Нож ведьмы: изготовление, история и магические свойства ритуальных клинков

Джейсон Манки, 2016

Почему один из основных рабочих инструментов в религии природы – нож? И символ пентаграммы, и кубок (или чаша), и метла легко укладывались в моей голове, но почему нож? Этот предмет ассоциировался у меня с чем-то негативным, ведь в конечном счете резать – значит ломать, хотя это и может приносить пользу. Из-за таких сомнений атам появился на моем алтаре лишь несколько лет спустя… Но за 20 лет колдовства мое отношение к атамам сменилось с настороженности на восторг. Каждый раз, когда я беру в руки атам, задумываюсь о миллионах людей, которые на протяжении веков использовали свои лезвия как магические инструменты. В такие моменты я ощущаю связь с доисторическими людьми, великими языческими религиями древней Европы и магами и ведьмами Средневековья. Атам – не пережиток прошлого, он крайне важен в современном колдовстве и составляет его важную часть. Эта книга даст вам знание о выборе атама. Как его применять, зависит только от вас.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нож ведьмы: изготовление, история и магические свойства ритуальных клинков предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Краткая история

Слово «атам» возникло сравнительно недавно, впервые появившись в печати в 1949 году. Оно было упомянуто не в практическом руководстве и не в книге по истории, а в художественном романе, написанном Джеральдом Гарднером. High Magic’s Aid — не только замечательная, но и важная книга, в которой содержатся первые хоть сколько-нибудь узнаваемые ритуалы современных магов и ведьм. Атаму отведена важная роль во всех описанных в книге ритуалах, и с тех пор он становится важной частью современного колдовства.

В 1949 году тот факт, что Гарднер включил церемониальный нож в свой текст, вероятно, никого не удивил, однако использование слова «атам», скорее всего, вызвало интерес. Слово «атам» не существовало до Гарднера (и /или тех, кто дал ему посвящение), но есть несколько схожих слов. Большинство этих вариантов написания можно обнаружить в различных французских переводах «Ключа Соломона» (крайне значимого гримуара эпохи итальянского Возрождения, ошибочно присваиваемого царю Соломону, изначально написанного на латыни).

Слова «артав», «артан» и «артам» использованы в различных французских переводах «Ключа Соломона», и все они, вероятно, представляют собой искажение латинского «артавус». Слово «артавус» не имеет глубоких связей с такими областями, как магия и колдовство, но описывает вполне определенный вид ножей. Артавус — средневековое латинское слово, означающее перочинный нож, другими словами — небольшой нож, используемый для заточки перьев для письма[4].

Книга The Mysteries and Secrets of Magic (1927 год) во многом опирается на «Ключ Соломона» и включает два слова, очень напоминающих слово «атам». Первое приведено в подписи к иллюстрации, изображающей мечи, обозначенные как «артани». В той же главе автор (К. Дж. Эс. Томпсон) упоминает «артана (нож)» как основной магический инструмент. Любопытно, что мечи Томпсона никогда не следует «задействовать ни в какой работе», тогда как его артана специально предназначается для физического разрезания. Кроме того, он приводит конкретные инструкции для ножей с белой рукояткой, которые, вероятно, стали предшественниками болина (см. главу 7).

Слово «артам» появляется во французской Witchcraft, Magic, and Alchemy, написанной Грийо де Живри, изданной в 1929 году (перевод на английский язык появился двумя годами позже). Книга де Живри оказала определенное влияние на тех, кто интересовался оккультизмом, поскольку слово «артам» впоследствии было заимствовано по крайней мере одним английским писателем. В своем коротком рассказе «Повелитель крабов» писатель Кларк Эштон Смит использовал слово «артам» для обозначения магического ножа. Произведение Кларка было издано в 1948 году, всего за год до Gardner’s High Magic’s Aid.

Существует несколько других слов, схожих по написанию со словом «атам», которые могли оказать влияние на выбор термина Гарднером в 1949 году. Старинное французское слово «аттаме»[5] (или «атаме»), буквально означающее «резать» или «колоть», могло повлиять на все варианты перевода слова «артавус», появившегося во французских версиях «Ключа Соломона».

Идрис Шах[6], современник Гарднера и, скорее всего, его первый библиограф, в своей книге Secret Societies (1961 год) утверждал, что слово «атам» могло произойти от арабского термина «аль-дхамм», который переводится как «пускающий кровь».[7] Еще менее вероятным источником, который, тем не менее, достоин упоминания, является слово «атхемей», появившееся в работе The Magus (1801 год), где оно используется для обозначения солнца.

В конечном счете на выбор Гарднером слова «атам» для своего романа могли повлиять как все, так и ни одно из этих слов. Я считаю, что атам, вероятно, является неверным написанием артана, хоть это и нельзя выяснить наверняка. Стоит отметить, что сам Гарднер был большим поклонником и коллекционером ножей и в 1939 году даже написал книгу о «Малай крис» (индонезийском кинжале с волнистым лезвием). Некоторые критики Гарднера опираются на этот факт для предположения о том, что он выдумал идею использования магических ножей в ритуалах. Здесь они практически наверняка ошибаются.

Ножи в ритуалах и религии

Ножи существуют миллионы лет. До появления на земле современного человечества наши генетические предки использовали ножи. Никто не знает, когда именно появился первый нож, но по оценкам — от миллиона до, вероятно, 2,5 миллиона лет назад. Самые ранние ножи были изготовлены из камня и применялись для разделывания туш убитых животных.

Современные люди используют ножи с начала своей истории, а значит, уже более 50 тысяч или даже 100 тысяч лет. Костяные ножи, найденные в грот де ла Ваш («Коровьей пещере») на юге Франции, дают основание предполагать, что люди начали применять ножи в духовных и религиозных целях уже 12–15 тысяч лет назад[8]. На лезвиях двух найденных там ножей есть гравировки, которые, как считается, символизируют весну и осень. На «осеннем» лезвии изображена охота на бизона, несколько семян, веток и увядшее растение (рис. 4). На «весеннем» ноже можно увидеть фигуру оленихи и несколько волнистых линий, которые могут обозначать воду.

Рис. 4. Костяной нож

Костяные ножи из ла Ваш особенны не только из-за гравировки: они, по-видимому, никогда не использовались для разрезания предметов и других бытовых целей. Невозможно узнать наверняка, для чего были нужны эти ножи, но отсутствие физических следов использования говорит о высокой вероятности того, что они были предназначены для тех или иных духовных целей.

К 4500 году до нашей эры ножи выполняли церемониальную функцию в додинастическом Египте. Кремневые ножи брали для жертвоприношений богам, и часто они были изящно украшены. Нож Питта Риверса, обнаруженный в Египте (названный по имени своего владельца, английского лейтенанта Генри Фокса Питта Риверса), датируется 3600–3350 годами и был украшен изящной гравировкой на лезвии с изображением более 11 различных животных[9]

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нож ведьмы: изготовление, история и магические свойства ритуальных клинков предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

4

Sortia d’Este and David Rankine Wicca: Magical Beginnings (опубликовано в 2008 году Avalonia Press, стр. 71) — Примеч. авт.

5

Оксфордский словарь английского языка — Примеч. авт.

6

Magical Religion and Modern Witchcraft, под ред. Джеймса Р. Льюиса. Издательство Университета штата Нью-Йорк, 1996 г. Цитата из статьи The White Witches, стр. 177 — Примеч. авт.

7

d’Este and Rankine, Wicca: Magical Beginnings, стр. 73 — Примеч. авт.

8

National Geographic том 147 № 1, Exploring the Mind of Ice Age Man, А. Маршак, стр. 83 — Примеч. авт.

9

Все материалы по Египту, приведенные в этой главе, получены в ходе посещения Британского музея. Большинство туристов были заняты фотографированием Розеттского камня, но я провел большую часть времени, снимая кремневые ножи и тесаки — Примеч. авт.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я