами. В итоге, ребенок создает самоисполняющееся пророчество[2], которое прочно закрепляет его ошибочные убеждения.

Исследования указывают, что каждый ребенок, как правило, в возрасте от рождения до 6 лет подвергается какому-либо посягательству на свою самооценку. Он слишком близко к сердцу воспринимает чье-либо пренебрежительное отношение либо же делает неверный вывод о собственной неполноценности. Он чувствует себя несовершенным, недостойным любви, плодотворных отношений, богатства и счастья.

С этого момента ребенок будет искать подтверждения своим умозаключениям. За годы и десятилетия сбора таких доказательств они превратятся в самоисполняющееся пророчество: ребенок, а затем и взрослый, приобретет непоколебимую уверенность в своем несовершенстве. Соответственно, его самооценка снизится, и как результат — постоянное ожидание провала, трудности, страдания, неудачные отношения и боль.

Есть много методов, с помощью которых родители, учителя и опекуны помогут детям сформировать правильный образ себя. Всего в книге приводится 31 такой способ, благодаря которым дети смогут стать полноценными взрослыми людьми с адекватной самооценкой.

Примечания

2

Самоисполняющееся пророчество — предсказание, которое косвенно влияет на реальность таким образом, что в итоге оказывается верным. — Здесь и далее примеч. ред.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я