Магия и поверья Западной Англии

Джиллиан Макдональд, 2007

Какие волшебные существа испокон веков населяли берег Англии? Какие мифы существуют вокруг ведьм? Как древняя колдовская традиция повлияла на современных магов? Как приготовить приворотную мазь или сделать амулет? Обо всем этом рассказывают Джиллиан Макдональд и Джессика Пенберт в «Магии и поверьях Западной Англии». Эта книга отдаленно может напомнить энциклопедию краеведа, потому что авторы как будто под увеличительным стеклом рассматривают Уэст-Кантри. Она написана увлекательно, живым языком. В ней содержатся мифы, фольклор, история магии и колдовства в этом регионе. «Магия и поверья Западной Англии» порадуют тех, кому интересны культуры разных стран и народов. Кроме того, в книге представлены старые ведьминские рецепты зелий и заклятий. А еще авторы составили перечень мест, в которые обязательно стоит заглянуть искателям приключений и магии, если они окажутся на западе Англии.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Магия и поверья Западной Англии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Путешествуя по Уэст-Кантри, области в Юго-Западной Англии, вы обязательно столкнетесь и будете натыкаться на следы колдовства, будь то современные практики или свидетельства из прошлого.

Уэст-Кантри поделен на три графства, каждое из которых отличается своей уникальной атмосферой и энергией. При этом у них есть кое-что общее: весь запад Англии веками был безопасной гаванью как для древних кельтов с их магическими воззрениями, так и для ведьм, которые, как мы увидим, на самом деле предпочитали так себя не называть.

Магия — это разностороннее и неоднозначное понятие, с которым связано большое количество негативных и позитивных трактовок. Этому явлению трудно дать всеобъемлющее определение: для кого-то это абстрактное понятие, а для кого-то — вполне реальная духовная практика.

Никто из жителей Западной Англии не ассоциировал увлечение магией, целительством, астрологией и другими мистическими практиками с последователями дьявола. Такого рода поверья распространились благодаря появлению христианства и, в частности, католицизма. До появления религии у европейских язычников магия не трактовалась как что-то негативное. Можем предполагать, что подмена понятий произошла, когда новые воззрения наложились на старые: наши боги и богини стали рассматриваться с дуальной точки зрения — их разделили на темных и светлых. Иными словами, стали выделять созидательное и разрушительное начала, единство раскололось на половины — безусловное Добро и безусловное Зло. Дуальная концепция плохо вписывалась в старые верования, но именно она смогла прочно укрепиться в головах людей. Почему? Потому что, согласно новому религиозному порядку, если ты жил честной добропорядочной жизнью, после смерти тебе гарантировалось приятное посмертие в месте под названием «рай». Попасть туда стало всеобщей целью.

Смена парадигмы стала тяжелым ударом для всех магических сообществ, однако многим из них удалось выжить и передать знания следующим поколениям. Их ремесло получило название, которое редко произносилось вслух, — wicce. Так на англосаксонском языке назывались шаманы. Со временем это слово преобразовалось в современное witch («ведьма»).

Часто употребляемое название среди небольших религиозных сообществ создало прецедент. Впоследствии любую магию и всех, кто ее практиковал, стали считать злом. Раннехристианская церковь адаптировала под религиозные каноны древнего кельтского бога Кернунна и греческого бога Пана, которых обычно изображали с рогами и копытами козла, трансформировав их образы в чертей и дьявола.

Во время смены духовной парадигмы потихоньку расползался страх одержимости демонами. Колдовство, магия и все, что по мнению святых мужей того времени считалось этически, морально, политически или социально неприемлемым, преследовалось и уничтожалось.

Эта религиозная паранойя, которая пришла со Среднего Востока, прочно укрепилась в Средневековье. Вишенкой на торте стал написанный под покровительством Римско-католической церкви, печально известный трактат Malleus Maleficarum, или «Молот ведьм». Особое внимание в книге уделили определению слова «магия» и способам идентификации ведьм. Основной акцент в книге был сделан на то, что магическими практиками в основном занимаются женщины, что способствовало их подавлению и лишению прав.

Беспощадность европейской инквизиции стала особенно ощутима во время эпохи Тюдоров. Реджинальд Скотт в 1584 году написал труд «Разоблачение колдовства» (The Discoverie of Witchcraft), где попытался дискредитировать увлеченных «охотой на ведьм» убийц и любителей запугивать, приведя разумные доводы о том, что ведьм, о которых рассказывала церковь, попросту не существует. Несмотря на его старания, труд так и остался незамеченным, а ярые приверженцы веры все равно продолжали сжигать и вешать невинных людей сотнями, если не тысячами.

В нижеследующей цитате видно, насколько сильно Скотта волновало то, как инквизиция обходилась с женщинами:

И чтобы мир наконец-то смог открыть глаза на то, какие вероломные и не имеющие ничего общего с верой дела творятся, какая вокруг воцарилась душераздирающая и невыносимая тирания, как много отвратительного и абсурдного происходит, с какой неестественной и неучтивой грубостью, с какой нездоровой и ядовитой злостью, с какой невиданной и варварской жестокостью обращаются с этими бедными женщинами, какие богомерзкие и дьявольские выдумки сочиняют о них, как их обманывают посреди бела дня, я повергну весь инквизиционный порядок и всех охотников за ведьмами в вечный, непростительный и ничем не прикрытый позор.

Предположу, что Реджинальд Скотт достаточно точно выразился о происходящем в те времена. В современном мире существует мнение, что инквизиция была самым настоящим актом геноцида, причем в первую очередь в отношении женщин. Все ответвления христианской церкви до сих пор стараются не вспоминать или завуалировать эту страницу своей истории.

Немного позже, в 1597 году, Яков I, убежденный последователь кальвинизма и самопровозглашенный враг ведьм, в качестве ответного выпада написал трактат «Демонология». Таким образом, он подкинул свежих дров в костер страха, паранойи и ненависти по отношению ко всем, кто в той или иной форме занимался магией. Многое из того, что по меркам тех времен считалось колдовством, таковым на самом деле не являлось. Постепенно благодаря накоплению и распространению научных знаний, а также адекватному принятию деревенских магических традиций, все околомагические практики по большей части стали относить к безобидному фольклору.

В XVIII веке весомая часть общества попала под влияние научной и промышленной революции. Однако увеличился и интерес ко всему оккультному, людям стало легче принимать сверхъестественное. Это произошло во многом благодаря знакомству с такими загадочными странами, как Египет.

В Гластонбери сформировался Герметический орден Золотой зари. Ответвления этой магической школы активны до сих пор, особенно в Уэст-Кантри. Еще один пример благосклонно воспринятого фольклора, который остается популярным и по сей день, уходит корнями к страшному картофельному голоду в Ирландии. К берегам Англии в то время прибыло много ирландских мигрантов, что повлекло за собой новую волну кельтского влияния на местный фольклор: истории про мир фейри получили детализацию и большую популярность. В сказках появились лепреконы и пикси.

Графство Уэст-Кантри большей частью обошли стороной яростные атаки на людей, практикующих магию. Обычаи и традиции здесь никогда не прерывались. Границы, созданные природой, послужили своеобразной защитой. Несмотря на то что в этих местах прошло несколько судов над ведьмами, по сравнению с востоком страны их количество было незначительным.

Когда оказываешься в Уэст-Кантри, тебя охватывает всепоглощающее ощущение, будто это место обладает волшебным флером. Где бы ты ни находился, кожей чувствуешь нечто сверхъестественное: у подножия холма Гластонбери-Тор, в пещерах Вуки-Хол или на природе, бродя среди многочисленных кругов из камней и по курганам на пустошах. У каждого места есть своя ощутимая энергетика, которую очень легко уловить.

Путешествуя по Девону и уходя все дальше на запад, ощущаешь, как замедляется время, словно духи каждого места призывают тебя остановиться и обратить на них внимание. Покатые, укрытые сочной зеленью вересковые холмы, между которыми располагается множество деревушек и уютных уголков, дарят чувство безопасности и защищенности. Бескрайние пустоши Эксмура дают прочувствовать простор и величественность. Кругом заросли, острые скалистые утесы, удивительные долины, спрятанные в горах. Здесь, посреди трав и дрока, можно найти покой и умиротворение, провести время в компании диких пони, овец и оленей.

Прибрежная часть Девона усеяна не менее красочными, чем окружающая их природа, тайными бухтами и скалами. Куда ни глянь — потрясающие виды, куда ни пойди — везде можно отыскать волшебные местечки.

Еще у нас есть притягивающе-мрачный и капризный Дартмур со зловещими серыми холмами, голыми камнями, чередующимися с милями зеленых лугов. Местные болота, поджидающие ничего не подозревающих путников. Главное — не забыть пару крепких походных ботинок и надежный компас. Невольно вспоминаешь множество таинственных сказок и загадочных легенд. Все эти суеверия продолжают оказывать влияние и по сей день.

Чуть дальше на запад и пейзажи снова меняются, становятся более дикими. Магия здесь насыщенная и неприрученная. Сразу становится ясно, почему эта земля стала источником стольких мифов и легенд.

Северное побережье Корнуолла в основном состоит из высоких сланцевых и гранитных скал. Там полно укромных бухточек, которые раньше служили секретными портами для контрабандистов. Одна из таких естественных гаваней, находящаяся в Боскасле, приютила у себя Музей колдовства. Центральную часть Корнуолла пересекает пустошь Бодмин-Мур. По этой продуваемой всеми ветрами местности носятся призраки мифических воющих гончих, а еще она знаменита своими кругами из камней и прославившимся благодаря Дафне дю Морье трактиром «Ямайка».

Атмосфера южного Корнуолла более расслабленная, он напоминает юг Франции, поэтому большую часть юго-западного побережья любовно называют Английской Ривьерой. Однако своими связями с магией славится именно запад Корнуолла, что видно на примере названий: бухта Викка-Пул и скала Камень Ведьм в городке Зеннор. Здесь веет древностью, местные красоты почти не тронула рука человека. Удивляет, насколько это место пропитано мощной энергией, приносящей исцеление и вдохновение.

Каждый раз, когда посещаю Запад Англии, мгновенно начинаю чувствовать себя как дома, потому что люди здесь обладают удивительным принятием и терпимостью, воспринимают мир как некое волшебное место. Чувствуется глубокое уважение к ремеслу и искусству, не только христианского, но и языческого, шаманского периодов.

Именно уважение, понимание и мудрость, которые ощущаются здесь, каждый год притягивают сюда многих ведьм. Не говоря уже об особенном, потрясающем, магически заряженном священном пейзаже.

За туманными рассветами тянется шлейф загадочности. В полдень заповедная земля приобретает насыщенные краски. Закатное солнце, тонущее за высокими океанскими скалами, очаровывает каждого, у кого есть время и желание просто тихо посидеть, впитывая в себя магию западных земель.

Я призываю вас без предрассудков и с открытым сердцем познакомиться с теми, кто практиковал магию в прошлом и сейчас. От всей души желаю в полной мере насладиться особенным и волшебным изучением западной части Англии и ее ведьм!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Магия и поверья Западной Англии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я