Практическое пособие начинающему путешественнику. Книженца о том, как отбросить наносное и отправиться в путь без оглядки, навстречу ветру и себе – НАСТОЯЩЕМУ! О путешествии на велосипеде в одиночку (соло) по Европе и Азии. Я научу тебя быть – СТРАННИКОМ. Пришла пора вспомнить, кто – мы?! Пираты-первооткрыватели или жалкие «насекомые» бесцельной жизни, живущие стимулированием слизистых оболочек, удовлетворением примитивных потребностей и животных инстинктов… Так отправляйся же немедля, бороздить просторы бескрайней Вселенной. Путешествие СОЛО или отпуск НАЕДИНЕ с СОБОЙ! У каждого человека должен быть дом и личный клочок земли, на котором он мог бы жить, трудиться и пустить корни. Посадить именное дерево ЖИЗНИ в момент рождения своего ребёнка. Но, чтобы всё это осознать, – нужно обязательно отправиться в ПУТЬ! Это мой ПОДАРОК всем любителям путешествий, приключений и романтикам. Всем живым людям! Эй, вы там наверху, есть кто – ЖИВОЙ?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Инструкция велопутешественнику по Евразии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
«Хочешь всё изменить? Отправляйся в путь, и ты уже никогда не будешь прежним!», — авт. Джангар (самый известный Hobo).
Часть первая
Почему в одиночку?
Какое-то время назад я тщетно пытался путешествовать в компании (с семьей, друзьями или просто случайными попутчиками), поскольку так типа: спокойнее (безопаснее из-за взаимовыручки), веселее (поржать я и в городе всегда успею) и интересней. Ни одно из вышеуказанных пунктиков себя не оправдало! Не «стадный» я товарищ, ведь моё тотемное животное — волк и обуза мне ни к чему.
Когда путешествуешь один, то целиком и полностью предоставлен сам себе. Это твоя свобода во всех проявлениях и качествах. Не нужно никого уговаривать, ни с кем сюсюкаться и постоянно менять планы из-за их переменившегося настроения или моральной слабости. Не нужно думать за всех, угождать, зависеть и улыбаться. Ты волен вести себя так, как тебе действительно хочется, а не как того требуется в нашем обществе.
Когда ты один — весь мир принадлежит тебе. Есть время подумать, время отдохнуть или чему-нибудь новому научиться. Время себя понять и испытать. Время самопознания себя и мира. Это лучшее время и место, для того чтобы замедлиться и в конце концов — помолчать. Остановить поток мыслей и сбежать от безумной и бесконечной суеты в свой собственный мир, новую, доселе неизвестную Галактику! Если ты ни разу не оставался наедине с самим собой подолгу (не в городской квартире, а на природе в диких условиях), то жизни не видал и себя не познал. Ты не нашёл себя — настоящего!
Простой пример
Когда в походе идёшь в компании (по лесу или в горы), то постоянная бессмысленная болтовня и хныканья утомляют, напрягают. Не отдыхаешь на отдыхе, а ещё больше раздражаешься. От бесконечных передышек и привалов, перекуров, пауз и никчёмных разговоров. Не чувствуешь запахов леса, не встречаешь диких животных, не окунаешься с головой в красоту всей этой первозданной жизни. Не просыпаются инстинкты и первобытные навыки выживания. Ты просто идёшь, как послушный ослик, таща на себе непомерный груз проблем и забот, расстраиваясь и разочаровываясь ещё больше прежнего от несостоявшейся поездки или испорченного отпуска. Поскольку это не отдых, а напряг в наивысшей степени. Психика не разгружается.
Путешествуя в одиночку, встречаю «нос к носу» всех диких животных, проживающих в этой местности (олени, птицы, кабаны, черепахи, медведи, белки, шакалы, ежи, волки, лисы, змеи, барсуки, лоси, другие), поскольку я один из них…
Создаётся впечатление, что все они вышли на меня посмотреть. Охотники завидуют, но не понимают, как мне это удаётся. Мой секрет прост — лес любит тишину, а животные не переносят посторонних запахов (сигаретный дым, парфюм и прочее).
Я буквально растворяюсь в нём (в этих запахах, среде, воде), становлюсь единым целым с природой, её частицей, а потому он меня — «принимает» в свои объятия и показывает всех своих обитателей и красоты мира. Царство грибов и минералов, мир насекомых и млекопитающих, водная и воздушная среда. Все они населены огромным количеством живых и разнообразных существ. Ничего более невероятного не встречал, ведь наша планета — разнообразна и мудра. Берегите природу — она проявляет в вас человечность!
При некоторых допустимых «минусах», — дождь всегда несёт в себе одно удивительное качество и полезное свойство, — это стирание памяти. Смываются запахи и метки животных, очищается воздух, он снова становится чист в своей первозданной природе. Природа обновляется, обнуляется, просыпаются травы и цветы. Ты начинаешь различать отдельные нотки ароматов разных цветов, не видя их, но чувствуя с закрытыми глазами и различая, разбивая на отдельные спектры и тона… А с приходом солнца — всю гамму цветов, красок и запахов леса. Это невероятное путешествие в мир естественных и неповторимых запахов самой природы. Именно поэтому, я путешествую один. Лишь изредка беру с собой кого-нибудь, чтобы показать ему мир с обратной стороны Луны. Научить понимать, «читать» и любить природу. Через природу познать себя истинного.
«Доверяй миру, но не будь излишне доверчивым. Человек — обманет, но интуиция не подведёт!», — авт. Джангар (гипнолог).
В чём преимущества?
Уникальная инструкция, для путешествующих на велосипеде. Полное руководство к действию по сборам и подготовке к одиночному путешествию. Или всё, что вам нужно знать, для путешествия в одиночку на велосипеде по Европе, Азии и Евразии (Россия). Эта памятка является квинтэссенцией (концентрацией) моего опыта путешествий, как на велосипеде, так и пешком.
Чем отличается эта инструкция от всей прочей литературы и книг, написанных до меня или рассказанных профессионалами? Ответ — всем!
Во-первых. Это чистый живой опыт и ничего лишнего! Никакой теории и предположений, которыми напичканы все аналогичные книжки и памятки, гуляющие в сети интернет. В подобных «трудах» расписаны предположения и теоретические основы, но напрочь, отсутствует жизненный опыт, полученный собственными усилиями через пот, кровь и боль.
Во-вторых. Это обширный объём знаний, затрагивающий все аспекты жизни в путешествии, в том числе его быт и условия, а также проблемы, с которыми пришлось столкнуться и о которых, как правило, не принято говорить вслух или просто умалчивается.
В-третьих. Эта инструкция написана обычным человеком, для всех и каждого. Одним словом — для обывателя, а не профессионалом — спортсменом, для таких же, как и он сам. Которые в свою очередь пишут свои книжки, для решения узкоспециализированной задачи либо специальными терминами и языком, понятным только им самим. Либо не сталкиваются со многими вещами «рядового» путешествия в силу своей профессиональной подготовки. Они не имеют представления о заботах и нюансах, о которых пишу я в виду того, что их манера путешествия проходит в ином формате (налегке) либо преследует чисто спортивный интерес. Для целей установления личных рекордов, что не соотносится с моим представлением о путешествии, как о получении удовольствия, а не зарабатывание «очков», очередной бессмысленной и бесконечной гонки за «достижениями».
К примеру. В Финляндии я познакомился со спортсменом (Alex), который давно и серьёзно увлекается велосипедным спортом. Он был моложе меня на 10 (десять) лет и уже совершал марш-броски по маршруту; Финляндия — Турция и обратно. При этом он преимущественно ночевал в гостиницах, питался в кафе, а ездил на спортивном и облегчённом велосипеде. У него отсутствовал багаж, был хорошо физически подготовлен, но уже к этому возрасту имел серьёзные травмы связок, которые мешали заниматься спортом профессионально.
Однако, по его же словам, он имел большие психологические проблемы в результате таких «длительных» (2,5 месяца) путешествий от постоянного пребывания в состоянии одиночества и вечной гонке за скоростью, преодолением максимально большего расстояния за сутки. У них другие цели, задачи и исходные данные (параметры), и в этом мы с ними кардинально отличаемся. Наши пути даже не пересекаются, поскольку они выбирают хорошо асфальтированные трассы, специально разработанные веломаршруты и посещают крупные города, для своего большего физического и морального комфорта.
Профессионалов не люблю, поскольку они — глупцы! Они лезут на Эверест, чтобы там что-то почувствовать или понять, но так и не научились получать удовольствия от самой жизни. Они не понимают, чего ищут на самом деле. И покорением одной вершины не заканчивается их поиск, они ищут другую, более высокую и неприступную. В надежде, что уж там наверняка, найдут то, что ищут… Не найдут! Уж я то, знаю наверняка.
В-четвёртых. Эта инструкция является фактическим руководством к действию, а не пространной, романтической фантазией «дивано-сидетеля».
В-пятых. Инструкция содержит в себе полный перечень необходимых в пути вещей и средств, а также приёмы, техники и примеры преодоления трудностей, получения удовольствия от самого процесса.
О книге (пособии)
Инструкция написана по результатам моих европейских каникул в 2019 году! Основной упор здесь делается на опыте длительного путешествия, совершенного в период с 10.06.2019г. по 24.12.2019г. (более шести месяцев непрерывного движения в пути) на велосипеде общей протяженностью пути более — 17.000 км. по маршруту из Москвы через Европу (Скандинавия) в Индию. Таким образом, было преодолено расстояние равное — 1/3 части вокруг Света и охватившее 19-ть стран.
Список посещённых мною стран в пути: Россия, Финляндия, Швеция, Дания, Германия, Польша, Чехия, Австрия, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Греция, Турция, Азербайджан, Узбекистан, Казахстан, Индия, Абхазия. Из них, преодолел на велосипеде более — 10.000 км., самолётом и кораблём — 5,4 тыс. км., общественным транспортом (поезд, автобусы, прочее) и пешком оставшиеся — 1,6 тыс. км.
Вводные данные
Предварительные условия, на которые я ориентируюсь и к чему готовлюсь:
1. Формат — путешествие в одиночку (соло);
2. Проживание преимущественно на природе (палатка) и изредка (2 раза в месяц) в гостиницах, для приведения себя в порядок;
3. Передвижение. Основной транспорт — велосипед, и лишь изредка самолёт, корабль либо поезд, если невозможно иначе обогнуть препятствие;
4. Питание. Буквально — «как придётся». Условия и еда походные: энергетические смеси, минеральная вода, магазины, рынки и «подножный корм»;
5. Оснащение и ориентация. Техника (часы, компас, телефон, ноутбук, навигатор или карты, либо приложение в телефоне);
6. Гигиена и условия походные — на улице (купание и стирка);
7. Энергетический комплекс (подзарядка в кафе, батарейки, Power Bank, солнечная батарея);
8. Общение (коммуникация) — «на месте разберемся» (язык жестов)!;
9. Связь с миром (мобильная связь в роуминге, Wi-Fi, электронная почта, приложения). По итогу, что «попадётся» (заправки, кафе, магазины, хостел);
10. Здоровье и аптечка — (аутотренинг, универсальные средства, психотехнологии самооздоровления). Тут также стоит упомянуть знание правил оказания первой медицинской помощи и понимание основ спортивной медицины;
11. Ремонт и ТО велосипеда — «по-разному» (запчасти с собой, веломагазины, тех. станции, саморемонт). Дополнительно хочется отметить необходимость познаний, хотя бы элементарных, в конструктивной особенности велосипеда и навыков саморемонта в «полевых условиях»;
12. Походное снаряжение — универсальное (рюкзаки, велоподсумки, коврик, палатка, спальник, надувная подушка, посуда, лопата — «сапёрка»);
13. Одежда (универсальная) — походная (спортивная и термобельё);
14. Документы: загранпаспорт, общегражданский, водительские права, визы, страховка, запасные фото паспорту, эл. копии документов, международный сертификат прививок, непромокаемые чехлы для документов, блокнот, карты. Если говорить о путешествии по Европе, то мне хватило одной лишь шенгенской мультивизы на 90-ть дней. Делал через французское консульство, ведь там выдают почти всем;
15. Деньги — мультивалютность (наличка в рублях, евро, долларах и аналогично на пластиковых картах, плюс эл. кошельки). Евро для Европы, доллары для Азии;
16. Маршрут — план, цель, сроки (направление, промежуточные цели, опорные пункты);
17. География, населённость и анализ (местности, климатических температур, сезонность, проходимость, ограничения, политическая обстановка).
Из всех дилемм, с которыми я столкнулся, главной оказалась та, что при всей необходимости и обоснованности каждой вещи в отдельности, но все вместе они составляли огромный и неподъёмный груз (ношу). Невозможно было всё это увезти с собой, а найти или купить в дороге задача сложная, а порой и вовсе невыполнимая.
В начале пути выехал со снаряжением в следующей весовой категории: 25 кг. (велосипед с обвесом) плюс 70 кг. (мой живой вес) плюс 65 кг. (полезного груза). Итого: 160 кг., где порядка 12 кг., как правило, составляла провизия (вода и еда), поскольку закупаться продуктами и водой приходилось на 3-4 дня вперёд и всё это везти на себе. Если в России пить из открытых источников воду ещё допустимо (за определёнными исключениями), то в Европе, и особенно в Азии, это просто опасно, для вашего здоровья. Поэтому приобретается и употребляется строго бутилированная, а покупалась она на заправках и в кафе, где стоила в 3-4 раза дороже.
С набором аптечки в путь и её содержимым (лекарствами) особо предостерёг бы, поскольку в каждой отдельной стране свои запреты и ограничения. Поэтому можно легко угодить за решетку (тюрьму) или заплатить огромный штраф за то, что в нашей стране продаётся без рецепта, а в их стране считается наркотиком (валерьянка) или взрывным веществом (марганцовка). И список этот бесконечен. Лучше вообще ничего не брать.
Отдельно заслуживает тема стоянок (ночёвок). В Европе, для этого отведены специальные места, так называемые — кемпинги. Как правило, они — платные, довольно дорогие для рядового путешественника, располагаются только в туристических местах, каждый из них работает по своему графику и места ограничены. При ночёвке за территорией этого кемпинга вас оштрафуют на круглую сумму, а в придачу ещё и заберут в полицейский участок на ночь, для пущего порядка, чтобы неповадно было в следующий раз.
Категорически запрещается разводить костры, а порой и готовить еду на газовой горелке в специально не отведенных для этого местах, но это уже совершенно отдельная и больная тема, которая только и вызывает у вас, что головную боль. В Греции, к примеру, за ночёвку вне территории кемпинга, а там все кемпинги платные и очень дорогие, вас сразу посадят в тюрьму, «без скидки» на неосведомлённость.
Перед въездом в каждую отдельную страну приходится буквально «шерстить» весь интернет, который и без того наполнен противоречивой информацией, для осведомлённости о правилах пребывания, перемещения и ночёвки в той или иной стране. И правила эти настолько сильно разнятся, не смотря на то, что страны — ближайшие «соседи».
Главное правило, которое я вынес для себя, такое: в любой непонятной или щекотливой ситуации; «улыбаемся и машем ручкой». При этом делаем вид, что совершенно ничего не понимаем. По-быстрому собираемся и валим куда подальше в неизвестном направлении и по второстепенным дорогам, чтобы вас не стали разыскивать. Искать будут на шоссе, но не в поле…
Правильно собраться и подготовиться к длительному (более 3-х месяцев) путешествию в условиях автономности, это уже решение половины всех стоящих перед вами задач! Все прочие вопросы решаются по мере их поступления в рабочем порядке.
«Утрать всё и ты достигнешь большего! Ведь тот, кто имеет дом — внутри, не нуждается в домах — снаружи!», — авт. Джангар (философ).
Пять основных блоков
Для себя я выделил 5 (пять) основных блоков, на которые следует особо обратить внимание при сборах и подготовке, а именно:
1. Правильный выбор велосипеда (транспорт);
2. Оптимальное содержимое рюкзака (вещички);
3. Физическая подготовка (выносливость);
4. Психическая устойчивость (выдержка характера);
5. Знания — сила (главный аспект)!
Можно конечно, плюнуть на все эти «условности» и отправиться в путь «как есть» или «с бухты-барахты», и вполне возможно, что вы преодолеете часть пути, но с какими усилиями, потерями и затратами — история умалчивает. Но будет чрезвычайно обидно, повернуть на полпути из-за какой-нибудь мелочи или недоработки, но так необходимой и востребованной вам именно в этот момент и в этом месте, где никто не захочет или не сможет прийти к вам на помощь.
Препоны и прибамбасы
В начале навесил на своего «железного коня» всевозможные прибамбасы (улучшители), для удобства в пути, но потом их выбрасывал один за другим, поскольку они показали свою полную бесполезность. А кроме того, отягощали и без того тяжёлую ношу. Так, сначала открутил и выбросил подножку, затем «рога» на руль, после снял фонарь и крепления для камеры, и уже потом стал избавляться от «лишних» запчастей и инструментов. Единственное, что действительно пригодилось, так это зеркало заднего вида.
Лайфхак и полезности
Из полезных атрибутов подчеркну; перчатки, кепка с козырьком (возможно велошлем с козырьком) и солнцезащитными очками, а также удобная «дышащая» обувь. Уже в середине пути экспериментальным путём пришёл к тому, что надо снимать трусы (нижнее белье), что впрочем, с большим удовольствием и сделал, поскольку от них была потница, потёртости и прочие неприятности. Лайфхак: без трусов, даже самых лучших, всё стало значительно лучше, нежели с ними. Так была снята часть проблем с гигиеной.
Обратить внимание
На что обратить внимание или как правильно собраться в путь? Основные разделы и категории перечисляю списком ниже:
Сам велосипед (подбор и оснащение);
Физическая и психологическая подготовка;
Деньги и документы;
Общение (знание языка);
Сбор рюкзака;
Походное снаряжение;
Спортивная медицина;
Знание основ ремонта и обслуживания велосипеда.
Секрет путешествия
Необходимо получать удовольствие от процесса, а не ставить ежедневные, изнуряющие спортивные достижения. В среднем, с учётом перевозимого мною груза и универсальности велосипеда, я преодолевал в сутки около — 75 км. Бывало за 100 (сто) или меньше 30 (тридцати), в зависимости от метеоусловий, общего самочувствия и состояния дорог.
Распорядок дня
Он у меня был примерно следующим (очень приблизительно):
а.) подъём в 6.00 часов утра. Лёгкий завтрак (чай с шоколадом, изюмом и орехами), сборы и в путь;
б.) обед в 15.00 часов дня. Плотный и калорийный (быстрый перекус, всухомятку буквально стоя или на ходу) и в путь;
в.) ужин в 19.00 часов вечера. Обычно это фрукты или овощи, сырые яйца и хлеб. Поиск ночлега и отбой. На ужин рекомендую что-то горячее, для работоспособности желудка, типа запаренная в кипятке лапша.
Ежедневно приходилось выполнять одну и ту же программу (подъём, поездка и отбой). И это всё вне зависимости от погодных условий (солнце, дождь, снег, ветер, туман) и температуры (холод, жара). Бывало, что неделю едешь, спишь и снова едешь абсолютно вымокшим до нитки, а просушиться нет никакой возможности.
Главное, — это максимально использовать весь световой день и проезжать большее расстояние в пути, попутно рассматривая достопримечательности. А при необходимости отдохнуть, — делаем стоянку на 2-3 дня.
На самом деле, в каждом месте стоянки — ночёвки я дополнительно (по — возможности) перед закатом проводил обследование местности (разведку) в некотором радиусе, дабы понимать обстановку вокруг. После ужина «сёрфил» несколько часов в интернете (через смартфон) или работал в ноутбуке, а иногда читал электронные книги.
Если ночуете в неположенном месте, а в Европе под этим подразумеваются практически все места и частные владения, кроме Финляндии и Швеции, где с этим делом попроще, то настоятельно рекомендую прятаться. Не «светиться» лишний раз на людях, не гулять без причины, не шуметь и не светить в палатке. А лагерь разбивать перед наступлением темноты, чтобы вас не увидели и никто не знал, где вы сегодня ночуете. Так будет спокойнее и безмятежнее ваш сон, а велосипед и вещи — сохраннее. Иначе проблемы с полицией, местными жителями или бомжами обеспечены. Главное не засветиться! С первыми лучами солнца подъём и по-тихому «сматываем удочки».
Ночевал, как правило, неподалёку от дороги и населённых пунктов, чтобы мобильная связь была в доступе, а в случае непогоды можно было легко выйти на трассу. Так, однажды я с огромным трудом выбрался из леса после дождя. Меня и асфальт разделяло паханое поле и просёлочная дорога, что вела по нему, но после осадков земля так размокла, что даже катить было невыносимо. Грязь налипает и забивает колёса. После долго отмывал велосипед и чистился сам, от налипшей грязи и песка. Пески также являются проблемой, поскольку на таком дорожном покрытии велосипед вязнет и утопает.
Перед самым отбоем, в случае необходимости и для восстановления сил и здоровья делал психофизиологические упражнения, для самооздоровления. Это помогало быстро восстанавливаться, не чувствовать усталости и устранять даже самые проблематичные травмы и болячки (стёртые коленные чашечки, растяжение мышц и связок, неожиданно появившийся — геморрой). Такая работа велась изо дня в день, каждый день, 24 часа в сути, 7 дней в неделю, без перерыва и отдыха, без выходных, праздников и отпусков. Каждый новый день требовал решения множества нестандартных задач и быстрого приспособления к быстро меняющейся ситуации и обстановке.
Лишь изредка, когда была крайняя необходимость (постираться, зарядиться, подлечиться или выйти на связь), я принимал решение останавливаться в мини-гостиницах на 1-2 дня, чтобы привести все свои дела в порядок и сориентироваться, а после вновь отправлялся в путь. Запомните: «Никогда не останавливайтесь в одном, даже очень хорошем месте более 3-х дней, поскольку отдых и комфорт расхолаживает, ставя под угрозу дальнейшее продвижение и путь». Психика сдаёт…
Рекомендации и замечания
Дело в том, что невозможно абсолютно всё предусмотреть и идеально подготовиться, поэтому надо быть готовым абсолютно ко всему. План обязательно должен быть и быть он должен — гибким. План, который невозможно изменить — провальный план, который приведёт к большим проблемам или вынудит преждевременно завершить путешествие.
Планируя путешествие на велосипеде — морально и технически будьте готовы в любой момент пересесть на иные виды транспорта (самолёт, поезд, корабль, метро, животные). Либо же продолжить свой путь пешком или в формате — автостоп, а потому все вещи должны быть подобраны таким образом, чтобы можно было их использовать в любых вариациях либо избавиться от лишнего. Буквально бросить велосипед, надеть рюкзак на плечи и пойти пешком.
Прокладывание пути и отслеживание
В каждом месте ночёвки старался отправлять при помощи приложения в телефоне (Maps.me) точки своей геолокации, сообщением на WhatsApp своим друзьям, чтобы и маршрут отложить и отметиться о своём местонахождении. При желании, позже можно через Google карты сложить все точки и выстроить пройденный маршрут.
Смартфон использовал, как навигатор, с установленной туда программой — Maps.me (зелёный чемоданчик) и заранее закачанными картами всего мира. Предупреждаю сразу, что батарею телефона разряжает быстро, сам телефон неимоверно греется, а навигатор порою уводит не туда… Электричество и питание добывал на стоянках (хостел) или остановках (закусочные придорожные кафе), а также от солнечной батареи. С собой в обязательном порядке нужно взять ёмкий и надёжный PowerBank (портативный аккумулятор).
Главное — это настрой! Положительный и жизнерадостный. И ничего особо не планировать в пути. Нет, конечно, придерживаться некоего плана необходимо, это как опорные точки, но всегда надо допускать и позволять себе отклонения от маршрута и смену направления. Как правило, всё, что не вписывается в ваш изначальный план и происходит спонтанно (новые знакомства, смена направления, незапланированные остановки и прочее) оказываются самым интересным и продуктивным событием во всём вашем путешествии. К примеру, я часто менял маршрут «по ходу дела», буквально «куда глаза глядят» или «куда потянет». И пусть порой это было сильным отклонением от моего маршрута, потерей драгоценного времени и ресурсов, либо крюком или «тупиком» по итогу, но это самое замечательное времяпровождение с приятными знакомствами и неожиданными сюрпризами.
Это было открытием, для себя настоящей деревенской самобытности и многочисленные встречи с дикими животными. Не говоря уже о маленьких радостях в виде земляничной поляны; фруктовой аллеи; грибной опушки; малиновой просеки или арбузного поля.
Каково же было моё удивление, когда впервые в жизни случайно наткнулся на дикое миндальное дерево со спелыми плодами (орешками). Я буквально прыгал от счастья, поскольку мои продукты давно закончились, поблизости не было ни поселений, ни магазинов, а я слишком далеко забрёл в горы и потерял ориентацию. Это было моим вкусным и калорийным спасением. Очень дорогого стоят такие моменты в жизни, когда ты буквально «делишь» яблоню с её забродившими плодами с оленями или «воюешь» всю ночь с дикими кабанами за право на лежанку под дубом. И таких историй предостаточно!
Развлечения и пауза
Обязательно возьмите с собой в дорогу что-либо для развлечений. Так, у меня были с собой; варган, кубик рубик и губная гармошка, которую позже я подарил французскому путешественнику — Жану. Это необходимо для того, чтобы хоть как-то «разбавить» ваше «одиночество», тоску по дому и родным, которая рано или поздно вас «накроет» долгими, дождливыми и холодными вечерами в чужой стране.
Заблаговременно сделай необходимые прививки и возьми с собой международный медицинский сертификат прививок. Рекомендую в обязательном порядке сделать прививку от энцефалитного клеща и жёлтой лихорадки. Прочие на ваше усмотрение. Необходимой будет международная медицинская страховка минимум на один календарный год, поскольку это требуют на границе при первом пересечении шенгенской зоны. Кстати, при первом пересечении границы лучше иметь на руках распечатанный лист с подтверждённой бронью в ближайшем отеле на несколько дней, чтобы обосновать пограничникам свою денежную состоятельность и предусмотрительность. Они в этом отношении педантичны, скрупулёзны и придирчивы. А кроме того, иметь некую легенду (историю) с планами о предстоящем посещении списка стран, своём маршруте, количестве проведённого времени и месте выхода из шенгенской зоны (государство).
Границы у них существуют только на въезде в шенген и выезде из него, всё же прочее между странами отмечается пограничными столбиками и мостами через реки, где отсутствуют даже инспекторы ГИБДД, не говоря уже о таможне и прочих лицах.
К слову сказать, на первых порах, если вы не спортсмен (а я именно такой), от нагрузки начинают болеть колени, поскольку хрящевая ткань суставов буквально стирается и не успевает восстанавливаться, а потому колени ноют, краснеют и опухают, двигаться становится невозможным, даже пешком.
Необходимо иметь с собой некие препараты (лучше на травяной основе), которые содержат в себе все необходимые элементы, для восстановления хрящевой ткани либо же питаться соответствующими продуктами (одуванчик). Дополнительно первые — 1,5 месяца было бы неплохо давать коленям передышку и делать остановку на сутки каждые 3-4 дня. Примерно через 45-ть дней вы «втянетесь» в процесс, а организм привыкнет, и будет нормально переносить ежедневные марш-броски и большие нагрузки.
В путешествии, и уж тем более с такой нагрузкой, как была у меня очень важна энергетическая ценность (калорийность) продуктов питания, чтобы круглосуточно крутить педали и быть всё время в движении.
Иногда приходилось ехать ночами, а отсыпаться днём. Это было вызвано двумя причинами; первая — отсутствием дорог. Так, на стыке границ Финляндии и северной части Швеции дорога была единственная и обочина попросту отсутствовала, а объездных не было. Дабы не иметь проблем с полицией, это расстояние приходилось преодолевать строго ночью, к тому же это было приятно, поскольку летом там стоят белые ночи. Второй причиной была — непогода. Так, в Греции летом стояла аномальная жара и передвигаться днём было невыносимо, поэтому ехал ночами, а днём прятался в тени деревьев и отсыпался.
«Всё, что тебе действительно нужно — всегда при тебе. Ведь это ты — сам, и ты свободен идти на все четыре стороны!», — авт. Джангар (пилигрим).
Как выбрать велосипед?
Никогда не знаешь наверняка, где окажешься завтра или куда тебя занесёт в следующий раз. Поэтому я предпочитаю брать универсальный велосипед под различные задачи (шоссе, бездорожье, горная местность, пески). Это уже сейчас понимаю, что к каждому отдельному континенту или региону (Европа, Азия, Африка и т. д.) лучше подбирать специфические протекторы и сами покрышки своему велосипеду, для большей эффективности и лучшего наката.
Велосипед должен быть не слишком дорогой, но и не самый дешёвый. Его модель должна быть наиболее распространена и не старше 2-3 лет с даты выпуска, а лучше новый, чтобы не «париться» потом с поиском запчастей. Новый велосипед (в среднем) выдержит примерно — 5,5 тысяч километров пути, а затем потребуются «расходники» (наиболее подверженные износу детали), полноценное ТО (техническое обслуживание), а порой и полная замена всего механизма цепной передачи. В моём случае выбор пал на Merida Big Seven 2019 года выпуска. Если исходить из соотношения цены и качества, то почти идеальное решение.
Вообще, чем проще велосипед и меньшее количество передач (звёздочек), тем лучше, поскольку легче будет его самостоятельно отремонтировать, да и ломаться будет меньшее количество узлов и механизмов. Единственное, в чём я наверно «прогадал», так это диаметр колеса (27,5, а хотелось бы 26). Передний багажник с велосумками также был неудачен, поскольку груз слишком высоко располагался от земли, что делало велосипед неустойчивым и добавляло ему «парусности». Идеальным решением было кожаное английское седло (Brooks), вот в этом я точно угадал! Дополнительно также сменил педали на более крупные и шипованные, для лучшего сцепления с обувью. Но будьте осторожны, при падении можно повредиться (сильно поцарапаться). В остальном меня всё устраивало, а велосипед себя вполне оправдывал.
Основы выживания
Настоятельно рекомендую прочесть пару книжек про выживание в городской среде и дикой природе. Это может пригодиться там, где вы совсем не ожидаете. Главное правило — это максимально использовать свои сильные стороны (физиологию), постоянно размышлять и действовать нестандартно (на опережение). А также оптимально и экономно использовать (тратить) свои ресурсы (время, деньги, силы, здоровье).
Будьте готовы в любой момент изменить или скорректировать свой план — задачу (в зависимости от обстановки, климатических условий или времени суток), ведь это как минимум — уменьшит потери, и как максимум — спасёт вашу жизнь. Будьте всегда начеку! В экстремальной ситуации выходов всегда, как минимум три; 1-й — бежать, 2-й — «договариваться и решать на месте», 3-й — атаковать. Или «выбросить» нечто эдакое (нестандартное поведение, типа закричать нечеловеческим голосом), что повергнет в шок окружающих, а вам предоставит дополнительное время (фору) на решение задачи.
Аутотренинг (самовнушение)
Предлагаю внимательно изучить этот метод, благо литературы много. Он довольно прост в освоении каждым желающим в форме самообучения, и как никакой другой очень пригодится в путешествии в формате — «соло». Поскольку в таком состоянии очень сильно «страдает» психика, а потому требуется специальная подготовка или владение этим методом. Необходимо заранее составить для себя пару тройку жизнеутверждающих фраз или девизов, которые в критической ситуации вы будете повторять, как «Отче наш» (молитву или мантру). Не важно, какие это будут слова, значительно важнее — ваша непоколебимая вера в то, что вы говорите и делаете!
Самопрограммирование
Это категория для продвинутых пользователей. Здесь используются методики из гипноза, НЛП (нейролингвистического программирования), а также психология в виде аффирмаций (образные позитивные утверждения). Объяснять долго и не продуктивно, в «предмет» необходимо вникнуть и освоить, только тогда это станет вашим надёжным другом и верным помощником. Моя задача познакомить вас с имеющимся инструментарием, а кому нужно, тот найдёт. Как говорится: «Ищите и обрящете»!
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Инструкция велопутешественнику по Евразии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других