Джидду Кришнамурти – один из наиболее выдающихся духовных учителей XX века, человек, отказавшийся от роли мессии из любви к истине, которую назвал «страной без дорог». Книга представляет собой собрание выдержек из бесед и книг Джидду Кришнамурти с 1933 по 1967 год, касающихся действия. В ней рассматриваются такие темы, как целостное действие и неполное действие, препятствия для целостного действия, верования, идеологии, обязательства, реакция и процесс мышления, усилие, воля, время, откладывание действия, непосредственное, немедленное действие, полное внимание, чудо слушания, любовь, безмолвие и религиозный ум. Благодаря тщательно отобранному материалу она проясняет наиболее важные аспекты учения Джидду Кришнамурти. На русском языке издается впервые. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Действие. Выдержки из бесед и книг 1933–1967 гг. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
II. Что такое действие?
Наша жизнь — это действие: походы на рынок, приготовление пищи, воспитание детей, думание, поездка на машине, созерцание дерева, работа. Вся жизнь — это огромное действие. Если вы тихо сидите в лесу весной, вы видите, как все переполняется жизнью. Знаете, большинство из нас никогда не умирают и потому никогда не творят. Деревья выбрасывают новые листья, а когда листья умирают, они выглядят изумительно. Но мы живем прошлым, мы никогда не умираем и поэтому никогда не обновляемся, наше действие всегда подражательно, приспособительно, следует шаблону удовольствия, и отсюда агония.
Париж, 3-я публичная беседа. 23 мая 1965 г. Собрание текстов, т. XV, стр. 168
Жизнь — целостность жизни — это действие
Этим вечером мы обсуждаем вопрос о действии. Однако, чтобы понять его не только на словах, не только интеллектуально, но всем своим существом, надо выйти за пределы слов. Только тогда это будет сопричастность, соучастие, совместность в чем-то живом. И этот вопрос о действии нуждается не только и не столько в словесном объяснении, но значительно больше в совместном движении, в совместном неуверенном нащупывании нашего пути в этом вопросе, что такое действие.
Жизнь — это существование, это движение, и это движение есть действие. Жизнь — целостность жизни, а не часть ее, полное состояние существования — это действие. Но когда мы только существуем, как делает большинство из нас, проблема действия усложняется. В существовании нет разделения. Это не фрагментарное состояние сознания или бытия; в этом [состоянии] возможна целостность действия. Но когда мы делим существование на различные сегменты, фрагменты, действие становится противоречивым.
Бомбей, 3-я публичная беседа, 17 февраля 1965 г. Собрание текстов, т. XV, стр. 62
Жизнь — это действие от начала до конца…
Не знаю, заметили ли вы утром высоко в небе больших стервятников, больших птиц, парящих без движения крыльев, парящих в потоке воздуха, движущихся бесшумно. Это действие. И также червяк, питающийся под землей, — это тоже активность, это также действие. Действием является и то, когда политик выходит на трибуну и говорит ни о чем, или когда человек пишет, читает или высекает статую из мрамора. Также действие — когда человек, имеющий семью, устраивается в офис на следующие сорок лет, день за днем делая нудную работу без всякого смысла, бесконечно расточая впустую свою жизнь! Все то, что делает ученый, художник, музыкант, оратор, — это тоже действие. Жизнь — это действие от начала до конца, все движение — это действие.
Раджгхат, Бенарес, 3-я публичная беседа, 28 ноября 1965 г. Собрание текстов, т. XV, стр. 344
Вся жизнь — это отношение… действие и отношение — это синонимы
Мы имеем дело с действием на всех уровнях нашего бытия — это не только физический акт, но и эмоциональный, психологический, мысленный, бессознательный, сознательный акт, потому что все это жизнь. Вся жизнь — это отношение или действие. Вы не можете избежать этих двух данностей, хотя на самом деле действие и отношение — это синонимы. Под «действием» мы понимаем то, что было сделано, и то, что надо сделать, и то, что мы собираемся сделать. Это движение, либо непрерывное движение, либо отдельное движение. Для большинства из нас оно отдельно. Мы живем на разных уровнях: здесь работа, здесь семья, здесь общественное мнение, здесь мои страхи и мои боги, мои взгляды, мои суждения, моя обусловленность; и здесь разное давление, влияния общества и т. д. Мы живем на разных уровнях, отделенные, разобщенные друг с другом.
Раджгхат, Бенарес, 3-я публичная беседа, 8 декабря 1963 г. Собрание текстов, т. XIV, стр. 68
Правильное действие возникает при понимании отношения…
Итак, отношение — наша проблема, а без понимания отношения просто быть активным — значит производить дальнейшее смятение, дальнейшее страдание. Действие — это отношение: быть — значит быть в отношении. Делайте что угодно — удаляйтесь в горы, сидите в лесу, — вы не можете жить в изоляции. Вы можете жить только в отношении, и до тех пор пока отношение не понято, не может быть правильного действия. Правильное действие возникает при понимании отношения, которое открывает процесс самого себя. Самопознание — это начало мудрости, это поле теплоты, сердечности, любви, и потому — поле, полное цветов.
Пуна, Индия, 4-я публичная беседа, 19 сентября 1948 г. Собрание текстов, т. V, стр. 96–97
Как прийти к открытию… действия, которое целостно, полно, не фрагментарно?
К сожалению, мы разделили действие на фрагменты: возвышенное действие, низменное действие, политическое действие, религиозное действие, научное действие, действие реформатора, действие социалиста, действие коммуниста и т. д. Мы раздробили его, и поэтому существует противоречие между всякими действиями и нет понимания целостного движения действия.
И в личной жизни наши домашние дела не так уж сильно отличаются от дел на работе. На работе вы так же высокомерны, как и у себя дома. Дома вы главенствуете, подавляете, «пилите», правите — по половому признаку и многими другими способами. То же самое вы делаете и вне дома. Существует также действие ума, который ищет умиротворения, который говорит: «Я должен найти истину». Такой ум также находится в действии.
Далее, зрелость — это понимание действия как целого, не как частей. Я не определяю зрелость, поэтому не запоминаю ни это определение, ни любое другое. Вы можете видеть: пока действие фрагментарно, должно быть и противоречие, а потому и конфликт.
Итак, как прийти к тому, чтобы открыть или почувствовать деятельное настоящее, жить в нем, в действии, которое целостно, полно, не фрагментарно? Следует ли мне поставить вопрос яснее? Мы должны понять этот вопрос, потому что наши действия фрагментарны: религиозные, деловые, политические, семейные и т. д.; каждое из них отличается от другого, по крайней мере в наших головах. Так что мирской человек говорит: «Я не могу быть верующим, потому что я должен зарабатывать на жизнь». А верующий говорит: «Ты должен оставить мир, чтобы найти Бога». Поэтому все, всякое действие, находится в противоречии. А из этого противоречия следует усилие, и в этом противоречии имеются скорбь, страх, страдание и все такое прочее.
Итак, существует ли действие, которое целостно настолько, что не имеет частей, которое является самой жизнью, цельной жизнью? Пока это не будет понято, все наши действия останутся в противоречии. Итак, как можно научиться этому? Не «пройдя обучение» или «собираясь учиться», а действительно «научиться» действию, которое целостно, которое не фрагментарно. Так? Я поставил вопрос. Если проблема ясна, мы можем идти дальше.
Раджгхат, Бенарес, 3-я публичная беседа, 28 ноября 1965 г. Собрание текстов, т. XV, стр. 344–345
Кришнамурти:…Как мне положить конец конфликту в действии?
Спрашивающий: Не действуйте.
Кришнамурти: Моя жизнь — это действие. Разговор — это действие, дыхание — действие, видеть что-то — действие, садиться в машину, идти к своему дому — это действие. Все, что я делаю, суть действие. Вы говорите мне: «Не действуйте!» Значит ли это прямо застыть, где я есть, не думать, не чувствовать, быть парализованным, мертвым?
Спрашивающий: Идея, которая нереальна, и реальность никогда не могут идти вместе.
Кришнамурти: Я сознаю, что действие — это жизнь. Пока я не совсем парализован, мертв или бесчувствен, я должен действовать. Я вижу, что каждое действие плодит все больше боли, больше конфликта, больше мучений. Я собираюсь выяснить, существует ли действие, в котором нет конфликта.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Действие. Выдержки из бесед и книг 1933–1967 гг. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других