Библейский Моисей и последний царь Мари Зимри-Лим – один и тот же человек

Джаббар Манаф оглу Маммадов, 2021

Утверждается, что последний царь Мари Зимри-Лим (приемный сын Яхудин Лима) и есть прототип Моисея: Так, в молодости организовав неудачный заговор против наместника Шамши-Адада (библ.: Фараона-угнетателя) в Мари, он убежал в соседнюю Ямхад («в страну Мадиамскую»). Женился там на внучке царя Ямхада (библ. Иофора) и прожил у них 20 лет. После смерти Шамши-Адада взошёл на трон Мари. Через некоторое время Мари был оккупирован Вавилонским царём Хаммурапи (библ.: Фараон исхода), котор. до этого во всех своих переписках Зимри-Лим назвал своим «братом», и он тоже выполнив свой братский долг, после оккупации Мари оставил его на троне как своего наместника. Через 2 года марийцы во главе с Зимри-Лимом подняли неудачный мятеж и после поражения, все население Мари покинуло Мари, одолев некот. местные племена, обосновалось на территории совр. Иордании. После 14 лет мирных скитаний молодое поколение убив Зимри Лима/Моисея (событие "Ересь Пеора") захватило власть и организовало атаку на будущий Ханаан

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Библейский Моисей и последний царь Мари Зимри-Лим – один и тот же человек предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2. Биография и генеалогия последнего царя Мари — Зимри Лима по архивным материалам

2.1. История евреев в Месопатамии

Как известно, история Ассирии начинается с 17-и Ассирийских царей, живших в шатрах, которые на самом деле приходятся и дальними предками евреям: Tūdīja (≈?-2400), Adāmu (≈2400–2375 до н. э.) → Jangi (≈2375–2350 гг. до н. э.) → Suḫlāmu (≈2374–2361 гг. до н. э.) → Ḫarḫaru (≈2361–2348 гг. до н. э.) → Mandāru (≈2348–2335 гг. до н. э.) → Imṣu (≈2335–2322 гг. до н. э.) → Ḫarṣu (≈2322–2309) Didānu (≈2309–2296 гг. до н. э.) Ḫanû (≈2296–2283 гг. до н. э.) → Zuabu (≈2283–2270 гг. до н. э.) Nuabu (≈2270–2257 гг. до н. э.).

Начиная с правлении Адаму город-государство Ашшур перешёл во владения Аккада, стал региональным административным центром империи[35]. В этом ряду Дидану есть эпоним-первопредок аморрейского племени диданов (Didanums, Didanites; аккад: Tidnum. Ср. Библейский Dəḏān, Daedan, Daedanites)[36], Хану — есть эпоним аморрейского племени ханеейцев (Ḫanū, Ḫanean. en: hanéens, haneans, hannite или khaneus — «люди, живущие в палатках» — en: “the tent-dwellers”), а Nuabu (Намху / Ну(в)ху / Ну(м)ху — от имени которого и образовался поздний термины Набу (аккад) — бог мудрости, искусства, писцов и каллиграфов Наби (араб) — пророк) — эпоним-родоначальник аморрейского племени нумху (numhu), — которого некоторые ученые склонны отождествлять библейским Ноем (Ноахом, кораническим Нух-ом).

Потомки этих царей, с помощью Аккадского царя Нарам-Суэна (≈2236–2200 до н. э.)[см.: 35] захватили город-государство Мари (совр. Tell Hariri), а через пару лет, атаковав с этого плацдарма, разрушили Эблу, позже и сам Аккад, и этим способствовали окончательному падению III Династии Ура (XX в. до н. э.). В конце XX в. до н. э. они уже широко расселились во всей Месопотамии, занимая нагорье Джебель-Бишри (ставшее теперь их центром) и сопредельные области Сирии, и ассимилировались с местным западно-семитский народом эблаитов, надломленных аккадскими походами предыдущего столетия.

В том числе потомки Nuabu — Numhu расселились в основном на северо-востоке от Евфрата, потомки Дидана — диданиды/диданы расселились в основном на верхнем Евфрате, потомки же Хана — ханеейцы, в среднем и нижнем Евфрате[37], где позже создали важные аморрейские королевства: королевства Хана (Kingdom of Khana / Ḫanū / Ḫana; — “the land of the tent-dwellers), Мари и Вавилон. Очень многие важные аморрейские династии позднейших веков были выходцами из этого племени, в том числе аморрейская династия Мари (династия Лим), Ассирии (династия Šamši-Adad-а), Вавилона (династия Хаммурапи) и др. [см. также.: 35]

По отношению к расположению вдоль реки Евфрат, ханеейцы разделились на 2 большие группы: binū-sim'al (бинсимъалиты, бенсималиты, бин-сим'ала, en.: bensim'ilites, bensamilites, simalites: «сыны левой /северной стороны [от слова «сим’ал»]. Сравни: библ. Измаильтяне), и binū-yamina (бинъяминиты, беньяминиты, бин-ямина, бини-ямин, яминыты; en: benjaminites, yaminites: «сыны правой /южной стороны» Евфрата. Сравни: библ. Вениаминиты).

Бинсимъалиты состояли где-то из 10–15 кланов (gä'um): Яарум (Yer'û / Wer'û), Якаллит (Yakallit), Амуррум (Amurru), Ябасум (Yabasûm), Наханум (Naḫanum), Нихад (Niḫadî), Ибалаху (Ibâl-Aḫum), Ямахамум (Yamaḫammûm), Абинакер (Abî-Nakar), Исарум (Isaru), Нисия (Ni-si-ia), Сибум (Sibiyum)[38],[39].

Бинъяминиты же состояли из 5–6 племён (gä'um): яхрурум (yaḫrurū[m]), яриху (yariḫū[m]), амнанум (amnānûm), рабабум (rabbu, rababu, rabbiyūm), упрапу (uprap), мутиябаль (mutebal)[40]. Хаммурапи был выходцем из клана Яхрурум.

Несмотря на то, что бинсимъалиты и бинъяминиты были родственными друг другу, они постоянно враждовали. В том числе при Šamši-Adad I бинъяминиты подчинили себе бинсимъалитов, при династии Лима — бинсимъалиты бинъяминитов, а при Хаммурапи наоборот — бинъяминиты опят окончательно вытеснили этих бинсимъалитов, захватив их территории. В результате появилось 2 одноименных царств этих ханеейцев: Королевства Хана (Kingdom of Khana — состоящего в основном из бинъяминитов) на среднем Евфрате и Ханаан (Kinaḫnum, Kinaḫni/a, Kinaḫḫi) у берегов Средиземного моря (состоящего в основном из бинсимъалитов), население которых тоже назывались примерно одинаково: ханаеи/ханеейцы (hanaeans), и ханаане́и (canaanites)[41]. Этих последних видимо называли также и [h]abiru — по их происхождению из территории Хабура (“Habur Triangle”).

На этих событиях стоит остановиться чуть подробнее.

2.2. Биография Зимри-Лима

После дворцового переворота и убийства в 1793 г. царя Мари Jaḫdun-Lîm-а[42] с помощью соседнего царя Šamši-Adad I-а — короля “Royaume de Haute Mésopotamie” — на трон Мари вступил организатор этого заговора сын или брат Jaḫdun-Lîm-а, или же просто узурпатор Sūmû-Jamam. Но скоро приверженцы свергнутого Jaḫdun-Lîm-а организуют второй заговор, на что Šamši-Adad I отвечает введением войск в Мари и водворением на её престол своего младшего сына Jasmaḫ-Adad-а (Šamši-Adad I тоже был ханеейец, и его отец Ila-Kabkabū когда-то был королём ханеейцев). Чтобы узаконить свою власть, Jasmaḫ-Adad женится на пленённой дочери убитого царя Jaḫdun-Lîm-а (т. е. на сестре, или же двоюродной сестре Зимри Лима — Inibšin-е). Остальные же родственники и наследники Jaḫdun-Lîm-а расходятся по соседним странам, в том числе племянник[43], сын или же приёмный сын Jaḫdun-Lîm-а Зимри-Лим (библейский Моисей) находит убежище в соседнем царстве Ямхад (в Библейской «земле Мадиамской»[44]).

Царь и первосвященник Ямхада (Алеппо) Šumu-Epuh (библейский князь мадиамского Иофор), оказав гостеприимство Зимри-Лиму (Zimrī-Līm), выдал за него свою внучку Šibtu[45] (ср. Исх. 2:21: “Моисею понравилось жить у сего человека; и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору”), и как приданое город Elahut/Eluḥut/Eluhtum (совр. Мардин, Турция), где, возможно, Зимри-Лим правил до своего возвращение в Мари в 1774 г. до н. э.

Зимри-Лим оставался в Ямхаде 20 лет (Исход 4:1: «Моисей жил у Иофора 40 лет, пас его скот»). За это время умер этот его покровитель и гуру Šumu-Epuh (в 1780 г. до н. э.) и на престол Ямхада взошёл его сын — тесть Зимри-Лима Yarīm-Lîm I (библейский Рагуил). В 1774 г. до н. э. умер и Šamši-Adad I (Исх. 2:23: «спустя долгое время, умер царь Египетский») и Зимри-Лим с помощью этого Yarīm-Lîm I-а (своего тестя) приступает к возвращению отцовского престола (Исход 4:18: «И пошёл Моисей, и возвратился к Иофору, тестю своему, и сказал ему: пойду я, и возвращусь к братьям моим, которые в Египте, и посмотрю, живы ли ещё они? И сказал Иофор Моисею: иди с миром. И сказал Господь Моисею в [земле] Мадиамской: пойди, возвратись в Египет, ибо умерли все, искавшие души твоей»). Сын покойного царя Šamši-Adad I-а Jasmaḫ-Adad поспешно покидает Мари (или же был убит[46]), оставив там даже свой гарем, включая свою главную жену — Dam-Huraši. Она была дочкой царя Катны Išḫi-Addu, который выдал её в 1782 г. до н. э. в замуж Jasmaḫ-Adad-у, чтобы связать себя брачными узами с могучим Šamši-Adad-ом. Пользуясь случаем, Зимри-Лим вступает с Dam-huraši в брак (в «политический брак»), чтобы укрепить дружбу с ещё одним сильным царём его времени, и оставляет за ней имеющую до сих пор статус beltum — «первая леди королевства». Расчёт Зимри-Лима был верным, т. к. при известном восстании бинъяминитов (≈1773–1769 гг. до н. э.)[47] в первые годы после воцарения Зимри Лима первым ему на помощь поспешил как раз этот второй его тесть с войсками.

Но несмотря на это, этот брак так и оставался формальным, т. к. таблички, найденные в Мари, указывают, что в королевском гареме к ней относились как к низшей женщине и наверняка поэтому она в конце концов секвестрируется — уходит в храм в Терке, где оставшуюся свою жизнь выполняет культовую роль[48].

Кстати и в Библии (Чис. 12:1–15) сестра и брат Моисея (Мириам и Аарон) упрекают его в том, что он взял в жёны жительницу Куша. Эта часть Библии, касающаяся существования ещё одной жены Моисея, до сих пор вызывает споры в среде библеистов. И если исходить из этих параллелей, то библейское «царство Куш» с загадочным местонахождением и историческое царство Qaṭna должны быть одним и тем же царством (местоположение которого соответствует библейскому [Быт. 2.13] — неподалёку от Евфрата)[49]. При таком определении народ маовитян будет населения Qaṭna, а библейская река Тихон — рекой Тифон (река Оронт[50], совр. Аль-Аси).

Дополнительно напоминаем, что с кончиной Jasmaḫ-Adad-а, вместе с Dam-Huraši осталась вдовой и другая его жена — сестра Зимри-Лима. Из истории известно, что имя одной из дочерей Jaḫdun-Lîm-а было Inibšina, которая была жрицей бога Хадада в Мари. Не библейская Мириам ли она — которая тоже была вдовой и пророчицей?

А с третьим могучим царём того времени — Хаммурапи (библейский “Фараон Исхода”) Зимри-Лим устанавливает братские отношения, называя его своим «старшим братом» во всех дипломатических переписках, и эта честь был взаимной, т. к. они оба долго оказывали друг другу политическую и военную поддержку («братскую помощь») во всех ситуациях.

После подавления некоторых важных восстаний бинъяминитов[47] начались в Мари т. н. «годы равновесия».

«Переписка Зимри-Лима с его подчинёнными выявила грани его характера. Из этих писем мы узнали его как остроумного политика с тонким чувствам юмора. Мы также узнали, что он не без тщеславия, так как он приставал к своим камердинерам, чтобы сократили количество предметов одежды. Он был не без любопытства, поскольку у нас есть записи о его обширных визитах за пределы королевства. У него был большой интерес к каждой детали правительственных дел, он настойчиво требует ответы на непонятные ему вопросы. Очевидно также, что Зимри-Лим был благочестивым, богобоязненным человеком, побуждающим своих сотрудников продолжать религиозные церемонии и умолял, чтобы осведомили о последних сообщений от богов»[51].

Рисунок 2. Мари при Зимри-Лиме

2.3. Оккультизм, мистика и пророчества в Мари

В Мари были очень развиты пророчества[52],[53], и даже по мнению некоторых востоковедов Мари была родиной пророчества[54]. Эти пророчества имели очень большое сходство с пророчествами, описанными в Библии[55]. В документах Мари отражено и такое характерное для ранней истории Израиля явление, как спонтанное пророчество[56],[57],[58]. «В Мари, как и в Израиле, предсказание будущего считалось главным способом узнать волю богов»[64]. Пророки Мари воспринимались как уста богов[59]. В Мари пророчествами занимались как профессиональные оракулы (ậpilum, muħħûm, assinum, мумм, qamatum), так и простые гадатели, ясновидящие. «В письмах сановников к своему царю, найденных в Мари, сообщается об особых людях, которые приходили к сановникам с вестью от божества, адресованной царю. Среди таких посланников божеств были те, кого посылал бог Дагон из города Терки и бог Адад из города Каллассу («Я — Властитель Трона, земли и города»)[60]. Марийские пророчества характеризуются спонтанным, «вдохновенным» получением божественных сообщений и явно отличаются от месопотамской традиции, основывающийся на мантике — несмотря на то, что в Мари были развиты и иные варианты оккультизма: гаруспиция, леканомантия, либаномантия, тератология, авгурация, и т. д.[61]. Из более 20 000 найденных в Мари табличек около 50 относится к пророчеству и ясновидению[62],[63], и эти пророчества имеют структурное и содержательное сходство с некоторыми пророчествами Библии (особенно кн. Царств /Самуэля)[64][66]. “Марийские тексты важны в истории пророчеств, потому что они показывают, что вдохновенное пророчество на древнем Ближнем Востоке датируется за 1000 лет до Амоса и Осии (VIII в. до н. э.) в Израиле”[65]. Иногда пророчество отправлялось прорицателю для совершения экстраспиции, чтобы подтвердить откровение. «В Мари были и придворные пророки, а также пророчицы, которых можно сопоставить с библейскими пророчицами — Хулдой (II Цар. 22:14), Но'адией (Нех. 6:14) и Мирьям (Исх. 15:20). Формула, которой пророки в Мари открывали свои пророчества — “Так он [бог] говорил ко мне”, “Бог [следует имя бога] послал меня” — сходна с библейской (напр., Исх. 7:16; Иер. 26:12) <…> Библия допускает ряд других, нежели пророчество, способов, какими Бог открывает Свою волю: сновидения (I Сам. 28:6), предсказания посредством урим и туммим (Исх. 28:30; Лев. 8:8 и др.) и эфода (I Сам. 23:9). Однако со времени Давида эти способы более не упоминаются, а единственной признанной формой откровения становится Божественное откровение через избранных»[66].

[ПРИМ.: Если смотреть на дело с другой стороны, то Библия действительно не обманывает: Моисей передал людям действительно то послание, которое получил через свой институт пророков, которых, как мы уже видим, он сам действительно принимал за посредников бога, верил на это].

На одной из фресок («Investiture of Zimri-Lîm»), найденных при раскопках у дворца Зимри-Лима, изображена передача богом Зимри-Лиму жезла (трость Моисея?!) в мифическом саду, напоминающем описание рая в Библии (Быт. 2:10; 3:24): деревья сада охраняются херувимами и орошаются четырьмя потоками (Фисон [обтекает всю землю Хавила], Гихон [обтекает всю землю Куш], Хиддекель [протекает пред Ассирией]), вытекающими из одного источника (Эдема!).

2.4. Падение Мари

В 1764 г. до н. э. умирает тесть и покровитель Зимри-Лима — король Ямхада Yarīm-Lîm I, а с его наследником Ḫammurabi I (не путать с одноименным вавилонским царём Хаммурапи) отношения Зимри-Лима складываются не так уж гладко, за которой холодностью стояла тёща Зимри-Лима Gašera (мать этого Ḫammurabi I), которая мстила Зимри-Лиму из-за наложницы (певицы Duššuba), присланной Зимри-Лимом к её покойному мужу (отцу Ḫammurabi I) при его жизни[67],[68]. Эта вражда выражалась (1) В конфликте в 1763 г. до н. э. из-за Eluhtum (совр. Мардин, Турция), которую город покойный покровитель Зимри-Лима и дедушка этого Ḫammurabi I Šumu-Epuh когда-то подарил Зимри-Лиму в качестве приданого его внучки, а Ḫammurabi I не хотел признавать эту прошлую сделку. Зимри-Лиму пришлось повторно приобрести эту землю за огромную цену[69]; (2) В блокировании поставки зерна через Ямхад в Мари из соседнего Эмара (совр. Телль-Мескене) в 1762 г. до н. э., когда в Мари бушевала засуха и голод; (3) И наконец, в нейтралитете при нападении Вавилона на Мари в 1761 г. до н. э.

Так косвенно описывает эти их разногласия Библия: “Моисей сказал Ховаву, сыну мадианитянина Рагуила, тестя Моисея: — Мы отправляемся в край, о котором Господь сказал: «Я отдам его вам». Пойдём с нами, и мы будем хорошо относиться к тебе, ведь Господь обещал Израилю доброе. Но он сказал ему: не пойду; я пойду в свою землю и на свою родину” (Чис. 10:29–30)

По иронии судьбы отношения Зимри-Лима были напряжёнными и со вторым шурином — новым королём Катны Amut-pî-El II, которому чуть раньше Зимри-Лим [по просьбе своего тестя Yarīm-Lîm I-а — врага Катны] отказал в военной помощи и арестовал его послов, идущих через Мари на миротворческие переговоры к враждебному ему Ešnunna[70] — несмотря на то, что при восстании бинъяминитов против Зимри-Лима[см.: 47] первым ему на помощь пришёл именно этот Amut-pî-El II. С другой стороны, в то время и его собственное положение было не так уж хорошо, т. к. повстанцы под командованием Сигона и Ог-а отняли у него половину царства (с активной помощью Ямхада) и притеснили Катны с Севера на сторону будущего Набатейского Царства.

Совпадение по времени некоторых проблем для Мари: экономических (засуха и голод), политических (напряжённость с Ямхадом и Катной) и военных (задержание возвращении войск Мари, которые в рамках договора о взаимопомощи Зимри-Лим отправил в 1762 г. до н. э. [под командованием Зимри-Адду] на помощь Вавилону в его затяжной войне с Ларсой) загнало Мари в ловушку, который шанс не мог не оценить искусный политик своего времени вавилонский царь Хаммурапи. После беспрепятственного захвата Мари в 1761 г. до н. э. он, выполнив свой братский долг, не трогал Зимри-Лима и оставил его на троне — но уже в качестве своего наместника. Победа бинъяминитов над бинсимъалитами (Хаммурапи был лидером первых в регионе, а Зимри-Лим — вторых) и потеря своей государственности вызывало глубокое уныние среди народа Зимри-Лима. Вероятнее всего, библейские «десять казней египетских» относятся к этому периоду Мари, когда порабощённый суеверный народ в каждой примете видел «Божью кару» против оккупантов.

2.5. Исход предков евреев из Мари

Все имеющиеся сегодня данные показывают коренные изменения в жизни Мари в 1759 г. до н. э., в том числе на нечто трагическое в его истории: (a) Последние таблички в Архиве Мари относятся к 1759 г. до н. э., с этого времени пополнение Марийского архива прекращается. (b) При археологических раскопках выявлены следы огромных поджогов в Мари, в том числе дворца Зимри-Лима в том году. Эти и другие связанные события можно интерпретировать двояко:

1) В конце концов марийцы под предводительством Зимри-Лима подняли мятеж в 1759 г. до н. э., который, вероятнее всего, завершился временной удачей, и силы Хаммурапи были выгнаны из Мари, о чём свидетельствуют полный разгром и поджог Мари в этот раз; это, само собой, показывает огромный масштаб контрнаступлении Хаммурапи. Вероятнее всего, после столкновения такого масштаба побеждённый народ Зимри-Лима отныне не смог жить под властью Хаммурапи и вынужден был покинуть Мари навсегда.

2) Равноправной этой версии можно считать и ту версию, что Марийцы просто сами покинули страну, поджигая всё, чтобы не оставить врагу. Т. к., если верить Библии и анализировать последующий обзор региона, то, по всей вероятности, это похоже на мирный исход из страны, т. к. они как будто долго готовились к этому шагу, и покинул страну весь народ.

Вероятнее всего, под «Исходом» в Библии подразумевается именно эта история. И она пустила в ход цепочку событий, повлиявших позже на историю всего человечества — вызывая лавину эффектов через серии детерминантов («Эффекта Бабочки» или же «Эффекта Дедушки»), которую невозможно сравнивать ни с какими иными важными событиями в истории человечества. Достаточно припомнить образование трёх мировых религий — Иудаизма, Христианства и Ислама и всех связанных с ними войн (включая крестовые и христианские колониальные походы); образование Персидской империи — которую образовали потомки Ассирийских/Вавилонских плен — Ахемениды; образование Хазарии ассирийскими пленами и т. д.; всё это было связано с этими событиями. Отголосками этих событии был и захват Александром Македонском Персидской империи, образование Римской империи над фундаментом империи Александра Македонского, приход к власти Сасанидов в Иране (с помощью Рима, свергнувшего там прежняя арамейскую власть), стирание всех следов огромной арамейской цивилизации с лица Земли христианами, зороастрийцами, мусульманами, римлянами, сасанидами, арабами и совр. грекоязычными армянами и т. д. Т. е. несмотря на то, что Хаммурапи был победителем, его власть продлилась только на очень локальном ареале и всего-навсего несколько сот лет. А власть Зимри-Лима вышла из орбиты пространства и времени, и действует через религиозные архетипы на сознание каждого жителя планеты по сей день, и через цепочку детерминантов — на весь мир.

«Биография Зимри-Лима как моральная драма, образец ответственного царствования, достойного похвалы. Andreé Parrot[71] восстановил его биографию с уравновешенностью и сочувствием, заключив всю жизнь в рамки двух определяющих массовых убийств: первое, инициирующее изгнание Зимри-Лима, раскрывает его решимость и стойкость духа; второе, завершившее его правление, предупреждает о подлости, но также предполагает тайну теодицеи. Поэтому жизнь Зимри-Лима напоминает мелодраматические библейские портреты Моисея, Иакова и Давида, жизнеописания Плутарха и Светония»[72]

2.6. Вероятная реконструкция дальнейшей судьбы Зимри-Лима и марийцев

Поскольку пополнение Марийского Архива прекратилось в 1759 г., о судьбе Марийцев и Зимри-Лима не известно науке ничего. Но мы сможем восстановить их дальнейшую судьбу, ссылаясь на сведения кн. Моисея и Иисуса Навина и ещё одного источник, называемый нами «Книгой Юзарсифа».

Мы думаем, что Зимри-Лим продолжил оставшуюся свою жизнь в облике Моисея, и дальнейшую его биографию можно реконструировать именно, по сведениям Библии.

Итак, выйдя из Мари, они продолжали свой путь по маршруту: Тадмор[совр. Пальмира, Сирия] → Dayr'Allah, Jordan[библ. Сокхов] → Valle• of Rephaim[библ. Рефидим, где произошло битва с амаликитянами за источника Мишпат] → Аль-Кудс[библ. Кадес][73]. После 12 лет их проживания там местные племена организовали реванш-атаку и вытеснили их из Иерусалима[74] на гору Ор (совр. Har Ora). В этой войне был ранен и позже умер военачальник марийцев, старший брат Моисея Аарон. Вместо него Моисей/Зимри Лим назначает военачальником молодого, перспективного Иисуса Навина, зарекомендовавшего себя до этого в нескольких битвах. Поскольку после изгнания их из Иерусалима скопления марийцев прямо у границ Эдома грозила им большой войной, о чем и предупредил Эдом (Чис. 19:18–21), пришлось покинуть эти горы срочно, причём через проникновение в чьи-то страны, что не обошлась без жертв: «Ханаанский царь Арада, живущий к югу, услышав, что Израиль идёт дорогою от Афарима, вступил в сражение с Израильтянами и несколько из них взял в плен» (Чис. 21:1).

Перейдя Тростниковое (Мёртвое) море[75], марийцы продолжали свой путь по маршруту: Wadi al Hasa, Jordan[библ. долина Заред] → Wadi Mujib[библ. Арнон] → Dibon, Jordan[Битва с Сигоном] → Madaba, Jordan → Hisban, Jordan[библ. Heshbon] → Wadi As-Seer[библ. Jaazer.] → Daraa, Syria[библ. Edrei/Adraha; Битва с Ог-ом] → Перея.

Условия жизни на чужбине, голод, нехватка воды и серия военных неудач[76], в том числе военно-политическое фиаско Зимри-Лима перед Хаммурапи и невыполнение обетных обещаний после Исхода из родины со временем способствовал падению его рейтинга среди народа, массовому недовольству и даже некоторым кровопролитным восстаниям (восстания Корей бин Ицгара, Дафана, Авирона, и др.) постоянно вызывали недовольство народа, переходившее даже иногда в бунты, для подавления которых Зимри-Лим прибегал к крайним мерам. Хотя десятки подобных случаев авторы Библии сокращают (напр., поражение в Гошене[прим. 173]), в оставленных же хотят как-нибудь оправдать Зимри-Лима, перенаправляя все эти протесты народа к Богу и интерпретируя все кровопролития, произошедшие при подавлении восстаний, как божье наказание.

Напр., после поражения в Хорме поднимают восстание 250 человек во главе с Авнаномгенеалогия [77] и Кореемгенеалогия [78]. В ответе: «Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними; и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества. И все Израильтяне, которые были вокруг них, побежали при их вопле, дабы, говорили они, и нас не поглотила земля. И вышел огонь от Господа и пожрал тех 250 мужей» (Чис. 16:31–35, Втор. 11:6);

При восстание же Дафана и Авирона (племянников вышеуказанного Авнана)[генеалогия 78]: «И умерло от поражения 14 700 человек, кроме умерших по делу Корееву» (Чис. 16:49).

После поражение в Хорме (от руки амаликитян) ещё раз «стал малодушествовать народ на пути. И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] Израилевых» (Чис. 21:4–6).

При восстании Зимри: «и вошёл вслед за Израильтянином в спальню, и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево её… Умерших же от поражения было 24 000» (Чис. 25:8–9).

На самом же деле все они погибли от распрей — иначе причём тут 14 700 человек, что, и они умерли из-за недовольства какого-то Дафана и Авирона, или же 24 000 — за грехи какого-то одного человека?! В одной части Библия сама открытым текстом называет организаторов этих убийц: «На другой день все общество сынов Израилевых возроптало на Моисея и Аарона и говорило: вы умертвили народ Господень» (Чис.16:41)

Но это было недовольство не только простых людей. Оказывается, единоличной авторитарной, причём неэффективной системой управления Моисея были недовольны не только низший и средний слои общества, но даже самая верхушка, включая Аарона, Мирияма и военачальника Иисуса Навина.

При первом случае Аарон и Мириам возражают против его монополизации Бога и приписыванию всех своих ошибочных решений Богу, а также игнорировании советов всех людей (Чис. 12:2). В ответ Моисей/Зимри-Лим арестует Мириам на 7 суток (Чис. 12:14–15)[79].

Во второй раз Иисус Навин советует ему прекратить принятие государственных решений по советам каких-то мошенников-оракулов (каких-то Елдадов и Модадов), а обратиться для этой цели к советам военных стратегов, экономистов, общественных деятелей. В ответ Моисей отвечает: «Кажется, ты ревнуешь меня?! Если бы Бог захотел, то он возвысил бы именно их перед моими очами, а не Елдадов и Модадов (прим.: Asqudum-ов?)» (Чис. 11:27–29). Но на этом были уже исчерпаны все дипломатические методы. Подобный ответ такому полководцу, как Иисус Навин, был непростителен. Кроме того Моисей/Зимри-Лим — максимальная роль которого в войнах ограничивалась только маханием рук из вершины холм (Исх. 17:10–12) — мешал Иисусу Навину не только своими суевериями (Чис. 11:27–29, 12:2), но и пацифистскими нотациями, запрещая столкновение с народами родственников то ли своей жены, то ли своим[80]. Все это сделало неизбежным устранение Моисея с победного пути.

Так описывает эту ситуацию Библия (Чис. 25:1–9, 14): Один из лидеров евреев по имени Зимри бен Салу, женатый то ли на сестре (Чис. 25:18), то ли на дочери (Чис. 25:15) Мадиамского царя, поднял бунт (против Иисуса Навина!? — Дж. М.) и был умерщвлён в постели, вместе со своей Мадиамской женой. Это событие унесло 24 тыс. жизней (“Heres• of Peor”). Услышав это, Мадиамский царь нападает на евреев, чтобы отомстить за свою сестру (Чис. 25:18)[81].

И через короткое время после этого события народу объявляется, что Моисей, завещав своё место Иисусу Навину, умер: «и погребён он на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня» (Втор. 34:6)[82]. Вероятнее всего, причиной такой скрытности было то, что его уже давно не было в живых (после «Ереси Пеора»), просто ради политических соображений, выполнение некоторых формальностей — относительно «законной» передачи власти, — оглашение его смерти откладывалась на несколько месяцев. За это время от имени Моисея продолжали преподноситься народу нужные для новой власти приказы, заветы, завещания.

Так характеризует эту загадочную смерть Моисея известный психолог Зигмунд Фрейд в своей книге «Моисей и монотеизм»:

«…В 1922 году Ernst Sellin (прим.: в кн."Моисей и его значение"[83]) сделал открытие решающего значения. Он обнаружил в книге пророка Осии (вторая половина VIII в. до н. э.) безошибочные следы давнего предания, которое свидетельствовало, что основатель еврейской религии Моисей был свержен и убит во время восстания своим жестоковыйным и строптивым народом. Одновременно религия, которую он основал, была заброшена. Это предание встречается не только у Осии — оно повторяется у большинства пророков. Sellin считает даже, что именно оно легло в основу всех последующих ожиданий Мессии»[84].

Современные учёные так оценивают это загадочное обстоятельство:

«Вокруг обстоятельств смерти Моисея возник как бы заговор молчания. Это, пожалуй, один из немногих случаев, когда смерть национального героя описывается так лаконично. Создаётся впечатление, будто первоначальное, подробное описание его гибели было попросту устранено из текста. Вполне вероятно, что редакторы Библии решили скрыть подробности, которые шли вразрез с созданным образом Моисея.

В глазах многих своих современников Моисей был деспотичным человеком, но следующие поколения все яснее понимали его заслуги перед еврейским народом. Лишь постепенно, на протяжении многих веков вокруг этого вождя еврейского народа стал складываться образ великого и мудрого пророка. Трудно было согласовать с этим образом насильственную смерть Моисея: вина и неблагодарность его народа были бы тогда слишком велики, слишком тягостны для потомства. Поэтому и родилась версия, будто Моисей умер естественной смертью, будто таким путём Яхве захотел наказать его за какие-то тайные грехи. Иначе говоря, израильский народ не несёт ответственности за его кончину: просто Бог сделал так, что Моисей должен был умереть у самого порога обетованной земли»[85].

Со смертью Моисея евреи разделяются на 2 лагеря, между которыми возникает огромное противостояние, — т. н. Ересь Пеора. В конце концов старое поколение отказывается идти за Иисусом Навином и остаётся в Трансиордании (Чис. 14:23, 14:29–30; 26:64–65; 32:11; Втор. 1:35–36) — в завоёванных ими при Моисее землях. А Иисус очень маленькими (1/15) частями этого фронта (40 тыс. из 600 тыс. воинов: Нав. 8:3 + Нав. 8:12 ≈ Нав. 4:13) захватывает Иерихон и весь Ханаан. Остальную часть событий будем восстанавливать на основе ещё одного источника, называемого нами «Книгой Юзарсифа».

2.7. Сравнения биографии Зимри-Лима и Моисея

Очень многие параллели между бытом, обычаями, историей, ономастикой древней Месопотамии и библейского народа привлекли внимания учёных и библеистов с первых же дней расшифрования царского архива, найденного под руинами древнемесопатамского королевства Мари [86],[87],[88],[89],[90],[91],[92],[93],[94],[95],[96],[97],[98]. Но искать Моисея среди королей Мари даже не помышлял никто, потому, что под влиянием Библии все умы были настроены искать его на другом контингенте, в другом времени и под другим именем.

В этой книге мы впервые добавили в ряд предполагаемых кандидатов на прототип Моисея ещё одного — последнего царя Мари, который долго боролся с Хаммурапи за освобождение своего народа от его подданства и в конце концов, подвергаясь погоне армии Хаммурапи, вывел их (всё населению страны!) через Евфрат в сторону будущего Ханаана. Утверждается, что Библия была продолжением Марийских табличек, которые прекратили пополняться после этого события…

Кстати, в своё время Giovanni Pettinato (1954–2011 гг.) утверждал[99], что он определил имена Содом, Гоморра и Zoar (Бела) в табличках Эблы, места, которые известны из Бытия 14. Также ритуалы, описанные в эблаитских табличках, такие, как «освобождение козла отпущения», «нагруженного нечистотами, в обрядах очищения», обряды, связанные со свадьбой и интронизацией и др., полностью схожи с практикой, записанными в Левите 16. Научное сообщество опровергло эту утверждение одним лишь единственным аргументом: Библейские события и города происходили и находились неподалёку от Красного Моря. А города и события, описанные в текстах Эблы, находятся в Сирии и вокруг неё[100]. Стоит только отметить, что в самой Библии ничего не говорится о Красном Море нигде. Его лишь отождествляли с Библейским Тростниковом морем более поздние авторы и переводчики, произвольно[101].

Таблица 2: Синхронизмы между биографией Моисея и Зимри-Лима

1 D. Charpin and J.-M. Durand (1985): “La prise du pouvoir par Zimri-Lim”, MARI 4, pp. 336–338; ʬ D. Charpin (1992): “Les légendes de sceaux de Mari: Nouvelles données”, in G. D. Young ed., Mari in Retrospect: Fift• Years of Mari and Mari Studies, Winona Lake, pp. 72–73; ʬ Charpin D. & Ziegler N. (2003): “Mari et le Proche-Orient à l’époque amorrite: Essai d’histoire politique”, pp. 44–45

2 Wolfgang Heimpel (2003): Letters to the King of Mari. ISBN: 9781575060804. стр. 42. Сноска № 20 (URL: cloud)

3 D. Charpin and J.-M. Durand (1985):"La prise du pouvoir par. Zimri-Lim,"MARI 4: 337–338

4 Wikipedia.de: Addu-duri

5 Прим.: Charpin D. & Durand J.-M. (Les origines de Zimri-Lim, MARI 4 [forthcoming], 1984) считают Jaḫdun-Lîm и Ha-ad-ni-d[Addu] разночтением одного и того же имени. См. Sasson, Jack M.: Thoughts of Zimri-Lim. Стр. 116 (URL: cloud).

6 Wikipedia.pl: Inibszina (Mari)

1 Прим. автора: Зимри-Лим унаследовал большинство этих жён от своего предшественника — царя Мари Jasmaḫ-Adad-а, поэтому при Зимри-Лиме они формально числились в его гареме. Некот. совр. учёные, исходя из слияния 2-х гаремов, иногда причисляют и Inibšin-у к ряду жён Зимри-Лима, что является грубой ошибкой. Т. к., хотя она была женой прежнего царя, но была сестрой Зимри-Лима

2 Nele Ziegler: “Le harem de Zimrî-Lîm. La population féminine des palais d'après les archives royales de Mari". Antony, France: Société pour l'étude du Proche-Orient ancien, 1999 (URL: cloud)

3 Прим.: Была женой Himidiya — правителя Andarik

4 Прим.: Была женой Zakura-abum — узурпатора Zalluḫan, а потом его врага Ibal-Addu — правителья Ashlakka

5 Прим.: Была женой Bahdî-Lîm — правителя столиц Мари

6 Прим.: Была женой Haya-Sumu — правителя Ilanšura

7 Прим.: Была женой Ili-Ishtar — правителя Shuna i Shabasim

1 Архипов И. С. (2004): Политическая история Верхней Месопотамии в годы правления Зимри-Лима, царя Мари (диссертация). Москва-2004. Стр. 34. (URL: cloud)

2 Р. А. Грибов (1967): «Tebibtum в текстах из Мари». // «Палестинский сборник» № 17(80). стр. 3–5

1 Даг Рауш: Законы Хаммурапи и Библия. (URL: cloud)

2 Максим Нефедов (2012): Сходства и различия между Книгой Завета (Исх 21–23) и Законами Хаммурапи. // Санкт-Петербургской православной духовной академии. СПб.: Изд. СПбПДА, 2012 (URL: cloud)

1 G. Dossin: Mél. Dussaud“. p. 989, 993… (Цит. по: Kupper J.-R. (1982): «Les nomades de Mésopotamie au temps des rois de Mari». Стр. 58–62, сноски 24, 25 URL: DOI: 10.4000/books.pulg.985)

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Библейский Моисей и последний царь Мари Зимри-Лим – один и тот же человек предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

35

Прим. автора: Хотя аккадцы относятся к восточным семитам, а не западным — как аморреи, но Саргон Великий — превративший город Ашшур в ядро своей империи, откуда происходят ханеецы, сутии, диданы и др. известные семитские племена — был родом из Верхней Междуречье — из Азупирану (между Сиппаром и Кишом)

36

Иез. 25:13, 27:15, 27:20; Исаия 21:13; Быт. 25:3; I Пар.: 1:32. См. также: Wikipedia.en: Dedan in the Bible

37

Цит.: “The semi-nomadic population was organized in tribes and clans, with chieftains (sugagu) at their tops. There were five tribes: Sim'al, Yamin, Sutu, Numhu and Yamut-ba'al. The kings of Mari, the biggest Amorite town, were of Sim'al origin. The rangeland of Sim’al was in the Middle Euphrates region northwards of Mari (loc. Cit., 144–145). The rangeland of Yamin was to the west of Mari (loc. cit., 161). Sutu lived to the south of Mari, in the province Suhum and to the west in the region of Tadmor (Palmyra) (loc. cit. 204–205, 214). Numhu and Yamutba'al settled northeast around Gebel Singar (loc. cit. 231–233). Due to seasonal transhumance tribes possessed summer and winter nastureland” (Rebecca Hasselbach-Andee (2020): «A Companion to Ancient Near Eastern Languages». P. 186 https://books.google.com/books?id=LFbPDwAAQBAJ&pg=PA186)

38

Talon P. (1985): Quelques réflexions sur les clans hanéens. (fr.) Mélanges Birot. Pp. 280–284 (URL: cloud)

39

Прим. автора: Другие авторы исключают из этого ряда некоторых и прибавляют других. Напр., J.-M. Durand, (“Peuplement et sociétés à l'époque amorrite (I) Les clans bensim'alites”, dans: CRRAI 46-Amurru 3, Paris, 2004. p. 179 (URL: cloud)) так классифицирует племён бинсимъалитов: Yabasû, Yakallit, Amurru, K/Qâṣû, Nahân, Niḫadû, Yumma-hammu, Ibâl-Ahu, Yar’û, Abî-nakar, Man-napsu, Kihibru-ila; Wolfgang Heimpel (“Letters to the King of Mari: A New Translation, with Historical Introduction, Notes, and Commentary” [Mesopotamian Civilizations, 2003], стр. 15 (URL: cloud)) ссылаясь на табличку № 24235 считает Амурру подкланом Ябасум, а ссылаясь на табличку № 27107, добавляет ещё один клан: Patakḫum; M. Anbar (“Les Tribus Amurrites de Mari”. 1991, Стр. 81–82 (URL: cloud)) тоже, ссылаясь на документы XXIII.87.1-36 и VIII.11, вычёркивает в этом списке некоторых и добавляет других: Ḫalan, Ḫimum, Bīt-Nūri, Bīt-Wa/Yadabaḫ, Bīt-Wa/Yaninum, Kuli'i, Baḫdatum, Bīt?-Ba-X, Bīt-Awin…

40

Kupper J.-R. (1958): Les nomades en Mésopotamie, ch. II: Les Benjaminites, pp. 47–81 (URL: cloud); ʬ Kupper J.-R. (1959): Le rôle des nomades dans l'histoire de la Mésopotamie ancienne (Journal of the Economic and Social Histor• of the Orient. Vol. 2, № 2), pp. 113–127 (URL: cloud)

41

Прим. автора: Имеется интересная связь между названиями Ханаан, Королевство Хана, Финикия и Эдом — все они означают «красный» (?!)

42

Прим. автора: С частицами «Jaḫ» в имени Jaḫdun-Lîm — предполагаемого отца Зимри-Лима — стоит быть осторожнее при исследовании Яхве. Хотя мы считаем, что Яхве «родился» в Египте как местный вариант Месопотамского бога Син/Ярих, но из-за указанной частицы — если она и в этом слове носит теофорное значение — над родиной «Яхве» стоит ещё раз задуматься, хотя «должность» её и в Месопотамии должна быть та же — Лунное божество.

43

Anbar M.: “L’origine tribale de Zimri-Lim, roi de Mari” Mélanges Limet, 7 // Michael P. Streck: Amurriter I, 93

44

Прим. автора: Исходя из созвучия имён и локализации, можно предположить, что авторы Библии, возможно, имели в виду современного им наследника Ямхада — Миттани.

45

Dalley, Stephanie (2002): Mari and Karana: Two Old Babylonian Cities. Gorgias Press p. 97

46

Rafał Koliński: The Fate of Yasmaḫ-Addu, the King of Mari (URL: cloud)

47

Wikipedia.fr: Révolte des Benjaminites

48

J.-M. Durand: LAPO 18, 2000, pp. 295ff.

49

Цит.: «Из сопоставления библейских параллелей открывается, что существовали две страны с этим именем: одна — между Вавилоном и Аравийским полуостровом [1 Пар 1:8-10; Пс. 86:4], другая — на северо-восточном берегу Африки, приблизительно на месте современной Нубии, по направлению к Абиссинии [Ис. 18:1–2; 20:3–5; Иез. 30:4; Наум. 3:9]. Лучшее объяснение всего этого дают памятники ассирийской и египетской древности. По свидетельству первых, кушиты или кадим были теми первобытными протохалдеями, которые составляли основное зерно так называемой сумерийско-аккадийской народности, положившей начало наидревнейшей халдейско-вавилонской цивилизации и культуре. Со временем эти кушиты, принуждённые уступить свою территорию здесь семитам, сначала перекочевали в аравийские степи, а отсюда, при фараоне 12-м, Узерпизене I, были переселены в Египет (около 2000 до н. э.) и водворены на жительство в Нубии» (Толковая Библия А. П. Лопухина. Быт. 10:6.)

50

Цит.: «Прежде эта река называлась Тифоном, но впоследствии ей было дано имя строителя моста через неё — Оронта» (Страбон: Геогр.: 16.2.7)

51

Jack M. Sasson: A Mari King in Changing Perceptions // Journal of the American Oriental Society. Vol. 118, No. 4 (Oct. — Dec., 1998), pp. 453–470 (URL: cloud). P. 456

52

J. M. Sasson: The Posting of Letters with Divine Messages // dans D. Charpin & J.-M. Durand (éd.), Florilegium marianum II. Recueil d’études à la mémoire de Maurice Birot, Mémoires de NABU 3, Paris, 1994, p. 299–316

53

H. B. Huffmon (1968):"Prophec• in the Mari Letters", Biblical Archaeologist 31. 108.

54

Anbar, M.:"Mari and the Origin of Prophecy,"in A.F. Rainey, ed. kinattūtu ša dārâti: Raphael Kutscher Memorial Volume. Tel Aviv: Tel Aviv University, 1993: 1–5.

55

Friedrich Ellermeier (1968): Prophetie in Mari und Israel / Herzberg: Verlag Erwin Jungfer

56

Jonathan Stökl (2012): (Intuitive) Divination, (Ethical) Demands and Diplomac• // Meditating Between Heaven and Earth: Communication with the Divine in the Ancient Near East (eds. C. L. Crouch et. al; New York: T & T Clark, 2012), pp. 84–89 (URL: cloud)

57

Wolfgang Heimpel (2003): Letters to the King of Mari. ISBN: 9781575060804. Стр. 30.

Цитата: «The• held “parleys” (rihßum), which were formal occasions when an individual Hana could be heard, and the• had diviners called “prophets”»… «Nabû, which is cognate with nabîª, the word for “prophet” in Hebrew and Arabic. So far, these prophets are onl• mentioned once, in 26 216. According to that text, the• practiced extispicy». А также Раздел 2.4

Цитата: «The common theme of man• of letters 26 1-190 is extispicy—that is, divination b• means of inspecting the entrails of sacrificial animals. It was the most widel• practiced method of divination in ancient Mesopotamia»

58

Dominique Charpin (2012): Patron and Client: Zimri-Lîm and Asqudum The Diviner (URL: doi:10.1093/oxfordhb/9780199557301.013.0012)

59

W. J. Moran (1969): “New Evidence from Mari on the Histor• of Prophecy” // Biblica 50. Pp. 15–56. p.25

60

Акимов В.В.: “Библейские пророки и прорицатели Древнего Ближнего Востока” // Материалы 14 Международных Кирилло-Мефодиевских чтений, посвящённых Дням славянской письменности и культуры, 22–24 мая 2008 г. Мн., 2009. С. 394 (URL: cloud)

61

H. B. Huffmon (1997): “The Expansion of Prophec• in the Mari” // Archives: New Texts, New Readings, New Information,"in Prophec• and Prophets: The… Y. Gitay; SBLSS; Atlanta: Scholars. Pp. 7-22

62

Wolfgang Heimpel (2003): Letters to the King of Mari. Раздел: «Messages to and from Gods». P.248 (URL: cloud)

63

Paolo Merlo: Āpilum of Mari: A Reappraisal // Ugarit-Forschungen 36 (2004), 323–332 (URL: cloud)

64

Рами Юдовин: Пророки — посредники между богами и царями (сравнение пророчеств в древней Мари и Израиля). ЛитРес 2013. (URL: cloud)

65

Пророчества на Древнем Ближнем Востоке и в Израиле [https://www.britannica.com/topic/prophecy/Types-of-prophecy#ref410414]

66

«Пророки и пророчество» / ЭЕЭ [URL: https://eleven.co.il/bible/prophets/13330/]

67

Jack M. Sasson: The Wealth of Mari Era Kings. P. 426–427. Note № 8 (URL: cloud)

68

История этой вражды из за Дашшабу сохранилась в одном письме Зимри-Лима (ARM 10 139 = LAPO 18 1191), из которого мы и узнаем детали истории, где Зимри-Лим пишет тёще:

«Недавно ты попросила меня не отдавать Ярим-Лиму музыкантшу Дашшубу. Я ответил: “Если я отдам её кому-нибудь другому, разве тогда Ярим-Лим не будет сердиться на меня?”. Я тебе написал. […] Ты продолжала без конца отправлять (мне) письма. И вот ты написала ещё одно (письмо) своей дочери. […]. Не беспокойся, я не отдам эту женщину Ярим-Лиму, я отдам её Аплаханде (прим. царю города Каркемиш в восточной Анатолии) […] А если когда-нибудь Ярим-Лим разозлится по этому поводу и напишет мне, я отвечу отговоркой следующее: “Я не дал её тебе не потому что Гашера написала мне не давать тебе эту женщину! Дело в том, что Аплаханда попросил её (раньше тебя) и я отдал её ему. Попроси у меня другую певицу, и я пришлю тебе её!”»

69

J.-M.Durand (2002): Zimrî-Lîm achète la ville d'Alahtum (Comptes rendus des séances de l'Académie des Inscriptions et Belles-Lettres), n°1, 2002. (URL: cloud).

70

Van Koppen, Frans (2015): Qaṭna in altsyrischer Zeit. ISBN 978-3-447-10350-3. P.90 (URL: cloud)

71

Прим.: Серия изданий Андре Парро"Mission Archeologique de Mari"(1946–1968 гг) — это фундаментальные труды, которые являются основой любого исследования Мари. I том публикации знакомит читателя с результатами исследования храма Иштар, II том (был издан в 3-х частях) — с разнообразными аспектами изучения царского Мари (архитектура, монументальные росписи, документы из дворцового архива), III том — с находками в храмах Иштара и Нинни-Заза. Кроме того, результаты шестнадцатого, семнадцатого и двадцатого сезонов раскопок Мари были опубликованы отдельно в сборнике, посвящённом сирийской археологии (Parrot A.: Mission Archeologique de Mari. — Vol. I–IV). Параллельно А. Парро проводил сравнительные исследования результатов своих раскопок Мари с материалами других центров месопотамской культуры (Parrot A.: Mari et Chagar Bazar // Iraq, 1938), касаясь проблем изучения государства Мари в контексте исследований археологии Месопотамии (Parrot A.: Archaeologie Mesopotamienne. Vol. I–II. — Paris, 1946–1953; Parrot A.: Nineveh and Babylon. — London, 1961)

72

Jack M. Sasson (1998): The King and I. A Mari King in Changing Perceptions // Journal of the American Oriental Society. Vol. 118, No. 4, pp. 543–570 (URL: cloud). P. 455

73

Прим. автора: Координаты Кадеса на основе близлежащих топонимов: Гора Si’ir/Sa’īr (Быт. 14:6, Втор. 1:44, Нав. 15:54), Гора Ор /совр. Har Ora (Чис. 20:22, 33:37. Эта гора составляет границу Эдома и Кадеша. Чис. 20:23), гора Мориа (2 Пар. 3:1); Пустынье Син (Чис. 20:1, 33:36, Втор. 32:51), Пустыне Фаран (Чис. 13:27, 33:36), Пустыне Сур (Быт. 20:1), источник Мишпат (Быт. 14:7), Ецион-Гавер (Чис. 33:35), Асироф (Чис. 13:1), Баред/ совр. Al-Bireh (Быт. 16:14), страна Эдом (Чис. 20:14–16). Он находился в уделе Иудином (Нав. 15:23).

Альтернативное названия Иерусалима: древнеегипет: ”Urušalim”, араб.: “Аль-Кудс”, “Moriah” (Быт. 22:2; II Пар. 3:1), “Ir Ha-Kodesh” или “Ir Ha-Kedosha” (Иса. 48:42, 51:1; Дан. 9:24; Неем. 11:1, 8), “Иевус” (Нав. 15:8, 18:28; Суд. 19:10; 2 Цр. 5:6; I Пар. 11:4), “Сион” (2 Цр. 5:6–9), “Ариэль” (Исаии 29:1–8), “Šālêm” (Быт. 14:18, Псал. 76:2), и т. д.

74

Прим. автора: То, что евреи ещё при Моисее жили в Ханаане, доказывает тот факт, что второй стан Исхода Сокхов (совр. Deir Alla) находился в окрестности Пенуэля Иакова (Быт. 32:30 ↔ 33:17; Суд. 8:5, 8, 16–17;), Ефама (Исх. 13:20; Чис. 33:6), Наблуса (Пс. 59:8, 107:8), Zarethan-а (III Цар 7:46, II Пар 4:17), Адама (Нав. 3:16,), реки Иордана (III Цар 7:46, II Пар 4:17), другой их стан — пустыне Сур, была местом, куда убежала Агарь от Сарры первый раз (Быт. 16:7) и где (рядом) жил Исаак (Быт., 24:62; 25:11), другая их остановка пустыня Фаран — это та место, где Кедорлаомер поразил хорреев (Быт. 14:6) и куда убежала Агарь от Сарры второй раз (Быт. 21:21, кот. находился неподалёку от Вирсавий — Быт. 21:14, 21), а населения некоторых из следующих станов и остановок в будущем оказались союзниками (напр., Беероф/Бене-Яакан и его сосед Kiriath-Jearim) или противниками Иисуса Навина в Ханаане, или же были оккупированы им (напр., Ливна, Хорма, Арад). Т. е. евреи все-таки проживали в Ханаане ещё до завоевание Ханаана Иисусом. Значить Бытие не зря пишет: «Двенадцать лет были они [ханаанцы] в порабощении у Кедорлаомера, а в тринадцатом году возмутились». Можно сказать, что Иисус в Ханаане пошёл по стопам Моисея, но только войной.

75

Прим. автора: Кажется, Библия подразумевает именно эту историю, когда пишет о том, как море расступилось перед евреями и затопило преследующих их врагов (ивр. «Kriat Yam Suph», en: Crossing the Red Sea). Дело в том, что область Гошен находилась на западном берегу Мёртвого моря, и “Бытие” повествует, что при отступлении людей Кедорлаомера, гонящая их армия Содомлян утонула в смолистых ямах вокруг Тростникового/Мёртвого моря. Просто авторы компиляции, вероятнее всего, сдвинули этот эпизод с конца к началу рассказа ради придания Исходу божественной окраски.

76

«И сошли Амаликитяне и Хананеи, живущие на горе той, и разбили их, и гнали их до Хормы (Цефафа)» [Чис. 14:45]. «Ханаанский царь Арада, живущий к югу, услышав, что Израиль идёт дорогою от Афарима, вступил в сражение с Израильтянами и несколько из них взял в плен.» [Чис. 21:1., 33:40]. «Выступил против вас Аморрей, живший на горе той, и преследовали вас так, как делают пчелы, и поражали вас на Сеире до самой Хормы» [Втор. 1:44.].

77

Родосл.:

78

Прим.: Корей [=коранический Qarun] был двоюродным братом Моисея (Родословие их обоих: )

79

Прим. автора: А в народе распространяют слух, что она якобы больна — болеет проказой: Чис. 12:10.

80

«И сказал мне Господь: не вступай во вражду с Моавом и не начинай с ними войны; ибо Я не дам тебе ничего от земли его во владение, потому что Ар отдал Я во владение сынам Лотовым” (Втор. 2:9); «Не вступай с аммонитянами во вражду, и не начинай с ними войны, ибо Я не дам тебе ничего от земли сынов Аммоновых во владение, потому что Я отдал её во владение сынам Лотовым» (Втор. 2:16); «Вы будете проходить пределы братьев ваших, сынов Исавовых (прим.: т. е. идумеев), живущих на Сеире, остерегайтесь начинать с ними войну, ибо Я не дам вам земли их ни на стопу ноги, потому что гору Сеир Я дал во владение Исаву (прим.: т. е. Эдому)» (Втор. 2:4–5)

81

Прим. автора: В Чис. 25:18 Хазва, жена убитого Зимри, называется дочерью и/или сестрой Мадиамского царя: «Хазвою, дочерью начальника Мадиамского, сестрою своею, убитою в день поражения за Фегора». Стоит ещё раз напомнить, что Шибту — жена Зимри-Лима была дочерью покойного царя Ямхада Ярим-Лима I и сестрой его наследника Хаммурапи I. Указанное событие в «Ереси Пеора» — умерщвление Моисея /Зимри-Лима и его жены — вероятнее всего, происходило где-то около 1745 г. до н. э. (Исход из Мари в 1959 г. до н. э. + 12 лет проживание в Кадесе + пара лет скитание по станам), когда в Ямхаде царствовали племянники Шибту: Абба Эле (1750–1720) и Ярим Лим II, которые обязаны были повести войска на евреев за смерть своей тёти, чтобы «спасти своё лицо». Автор этих частей как внешний источник, вероятнее всего, путает этих двух Ярим-Лим и естественно, не имеет точного представления о том, что Шибту была дочкой или сестрой теперешнего, или недавно умершего царя Мадиям.

82

Прим. автора: Мусульманская традиция располагает его могилу в Maqam El-Nabi Musa (Nabî Mûsâ) — в 11 км (6,8 миль) к югу от Иерихона и в 20 км (12 миль) к востоку от Иерусалима в иудейской пустыне.

83

Sellin E (1922): Mose und seine Bedeutung für die israelitisch-jüdische Religionsgeschichte

84

Фрейд З.: Моисей и монотеизм. Ч. V [URL: http://uchebnik-online.com/113/7.html]

85

В. Г. Брюков: Чудеса Ветхого Завета и их научное объяснение (URL: cloud)

86

G. Dossin (1938): Les archives épistolaires du palais de Mari,” Syria 19 (1938), pp. 105–126 (URL: cloud)

87

A. Lods (1950): Une tablette inedite de Mari, interessante pour l'histoire ancienne du prophetisme semitique. / in Studies in Old Testament Prophecy. pp. 103-110

88

M. Noth (1953): Mari und Israel: Eine Personennamen Studie // Geschichte und Altes Testament: A. Alt zum 70. Geburstag dargebracht (G. Ebeling ed., BhT 16; Tübingen: J. C. B. Mohr, P. Siebeck, 1953), pp. 127–152.

89

Malamat Abraham (1962): Mari and the Bible: Some Patterns of Tribal Organization and Institutions / Journal of the American Oriental Society. Vol. 82, No. 2, pp. 143–150 (URL: cloud); ʬ Malamat, A. (1966): Prophetic Revelations in New Documents from Mari and the Bible / VTS. Vol XV (1966) 207–227; ʬ Malamat A. (1966): Aspects of Tribal Societies in Mari and Israel / La civilisation de Mari (RAI 15), Liège, 4–8 juillet; ʬ Malamat A. (1989): Mari and the Earl• Israelite Experience / Oxford Universit• Press. — ISBN 0-19-726117-5; ʬ Malamat A. (1998): Mari and the Bible (= Studies in the Histor• and Culture of the Ancient Near East 12). Brill, Leiden, Boston, Köln, ISBN 90-04-10863-7 (https://books.google.com/books?id=P2jtZOP4MLwC)

90

James F. Ross (1970): Prophec• in Hamath, Israel, and Mari. // HTR 63 (1970), pp. 1-28. (URL: cloud)

91

Noort, Edward (1977): Untersuchungen zum Gottesbescheid in Mari. Die «Mariprophetie» in der alttestamentliche Forschung. (= Alter Orient und Altes Testament. Band 202). Published b• Kevelaer: Butzon & Bercker / Neukirchen-Vluyn: Neukirchener Verlag (1977). ISBN 10: 3788705426 ISBN 13: 9783788705428. pp. 24–32; 69-82

92

Armin Schmitt (1982): Prophetischer Gottesbescheid in Mari und Israel. Eine Strukturuntersuchung (= Beiträge zur Wissenschaft vom Alten und Neuen Testament 114 = Folge 6, Heft 14). Kohlhammer, Stuttgart u. a., ISBN 3-17-007467-9

93

Jack M. Sasson (1998): About “Mari and the Bible"/ Revue d'Assyriologie et d'archéologie orientale. Vol. 92, №. 2, Actes de la table ronde, «Les traditions amorrites et la bible» (1998), pp. 97-123 (URL: cloud). ʬ Jack M. Sasson: Mari and the Hol• Grail / In Orientalism, Assyriolog• and the Bible. HBM 10 2006. Pp. 186–198 (URL: cloud)

94

Mark W. Chavalas (2004): Mesopotamia and the Bible // A & C Black. ISBN: 9780567082312 (https://books.google.com/books?id=60fmNZQzwjYC).

95

Steven W. Hollowa• (2007): Orientalism, Assyriolog• and the Bible (Hebrew Bible Monographs). ISBN-10: 1906055335

96

Friedrich Delitzsch (1902): Babel und Bible (URL: cloud)

97

Wikipedia.de: Babel-Bibel-Streit

98

Wikipedia.en: Panbabylonism

99

Pettinato, Giovanni (1991): Ebla, a new look at history. ISBN 978-0-8018-4150-7

100

Wikipedia.en: Ebla-biblical controversy

101

Прим. автора: В оригинале (Исх. 10:19; Исх. 13:18; Исх. 15:4–22) это море, через которое евреи, перейдя, спасались от погоня армии фараона, называется, на иврите: יַם-סוּף — «Yam sóf».

Впервые в Септуагинте этот термин был переведён как Ερυθρὰ θάλασσα (греч. Eruthrā̀ thálassa) — «Красное море», откуда такой перевод перешёл в Христианскую Библию (Деян. 7:36; Евр. 11:29) и оттуда распространился на весь мир, в том числе он встречается и у всех грекоязычных авторов.

Церковно-славянская Библия переводит этот гидроним на русский близким термином: «Чермное море».

В Синодальном переводе Библии употребляется другой перевод этого гидронима — «Тростниковое море», т. е. «камышовое море», который основывается на другом словарном значении слова «סוף» («sóf») — камыш. Стоит отметить, что в древности территория Мёртвого моря была прославлена сахарным тростником, и этот регион даже был основным его экспортёром на Ближнем Востоке.

Кроме этого, в любых ивритских словарях [напр. https://he.wiktionary.org/wiki/סוף] слово sóf («Suph») имеет также и значение «конец чего-либо», «смерть». Например, «sóf pasux» [פָּסוּק סוֹף] — конец стиха, «sóf davar» [דבר-סוף] — концовка, «ein-sóf» [סוף-אין] — бесконечность, «sóf-sóf» [סוף-סוף] — «в конце концов». В этом аспекте буквальный перевод «סוּף יַם-»/ «Yam sóf» с двумя словами, объединёнными в конструктивное состояние, может дать также и значение «конечное море», или же «конченое море» — т. е. Мёртвое море.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я