Детский фольклорный праздник «Русские святки»

Группа авторов, 1999

Эта публикация открывает серию разработок по проведению детских школьных и семейных праздников, воскрешающих древние фольклорные традиции России. Посвящена зимним праздникам, объединяющим в себе элементы святок и христианского рождества. В легкой и доступной детям форме раскрываются исторические корни святочных игр с медведем, ряжения, святочного угощения, святочного гадания и колядования. Авторы предлагают ряд сценок, в которых в забавной игровой форме дети могут воссоздать и пережить древние модели праздничного общения. Пособие прошло апробацию в школах, дошкольных детских учреждениях и семьях г. Самары в 1994–1999 годах. Данная разработка может быть полезна для учителей начальной школы, работников детских учреждений и родителей и использована как материал для внеклассного и семейного чтения. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Детский фольклорный праздник «Русские святки» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Праздничная игра «Медведь на липовой ноге»

Действующие лица:

Старик — длинная борода из мочала

Старуха — с веретеном

Медведь — в медвежьей маске и большой шубе

Скоморох — в яркой рубахе и шутовском колпаке, выполняющий роль ведущего

5 или 6 детей, помогающих скомороху вести действие.

Часть 1. Представление персонажей игры

Скоморох Здравствуй, честной народ. Люд божий, крытый рогожей. За медный пятак покажу все этак и так. Будете довольны. Мы — скоморохи, большие пройдохи. Представим вам древний «ужасник», которого не боится сейчас даже первоклассник.

Старуха (поворачивается на все стороны) А вот и я, — старуха Софья. Три года на печке сохла, мастерица кашу парить — в каждом горшие по два кушанья. Своим дедом как хочу, так и ворочу.

Старик (поворачивается во все стороны) А я — дед Герасим, который сроду крыши не красил. Мой дом каменный на соломенном фундаменте. Труба еловая, печка сосновая. Четверо ворот и все в огород. В лес ходил. Чуть медведя не убил, потому что со страху полез с ним в драку.

Медведь А я — медведь. По лесу шатался, на старика нарвался. Потрафил старик Потапу, искалечил лапу. Облазил весь лес, еле нашел себе подходящий протез.

Дети (хором) А мы — ребята. Будем помогать скомороху вести представление, события которого выбывают у нас удивление и недоумение.

Часть II. История загадочной мести

Скоморох Что вам не понятно — объясню внятно. Давайте сделаем так. Сейчас, по моему хотению, по щучьему велению, старик, старуха и медведь разыграют перед вами все то, что происходит в старинной русской сказке «Медведь на липовой ноге». А вы в любой момент сможете остановить действие и задать персонажам вопрос: что в шутку, а что всерьез.

Начинается пантомима

Старуха дает старику большой бумажный топор и посылает его в лес за дровами. Старик идет, делает вид, что рубит дрова.

Появляется медведь в устрашающей позе. Рычит. Старик вступает с медведем в борьбу. Старик взмахивает топором. Медведь роняет из рукава шубы большую рукавицу. Старик хватает ее и убегает. Медведь стоит в удивленной позе.

Один из детей Что же ты, Миша, не догоняешь своего обидчика?

Медведь Нахальный какой дед попался! Хвать лапу — и побежал. Даже неудобно как-то с ним связываться. Да я и неуклюжий.

Другой из детей А я слышал, что даже от тяжело раненого медведя убежать невозможно. Это свирепый, могучий, стремительный и беспощадный зверь.

Медведь. А я же сказочный.

Один из ребят. А разве в сказке медведь не настоящий?

Медведь Настоящий! Конечно, настоящий. Именно таким меня и представляли ваши далекие предки. Сделаю-ка я себе пока липовую лапу (берет в руки палку) да посмотрю, зачем старику со старухой моя понадобилась, может, они ей скотный двор украсят, меня почитать да уважать будут, как их предки уважали.

Продолжается пантомима

Старик отдает старухе лапу, она ее жадно хватает и кладет в чугунок (или кастрюлю). Старик и старуха пляшут вокруг кастрюли.

Медведь Так вот что он и, негодники, Делать вздумал и! Этого я так не оставлю! Идет, опираясь на палку, и поет песню: Скрипи, нога, Скрипи липовая! И вода-то спит, И земля-то спит, И по селам спят, По деревням спят; Одна баба не спит, Мою шерстку прядет, Мое мясо варит, Мою кожу сушит.

Пантомима продолжается

Медведь подходят к старухе, рычит на нее. Она падает на четвереньки и дрожит. Медведь подходит к старику и рычит на него. Тот тоже падает на четвереньки и дрожит.

Третий из детей Что же это ты, Миша, делаешь?

Медведь Сейчас их есть буду! Я же свирепый зверь!

Четвертый из детей А за что?

Скоморох А! Наверное, зато, что дед тебе лапу отрубил.

Медведь Нет! За это я бы и в лесу с ним расправился.

Пятый из ребят Да ведь в сказке все сказано. Медведь обиделся на то, что старик со старухой собрались съесть его лапу.

Медведь Правильно! Я без лапы силу свою волшебную потеряю. В лесу медведи переведутся.

Скоморох Потапыч! Пожалей ты их, глупых. Пусть они пляской веселой свою оплошность исправят, а вы, ребята, им помогите!

Все пляшут

Игры с медведем проводились в течение всех святок. Главным героем потехи мог быть и настоящий дрессированный медведь, но чаще — человек, наряженный медведем. Он ходил из дома в дом в сопровождении небольшой свиты — Вожатого и «козы». Коза, также как и медведь, у многих народов символизирует плодородие. Коза изредка тоже была настоящей, но чаще всего это был мальчик, по-особому наряженный: он надевал на голову мешок, из которого сверху торчала палка с изображением козьей мордочки с мочальной бородой и деревянными рожками.

Роль такой «козы» в представлении была самая простая: мальчик бил в барабан (барабан могло заменять плетеное лукошко или ведро) или стучал деревянными ложками. «Коза» должна была все время приплясывать, а иногда, пока вся процессия шла из дома в дом, то и припевать:

Ах, коза, ах, коза,

Лубяные глаза!

Тили, тили, тили-бом,

Загорелся козий дом;

Коза выскочила, глаза вылупила,

Таракан дрова рубил,

В грязи ноги завязил.

Или:

Медведь с козою забавлялись

И друг на друга удивлялись.

Увидел медведь козу в сарафане,

А козонька Мише моргнула глазами.

И с этого раза они подружились,

Музыке и пляске вместе научились:

Пошли в услуженье к хозяину жить,

Играть, плясать

И народ веселить.

Святочная медвежья забава состояла как бы из трех частей: представления медведя и его прославления, осмеяния, борьбы вожатого с медведем и «убиения зверя», а затем его «оживления» и общей веселой пляски, в центре которой был «оживший» медведь. Вожатый с «медведем», а иногда и «козой» просили разрешения войти в дом. Почти всегда их с удовольствием принимали. Инсценируя медвежью потеху, можно использовать вначале такую народную приговорку:

Ты позволь-ка нам, хозяин,

В красну горницу войти,

В красну горницу войти,

Слово вымолвити.

Вожатый начинает расхваливать своего подопечного:

А ну-тка, Мишенька Иваныч,

Родом боярыч,

Ходи, ну похаживай,

Говори-поговаривай,

Да не гнись дугой,

Словно мешок тугой.

Да ну поворотись,

Развернись,

Добрым людям покажись.

Затем начинается самое смешное. Ряженый «медведь» по просьбе вожака-скомороха передразнивает действия и поступки людей.

Иногда это недостатки или забавные черты, присущие многим.

Примеры традиционных шуток вожатого и ответных действий медведя

1. А ну-ка, Миша!

Как малые ребята горох воровали; где сухо — тут брюхом, а где мокренько — на коленочках, и покрали, и поваляли горох, и хозяину не оставили.

«Медведь» ползает по полу, ревет, изображая, что ест что-то сладкое.

2. Ну-тка, Мишенька, поклонись честным господам да покажи свою науку, чему в школе тебя пономарь учил, каким разумом наградил. И как красные девицы-молодицы белятся, румянятся, в зеркальце смотрятся, прихорашиваются.

«Миша» садится па пол, трет себе одной «лапой» «морду», а другой вертит перед мордой кукиш.

3. А покажи, Миша, как старые старухи в бане парятся, на полке валяются? А веничком во так! Во как!..

«Медведь» опрокидывается навзничь и, лежа на спине, болтает руками и ногами.

Одна, вишь, угорела, у ней головушка заболела! А покажи-ко, Миша, которо место…

«Медведь» садится на корточки и прикладывает «лапу» то к правому виску, то к левому.

Иногда шутки скомороха и его «медведя» были направлены на поведение конкретных людей, чаще всего присутствующих на самой потехе.

4. А ну-ка, Михайло Иваныч, представьте, как поп Мартын к заутрени не спеша идет, на костыль упирается, тихо вперед продвигается, и как поп Мартын от заутрени домой гонит, что и попадья его не догонит.

5. А как бабушка Ерофеевна блины на масленой печь собралась, блинов не напекла, только сослепу руки сожгла да от дров угорела.

Ах, блиницы, блины!

Современным ребятам лучше всего, используя опыт наших предков, самостоятельно, соблюдая стиль этих прибауток, сочинить «задания» «медведю», пародирующие поступки современных людей, жизнь школы, бытовые явления стремительно меняющегося мира.

Дать точные, исчерпывающие образцы подобных «современных» медвежьих потешек — невозможно. Их должны сочинять сами дети при подготовке праздника в процессе совместной импровизации.

Например:

А ну-ка, покажи, Миша, как ребята резинку жуют, пузыри надувают, прохожих этим пугают.

Или:

Ану-ка, покажи, Потапыч, как красные девицы кинозвездам подражают, мамины туфли на высоких каблуках надевают, а потом спотыкаются и в пыли валяются.

И т. д.

Далее следует так называемая борьба поводыря с медведем. Она носит шуточный, пантомимический характер и начинается со слов вожатого: «А ну-ка, Мишенька! Поборемся».

В постановке школьных представлений можно использовать в «борьбе» современные танцевальные движения и ритмы, а также ироническую имитацию различных видов единоборств.

Бой всегда заканчивается победой вожатого. «Медведь» как мертвый валится на пол. Вожатый пытается сначала «разбудить», а потом «оживить» медведя, приговаривая: «Прибодрись же, Михайло Потапыч, поклонись на все четыре ветра да благодари за почет, за глядение. Ну-ка, разгони народ. Пусть все встанут в хоровод».

Наконец медведь вскакивает и пускается и пляску с вожатым в центре общего хоровода.

Сюжет и приемы святочной медвежьей потехи использовались и в художественной литературе. Ярким примером этого может служить баллада Н. Некрасова «Генерал Топтыгин». Среди ее персонажей вожатый с медведем. События происходят в холодный зимний вечер, очевидно, святочный. («Дело под вечер, зимой, и морозец знатный».).

На первый взгляд, поэт рассказывает о забавном случае, когда по недосмотру ямщика Феди и вожатого Трифона медведю пришлось сыграть роль генерала.

Сценка между медведем, как бы ряженым генералом, барином («видит, ноги в сапогах и медвежья шуба») и испуганным смотрителем превращается у Некрасова в народную святочную потеху с большим количеством зрителей.

Хочет барину помочь

Юркий старичишка;

Тут во всю медвежью мочь

Заревел наш мишка!

И смотритель отскочил:

«Господи помилуй!

Сорок лет я прослужил

Верой, правдой, силой,

Много видел на тракту

Генералов строгих,

Нет ребра, зубов во рту

Не хватает многих,

А такого не видал,

Господи Исусе!

Небывалый генерал,

Видно, в новом вкусе!

Прибежали ямщики,

Подивились тоже;

Видят — дело не с руки,

Что-то тут негоже!

Собрался честной народ,

Все село в тревоге:

«Генерал в санях ревет,

Как медведь в берлоге!»

Трус бежит, а кто смелей,

Те — потехи ради —

Жмутся около саней;

А смотритель сзади.

Струсил, издали кричит:

«В избу не хотите ль?»

Мишка вновь как зарычит…

Убежал смотритель!

Баллада Некрасова написана в стиле святочного рассказа где есть все, что положено: ряженье и медвежья потеха, страшное и смешное, и самое главное веселящийся народ.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Детский фольклорный праздник «Русские святки» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я